Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В КАЗАХСТАНЕ'

РОЛЬ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В КАЗАХСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационное общество / информационно-коммуникационные технологии / контент-анализ / информация / индекс сетевой готовности / information society / information and communication technologies / content analysis / information / network readiness index
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В КАЗАХСТАНЕ»

VII International Research and Practice Conference-Biennale «System Analysis in Economics-2022»

"HRONOECONOMICS". SPECIAL ISSUE

THE ROLE OF THE INSTITUTE OF EDUCATION IN FORMING THE INFORMATION SOCIETY IN KAZAKHSTAN

РОЛЬ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В КАЗАХСТАНЕ

GULSIM K. SAGITOVA 1 ORCID 0000-0001-7938-0146

Гульсим Кадыровна Сагитова 1

1 Narxoz University, Almaty, Republic of Kazakhstan 1 Университет Нархоз, Алматы, Казахстан

Keywords: information society, information and communication technologies, content analysis, information, network readiness index

The article discusses the impact of the institution of education on the formation of the information society and economic potential in Kazakhstan, as well as the current state of the information society in the country. The problems of the formation and development of the information society in Kazakhstan are analyzed, the main directions of research in this area are outlined.

In the modern world, information has played a special role in the development of human potential. The increase in the amount of information has led to information revolutions. Any information revolution at each stage solves its own problems, the solution of which leads to a certain social progress. At the present stage, all advanced countries have begun to realize that without an efficiently functioning information system and advanced research in the field of new technologies, it is impossible to maintain a strong position in world markets and maintain a strong position in the world economic system [1].

At present, the world economy has a global character. The ability and opportunity to effectively operate information about all types of economic activity, which is based primarily on knowledge, determine the level of competitiveness of an economy. At the same time, in the modern world economy, countries can be grouped according to the following principle: states with an information economy and industrial ones. The dependence of countries on each other is based on the information or technological lag, and the import of relevant goods or services by any country can only aggravate its dependence and position in the world economy, which proves the current situation of Russia, which has worsened by the sanctions of Western countries. Therefore, the oppurtunity and ability of the state to implement an effective national innovation system is important in this matter.

The purpose of the study is to identify the degree of influence of the education system on the formation of the information society in the Republic of Kazakhstan and the extent to whichthis topic has been studied in scientific publications using quantitative methods and content analysis.

Ключевые слова: информационное общество, информационно-коммуникационные технологии, контент-анализ, информация, индекс сетевой готовности

В статье обсуждается влияние института образования на формирование информационного общества и экономического потенциала в Казахстане, а также текущее состояние информационного общества в стране. Проанализированы проблемы формирования и развития информационного общества в Казахстане, изложены основные направления исследований в этой области.

В современном мире особую роль в развитии человеческого потенциала сыграла информация. Увеличение объема информации привело к информационным революциям. Любая информационная революция на каждом этапе решает свои задачи, решение которых приводит к определенному социальному прогрессу. На современном этапе все передовые страны стали осознавать, что без эффективно функционирующей информационной системы и передовых исследований в области новых технологий невозможно удержать прочные позиции на мировых рынках и сохранить достойное место в мировой экономической системе [1].

В настоящее время мировая экономика имеет глобальный характер. Умение и возможность результативно оперировать информацией обо всех видах экономической деятельности, которая основывается, прежде всего, на знаниях, определяют уровень конкурентоспособности той или иной экономики. В то же время в современной мировой экономике страны можно сгруппировать по следующему принципу: государства с информационной экономикой и индустриальные. Зависимость стран друг от друга происходит по причине информационного либо технологического отставания, причем импорт соответствующих товаров или услуг какой-либо страной может только усугубить ее зависимость и положение в мировой экономике, что доказывает нынешнее положение России, которое ухудшилось санкциями западных стран. Поэтому важным в этом вопросе является возможность и способность государства реализовывать действенную национальную инновационную систему.

Цель исследования - выявить степень влияния системы образования на формирование информационного общества Республике Казахстан и степень изученности данной тематики в научных публикациях с использованием количественных методов и контент-анализа.

224

VIIМеждународная научно-практическая конференция «Системный анализ в экономике-2022» _«ХРОНОЭКОНОМИКА». СПЕЦВЫПУСК_

Sagitova G. K.

The Role of the Institute of Education in Forming the Information Society in Kazakhstan

Methodology — the study was conducted using the abstract-logical method, methods of content analysis, sys-tematization, classification.

Originality / relevance of the research. The scientific novelty of this study is related to the use of qualitative characteristics to assess the impact of the education system on the formation of the information society in the country. The results of the study — the use of content analysis in the education system reflected the lack of knowledge of scientific publications in the formation of the information society. This analysis requires the need for a comprehensive study and research of this problem in the field of education.

Методология - исследование проводилось с использованием абстрактно-логического метода, приемов контент-анализа, систематизации, классификации.

Оригинальность / ценность исследования. Научная новизна данного исследования связана с использованием качественных характеристик для оценки влияния системы образования на формирование информационного общества в стране. Результаты исследования - применение контент-анализа в системе образования отразило малоизученность научных публикаций при формировании информационного общества. Данный анализ требует необходимость всестороннего изучения и исследования этой проблемы в сфере образования.

1. Kulymin V. V. Irfoma1sicnnaya revdyutsiya // Bcl'shaya rcssiiskaya en1si-klopediya. URL: hHps://big;nc.nu'lEchnclcgy_and_lEchnique'1ext/20l5889 (dala cbrashdhaiiya 16.042022).

2. Model' analiza pyati kcnkurentnykh sil Maika Pcrtaa. [Ekktamyi rasurs] / Rezzhim dcstupa h11p://pdwenзn^ndirlg^/biznesгanaliz/pcr1a'-mcdel/

3. Freeman S. Technclcgical Hastructure and Ihtema1icnal Competitiveness: Reprint crigmaTnoi stati dlya korlelen1sii GLOBELDKS, razmeshchennyi na Internet saite h11p://redesistie.uiri.br/glcbelids/pdis/GLOBELICS_0079_Fieeman.pdf

4. Khaiek F. A. Individualizm i ekcncmidheski poyadck. Perevcd na russkii yazyk. — M, 2000. // Hekhm-naya publi-ka-tsiya: Tsentr guma-nitar-nykh tekhno-logi.—20.042012. URL h11ps://glmarket.ni/library/basis/6143/6144

5. ShumpeterL «Ekonomidheskietsikly». - M: «Neon» 1996.

6. Baizakov S. Edinaya tekhnccgiya upravleniya ekcncmikoi: prin1sipy postoeniya i prkkadnye instrumenty analiza // Evraziiskaya Ekcncmidheskaya Integratsiyai. 2012. №3 (16). URL https://cyberlemrlka.nl/arlicle/n/edirla5^г 1ehndlclgiylгupn^vlerliyl-ekcncmikdy-pnn1sipy-pclsln:lerliyl-i-pnlkladryeг ins1nimen1y-araliza (data obrashdhemya: 01.05.2022).

7. Kleiner G.B. Sistemnaya ekcncmika: shagi razvitiya: Mcncgrafiya / G.B. Kleiner. Prediskcvie akademika VL. Makanova - Izdatel'skii dcm «NAUChNAYa BIBLIOTEKA», 2021. -746 s.

8. Reitng natsicnal'nykh sistem vysshegc cbrazcvaniya 2020. Ele^lronrryi resins: hflps//universitas21 .dcmwha-wa<kУu21-rankingSu21-ranking-naticnal-higher-educaticn-systems-2020

9. Crganizatsiya ekcncmidhesklcgd so1rndnidhestva i razvitiya. Elekkrcnnyi resins: h11ps://www.ciedd.cig/general/38464001.pdf

10. Hektrcnnyi pcrtal kcmpanii Gartner. Elektronnyi resins: h11ps://www.gai1ner.dctn/en

11. Vsemirnyi ekcncmidheskii foum: Indeks setevci gctcvhosti 2020 goda Elekionnyi resurs: h11p//www.woridbankcIg/edalllssian/.

12. Indeks setevci gotovncsti / Gumanitamyi po1al: Isdedcvaniya [Hektrcnnyi resins] // Tsen1r gumanitarnykh tekhnccgii, 2006-2022 (posledhyaya redakfei-ya: 09.03.2022). URL: h11ps://gtmarket.nJ/ratngs'hetwoIked-Ireadiness-index

13. Pcpov E.V, Setevye ekcncmidheskie vzaimcdeistviya: mcncgrafiya / E.V. Pcpcv ; otv. Red. V.L Makancv. - 2-e izd, per. i dcp. - M. : Izdatefstvo Yurait, 2019. - 169 s. - (Seriya : Aktuahye mcncgrafi).

14. Trendy tefncvcgc obrazcvaniya. / Materialy vebinanov, besed i issleddva]rii Yurait Akademii. Vypusk 2. Zimnyaya shkda prepcdavatelya 2021 / A A Salcncv [i dr.]; sostavM' A. A. Safcmv, E. T. Kckaya, A. A. Krasyuk, P. A Chastcva. - Mcskva: Izdatel'stvo Yurait, 2021. -93 c.

15. Kcbleva A. L. Razvitie dheTdvedhesklCgd kapitala v sfere cbrazcvaniya. / uchebnce pcscbie dlya vuzcv. - Mcskva : Izdatel'stvc Yurait, 2021. - 153 c.

16. Dede C. Immersive ih1enlades fcr engagement and learning // Science. 2009. 323(5910). P. 66-69

17. Guz N. A. Trendy tgfrcvizatsgi vysshego cbrazcvaniya // MNKO. 2020. No2 (81). URL: h11ps://dyberlehihka^alrtidle/h/1rehdy-1silrdvizatsii-vysshegc-cbrazcvaniya (data cbrashdheniya: 04.05.2022)

18. Razvitie vysshego obrazcvaniya i ekcncmika znanii : mcncgrafiya / I.S. Kalehyuk, O.V. Kuklin - Kiev : Znaniya, 2012. -343 s. - (Sovremetmaya nau-ka).

19. Anisovets T.A Ekcncmika cbrazcvaniya i obrazcvaterhcgc uchrezhdemya. / udhebhd■metcldidheskce pcscbie. - SPb.: Otdel cpeIalivhd pcligrafii NIU VShE, 2019. - 180 c.

;es / Библиография

1. Кулямин В. В. Информационная революция // Большая российская энциклопедия.

2. Модель анализа пяти конкурентных сил Майкла Портера. [Электронный ресурс]

3. Freeman С. Technological Infrastructure and International Competitiveness: Репринт оригинальной статьи для конференции ГЛОБЕЛИКС

4. Хайек Ф. А. Индивидуализм и экономический порядок. Перевод на русский язык. — М., 2000. // Электронная публикация:Центр гуманитарных технологий. — 20.04.2012.

5. Шумпетер Й. «Экономические циклы». — М: «Неон» 1996.

6. Байзаков С. Единая технология управления экономикой: принципы построения и прикладные инструменты анализа //Евразийская Экономическая Интеграция. 2012. №3 (16).

7. Клейнер Г.Б. Системная экономика: шаги развития: Монография / Г.Б. Клейнер. Предисловие академика В.Л. Макарова. -Издательский дом «НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА», 2021. - 746 с.

8. Рейтинг национальных систем высшего образования 2020. Электронный ресурс

9. Организация экономического сотрудничества и развития. Электронный ресурс

10. Электронный портал компании Gartner. Электронный ресурс https://www.gartner.com/en

11. Всемирный экономический форум: Индекс сетевой готовности 2020 года. Электронный ресурс http://www.worldbank.org/eca/russian/

12. Индекс сетевой готовности / Гуманитарный портал: Исследования [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий,2006-2022 (последняя редакция: 09.03.2022). URL: https://gtmarket.ru/ratings/networked-readiness-index

13. Попов Е.В., Сетевые экономические взаимодействия: монография / Е.В. Попов ; отв. Ред. В.Л. Макаров. - 2-е изд., пер. идоп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 169 с. - (Серия : Актуальные монографии).

14. Тренды цифрового образования. / Материалы вебинаров, бесед и исследований Юрайт. Академии. Выпуск 2. Зимняяшкола преподавателя 2021 / А. А. Сафонов [и др.]; составитель А. А. Сафонов, Э. Т. Кокая, А. А. Красюк, П. А. Частова. -Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 93 c.

15. Коблева А. Л. Развитие человеческого капитала в сфере образования. / учебное пособие для вузов. — Москва:Издательство Юрайт, 2021. - 153 c.

16. Dede C. Immersive interfaces for engagement and learning // Science. 2009. 323(5910). P. 66-69

17. Гузь Н. А. Тренды цифровизации высшего образования // МНКО. 2020. No2 (81). URL https://cyberleninka.ru/article/n7trendy-tsiirovizatsii-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 04.05.2022)

18. Развитие высшего образования и экономика знаний: монография / И.С. Каленюк, О.В. Куклин - Киев: Знания, 2012. - 343 с.- (Современная наука).

19. Анисовец Т.А. Экономика образования и образовательного учреждения. / учебно-методическое пособие. — СПб.: Отделоператив-ной полиграфии НИУ ВШЭ, 2019. - 180 c.

225

Сагитова Г. К.

Роль института образования в формировании информационного общества в Казахстане

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.