УДК 347.1
DOI: 10.18384/2310-6794-2018-1-71-78
будущее информационного права: новые подходы
Рассолов ИМ.
Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9, Российская Федерация
Аннотация. Автор раскрывает новые аспекты развития информационного права в условиях современного общества, при этом сделан акцент на становление информационного права как комплексной отрасли права, а также как юридической науки и учебной дисциплины, которая должна преподаваться в вузах при подготовке современного юриста. В статье обращается внимание на институционализацию этой отрасли права, говорится о новой информационной культуре общества и даже о становлении нового по качеству правового сознания общества. Проведено исследование сущности информационного права. В результате анализа общественных отношений, которые могут быть урегулированы указанной областью права, выявлено десять отношений, которые, по мнению автора, должны входить в предметную область информационного права. Даны рекомендации юристам и преподавателям вузов по важным аспектам обучения в рамках указанной науки.
Ключевые слова: информационное право, тенденции развития информационного права, система информационного права, информационная культура, блогеры, сайт, Интернет и право.
the future of information law: new approaohes
I. Rassolov
Kutafin Moscow State Law University (MSAL) 9, Sadovaya-Kudrinskaya st., Moscow, 125993, Russian Federation
Abstract. The author reveals new aspects of the development of information law under the conditions of modern society putting an emphasis on the formation of information law as an integrated branch of law, as well as a legal science and academic discipline that should be taught at law faculties of the universities. The article highlights the institutionalization of this branch of law, new information culture of the society and emergence of its new, in terms of quality, legal consciousness. The nature of information law has been studied and ten relationships that could be regulated by this law have been identified. Recommendations are given to lawyers and university professors on important aspects of information law education.
Key words: information law, trends in the development of information law, the system of information law, information culture, bloggers, website, the Internet and law.
© CC BY Рассолов И.М., 2018.
tzv
Анализ показывает, что на сегодняшний день можно выделить следующие тенденции развития информационного права как отрасли права и формирующейся юридической науки. Обозначим некоторые из них.
За последние годы в нашей стране приняты важные программные документы по информационному обществу и цифровой экономике. Все они носят характер подзаконных нормативных актов. В частности, речь идёт о распоряжении Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации"» [10], Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 г., утверждённой указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 [14], Государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утверждённой постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313 [8]. Эти программные документы рассчитаны на создание экосистемы цифровой экономики и построение до 2025 г. информационного общества в нашей стране. Как отметил Президент РФ В.В. Путин в своей речи на Петербургском международном экономическом форуме 2017 г., «намерены кратно увеличить выпуск специалистов в сфере цифровой экономики, а по сути нам предстоит решить более широкую задачу, задачу национального уровня - добиться всеобщей цифровой грамотности» [9]. Для этого будет необходимо серьёзно усовершенствовать систему образования на всех уровнях: от школы до высших учебных заведений. И конечно, развернуть программы об-
учения для людей самых разных возрастов.
В этой связи происходит последовательное расширение понятийного аппарата отрасли информационного права, причём как в Российской Федерации, так и в других странах. Наблюдается процесс обогащения и последовательного закрепления в нормативных правовых актах новых понятий.
Это касается таких категорий, как "цифровая экономика", "экосистема цифровой экономики", "технологически независимые программное обеспечение и сервис", "информационное общество", "интернет-вещи", "информационное пространство", "общество знаний", "облачные вычисления", "обработка больших объёмов данных", "туманные вычисления", "сети связи нового поколения", "инфраструктура электронного правительства", "информационная инфраструктура Российской Федерации", "информационная безопасность Российской Федерации", "средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента".
Во-первых, следует признать, что информационное право относится к современным отраслям права и потому может вызывать неоднозначные трактовки и подходы. Именно в его недрах формируется и новый понятийный аппарат, который затем не только используется законодателем, но и становится основой нашей профессиональной или даже обыденной речи.
Совсем недавно в наше законодательство были имплантированы такие категории, как "поисковая система", "оператор поисковой системы", "бло-гер", "доменное имя", "инсайдер", "ин-
сайдерская информация", "организатор распространения информации в сети Интернет", "сетевой адрес", "сетевое издание", "провайдер хостинга", "единая система идентификации и аутен-
Ф» « « »
икации , электронный документ , "электронные денежные средства", "информационная продукция", "оборот информационной продукции", "классификация информационной продукции", "информационная услуга", "информационная безопасность детей", "информация порнографического характера". Однако многие понятия пока ещё не находят своего закрепления в современном российском законодательстве (например, это касается таких категорий, как "электронная торговля", "электронная экономическая деятельность", "спам", "киберпреступность", "киберпреступление", "смарт-контракт (сетевой договор)".
Во-вторых, предыдущий этап развития экономики характеризовался постепенным разворотом государственной политики от развития четвёртого сектора экономики к реин-дустриализации. На сегодняшний момент речь идёт о подготовке к следующей трансформации, которая связана с грядущей промышленной революцией и новым экономическим укладом. Мы живём в то переходное время, которое можно условно назвать периодом "технологической разминки", а точнее, в эпоху пятой информационной революции (после технологических сдвигов в сфере письменности; книгопечатания; использования электричества; микропроцессорной революции). В мире всё очевиднее уменьшается спрос на углеводородное сырье. Из-за вводимых в отношении России санкций и ограничений мы видим, как
разворачиваются к нам спиной многие страны (например, Китай постепенно переориентируется на американский газ; Индия активно закупает вооружение у других государств и др.). В этой связи на государственном уровне принято решение о развороте в сторону цифровой экономики. Этот процесс сможет: 1) повысить конкурентоспособность страны; 2) увеличить слабую производительность труда (на сегодняшний день производительность труда российского строителя в двадцать раз меньше американского, в шесть раз меньше европейского); 3) перевооружить нашу промышленность и подготовить новые кадры. Представляется, что в ближайшие пять лет приоритетным будет именно второй, третий и четвёртый сектор экономики. Особое значение отводится именно информационному сектору. Можно прогнозировать повышенное внимание законодателя к следующим институтам информационного права: институту информационной безопасности; институту интернет-права; институту правового регулирования электронного документооборота; институту рассмотрения информационных споров и др. [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 11; 12; 13].
Даже современные вузы приобретают новые особенности в своей образовательной деятельности, тяготея к новой модели, названной «вуз 3.0» и даже «вуз 4.0». Указанные модели смогут эффективно существовать только в условиях цифровой экономики, когда учебное заведение становится центром новых стартапов в бизнесе, центром ведущих консалтинговых услуг в экономике. В его недрах зарождаются новые научные теории, получают развитие суперсовременные науки.
В современных условиях наблюдается система интеграции научных, кадровых проектов с ведущими предприятиями, сопряжёнными с цифровой экономикой, что нуждается в дополнительном правовом регулировании. Наблюдается система синергии смешанного обучения, цифровизации и развития науки. Информационное право развивается в условиях конкурентной системы, обеспечивающей свои преимущества за счёт притока талантов и развития творческого потенциала человека.
В-третьих, анализ показывает, что в информационной сфере общества возможна ещё одна трансформация от всеобщей компьютеризации к цифровому праву (по принципу: компьютеризация - информатизация -цифровизация). Переход на цифру в ближайшие десятилетия станет основным лейтмотивом новых технологических сдвигов в сфере экономики. И это в первую очередь касается правовой деятельности (деятельности нотариусов, юрисконсультов, банковских юристов). Речь также идёт о формировании цифрового права как подотрасли информационного права. Основными сквозными цифровыми технологиями в сфере цифровой экономики будут:
- большие данные;
- нейротехнологии и искусственный интеллект;
- системы распределённого реестра;
- квантовые технологии;
- новые производственные технологии;
- промышленный Интернет;
- компоненты робототехники и сенсорика;
- технологии беспроводной связи;
- технологии виртуальной и дополненной реальностей.
В-четвертых, можно выделить пристальное внимание со стороны государств к информационной безопасности, противодействию информационным войнам и кибернетической преступности. Тема информационной безопасности стала основной на последнем совещании Совета НАТО, а также важной темой повестки Саммита глав государств и правительств Европейского Союза (пока 28 стран). Важное значение эта тема имеет и в США, и в России.
В-пятых, находит последовательное закрепление в учебных планах вузов дисциплина "Информационное право", а также введение в обучение смежных с этой дисциплиной спецкурсов. Во многих ведущих юридических вузах введены такие дисциплины, как "Правовое регулирование электронной коммерции", "Правовое обеспечение технологии блокчейна", "Правовое обеспечение систем искусственного интеллекта", "Правовые основы информационной деятельности". Открыта единственная в стране магистерская программа "¡Т-Ь^". В настоящее время можно отметить повышенное внимание экономических и юридических вузов страны к дисциплинам, связанным с различными институтами информационного права. Среди них можно назвать: "Правовое обеспечение информационной безопасности", "Интернет-право", "Правовое регулирование отношений в сфере электронного документооборота", "Правовые проблемы электронной торговли", "Интернет-право и интеллектуальная собственность". Что касается дисциплины "Информационное
vzv
право" для юристов, в основном этот курс относиться к вариативной части учебной программы или читается во многих вузах страны как дисциплина по выбору студентов.
В-шестых, ещё одной важной темой является актуализация науки информационного права. Среди важных тенденций развития науки можно отметить:
1) последовательное формирование предметной области информационного права. Здесь можно выделить десять общественных отношений, входящих в предмет исследуемой отрасли:
- отношения по международному информационному обмену;
- отношения по реализации основных информационных прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства в информационной сфере;
- отношения в сфере организации и деятельности средств массовой информации;
- интернет-отношения, а также отношения в области связи и массовых коммуникаций;
- отношения в сфере электронного документооборота;
- отношения в сфере электронной торговли и ведения предпринимательской деятельности с использованием информационных технологий;
- отношения по обработке персональных данных;
- отношения в сфере библиотечного дела, архивного дела;
- отношения в сфере обеспечения информационной безопасности России;
- отношения по рассмотрению информационных споров.
2) выделение семи институтов анализируемой отрасли (института интернет-права, института правово-
го регулирования электронного документооборота, института правового регулирования электронной торговли, института обработки персональных данных, института правового обеспечения информационной безопасности; института рассмотрения информационных споров, института информационных технологий в сфере интеллектуальных прав);
3) формирование двух подотраслей в системе отрасли информационного права: подотрасли медиа-права и подотрасли цифрового права.
Итогом этого анализа может явиться анализ ещё одной тенденции, которая напрямую связана с формированием новой системы ценностей и интересов субъектов глобального информационного общества. На сегодняшний день можно отметить преобладание в системе ценностей именно групповых и общечеловеческих, что устойчиво ведёт к появлению новой информационной субкультуры. Точкой роста подобной трансформации выступят системы искусственного интеллекта и нейронные сети. Впервые в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. [11] были сформулированы национальные интересы в информационной сфере, среди которых можно отметить:
- развитие человеческого потенциала;
- обеспечение безопасности граждан и государства;
- повышение роли РФ в мировом гуманитарном и культурном пространстве;
- развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан и организаций, органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления;
- повышение эффективности го- - формирование цифровой эконо-
сударственного управления, развитие мики.
экономики и социальной сферы;
ЛИТЕРАТУРА
1. Амелин Р.В. Правовой режим государственных информационных систем: монография / под ред. С.Е. Чаннова. М.: ГроссМедиа, 2016. 338 с.
2. Бачило И.Л. Информационное право: учеб. для академического бакалавриата. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2017. 419 с.
3. Ковалева Н.Н. Административно-правовое регулирование использования информационных технологий в государственном управлении: автореф. дис. ... док. юрид. наук. Саратов, 2017. 54 с.
4. Макаров О.С. Правовое обеспечение информационной безопасности на примере защиты государственных секретов государств - участников Содружества независимых государств: автореф. дис. ... док. юрид. наук. М., 2013. 52 с.
5. Певцова Е.А. Теория правосознания молодежи: современные правовые аспекты // Гражданин и право. 2007. № 3. С. 9-21.
6. Певцова Е.А., Соколов Н.Я., Певцова Н.С. Мотивация юридической деятельности в условиях электронного государства: российский и зарубежный опыт // Политика, экономика и право в социальной системе общества: новые вызовы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции. Феодосия, 4-6 мая 2016 г. Феодосия, 2016. С. 155-158.
7. Осипенко О.В. Информационные права акционеров: новеллы корпоративного законодательства // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2018. № 2 (197). С. 82-89.
8. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 17.02.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)"» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_162184 (дата обращения: 28.02.2018).
9. Путин поставил задачу добиться в РФ всеобщей цифровой грамотности [Электронный ресурс] // ТАСС: [сайт]. [02.06.2017]. URL: http://tass.ru/pmef-2017/articles/4307379 (дата обращения: 28.02.2018).
10. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации"» // Гарант: информационно-правовой портал [сайт]. URL: http://base.garant.ru/71734878/ (дата обращения: 28.02.2018).
11. Рассолов И.М. Информационное право: учеб. и практикум для академического бакалавриата. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2017. 346 с.
12. Сухотин С.О. Организационно-правовые основы использования информационных технологий в образовательной сфере: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2014. 22 с.
13. Туликов А.В. Информационная безопасность и права человека в условиях постиндустриального развития (теоретико-правовой анализ): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017. 24 с.
14. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // Гарант: информационно-правовой портал. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570 (дата обращения: 28.02.2018).
REFERENCES
1. Amelin R.V. Pravovoi rezhim gosudarstvennykh informatsionnykh sistem [Legal Regime of
Public Information Systems]. Moscow, GrossMedia Publ., 2016. 338 p.
2. Bachilo I.L. Informatsionnoe pravo [Information Law]. Moscow, Yurait Publ., 2017. 419 p.
3. Kovaleva N.N. Administrativno-pravovoe regulirovanie ispol'zovaniya informatsionnykh tekhnologii v gosudarstvennom upravlenii: avtoref. dis. ... dok. yurid. nauk [Administrative and Legal Regulation of the Use of Information Technology in Public Administration: Abstract of Doctoral Thesis in Law]. Saratov, 2017. 54 p.
4. Makarov O.S. Pravovoe obespechenie informatsionnoi bezopasnosti na primere zashchity gosudarstvennykh sekretov gosudarstv: avtoref. dis. ... dok. yurid. nauk [Legal Insurance of Information Security by Example of the Protection of State Secrets: Abstract of Doctoral Thesis in Law]. Moscow, 2013. 52 p.
5. Pevtsova E.A. [The Theory of Legal Consciousness of Young People: Contemporary Legal
Aspects]. In: Grazhdanin i pravo [Citizen and Law], 2007, no. 3, pp. 9-21.
6. Pevtsova E.A., Sokolov N.Ya., Pevtsova N.S. [Motivation of Legal Activities in the Context of
E-Government: Russian and Foreign Experience]. In: Politika, ekonomika ipravo vsotsial'noi sisteme obshchestva: novye vyzovy i perspektivy: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Feodosiya, 4-6 maya 2016 g [Politics, Law and Economics in the Social System: New Challenges and Prospects: The Proceedings of International Theoretical and Practical Conference, Feodosiya, May 4-6, 2016]. Feodosiya, 2016, pp. 155-158.
7. Osipenko O.V. [Information Rights of Shareholders: Novations of Corporate Law]. In: Imushchestvennye otnosheniya v Rossiiskoi Federatsii [Property Relationships in the Russian Federation], 2018, no. 2 (197), pp. 82-89.
8. [Resolution of the Government of the Russian Federation dated 15.04.2014 no. 313 (ed. on
17.02.2018) "On Approval ofthe State Program ofthe Russian Federation "Information Society (2011-2020)"]. In: Konsul'tantPlyus: spravochnaya pravovaya sistema [ConsultantPlus: Reference Legal System]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_162184 (accessed: 28.02.2018).
9. [Putin Has Set a Task to Achieve Total Digital Literacy in Russia]. In: TASS, 02.06.2017. Available at: http://tass.ru/pmef-2017/articles/4307379 (accessed: 28.02.2018).
10. [The Decree of the RF Government dated 28.07.2017 no. 1632-p "On Approval of the Programme "Digital Economy of the Russian Federation"]. In: Garant: informatsionno-pravovoi portal [Garant: Information and Legal Portal]. Available at: http://base.garant. ru/71734878 (accessed: 28.02.2018).
11. Rassolov I.M. Informatsionnoe pravo [Information Law]. Moscow, Yurait Publ., 2017. 346 p.
12. Sukhotin S.O. Organizatsionno-pravovye osnovy ispol'zovaniya informatsionnykh tekhnologii v obrazovatel'noi sfere: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. [Legal Bases for the Use of Information Technologies in Education: Abstract Of PhD Thesis in Law]. Moscow, 2014. 22 p.
13. Tulikov A.V. Informatsionnaya bezopasnost'iprava cheloveka v usloviyakhpostindustrial'nogo razvitiya (teoretiko-pravovoi analiz): avtoref. dis.... kand. yurid. nauk. [Information Security and Human Rights in the Conditions of Postindustrial Development (Theoretical and Legal Analysis): Abstract of PhD Thesis in Law]. Moscow, 2017. 24 p.
14. [The Decree of the President of the Russian Federation dated 09.05.2017 no. 203 "On the Strategy of Information Society Development in the Russian Federation for the Years 2017-2030"]. In: Garant: Informatsionno-pravovoi portal [Garant: Information and legal portal]. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570 (accessed: 28.02.2018).
vzv
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Рассолов Илья Михайлович - доктор юридических наук, профессор кафедры правовой информатики Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА); e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Ilya M. Rassolov - Doctor of Law, professor at the Department of Legal Informatics, Kutafin Moscow State Law University (MSAL); e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ Рассолов И.М. Будущее информационного права: новые подходы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2018. № 1. С. 71-78. DOI: 10.18384/2310-6794-2018-1-71-78
FOR CITATION
Rassolov I.M. The Future of Information Law: New Approaches. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Jurisprudence, 2018, no. 1, рp. 71-78. DOI: 10.18384/2310-6794-2018-1-71-78