ровка (психологические), массаж, самомассаж, вибромассаж (физиологические)) в повышении уровня профессиональных компетенций педагога физической культуре: разработанная нами экспериментальная технология использования аппаратов биомеханической стимуляции оказалась значительно эффективнее общепринятой методики, что подтверждается резуль-
татами прироста максимальной статической силы на 13.5% (Р<0.05) (среднее значение по результатов серии экспериментов), максимальной динамической - на 15.5% (Р<0.05) (среднее значение по результатов серии экспериментов) у студентов экспериментальной группы, в то время, как у контрольной группы достоверного прироста не обнаружено.
Библиографический список
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, принятая распоряжением Правительства Российской федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р. - М.: Юрид. лит., 2001.
2. Артюшенко, А.Ф. О подготовке учителей физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 1989. - № 10.
3. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1978.
4. Бальсевич, В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) // Теория и практика физкультуры. - 1991. - № 7.
5. Бальсевич, В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 4.
6. Матвеев, Л.П. Теория и практика физического воспитания / Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - Т. 1.
7. Николаев, Ю.М. К проблеме развития теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 8.
8. Николаев, Ю.М. Теория физической культуры, базовые концепции и основополагающий категориальный аппарат // Теория и практика физ.культуры. - 2002. - № 3.
9. Философский энциклопедический словарь.-Минск: Наука и техника, 1989.
10. Методы системного педагогического исследования / под ред. Н.В. Кузьминой. - Л.: СЛП, 1980.
11. Николаев, Ю.М. К проблеме развития теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 8.
12. Колесникова, И. А. Образование как фактор изменения человека // Образование: будущее России и человечества. - СПб., 1993.
13. Фролов, И.Т. Перспективы человека. Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения / И.Т. Фролов. - М.: Политиздат, 1983.
14. Кедров, М. М. О синтезе наук // Вопросы философии. - 1973. - № 3.
15. Степин, В.С. Теоретическое знание / В.С. Степин. - М.: Прогресс-Традиция, 2000.
16. Введение в теорию физической культуры: учебное пособите для институтов физической культуры / под ред. Л.П. Матвеева. - М.: Физкультура и спорт, 1983.
17. Основы теории и методики физической культуры: учебник для техн. физ. культуры / под ред. А. А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1986.
18. Выдрин, В.М. Физическая культура и её теория // Теория и практика физической культуры. - 1986. - № 5.
Статья поступила в редакцию 12.06.09
УДК 377.100.17
В. Ф. Косинова, канд. пед. наук, доц., директор ФГОУ СПО Барнаульского торгово-экономического колледжа, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КОЛЛЕДЖА
В работе раскрыта сущность инновационной деятельности применительно к образовательным учреждениям; представлен практический опыт по повышению эффективности дистанционного обучения и непрерывного образования через внедрение инноваций.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инновационные процессы, педагогические инновации, дистанционное обучение, непрерывное образование.
Многообразие, разнонаправленность и разнохарактерность инновационных процессов в системе образования по-прежнему остаются объектом учёных и практиков. Инновационные процессы в обществе по-своему естественны, объективны и составляют необходимый элемент развития. Их естественность и объективность связаны с тем, что в любой, даже самой идеально организованной социальной системе, по различным причинам накапливаются противоречия, проблемы, которые достигают различного уровня интенсивности.
Как объект исследования и инструмент преобразований действительности, инновации изучаются в рамках отдельной науки - инноватики, внутри которой сложились относительно самостоятельные исследовательские направления: выработка понятийно-категориального аппарата, разработка и распространение новшеств, механизмы их адаптации к среде и влияние среды на инновационные процессы, отраслевая специфика инноваций и т.д.
Инновационные процессы, в какой бы сфере они не реализовывались, представляют собой открытые системы, подверженные воздействиям внешней среды. Понять природу, сущность функций системы невозможно без изучения и учёта особенностей той среды, в которую она включена и в которой функционирует, что, в свою очередь, предполагает анализ системы с более широких позиций.
Средой инновационных процессов в нашем исследовании выступает система дополнительного профессионального
образования Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Барнаульский торгово-экономический колледж» (ФГОУ
СПО «БТЭК»), а инновации - часть инновационных процессов в системе образования в целом.
Основная характеристика эффективности функционирования любой системы, в том числе и образовательной, в настоящее время определяется через развитие, т.е. направленное, закономерное изменение, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта - его состава и структуры.
Понятие «развитие» обычно связывают с позитивными изменениями, с прогрессом. Прогресс - направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. В образовательных учреждениях данное развитие напрямую связано с инновационной деятельностью.
Понятие «инновационная деятельность» применительно к образовательным учреждениям может быть интерпретировано как преобразование содержания образования, организационно-технологических основ образовательного процесса, условий его осуществления (кадровых, материальных и других), направленное на повышение качества образования, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития обучаемых. Определение основных направлений инноваций должно исходить из представления о задачах и
функциях образовательной системы и комплексного анализа проблем, существующих в данной сфере.
Теоретико-методическую основу исследования составили:
- на философском уровне: диалектический метод познания (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин и др.); принцип исторического и логического познания (Ю.К. Бабанский, Ф.Ф. Королев, З.И. Равкин и др.), детерминизма - взаимозависимости и взаимообусловленности явлений и процессов;
- на общенаучном уровне: системный подход (З.А. Абасов, И.В. Блауберг, Н.В. Кузьмина, А.И. Усмов, Э.Г. Юдин); мотивационный программно-целевой подход (И.К. Шалаев и др.);
- основы общей и педагогической инноватики (Е.П. Гребнев, Н.И. Лапин, И. Перлаки, К. Ангеловски, В.И. Загвя-зинский, Т.И. Шамова, П.Г. Щедровицкий, Н.Р. Юсуфбекова и др.).
Инновационные процессы являются частным случаем проявления закона «перехода количественных изменений в качественные». Накопление определенных новшеств в компонентах системы детерминирует ее переход в новое качественное состояние, а система приобретает иные системные свойства.
Разработка, внедрение и использование в образовательной практике различных педагогических новшеств, их количество и качественное разнообразие привели к необходимости вычленения в деятельности педагогических систем особой области - области реализации инновационных процессов, новой области знания - педагогической инноватики.
Характерной особенностью деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования (СПО) на современном этапе является стремительное внедрение новаторского подхода в обучение и воспитание обучающихся. Изучение, обобщение, освоение зарубежного и отечественного опыта образования, появление на их базе различных экспериментальных площадок, технологий, методик и т. д.
- всё это связано с инновацией. Остановимся более подробно на некоторых понятиях тесно связанных с «инновацией» и « инновационной деятельностью».
Понятие "инновация" впервые появилось в работах культурологов в начале XIX века. Оно означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Как правило, при этом речь шла об инфильтрации европейских обычаев и способов организации социальной среды жизни Запада в традиционные азиатские и африканские общества. В дальнейшем это понятие приобрело более широкое значение и статус научной категории, появилась даже особая наука - инноватика
[1]. Инноватика - это наука о создании, освоении и распространении разных типов новшеств.
Термин «инновация» как новую экономическую категорию ввел в научный оборот австрийский (позже американский) учёный Йозеф Алоиз Шумпетер в первом десятилетии XX века [2].
Сам термин «инновация» И. Шумпетер стал использовать в 30-е годы XX века. При этом под инновацией он подразумевал процесс изменения с целью внедрения и использования новых производственных транспортных средств, новых рынков и новых форм организации производства в промышленности. Публикации И. Шумпетера послужили толчком к работе и других ученых в области инноваций, совокупность этих исследований обусловила становление новой области знаний инноватики - науки о создании новых видов и способов человеческой жизнедеятельности в социально-культурной сфере и жизни общества [2].
В переводе с латинского "инновация" (in-в, novus-новый)
- это нововведение. В английском языке "innovation" имеет два смысла:
1) новая идея, метод или изобретение;
2) внедрение или введение чего-то нового.
На французском языке "innovation" означает нововведение, новшество. Русское слово "нововведение" является синонимом инновации. Оно означает целенаправленное измене-
ние, вносящее в среду новые, стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое [2].
Словарь С.И. Ожегова дает следующее определение термину «новый» - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный [3, с. 1104]. Следует различать понятия «новшество» или «новое средство» (они считаются синонимами), и «инновация» или «нововведение». Новшество - это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т. п.), а инновация - это процесс освоения этого средства [4]. В научной литературе русское слово «нововведение» определяется как целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Нововведение связано с обновлением. Поэтому понятие «инновация» можно трактовать и как «нововведение» [4]. При этом важно определять уровень новизны инноваций.
Признаки нововведений можно сгруппировать по уровням:
- первый уровень - построение известного в другом виде;
- второй уровень - повторение известного с несущественными изменениями;
- третий уровень - уточнение, конкретизация уже известного;
- четвертый уровень - дополнение уже известного существенными элементами;
- пятый уровень - создание качественно нового объекта.
Т.И. Шамова и Г.М. Тюлю определяют педагогические
инновации как специфическую форму передового опыта и отождествляют их с радикальными новшествами. Специфичность инновации проявляется в том, что:
1) инновации всегда содержат новые решения актуальной проблемы;
2) использование инноваций приводит к качественно новым результатам, которые всегда связаны с изменением уровня интеллектуального и психологического развития обучаемого;
3) внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы [5].
Педагогические инновации представляют собой содержательную сторону инновационного процесса и состоят из научной идеи, технологии и замыслов её реализации. Процесс перехода системы из одного качественного состояния в другое с помощью использования инноваций Т.И. Шамова и Г.М. Тюлю называют нововведением [5, с. 10].
А.Я. Найн различает «инновацию» и «новшество» не как процесс и средство, а по степени их новизны: абсолютная и относительная [6, с. 29]. Т.И. Шамова, Г.М. Тюлю, А.Я. Найн отрицают убедительные доводы для отказа уже сложившегося понимания «инновации» и «новшества».
О.С. Разумовский определяет «инновацию» как некоторое изменение, любое, даже самое незначительное отклонение объекта деятельности людей от наличного, известного, достигнутого, стандартного, общепризнанного и употребительного, которое ведет к желательным для субъекта деятельности результатам, соответствует каким-то его целям из всего их многообразия, отвечает философским, социальным, научным, психологическим, этическим, эстетическим и другим установкам, нормам, критериям [7].
Педагогическая инновация по Р.Н. Юсуфбековой - это такое содержание возможных изменений педагогической действительности, которые ведут к ранее неизвестному, ранее не встречавшемуся состоянию, результату, развивающих теорию и практику обучения и воспитания [8].
Т.Г. Новикова дает следующее определение педагогической инновации: «...это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся
перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого пространства образования» [9, с. 12].
Проанализировав различные трактовки понятия «инновация», автор считает, что более глубоко и полно оно раскрыто в работах В.П. Делия. Под педагогической инновацией он понимает объективируемое новое: знание, педагогическая технология обучения и воспитания, парадигма и концепция, теория и педагогическая система, состоящие из синергетики педагогических знаний (также не исключена трансформиро-ванность знаний из различных наук) тех, что становятся не только принадлежностью субъективной реальности, мышления, создавшего это новое, именно то, что генерировано в реальность и осознаётся окружающими как новое, ранее не существовавшее с целью реализации конкретных идей и смыслов. Инновация - это прорыв в будущее, это решение проблем (в том числе и традиционных) нетрадиционными — новаторскими способами [2, с. 10].
Основными составляющими инновационной деятельности в сфере образования считаем:
- разработку и реализацию инноваций в образовательном
процессе в целом и, в частности, в системах производственного обучения и воспитания студентов. Под образовательным процессом понимаем три составляющих: учебно-
воспитательный процесс, учебно-познавательный процесс и процесс самообразования;
- деятельность по воплощению в продуктах и услугах новых знаний, которые получены в ходе проведения научных исследований в сфере образования.
Итак, понятие «инновация» относится не просто к созданию и распространению новшеств, но к таким изменениям, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Категория новизны относится не только и не столько ко времени, сколько к качественным чертам изменений. Новизна обеспечивает совокупность средств для устойчивого развития, предполагает сознательное преобразование действительности. Таким образом, инновации в СПО охватывают содержание образования, технологии обучения и воспитания, организационные формы и методы управления.
Социальный смысл инновационного образования определён современной политикой. «В настоящее время, - указывается на официальном портале Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов, - наиболее успешными в плане обеспечения инновационного характера развития образовательной деятельности становятся такие учебные заведения, в которых одновременно реализуются следующие три типа процессов:
- разработка студентами реальных проектов в различных секторах экономики;
- проведение исследований фундаментального и прикладного характера;
- использование образовательных технологий, обеспечивающих студентам возможность выбора учебных курсов» [10].
ФГОУ СПО «БТЭК» ведет подготовку специалистов на протяжении 50 лет и является одним из ведущих учебных заведений среди образовательных учреждений среднего профессионального образования Алтайского края, внедряющих и реализующих инновационные образовательные технологии. Колледж постоянно находится в поиске и с учётом требований рынка открывает новые, пользующиеся спросом специальности: «Документационное обеспечение управления и архивоведение», «Парикмахерское искусство», «Дизайн (по отраслям)», «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» и другие. С 1995 года колледж занимается информатизацией образовательной деятельности. Создано информационно-образовательное пространство: в колледже более 120 компьютеров, имеется доступ в Интернет с любого из них и связь с провайдером. Активно внедряются в обучение информационные технологии, две трети преподавателей проводят занятия, применяя персональные компьютеры, внедряются
сетевые технологии, разрабатываются специальные программы автоматизации учебного процесса, создаются электронные пособия.
В ФГОУ СПО «БТЭК» ощущается прогресс в образовательном процессе, повышение его эффективности связываемого с инновационной деятельностью данного учебного заведения. Значительное место в инновационной деятельности колледжа занимают: система дистанционного обучения; развитие колледжа как многоуровневого, многопрофильного, многофункционального образовательного учреждения; использование интенсивных, информационных, проектных и модульных технологий; формирование и развитие системы предпринимательской подготовки.
В 2000 году Постановлением правительства РФ была утверждена «Программа развития дистанционного образования в системе СПО», в соответствии с которой и был начат эксперимент по внедрению дистанционных технологий обучения. В числе первых учебных заведений, заинтересовавшихся внедрением новой технологии, был и Барнаульский торговоэкономический колледж. В 2003 году колледж начал участвовать в новом эксперименте «Открытый колледж», благодаря этому ему был присвоен статус Регионального центра дистанционного обучения.
О дистанционном обучении сказано и написано много, однако не всем образовательным учреждениям удалось существенно повысить эффективность данного процесса обучения. Результативность дистанционного обучения в Барнаульском торгово-экономическом колледже удалось повысить благодаря тому, что были созданы организационно-педагогические условия его реализации в аспекте мотивационного программно-целевого подхода:
- построено дерево целей дистанционного образования и осуществлена его интериоризация участниками педагогического процесса;
- педагогические коммуникации обогащены социальнопсихологической стратегией и социально-психологической тактикой достижения генеральной цели;
- разработаны критериальные характеристики оценки измеряемых параметров результативности дистанционного обучения;
- установлено квалиметрическое правило определения интегративного показателя результативности дистанционного образования в колледже.
Решение проблемы внедрения мотивационного программно-целевого подхода (МПЦП) позволило повысить эффективность как учебного, так и воспитательного процесса в ФГОУ СПО «БТЭК», а также повысить эффективность работы педагогического коллектива и методических объединений, разрешить многие противоречия, которые возникли в процессе работы.
В современной теории управления известно, что выбор структуры параметров системы управления может быть сделан при наличии модели объекта управления [11].
Ведущими положениями мотивационного программноцелевого подхода являются:
1) формирование психологической готовности коллектива к внедрению и реализации управленческого новшества ("Хочу") путем раскрытия актуальности данной системы управления;
2) формирование технологической готовности членов коллектива к внедрению нового аспекта управления ("Могу");
3) реализация психологической и технологической готовности коллектива к внедрению новых параметров управления ("Делаю") в процессе выполнения всей исполняющей программы;
4) соотношение наличного уровня темпов внедрения управленческого новшества с критериями конечного результата ("Получаю").
В условиях мотивационного программно-целевого подхода «управление - это наука и практика перевода управляемой системы в новое более высокое качественное состояние на основе дерева целей с мотивационным началом в
виде цели психологической подготовки коллектива к соответвующему труду, адекватной дереву целей исполняющей программы в виде норм-образцов под каждую цель и управляющей программы, органично сочитающей в себе социально-психологическую стратегию, социальнопсихологическую тактику и традиционный управленческий цикл» [11].
Иерархизация установленных измеряемых параметров управляемой системы в логике «хочу - могу - делаю -получаю» даёт модель этой системы. Совокупность целей перевода управляемой системы в новое более качественное состояние (дерево целей) дистанционного обучения, нормы-образцы под каждую цель (исполняющая программа), социально-психологическая стратегия и социальнопсихологическая тактика в сочетании с традиционным управленческим циклом (управляющая программа) в соотнесении с классическими подструктурами педагогической системы дают целостное представление организации дистанционного обучения в аспекте мотивационного программно-целевого подхода.
Проведённое исследование в ФГОУ СПО «БТЭК» в рамках дистанционного обучения ставило задачей выявить степень удовлетворенности слушателей учебным процессом, раскрыть основные проблемы и затруднения, возникающие у них в ходе обучения. Основными причинами выбора дистанционного образования послужили: желание самостоятельно приобретать знания (33%), невозможность обучаться с отрывом от работы (25%), сокращённые сроки обучения (25%), необязательный выезд к месту обучения (17%). При выборе дистанционного обучения студентов привлекает невысокая оплата за обучение (33%), возможность самостоятельно организовывать учебный процесс (25%), новизна и привлекательность самой формы обучения (25%), 8% отметили появление большей объективности при оценке своих возможностей и способностей.
Для того чтобы дистанционное обучение логично вписалось в традиционные формы образования, не уронило статуса образовательного учреждения плохим качеством, «липовыми» дипломами и сертификатами, нужно определить его место, назначение, обеспечить должный уровень. Взятые в отдельности технические средства, методическое обеспечение, педагогический состав, тьюторская служба и другие компоненты дистанционного обучения не решают этой многогранной проблемы. Осознавая это, в Барнаульском торгово-экономическом колледже был создан центр, координирующий действия и решающий проблемы дистанционного обучения комплексно.
Чтобы успешно внедрять новые формы обучения, нужно определиться со следующими вопросами:
1. Какую роль в общей системе образования играет новая форма обучения - дистанционная? На какой контингент она рассчитана?
2. Какие организационные формы предполагает дистанционное обучение? И какой набор форм целесообразен в том или ином случае?
3. Какое необходимо методическое и техническое обеспечение?
4. Существуют ли специфические требования к преподавательскому составу, тьютерской службе? [12].
На наш взгляд, только ответив на эти вопросы, образовательное учреждение может успешно создавать систему дистанционного обучения и конкурировать с другими учебными заведениями.
Особое внимание в Барнаульском торгово-экономическом колледже уделяется и использованию дистанционных образовательных технологий (ДОТ) при использовании различных форм обучения. Использование ДОТ не исключает непосредственного взаимодействия педагога с обучающимися. Данные технологии применимы и при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.
Электронное обучение снимает пространственно-временное ограничение в работе с различными источниками информации и определяет новый, открытый тип образования. ДОТ играют важную роль в становлении личности в процессе обучения учащегося, повышают его интеллектуальный, творческий потенциал, развивают аналитическое мышление, самостоятельность в приобретении знаний и принятии решений, а в целом приводит к возникновению совершенно нового уровня мышления. При дистанционном образовании темп учебной работы, выбор её содержания, глубина усвоения материала в большей мере определяются самим обучающимся.
Применяемые в дистанционном обучении ФГОУ СПО «БТЭК» инновационные формы учебной работы требуют не только нового профессионального мышления преподавателей, но и масштабного инженерно-технического обеспечения. Так, например, кейс-технологии основаны на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов и доставки их обучающимся для самостоятельного изучения. При данной технологии используются следующие виды учебнометодических материалов: печатные материалы (УМК, учебники, методические пособия на бумажном носителе); материалы на аудио-, видео-носителях (обучающие аудио- и видеокассеты); материалы на CD-дисках (CD- ЭОС, видеолекции на CD, учебно-тренировочные комплексы на базе технологии Macromedia Flash, обучающие игры).
Доставка материалов и взаимодействие между участниками образовательного процесса в этом случае происходит при помощи электронной почты, факса, телефона, а также средств телекоммуникационных технологий. Эти формы работы сопровождаются и традиционными занятиями с личным присутствием преподавателя.
Качество обучения существенно повышается применением структурированных гипертекстовых учебных материалов с элементами мульти-медиа, включающих слайд-лекции (слайд-шоу), видео-фрагменты и обучающую программу, регламентирующую порядок и последовательность изучения материала, фиксирующую время работы с каждой темой и результаты тестирования.
Применяемая в ФГОУ СПО «БТЭК» технология ви-деоинтерактивного обучения основана на использовании глобальных и локальных сетей для обеспечения взаимодействия обучающихся с преподавателем и между собой, а также доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам, представленным в виде цифровых библиотек, видеолекций и других средств обучения. Сетевые технологии предполагают различные формы взаимодействия между преподавателем и студентами. В частности, в сети представлены учебно-методические материалы, предназначенные для самостоятельной работы студентов, с помощью сети возможны общение и консультации учащихся с преподавателем. Возникает возможность взаимодействия группы студентов между собой и с преподавателем, в том числе для проведения контрольных мероприятий.
Однако наряду с преимуществами ДОТ несут с собой и проблемы, связанные с построением педагогического общения в виртуальном пространстве, так как утрачиваются возможности личностного воздействия на учащегося. Иначе говоря, осознание преподавателя как личности учащимися, и наоборот, выстраивается в весьма длительный период, и может в полной мере не обнаружиться вообще. Ещё более размытыми выстраиваются представления о своих сокурсниках, контакт затрудняется не только по причине факторов расстояния, но ещё и в отношении фактора времени. Следовательно, сильной стороной дистанционного обучения является его информационная составляющая, а слабым: эмоциональный и энергетический компоненты. Обнаруживается проблема выявления педагогических приёмов активизации субъектной активности учащихся.
На наш взгляд, выходом из сложившейся педагогической ситуации может стать активизация учащегося не путём воздействия «сверху - вниз» - от тьютора к ученику, а наоборот,
- «снизу - вверх», от ученика к тьютору, и между собой «уче-
ник - ученику». В этом случае активизацию можно сравнить с раскручиванием маховика личностных проявлений в собственной учебной деятельности в новом информационнопедагогическом пространстве, в новых коммуникативных контактах. В этом случае нужно отметить, что учащийся вступает в систему дистанционного взаимодействия, имея уже свои «предощущения» и представления о будущем обучении. Последнее может стать необходимой отправной точкой в организации педагогического эксперимента. При этом изначально необходимо чётко определить «рамки» действий: время, правила, меры контроля. При этом тьютор должен больше работать в режиме объективного воздействия, нежели субъектного [7].
Второй задачей тьютора является расширение горизонтальных связей между членами групп, не утрачивая при этом вертикальности взаимодействия с тьютором. На этом этапе необходимо активизировать субъективные характеристики воздействия. Это возможно при использовании таких приёмов как: выполнение работы отдельными группами, самопроверка и оценка, оценка чужой работы, проверка задания своего сокурсника, пресс-конференция по пройденной теме и т.д. Значительно активизирует работу учащихся конкурсность, соревновательность, возможность проявить свои творческие стороны своей натуры, использование материалов реальной учебной практики. Эффективным является использование проектов как форм обучения, публичная их защита, методическая обработка учащимся пройденного учебного материала: создание опорных схем, контрольных листов, тестов, вопросов, адресованных коллеге по группе.
Практика показала, что дистанционное обучение, в котором используются неформальные возможности контактов между учащимися, как, например, в режиме форумов, а переписка, совместная работа усиливают заинтересованность обучаемых в результатах своего и общего труда. На наш взгляд, серьёзной проблемой в дистанционном обучении является практически отсутствие психологической диагностики учащихся, которая видится как параллельная составляющая учебного процесса.
Таким образом, перечень раскрытых педагогических приёмов изначально обозначает насущную педагогическую потребность дистанционного обучения выстраиваться не оппозиционно к основному педагогическому процессу, а в дополняющем его русле, углубляющем его возможности.
Россия гордится своим образовательным потенциалом, но не может быть и в стороне от мировых тенденций. Ближайшее будущее нашего образования связано с внедрением идей Болонского соглашения. Для достижения его целей важны две задачи: создание гибких программ по отдельным дисциплинам (включая гибкую систему признания, прежде всего, полученных знаний, для чего необходима перестройка содержания образования и методики преподавания) при активном участии обучающихся на всех ступенях в процессе «непрерывного обучения», постоянное самостоятельное повышение квалификации преподавателей и обучающихся на основе полученных знаний, умений и навыков. В документах Болонского процесса значим акцент на самостоятельное повышение квалификации выпускниками учебных заведений СПО и вузов через их общение друг с другом и взаимный обмен информацией, проведение совместных проектов, на так называемое «обучение в течение всей жизни» (Lebenslanges Lernen) [13].
На сегодняшний день развитие дистанционного обучения, как во всём мире, так и в России идёт быстрыми темпами. Стратегическая цель развития дистанционного образования в мире - сделать возможным для каждого обучающегося в любом месте планеты изучение учебных дисциплин любого колледжа и (или) университета. Это в свою очередь предполагает переход от исчерпавшей себя концепции физического перемещения студентов к концепции мобильности знаний и идей, а, в конечном счёте - к мобильности образовательных ресурсов.
Непрерывное образование представляется наиболее приемлемой формой воздействия инновационного образования и
социализации личности. Именно через комплексность образования обеспечивается полнота влияния на личность и среду, возможность организационного регулирования всех факторов, влияющих на социализацию.
Каждое новое поколение, поднимаясь на более высокий уровень образованности и профессиональной квалификации, несет в себе черты, присущие прежним поколениям, в том числе и в профессиональном аспекте - динамичные либо консервативные. Поэтому задача состоит в развитии нового подхода к формированию всего комплекса профессионализма личности работника, в частности на основе профессионального образования.
Непрерывное образование трактуется с трёх позиций: как процесс, охватывающий всю жизнь человека; как аспект образовательной практики; как принцип организации образования, образовательной политики. Профессиональная зрелость специалиста осуществляется под влиянием и в системе непрерывного образования, представляющего собой «непре-кращающееся целенаправленное освоение социокультурного опыта с использованием всех звеньев имеющейся образовательной системы» [14, с. 41-43].
Таким образом, идея непрерывности образования предполагает, что отдельные образовательные учреждения являются подсистемами общей системы образования человека в течение всей его жизни. В этой системе все государственные, негосударственные (частные), общественные базовые и дополнительные образовательные учреждения взаимосвязаны между собой [15, с. 7].
Наиболее приемлемое определение для автора следующее: непрерывное образование - это постоянный профессиональный рост личности на протяжении всей жизни. Человек должен постоянно обновлять свои знания, все время должен учиться. Необходимость непрерывного образования обусловлена в современном мире прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий. Непрерывное образование становится важным фактором конкурентоспособности специалиста на рынке труда. Многоуровневость подготовки дает возможность получить различный уровень образования, овладеть специальностью и квалификацией в структуре непрерывного образования, пройти все стадии обучения - начальное, среднее и высшее профессиональное образование.
На наш взгляд, необходимо начинать интеграцию с создания учебно-научно-профессионально-педагогического комплекса (УНППК) на первых двух уровнях профессионального образования, и только затем подключать высшее, хотя в исследованиях по непрерывному образованию больше выделяют интеграцию профессионального образования, как высшего, так и среднего.
Накопленный практический опыт по созданию образовательных комплексов показывает, что для решения перечисленных выше задач необходимо создание отраслевых образовательных комплексов, в которые должны входить профессиональные учебные заведения разных уровней. Такой образовательный комплекс создан в Алтайском крае на базе различных учебных заведений (инициатором его создания является ФГОУ СПО «БТЭК»), осуществляющих профессиональную подготовку для отраслей торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Данный комплекс объединяет учебные заведения трех уровней: начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование.
УНППК объединяет учебные заведения трёх уровней.
На 1 уровне учебные заведения организуют работу по следующим направлениям:
- создают условия для формирования и развития, творческих начал преподавателей и учащихся;
- обеспечивают гармоничное развитие личности учащегося, раскрытие его индивидуальных возможностей и гражданского становления;
- применяют в учебном процессе инновационные пед-технологии;
- совершенствуют содержание образования и используют различные формы обучения;
- выявляют и корректируют профессиональный интерес учащихся для организации дальнейшего профильного обучения;
- предоставляют возможность и создают условия для организации производственный практики;
- привлекают к участию в учебно-воспитательном процессе преподавателей института и колледжа;
- осуществляют принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса;
- реализуют дополнительные образовательные программы и услуги;
- создают возможности для апробации, разработки и проектирования учебных программ, курсов, документальнометодических комплексов, учебников в системе непрерывного образования.
На 2 уровне ФГОУ СПО «Барнаульский торговоэкономический колледж» проводит следующую работу:
- определяет направления научно-экспериментальной работы и создает группы преподавателей-экспериментаторов в соответствии с концепцией развития колледжа;
- разрабатывает и совершенствует совместно с вузами учебные планы, программы, учебные пособия и дидактические материалы посредством создания и развития временных творческих коллективов;
- выявляет и корректирует учебно-профессиональные интересы студентов с последующей организацией их дифференцированного обучения в вузах;
- осуществляет поиск и внедрение инновационных технологий;
- создает условия для повышения квалификации преподавателей;
- совершенствует формы профессиональной ориентации и отбора абитуриентов;
- обеспечивает непрерывность и единство теоретической и практической подготовки будущих специалистов;
- создает условия, совершенствует формы производственной практики студентов;
- привлекает профессорско-преподавательский состав вузов к активному участию в педагогическом процессе колледжа.
На 3 уровне филиал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Красноярский государственный торгово-экономический институт» (ГОУ ВПО «КГТЭИ») в городе Барнауле осуществляет свою работу по следующим направлениям:
- создает систему профессиональной ориентации молодежи;
- определяет направления научных исследований и опытно-экспериментальной работы с учетом концепции непрерывного образования;
- разрабатывает учебные планы, программы, учебники и учебные пособия на принципах преемственности уровней учения;
- ведет поиск и апробацию новых форм и методов обучения и воспитания учащихся и студентов;
- проводит занятия в учебных заведениях комплекса по различным дисциплинам, организует конкурсы и олимпиады по предметам, выносимым на вступительные испытания, осуществляет руководство научной работой;
- руководит научно-исследовательской работой студентов и создает временные творческие группы из преподавателей всех подразделений, входящих в комплекс, для разработки и внедрения программ, инновационных технологий;
- разрабатывает и внедряет диагностические методики определения общего развития, уровня образованности и профессиональной подготовленности качества учащихся, студентов;
- оказывает помощь и способствует преподавателям учебных заведений в повышении профессионального мастерства;
- совместно с педагогическими работниками учебных учреждений способствует распространению передового опыта обучения и воспитания.
Учебные заведения каждого уровня являются составной частью образовательной системы, важным звеном в цепи непрерывного образования.
В настоящее время в рамках создания образовательного комплекса проделана большая организационная работа по созданию системы непрерывного образования и преемственности рабочих учебных планов, программ, в процессе этой работы были учтены требования Государственных образовательных стандартов и требования социальных партнёров к уровню образованности специалистов.
На базе ФГОУ СПО «БТЭК» создан центр переподготовки и повышения квалификации работников торговли, общественного питания и сферы обслуживания, продуктивное функционирование которого позволяет повышать эффективность непрерывной многоуровневой подготовки специалистов отрасли в системе «НПО - СПО - ВПО».
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года указано, что формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни [16]. Именно этой цели и придерживается Барнаульский торгово-экономический колледж в развитии системы непрерывного образования.
Колледж не остановился на достигнутом и в настоящее время осуществляет активную деятельность по развитию профильного обучения. На основании имеющегося опыта работы с учащимися школ в системе непрерывного образования, в 2008 году колледж провёл набор учащихся на базе девяти классов. Последнее стало возможным благодаря системе взаимовыгодного сотрудничества «колледж - школа».
В 2007-2008 учебном году колледж проводил активную профориентационную работу в 62 районах Алтайского края. Агитационная бригада ФГОУ СПО «БТЭК» не только рассказывала о традициях и перспективных направлениях развития колледжа, но и успешно проводила презентации по специальностям колледжа, тем самым, способствуя правильному выбору профессии учащимися.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года указан один из целевых ориентиров развития системы образования к 2012 году: предоставление возможностей всем обучающимся старших классов осваивать индивидуальные образовательные программы, в том числе профильное обучение и профессиональную подготовку.
С 2003 года организационные модели профильной школы отрабатываются в 10 субъектах РФ и 20 муниципальных образованиях.
Профильное образование в старших классах должно ориентироваться на развитие Алтайской экономики и рынка труда. Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заметил, что зачастую выбор профессии обусловлен модой, а нам нужен портрет специалиста, который будет востребован через 10 лет. Министр считает, что задача школы - "научить человека учиться, а для этого у него должна присутствовать прочная база знаний, на которую он всегда будет опираться". В этой связи, подчеркнул А. Фурсенко, необходимо найти баланс между профильным обучением и академическим образованием, которым "мы все так гордимся".
Считаем, что профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Учитывая вышесказанное, в ФГОУ СПО «БТЭК» определили, что учебная программа профильных классов должна быть построена на интеграции общеобразовательных программ школ, начального и среднего профессионального образования. На основании собственного опыта был сделан вывод, что в среднем за 2 года профильного обучения учащиеся изучают в колледже теоретический курс в 400 часов и практический в 144 часа.
Причем теоретическое обучение осуществляется на базе колледжа (4 раза в месяц, 24 часа), а производственное - на базах практики наших социальных партнеров: «Новэкс», «Мария-Ра», «Раздолье», ресторан «Визит».
За четыре года в колледже прошли обучение в профильных классах 73 человека, из них продолжили обучение в колледже 65 человек, что составляет 90%.
Система непрерывного образования - один из способов решения проблем в сфере профессионального образования по формированию профессиональной готовности специалистов отвечающих требованиям рынка труда.
Итак, инновации в образовательном процессе обретают уникальное качество социального механизма, представляющего собой субъективные взаимодействия и взаимоотношения, обеспечивающие развитие самого ресурса общественного развития. Инновационное взаимодействие в образовательном пространстве развивается между такими субъективными компонентами как личность студента, колледж как коллективный субъект, педагогическое сообщество и система образования как социальный институт. Одной из наиболее важных особенностей инновационной деятельности в образовании является «субъект-субъектный» характер взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Образовательный процесс в данном случае носит гуманистический характер: человек не выступает в качестве средства к достижению цели, а напротив запускается механизм сознательного приобщения к процессу обучения и приобретения знаний.
Образовательный процесс и его инновации создают своеобразное поле взаимного обмена, то есть, взаимодействия
[2], благодаря которому эффективно осуществляется процесс становления конкурентоспособного специалиста.
Библиографический список
1. Пригожин, А.И. Современная социология организации: учебник / А.И. Пригожин. - М., 1995.
2. Теория и практика инновационного образования в высшей школе: коллективная монография / под ред. В.П. Делия, Е.В. Терентьевой. - М.: ПКЦ Альтекс, 2007.
3. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ОНИКС 21 век: Мир и образование, 2004.
4. Поташник, М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления / М.М. Поташник. - М.: Новая школа, 1996.
5. Управление развитием инновационных процессов в школе / под ред. Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова. - М., 1995.
6. Найн, А.Я. Инновации в образовании / А.Я. Найн. - Челябинск, 1995.
7. Образовательная среда сегодня и завтра : материалы III Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 27.09-30.09.2006) / ред. совет ; отв. ред. В.И. Солдаткин. - М.: Рособразование, 2006.
8. Юсуфбекова, Н.Р. Общие основы педагогической инноватики / Н.Р. Юсуфбекова. - М., 1991.
9. Новикова, Т.Г. Инновационная деятельность : понятия, особенности, критерии / Т.Г. Новикова // Инновационные процессы в образовании : теория и практика. - М., 2001.
10. Официальный портал Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов // http://www.rost.ru/
11. Шалаев, И.К. Мотивационное программно-целевое управление: теория, технология, практика : учеб. пособие по психологии управления / И.К. Шалаев. - 2-е изд. - Барнаул : Изд-во БГПУ, 2001.
12. Горбунова, А.Ю. Проблемы дистанционного обучения / А.Ю. Горбунова // Вестник Алтайского филиала ВЗФЭИ. - 1999.
13. Кудрявцева, Е.Л. Болонский процесс: PRO & CONTRA (взгляд из аудитории немецкого университета) / Е.Л. Кудрявцева // Образование и наука. Известия уральского отделения РАО. - 2006. - .№ 1 (37).
14. Кларин, М.В. Непрерывное образование / М.В. Кларин // Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1999. - Т.2.
15. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.И. Шамова, П.И. Третьякова, Н.П. Капустин; под ред. Т.И. Шамовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
16. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.
Статья поступила в редакцию 12.05.09
УДК 371:351.851
Т.А. Зубарева, соискатель ГАГУ, г. Междуреченск, E-mail: [email protected]
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МОДЕЛИ СЕТЕВОГО ОТКРЫТОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК РЕСУРС ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
В работе дано определение эффективности сетевого открытого взаимодействия образовательных учреждений, выделены параметры и индикаторы эффективности модели сетевого взаимодействия для целей инновационного развития сферы образования, описаны ресурсы сетевого взаимодействия для инновационного развития.
Ключевые слова: инновационное развитие, эффективность, эффективность сетевого взаимодействия, оценка эффективности взаимодействия, ресурсы инновационного развития.
Инновационное развитие сферы образования связано с целями и механизмами образования, реализующимися через разработку и распространение инновационных образовательных технологий.
Инновационное развитие, как считает В.И. Слободчиков,
- это:
- инновации, полученные в результате творческого труда, реализованные в виде новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте;
- инновационная деятельность, понимаемая как процесс создания новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений;
- и инфраструктура инновационной деятельности, представляющая собой организации, предоставляющие субъектам инновационной деятельности услуги, необходимые для осуществления инновационной деятельности [1].