Научная статья на тему 'Понятие, структура и содержание инновационного процесса в университетской образовательной среде'

Понятие, структура и содержание инновационного процесса в университетской образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4911
3221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновация / нововведение / структура инновационного процесса в образовательной среде

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Светлана Николаевна

Раскрываются понятия инновация, новшество, нововведение. Предлагаются к обсуждению различные структуры инновационного процесса в образовательных учреждениях. Актуализируется проблема эффективного управления внедрением инноваций на основе современных теорий менеджмента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Notions of innovation, novelty, introduction have been disclosed. Various structures of innovation process in educational institutions are proposed to be discussed. The problem of efficient management by innovation introduction on the basis of modern management theories is actualized.

Текст научной работы на тему «Понятие, структура и содержание инновационного процесса в университетской образовательной среде»

УДК 001.895

ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

С.Н. Степанова

Сургутский государственный университет Центр методики преподавания факультета педагогического образования E-mail: [email protected]

Раскрываются понятия инновация, новшество, нововведение. Предлагаются к обсуждению различные структуры инновационного процесса в образовательных учреждениях. Актуализируется проблема эффективного управления внедрением инноваций на основе современных теорий менеджмента.

Ключевые слова:

Инновация, нововведение, структура инновационного процесса в образовательной среде.

Понятие инновация (лат. т - в, novus - новый) стало употребляться в исследованиях в XIX в., а в начале XX в. образовалась новая область знания -наука о нововведениях. В педагогической науке инновационные процессы стали предметом детального изучения примерно в середине прошлого столетия на Западе и в США, а в России - около 25 лет назад, когда начали проводиться широкие исследования инновационной деятельности педагогов-новаторов. Инновации не должны противопоставляться традициям. Они логически вырастают из традиций и становятся признанными, если формируются при положительной оценке общества, либо отвергаются по мере общественного развития и появления других инноваций.

Понятие инновация трактуется как нововведение [1. С. 238] и воспринимается нами как нечто принципиально новое, иное. В словаре С.И. Ожегова [2. С. 381] даётся следующее определение понятию новый: «впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный». Применительно к образованию инновационными могут быть идеи, типы учебных заведений, образовательные технологии, структура управления образованием.

В «Энциклопедии профессионального образования» [3. С. 370] инновации определяются как «существенный элемент развития, выражаются в тенденциях накопления и видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве, которые в совокупности приводят к более или менее глобальным изменениям в сфере образования и трансформации его содержания и качества».

Инновации становятся парадигмой государственной политики Российской Федерации в сфере образования на современном этапе. В соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 гг. именно на область образования возлагается ответственность за развитие инновационной сферы российского

общества. Интеграция университетов с инновационным сектором экономики является приоритетом современной российской высшей школы. Развитие педагогических инноваций в России было затруднено в связи с господством одной идеологии в управлении всеми областями жизни в государстве. Демократические перемены 90-х гг. прошлого столетия, охватившие Россию, позволили законодательно закрепить право на инновационную деятельность и свободу педагогического творчества в сфере образования. Система образования всегда была и остаётся основным двигателем и инструментом модернизационных преобразований общества.

В литературе применяют тождественные понятия новшество и нововведение, инновация. Научные сотрудники Института управления образованием РАО в своих исследованиях [4. С. 105] определяют новшество как «средство, новый метод, методику, технологию, учебную программу и т. п.», а инновацию - как «процесс освоения этого средства». Под инновационным процессом авторами подразумевается «комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств».

В своих работах А.Я. Найн [5. С. 29] проводит следующее различие между этими понятиями: «Новшество в качестве педагогического понятия означает введение нового в образовательно-воспитательную работу. Новшества часто относятся к введению и применению новых методов, способов, средств, новых концепций, к освоению новой учебной литературы, к реализации новых учебных программ, мер воспитания и др. Как термин новшество целиком вписывается в определение понятия модернизация. Под инновацией мы понимаем принципиально новое образование, новую идею, существенно меняющую сложившуюся технологию обучения, новый тип учебного заведения или управления образованием».

По Т.И. Шамовой инновации и нововведения определяются как «разные стороны инновационного процесса» [6. С. 8], как «радикальные новше-

Философия, социология и культурология

ства - принципиально, объективно новые» [6. С. 9]. По мнению автора, инновации отражают содержательный аспект инновационного процесса, тогда как нововведения несут на себе функцию организации, механизма осуществления этого процесса. «Нововведение - процесс перехода системы из одного качественного состояния в другое с помощью использования инноваций» [6. С. 10].

Таким образом, инновационный процесс можно определить как позитивное, качественно новое изменение, направленное на существенное улучшение результативности какого-либо процесса, способное принести определённый положительный эффект адекватно приложенным усилиям и затратам на введение новшества, затрагивающее постановку целей, определение задач, условий, содержания, методов и форм новой деятельности. Инновационный процесс представляется как сложная, многокомпонентная система и имеет определённую структуру. В научной литературе имеются описания различных моделей структуры инновационного процесса.

С.Д. Поляков [7. С. 23-38], например, выделяет стадии «жизненного цикла нововведения»:

• зарождение нового;

• освоение нового на определённом объекте;

• диффузия (распространение нового на другие объекты);

• рутинизация (превращение нового в традицию).

У В.И. Загвязинского [8. С. 8-9] структура инновационного процесса детализирована и содержит:

• старт;

• возникновение;

• быстрый рост;

• зрелость;

• насыщение;

• кризис;

• финиш.

Т.И. Шамова [6. С. 7-17] разделяют жизненные циклы инновации и нововведения. По её мнению, структура жизненного цикла инновации состоит из нескольких стадий:

• разработка новшества;

• создание модели или проекта новшества;

• создание самого новшества;

• широкое применение новшества;

• устаревание новшества;

• появление альтернативных новшеств. Нововведение, по мнению Т.И. Шамовой

[6. С. 7-17] проходит несколько иные этапы своего жизненного цикла:

• зарождение нововведения;

• поиск новшеств;

• освоение и внедрение;

• диффузия;

• рутинизация.

В исследованиях В.С. Лазарева [9. С. 12-13] и

0.Г. Хомерики [10. С. 7-19] приводится мнение, что существует ряд общих этапов, в число которых они включают:

• определение потребности в изменениях;

• сбор информации и анализ ситуации;

• предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;

• принятие решения о внедрении или освоении нововведения;

• внедрение и пробное использование новшества;

• институализация (от лат. institutum - установление) или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.

Н.В. Коноплина [11. С. 57] предложила и проверила на практике следующую модель инновационного процесса:

1. Осмысление детерминизма проблемной ситуации.

2. Целеобразование и целеполагание.

3. Экспертиза участков педагогической действительности, подлежащих преобразованию.

4. Поиск и адаптация продуктов нововведений.

5. Осмысление разновидностей внедрения.

6. Разработка алгоритма внедрения.

7. Прогнозирование барьеров нововведению.

8. Разработка тезауруса инновационной лексики.

9. Организация освоения новшеств.

10. Обратная связь, корректировка инновационных процессов.

В исследованиях сотрудников Института управления образованием РАО [4. С. 109-112] представлена систематизация различных структур инновационного процесса:

• деятельностная структура (представляет совокупность следующих компонентов: мотивы -цель - задачи - содержание - формы - методы - результаты);

• субъективная структура (включает инновационную деятельность всех субъектов развития, а также учитывает функциональное и ролевое соотношение всех участников каждого из этапов инновационного процесса);

• уровневая структура (отражает взаимосвязанную инновационную деятельность субъектов на международном, федеральном, региональном, муниципальном и др. уровнях);

• содержательная структура (предполагает рождение, разработку и освоение новшеств; такой инновационный процесс в обучении может

предполагать нововведения в методах, формах, приёмах, средствах, содержании образования или в его целях, условиях и др.);

• структура жизненного цикла (особенностью инновационного процесса является его циклический характер, выражающийся в следующей структуре этапов: быстрый рост - зрелость -освоение - диффузия - насыщение - рутини-зация - кризис - финиш);

• структура генезиса инноваций (содержит следующие этапы: возникновение - разработка идеи -проектирование - изготовление - использование другими людьми);

• управленческая структура (предполагает взаимодействие четырёх видов управленческих действий: планирование - организация - руководство - контроль);

• организационная структура (включает следующие этапы: диагностический - прогностический - собственно организационный - практический - обобщающий - внедренческий). Инновационные процессы в высшем профессиональном образовании представлены сложными структурами, и, как правило, не единичны: отдельные инновационные процессы составляют сложную совокупность единого инновационного процесса образовательного пространства каждого конкретного образовательного учреждения со своей иерархией связей, соподчинения и взаимозависимости. Структуры инновационных процессов динамичны в отличие от структуры учебного процесса. Для управления инновационными процессами необходимо выявить условия, влияющие на их эффективность. Одним из таких условий, несомненно, является успешная реализация всех стадий инновационного процесса. Кроме этого, необходимо обеспечить чёткую стыковку между этими стадиями во времени и пространстве, что требует сбора оперативной и достоверной информации о ходе реализации конкретной стадии инновационного

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Современный словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 1993. - 486 с.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1978. - С. 381.

3. Энциклопедия профессионального образования в 3-х т. / Под ред. С.Я. Балышева. - М., 1999. - Т. 1. - С. 370.

4. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. - М.: Новая школа, 1995. - 464 с.

5. Найн А.Я. Инновации в образовании. - Челябинск: ЧФ ИРПО МО РФ, 1995. - 228 с.

6. Шамова Т.И., Малинин А.Н., Тюлю Г.М. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма её развития // Методика исследования. - М.: МГУ, 1993. - 17 с.

7. Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. - М.: МГПИ, 1993. - 130 с.

процесса. Качество реализации каждого из этапов инновационного процесса зависит также от умения поставить цель перед его участниками, от правильного подбора способов и средств её достижения, от профессионализма непосредственных исполнителей. Эффективность реализации каждого из этапов инновационного процесса напрямую оказывает влияние на конечный результат. Необходимо также учитывать мотивацию участников инновационного процесса, стимулирование по результатам реализации этапов. Очень важной составляющей успеха является создание благоприятного психологического климата и обстановки творческого взаимодействия участников инновационного процесса. Без позитивного отношения к нововведению невозможно достичь желаемого результата. Создание таких условий - задача руководства образовательного учреждения, от умелого управления которого зависит эффективность нововведения.

В конечном счёте внедрение новшеств в образовательный процесс направлено либо на повышение качества подготовки специалистов, либо связано с уменьшением затрат на достижение результатов образования. Эффективность нововведения зависит от ряда условий, соблюдение которых обеспечивается формированием новой системы управления образовательным процессом, основанной на современной теории менеджмента.

Инновационный путь развития общества требует адекватных изменений и в сфере образования. Преобразования должны затрагивать не только изменения в структуре деятельности образовательных учреждений, но, в первую очередь, должны быть ориентированы на достижение конечного результата - подготовку грамотного, пытливого, компетентного специалиста, отвечающего требованиям современного уровня культуры, экономики и гражданского общества. Инициатором подобных инноваций должны стать, безусловно, высшие учебные заведения.

8. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании: сборник научн. тр. - Тюмень, 1990. - С. 8-9.

9. Лазарев В.С., Коноплина Н.В. Деятельностный подход к проектированию целей педагогического образования // Педагогика, - 1999. - № 6. - С. 12-13.

10. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс. - М., 1994.

11. Коноплина Н.В. Аксиологическая трактовка моделей управления инновационными процессами в условиях педагогического колледжа // Аксиологические аспекты историко-педагогиче-ского обоснования стратегии развития отечественного образования. - М., 1994. - С. 263-264.

Поступила 26.05.2009г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.