Научная статья на тему 'Роль инноваций в обеспечении финансовой безопасности компаний'

Роль инноваций в обеспечении финансовой безопасности компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2806
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / INNOVATION STRATEGY / ПОКАЗАТЕЛИ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ КОМПАНИЙ / INDICATORS OF INNOVATION ACTIVITY / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЯМИ / STRATEGIC MANAGEMENT OF COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Громова Елена Ивановна, Кери Игорь Тальевич, Синельщикова Надежда Васильевна

В статье рассмотрены тенденции и проблемы стратегического управления компаниями в целях обеспечения их финансовой безопасности. Формирование и реализация инновационной стратегии как важнейшего элемента стратегического управления, включающей разработку и внедрение технологических, маркетинговых и организационных инноваций, первоочередная задача российских компаний в современных условиях экономических и политических рисков. Проведенный анализ текущего состояния инновационной активности российских компаний показал ее крайне низкий уровень. Предложен авторский подход ускорения инновационного развития отечественных компаний путем создания системы стимулирования органов ее управления к внедрению инноваций в бизнес-процессы. Разработан состав индикаторов, характеризующих степень и объемы инновационной активности компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article investigates trends and problems of strategic management of companies in order to provide their finance security. Designing and implementing innovation strategy as an important element of strategic management, which includes designing and introduction of technological, marketing and organizational innovations is a top-priority objective of Russian companies in the current situation of economic and political risks. Analysis of the present day condition of innovation activity showed its very low level. The author puts forward a new approach to speeding up innovation development of Russian companies through developing a system of encouraging their managerial bodies to introduction of innovation. A set of indicators showing the extent and volume of innovation activity was built.

Текст научной работы на тему «Роль инноваций в обеспечении финансовой безопасности компаний»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КОМПАНИЙ

Громова Елена Ивановна

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. Е-mail: [email protected]

Кери Игорь Тальевич

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. Е-mail: [email protected]

Синельщикова Надежда Васильевна

кандидат технических наук, доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. Е-mail: [email protected]

В статье рассмотрены тенденции и проблемы стратегического управления компаниями в целях обеспечения их финансовой безопасности. Формирование и реализация инновационной стратегии как важнейшего элемента стратегического управления, включающей разработку и внедрение технологических, маркетинговых и организационных инноваций, - первоочередная задача российских компаний в современных условиях экономических и политических рисков. Проведенный анализ текущего состояния инновационной активности российских компаний показал ее крайне низкий уровень. Предложен авторский подход ускорения инновационного развития отечественных компаний путем создания системы стимулирования органов ее управления к внедрению инноваций в бизнес-процессы. Разработан состав индикаторов, характеризующих степень и объемы инновационной активности компании.

Ключевые слова: инновационная стратегия, показатели инновационной активности компаний, стратегическое управление компаниями.

THE ROLE OF INNOVATIONS IN PROVIDING FINANCE SECURITY OF COMPANIES

Gromova, Elena I.

PhD, Assistant Professor of the Department for Finance Management of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. Е-mail: [email protected]

Keri, Igor' T.

PhD, Assistant Professor of the Department for Finance Management of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. Е-mail: [email protected]

Sinel'shchikova, Nadezhda V.

PhD, Assistant Professor of the Department for Finance Management of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. Е-mail: [email protected]

The article investigates trends and problems of strategic management of companies in order to provide their finance security. Designing and implementing innovation strategy as an important element of strategic management, which includes designing and introduction of technological, marketing and organizational innovations is a top-priority objective of Russian companies in the current situation of economic and political risks. Analysis of the present day condition of innovation activity showed its very low level. The author puts forward a new approach to speeding up innovation development of Russian companies through developing a system of encouraging their managerial bodies to introduction of innovation. A set of indicators showing the extent and volume of innovation activity was built. Keywords: innovation strategy, indicators of innovation activity, strategic management of companies.

В условиях турбулентности экономического развития проблемы обеспечения финансовой безопасности привлекают к себе все более пристальное внимание. Компании реального сектора экономики столкнулись с необходимостью поиска принципиально новых подходов к обеспечению финансовой безопасности своего развития, под которой понимается способность в полном объеме защищать свои стратегические финансовые интересы от реальных и потенциальных угроз внешнего и внутреннего характера, обеспечивая устойчивый рост компании в текущем и долгосрочном периодах [1].

Разработка эффективной внутренней системы финансовой безопасности компании зависит от внедрения инновационного управления. Основная задача менеджмента состоит в непрерывной трансфор-

мации и стратегической гибкости в ответ на прогнозируемые угрозы финансовым интересам компании.

Формирование динамичной системы финансовой безопасности компании связано с разработкой политики обеспечения финансовой безопасности в рамках системы стратегического управления компанией, в которой большое внимание должно уделяться политике инноваций как в производстве, так и в финансовом управлении компании, в системе управления компанией в целом, вплоть до реинжиниринга системы управления.

На современном этапе развития большое значение в системе стратегического управления безопасностью компании имеет управление инновациями. Под инновацией понимается введенный в употребление новый или значительно улучшенный

продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях [1]. В зарубежной практике выделяют шесть типов инноваций: технологические (процессные, продуктовые), маркетинговые, организационные, экологические, управленческие, эстетические.

Уровень инновационной активности российских компаний оценивается Росста-том с 1994 г. Актуальность развития организационных инноваций привела к тому, что начиная с 2000 г. организационные инновации стали рассматриваться как самостоятельный объект статистического наблюдения. В дальнейшем с 2006 г. в системе статистического наблюдения были выделены маркетинговые, а с 2009 г. - экологические инновации.

Российское правительство за последние годы реализовало ряд мер по стимулированию развития инновационной активности отечественных компаний. Однако полученные результаты ниже ожидаемых.

Инновационная активность компаний реального сектора экономики в сфере технологических инноваций за период 20052009 гг. оставалась на стабильно низком уровне - 9,3-9,4% от общего числа компаний отечественной промышленности. Эти данные намного ниже значений, характерных для Германии (69,7%), Ирландии (56,7%), Бельгии (59,6%), Эстонии (55,1%), Чехии (36,6%) [2]. Начиная с 2010 г. отмечается некоторая тенденция роста данного показателя: в 2011 г. - 9,6%, а в 2012 г. -9,9%. При этом наибольший удельный вес среди компаний реального сектора экономики, осуществлявших технологические инновации, отмечается в производстве кокса и нефтепродуктов (2012 г. - 31,7%) и в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования (2012 г. - 26,5%).

Одной из возможных мер в системе мероприятий по ускорению инновационного развития компаний могло бы стать внедрение персонализации ответственности

руководящих кадров. В зарубежной практике персонализированный подход к решению крупных проблем в области экономики, финансов, политики рассматривается как наиболее действенный. Об этом, в частности, свидетельствует система санкций против Российской Федерации в формате санкций против конкретных персоналий как реакция на события в Крыму. Персонализированный подход может быть конкретизирован применительно к различным организационно-правовым формам и формам собственности компаний. Как известно, в условиях административно-плановой экономики в СССР значительная часть материального стимулирования руководителей предприятий была связана с их премированием за выполнение планов по внедрению новой техники.

В современных условиях предлагаем устанавливать нормативы затрат на содержание советов директоров, дирекций либо нормативы распределения прибыли или объемов «золотых парашютов» и т. д. в зависимости от инновационной активности. Учитывая, что инновационное обновление компаний во всех сферах деятельности (производственной, организационной, управленческой, финансовой, маркетинговой, экологической) является не только внутрикорпоративной проблемой, но и элементом финансовой безопасности государства в целом, целесообразно законодательное закрепление такого подхода.

В практике управления, ориентированного на рост рыночной стоимости компании за счет перманентного инновационного обновления основного капитала, необходимо определение состава показателей (стратегических нормативов), характеризующих наращивание инновационного потенциала компании и необходимые темпы их роста.

Информационной базой для анализа инновационной составляющей деловой активности организаций может служить форма федерального государственного статистического наблюдения № 4-инно-вация «Сведения об инновационной дея-

тельности организации» [2], а также формы финансовой отчетности - бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.

Инновационная деятельность - вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты либо услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности. При инновационной деятельности внедряются принципиально новые для мирового рынка или существенно улучшенные продукты, услуги, технологии и бизнес-процессы (т. е. инновации в узком смысле), а также заимствуются и адаптируются уже существующие инновационные продукты, технологии и процессы.

В форме № 4-инновация при отражении технологических инноваций организации подразделены на две группы. К первой группе относятся организации следующих видов деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, а ко второй - связь, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, научных исследований и разработок, а также предоставление прочих видов услуг.

В качестве стратегических нормативов инновационной активности можно рекомендовать использовать такие показатели, как:

- доля технологических инноваций в объеме отгруженной продукции (К^);

- доля маркетинговых инноваций в объеме отгруженной продукции (К^т);

- доля суммарных затрат на технологические, маркетинговые и организационные инновации в объеме отгруженной продукции (Ка);

- доля затрат на технологические ин-новации(Ксь);

- доля затрат на маркетинговые инновации (Кст);

- доля затрат на организационные инновации (Ксо).

Доля технологических инноваций в объеме отгруженной продукции определяется как доля выручки от реализации инновационных товаров, работ, услуг, произведенных с использованием технологических инноваций, в общей выручке (в %) по формуле

Кы = V • 100 / V, где Уь - величина выручки по отгрузке от реализации товаров собственного производства, а также работ, услуг, выполненных собственными силами, с использованием технологических инноваций, руб. (для компаний первой группы данные берутся из формы № 4-инновация, раздел 3, стр. 302; для компаний второй группы -стр. 306);

V - общая величина выручки по отгрузке от реализации товаров собственного производства, а также работ, услуг, выполненных собственными силами, руб. (для компаний первой группы данные берутся из формы № 4-инновация, раздел 3, стр. 301; для компаний второй группы -стр. 305).

Доля маркетинговых инноваций в объеме выпущенной продукции определяется как доля выручки от реализации инновационных товаров, работ, услуг, произведенных с использованием маркетинговых инноваций, в общей выручке (в % ) по формуле

К„т = Ут ■ 100 / V, где Ут - величина выручки по отгрузке от реализации товаров собственного производства, а также работ, услуг, выполненных собственными силами, с использованием маркетинговых инноваций, руб. (для компаний первой и второй групп данные берутся из формы № 4-инновация, раздел 3, стр. 308).

Доля суммарных затрат на все виды инноваций (технологические, маркетинговые и организационные) в объеме отгруженной продукции (в % ) определяется по формуле

Ка = С ■ 100 / У, где С - суммарные затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации (для компаний первой и второй групп данные берутся из формы № 4-инновация, раздел 5, стр. 503).

Доля затрат на технологические (продуктовые, процессные) инновации в общей сумме затрат на инновации (в % ) определяется по формуле

кс1 = а ■ 100 / С,

где С - объем затрат на технологические инновации (для компаний первой и второй групп данные берутся из формы № 4-инновация, раздел 5, стр. 504).

Доля затрат на маркетинговые инновации в общей сумме затрат на инновации (в %) определяется по формуле

Кст = Ст ' 100 / Су где Ст - объем затрат на маркетинговые инновации (для компаний первой и вто-

рой групп данные берутся из формы № 4-инновация, раздел 5, стр. 515).

Доля затрат на организационные инновации в общей сумме затрат на инновации (в %) определяется по формуле

Ксо = Со ■ 100 / Сь где Со - объем затрат на организационные инновации (для компаний первой и второй групп данные берутся из формы № 4-инновация, раздел 5, стр. 516).

Таким образом, в новых экономических и политических условиях важнейшим направлением стратегического управления компаниями является обеспечение их финансовой безопасности. Учитывая важность перевода компаний реального сектора экономики на инновационные методы производства и управления для обеспечения финансовой безопасности компаний и страны в целом предлагается повысить ответственность органов управления компаниями на основе определения нормативов расхода средств на их содержание и стимулирование в зависимости от показателей инновационной активности.

Список литературы

1. Громова Е. И., Кери И. Т., Синельщикова Н. В. Роль финансовой политики в обеспечении финансовой безопасности компании // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития : сборник материалов VII Международной научно-практической конференции : в 2 ч. - Ч. I / под общ. ред. С. С. Чернова. - Екатеринбург : Изд.-во Уральского ин-та фондового рынка, 2013.

2. Российский инновационный индекс / под ред. Л. М. Гохберга. - М. : НИУ ВШЭ, 2011.

References

1. Gromova E. I., Keri I. T., Sinel'shchikova N. V. Rol' finansovoy politiki v obespechenii finansovoy bezopasnosti kompanii [The Role of Finance Policy in Providing Finance Security of Company], Ekonomika i upravlenie: analiz tendentsiy i perspektiv razvitiya : sbornik materialov VII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Economy and Management: Analyzing Trends and Prospects of Development: Collection of Materials of the 7th International Conference], in 2 Vol. Part I, edited by S. S. Chernov. Ekaterinburg : Publishing House of the Urals Institute of Stock Market, 2013. (In Russ.).

2. Rossiyskiy innovatsionnyy indeks [Russian Innovation Index], edited by L. M. Gokhberg. Moscow, Higher School of Economics, 2011. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.