DOI: 10.12737/18744 УДК 332
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО И БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ
И. Н. Ветров1
доктор экономических наук, профессор В. Ю. Лапшин1 1 - ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация
В данной статье рассмотрена проблема и возможности применения инноваций в туристской отрасли. Раскрываются причины, факторы и детерминанты, ограничивающие широкое внедрение инноваций в сферу туризма, заключающиеся с одной стороны, в неполном восприятии фирмами процесса инновационной деятельности, а с другой - в малом участии государства в поддержке фирм, внедряющих инновационные инструменты и элементы системного управления инновационной деятельностью. В статье раскрывается содержание ряда терминов, таких как инновация, изобретение, нововведение, а также исследуются их содержательные различия и их взаимосвязь. В ходе рассмотрения процесса внедрения инноваций в основную деятельность в туризме, были выявлены основные проблемы, особенности и ключевые недостатки применения инструментария инновационного менеджмента в данной сфере. Авторами сделан вывод, что, в первую очередь они кроются в деятельности организационной структуре самих компаний, которые сами не уделяют достаточного внимания развитию системы управления инновационной деятельностью. В ведущих странах инновационный процесс хорошо отлажен, а что касается туристической деятельности, то введение инноваций практически поставлено на поток. Научные достижения, исторические открытия, технические новшества - все это выступает в роли катализатора для вывода на рынок совершенно новых туристических продуктов, поскольку это привлекает все больше туристов и упрощает ведение туристического бизнеса. В данном контексте раскрываются перспективы применения инноваций в туризме, благоприятное воздействие на экономику и положительный социокультурный эффект. В заключении статьи уделяется внимание проблемам и перспективам построения инновационного процесса в туристической индустрии, необходимости применения инноваций и инновационных продуктов как в организации для инициирования положительных сдвигов в туризме, так и для развития индустрии в целом.
Ключевые слова: отрасль, менеджмент, инновация, туристский продукт, инновационный процесс, устойчивое развитие.
INNOVATIVE MECHANISM OF MANAGEMENT AS FACTOR OF SUSTAINABLE AND
SAFE DEVELOPMENT OF TOURIST BRANCH I. N. Vetrov1
DSc in Economics, Professor V. Yu. Lapshin1 1 - Federal State Budget Education Institution of Higher Education «Tambov state university named after G.R. Derzhavin», Tambov, Russian Federation
In this article the problem of application of innovations in tourist branch is considered. The reasons limiting widespread introduction of innovations to the sphere of tourism, consisting on the one hand in incomplete perception firms of process of innovative activity, and with another - in small participation of the state in support of the firms introducing system management of innovative activity reveal. In article terms an innovation, the invention, an innovation their interrelation reveal. During consideration of process of innovative activity in tourism, the main problems and features application of innovative management in this sphere were revealed. First of all they are covered in the companies which don't give sufficient to attention to development of a control system of innovative activity. In the leading countries, innovative process is well debugged and put on a stream. Scientific achievements, historical opening all this acts as the catalyst for a conclusion to the market of absolutely new tourist's products. In this context prospects of application of innovations in tourism, favorable impact on economy and positive sociocultural effect reveal. In the conclusion the attention to creation of innovative process, need of its application for the organization for initiation of positive shifts in tourism and developments of the industry in general is paid.
Keywords: branch, management, innovation, tourist product, innovative process, sustainable development.
Введение. туристским бизнесом необходимо, прежде
На современном этапе развития обще- всего понимание «природы инноваций в ту-
ства инновационность является характерным ризме» и определение основных направлений качественным признаком его развития. В ту- инновационной деятельности в этой сфере.
ристической отрасли этот аспект играет осо- Категорию «инновация» ввел в науч-
бую роль. ный оборот Й. Шумпетер, который отмечал,
Созданный туристский продукт нежела- что инновация - значимая смена функции
тельно оставлять без изменений, он постоянно производимого, заключающаяся в совершен-
нуждается в доработке, модернизации, опти- но новом синтезе и коммерциализации всех
мизации. На это указывают возрастающие новых вариантов, лежащих на применении
потребности граждан, становящиеся все более новых компонентов и материалов, освоение
требовательными, инициирующие примене- новых процессов, выходе на новые рынки,
ние передовых достижений науки и техники, апробации новых организационных форм,
внедрение новых технологий питания и об- использование новых транспортных средств,
служивания. Для эффективного управления рынков в промышленности [11].
Методика исследования
В широком понятии инновационный процесс содержит в себе следующие этапы: производство, внедрение, использование. Все это в конечном итоге приводит и обеспечивает долгосрочную прибыль и положительный эффект от новшеств как в экономической, так и социальной сферах.
К основополагающим функциям инноваций относят следующие:
• Воспроизводственная. Денежная выручка, полученная от внедрения инновации на рынке, создает прибыль, которая является источником ресурсов для увеличения объемов производства, инвестиций, финансовой деятельности.
• Инвестиционная. Прибыль, полученная за счет реализации инновации, направляется на финансирование, как всех инвестиций, так и конкретно новых видов инноваций.
• Стимулирующая. Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует целевой функции любого коммерческого хозяйствующего субъекта. Это совпадение служит стимулом предпринимателя к новым инновациям; побуждая его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами [2].
По мнению Й. Шумпетера, люди, занимающие и осуществляющие внедрение инноваций, являются по своей природе предпринимателями и создающие новые комбинации элементов для своего производства. Но не следует связывать инновацию только со сферой предпринимательства. Она коммерциализирована по своей сущности, предполагает под собой получение прибыли. В
современном мире отношения людей не ограничены лишь экономической сферой. Огромное значение в жизни людей занимают искусство, различные экологические проблемы, политика. Все то, что относится к социальной сфере. Но это не говорить нам о том, что инновации не применимы к этим сферам, это далеко не так. В этих сферах так же возможны инновации, которые несут в себе не только социальный эффект, но и также благоприятно влияют на экономическую составляющую [11].
Туристская отрасль является одной из ключевых при решении социальных проблем, повышении благосостояния населения, создания дополнительных рабочих мест. Все это положительно сказывается на экономике. Развиваются такие сферы экономической деятельности, как транспортная сеть, средства размещения, производство сувенирной продукции, а также местные промыслы, строительство, сельское хозяйство и другие отрасли.
Таким образом, туризм является своего рода катализатором как экономического, так и социального развития регионов России [9]. На данном этапе туристская индустрия выступает одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства, являющихся благоприятной средой для применения инноваций и разработке инновационных продуктов [10].
В современном обществе роль туризма каждый год возрастает, при этом состояние в котором находится национальный туризм, является показателем качества жизни населения. Мировая практика показывает, что от доступности туристских услуг для членов общества зависит доход, получаемый госу-
дарством от туризма, а также благосостояние этого общества. На данном этапе развития туристской отрасли, туризм представляет собой сложный комплекс, включающий в себя различные отрасли, решающие различные задачи социально-экономического развития региона, страны [4].
Туризм занимает значимое место в социальной жизни людей, определяя их уровень благосостояния, качества жизни. По данным статистики в зарубежной экономике на сферу туризма приходится каждый десятый работник, и доля инвестиций достигает 7 % от общего объема.
Прибыль, получаемая от туристской отрасли, направляется на развитие экономики. Туристы, находясь на определенной территории, предъявляют различные потребности на товары и услуги [5]. При этом увеличивается спрос на сувениры, продукцию местного промысла, что поддерживает, а где то даже возрождает давно забытые традиции. Все это влечет за собой увеличение денежных средств, поступающих в казну местного, регионального и государственного уровней. На сегодняшний день туризм активно влияет на социальную составляющую в стране, обеспечивает сохранение занятости населения, развитие социальной инфраструктуры, увеличивает культурный потенциал.
Мировой опыт показывает нам, что успех применения и развития инновационных процессов в туристской отрасли во многом зависит от государственной поддержки [7]. В России имеются уникальные рекреационные ресурсы, различные исторические промыслы, все это является очень привлекательным для привлечения иностранных туристов [8].
На наш взгляд, в данном контексте, ак-
туально различать понятия «изобретение» от «нововведение». Первое говорит о появление в мире чего-то нового, второе указывает на применение чего-то в практике. Созданный новый продукт - это изобретение, а инновация - новая выгода. Клиенты нуждается не столько в новом продукте, сколько в решениях, предполагающих под собой все новые выгоды [3]. В данном случае, туристский продукт станет выгодной инновацией только в том случае, если будет отвечать таким критериям, как:
•значимость (созданный продукт, услуга обязаны нести в себе такие выгоды, благодаря которым они станут необходимыми для потребителей);
•уникальность (выгоды от приобретения товара должна ощущаться как уникальные. Только уверенный в этом потребитель, откажется от повседневных, привычных для него товаров, в пользу приобретения качественно нового товара);
•устойчивость (представленный товар должен иметь уникальные или значимые выгоды, но если он будет легко воспроизводим конкурентами, то перспектива захвата рынка выглядит туманной);
•ликвидность (для того чтобы продаваться по цене, которую готовы потратить на его приобретение клиенты, товар должен быть качественным и эффективным в использовании).
Туристская отрасль представляет собой многоуровневую систему, в состав которой входят такие разнообразные элементы как:
• продукт туристской деятельности (разнообразные туристские услуги и туры);
• субъект туризма (органы управления туризмом, учебные, научные, проектные
учреждения);
• участник туризма (гражданин, пользующийся продуктами и услугами системы туризма);
• объект туризма (предприятия, предоставляющие услуги по размещению, питанию, транспортные предприятия, экскурсионное бюро, предприятия сферы досуга и развлечений и т.д.);
• организатор туризма (туристские предприятия по разработке, продвижению и реализации туристского продукта (туроператоры и турагенты)).
Список приведенных элементов не является полным. В процессе расширения и усложнения связей организации туристского бизнеса вовлекаются все новые предприятия и отрасли национальной экономики [12].
Удовлетворяют нужды туристов предприятия торговли, страховые компании, банки. На формирование туристской индустрии откладывают свой отпечаток медицинские учреждения, учреждения культуры, службы перевозок пассажиров.
Все это обуславливает колебания в структуре спроса данной сферы. Поэтому, необходимым условием развития туристской сферы является постоянный процесс внедрения инноваций, что обусловлено быстро меняющейся средой, и такими факторами как [6]:
•разносторонние интересы и потребности клиентов;
•выходом на рынок новых туристских продуктов;
•увеличением информационных технологий для проектирования уникальных продуктов, представленных на рынке.
Еще немаловажным фактором внедрения инноваций в туризме является рост прямого, без посредников, взаимодействия субъектов данного рынка, потребительской квалификации туристов, которые заказывают гостиницу, покупают билеты, составляют карту путешествия, самостоятельно, без помощи туроператора, создают свой собственный уникальный продукт, который удовлетворяет их потребности полностью. Это приводит к изменению среды, возникновению новых потребностей так и к новым знаниям и способам их удовлетворения. Компании, которые не смогли усовершенствовать технологию для этих изменяющихся условий, в конце концов, уходят с рынка, уступая место более инновационным конкурентам.
Вышесказанное позволяет констатировать, что инновационный процесс в туристской отрасли необходимо рассматривать как комплексные мероприятия, несущие в себе качественную новизну и толкающие к положительным сдвигам, которые в свою очередь обеспечивают постоянное функционирование и развитие туристской индустрии. Внедрение инновационных проектов в туризме на первых этапах, скорее всего не будет приносить прибыли, но каждый такой проект будет играть роль катализатора на пути развития туристкой отрасли, создания новых рабочих мест и повышению благосостояния населения [13].
Качество инновационной деятельности компании определяют в основном клиенты, выражая свое предпочтение той или иной фирме, показывая степень своей удовлетворенности. Так же на местном уровне получают оценку от органов власти, местного самоуправления и, конечно же, от местного
населения.
Определяющую роль в развитие инновационной деятельности туристских компаний играют ниже приведенные факторы:
• экономические (недостаточная фи-нансированность);
• технологические (устаревшая материальная база);
• политически-правовые (политическая нестабильность, различного рода запреты, введенные законодательно);
• культурные и социально-психологические (неприятие перемен, страх перед неопределенностью).
Вышеперечисленные факторы имеют зависимость от внутренней и внешней среды, анализ которых должен быть во внимании компании при осуществлении инновационной деятельности.
Анализируя состояние внешней среды, пристальное внимание надо уделить факторам, от которых зависит непосредственное внедрение инноваций, а именно:
• конъюнктура рынка, формирующая спрос и платежеспособность населения;
• действия органов исполнительной власти по поддержке развития туризма, требования законодательного базиса, как общегосударственного, так и местного значения, регламентирующих деятельность туристских компаний;
• интенсивность и масштаб конкуренции;
• возможности сетей коммуникации;
• альтернатива внедрения современных технологий при бронировании и обеспечение потребностей при путешествиях (интернет-системы бронирования);
• отрезок времени, необходимый для применения новинок ГГ- технологий на внут-
ренних рынках.
Большое значение имеет внутренняя среда компаний:
•стратегия туристской компании; •возможности достаточного финансирования проводимых изменений;
•систематическое применение мотиваций; •система управления персоналом. В туризме процесс реализации инноваций обычно происходит благодаря применению точечных изменений в системе. Это в свою очередь приводит к тому, что внедрение одной инновации выливается в многочисленные инновационные изменения в целой системе.
Предприятие должно «программировать» работников на планирование и исследования в области инноваций. Инновации становятся предсказуемым и контролируемым бюрократическим процессом, который сейчас является объективным дополнительным фактором производства [1].
Таким образом, инновационный менеджмент в туризме - это прогнозируемые, планируемые, целенаправленные, неотвратимые, а главное управляемые изменения и новшества на уровне компаний, занимающихся предоставлением туристских услуг, общественных организаций и государства, направленные на совершенствование туристской инфраструктуры и формирование предложения, качественно отвечающего своими характеристиками на запросы клиентов.
Без исключения все составляющие туристской отрасли обязаны изменяться под влиянием НТП. Лишь такое взаимодействие элементов туристской отрасли приведет к возникновению синергетического эффекта, который будет выражаться в качественном росте туристской отрасли.
Библиографический список
1. Аньшин, В.М. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития [Текст]: учеб. пособие / В.М. Аньшин, А.А. Дагаев. -3-е изд., перераб., доп. - М.: Дело, 2007. - 584 с.
2. Барютин, Л.С. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика [Текст]: учебник / под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. - 518 с.
3. Горфинкель, В.Я. Инновационный менеджмент: учебник для магистров, обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент» [Текст] / В.Я. Горфинкель, Т.Г. Попадюк. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 391 с.
4. Колесниченко, Е.А. Специфика инновационной деятельности в регионе [Текст] / Е.А. Ко-лесниченко, В.В. Худеева // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - № 5-6.
5. Колесниченко, Е.А. Факторы экономической безопасности: региональный уровень анализа [Текст] / Е.А. Колесниченко, Е.В. Спицына // Лесотехнический журнал. - 2015. - Т.5. - №3 (19). - C. 273-282.
6. Морковина, С.С. Инновационные технологии в лесокультурном деле: реальность и перспективы [Текст] / С.С. Морковина, М.В. Драпалюк, Е.В. Баранова // Лесотехнический журнал. - 2015. - Т.5. - №3 (19). - 327-338.
7. Морозов, Ю.П. Инновационный менеджмент [Текст]: учеб. пособие для вузов / Ю.П.. Морозов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 446 с.
8. Новиков, В.С. Характерные черты туризма XXI века - устойчивое и инновационное развитие [Текст] / В.С. Новиков // Сборник научных статей (10 выпуск) Московской академии туристского и гостинично-ресторанного бизнеса при правительстве Москвы, 2006.
9. Новиков, В.С. Инновации в туризме [Текст] / В.С. Новиков. - М.: ИЦ «Академия», 2007. - 208 с.
10. Колесниченко, Е.А. Экономическая безопасность ключевых секторов российской экономики: структурный подход к исследованию [Текст] / Е.А. Колесниченко, Ж.Д. Османов // Лесотехнический журнал. - 2015. - Т.5. - № 2(18). - C. 187-202.
11. Шумпетер, Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия [Текст] / Й. Шумпетер / предисл. В. С. Автономова. - М.: ЭКСМО, 2007. - 864 с.
12. Morkovina, S.S. Principles of Innovational Startups Selection for E-Platforms Placement [Текст] / S.S. Morkovina, E.A. Kolesnichenko, V.A. Spesivtsev, A.V. Ivanova // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - Vol. 6. - no. 6. - pp. 201-208.
13. Morkovina, S.S. Concept of Creation of E-Platforms as Part of Support for Small Innovational Business [Текст] / S.S. Morkovina, M.S. Santalova, M.V. Drapalyuk, E.A. Panyavina // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - Vol. 6. - no. 6. - pp. 57-66.
References
1. Anshin V.M., Dagaev A.A. Innovacionnyj menedzhment: Koncepcii, mnogourovnevye stra-tegii i mehanizmy innovacionnogo razvitija [Innovation Management: Concepts, multilevel strategy
and mechanisms of innovative development]. Moscow, 2007, 584 p. (In Russian).
2. Baryutin L.S. Osnovy innovacionnogo menedzhmenta. Teorija ipraktika [Basics of innovation management. Theory and practice]. Moscow, 2004, 518 p. (In Russian).
3. Garfinkel V.Y., Popadyuk T.G. Innovacionnyj menedzhment: uchebnik dlja magistrov, obucha-jushhihsjapo napravleniju podgotovki «Menedzhment» [Innovation Management: a textbook for magist-ditch enrolled in the direction of training "Management"]. Moscow, 2013, 391 p. (In Russian).
4. Kolesnichenko E.A., Hudeeva V.V. Specifika innovacionnoj dejatel'nosti v regione [The specifics of innovation in the region]. Social'no-jekonomicheskie javlenija i processy [Socioeconomic phenomena and processes]. 2012, no. 5-6. (In Russian).
5. Kolesnichenko E.A., Spitsyna E.V. Faktory jekonomicheskoj bezopasnosti: regional'nyj uroven' analiza [Factors of economic security: regional level of analysis]. Lesotekhnicheskii zhur-nal, 2015, Vol. 5, no. 3 (19), pp. 273-282. (In Russian).
6. Morkovina S.S., Drapalyuk M.V., Baranov E.V. Innovacionnye tehnologii v lesokul'turnom dele: real'nost' i perspektivy [Innovative technologies in silvicultural practice: reality and prospects]. Lesotekhnicheskii zhurnal, 2015, Vol. 5, no. 3 (19), pp. 327-338. (In Russian).
7. Morozov Yu.P. Innovacionnyj menedzhment [Innovation Management]. Moscow, 2000, 446 p. (In Russian).
8. Novikov V.S. Harakternye cherty turizma 21 veka - ustojchivoe i innovacionnoe razvitie [Characteristic features of the tourism of the 21 century - sustainable and innovative development]. Sbornik nauchnyh statej (10 vypusk) Moskovskoj akademii turistskogo i gostinichno-restorannogo biznesa pri pravitel'stve Moskvy [Collection of scientific articles (10 edition) Moscow Academy of tourism and hotel and restaurant business with the government of Moscow]. 2006. (In Russian).
9. Novikov V.S. Innovacii v turizme [Innovation in tourism]. Moscow, 2007, 208 p. (In Russian).
10. Kolesnichenko E.A., Osmanov J.D. Jekonomicheskaja bezopasnost' kljuchevyh sektorov rossijskoj jekonomiki: strukturnyj podhod k issledovaniju [The economic security of the key sectors of the Russian economy: a structured approach to research]. Lesotekhnicheskii zhurnal, 2015, Vol. 5, no. 2 (18), pp. 187-202. (In Russian).
11. Schumpeter J. Teorija jekonomicheskogo razvitija. Kapitalizm, socializm i demokratija [The Theory of Economic Development. Capitalism, Socialism and Democracy]. Moscow, 2007, 864 p. (In Russian).
12. Morkovina S.S., Kolesnichenko E.A., Spesivtsev V.A., Ivanova A.V. Principles of Inno-vational Startups Selection for E-Platforms Placement. Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015, Vol. 6, no. 6, pp. 201-208.
13. Morkovina S.S., Santalova M.S., Drapalyuk M.V., Panyavina E.A. Concept of Creation of E-Platforms as Part of Support for Small Innovational Business. Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015, Vol. 6, no. 6, pp. 57-66.
Сведения об авторах
Ветров Иван Николаевич - аспирант кафедры менеджмента, маркетинга и рекламы ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», г. Тамбов,
Российская Федерация; e-mail: mrveter001@gmail.com
Лапшин Вячеслав Юрьевич - заведующий кафедрой менеджмента, маркетинга и рекламы ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», доктор экономических наук, профессор, г. Тамбов, Российская Федерация; e-mail: lapshinvy@mail.ru
Information about authors
Vetrov Ivan Nikolaevich - post-graduate student, Department of Management, Marketing and Advertising Federal State Budget Education Institution of Higher Education «Tambov state university named after G.R. Derzhavin», Tambov, Russian Federation; e-mail: mrveter001@gmail.com
Lapshin Vyacheslav Yuryevich - Head of the Department of Management, Marketing and rivers Lama Federal State Budget Education Institution of Higher Education «Tambov state university named after G.R. Derzhavin», DSc in Economic, Professor, Tambov, Russian Federation; e-mail: lapshinvy@mail.ru
DOI: 10.12737/18745 УДК 338.49
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ЛЕСНЫХ СЕЛЕКЦИОННО-СЕМЕНОВОДЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ: ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД
старший научный сотрудник, кандидат биологических наук П. М. Евлаков1 кандидат философских наук, доцент В. Е. Сухова2 1 - ФГБУ «ВНИИЛГиСбиотех», г. Воронеж, Российская Федерация 2 - Воронежский филиал ФГБОУ ВПО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Mакарова», г. Воронеж, Российская Федерация
В статье рассмотрены вопросы создания лесных селекционно-семеноводческих центров в регионах страны. Дана оценка эффективности привлеченных в строительство инвестиций. Показано, что инвестиционная привлекательность определяется устойчивого спроса на производимую продукцию, обеспечивающего ускоренный возврат инвестированных средств; благоприятными ценами на составляющие себестоимости, определяющими запас финансовой прочности инвестиционного проекта; наличием квалифицированных специалистов, как технологов, так и менеджеров; благоприятной деловой средой - климатом, как совокупностью факторов, определяющих возможности и стимулы предпринимательских структур к активизации и расширению масштабов деятельности в условиях минимальных рисков. Определено, что в сегодняшней ситуации ускоренно обеспечить инвестиционную привлекательность лесного хозяйства в части инфраструктурных объектов - ЛССЦ не представляется возможным, единственным выходом из ситуации может стать государственно-частное партнерство. В целях повышения инвестиционной привлекательности строительства ЛССЦ необходимо организовать работу на всех уровнях исполнительной власти. При этом Рослесхозу необходимо учитывать, что проекты строительства ЛЛСЦ являются крупномасштабными и имеют важнейшее значение для развития лесного хозяйства как отдельных регионов, так и всей страны. На всех уровнях необходимо и системах управления лесным хозяй-