УДК 372.8:614.8
С.А. Юдин к.т.н. (АГЗ МЧС России) РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОФИЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В АКАДЕМИИ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ
Yudin S.
ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN PREPARATION OF PROFILE SPECIALISTS IN ACADEMY OF CIVIL PROTECTION
В статье раскрыты особенности использования информационных технологий в образовательной области и системы дистанционного обучения.
In the present work the author opens (devoted) features of use of information technologies in educational area and systems of remote training.
С.А. Юдин
О VO re iP ro re :p
^
и eu т s
I
X
eu
0
1
т
^
re I
Информация, ставшая важнейшим стратегическим ресурсом социума, как сказано в ФЗ от 27.07.06 г. №149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», качественно преобразует систему образования, которая должна оперативно адаптироваться к нуждам информационного общества, сопряжению с отечественной наукой, историческими русскими традициями и общественной практикой с учетом мирового опыта.
Наличие или остатки консервативных взглядов в нашей образовательной системе, немногочисленность и неподдержание креативных педагогов, предложений по реконтрукции образовательных стандартов и дополнению контента новейшими дополнительными сведениями, которые могут явиться основой для такой реконструкции тормозят решение этих проблем.
Но независимо от того, существует ли достаточная востребованность обладателей фундаментального и высокопрофессионального образования в современной России, решение этой задачи открывает новые возможности для ускоренного прогрессивного индивидуального развития каждого человека, для роста качества совокупного общественного интеллекта, что в перспективе окажет свое положительное влияние на все стороны общественной жизни России.
В этих условиях специалист в Академии гражданской защиты МЧС России готовится не как «ходячая энциклопедия», а творчески развитый, способный в любой сложной ситуации найти правильное решение инженер.
Современное значение информационных технологий в образовании и научных исследованиях трудно переоценить. Создание новых возможностей по передаче и восприятию знаний, оценка качества обучения за счет активности обучаемых, всестороннее развитие личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса, соблюдение национальных интересов и традиций, непрерывность образования на основе дистанционного обучения, преемственное развитие методик направленных на возможности информационных технологий и решение указанных выше проблем.
Начальное и последующее обучение современного специалиста должно быть непрерывным и университетским.
При этом преобладающую роль в структуре знаний должны играть фундаментальные, системные и устойчивые технические направления науки, интеллектуальный потенциал сможет формироваться в методологической культуре, эффекте самовозрастания знаний на основе их си-нергетичности и широкого диапазона; образование позволяет понимать проблемы, за счет теоретических и практических аспектов, освоение эффективных технологий мышления и познавательной мотивации деятельности. Образование дает новое качество деятельности, заключающееся в инновационности, перспективности и эффективности. Специалист, получивший университетское образование, способен выполнить задачи других специальностей без дополнительной подготовки.
Однако при подготовке кадров для нужд министерства необходимо учитывать, что выпускник с университетскими знаниями может уже через год, полтора уволиться. Повышая роль профессионального образования, информационные технологии позволят выдержать тот необходимый баланс между университетским и профессиональным образованием, не снижая требований к выпускаемому специалисту.
При этом, методический подход должен меняться в сторону технических и практических занятий — даже лекционное занятие в интерактивном режиме способствует активизации слушателя.
В Академии, да и в МЧС России в целом, создана база электронных учебно-методических материалов и материалов научного направления. Ее перманентное использование избавит обучаемых и преподавателей от длительного поиска и слежения за результатами научно-технического прогресса. Простота и быстрота получения нового материала позволяют значительно преобразовывать существующие формы обучения и вводить перспективные, обеспечивающие детальную визуализацию процесса или явления.
Наличие большого количества программируемых пакетов, подготовленных профессиональными программистами, такие как MathLab, MathCAD и др. позволяют обучаемым самим моделировать необходимые процессы.
Инсталлированные в Академии дистант-про-дукты [1] позволяют осуществлять электронные технологии промежуточного и итогового контроля, который может перейти в разряд самостоятельного обучения, где слушатель, увлеченный игрой, ситуационным моделированием и автотестированием, сможет стать соавтором получения своих знаний.
Такие технологии при проведении сложных практических занятий по информатике, иностранному языку, математике, физике и другим предметам позволяют преподавателю проводить обучение, не вставая со своего рабочего места, чтобы пробежать за два учебных часа до одного, а то и двух километров по аудитории. Роль преподавателя при этом только возрастает, а не убывает. Преподаватель на кафедрах Академии в процессе обучения остается самой главной и эффективной фигурой, психологическим катализатором приобретения знаний. Тьютор по электронным средствам обучения — фигура важная, но вспомогательная.
Такой подход в обучении позволяет дать высокопрофессиональную подготовку на фундаментальном уровне один раз, поддерживая ее в ходе всей трудовой деятельности специалиста в рамках дополнительного образования.
Заметим, что в отличие от русского подхода западный подход заключается в постоянном не слишком глубоком и не слишком дорогом обучении после каждого повышения по должности, как говорят там, «key by key» (клавиша за клавишей).
Однако особое внимание следует уделить
составляющей контроля и управления качеством образования. Оценивать качество трудно, но без его оценки невозможно управлять. В этом заложено противоречие. Следовательно, необходима система управления качеством образования, которая позволяла бы оценивать качество образования, а вместе с тем и качество управления в образовании.
Формирование данного подразделения в структуре Академии в настоящий момент актуально.
Под качеством управления в образования будем понимать:
- конкурентоспособность образовательного учреждения, как главный фактор качества управления образованием;
- среду обучения в виде: наличие и доступность информации, отношение преподавателей, организация учебного процесса, возможность самовыражения, самопознание и саморазвитие, социально-психологическая атмосфера, эстетика и культура, технические средства и т.д.;
- систему управления с различными звеньями, ведущими аналитическую работу с информацией, мониторинг качества образования, разработку методических рекомендаций, проведение различных конкурсов и конференций, изучение опыта других ВУЗов, определение стратегии образовательного процесса;
- механизм управления качеством с мотивами коллективного самоуправления;
- технологию управления образованием, как процесс сознательно направленный на достижение поставленной цели.
Детально управление качеством образования можно представить, как модульную систему, решающую задачу образования. К ней относятся модули: управления научно-преподавательским составом, управления слушателями, управления технологией образования, управления информационным обеспечением, управления материально-техническим обеспечением и инфраструктурой ВУЗа.
Такая система позволяет убрать ненужную переписку внутри коллектива, бесконечные совещания и высвободить время на творческую работу по подготовке к проведению занятий и, в то же время, наладить четкий контроль за учащимися, научно-преподавательским составом, материально-техническим обеспечением и другими процессами.
Применяя такую технологию, мы готовим специалистов по принятию управленческих решений (УР) нужной информационной насыщенности и в нужное время. Наши выпускники и адъюнкты знают, что если любой руководитель принимает правильное УР, он уменьшает информационную неопределенность конкретного вопроса или системы в целом. Очевидно, что если руководство принимает неверное УР или принимает его с запаздыванием, то неопределенность системы возрастает (рис. 1).
В терминах энтропийного подхода курсантам и студентам предлагается проанализировать рис. 2, где приведена энтропийная кривая, когда за рассматри-
о
VO га ср
го «
ср
и
CU т X I X CU н
I
0
1 т
I
Рис. 1. Схема оценки изменения энтропии в зависимости от полезной информации
ваемый промежуток времени УР руководством системы не принимается. Тогда за счет консервативности системы через какое-то время индекс хаотичности самопроизвольно уменьшается (ДН < 0), но после этого и на весь последующий период неопределенность ситуации возрастает (ДН>0).
Можно утверждать, что любая система при отсутствии управления в среднем переходит к более хаотичному, или неопределенному, состоянию.
почтительней стандартного по многим критериям.
Повышение качества управления прямо пропорционально управлению качеством образования и всегда требует полной определенности и контроля за динамикой качества образования.
Следует отметить, что многое из перечисленного уже работает или готовится к внедрению с окончанием заключительного этапа строительных работ по созданию учебно-лабораторной базы кафедр Академии гражданской защиты МЧС России, в т.ч. для модульной формы дистанционного обучения [1, 2].
Рис. 2. Типичная информационная кривая, когда руководство не принимает УР
На рис. 3 приведена кривая изменения энтропии со временем, где в течение отрезков Д^, Д^, Д^ руководство системы принимает УР и за счет этого активно воздействует на процесс ДА1, ДА2, ДА3. Вследствие чего энтропия на этих участках времени снижается, и скорость снижения энтропии (Н') определяет эффективность управления процессом.
В Академии внедряется такой подход и для оценки качества управления образованием. Он пред-
Рис. 3. Кривая неопределенности, когда руководство системы активно принимает УР
Академия гражданской защиты — молодое образовательное учреждение. Развиваясь, она берет на вооружение самые новые информационные и образовательные технологии, связанные не только с очной подготовкой специалистов и совершенствованием знаний в рамках Института развития, но и с внедрением дистанционного метода обучения как специалистов [2, 3], так и других групп населения, решая задачу предупреждения ЧС и предотвращения экономического ущерба.
Литература
1. Научно-методическое обеспечение создания центров дистанционного обучения. Отчет по НИР 3.3.10 ЕТП НИОКР МЧС России на 2007 г. Научный руководитель Э.Г.Мирмович, отв. исп. А.Ю. Тараканов.
2. Мирмович Э.Г. Научно-методическое обеспечение обучения специалистов и населения в области безопасности жизнедеятельности и защиты от ЧС посредством дистанционных технологий / Предупреждение. Спасение. Помощь. Теория и практика 15 лет в системе МЧС России: Сб. трудов XIV Межд. научно-практической конф.научно-педагогического состава и обучающихся Академии. 3 апреля 2007 года. — Химки: АГЗ МЧС России. 2007. - С. 48-52.
о 3. Кудрин А.Ю., Мирмович Э.Г., Фалеева И.С. Массовая подготовка операторов службы ЕДДС-112 на
га базе Hard&Soft центра дистанционного обучения АГЗ и контента ФГУ ВНИИ ГОЧС // Технологии гражданс-
р
го
а р
е и к
с е
т
и н
х
е
о н
т
у
а
I
кой безопасности. Вестник ФЦ «ВНИИ ГОЧС». - М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). 2007. №4(14). - С. 36-41.