Научная статья на тему 'Роль информационных технологий при подготовке профильных специалистов в Академии гражданской защиты'

Роль информационных технологий при подготовке профильных специалистов в Академии гражданской защиты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юдин С. А.

В статье раскрыты особенности использования информационных технологий в образовательной области и системы дистанционного обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the present work the author opens (devoted) features of use of information technologies in educational area and systems of remote training.

Текст научной работы на тему «Роль информационных технологий при подготовке профильных специалистов в Академии гражданской защиты»

УДК 372.8:614.8

С.А. Юдин к.т.н. (АГЗ МЧС России) РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОФИЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В АКАДЕМИИ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

Yudin S.

ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN PREPARATION OF PROFILE SPECIALISTS IN ACADEMY OF CIVIL PROTECTION

В статье раскрыты особенности использования информационных технологий в образовательной области и системы дистанционного обучения.

In the present work the author opens (devoted) features of use of information technologies in educational area and systems of remote training.

С.А. Юдин

О VO re iP ro re :p

^

и eu т s

I

X

eu

0

1

т

^

re I

Информация, ставшая важнейшим стратегическим ресурсом социума, как сказано в ФЗ от 27.07.06 г. №149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», качественно преобразует систему образования, которая должна оперативно адаптироваться к нуждам информационного общества, сопряжению с отечественной наукой, историческими русскими традициями и общественной практикой с учетом мирового опыта.

Наличие или остатки консервативных взглядов в нашей образовательной системе, немногочисленность и неподдержание креативных педагогов, предложений по реконтрукции образовательных стандартов и дополнению контента новейшими дополнительными сведениями, которые могут явиться основой для такой реконструкции тормозят решение этих проблем.

Но независимо от того, существует ли достаточная востребованность обладателей фундаментального и высокопрофессионального образования в современной России, решение этой задачи открывает новые возможности для ускоренного прогрессивного индивидуального развития каждого человека, для роста качества совокупного общественного интеллекта, что в перспективе окажет свое положительное влияние на все стороны общественной жизни России.

В этих условиях специалист в Академии гражданской защиты МЧС России готовится не как «ходячая энциклопедия», а творчески развитый, способный в любой сложной ситуации найти правильное решение инженер.

Современное значение информационных технологий в образовании и научных исследованиях трудно переоценить. Создание новых возможностей по передаче и восприятию знаний, оценка качества обучения за счет активности обучаемых, всестороннее развитие личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса, соблюдение национальных интересов и традиций, непрерывность образования на основе дистанционного обучения, преемственное развитие методик направленных на возможности информационных технологий и решение указанных выше проблем.

Начальное и последующее обучение современного специалиста должно быть непрерывным и университетским.

При этом преобладающую роль в структуре знаний должны играть фундаментальные, системные и устойчивые технические направления науки, интеллектуальный потенциал сможет формироваться в методологической культуре, эффекте самовозрастания знаний на основе их си-нергетичности и широкого диапазона; образование позволяет понимать проблемы, за счет теоретических и практических аспектов, освоение эффективных технологий мышления и познавательной мотивации деятельности. Образование дает новое качество деятельности, заключающееся в инновационности, перспективности и эффективности. Специалист, получивший университетское образование, способен выполнить задачи других специальностей без дополнительной подготовки.

Однако при подготовке кадров для нужд министерства необходимо учитывать, что выпускник с университетскими знаниями может уже через год, полтора уволиться. Повышая роль профессионального образования, информационные технологии позволят выдержать тот необходимый баланс между университетским и профессиональным образованием, не снижая требований к выпускаемому специалисту.

При этом, методический подход должен меняться в сторону технических и практических занятий — даже лекционное занятие в интерактивном режиме способствует активизации слушателя.

В Академии, да и в МЧС России в целом, создана база электронных учебно-методических материалов и материалов научного направления. Ее перманентное использование избавит обучаемых и преподавателей от длительного поиска и слежения за результатами научно-технического прогресса. Простота и быстрота получения нового материала позволяют значительно преобразовывать существующие формы обучения и вводить перспективные, обеспечивающие детальную визуализацию процесса или явления.

Наличие большого количества программируемых пакетов, подготовленных профессиональными программистами, такие как MathLab, MathCAD и др. позволяют обучаемым самим моделировать необходимые процессы.

Инсталлированные в Академии дистант-про-дукты [1] позволяют осуществлять электронные технологии промежуточного и итогового контроля, который может перейти в разряд самостоятельного обучения, где слушатель, увлеченный игрой, ситуационным моделированием и автотестированием, сможет стать соавтором получения своих знаний.

Такие технологии при проведении сложных практических занятий по информатике, иностранному языку, математике, физике и другим предметам позволяют преподавателю проводить обучение, не вставая со своего рабочего места, чтобы пробежать за два учебных часа до одного, а то и двух километров по аудитории. Роль преподавателя при этом только возрастает, а не убывает. Преподаватель на кафедрах Академии в процессе обучения остается самой главной и эффективной фигурой, психологическим катализатором приобретения знаний. Тьютор по электронным средствам обучения — фигура важная, но вспомогательная.

Такой подход в обучении позволяет дать высокопрофессиональную подготовку на фундаментальном уровне один раз, поддерживая ее в ходе всей трудовой деятельности специалиста в рамках дополнительного образования.

Заметим, что в отличие от русского подхода западный подход заключается в постоянном не слишком глубоком и не слишком дорогом обучении после каждого повышения по должности, как говорят там, «key by key» (клавиша за клавишей).

Однако особое внимание следует уделить

составляющей контроля и управления качеством образования. Оценивать качество трудно, но без его оценки невозможно управлять. В этом заложено противоречие. Следовательно, необходима система управления качеством образования, которая позволяла бы оценивать качество образования, а вместе с тем и качество управления в образовании.

Формирование данного подразделения в структуре Академии в настоящий момент актуально.

Под качеством управления в образования будем понимать:

- конкурентоспособность образовательного учреждения, как главный фактор качества управления образованием;

- среду обучения в виде: наличие и доступность информации, отношение преподавателей, организация учебного процесса, возможность самовыражения, самопознание и саморазвитие, социально-психологическая атмосфера, эстетика и культура, технические средства и т.д.;

- систему управления с различными звеньями, ведущими аналитическую работу с информацией, мониторинг качества образования, разработку методических рекомендаций, проведение различных конкурсов и конференций, изучение опыта других ВУЗов, определение стратегии образовательного процесса;

- механизм управления качеством с мотивами коллективного самоуправления;

- технологию управления образованием, как процесс сознательно направленный на достижение поставленной цели.

Детально управление качеством образования можно представить, как модульную систему, решающую задачу образования. К ней относятся модули: управления научно-преподавательским составом, управления слушателями, управления технологией образования, управления информационным обеспечением, управления материально-техническим обеспечением и инфраструктурой ВУЗа.

Такая система позволяет убрать ненужную переписку внутри коллектива, бесконечные совещания и высвободить время на творческую работу по подготовке к проведению занятий и, в то же время, наладить четкий контроль за учащимися, научно-преподавательским составом, материально-техническим обеспечением и другими процессами.

Применяя такую технологию, мы готовим специалистов по принятию управленческих решений (УР) нужной информационной насыщенности и в нужное время. Наши выпускники и адъюнкты знают, что если любой руководитель принимает правильное УР, он уменьшает информационную неопределенность конкретного вопроса или системы в целом. Очевидно, что если руководство принимает неверное УР или принимает его с запаздыванием, то неопределенность системы возрастает (рис. 1).

В терминах энтропийного подхода курсантам и студентам предлагается проанализировать рис. 2, где приведена энтропийная кривая, когда за рассматри-

о

VO га ср

го «

ср

и

CU т X I X CU н

I

0

1 т

I

Рис. 1. Схема оценки изменения энтропии в зависимости от полезной информации

ваемый промежуток времени УР руководством системы не принимается. Тогда за счет консервативности системы через какое-то время индекс хаотичности самопроизвольно уменьшается (ДН < 0), но после этого и на весь последующий период неопределенность ситуации возрастает (ДН>0).

Можно утверждать, что любая система при отсутствии управления в среднем переходит к более хаотичному, или неопределенному, состоянию.

почтительней стандартного по многим критериям.

Повышение качества управления прямо пропорционально управлению качеством образования и всегда требует полной определенности и контроля за динамикой качества образования.

Следует отметить, что многое из перечисленного уже работает или готовится к внедрению с окончанием заключительного этапа строительных работ по созданию учебно-лабораторной базы кафедр Академии гражданской защиты МЧС России, в т.ч. для модульной формы дистанционного обучения [1, 2].

Рис. 2. Типичная информационная кривая, когда руководство не принимает УР

На рис. 3 приведена кривая изменения энтропии со временем, где в течение отрезков Д^, Д^, Д^ руководство системы принимает УР и за счет этого активно воздействует на процесс ДА1, ДА2, ДА3. Вследствие чего энтропия на этих участках времени снижается, и скорость снижения энтропии (Н') определяет эффективность управления процессом.

В Академии внедряется такой подход и для оценки качества управления образованием. Он пред-

Рис. 3. Кривая неопределенности, когда руководство системы активно принимает УР

Академия гражданской защиты — молодое образовательное учреждение. Развиваясь, она берет на вооружение самые новые информационные и образовательные технологии, связанные не только с очной подготовкой специалистов и совершенствованием знаний в рамках Института развития, но и с внедрением дистанционного метода обучения как специалистов [2, 3], так и других групп населения, решая задачу предупреждения ЧС и предотвращения экономического ущерба.

Литература

1. Научно-методическое обеспечение создания центров дистанционного обучения. Отчет по НИР 3.3.10 ЕТП НИОКР МЧС России на 2007 г. Научный руководитель Э.Г.Мирмович, отв. исп. А.Ю. Тараканов.

2. Мирмович Э.Г. Научно-методическое обеспечение обучения специалистов и населения в области безопасности жизнедеятельности и защиты от ЧС посредством дистанционных технологий / Предупреждение. Спасение. Помощь. Теория и практика 15 лет в системе МЧС России: Сб. трудов XIV Межд. научно-практической конф.научно-педагогического состава и обучающихся Академии. 3 апреля 2007 года. — Химки: АГЗ МЧС России. 2007. - С. 48-52.

о 3. Кудрин А.Ю., Мирмович Э.Г., Фалеева И.С. Массовая подготовка операторов службы ЕДДС-112 на

га базе Hard&Soft центра дистанционного обучения АГЗ и контента ФГУ ВНИИ ГОЧС // Технологии гражданс-

р

го

а р

е и к

с е

т

и н

х

е

о н

т

у

а

I

кой безопасности. Вестник ФЦ «ВНИИ ГОЧС». - М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). 2007. №4(14). - С. 36-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.