Научная статья на тему 'Массовая подготовка операторов службы ЕДДС-112 на базе hard&soft центра дистанционного обучения агз и контента фгу ВНИИ ГОЧС'

Массовая подготовка операторов службы ЕДДС-112 на базе hard&soft центра дистанционного обучения агз и контента фгу ВНИИ ГОЧС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1034
480
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрин А. Ю., Мирмович Э. Г., Фалеева И. С.

Подготовка специалистов среднего звена для ЕДДС в необходимом количестве возможна только посредством дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудрин А. Ю., Мирмович Э. Г., Фалеева И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mass Preparation of UDDS-112 Service Operators on the Basis of CDA Hard&Soft Distance Education Center and FGU VNII GOCHS Content

To provide in necessary quantity of the ready specialists-operators middle part for Unite Duty Dispatcher Service is possible only by means of distant learn.

Текст научной работы на тему «Массовая подготовка операторов службы ЕДДС-112 на базе hard&soft центра дистанционного обучения агз и контента фгу ВНИИ ГОЧС»

Научно-технические разработки

УДК 614.8:351.86+519.8

А.Ю. Кудрин к.т.н., Э.Г. Мирмович к.ф.-м.н., И.С. Фалеева к.пед.н. (ФГУ ВНИИ ГОЧС МЧС России (ФЦ)) МАССОВАЯ ПОДГОТОВКА ОПЕРАТОРОВ СЛУЖБЫ ЕДДС-112 НА БАЗЕ HARD&SOFT ЦЕНТРА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ АГЗ И КОНТЕНТА ФГУ ВНИИ ГОЧС

A. Kudrin, E. Mirmovich, I. Faleeva MASS PREPARATION OF UDDS-112 SERVICE OPERATORS ON THE BASIS OF CDA HARD&SOFT DISTANCE EDUCATION CENTER AND FGU VNII GOCHS CONTENT

Подготовка специалистов среднего звена для ЕДДС в необходимом количестве возможна только посредством дистанционного обучения.

To provide in necessary quantity of the ready specialists-operators middle part for Unite Duty Dispatcher Service is possible only by means of distant learn.

И.С. Фалеева

В последние годы стало очевидным, что ни устаревшие фонды, ни недостаточность инвестиционного обеспечения, ни какие-либо другие факторы не могут сравниться в качестве причин роста риска и количества ЧС техногенного происхождения, потерь и ущерба от них с т.н. «человеческим фактором» (ЧФ), его негативным воздействием.

Отметим, что тот же ЧФ-фактор способствует почти 10-кратной по сравнению с ЧС гибелью наших людей в бытовых экстремальных происшествиях, а также на улицах и дорогах.

Снижение негативного воздействия ЧФ возможно в первую очередь за счет повышения уровня знаний-умений-навыков (ЗУН) всех групп населения. Эта область знаний — одна из немногих, которая изучается не впрок, не для будущей карьеры или обеспечения будущего благосостояния обучаемого, а для защиты своего здоровья и жизни в данный момент, в ближайший час или день. Реализация принципа всеобщности и доступности образования на протяжении всей жизни, в т.ч. в рамках дополнительного образования, именно в настоящее время играет здесь важнейшую роль [1].

В связи с этим могут быть условно выделены две категории формирования контента ЗУН:

- по подготовке и воспитанию лиц индивидуального безопасного типа поведения (ЛИБП), по обеспечению лишь собственной безопасности в быту и на производстве (что, в общем, тоже немаловажно);

- для подготовки лиц по обеспечению безопасности окружающих людей, общества, государства — социальной безопасности (ЛСБП).

К одному из наиболее актуальных направлений в системе дополнительного профессионального образования в настоящее время относится подготовка в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций специалистов среднего уровня, которые могут относиться как к одной — ЛИБП, так и к другой — ЛСБП категории. Прежде всего, это касается массовой подготовки диспетчеров единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС).

Следует отметить, что спасательные службы в США и Канаде интегрированы коммуникационным диспетчерским каналом «911», в странах Европы — «112». И там они рассматриваются нередко в качестве элементов национальной безопасности. Потенциальными объектами интегрирования в единый консультационно-диспетчерский модуль ЕДДС-112 России, (к переходу к которому РСЧС готова уже в 2008 году), являются противопожарная, медицинская, электрическая, сантехническая, газовая, антикриминальная (милицейская) и антерро-ристическая экстренные помощи.

Многие субъекты РФ уже в течение многих лет пользуются услугами ЕДДС.

Однако из 500-600 городских ЕДДС, функционирующих в стране, высокой степенью автоматизации и обеспеченностью профессиональными кадрами обладают не более 5-7%.

Следует иметь в виду, что программы и уровень подготовки специалистов ЕДДС позволяют рассматривать эти специальности в унифицированном контексте спроса на рынке труда, потому что они «по совместительству» являются поставщиком отличных «умельцев» в области информационных технологий, организационно-управленческих ЗУН и оперативного реагирования на неожиданные и экстремальные ситуации. Такие специалисты — реальный резерв для вузов информационно-коммуникационного и инженерно-технического профиля, что также сегодня крайне актуально.

В табл. 1 приведен один из вариантов примерного учебно-тематического плана по дисциплине «Объединенные системы оперативно-диспетчерского управления» по программе дополнительной подготовки специалистов в рамках специальности 0613 «Государственное и муниципальное управление.

Учебно-тематический план

Управление системами по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций», среднее профессиональное образование (повышенный уровень). Данная программа реализуется уже в течение нескольких лет в Жуковском авиационном техникуме им. В.А. Казакова [2].

Однако потенциал очных форм в этом виде подготовки невелик. В США, например, сегодня работают в данной отрасли более 250 тыс. человек и их обучение и подготовка обходятся государству во многие миллиарды долларов. Поэтому социальный заказ на обучение и профессиональную подготовку в области обеспечения безопасности жизнедеятельности и защиты от ЧС в настоящее время значительно выше реальных возможностей существующей отраслевой системы очного профессионального образования.

Расчеты количества операторов в России на основании нормативов приведны в табл. 2.

Таблица 1

иант) по дисциплине ОСОДУ

Наименование разделов и тем Количество аудиторных часов при очной форме обучения

всего в т.ч. практические занятия

Введение 2

Раздел 1. Общие положения. Объединенные системы оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ) 10 2

Тема 1.1. Цель и задачи создания ОСОДУ, их место в муниципальном управлении 2

Тема 1.2. Роль и место ЕДДС в ОСОДУ. 2

Тема 1.3. Технико-экономическое обоснование создания ОСОДУ 6 2

Раздел 2. Состав, комплектование и функционирование ЕДДС служб различного территориального уровня: ОСОДУ субъектов РФ, городов, районов 8

Тема 2.1. Состав и комплектование ЕДДС различного территориального уровня 4

Тема 2.2. Функционирование ЕДДС различного территориального уровня 4

Раздел 3. Информационные технологии, используемые в автоматизированных системах ОСОДУ 38 16

Тема 3.1. Понятие и роль информационных технологий в предупреждении и ликвидации ЧС 2

Тема 3.2. Информационные потоки в ОСОДУ. Входная и выходная информация 2

Тема 3.3. Организация информационного обмена и интегрирование информационных ресурсов в ОСОДУ. Нормативные документы, регламентирующие информационный обмен в ОСОДУ 6 2

Тема 3.4. Состав и структура типовой распределенной базы данных автоматизированной системы (АС) ОСОДУ 4 2

Тема 3.5. Классификация и кодирование информации в АС ОСОДУ 4 2

Тема 3.6. Программное обеспечение АС ОСОДУ 4 2

Тема 3.7. Функциональные подсистемы АС ОСОДУ 16 8

Раздел 4. Функционирование ЕДДС в ОСОДУ 22 10

Тема 4.1. Алгоритм функционирования дежурной смены ЕДДС при поступлении информации об угрозе возникновения ЧС 8 4

Тема 4.2. Алгоритм функционирования дежурной смены ЕДДС при поступлении информации о возникновении ЧС 8 4

Тема 4.3. Технология работы дежурной смены ЕДДС при повседневной деятельности 6 2

Раздел 5. Практические примеры создания и функционирования ОСОДУ 20 8

Тема 5.1. Единая система оперативно-диспетчерского управления г. Москвы 12 8

Тема 5.2. ЕДДС данного субъекта РФ 4

Тема 5.3. Обзор ОСОДУ в РФ и за рубежом 4

Всего по дисциплине 100 36

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

Таблица 2

Расчет численности диспетчеров

Категория Количество населения Количество линий Количество диспетчеров Количество ЕДДС

III < 100 тысяч человек 3 - 4 1 - 2 3155

II 100 тыс. чел.-1 млн. чел. б - 8 2 - 4 155

I > 1 млн. чел. 10 - 12 4 - 5 8

г. Москва 100 21 1

г. Санкт-Петербург б3 12 1

Примерный расчет разовой потребности количества операторов для служб ЕДДС-112 городов

Российской Федерации а)Для городов III категории (население до 100 тысяч человек)

б) Для городов II категории (население от 100 тысяч до 1 млн. человек)

в)Для городов I категории (население свыше 1 млн. человек)

NOM - количество операторов в г. Москве (45 х -1 = 180);

Noc п - количество операторов в г. Санкт-Петербург (13 х 4 = 52)

Z N0 = Z Nonl + Z Non + Z NOI = 25240 + 3100 + 456 = 28796

Отметим, что анализ показывает отсутствие прямо пропорциональной зависимости их количества от численности населения — чем больше численность в городе, тем меньше удельная потребность в количестве служб ЕДДС-112 и числа необходимых для них операторов (т.н. синергетический эффект).

Одним из реальных путей массовой подготовки специалистов среднего уровня в области муниципального управления, включая диспетчеров ЕДДС и ОСОДУ, является и внедрение ДО. Однако неприятным является тот факт, что при экспертном телеопросе многие из территориальных УМЦ ГОЧС (несмотря на данные табл. 2) отказались от услуг дистанционного обучения (ДО) из центра.

В настоящее время в образовательной системе России дистанционное обучение занимает всё более важное и легитимное место. Наверное, нет ВУЗа, который бы в той или иной степени не использовал сегодня технологии дистанционного обучения в своем учебном процессе или не декларировал это. Тем не менее, до сих пор в вопросах ДО немало принципиальных проблем и белых пятен, включая тот факт, что обучение и образование — это не эквивалентные понятия. И одной из помех эффективному внедрению и продвижению ДО на рынке образовательных услуг и является излишнее упрощение терминологических понятий и механизма функционирования этого

сложнейшего междисциплинарного информационно-технологического комплекса, превращающегося на наших глазах в целую отрасль человеческой деятельности [3-5].

Важно отметить, что ДО не является антагонистичным к существующим в отрасли традиционным формам обучения, оно естественным образом дополняет и развивает их, и способствует созданию единой интегрированной образовательной среды. Мировой опыт свидетельствует, что ДО является наиболее перспективной формой образования широких слоев населения.

Нормативной правовой базой ДО в стране являются:

- закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании».

- приказ Министерства образования и науки РФ от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».

- приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 18 июня 1997 года № 1221.

При этом формат ДО настолько многообразен, сколько можно себе представить сочетаний в двумерной матрице, столбцы которой представляют разделы системы образования (контент для лекционно-семинарских занятий, контроль усвоения ЗУН,

деканат-администрация и т.д.), а строки — форму доставки-доступа (очное присутствие, почта, ЛВС, Интранет, Интернет, цифровое телевидение и даже мобильная телефонная связь). Весовые коэффициенты (процент) нормируются единицей как по столбцам, так и по строкам. Такая матрица составляется для дисциплины, специальности и образовательного учреждения (ОУ) в целом. Развитие этой методики позволит объективно создать экспертное представление о количественной и качественной характеристике ДО в данном ОУ. На рис. 1 приводится простейший вариант схемы-алгоритма информационных потоков при ДО операторов ЕДДС.

Учебный имитационный центр ЕДДС и ОСО-ДУ в образовательном учреждении оборудуется реальными полнокомплектными АРМ по типу [6-9]. В целях отработки близкой к реальным условиям оперативности один из информационно-образовательных модулей может быть имитирован действующим аналогом получения «Пакета информации о ЧС» абонентскими пунктами мониторинга типа АСДМ «Лидар» [7].

Алгоритм реализации совместного проекта может быть сформулирован в виде следующей последовательности мероприятий.

1. Ревизия и обновление учебно-дидактического пакета (УДП) для функционирующей очной формы обучения.

1.1. Тематика и рекомендации по подготовке курсовых работ.

1.2. Пересмотр и пополнение литературы.

1.3. Редактирование, корректировка и переут-верждение всех программ.

1.4. Обновление и пополнение содержательной

части.

2. Подготовка УДП для дистанционной формы обучения.

2.1. Анализ и выбор существующих продуктов,

которые можно использовать для дистанционной формы обучения.

2.2. Адаптация «очных» продуктов к дистанционным формам обучения.

2.3. Создание новых продуктов для ДО (по примеру [10].

3. Ревизия самой учебной программы.

3.1. Зарубежный опыт предлагается перенести в начальный этап обучения (например, в конце первого семестра).

3.2. Анализ и перемещение некоторых дисциплин между разделами дисциплин (например, из факультативных дисциплин в другие разделы и наоборот).

3.3. Уточнение перечня литературы (базовая, вспомогательная, разделы и стр. используемых сведений).

3.4. Введение в учебные программы по информационным технологиям дисциплин или разделов по дистанционным технологиям.

4. Подготовка и издание брошюры с УДП для дистанционного обучения.

5. Анализ существующего в СТА курса телевизионных и слайд-лекций, запись и добавление необходимых телевизионных и слайд-лекций в программы.

Предлагается в рамках трехсторонней кооперации ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), Академии гражданской защиты МЧС России и Жуковского авиационного техникума (ЖАТ) им. В.А. Казакова создать центр дистанционного обучения (ЦДО) вышеназванным специальностям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формой сотрудничества, по всей видимости, должна стать организация совместной лаборатории на аппаратно-программной (Ьагё&80Й) платформе АГЗ, УДП Жуковского авиационного техникума им. В.А. Казакова и научно-методическом обеспечении, а также штатной поддержки со стороны ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). Первоначальными шагами этой

Рис. 1. Простейший вариант схемы-алгоритма информационных потоков в ДО операторов ЕДДС

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

Рис. 3. Учебный зал для ДО на базе ЦДО АГЗ

Контрольные цифры калькуляции по подготовке специалистов на дистанционной основе для курса из 5 юнит общего 100-часового объема(для расчета подготовки операторов ЕДДС и службы 112 в рамках совместного проекта

ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России - АГЗ - ЖАТ)

Подготовка учебно-дидактического пакета (УДП)

Телевизионная лекция:

Запись в телестудии на цифровой формат Перезапись на кассету УЖ Занесение в каталог

Затраты на дополнительные непредвиденные работы Общая стоимость > 3000 руб.

Слайд-лекция (на основе телелекции):

Анализ содержания лекции Разметка по иллюстрациям Подготовка текст-слайдов Подготовка слайд-иллюстраций Компоновка для плейера Общая стоимость — ~ 2000 руб.

Тиражирование с CD-дисков со слайд-лекциями (в зависимости от количества изготовленных лекций) — ~ 60-80 руб. за 1 диск

Не менее 30 СБ-дисков на одну юниту — ~ 2000 руб.

Формирование базы тестов (за один тест) — ~ 20-30 руб.

На одну юниту — не менее 100 тестов — 2500 руб.

Общая стоимость унифицированных затрат на разработку одной юниты — ~ 9500руб.

Общая стоимость унифицированных затрат на разработку курса из пяти юнит — ~ 47 500руб. Учебно-образовательный процесс

Унифицированная расчетная единица — 1 академический час (45 мин), стоимость — ~ 130 руб.

Работа педагога-технолога (тьютора) — ~ 120 руб. за один час.

Общая стоимость по разделу за один академчас —250 руб.

Объем затратной составляющей курса в объеме 100 часов — 25 000руб.

Реклама и прочие затраты на выбор руководства (минимум на 1 курс) — ~ 5000 руб.

Бланк сертификата на один учебный модуль — 100 руб.

На одну учебную группу (25 обучаемых) — 2500 руб.

Итоговая сумма затрат обучения за 100 академических часов — ~ 80 000 руб.

Общая себестоимость обучения (подготовки) операторов при одной группе обучаемых в 25 человек может выражаться суммой — ~ 3500 руб.

структуры должна являться разработка следующих документов:

- приказа начальника академии о создании совместного редакционно-методического совета ДО.

- положения о дистанционном обучении в

АГЗ.

- положения о редакционно-методическом

совете и его составе.

- инструкции для преподавательского состава по организации и осуществлению ДО слушателей АГЗ по программам дополнительного профессионального образования.

Вариант разделения функций при организации и реализации такого проекта преведен в работе [11].

Литература

1. Фалеев М.И. Образование как системообразующий фактор снижения рисков чрезвычайных ситуаций // Технологии гражданской безопасности. Вестник ФЦ «ВНИИ ГОЧС». — М.: Изд-во «Куна», 2004. — № 3(5), - С. 20-21.

2. Запорожец А.И., Нехорошев С.Н., Фалеева И.С. и др. Первый выпуск специалистов единых дежурнодиспетчерских служб на базе Жуковского авиационного техникума им. В.А. Казакова // Там же, — С. 51-54.

3. Мирмович Э.Г. Фалеев М.И. «Устойчивость развития» и высшее образование как фактор безопасности социума в современных условиях // Сб. материалов V Всероссийской конференции «Современное состояние и перспективы развития курса ОБЖ». Москва 8-10 февраля 2005 года. — М.: АПКиППРО, 2006. — С. 102-112.

4. Бочков В.Е. Открытое дистанционное образование: его роль в экономическом развитии информационного общества и реального сектора национальной экономики: Монография. Научное издание // Серия «Система открытого дистанционного образования как институциональный инструментарий формирования экономики знаний». — М.: ИДО-МНМЦ «СОО» МГИУ, — 2005. — 238 с.

5. Карпенко М.П., Мирмович Э.Г. и др. Дистанционные технологии массового обучения специалистов и населения в области безопасности и защиты от ЧС // Технологии гражданской безопасности. Вестник ФЦ «ВНИИ ГОЧС». — М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), изд-во «Куна», — 2004. — №3(5). — С. 59-63.

6. Мирмович Э.Г. и др. Концепция отраслевой системы дистанционного обучения МЧС России / Сб. материалов Международного симпозиума. «Комплексная безопасность России — исследования, управление, опыт». — М.: ИИЦ ВНИИ ГОЧС, — 2002. — С. 222-223.

7. Кудрин А.Ю. и др. Абонентские пункты приема оперативной мониторинговой информации системы АСДМ «Лидар» // Сб. материалов Международной конференции «Безопасность больших городов. Проблемы и решения. Международный опыт» (7-9 октября 2003 г.). — М.: ООО «Статус М», — 2004. — С.157-158.

8. Носов М.В., Шевченко С.А. Системный подход при организации дистанционного образования населения большого города. Там же. — С.144-145.

9. Mirmovich E.G., Grebennikova L.N. Typical automated workplace of civil defence and extreme situations expert and safety of city inhabitants / Safety of Mega-cities: Problems and solutions. International experience. The International conference. October, 7-9, 2003. The collection of materials. — M.: «Status М» Ltd. 2004. р.140.

10. Мирмович Э.Г. Развитие системы обучения и подготовки населения к действиям в ЧС и защите от ЧС: слайд-лекция. — М.: СГУ, сайт video.muh.ru. Юнита 8. Код 8.2.2120,— 2003.

11. Кудрин А.Ю., Мирмович Э.Г. Подготовка операторов службы ЕДДС-112 на базе центра дистанционного обучения АГЗ МЧС России / В кн.: Предупреждение. Спасение. Помощь. Материалы XV межд. НПК Агз МЧС России. — 2007. — С. 44-48.

Научно-технические разработки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.