Научно-технические разработки
УДК 614.8:351.86+519.8
А.Ю. Кудрин к.т.н., Э.Г. Мирмович к.ф.-м.н., И.С. Фалеева к.пед.н. (ФГУ ВНИИ ГОЧС МЧС России (ФЦ)) МАССОВАЯ ПОДГОТОВКА ОПЕРАТОРОВ СЛУЖБЫ ЕДДС-112 НА БАЗЕ HARD&SOFT ЦЕНТРА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ АГЗ И КОНТЕНТА ФГУ ВНИИ ГОЧС
A. Kudrin, E. Mirmovich, I. Faleeva MASS PREPARATION OF UDDS-112 SERVICE OPERATORS ON THE BASIS OF CDA HARD&SOFT DISTANCE EDUCATION CENTER AND FGU VNII GOCHS CONTENT
Подготовка специалистов среднего звена для ЕДДС в необходимом количестве возможна только посредством дистанционного обучения.
To provide in necessary quantity of the ready specialists-operators middle part for Unite Duty Dispatcher Service is possible only by means of distant learn.
И.С. Фалеева
В последние годы стало очевидным, что ни устаревшие фонды, ни недостаточность инвестиционного обеспечения, ни какие-либо другие факторы не могут сравниться в качестве причин роста риска и количества ЧС техногенного происхождения, потерь и ущерба от них с т.н. «человеческим фактором» (ЧФ), его негативным воздействием.
Отметим, что тот же ЧФ-фактор способствует почти 10-кратной по сравнению с ЧС гибелью наших людей в бытовых экстремальных происшествиях, а также на улицах и дорогах.
Снижение негативного воздействия ЧФ возможно в первую очередь за счет повышения уровня знаний-умений-навыков (ЗУН) всех групп населения. Эта область знаний — одна из немногих, которая изучается не впрок, не для будущей карьеры или обеспечения будущего благосостояния обучаемого, а для защиты своего здоровья и жизни в данный момент, в ближайший час или день. Реализация принципа всеобщности и доступности образования на протяжении всей жизни, в т.ч. в рамках дополнительного образования, именно в настоящее время играет здесь важнейшую роль [1].
В связи с этим могут быть условно выделены две категории формирования контента ЗУН:
- по подготовке и воспитанию лиц индивидуального безопасного типа поведения (ЛИБП), по обеспечению лишь собственной безопасности в быту и на производстве (что, в общем, тоже немаловажно);
- для подготовки лиц по обеспечению безопасности окружающих людей, общества, государства — социальной безопасности (ЛСБП).
К одному из наиболее актуальных направлений в системе дополнительного профессионального образования в настоящее время относится подготовка в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций специалистов среднего уровня, которые могут относиться как к одной — ЛИБП, так и к другой — ЛСБП категории. Прежде всего, это касается массовой подготовки диспетчеров единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС).
Следует отметить, что спасательные службы в США и Канаде интегрированы коммуникационным диспетчерским каналом «911», в странах Европы — «112». И там они рассматриваются нередко в качестве элементов национальной безопасности. Потенциальными объектами интегрирования в единый консультационно-диспетчерский модуль ЕДДС-112 России, (к переходу к которому РСЧС готова уже в 2008 году), являются противопожарная, медицинская, электрическая, сантехническая, газовая, антикриминальная (милицейская) и антерро-ристическая экстренные помощи.
Многие субъекты РФ уже в течение многих лет пользуются услугами ЕДДС.
Однако из 500-600 городских ЕДДС, функционирующих в стране, высокой степенью автоматизации и обеспеченностью профессиональными кадрами обладают не более 5-7%.
Следует иметь в виду, что программы и уровень подготовки специалистов ЕДДС позволяют рассматривать эти специальности в унифицированном контексте спроса на рынке труда, потому что они «по совместительству» являются поставщиком отличных «умельцев» в области информационных технологий, организационно-управленческих ЗУН и оперативного реагирования на неожиданные и экстремальные ситуации. Такие специалисты — реальный резерв для вузов информационно-коммуникационного и инженерно-технического профиля, что также сегодня крайне актуально.
В табл. 1 приведен один из вариантов примерного учебно-тематического плана по дисциплине «Объединенные системы оперативно-диспетчерского управления» по программе дополнительной подготовки специалистов в рамках специальности 0613 «Государственное и муниципальное управление.
Учебно-тематический план
Управление системами по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций», среднее профессиональное образование (повышенный уровень). Данная программа реализуется уже в течение нескольких лет в Жуковском авиационном техникуме им. В.А. Казакова [2].
Однако потенциал очных форм в этом виде подготовки невелик. В США, например, сегодня работают в данной отрасли более 250 тыс. человек и их обучение и подготовка обходятся государству во многие миллиарды долларов. Поэтому социальный заказ на обучение и профессиональную подготовку в области обеспечения безопасности жизнедеятельности и защиты от ЧС в настоящее время значительно выше реальных возможностей существующей отраслевой системы очного профессионального образования.
Расчеты количества операторов в России на основании нормативов приведны в табл. 2.
Таблица 1
иант) по дисциплине ОСОДУ
Наименование разделов и тем Количество аудиторных часов при очной форме обучения
всего в т.ч. практические занятия
Введение 2
Раздел 1. Общие положения. Объединенные системы оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ) 10 2
Тема 1.1. Цель и задачи создания ОСОДУ, их место в муниципальном управлении 2
Тема 1.2. Роль и место ЕДДС в ОСОДУ. 2
Тема 1.3. Технико-экономическое обоснование создания ОСОДУ 6 2
Раздел 2. Состав, комплектование и функционирование ЕДДС служб различного территориального уровня: ОСОДУ субъектов РФ, городов, районов 8
Тема 2.1. Состав и комплектование ЕДДС различного территориального уровня 4
Тема 2.2. Функционирование ЕДДС различного территориального уровня 4
Раздел 3. Информационные технологии, используемые в автоматизированных системах ОСОДУ 38 16
Тема 3.1. Понятие и роль информационных технологий в предупреждении и ликвидации ЧС 2
Тема 3.2. Информационные потоки в ОСОДУ. Входная и выходная информация 2
Тема 3.3. Организация информационного обмена и интегрирование информационных ресурсов в ОСОДУ. Нормативные документы, регламентирующие информационный обмен в ОСОДУ 6 2
Тема 3.4. Состав и структура типовой распределенной базы данных автоматизированной системы (АС) ОСОДУ 4 2
Тема 3.5. Классификация и кодирование информации в АС ОСОДУ 4 2
Тема 3.6. Программное обеспечение АС ОСОДУ 4 2
Тема 3.7. Функциональные подсистемы АС ОСОДУ 16 8
Раздел 4. Функционирование ЕДДС в ОСОДУ 22 10
Тема 4.1. Алгоритм функционирования дежурной смены ЕДДС при поступлении информации об угрозе возникновения ЧС 8 4
Тема 4.2. Алгоритм функционирования дежурной смены ЕДДС при поступлении информации о возникновении ЧС 8 4
Тема 4.3. Технология работы дежурной смены ЕДДС при повседневной деятельности 6 2
Раздел 5. Практические примеры создания и функционирования ОСОДУ 20 8
Тема 5.1. Единая система оперативно-диспетчерского управления г. Москвы 12 8
Тема 5.2. ЕДДС данного субъекта РФ 4
Тема 5.3. Обзор ОСОДУ в РФ и за рубежом 4
Всего по дисциплине 100 36
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
Таблица 2
Расчет численности диспетчеров
Категория Количество населения Количество линий Количество диспетчеров Количество ЕДДС
III < 100 тысяч человек 3 - 4 1 - 2 3155
II 100 тыс. чел.-1 млн. чел. б - 8 2 - 4 155
I > 1 млн. чел. 10 - 12 4 - 5 8
г. Москва 100 21 1
г. Санкт-Петербург б3 12 1
Примерный расчет разовой потребности количества операторов для служб ЕДДС-112 городов
Российской Федерации а)Для городов III категории (население до 100 тысяч человек)
б) Для городов II категории (население от 100 тысяч до 1 млн. человек)
в)Для городов I категории (население свыше 1 млн. человек)
NOM - количество операторов в г. Москве (45 х -1 = 180);
Noc п - количество операторов в г. Санкт-Петербург (13 х 4 = 52)
Z N0 = Z Nonl + Z Non + Z NOI = 25240 + 3100 + 456 = 28796
Отметим, что анализ показывает отсутствие прямо пропорциональной зависимости их количества от численности населения — чем больше численность в городе, тем меньше удельная потребность в количестве служб ЕДДС-112 и числа необходимых для них операторов (т.н. синергетический эффект).
Одним из реальных путей массовой подготовки специалистов среднего уровня в области муниципального управления, включая диспетчеров ЕДДС и ОСОДУ, является и внедрение ДО. Однако неприятным является тот факт, что при экспертном телеопросе многие из территориальных УМЦ ГОЧС (несмотря на данные табл. 2) отказались от услуг дистанционного обучения (ДО) из центра.
В настоящее время в образовательной системе России дистанционное обучение занимает всё более важное и легитимное место. Наверное, нет ВУЗа, который бы в той или иной степени не использовал сегодня технологии дистанционного обучения в своем учебном процессе или не декларировал это. Тем не менее, до сих пор в вопросах ДО немало принципиальных проблем и белых пятен, включая тот факт, что обучение и образование — это не эквивалентные понятия. И одной из помех эффективному внедрению и продвижению ДО на рынке образовательных услуг и является излишнее упрощение терминологических понятий и механизма функционирования этого
сложнейшего междисциплинарного информационно-технологического комплекса, превращающегося на наших глазах в целую отрасль человеческой деятельности [3-5].
Важно отметить, что ДО не является антагонистичным к существующим в отрасли традиционным формам обучения, оно естественным образом дополняет и развивает их, и способствует созданию единой интегрированной образовательной среды. Мировой опыт свидетельствует, что ДО является наиболее перспективной формой образования широких слоев населения.
Нормативной правовой базой ДО в стране являются:
- закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании».
- приказ Министерства образования и науки РФ от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».
- приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 18 июня 1997 года № 1221.
При этом формат ДО настолько многообразен, сколько можно себе представить сочетаний в двумерной матрице, столбцы которой представляют разделы системы образования (контент для лекционно-семинарских занятий, контроль усвоения ЗУН,
деканат-администрация и т.д.), а строки — форму доставки-доступа (очное присутствие, почта, ЛВС, Интранет, Интернет, цифровое телевидение и даже мобильная телефонная связь). Весовые коэффициенты (процент) нормируются единицей как по столбцам, так и по строкам. Такая матрица составляется для дисциплины, специальности и образовательного учреждения (ОУ) в целом. Развитие этой методики позволит объективно создать экспертное представление о количественной и качественной характеристике ДО в данном ОУ. На рис. 1 приводится простейший вариант схемы-алгоритма информационных потоков при ДО операторов ЕДДС.
Учебный имитационный центр ЕДДС и ОСО-ДУ в образовательном учреждении оборудуется реальными полнокомплектными АРМ по типу [6-9]. В целях отработки близкой к реальным условиям оперативности один из информационно-образовательных модулей может быть имитирован действующим аналогом получения «Пакета информации о ЧС» абонентскими пунктами мониторинга типа АСДМ «Лидар» [7].
Алгоритм реализации совместного проекта может быть сформулирован в виде следующей последовательности мероприятий.
1. Ревизия и обновление учебно-дидактического пакета (УДП) для функционирующей очной формы обучения.
1.1. Тематика и рекомендации по подготовке курсовых работ.
1.2. Пересмотр и пополнение литературы.
1.3. Редактирование, корректировка и переут-верждение всех программ.
1.4. Обновление и пополнение содержательной
части.
2. Подготовка УДП для дистанционной формы обучения.
2.1. Анализ и выбор существующих продуктов,
которые можно использовать для дистанционной формы обучения.
2.2. Адаптация «очных» продуктов к дистанционным формам обучения.
2.3. Создание новых продуктов для ДО (по примеру [10].
3. Ревизия самой учебной программы.
3.1. Зарубежный опыт предлагается перенести в начальный этап обучения (например, в конце первого семестра).
3.2. Анализ и перемещение некоторых дисциплин между разделами дисциплин (например, из факультативных дисциплин в другие разделы и наоборот).
3.3. Уточнение перечня литературы (базовая, вспомогательная, разделы и стр. используемых сведений).
3.4. Введение в учебные программы по информационным технологиям дисциплин или разделов по дистанционным технологиям.
4. Подготовка и издание брошюры с УДП для дистанционного обучения.
5. Анализ существующего в СТА курса телевизионных и слайд-лекций, запись и добавление необходимых телевизионных и слайд-лекций в программы.
Предлагается в рамках трехсторонней кооперации ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), Академии гражданской защиты МЧС России и Жуковского авиационного техникума (ЖАТ) им. В.А. Казакова создать центр дистанционного обучения (ЦДО) вышеназванным специальностям.
Формой сотрудничества, по всей видимости, должна стать организация совместной лаборатории на аппаратно-программной (Ьагё&80Й) платформе АГЗ, УДП Жуковского авиационного техникума им. В.А. Казакова и научно-методическом обеспечении, а также штатной поддержки со стороны ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). Первоначальными шагами этой
Рис. 1. Простейший вариант схемы-алгоритма информационных потоков в ДО операторов ЕДДС
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
Рис. 3. Учебный зал для ДО на базе ЦДО АГЗ
Контрольные цифры калькуляции по подготовке специалистов на дистанционной основе для курса из 5 юнит общего 100-часового объема(для расчета подготовки операторов ЕДДС и службы 112 в рамках совместного проекта
ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России - АГЗ - ЖАТ)
Подготовка учебно-дидактического пакета (УДП)
Телевизионная лекция:
Запись в телестудии на цифровой формат Перезапись на кассету УЖ Занесение в каталог
Затраты на дополнительные непредвиденные работы Общая стоимость > 3000 руб.
Слайд-лекция (на основе телелекции):
Анализ содержания лекции Разметка по иллюстрациям Подготовка текст-слайдов Подготовка слайд-иллюстраций Компоновка для плейера Общая стоимость — ~ 2000 руб.
Тиражирование с CD-дисков со слайд-лекциями (в зависимости от количества изготовленных лекций) — ~ 60-80 руб. за 1 диск
Не менее 30 СБ-дисков на одну юниту — ~ 2000 руб.
Формирование базы тестов (за один тест) — ~ 20-30 руб.
На одну юниту — не менее 100 тестов — 2500 руб.
Общая стоимость унифицированных затрат на разработку одной юниты — ~ 9500руб.
Общая стоимость унифицированных затрат на разработку курса из пяти юнит — ~ 47 500руб. Учебно-образовательный процесс
Унифицированная расчетная единица — 1 академический час (45 мин), стоимость — ~ 130 руб.
Работа педагога-технолога (тьютора) — ~ 120 руб. за один час.
Общая стоимость по разделу за один академчас —250 руб.
Объем затратной составляющей курса в объеме 100 часов — 25 000руб.
Реклама и прочие затраты на выбор руководства (минимум на 1 курс) — ~ 5000 руб.
Бланк сертификата на один учебный модуль — 100 руб.
На одну учебную группу (25 обучаемых) — 2500 руб.
Итоговая сумма затрат обучения за 100 академических часов — ~ 80 000 руб.
Общая себестоимость обучения (подготовки) операторов при одной группе обучаемых в 25 человек может выражаться суммой — ~ 3500 руб.
структуры должна являться разработка следующих документов:
- приказа начальника академии о создании совместного редакционно-методического совета ДО.
- положения о дистанционном обучении в
АГЗ.
- положения о редакционно-методическом
совете и его составе.
- инструкции для преподавательского состава по организации и осуществлению ДО слушателей АГЗ по программам дополнительного профессионального образования.
Вариант разделения функций при организации и реализации такого проекта преведен в работе [11].
Литература
1. Фалеев М.И. Образование как системообразующий фактор снижения рисков чрезвычайных ситуаций // Технологии гражданской безопасности. Вестник ФЦ «ВНИИ ГОЧС». — М.: Изд-во «Куна», 2004. — № 3(5), - С. 20-21.
2. Запорожец А.И., Нехорошев С.Н., Фалеева И.С. и др. Первый выпуск специалистов единых дежурнодиспетчерских служб на базе Жуковского авиационного техникума им. В.А. Казакова // Там же, — С. 51-54.
3. Мирмович Э.Г. Фалеев М.И. «Устойчивость развития» и высшее образование как фактор безопасности социума в современных условиях // Сб. материалов V Всероссийской конференции «Современное состояние и перспективы развития курса ОБЖ». Москва 8-10 февраля 2005 года. — М.: АПКиППРО, 2006. — С. 102-112.
4. Бочков В.Е. Открытое дистанционное образование: его роль в экономическом развитии информационного общества и реального сектора национальной экономики: Монография. Научное издание // Серия «Система открытого дистанционного образования как институциональный инструментарий формирования экономики знаний». — М.: ИДО-МНМЦ «СОО» МГИУ, — 2005. — 238 с.
5. Карпенко М.П., Мирмович Э.Г. и др. Дистанционные технологии массового обучения специалистов и населения в области безопасности и защиты от ЧС // Технологии гражданской безопасности. Вестник ФЦ «ВНИИ ГОЧС». — М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), изд-во «Куна», — 2004. — №3(5). — С. 59-63.
6. Мирмович Э.Г. и др. Концепция отраслевой системы дистанционного обучения МЧС России / Сб. материалов Международного симпозиума. «Комплексная безопасность России — исследования, управление, опыт». — М.: ИИЦ ВНИИ ГОЧС, — 2002. — С. 222-223.
7. Кудрин А.Ю. и др. Абонентские пункты приема оперативной мониторинговой информации системы АСДМ «Лидар» // Сб. материалов Международной конференции «Безопасность больших городов. Проблемы и решения. Международный опыт» (7-9 октября 2003 г.). — М.: ООО «Статус М», — 2004. — С.157-158.
8. Носов М.В., Шевченко С.А. Системный подход при организации дистанционного образования населения большого города. Там же. — С.144-145.
9. Mirmovich E.G., Grebennikova L.N. Typical automated workplace of civil defence and extreme situations expert and safety of city inhabitants / Safety of Mega-cities: Problems and solutions. International experience. The International conference. October, 7-9, 2003. The collection of materials. — M.: «Status М» Ltd. 2004. р.140.
10. Мирмович Э.Г. Развитие системы обучения и подготовки населения к действиям в ЧС и защите от ЧС: слайд-лекция. — М.: СГУ, сайт video.muh.ru. Юнита 8. Код 8.2.2120,— 2003.
11. Кудрин А.Ю., Мирмович Э.Г. Подготовка операторов службы ЕДДС-112 на базе центра дистанционного обучения АГЗ МЧС России / В кн.: Предупреждение. Спасение. Помощь. Материалы XV межд. НПК Агз МЧС России. — 2007. — С. 44-48.
Научно-технические разработки