Научная статья на тему 'Музыкально-компьютерные технологии как инструмент педагогической деятельности учителя музыки в школе XXI века'

Музыкально-компьютерные технологии как инструмент педагогической деятельности учителя музыки в школе XXI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MUSICAL COMPUTER TECHNOLOGY / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSIC EDUCATION / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / GENERAL EDUCATION / МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР / MUSIC COMPUTER / ЭЛЕКТРОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENTS / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тен Э. С.

В статье обсуждаются результаты обучения музыке в общеобразовательном учреждении на основе использования музыкально-компьютерных технологий. Меняется восприятие ребёнка, он живет в мире электронной культуры, в высокотехнологичной информационной образовательной творческой среде. Учитель должен владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребёнком на одном языке. Одной из таких методик сегодня является интеграции медийного образования в систему работы учителя музыки. Важная задача современной школы заключается в необходимости научить ребёнка ориентироваться в «электронной среде», приобретать навыки «чтения», переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмысливать ее и активно использовать в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL COMPUTER TECHNOLOGY AS A TOOL FOR THE PEDAGOGICAL ACTIVITY OF THE MUSIC TEACHER IN THE SCHOOL OF THE XXI CENTURY

The article presents the results of music education in educational institution on the basis of the use of music and computer technologies. Changing the perception of the child, he lives in a world of technological symbols and characters in the world of e-culture. The teacher must possess modern techniques and new educational technologies to communicate with the child in one language. One of these techniques is now the integration of media education in the work of music teachers. To teach the child to navigate the “e-environment” acquires “reading” skills, the processing and analysis of information obtained from different sources, it is critical to comprehend it, this is one of the most important tasks of the modern school.

Текст научной работы на тему «Музыкально-компьютерные технологии как инструмент педагогической деятельности учителя музыки в школе XXI века»

4. Gorbunova I.B. Muzykal'nyjzvuk: monografiya. Cankt-Peterburg: Izdatel'stvo «SOYuZ», 2006.

5. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015, 7: 213 - 218.

6. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 22: 233 - 239.

7. Gorbunova I.B., Davletova K.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty v sisteme obschego muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 411 - 415.

8. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie ve-domosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.

9. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v shkole cifrovogo veka. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 254 - 257.

10. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 103.

11. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. V sbornike: Sovremennoe muzykal'noe obrazo-vanie - 2014 materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014; 32 - 38.

12. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.

13. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. T. 3: Muzykal'nyj komp'yuter: uchebnoe posobie. Cankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2011.

14. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.

Статья поступила в редакцию 31.03.17

УДК 378.02:372.8

Ten E.S., teacher of music and computer technologies, Academic Gymnasium number 56 (St. Petersburg, Russia),

E-mail: tenelina@mail.ru

MUSICAL COMPUTER TECHNOLOGY AS A TOOL FOR THE PEDAGOGICAL ACTIVITY OF THE MUSIC TEACHER IN THE SCHOOL OF THE XXI CENTURY. The article presents the results of music education in educational institution on the basis of the use of music and computer technologies. Changing the perception of the child, he lives in a world of technological symbols and characters in the world of e-culture. The teacher must possess modern techniques and new educational technologies to communicate with the child in one language. One of these techniques is now the integration of media education in the work of music teachers. To teach the child to navigate the "e-environment" acquires "reading" skills, the processing and analysis of information obtained from different sources, it is critical to comprehend it, this is one of the most important tasks of the modern school.

Key words: musical computer technology, music education, general education, music computer, electronic musical instruments, educational institutions.

Э.С. Тен, преп. музыкально-компьютерных технологий Академической гимназии № 56, г. Санкт-Петербург,

E-mail: tenelina@mail.ru

МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

КАК ИНСТРУМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

В ШКОЛЕ XXI ВЕКА

В статье обсуждаются результаты обучения музыке в общеобразовательном учреждении на основе использования музыкально-компьютерных технологий. Меняется восприятие ребёнка, он живет в мире электронной культуры, в высокотехнологичной информационной образовательной творческой среде. Учитель должен владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребёнком на одном языке. Одной из таких методик сегодня является интеграции медийного образования в систему работы учителя музыки. Важная задача современной школы заключается в необходимости научить ребёнка ориентироваться в «электронной среде», приобретать навыки «чтения», переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмысливать ее и активно использовать в процессе обучения.

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, музыкальное образование, общее образование, музыкальный компьютер, электронные музыкальные инструменты, общеобразовательные учреждения.

Общеобразовательная школа XXI века ознаменовалась изменениями в области способов передачи информации, и её представления: информационные и компьютерные технологии постепенно внедряются во все области наук, в частности, в область музыкального творчества и музыкального образования. Это повлияло на систему общего музыкального образования, которая нуждается в изменении в соответствии с необходимостью, вызванной развитием информационно общества. Использование информационных технологий в образовательном процессе дает учителю больше возможностей при проведении урока, делая урок более привлекательным, запоминающимся, интересным, обогащает методические возможности урока музыки, придаёт ему современный уровень. Для ученика процесс обучения становиться более познавательным, инновационным, привлекательным. Ученики могут использовать технологию для более глубоких уровней собственного понимания, импровизировать. Обучение нотной грамоте, музыкальному языку, музыкальным терминам, игре на музыкальном инструменте становиться не чем-то особенным или сложным (чему обучают в музыкальных школах), а доступным и понятным. Каждый урок становится открытием каких-то новых идей, постижением новых знаний. Со-

временное общее обучение музыке уже не ограничивается исключительно только пением по слуху, без изучения музыкальной письменности и освоения инструмента. Более того, информационные технологии помогают понимать не только музыку и музыкальную грамоту, но так же осваивать персональный компьютер. В связи, с чем появилось новое направление в общеобразовательной системе, в Школе XXI века - музыкально-компьютерные технологии [1; 2].

Современные музыкально-компьютерные технологии (МКТ) дают каждому ученику возможность интерактивного общения с музыкой, чего не было никогда в прошлом [3; 4]. Они открывают большие перспективы школьной системы музыкального образования. МКТ делает доступным общение с музыкой в интерактивном режиме для любого контингента учащихся, любого возраста, социального положения и степени музыкальных способностей. Преимуществом является усовершенствованная система музыкального языка и музыкальной письменности [5]. Через МКТ музыка становится доступной и понятной для каждого обучаемого [6]. С помощью общего музыкального образования возникает возможность расширения образовательных сфер в целом и формирование позитивных качеств личности и развитие способ-

ностей (многоплановость мышления, развития координации движения при игре на инструменте двумя руками, скорость реакции, концентрация внимания, креативность, интеграция - разработаны принципы двухсторонней связи музыкальной деятельности и близких к ней по психологическим параметрам немузыкальных видов деятельности).

Развитие МКТ в общем образовании, широкое применения, востребованность позволяет говорить о появлении новой образовательной среды. Куда входит: 1) музыкальный компьютер как основной элемент аппаратно-инструментальной базы новой образовательной творческой среды и программное обеспечение музыкально-компьютерного образовательного комплекса; 2) методическая система и ее методологическая основа, позволяющая адекватно использовать МКТ на всех этапах и во всех направлениях музыкально-компьютерного процесса; 3) социально-компьютерный фактор воспитания всесторонней развитой личности [7].

Все перечисленные особенности и возможности учебного процесса реализуются на базе ГБОУ «Академической гимназии № 56» г. Санкт-Петербурга. «Академическая гимназия № 56» является крупнейшим, не только в Санкт-Петербурге, но и во всем Северо-Западном регионе, государственным бюджетным образовательным учреждением полного общего образования. Созданный в 2002 году на базе Гимназии № 56 крупный образовательный комплекс в настоящее время включает в себя дошкольное отделение, две начальные школы, среднюю и старшую школу. В 2012 году на базе двух начальных и средней школ были открыты МКТ-классы, которые оборудованы 13 персональными компьютерами с MIDI-клавиатурами и наушниками, проектором и SMART-доской. Образовательная программа класса МКТ построена на основе инновационного учебно- методического комплекса «Музыка и информатика». В «Академической гимназии № 56» урок музыки осуществляется в нескольких музыкальных направлениях: хор девочек, хор мальчиков, музыкальная литература, класс флейт и МКТ.

Для успешного управления музыкальным обучающим процессом современному учителю необходимо использовать не только традиционные методы работы, музыкальные инструменты, но и новейшие электронные музыкальные инструменты (ЭМИ) [8; 9], музыкальный компьютер (Мк) [10] и МКТ-программы [11]. Из-за четкого количества мест в классе МКТ (по ФГОС разрешено только 12 компьютеров, соответственно, в классе всегда максимум 12 учеников) у учителя есть возможность сосредоточить свое внимание на индивидуальной помощи ученикам, раздаче индивидуальных творческих заданий. Так же в мультимедийном классе по отношению к учителю музыки выдвигаются новые требования. В независимости от того, в какой области знаний задействован учитель, одной из ключевых особенностей современного специалиста является его информационная компетентность. На сегодняшний день учителю музыки необходимо владеть ИКТ в полном объеме, быть готовым к использованию в профессиональной практике. Это требует, помимо базовых знаний владения ПК, так же знаниями, умениями и навыками работы со звуком и мультимедиа на основе информационных технологий и МКТ. Учитель музыки должен не только владеть музыкально-исполнительскими данными, владеть традиционными музыкальными дисциплинами, но и обладать педагогическими

Библиографический список

компетенциями в области интеграции информационных знаний и умений в работе со звуком и мультимедиа в профессиональной деятельности.

Ученики могут использовать МКТ для воплощения своих творческих идей, сообщать свои идеи другим и обсуждать их, у учеников есть возможность самостоятельной творческой работы, импровизации. С помощью мультимедийных систем дети могут собирать информацию разных видов, затем обрабатывать ее, играть с ней, искать в ней внутренние связи и взаимодействия.

Современный урок музыки в общеобразовательной школе изобилует новыми приемами педагогической техники, практически, на всех его этапах. С помощью возможностей класса МКТ учитель может быстрее научить учеников самостоятельно работать, вызывая большой интерес к своему предмету, приобщить ученика к творческому процессу, когда ребёнок видит результат своего труда, оцененного учителем по достоинству. МКТ на уроках музыки в общеобразовательной школе - это индивидуальный подход к каждому ученику, способ повышения качества учебного материала и усиление образовательных эффектов, возможность создания и применения разноуровневых заданий на уроке; преподавание музыки на основе МКТ предполагает многовариантное использование дидактических приемов и методов обучения в рамках одного урока.

Изучение любой темы на уроке музыки в общеобразовательной школе с помощью МКТ позволяет не только слушать музыку в записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дает возможность открытого доступа к большому блоку информации, связанному с миром искусства - живописи, музыки, литературы, хореографии, театра. Предмет МКТ также оказывает сильное влияние на личность ребёнка. Согласно проведенным исследования (см., например, работы [3; 4; 5; 6]), а также на основании результатов нашего педагогического опыта, можно с уверенностью утверждать, что дети, которые обучались по разработанным программам для класса МКТ в общеобразовательной школе, имеют более высокие результаты обучения по математике, русскому языку и другим дисциплинам.

Таким образом, мы можем говорить о МКТ как о чрезвычайно эффективном и полезном инструменте в педагогической деятельности учителя музыки. Класс МКТ позволяет развивать познавательный процесс, при котором ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного, творческого, исследовательского характера (данное положение находит активное подтверждение в проведённых исследованиях, проведённых педагогами-новаторами, учителями музыки, учёными; см., например, работы [12; 13]) . Только при активном отношении ученика к делу, его непосредственном участии пробуждается интерес к музыке к искусству, а в будущем - и к самостоятельной деятельности вне класса и школы. С первого года работы в классе МКТ в «Академической гимназии № 56» наблюдается повышенный интерес к предмету «Музыка». И связанно это, прежде всего, с использованием МКТ в преподавании музыки в общеобразовательной школе [14].

Особое значение приобретают знания в области МКТ для учителя музыки общеобразовательной школы с учётом современных требований реализации возможностей инклюзивного образования [15; 16].

1. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии - новая образовательная творческая среда. Universum: Вестник Герценов-ского университета. 2007; 1: 47 - 51.

2. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы XIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2014: 32 - 38.

3. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.

4. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; 4 (39): 99 - 103.

5. Горбунова И.Б., Бергер Н.А., Белов Г.Г. Общее музыкальное образование в школе цифрового века. Научное мнение. 2014; 10-2: 22 - 34.

6. Горбунова И.Б., Бергер Н.А., Яцентковская Н.А. Общее музыкальное образование в школе XXI века. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55): 147 - 151.

7. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2004; 4 (9): 123 - 138.

8. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Электронные музыкальные инструменты в системе общего музыкального образования. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 411 - 415.

9. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; 6: 135 - 139.

10. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в школе цифрового века. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 254 - 257.

11. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или Программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии. Теория и практика общественного развития. 2015; 7: 213 - 218.

12. Горбунова И.Б. Новые художественные миры. Интервью профессора РГПУ им. А.И. Герцена И.Б. Горбуновой. Музыка в школе. 2010; 4: 11 - 14.

13. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Музыкально-компьютерные технологии как фактор становления профессиональной компетентности современного музыканта-педагога. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 12 (83): 390 - 396.

14. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе DIGITAL HUMANITIES. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.

15. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal. com/Issues/1_5.html

16. Воронов А.М., Горбунова И.Б., Камерис А., Романенко Л.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в школе цифрового века. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 5 (76): 240 - 246.

References

1. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii - novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta. 2007; 1: 47 - 51.

2. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v podgotovke pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2014: 32 - 38.

3. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.

4. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 103.

5. Gorbunova I.B., Berger N.A., Belov G.G. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole cifrovogo veka. Nauchnoe mnenie. 2014; 10-2: 22 - 34.

6. Gorbunova I.B., Berger N.A., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole XXI veka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 147 - 151.

7. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2004; 4 (9): 123 - 138.

8. Gorbunova I.B., Davletova K.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty v sisteme obschego muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 411 - 415.

9. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 6: 135 - 139.

10. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v shkole cifrovogo veka. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 254 - 257.

11. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili Programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 7: 213 - 218.

12. Gorbunova I.B. Novye hudozhestvennye miry. Interv'yu professora RGPU im. A.I. Gercena I.B. Gorbunovoj. Muzyka v shkole. 2010; 4: 11 - 14.

13. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak faktor stanovleniya professional'noj kompetentnosti sovremennogo muzykanta-pedagoga. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 12 (83): 390 - 396.

14. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.

15. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html

16. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko L.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v shkole cifrovogo veka. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 5 (76): 240 - 246.

Статья поступила в редакцию 31.03.17

УДК 378

Tovpich I.O., Director GBOU School № 8 with profound study of music series "Music", Frunze district of St. Petersburg, postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru

INTEGRATION OF INFORMATION AND ART TEACHING AIDS IN THE GENERAL EDUCATION SYSTEM (USING THE EXAMPLE OF SCHOOLS WITH IN-DEPTH STUDY OF MUSICAL CYCLE SUBJECTS). The article highlights the pedagogical experience of implementing the process of integrating information and art teaching aids in the general education system using the example of a secondary education school with in-depth study of musical cycle subjects. The work studies the process of implementing the integration of information and art teaching aids in the general education system with the use of modern music and computer technologies as one of the tools in the formation of the information educational environment of the school aimed at achieving new educational results by all participants of the educational process.

Key words: musical computer technology, music computer, software, information technologies, general education, information educational environment, interactive educational technologies.

И.О. Товпич, дир. ГБОУ СОШ №8 с углубленным изучением предметов музыкального цикла «Музыка» Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга, аспирант Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru

ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ЦИКЛА)

В статье освещён педагогический опыт реализации процесса интеграции информационных и художественных средств обучения в системе общего образования на примере средней общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла. Рассмотрен процесс реализации интеграции информационных и художественных средств обучения в системе общего образования с использованием современных музыкально-компьютерных технологий как одного из инструментов в формировании информационной образовательной среды школы, нацеленной на достижение новых образовательных результатов всеми участниками образовательного процесса.

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, музыкальный компьютер, программное обеспечение, информационные технологии, общее образование, информационная образовательная среда, интерактивные образовательные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.