ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Роль информационной культуры в процессе профессионального становления будущих экономистов Бабаев Д. Б.1, Субанов Б. А.2
1Бабаев Доолотбай Бабаевич /Babaev Doolotbay Babaevich - доктор педагогических наук,
профессор,
Кыргызская академия образования, г. Бишкек; 2Субанов Бекжан Абдыжалилович /Subanov Bekzhan Abdyzhalilovich - старший преподаватель, Таш-Кумырский инженерно-педагогический факультет,
Жалал-Абадский государственный университет, г. Таш-Кумыр, Кыргызская Республика
Аннотация: в данной статье рассматриваются роль и основные компоненты информационной культуры студентов экономических специальностей ВУЗа. При написании этой статьи проанализированы учебные планы специальностей «Бухгалтерский и аудит» в части использования информационные технологии на разных курсах.
Ключевые слова: информационная культура, информационно-коммуникационные технологии, этапы учебного процесса.
Информатизация охватывает все сферы жизни общества, в том числе и экономику. В условиях стремительного роста экономической информации принятие рациональных, научно-обоснованных экономических решений требует сбора и обработки огромных массивов информации, ее осмысления и анализа с применением современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В этой связи одной из важнейших задач, стоящих перед экономическими вузами, является формирование и развитие информационной культуры (ИК) будущего экономиста. Владение информационной культурой обеспечивает будущему специалисту не только высокий уровень образованности, но и создает прочный фундамент для дальнейшего самостоятельного продвижения по пути овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками [1].
Информационная культура личности - феномен социально и исторически обусловленный, так как её содержание, цели и функции претерпевают качественные трансформации на каждом этапе общественного развития. Информационная культура как субъективное явление отличается динамичностью, изменчивостью, связанными с теми преобразованиями, которые происходят в опыте и психике личности. С другой стороны, информационная культура как объективное явление также постоянно обогащается, уточняется, совершенствуется в связи с развитием самой информационной среды.
Будущие экономисты должны обладать высоким уровнем информационной культуры.
Повышение продуктивности любого вида интеллектуального труда, сущность которого состоит в работе с информацией, ее анализе, сравнении, классификации и обобщении, невозможно без использования многообразных быстро сменяющих друг друга средств ИКТ.
Необходимость овладения ИК обусловлена не только профессиональными функциями и задачами будущего экономиста, но и особенностями обучения в экономическом вузе: запоминанием студентами больших объёмов информации и справочных данных; экономического прогнозирования; потребностью в наглядной демонстрации процессов, протекающих в экономических процессах с помощью мультимедийных обучающих средств; необходимостью пользования электронной библиотекой; экономическими информационными системами и базами данных для
знакомства с новеишими достижениями экономической науки.
Проведенный анализ научных работ о формировании ИК, с учетом требований и характера деятельности будущего экономиста, позволил нам сформулировать понятие «информационная культура будущего экономиста». Под информационной культурой будущего экономиста мы понимаем интегративное качество личности, представляющее собой динамическую систему ценностей, мотивов, качеств, знаний, умений, навыков, опыта информационной деятельности, отражающее уровень развития информационной компетентности, обеспечивающее личностный и профессиональный рост.
Систематизируя многочисленные исследования и исходя из задач, видов профессиональной деятельности и квалификационных требований к экономическим работникам нами определены следующие компоненты в структуре информационной культуры будущего экономиста (рис. 1):
- теоретико-мировоззренческий - это система теоретических знаний и представлений об информации, информационной среде, информационных ресурсах, информационных технологиях, информационном обществе и места человека в нем, целях, правовых и этических аспектов информационной деятельности, осознание объективных факторов внешнего мира, убеждения, идеалы, взгляды, принципы и т.п.;
Рис. 1. Основные компоненты информационной культуры будущего экономиста
- мотивационно-ценностный - это наличие мотивации, интереса к изучению методов и технологий работы с информацией, понимание важности, личностной и социальной значимости информации, информационных технологий, осознание важности непрерывного образования, необходимости совершенствования знаний, потребность в самореализации в качестве субъекта в условиях информатизации экономики;
- программно-технологический компонент включает практические умения и навыки поиска, приема, переработки, хранения, презентации, передачи, использования информации средствами ИКТ;
- личностно-творческий - это способность классифицировать задачи, выбирать и применять адекватные инструментальные средства для их решения, способность творческого подхода в профессиональных неординарных ситуациях, способность создавать собственный информационный продукт на основе самостоятельно найденной, критически оцененной и преобразованной информации, находить и реализовывать способы оптимизации деятельности на основе использования ИКТ, а также профессионально значимые волевые качества, необходимые для реализации информационной деятельности (дисциплинированность, организованность, внимательность, самостоятельность, настойчивость, инициативность, креативность).
В процессе профессионального становления будущего экономиста информационная культура выполняет следующие функции: развивающую, преобразующую, ценностно-смысловую, мировоззренческую, познавательную, оптимизирующую, социальную.
Целью формирования информационной культуры будущего экономиста является подготовка востребованного в информационном обществе конкурентоспособного выпускника, поэтому импульс системе задает параметр внешней среды - социальный заказ, выражающийся тенденциями социального развития и потребностями рынка труда.
Дидактическая система основана на принципах научности, доступности, систематичности, последовательности и цикличности, связи теории и практики, непрерывности, дифференцированного подхода.
Содержательный компонент дидактической системы формирования ИК представляет собой те знания, умения, навыки, мотивы, которые регулируются государственным образовательным стандартом, учебными планами, рабочими программами, квалификационными характеристиками. Учебники, учебные и методические пособия, система задач и упражнений, совокупность наглядных пособий также являются составляющими содержательного компонента и отражают методический аспект данного процесса [2].
Технологический компонент дидактической системы представляет собой интегрированную технологию обучения, как совокупность методов, средств, форм обучения, организационно-педагогических условий, систем проверки и контроля знаний, обеспечивающих эффективность процесса формирования информационной культуры. При отборе технологий обучения мы опирались на содержание и структуру ИК, критерии и показатели уровней сформированности ИК, особенности преподавания информационных дисциплин в экономическом вузе.
Анализ факторов, влияющих на формирование ИК студентов-экономистов, позволил определить следующие организационно-педагогические условия:
- организация непрерывной информационной подготовки;
- обеспечение поэтапного подхода к формированию ИК;
- наличие современной информационно-образовательной среды вуза;
- соответствие учебных планов и программ тенденциям развития ИКТ в экономике;
- формирование устойчивой мотивации и творческого интереса студентов к изучению информационных дисциплин;
- внедрение инновационных, активных методов и форм обучения;
- организация самообразовательной работы студентов по развитию ИК;
- активное использование средств ИКТ в процессе преподавания дисциплин.
При реализации дидактической системы в реальном учебном процессе нами
выделены следующие три этапа: базовый, практико-ориентированный и профессиональный. Для каждого этапа сформулированы цели, задачи, изучаемые дисциплины и результаты [3].
На первом этапе обучения из-за недостатка специальных экономических знаний у студентов 1-го курса программа курса «Основы информатики» нацелена в основном на изучение технологических, а не профессиональных аспектов применения ИКТ. На этом этапе формирование элементов информационной культуры осуществляется как через обучение информатике, так и через другие дисциплины: математика, экономической теории и концепции современного естествознании.
Второй этап: Для придания непрерывного характера процессу формирования информационной культуры будущих экономистов нами были предложен специальный курс «Информационные системы в экономике» для студентов 2-го курса.
Предметом изучения курса «Информационные системы в экономике» являются новейшие информационные технологии и процессы, сопряженные с экономико-расчетными, бухгалтерскими и банковскими проблемами. Рассматриваются вопросы применения ИКТ в банковской практике, освоение поисковых систем, экономических ресурсов глобальной сети, математическое моделирование экономических расчетов и
планирование, различные виды экономических информационных систем (справочные, банковские системы, электронные расчеты коммунальных услуг), системы управления базами данных.
Третий этап информационной подготовки студентов-экономистов включает дисциплину «Компьютеризация учета и отчетность», которая имеет профессиональную направленность. Полученные к этому времени экономические знания позволяют использовать в качестве примеров реальные случаи, что существенно усиливает положительную мотивацию и повышает эффективность обучения, студентам становится очевидной необходимость и востребованность получаемых знаний в их будущей профессиональной деятельности. На практических занятиях студенты осваивают работу с информационными системами поддержки принятия экономических решений, средствами статистической обработки бухгалтерской отчетности.
Литература
1. Субанов Б. А. Известия ВУЗов, 2014 № 1, Бишкек, с. 164-167.
2. Чеверева С. А. Формирование информационной культуры экономиста - менеджера АПК как дидактическая задача / С. А. Чеверева // Информатика и образование. -2007. - № 1. - С. 112-114.
3. Бабаев Д. Б., Субанов Б. А. Вестник КГУ им. Арабаева, 2012, № 5, Бишкек стр. 210-216.
Развитие творческих способностей на уроках геометрии учащихся 7-9-х классов через составление практических задач
Тагаева Д. А.
Тагаева Дамира Абылкасымовна / Tagaeva Ватт ЛЬу1казутота - старший преподаватель, Ошский гуманитарный педагогический институт, г. Ош, Кыргызская Республика
Аннотация: творческая деятельность учащихся не ограничивается лишь приобретением нового. Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи, и они самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний. В статье рассматриваются задачи развития творческих способностей учащихся на уроках геометрии с использованием составления практической задачи. Рассмотрены источники составления практических задач и примеры задач с практическим содержанием на основании известных учащимся терминов.
Ключевые слова: творческие способности, творческая деятельность, практические задачи, самостоятельная работа, приобретенные знания, активная познавательная деятельность, развитие логического мышления.
УДК:371.31:513
В современной школе создаются новые, современные требования общества, т. е. современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые обладают нестандартным взглядом на проблемы и могут самостоятельно принимать решения.
Развитие творческих способностей учащихся - важнейшая задача современной школы. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности - это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни: