УДК 378.147
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
Д.А. Погонышева, Е.А. Горнева
В данной статье раскрывается сущность понятия «информационная культура экономиста», ее структура и компоненты, показана необходимость совершенствования 1Т-подготовки бакалавров-экономистов в вузе, предложена оптимизационная модель формирования информационной культуры и научно обоснованы педагогические условия ее реализации в образовательном процессе вуза.
Ключевые слова: образование, бакалавр, информационные технологии, компетенции, информационная культура.
Формирование постиндустриального информационного общества приводит к изменению позиции общества и личности в отношении целей и задач высшего образования, актуализирует подготовку социально мобильного конкурентоспособного специалиста, обладающего информационной культурой, сформированной на уровне, достаточном для эффективного решения профессиональных задач. В связи с этим в ФГОС ВО по направлениям подготовки «Бизнес-информатика (Электронный бизнес)», «Прикладная информатика (в экономике)», «Экономика (профили: экономика предприятий и организаций, финансы и кредит, финансы в банковской сфере, бухгалтерский учёт, анализ и аудит, налоги и налогообложение)», «Торговое дело (общий профиль)», «Менеджмент (профиль «маркетинг»)» в качестве одной из важнейших компетенций выпускников вузов определена «способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-ХХХ)». В стандартах также четко представлены группы профессиональных компетенций, относящихся к информационной культуре и характеризующих аналитическую, научно-исследовательскую, инновационно-предпринимательскую и другие виды деятельности.
Проблема формирования информационной культуры специалиста занимает центральное место в диссертационных исследованиях, посвященных вопросам подготовки будущих экономистов к использованию информационных технологий (М.А. Груздева, В.А. Кленина, Т.А. Плеханова, И.В. Седова и др.), а также в педагогических исследованиях по проблеме использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе вуза (А.Г. Абросимов, М.Ю. Афанасьев, Т.А. Федорова, Т.И. Яшина и др.). Вместе с тем, до сих пор нет единства в определении ее сущности и содержания. Как правило, данная дефиниция рассматривается в контексте одного из аспектов:
• первый аспект связан с теоретическим осмыслением проблемы формирования информационной культуры общества, которая предстает как накопленные социумом в ходе своего исторического развития знания о природе, обществе, мышлении, технике, различных технологиях как средстве познания и преобразования окружающей среды;
• второй аспект информационной культуры имеет прикладной характер и отражает способы информационной деятельности конкретного индивида, его опыт решения проблемных ситуаций в информационной среде;
• третий аспект данного явления связан с мотивационно-ценностной основой информационно -технологической деятельности и описывает систему норм, регламентирующих информационную деятельность и взаимоотношения в системе «биосфера - человек - информационная техносфера».
Ряд исследователей (Н.В. Матяш, М.В. Ретивых В.Д. Симоненко) указывает, что любая культура предстает как форма бытия и образуется человеческой деятельностью, включая в себя следующие компоненты: а) качества субъекта творческой деятельности, способы этой деятельности; б) результаты деятельности, которые становятся «вторичной природой» и образуют культурную среду общества; в) способы деятельности, обеспечивающие распредмечивание человеческих качеств, хранимых в предметном бытии культуры; г) человека, как творения культуры и соучастника ее творчества [9, с. 13-14].
Т.И. Шорохова занимает очень близкую к ним позицию и выделяет наиболее важные проблемы исследования информационной культуры: а) формирование тезауруса - системы информационных понятий, обеспечивающих общую и специальную ориентировку личности в окружающей информационной среде; б) умение осуществлять информационную деятельность, т.е. формировать свои информационные потребности и запросы, владеть стратегиями и алгоритмами оптимизированного информационного поиска и анализа информационных источников, свертывать и развертывать информацию, вступать в разнообразные информационные контакты; в) подготовленность личности к эффективному использование любых (традиционных и компьютерных) источников информации; г) разумное регулирование информационного поведения человека в свете выработанных обществом нравственных и правовых норм; д) реализация индивидуальных особенностей личности в ее информационной деятельности [12].
В соответствии с этими утверждениями можно следующим образом раскрыть соотношение выделенных выше аспектов информационной культуры. В ее структуре должны быть отражены:
• качества, свойства, компетенции субъекта информационной деятельности (когнитивный аспект), преломленные сквозь призму профессионального труда (профессиональный аспект);
• способы информационной деятельности, информационные ресурсы как ее обеспечение и результат (технико-технологический аспект);
• способы воспроизводства социальных знаний и культурных ценностей в процессе информационной деятельности (социологический аспект) и обучения (психолого-педагогический аспект);
• человек как носитель ценностей информационной культуры (культурологический аспект).
Таким образом, можно заключить, что информационная культура специалиста экономического профиля проявляется в наличии у него совокупности личностных, профессиональных и полипрофессиональных качеств, обусловливающих творческое решение профессиональных задач с применением 1Т-технологий, а также его способности плодотворно сотрудничать в различных межпрофессиональных и межкультурных сообществах посредством локальных и глобальных компьютерных сетей.
Большая роль в становлении информационной культуры бакалавра принадлежит IT-подготовке, качество которой зависит от ключевых факторов (социокультурных, социально-экономических, психолого-педагогических) и ряда закономерностей (результативность IT-подготовки студентов обусловлена образовательными потребностями общества и личности, образовательными ресурсами общества и вуза; уровень профессиональной ИТ-компетентности конкурентоспособного специалиста зависит от потребности субъекта образовательного процесса в оптимальном сочетании инновационных и традиционных форм, средств и методов обучения) [2, с. 315-316; 3, с. 11-15; 5, с. 132 и др.].
Содержание IT-подготовки на экономических факультетах вузов является одним из компонентов методической системы и требует специального рассмотрения. Исследователи [1, с. 17; 4; 6 и др.] отмечают, что для сферы IT-образования свойственно быстрое устаревание предметных знаний. Общепризнанной является точка зрения, согласно которой состав компетенций, связанных с информационной деятельностью, должен пересматриваться, по крайне мере, раз в 5 лет, а потому модернизация стандартов для этой области имеет принципиальное значение. Наличие вариативного компонента ФГОС позволяет адаптировать содержание информационной подготовки бакалавров к изменяющимся условиям, формируя и обновляя его с учетом современных тенденций развития IT-отрасли, требований работодателей, задач, особенностей и типичных проблем (в том числе психологических) профессиональной деятельности выпускников вузов. Таким образом, модернизация стандартов для сферы IT-образования имеет принципиальное значение.
Вместе с тем, в отношении ФГОС сложилась некоторая неоднозначность. Так, бытует точка зрения (Э.Ф. Морковина, Т.П. Петухова, А.Е. Шухман и др.) о необходимости их рассмотрения лишь как обязательного минимума содержания образования по той или иной профессии или профилю подготовки [4]. Связано это с тем, что работодатели при оценке профессиональной компетентности выпускников вузов, установлении соответствия сотрудников занимаемым должностям руководствуются, в первую очередь, профессиональными стандартами. По их мнению, эти стандарты через описание должностных обязанностей и соответствующих им ЗУНов, свойств личности дают более подробную расшифровку всех профессиональных и большинства универсальных компетенций, необходимых выпускнику для эффективной реализации своих рабочих задач в трудовом коллективе, чем ФГОС ВО [6; 10; 11, с. 3-5 и др.].
Действительно, применяемые в вузах с 2011 года ФГОС обнажили ряд проблем, свойственных современной системе высшего образования. К ним можно отнести следующие:
• переизбыточность содержания дисциплин и дублирование отдельных их дидактических единиц вследствие построения обучения в системе «бакалавр - магистр» на основе образовательных программ специалитета без внесения соответствующих корректив;
• существование подхода к наполнению регионального компонента, исходя из «специфики ППС кафедры / факультета», а не с учетом влияния формируемых в процессе изучения дисциплин компетенций на конкурентоспособность выпускников.
Эти негативные тенденции, по мнению С.А. Чеверевой, привели к тому, что информационная подготовка будущего экономиста зачастую сводилась «к достаточно частным подзадачам: овладению информационной, компьютерной, цифровой, сетевой грамотностью, медиаграмотностью и т. п. Иными словами, при определении содержания образования будущего экономиста в области информатики и информационных технологий преобладает сугубо утилитарный подход. Его лейтмотивом может служить тезис "компьютер - инструмент профессиональной деятельности и не более того"» [11, с. 3]. Недальновидность такого подхода стала основным фактором поиска путей качественной модернизации сложившейся системы IT-подготовки бакалавров, унаследовавшей свое содержание, формы, методы и средства от специалитета, на основе инновационных форм и технологий обучения.
Предлагаемая авторами настоящей статьи методика модернизации содержания IT-дисциплин, изучаемых будущими экономистами, базируется на основных положениях концептуального подхода, ориентированного на подготовку мобильного конкурентоспособного специалиста, как субъекта инновационной деятельности, обладающего высокой готовностью к саморазвитию, самосовершенствованию, самоактуализации, способного к творческому решению профессиональных задач, отвечающего требованиям рынка труда. Особенности подготовки будущих специалистов-инноваторов раскрыты в работах С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, В.А. Сластенина, Н.Д. Никандрова, В.И. Андреева, Л.С. Подымовой, А.В. Хуторского и др. Педагоги отмечают, что отечественная экономика должна функционировать в среде, обеспечивающей постоянные инновации, получение конкурентных преимуществ инноваторами [3, с. 11]. Под инновационным образовательным процессом понимают процесс развития образования за счет создания, освоения и применения новшеств. Инновационный процесс представляет собой процесс совершенствования образовательной системы на основе инновационного развития и изменения целей, задач, содержания и средств образования [8, с. 48].
В качестве системообразующего компонента и конечной цели IT-подготовки будущих экономистов выступает ее ориентированность на формирование у студентов информационной культуры, структурными составляющими которой выступают: мотивационно-ценностный, предметно-когнитивный, операционно-практический, индивидуально-личностный, поведенческий. Для оценки уровня сформированности информационной культуры по каждому из компонентов были выделены и научно обоснованы их критерии и показатели (таблица 1).
Таблица 1
Критерии сформированности информационной культуры (ИК) будущих экономистов_
Компоненты ИК Критерии и их показатели
Мотивационно-ценностный компонент • аксиологический (осознание ценности для будущей профессиональной деятельности навыков работы с информационными и коммуникационными технологиями; адекватное представление о будущей профессиональной среде и совокупности профессиональных задач, решаемых с привлечением информационных технологий; ориентация на инновационно-преобразующую деятельность с применением специализированного программного обеспечения); • мотивационный (мотивация образовательной и профессиональной деятельности, использованию при решении профессиональных задач прикладных программных средств; стремление к достижению успеха; потребность в самосовершенствовании в области информационных технологий); • целеполагающий (целевая установка на получение профессии, освоение информационных технологий как средства решения профессиональных задач; сформированность творческой субъектной позиции)
Компоненты ИК Критерии и их показатели
Предметно-когнитивный компонент • когнитивный (объем и качество знаний в области информационных технологий и программного обеспечения экономической деятельности, их соответствие требованиям ФГОС ВО)
Операционно-практический компонент • деятельностный (качество умений и навыков информационной деятельности, их соответствие ФГОС ВО; владение технологией и опытом применения информационных средств и прикладного ПО для решения профессионально-ориентированных задач); • инновационный (владение методами разработки инновационных способов решения профессиональных задач на основе ИТ)
Индивидуально-личностный компонент • личностный (профессионально важные качества личности будущего экономиста как субъекта информационной деятельности)
Поведенческий компонент • рефлексивный (осознание себя как субъекта образовательной и профессиональной деятельности; рефлексия результатов образовательной и профессиональной деятельности, реализуемых с привлечение информационных технологий); • самоконтроль (саморегуляция поведения в сетевых профессиональных сообществах и профессиональной деятельности); • коммуникативный (владение способами конструктивного межпрофессионального и межличностного общения, в том числе реализуемого в Интернет-среде)
Для репродуктивного (низкого) уровня ИТ-подготовки специалистов экономического профиля характерно фрагментарное проявление информационной культуры. Не сформировано ценностное отношение к будущей профессиональной деятельности, а также к ИТ как средству решения профессиональных задач. Отсутствует осознание себя как субъекта информационной деятельности. Отсутствует стремление к повышению уровня знаний, умений и навыков в области ИТ. Профессиональные задачи решаются преимущественно на репродуктивном уровне, без привлечения информационных средств и технологий. Неразвиты организаторские способности. Присутствуют неадекватные самооценки.
Студенты продуктивного уровня (среднего) уровня имеют положительное отношение к профессиональной деятельности, осознают значимость информационных технологий для повышения ее эффективности. Хорошо ориентируются в проблемах в области информационных технологий (для конкретной предметной области), отслеживают тенденции развития рынка прикладного программного обеспечения. Обладают готовностью к освоению ИТ-инноваций как средством решения профессиональных задач на продуктивном уровне. Объем и качество знаний в области информационных технологий и программного обеспечения, умений и навыков информационной деятельности соответствуют требованиям ФГОС ВО. Развито стремление к достижению успеха, повышению эффективности профессиональной деятельности на основе использования 1Т-инноваций. Присутствует адекватная самооценка. Сформирована субъектная позиция. Развиты общегражданские качества и организаторские способности, навыки проектирования профессионального развития с применением соответствующего прикладного программного обеспечения и ИТ.
Для студентов креативного (высокого) уровня присуще отношение к будущей профессиональной деятельности и информационным технологиям как к личностной и социальной ценности. Они обладают высокой готовностью к выполнению профессиональных функций и работе в информационно насыщенной профессиональной среде. Учебно-профессиональные задачи решают на творческом уровне с применением ИТ. Обладают способностью к разработке ИТ-проектов, их реализации. Ярко выражено стремление к достижению успеха, лидерству, саморазвитию и самосовершенствованию в сфере прикладного программного обеспечения. Обладают креативным мышлением. Владеют приемами конструктивного профессионального и межличностного общения, в том числе в сетевых сообществах.
Каждый из выделенных уровней взаимодействует с соседним. Между студентами внутри конкретного кластера (группы) присутствуют различия в качестве профессионального развития. При переходе от низшего до высокого уровня происходит полноценное формирование информационной культуры будущих специалистов экономического профиля.
Реализация цели - личностно-профессиональное развитие будущего специалиста экономического профиля -предопределяет рациональное содержание и структурирование профессионально значимого материала, отбор профессионально развивающих задач, направленных на формирование профессиональных и 1Т-компетенций, определенных ФГОС, разработку тематики творческих работ (проектов) обучающихся. Кроме того, при отборе и структурировании содержания 1Т-подготовки бакалавров-экономистов нами учитывались такие специфические особенности проектов образовательных стандартов, как:
• включение в ООП общекультурных компетенций, универсальных для всех направлений подготовки соответствующего уровня, общепрофессиональных и профессиональных компетенций (включаются в соответствии с видами профессиональной деятельности, на которые ориентирована ООП), предоставление вузу возможности дополнения списка ПК с учетом ориентации программ на конкретные области знаний и (или) вид(ы) деятельности;
• диверсификация программ подготовки за счет формирования в процессе обучения только тех компетенций, которые определены ФГОС и обеспечивают максимальную конкурентоспособность выпускников вузов, а, значит, и самого вуза;
• обеспечение вариативности в подходах к содержательному наполнению предметных дисциплин (набор дисциплин различных предметных областей должен определяться исключительно их соответствием профессиональным компетенциям, обозначенным в ФГОС), а также в методиках формирования профессиональных компетенций, сосредоточении внимания, в первую очередь, на правильной организации образовательного процесса, исключающей распыление учебного времени на непрофильные дисциплины, не формирующие нужных компетенций;
• разработка нового порядка и создание условий для привлечения к процедурам текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, а также экспертизе оценочных средств внешних экспертов -работодателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), а также преподавателей смежных образовательных областей, специалистов по разработке и сертификации оценочных средств с целью приближения контрольных мероприятий к
задачам будущей профессиональной деятельности обучающихся.
В связи с этим в содержание IT-образования были включены следующие компоненты:
а) предметно-теоретический: знания научных и информационно-технологических основ в рассматриваемой предметной области;
б) информационно-теоретический: знания содержания и методики осуществления информационных процессов в контексте конкретной образовательный дисциплины и основ их информатизации;
в) информационно-деятельностный: готовность к практическому применению ПО и ИТ для решения учебных задач, способность анализировать результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, соотносить цели и результаты;
г) личностный: совокупность профессионально значимых качеств личности, необходимых специалисту экономического профиля.
Технологическое обеспечение процесса формирования конкурентоспособного специалиста характеризуется внедрением инновационных педагогических технологий (технология проектной деятельности, технология совместной деятельности, кейс-технология и др.), созданием развивающей информационно-образовательной среды (электронные и гипертекстовые учебники и учебно-методические пособия, мультимедийные обучающие программы, средства компьютерного моделирования, распределенные базы данных и базы знаний, информационно-справочные системы, виртуальные лаборатории, системы offline и online тестирования).
Ведущими тенденциями профессиональной ИТ-подготовки в вузах являются гуманизация, фундаментализация, междисциплинарность, интегративность, непрерывность и др. На основе выявленных тенденций нами обоснованы педагогические условия формирования информационной культуры будущих специалистов экономического профиля, обусловленной социально-преобразующей ролью информатизации общества:
• развитие инновационных процессов в отечественной и мировой культуре;
• взаимодействие бизнеса, науки и системы ИТ-подготовки специалистов;
• моделирование социо-человеко-технических образовательных комплексов;
• использование инновационных образовательных технологий;
• развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также сетевой формы реализации образовательных программ.
Апробация предлагаемой авторами модели формирования информационной культуры будущих экономистов осуществлялась на финансово-экономическом факультете Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. Мы определили экспериментальную и контрольную группы, которые были одинаковыми по количеству студентов и начальному уровню сформированности у них информационной культуры. Результаты опытно-экспериментальной работы представлены в таблице 2.
Таблица 2
_Результаты формирующего эксперимента (в %)_
Показатели До / после эксперимента Уровни сформированности х2
Креативный (высокий) уровень Продуктивный (средний) уровень Репродуктивный (низкий)уровень
Экспериментальная группа
1. Эмоционально--ценностный критерий до эксперимента 7,7 49,3 43 9,41
после эксперимента 13,4 56,8 29,8
2. Предметно--когнитивный критерий до эксперимента 8,2 58,6 33,2 9,89
после эксперимента 16,8 54,3 28,9
3. Инструментально--деятельностный критерий до эксперимента 7,3 52,2 40,5 10,43
после эксперимента 15,2 53 31,8
4. Организационно-методический критерий до эксперимента 13,7 39,8 46,5 13,07
после эксперимента 21,9 48,6 29,5
Итого в среднем по критерию до эксперимента 9,225 49,975 40,8 9,32
после эксперимента 16,825 53,175 30
Контрольная группа
1. Эмоционально--ценностный критерий до эксперимента 6 37,5 56,5 1,57
после эксперимента 7,7 41,7 50,6
2. Предметно--когнитивный критерий до эксперимента 7,3 58,8 33,9 2,52
после эксперимента 8,8 64,7 26,5
3. Инструментально--деятельностный критерий до эксперимента 9 37,2 53,8 2,41
после эксперимента 11,5 42,2 46,3
4. Организационно-методический критерий до эксперимента 13,5 42 44,5 1,29
после эксперимента 16,4 44,1 39,5
Итого в среднем по критерию до эксперимента 8,95 43,875 47,175 1,82
после эксперимента 11,1 48,175 40,725
С помощью метода математической статистики по ^критерию Стьюдента мы подтвердили значимую степень влияния экспериментальных факторов на эффективность процесса формирования у будущих экономистов информационной культуры. Из таблицы 2 видно, что при уровне значимости а=0,05 и числе степеней свободы к=количество уровней-1 = 3-1 =2 получены следующие значения: для КГ: х2=(1,57; 2,52; 2,41; 1,29; 1,82)< х2кр=5,99, для ЭГ: х2=(9,41; 9,89; 10,43; 13,07; 9,32)> х2кр=5,99 (на уровне значимости 0,05). Это подтверждает наличие статистически достоверных различий в изменении уровней сформированности информационной культуры студентов экспериментальной группы.
Обобщенные результаты эксперимента представлены на рисунке 2.
60 50 40 30 20 10 0
53,175%
49,975%
40,8%
—»Ц-■
9,225%
30%
I I
до эксперимента после эксперимента
Экспериментальная группа
43,875%
47,175%
48,175%
40,725%
I I I I
до эксперимента после эксперимента
Контрольная группа
I Высокий уровень ■ Средний уровень ■ Низкий уровень
Рис. 2. Уровни сформированности информационной культуры будущих экономистов
Таким образом, процесс формирования информационной культуры студентов экономических специальностей вузов на основе разработанной модели является эффективным.
In this article the essence of the concept "information culture of the economist", its structure and components reveals, need of improvement of IT training of bachelors-economists in the conditions of transition to federal educational standards of generation "3+" is shown, the optimizing model of formation of information culture is offered and pedagogical conditions of its realization in educational process of higher education institution are evidence-based.
Key words: education, bachelor, information technologies, competences, information culture.
Список литературы
1. Бондарева Е.В. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов прикладной информатики в экономике: Автореф. дис. ... к. пед. наук. Волгоград: ВГПУ, 2006. 25 с.
2. Горнева Е.А. Информационная культура будущих педагогов: сущность, аспекты, процесс формирования // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. № 12 (33): Аспирантские тетради. СПб.: Изд-во «Книжный дом». 2007. С. 315-317.
3. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. 2004. № 4. С. 11-21.
4. Петухова Т.П., Шухман А.Е., Морковина Э.Ф. О разработке содержания профильной подготовки бакалавров с использованием профессиональных стандартов ИТ-отрасли // Открытая всероссийская конференция «Преподавание Информационных Технологий в России». URL: http://www.it-education.ru/2009/reports/ Petuhova_Shuhman_ Morkovina.htm (дата обращения: 12.10.2014).
5. Погонышева Д.А. Подготовка в вузе будущих ИТ-специалистов как субъектов профессиональной деятельности // Вестник Брянского госуниверситета. № 1(2). 2013. с. 131-134.
6. Прозорова Г.В. Структурирование содержания профильной подготовки будущих ИТ-специалистов в виде учебных модулей // II Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в науке и образовании» (Чебоксары, 2013). URL: http://chb.ito.edu.ru/2013/ section/190/93891/ (дата обращения: 15.11.2014).
7. Профессиональный стандарт «Специалист по информационным системам». М., 2011. URL: http://www.apkit.ru/committees/education/ meetings/ standarts.php (дата обращения: 19.01.2015).
8. Сидоров С.В. Инновационный процесс как феномен современного общего образования // Социосфера. 2010. № 2. С. 47-51.
9. Симоненко В.Д., Ретивых М.В., Матяш Н.В. Технологическое образование школьников. Теоретико-методологические аспекты / Под ред. В.Д. Симоненко. Брянск: Изд-во БГПУ, НМЦ «Технология», 1999. 283 с.
10. Тельнов Ю.Ф. Использование профессиональных стандартов в разработке основной образовательной программы ВПО по направлению «Прикладная информатика» // Открытая всероссийская конференция «Преподавание Информационных Технологий в России». URL: http://www.it-education.ru/2009/reports/Tel'nov.htm (дата обращения: 12.01.2015).
11. Чеверева С.А. Развитие содержания информационной подготовки в вузе будущего экономиста-менеджера АПК : диссертация ... кандидата пед. наук : 13.00.08 / Чеверева Светлана Александровна; [Место защиты: Рос. акад. образования]. Москва, 2008. 175 с.
12. Шорохова Т.И. Сущность, структура и компоненты информационной культуры личности обучающихся в условиях дистанционного обучения // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Профессиональное образование в условиях дистанционного обучения. Достижения, проблемы, перспектив». М.,2007. URL: http://www.muh.ru/arch/2007/konf_mShorohova.htm?user=a62cf74cc9be19d45d608226d0588364 (дата обращения: 10.02.2015).
Об авторах
Погонышева Д.А. - заведующий кафедрой АИСиТ, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского dinochka32@mail. ru
Горнева Е.А. - доцент кафедры АИСиТ Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, egorneva@yandex. ru