УДК 37.01
С. А. Терехова
Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КОНТРОЛЬНО-ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ СТРАТЕГИЯМ
Изменение форм и содержания образования приводит к необходимости поиска новых эффективных средств, методов и технологий обучения. Выпускникам школ необходима качественная подготовка к успешной сдаче единого государственного экзамена. Представленное в статье авторское видение возможных методов подготовки старшеклассников к выпускным экзаменам базируется на репертуаре контрольно-экзаменационных стратегий овладения иноязычной речевой деятельностью. Акцент сделан на возможности применения современных информационных технологий, и актуализирована роль информационно-образовательной среды в процессе обучения старшеклассников контрольно-экзаменационным стратегиям.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда, информационные компьютерные технологии, информационно-образовательная пространство, контрольно-экзаменационные стратегии.
Одним из актуальных вопросов современного образования является разработка способов, технологий и методик использования информационно-образовательной среды для повышения качества знаний учащихся. Эффективность обучения, осуществляемого в информационно-образовательном пространстве, находит своё отражение в возможности реализации индивидуального подхода к учащимся, повышении объёма выполненных заданий, интенсификации самостоятельной работы учеников. Следует отметить и вариативность образования, которое позволяет каждому ученику построить собственную индивидуальную образовательную траекторию и двигаться по ней.
В данной статье мы расставили акценты следующим образом:
- рассмотреть такие понятия, как интернет-технологии, информационные ресурсы, информационно-образовательное пространство, информационно-образовательная среда;
- проанализировать, насколько актуально внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения иностранному языку;
- определить степень актуальности внедрения ИКТ в процесс обучения старшеклассников контрольно-экзаменационным стратегиям (далее КЭС) овладения иноязычной речевой деятельностью.
Прежде чем перейти к непосредственной реализации намеченного плана, отметим, что вопросом об эффективном использовании современных информационных технологий в образовательном процессе занимаются многие ученые, среди них особенно хочется выделить П. В. Сысоева, М. Н. Евстигнеева, которые разработали и подробно представили широкому кругу читателей авторскую методику обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий [8], детального рассмотрения заслуживает учебно-методическое пособие Е. О. Ивановой и И. М. Осмоловской [4], в котором авторы актуализируют дидактические аспекты информационно-образовательного пространства и информационно-образовательной среды, дают авторское определение интересующим нас понятиям и терминам. При написании статьи мы опирались на исследования Г. О. Аствацатурова [2], О. А. Минич [6], И. В. Муштавинской [7] и др.
Нельзя не отметить работу И. В. Муштавинской, в которой особое внимание уделено современным образовательным технологиям, неотъемлемой частью которых являются ИКТ. Автор высказывает свою точку зрения относительно целесообразности и развивающем потенциале современных информационно-коммуникационных технологий в сфере обучения иностранному языку. Подчёркивается возможность роста, развития метакогнитивных способностей, стремления к самообразованию и рефлексии [7. С. 19].
В исследовании Т. В. Бегловой и М. Р. Битяновой актуализируется такая особенность современной информационно-образовательной среды, как избыточная насыщенность
возможностями для развития человека. Вместе с тем авторы усматривают большой потенциал для самореализации, получения нового опыта и информации [3. С. 16-17].
Представляется справедливым уделить особое внимание точке зрения Л. А. Миловановой о необходимости использования ИКТ в процессе обучения школьников иностранному языку в профильной школе. Автор подчёркивает, что «использование компьютера, Интернета, новых технологий записи и хранения информации в виде баз данных позволяет обогатить довольно однообразную палитру обучающих средств» [5. С. 73].
Перейдем к непосредственному анализу выделенных нами ключевых понятий, содержательная сущность которых, возможно, позволит нам дать ответ на вопрос о роли информационно-образовательной среды в области обучения иностранным языкам и о целе сообразности применения ИКТ при обучении старшеклассников КЭС овладения иноязычной речевой деятельностью.
Так, термин «интернет-технологии» имеет много трактовок и достаточно широко используется в различных областях научного знания. Нам представляется релевантным определение П. В. Сысоева, который под данным понятием подразумевает «совокупность форм, методов, способов, приёмов обучения иностранному языку с использованием ресурсов сети Интернет и социальных сервисов [8. С. 11-12]. Автор также отмечает, что в дидактическом плане сеть Интернет включает в себя, по меньшей мере, два основных компонента: формы телекоммуникации и информационные ресурсы, под которыми П. В. Сысоев, в свою очередь, понимает «аудио и текстовые и визуальные материалы по различной тематике, направленные на формирование иноязычной коммуникативной компетенции и развитие коммуникативно-когнитивных умений обучающихся осуществлять поиск, отбор, классификацию, анализ и обобщение информации» [8. С. 42].
Интересным представляется рассмотрение таких понятий, как информационное пространство и информационная образовательная среда. Е.О. Иванова дает следующее толкование термину образовательное пространство: «совокупность информационных, технологических и педагогических условий, создающих возможность для организации процессов обучения, самообразования, самоопределения и саморазвития» [4. С. 27-28]. Согласно авторской точке зрения, компонентами информационного пространства выступают «информационные ресурсы, средства информационного воздействия и информационная инфраструктура» [4. С. 28]. Е. О. Иванова считает необходимым отметить тот факт, что ресурсы могут быть не только электронными. Нельзя забывать об информационном потенциале библиотек и книгохранилищ, доступ к которым есть далеко не у всех желающих. Информационным ресурсом может выступать и сам человек [4. С. 28].
Для нашего исследования представляется актуальным рассмотреть группы образовательных ресурсов и их потенциальных возможностей в образовательном процессе, которые выделяет Е. О. Иванова. Автор делит все ресурсы образовательного пространства на четыре группы:
1) специально созданные в целях образования, воспитания и развития обустроенные в соответствии со структурой процесса обучения (учебные модули, виртуальные тренажеры, учебники, учебные пособия);
2) источники, на изучении которых строится весь процесс обучения, но сами они изначально создавались в других целях (художественная и публицистическая литература, произведения живописи, музыки);
3) ресурсы, которые могут использоваться в целях образования для создания и решения практико-ориентированных ситуаций;
4) информационные ресурсы, образовательное использование которых невозможно [8. С. 28-29].
Следуя логике нашего изложения, обратимся к определению информационно-образовательного пространства, под которым Е. О. Иванова понимает «неразрывное единство информации, средств ее хранения и производства, методов и технологий работы, обеспечивающих получение информации субъектами в целях образования» [8. С. 29].
Анализируя рассмотренные трактовки интересующих нас понятий и терминов, можем сделать для себя следующий вывод: информационная образовательная среда стала неотъемлемой частью нашей реальности, однако воспользоваться её преимуществами способен далеко не каждый человек. Это системно организованная совокупность информационного, технического,
учебно-методического обеспечения. Следовательно, нельзя считать, что все учащиеся становятся равноправными участниками данной среды, поскольку всё зависит от целого ряда факторов: и от материально-технического оснащения, и от информационного обеспечения, и от мастерства учителя, его владения современными информационными технологиями и желания их использовать в процессе обучения. Все авторы, занимающиеся вопросами применения информационных технологий в учебно-воспитательном процессе, отмечают и ряд бесспорных преимуществ: интерактивность обучения, возможность использования разнообразных форм и видов учебной деятельности, увеличение времени для предъявления новой информации или закрепления изученного материала, усиление обучающего эффекта.
Благодаря современным технологиям успешно реализуются государственные образовательные стандарты. Основой обучения в информационно-образовательной среде является самообразование, выстраивание своего образа в интеллектуальной, коммуникативной, эмоционально-ценностной и других сферах. По авторитетному мнению Е. О. Ивановой, «чтобы учиться самостоятельно, ученик должен обладать следующими качествами:
- гибко адаптироваться в существующих условиях, уметь самостоятельно определять потребности в знаниях, приобретать их и использовать на практике;
- обладать критическим мышлением, т. е. уметь видеть проблемы, искать пути их рационального решения, быть способным выдвигать новые идеи, мыслить творчески;
- работать с информацией (собирать, анализировать, обобщать, сопоставлять, делать выводы, выделять закономерности и т. д.) с целью решения проблем [4. С. 45].
Всё выше сказанное тесным образом связано с государственным заказом, где четко прописана основополагающая цель современного образования - «научить учиться». Действительно, во всех основополагающих документах сделан акцент на переносе с усвоения знаний на самостоятельное оперирование информацией. Учащиеся, вовлеченные в активный процесс получения знаний, умений и навыков в школе, становятся участниками информационно-образовательной среды, что в итоге способствует формированию активной и творческой личности, готовой и способной ставить цели, справляться с трудностями.
В фокусе нашего внимания находятся контрольно-экзаменационные стратегии овладения иноязычной речевой деятельностью. Являясь частью коммуникативной компетенции, стратегии обладают большим образовательным и воспитательным потенциалом, способствуют развитию универсальных учебных действий. Нам представляется актуальным рассмотрение вопросов взаимодействия и наличия корреляционных связей между КЭС овладения иноязычной речевой деятельностью, информационно-образовательной средой и эффективностью формирования УУД у учащихся старшей школы.
Контрольно-экзаменационные стратегии овладения иноязычной речевой деятельностью представляют собой совокупность знаний, когнитивных операций и коммуникативных умений, осознанно применяемых учащимися и позволяющих им выстраивать свою линию речевого и неречевого поведения, соотносимую с реализацией коммуникативных задач в условиях выполнения контрольных и экзаменационных работ по иностранному языку [9. С. 7].
Принимая во внимание новые требования к уровню предметной, метапредметной и личностной обученности учащихся основной школы, мы разработали классификацию контрольно-экзаменационных стратегий овладения иноязычной речевой деятельностью, представляющую собой единство универсальных, присущих любому учебному предмету и специальных, соответствующих специфике предмета «Иностранный язык» стратегий. Каждая группа стратегий представлена набором знаний и умений.
Универсальные контрольно-экзаменационные стратегии в иноязычной речевой деятельности представлены следующими знаниями и умениями: 1) осознание целей и объектов уровневого контроля, критериев оценок; 2) знание типичных видов контрольных заданий, а также ориентация в заданиях стандартизированного тестирования; 3) владение «языком инструкций», точное понимание инструкций к объектам контроля; 4) использование стратегий персонализации инструкций; 5) точный выбор вариантов ответов; 6) мониторинг времени выполнения контрольных / экзаменационных заданий; 7) проверочное чтение работы, выявление типичных ошибок.
Специальные контрольно-экзаменационные стратегии овладения иноязычной речевой деятельностью включают такие знания и умения, как: 1) прогнозирование и преодоление
трудностей контрольных / экзаменационных заданий; 2) дифференцирование на известное / неизвестное иноязычной информации и сличение её с единицами, хранящимися в памяти; 3) владение техникой выполнения заданий на множественный выбор и установление соответствий (multiple-choice, multiple matching); 4) владение техникой выполнения заданий на заполнение пропусков (gap-filling); 5) понимание основного и полного содержания текста; 6) последовательное оформление речевого замысла в виде устного или письменного текста [9. C. 7-13].
Как видно из структурно-смыслового наполнения КЭС, данный вид стратегий соответствует целевым доминантам ФГОС второго поколения и вносит свой вклад в развитие УУД учащихся.
Мы не случайно сделали акцент на изучении возможности использования информационно-образовательной среды и ИКТ в процессе обучения старшеклассников КЭС овладения иноязычной речевой деятельностью, так как мы уверены, что применение современных методик обучения в тандеме с учебными интернет-ресурсами дает много возможностей рационального и эффективного освоения материала в довольно короткие сроки.
Приведем несколько примеров применения интернет-ресурсов при обучении старшеклассников КЭС.
1. Сабджект сэмпл. Учащимся даются ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет. Темы подбираются социального и дискуссионного характера, чтобы была возможность высказать и сформулировать разные точки зрения. Как правило, работа происходит в группах, идет обсуждение с обязательной аргументацией своей точки зрения, затем учащимся отводится время на письменное оформление, где необходимо сформулировать проблему, высказать свою точку зрения, указать контраргументы и сделать вывод. Такая работа постепенно подводит учащихся к написанию эссе в формате ЕГЭ, однако это происходит планомерно, с мотивацией учащихся к размышлению и осмыслению различной информации. Это действительно важно, ведь подобным образом расширяется кругозор учащихся, а их деятельность, хотя в большей степени самостоятельная, но всё же управляемая учителем, требует тематического отбора сайтов.
Мы использовали технологию сетевых учебных интернет-ресурсов на сервере Fi-lamentality http://www.kn.pacbell.com/wired/fil/lognew.html.
Технически создать subject sample страницу не сложно. Необходимо выполнить следующие шаги: регистрация, заполнение анкеты, указание темы, определение пароля, логина, сохранение всей информации, добавление всех необходимых ссылок, формулировка вопросов, на которые необходимо учащимся ответить после работы с отобранным материалом.
2. Вэбквест. Преимущества использования данной технологии бесспорны. Учащиеся вовлечены в творческую и проблемно-поисковую деятельность. Для того чтобы выполнить задание, им приходится осуществлять поиск информации, выделять ключевые слова, определять тему / проблему, выделять факты, участвовать в обсуждении, запрашивать и обмениваться информацией.
В качестве примера предлагаем вебквест, посвященный проблемам экологии в нашей стране. При работе над этим вебквестом учащиеся делятся на группы, а затем посредством дискуссии представители всех групп знакомятся с информацией по предложенной теме.
Тема: «Environmental problems in our country».
Вступление/Introduction: Our environment is being destroyed but we still have time to do something about it. In this course you will learn about different ecological problems our country faces and I hope you will be able to suggest rational ways of solving at least of some of these problems.
Задание/Task: what are the most serious environmental problems in our country? Is it possible to solve them? To answer these questions you need to work in groups. Each group will get an aspect of the environmental problems and you will have to cover all the tasks mentioned in your task lists.
Ход работы/Process: To cope with this task all students are divided into several groups and work with abstracts according to the topic.
Preparation: «study Web-based materials using links suggested, do additional Internet search for information on the target issue, answer the questions, divide the material between another groups, prepare your presentations, report to the whole class what you have learned on the topic and ways of solving the environmental problems you can suggest.
Стоит отдельно сказать о том, что это была лишь подготовка к выполнению следующей серии заданий, которые учащиеся выполняют уже в формате контрольных и экзаменационных работ по иностранному языку. На следующем этапе работы учащимся предлагается такие задания:
Comment on the following statement: People pay too little attention to the environment as there some more serious problems;
Imagine that you your friend have taken several photos of unpleasant scenes with rubbish and litter in your native town. Give your comment on each of them (photos are given).
Как видно из приведённых примеров, работа над темами может быть интересной и разнообразной. Эссе в формате ЕГЭ вызывают нередко страх и панику у учащихся, им трудно подобрать и сформулировать идеи, мысли. Поэтому, потратив время на выполнение таких творческих и проблемно-поисковых заданий, как вебквест, мы вооружаем учащихся информацией. В процессе обсуждения учащиеся приобретают навыки и умения выстраивать свою линию аргументации и контраргументации. В задании имплицитно заложено применение контрольных и экзаменационных стратегий иноязычной речевой деятельности. Насколько эффективно и в какой мере учащиеся применяют стратегии, можно судить по правильности выполнения задания. Таким образом, приведем самые релевантные стратегии, которые могут действительно способствовать максимальному результату:
- универсальные: владение «языком инструкций», точное понимание инструкций к объектам контроля;
- специальные: дифференцирование на известное / неизвестное информации и сличение её с единицами, хранящимися в памяти (на этапе работы с материалом); последовательное оформление речевого замысла в виде письменного текста (на этапе написания эссе).
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения старшеклассников КЭС овладения иноязычной речевой деятельностью способствует индивидуализации и интенсификации обучения. Учащиеся не просто получают задание, подобное тому, которое нужно выполнять на экзамене, но получают возможность наглядной демонстрации материала. Кроме того, применение современных ИКТ позволяет выстроить «самостоятельную траекторию» освоения материала. Это достигается за счёт свободного доступа к информации, учебная информация предварительно анализируется и отбирается учителем, что несет в себе надежность и высокий образовательный потенциал. Следует отметить исключение простого «натаскивания» на выполнение типичных контрольных и экзаменационных заданий. Учащиеся выполняют задания, представленные в различных форматах, при этом у них есть возможность быть активными участниками образовательного процесса и, как следствие, участниками информационно-образовательной среды. Так, например, работая с различными мультимедийными материалами, старшеклассники производят анализ, первичную обработку и отбор необходимой информации.
Список литературы
1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [Текст] / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под. ред. А. Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - С. 3-4.
2. Аствацатуров, Г. О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приёмы, фрагменты уроков [Текст] / Г. О. Аствацатуров, канд. ист. наук. - Волгоград: Учитель, 2009. - 133 с.
3. Беглова, Т. В., Битянова М. Р., Меркулова Т. В. Универсальные учебные действия: теория и практика проектирования: научно-методическое пособие [Текст] / науч. ред. М.Р. Битянова. -Самара: Издательский дом «Федоров», 2017. - С. 15-17.
4. Иванова, Е. О. Теория обучения в информационном обществе [Текст] / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская.— М.: Просвещение, 2011. - 190 с.
5. Милованова, Л. А. Иностранные языки в профильной школе : учеб. Пособие для учителей, асп. И студ. [Текст] / Л. А. Милованова. - Волгоград : Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. - С. 73.
6. Минич, О. А. Информационные технологии [Текст] / авт. сост. О. А. Минич. - Минск: Красико-принт, 2008. - 176 с.
7. Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления на уроке в системе подготовке учителя : учебно-методическое пособие [Текст] / И. В. Муштавинская; [2-е изд.] -Санк-Петербург : КАРО, 2015. - 144 с.
8. Сысоев, П. В., Евстигнеев М. Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: учебно-методическое
пособие для учителей, аспирантов и студентов [Текст] / П. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев. -Ростов н/Д : Феникс; М : Глосса Пресс, 2010. - 182 с.
9. Терехова, С. А. Теоретические и методические аспекты обучения учащихся основной школы контрольно-экзаменационным стратегиям овладения иноязычной речевой деятельностью: учеб.-метод. пособие [Текст] / С. А. Терехова. - Волгоград, 2013. - С. 7-13.
THE ROLE OF INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE PROCESS OF TEACHING STUDENTS CONTROL AND EXAMINATION STRATEGIES
Terekhova S. A., Volgograd State Socio-Pedagogical University, Volgograd, clair19@rambler.ru
In accordance with the fundamental normative documents, such as the Federal state educational standard of the second generation, the Fundamental core of the content of General education, the program of formation of universal educational actions [1], teachers have to cope with complex tasks, namely, to teach their students to think creatively, to work with a large amount of information, to take the initiative in discussing various problems, to highlight the facts and give their arguements. In addition, graduates will have to pass a single state exam with open and closed tasks, and therefore it is very important to teach high school students to analyze the structure of the examination work, competently apply the knowledge, skills and abilities. The article presents the list ofcontrol and examination strategies of mastering foreign language speech activity, gives the author's definition of this type of strategies and analyzes their role in the complex preparation ofstudents to perform control and examination tasks. The influence of the information and educational environment on the effectiveness of training of control and exam strategies is considered.
Keywords: Information and educational environment, information computer technologies, information and educational space, control and examination strategies.
References
1. Asmolov, A.G. (2011), Formirovanie universalnyh uchebnyh dejstvij v osnovnoj shkole ot dejstviya k mysli sistema zadanij posobie dlya uchitelya [=Formation of universal educational actions in primary school: from action to thought. System of tasks: teacher's manual], Prosveshchenie, pp. 3-4.
2. Astvatsaturov, G. O. (2009), Dizayn multimediynogo uroka: metodika. tekhnologicheskiye priyemy. fragmenty urokov [=The design of the multimedia lesson: methods, processing methods, fragments of lessons], Volgograd, p. 133.
3. Beglova, T. V., Bityanova M. R. and Merkulova T. V. (2017), "Universalnyye uchebnyye deystviya: teoriya i praktika proyektirovaniya: nauchno-metodicheskoye posobiye" [=Universal educational actions: theory and practice of design: scientific and methodical manual], Samara, pp. 15-17.
4. Ivanova, E. O. (2011), Teoriya obucheniya v informatsionnom obshchestve [=Theory of education in the information society], Moscow, p. 190.
5. Milovanova, L. A. (2009), "Inostrannyye yazyki v profilnoy shkole : ucheb. posobiye dlya uchiteley. asp. I stud" [=Foreign languages in profile school], Volgograd, pp. 7-16.
6. Minich, O. A. (2008), Informatsionnyye tekhnologii [=Information technology], Minsk, pp. 176.
7. Mushtavinskaya, I. V. (2015), Tekhnologiya razvitiya kriticheskogo myshleniya na uroke v sisteme podgotovke uchitelya [=Technology development of critical thinking in the classroom in the system of teacher training], Snt. Petersburg, p. 144.
8. Sysoyev, P. V. and Evstigneyev, M. N. (2010), Metodika obucheniya inostrannomu yazyku s ispolzovaniyem novykh informatsionno-kommunikatsionnykh Internet-tekhnologiy: uchebno-metodicheskoye posobiye dlya uchiteley. aspirantov i studentov [=Methods of teaching foreign language using the new information and communication Internet technologies: teaching manual for teachers and students], Rostov n/D , p. 182.
9. Terekhova, S. A. (2013), "Teoreticheskiye i metodicheskiye aspekty obucheniya uchashchikhsya osnovnoy shkoly kontrolno-ekzamenatsionnym strategiyam ovladeniya inoyazychnoy rechevoy deyatelnostyu: ucheb. - metod. Posobiye" [=Theoretical and methodical aspects of teaching control and
examination strategies of mastering of the main school students ' speech activity: studies. - method. the allowance], Volgograd, pp. 7-13.
Терехова Светлана Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики его преподавания, Волгоградский государственный социально-педагогический университет. clair19@rambler.ru