Модель речевой коммуникации рассматривается автором как обмен информации, как диалог. На уроках осуществляется диалог между субъектами учебной деятельности; при изучении литературного произведения читатель вступает в диалог с автором; ин-формационно-коммуникативные технологии помогают мобильному обмену информацией. Таким образом,жизнь - это непрерывный диалог, непрерывное общение, и тем оно успешнее, чем выше уровень коммуникативной компетенции каждого человека.
Автор данной работы - руководитель детского информационного агентства «Новые измерения», редактор школьной газеты «Путь к успеху». Автором разработаны критерии определения уровня формирования коммуникативной компентенции, составлены анкеты -опросники для учащихся, созданы программы спецкурсов по развитию речи и лингвистическому анализу текста, программы по риторике с 1-11 класс, программа факультативного курса юных журналистов. В процессе реализации программы гимназисты ведут личные блоги, работают на сайте детского информационного агентства, издают газету, проводят встречи с интересными людьми, организуют дебаты; юнкоры освещают городские мероприятия, сотрудничая с комитетом по молодежной политике, являются победителями конкурсов журналистов.
В процессе обучения широко используются диалоговые формы проведения уроков: групповая работа, дебаты, диспуты. В апреле 2011 года в гимназии №11 в рамках регионального этапа всероссийского конкурса «Лучший урок письма-2011» состоялся открытый урок, который впервые проводился в телекоммуникационной образовательной сети Пермского края «Образование web2.0». Урок проводился в форме дебатов: «Долгожданные конверты с письмами дорогих людей или SMS-ки и электронные письма выбирает молодое поколение?», «Сможет ли электронная почта заменить настоящее письмо?». На эти вопросы пытались ответить четыре группы учащихся: «Золотая марка», «Почтальон», «SMS», «В Контакте», представившие свои аргументы «за» и «против» традиционных и новых средств коммуникации. Обсуждение на открытом уроке письма было живым, содержательным, ярким, аргументированным.
Использование групповой формы проведения урока требуется там, где есть конфликт, противоречие, которое приводит к открытию нового знания. Групповая работа учит сотрудничеству, умению решать конфликтную ситуацию словом. Групповая работа создает условия,где нет давящего авторитета учителя.
Часто на уроках используется письменная организация дискуссии, когда ребята фиксируют мнения одноклассников или авторов текстов в тетради и, высказывая свою точку зрения, приводят аргументы. Это начальный этап подготовки к ЕГЭ.
Невозможно добиться высоких результатов, ограничиваясь работой на уроках русского языка и литературы, внеурочной деятельностью под руководством одного педагога. В гимназии создана система дополнительного образования, включающая проектную и науч-но-исследовательскуюдеятельность учащихся, работает детское информационное агентство, проходят дебаты, в школьном музее ученики проводят экскурсии. Учащиеся публично выступают на конференциях и массовых мероприятиях. Развивающая социокультурная среда создана, теперь необходима сознательная системная работа педагогов гимназии по развитию коммуникативного пространства гимназии, необходимо разработать формы и методы, мониторинг формирования и развития компетенции.
Библиографический список
/. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И. А. Зимняя.
2. Хуторский A.B. Ключевые компетенции: технология конструирования / A.B. Хуторский // Народное образование. 2003. №5.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999.
4. Воронцов А.Б.,Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д. Б. Эль-конина - В. В. Давыдова. М. :Изд. Рассказов, 2004.
5. Минеева С. А. Риторика диалога: в моделях и обобщениях. Пермь, 2005.
ЗДК 371.134
А.Р. Чудинова Образовательный модуль «Развитие информационно-комму-никационных компетентностей учащихся и педагогов как реализация системно-деятель-ного подхода в образовании»: некоторые подходы к организации курсовой подготовки педагогов
Аннотация: Статья рассказывает об опыте педагогов Центра инновационного опыта МАОУ «Гимназия №33» по разработке и проведению модуля курсов повышения квалификации «Развитие ин-формационно-коммуникационных компетентностей учащихся и педагогов как реализация системно-деятельного подхода в образовании». Автор формулирует трудности, традиционно возникающие в связи с развитием информационной компетентности педагогов посредством курсовой подготовки, и описывает пути их преодоления в рамках представленного модуля.
Ключевые слова: информацион-
ная компетентность, коммуникативная компетентность, образовательный модуль, информационные технологии, системно-деятельностный подход.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «...общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образо-
© Чудинова А. Р., 2011
вания» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, 2002: 3). Таким образом, на первый план выходит становление ключевых компетентностей учащихся как универсальных способов деятельности, что предполагает системную организацию образовательной (учебной и внеучебной) деятельности учащихся. С другой стороны, использование современных информационных технологий в образовании сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учеб-но-воспитательного процесса. Эти изменения, естественно, находят отражение в требованиях, предъявляемых к информационной компетентности педагога. В связи с этим каждому учителю необходимо иметь представление об ИКТ и их возможностях, чтобы ответить прежде всего самому себе на сущностные вопросы: какое место в образовательной деятельности могут занять информационные технологии? какие профессиональные задачи я могу решить более эффективно именно за счет использования ИКТ?
С целью решения двух вышеназванных задач - становление ключевых компетентностей и информатизации образования - Центр инновационного опыта «Развитие информа-ционно-коммуникативной компетентностей учащихся на уроках гуманитарного цикла и во внеучебной деятельности в преемственных отношениях школа-вуз>> МАОУ «Гимназия №33>> г. Перми несколько лет разрабатывают систему урочной и внеурочной деятельности, направленную на развитие и диагностику уровня развития информационной и коммуникативной компетентностей учащихся. На протяжении нескольких лет участники ЦИО активно работают над проблемой соотношения ИКТ и традиционных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы (целесообразность использования на уроках различных типов и видов),во внеурочной деятельности в средней и старшей школе. Педагоги гимназии активно используют готовые образовательные электронные издания, содержащие систематизированную информа-циюв определенной области знаний,и сетевые Интернет-ресурсы в качестве дидактического материала для коллективной и групповой работы учащихся; применяют ИКТ для систематизации, обобщения освоения способов действия с изученным материалом; осущест-
вляют лингвистические исследования новой коммуникативной среды, созданной Интернет.
Другим важным направлением в освоении компетентностного подхода в образовании стал опыт организации и проведения интегрированного экзамена «Учебный текст», разработка методического и дидактического сопровождения этой экспериментальной деятельности.
Опыт работы педагогов гимназии неоднократно представлялся на конференциях муниципального, краевого, всероссийского и международного уровня, обобщался в виде статей, методических пособий, предназначенных для школьных учителей. Одним из способов осмысления опыта стал разработанный в рамках Университетского округа инновационных образовательных учреждений при ПГПУ образовательный модуль курсов повышения квалификации для педагогов общеобразовательных учреждений «Развитие информаци-онно-коммуникационных компетентностей учащихся и педагогов как реализация систем-но-деятельного подхода в образовании».
С нашей точки зрения, современная система курсовой подготовки педагогов сталкивается со следующими трудностями:
1. Отсутствие системных дидактических и методических материалов, отражающих потенциал использования ИКТ в образовательной деятельности и адаптированных для восприятия школьным учителем, не имеющим большого опыта в этой области.
2. Невозможность в условиях курсовой подготовки моментального апробирования полученных теоретических знаний.
3. Отсутствие разработанной системы представления педагогического опыта развития и диагностики ключевых компетентностей в образовательной деятельности.
Таким образом, курсовая подготовка, направленная на развитие качественно новых для многих современных учителей умений, требует качественно иной организации, сочетающей возможность теоретической, методической и практической подготовки в постоянном диалоге педагога с коллегами-практиками и с самим собой (посредством постоянной рефлексии).
Модуль курсовой подготовки «Развитие информационно-коммуникационных компетентностей учащихся и педагогов как реализация системно-деятельного подхода в
образовании», разработанный ЦИО МАОУ «Гимназия №33» разделен на пять тематических блоков:
1. Интернет-источники в работе учителя (содержит информациюоб Интернет-источни-ках, представленных образовательными сайтами и порталами, словарями и справочниками, тестами, банками данных и проч.).
2. Образовательные проекты с использованием ИК-технологий как способ развития ключевых компетенций (содержит теоретическую информацию о проекте как форме обобщения материала, о технологии проектной деятельности и особенностях проектов с использованием ИКТ в старшей школе на примере образовательных проектов, реализованных в гимназии за последние два года).
3. Исследовательская деятельность учащихся и педагогов в области опосредованной коммуникации и с использованием ИКТ (содержит требования, предъявляемые к исследовательским работам учащихся, перечень возможных направлений лингвистических исследований в рамках антропоцентрического подхода, описание Интернет-пространства как потенциального поля для лингвистического исследования, а также виды исследовательской деятельности учителя и способы ее представления в различных формах).
4. Интегрированный экзамен «Учебный текст» как один из механизмов реализации системно-деятельностного подхода в образовательном учреждении (содержит описание уникального опыта проведения интегрированного экзамена в 5-8 классах, перечень экзаменационных материалов: разноуровневых компетентностных экзаменационных заданий, форм и критериев оценивания учебных достижений учащихся в ходе экзамена).
5. Компетентностью формы промежуточной аттестации учащихся (содержит описание нормативно-правовой базы интегрированного экзамена «Учебный текст», алгоритм его подготовки и проведения).
В основу модуля положены следующие принципы.
а) Сочетание теоретических и практических занятий.
«Интернет-источники в работе учителя», «Образовательные проекты с использованием ИК-технологий как способ развития ключевых компетенций», «Способы работы с Национальным корпусом русского языка на уроке
и во внеурочное время», «Интегрированный экзамен «Учебный текст» как один из механизмов реализации системно-деятельностного подхода в образовательном учреждении» -вот лишь некоторые из лекционных тем,предлагаемых в рамках разработанного гимназией модуля. Однако каждый тематический блок выстроен таким образом, что слушатели имеют возможность полученные теоретические знания сразу же опробовать в практической деятельности. Так, например, получая теоретическое представление о малоизвестном современным педагогам сетевом ресурсе «Национальный корпус русского языка»,учителя имеют возможность познакомиться с ним, выйдя в Интернет, раскрыть его потенциал, составляя под руководством преподавателей-консультантов и с опорой на материалы корпуса учебные задания различной категории сложности для групповой и индивидуальной работы учащихся.
Знакомясь с образовательными проектами с использованием ИК-технологий как способом развития ключевых компетенций, участники курсов не просто слушают лекцию о проектной деятельности и потенциальных возможностях проектного метода в образовательной деятельности,а знакомятся с полученными продуктами этой деятельности. На начальном этапе использования ИК-технологий как способа обобщения и представления учебного материала широкое распространение получила мультимедийная презентация. Однако до сегодняшнего дня для некоторых педагогов она остается единственно возможным способом использования ИКТ. Именно поэтому педагоги с особым интересом изучают разнообразные формы проектного продукта: презентации с системой гиперссылок «Л. Н.Тол стой в Интернет-пространстве» и «Иллюстрируем художественное произведение»; пакеты электронных дидактических материалов «Поэзия: как я ее вижу, слышу, чувствую» и «Тропы и их экспрессивно-сти-листические возможности»; тематические сайты «Историко-литературный процесс: система понятий»; образовательные программы «Лексика: система понятий»... Каждый из этих продуктов выполнен таким образом, чтобы не просто демонстрировать уровень развития ключевых компетентностей учащихся, но и быть впоследствии использованным в качестве дидактического материала на уроках
русского языка и литературы.
Рассматривая на лекции основные подходы к определению понятия «учебный текст» и виды компетентностных заданий к учебному тексту, формы и критерии оценивания учебных достижений учащихся, в ходе практического занятия слушатели сами пытаются создавать разноуровневые компетентностные экзаменационные задания.
б) Возможность ознакомления с опытом информатизации и компетентностного подхода к образовательной деятельности.
Центром инновационного опыта гимназии разработан пакет методических и дидактических материалов, отражающих исследовательскую деятельность педагогов в области использования информационных технологий в образовании.
Одним из наиболее системных материалов является учебно-методическое пособие для учителя-словесника Е.В. Зыряновой,И.Г. Овчинниковой, А.Р. Чудиновой «Информацион-но-коммуникационные технологии в школьном обучении русскому языку и подготовке к ЕГЭ», изданное в 2010 году. «Цель создания пособия - пропаганда лингвистических знаний и совершенствование компетентности филологов; помощь в планировании уроков подготовки к ЕГЭ с использованием ИКТ и размещенных интернет-ресурсов. Целевая аудитория - педагоги-филологи,студенты педвузов по специальности «Русский язык и литература», учащиеся 10-11 классов» (Зырянова, 2010: 5).
Учебное пособие состоит из пяти глав.
1. Филолог и компьютер: необходимое сотрудничество.
2. Информационно-коммуникационные технологии в филологии.
3. Интернет-ресурсы по русскому языку.
4. Использование интернет-ресурсов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
5. Основное программное обеспечение и компьютерные технологии для филологического образования и научно-исследователь-ской деятельности.
Пособие содержит также материалы для уроков элективного курса «Информационнокоммуникационные технологии в изучении русского языка», программу и тематический план.
Инновационная тематика, уникальность авторского союза преподавателей вуза и
школьного учителя делает пособие полезным для широких масс педагогической и ученической общественности. Пособие может стать настольной книгой современного педагога, учебником для его учеников.
Методическое пособие Е.В.Плотниковой, Л.А.Сальниковой, М.В.Фофановой «Компе-тентностные формы промежуточной аттестации» содержит подробное описание опыта организации и проведения в гимназии интегрированного экзамена «Учебный текст»,диагностирующего кроме знаниевого компонента уровень развития информационной и коммуникативной компетентностей учащихся.
Электронный сборник методических и дидактических материалов «Декада русского языка, литературы и истории в гимназии как способ развития информационно-комму-никативной компетенции учащихся и педагогов» отражает трехлетний опыт организации внеурочного пространства гимназии. Предметная декада - это не только традиционное внеучебное мероприятие, преследующее определенные учебные и воспитательные цели,это многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими образовательными задачами, а также подчиненная решению этих задач рационально отстроенная система занятий, конкурсов, игр, олимпиад, тематических клубов и конференций. Участниками декад становятся учащиеся и их родители, педагоги гимназии, представители общественности, творческая интеллигенция города.
Электронное пособие «Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ» содержит описание самого проекта и 12 проектных продуктов, выполненных учащимися старших классов гимназии.
В) Пошаговая рефлексия деятельности участников курсов.
Курс разделен на несколько блоков, каждый из которых завершается рефлексией осуществленной деятельности в разнообразных формах (индивидуальная рефлексия участников , круглый стол... ).
Сотрудничество МАОУ «Гимназия №33» с ПГПУ позволяет участникам модуля получать сертификат о прохождении курсов повышения квалификации в объеме 24часов.
Востребованность данной формы повышения квалификации педагогов и высокая оценка курсов многочисленными участниками (более 80 педагогов Пермского края и Самарской области) позволяет говорить об эффективности вышеописанной формы построения образовательного модуля, направленного на повышение информационно-коммуникатив-ной компетентности учителей общеобразовательных школ. Успешность подобного опыта разработки курсов повышения квалификации для учителей в тесном сотрудничестве гимназии и вуза свидетельствует о перспективности подобного взаимодействия.
Библиографический список
/. Зырянова Е.В., Овчинникова И.Г.,Чу-динова А. Р. Информационно-коммуника-ционные технологии в школьном обучении русскому языку и подготовке к ЕГЭ. М: Флинта, 2010.
2. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года / Нормативные документы Министерства образования РФ. М.,2002.
3. Хуторской A.B. Ключевые компетен-
ции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23 апреля. [Режим доступа]: http://eidos.ru/
journal/2002/0423■ htm
Раздел III. Белогрудова В.П., Мосина М.А. Технология формирования иноязычной.
Раздел III
Технологические аспекты реализации современных требований к качеству образования
ЗДК 37.016:81’243
В.П. Белогрудова,
М.А. Мосина
Технология
формирования
иноязычной
коммуникативной
компетенции
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции в контексте требований ФГОС 2010 г. Описываются и анализируются методы, формы, приемы формирования ИКК. Основной акцент сделан на использовании технологии драматизации,ролевой игры и проектно-ориенти-рованного обучения.
Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, ФГОС, ролевая игра, драматизация, проект.
Согласно новым ФГОС для начального и основного общего образования, основной целью изучения иностранных языков в школе является формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК), т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и меж-культурное общение с носителями языка.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследо-вательской,творческой и других видов деятельности» является одной из приоритетных
© Белогрудова В.П.,Мосина М.А., 2011
задач основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, 2010: 6). В новом стандарте достижение этого результата предусматривается через формирование и развитие универсальных коммуникативных действий, которые в комплексе с другими УУД (личностными, регулятивными и познавательными) выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. В документе говорится, что «коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми (Указ соч.: 41).
Возвращаясь к предметной области «Иностранный язык», подчеркнем, что развитие коммуникативной компетенции в рамках этого предмета выступает как комплексная иноязычная коммуникативная компетенция, включающая в себя:
• речевую компетенцию — развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании , чтении,письме);
• языковую компетенцию — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими), освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;
• социокультурную/ межкультурную компетенцию — приобщение к культуре,традициям, реалиям стран /страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся на разных ее этапах; формирование умения представлять свою