Известия ЮФУ. Технические науки
УДК 80.001.85
ГА. Краснощекова
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ ГРАММАТИКЕ
В данной статье речь идет о формировании грамматического компонента лингвистической компетенции у студентов неязыковых вузов. Важную роль играют информационно-комм^икационные технологии в осуществлении дифференцированного подхода к обучению иностранному языку и, в частности, к обучению грамматики.
Лингвистическая компетенция; дифференцированный подход; грамма; - .
G.A. Krasnoshchekova
ROLE OF INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN REALISATION OF THE DIFFERENTIATED APPROACH TO TRAINING
GRAMMAR
In the given article it is spoken about formation of a grammatical component of the linguistic competence of the students in the technical high schools. The information-communication technologies plays important role in the realization of the differentiated approach to training foreign language and, in particular, grammar training.
Linguistic competence; differentiated approach; grammatical phenomena; information-communication technologies.
Теория дифференцированного подхода к обучению грамматике, выдвинутая Л.В. Щербой и развитая в дальнейшем отечественными методистами, подчинена закономерностям обучения, отбора и методической организации
.
Принцип дифференцированного подхода приобретает особое значение в
- , -, .
Применительно к современному видению проблемы вопрос о необходимости дифференцированного подхода к обучению грамматическим явлениям в прямой зависимости от вида речевой деятельности, в которой они применяются, нашел свое отражение в психологических и методических исследованиях. При обучении чтению и аудированию грамматика выступает и как средство, и как предмет специального обучения. При описании грамматических явлений надо «представлять не столько статистическую языковую систему (парадигматические ряды, классификационные зависимости и т.п.), сколько систему функциональную, и именно в рецептивном плане» [5]. Следует также отметить, что при обучении чтению и аудированию грамматика не только выступает в качестве средства раскрытия отношений и связи слов во фразовом единстве, но является
также «организующим стержнем» самого обучения. Благодаря тому, что системность в грамматике выражена более наглядно и более определенно, чем в лек,
чтению в качестве основы планирования и организации учебного материала.
Грамматическое оформление устного или письменного высказывания также теснейшим образом связано с владением лексикой и зависит от уровня лекси-.
на таких лексических единицах, которыми студенты достаточно свободно владеют.
Методистами рассматривается определенная система средств подкрепления процесса формирования грамматических навыков, а именно:
♦ функциональная ориентация п роцесса формирования навыков, направленная на параллельное усвоение формы вместе с функцией грамматического явления при ведущей роли последней;
♦ условная или реал ьная ситуативность, являющаяся непременным условием формирования речевых навыков, способных к переносу;
♦ условно-речевые упражнения (имитативные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные), принципиально отличающиеся от любого вида тренировочных упражнений, так как они моделируют ситуации реального речевого общения;
♦ квантование правил как способ управления формированием навыков.
В методике преподавания иностранных языков принцип дифференцированного обучения предполагает:
♦ с позиции дидактико-психологического принципа дифференциацию обучаемых в процессе обучения грамматической стороне речи по их индивидуально-личностным характеристикам, выражающим обучаемость
;
♦ в качестве методического принципа дифференциацию на уровне ор-
, , , -щихся в системе упражнений, а также дифференциацию усваиваемого , , -ваемой речевой деятельности;
♦
( - )
( ).
Многие ученые уделяют серьезное внимание дифференцированному подходу в обучении иностранным языкам, так как они видят в нем один из путей повышения эффективности и оптимизации учебного процесса. Основной стратегией обучения выступает личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса обучаемого, учет его способностей, возможностей и склонностей. Это достигается за счет дифференциации и индивидуали-, .
Однако в качестве основного недостатка в современном состоянии методики преподавания английского языка, серьезно влияющим на уровень сформированное™ грамматических навыков, отмечается не в должном объеме разработанный дифференцированный подход к формированию грамматических навыков, отсутствие модели обучения на основе данного подхода, а также слабое внимание к нему со стороны преподавателя.
,
речи с применением дифференцированного подхода важно выделить следующие
:
1. Учебная деятельность студента должна управляться во всех звеньях и компонентах учебного процесса [4].
2. Управление учебно-познавательной деятельностью осуществляется на
,
.
3. Необходимость индивидуализации обучения грамматической стороне речи вытекает из общего положения о том, что любой процесс усвоения знаний сугубо индивидуален, а, значит, он должен быть индивидуализирован. Личностно-ориентированные технологии предполагают учет индивидуальных особенностей каждого студента [3].
4. , том числе и в процессе формирования грамматических навыков, лежит личностно-деятельностный подход.
5. Индивидуально-психологические особенности должны не просто
, .
Г оворя о применении дифференцированного подхода в обучении грамматической стороне речи, необходимо рассмотреть личностно-ориентированную технологию. Учитывая тот факт, что данная технология имеет принципиально важное значение для гуманистического направления в педагогике, считаем ее наиболее перспективной в свете использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Существует мнение о возможной подмене роли преподавателя или его полной замене при компьютеризации образовании. Мы поддерживаем точку зрения Б.С. Гершунского, Е.И. Машбица, Е.С. Полат, Н.Ф. Талызиной и рассматриваем компьютер как средство поддержки профессиональной дея. -, : , - , -тивная, тренировочная, управляющая и контролирующе-корректирующая, одна, . становится актуальным, когда «мы действительно стремимся изменить пара,
к воспитанию и развитию личности студента, основной цели высшего образования - интеллектуальному и нравственному развитию личности» [2].
Гармоничное сочетание традиционной методики и информационнокоммуникационных технологий в учебном процессе позволит спроектировать индивидуальную траекторию занятий с учетом индивидуальных особенностей , , , условия социализации в современной высшей школе. Следовательно, при обучении грамматической стороне речи использование информационнокоммуникационных технологии поможет выделить дополнительное время слабым студентам для практики, осмысления учебного материала, ликвидацию , -
, , креативности в соответствии с целями и задачами обучения, а также с учетом особенностей познавательной деятельности.
-
вопросам программированного контроля, который обеспечивает систематичность проверок знаний (возможность осуществления текущего контроля относительно небольших совокупностей изучаемого материала с достаточно вы) . -
- -ладеть грамматическими умениями и навыками на разном уровне в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей, но при этом этот уровень должен быть не ниже базового. Оценка деятельности студента определяет его усилия, затраченные на овладение этими знаниями, умениями и навыками, и не ведет к «сдерживанию процесса интеллектуального, творческого развития сту-» [1].
Степень усложнения материала при дифференцированном подходе должна определяться содержанием образования, заложенного в программы . . Под усложнением материала мы понимаем углубление и расширение знаний , , передовых педагогических технологий. Такой же подход применяется к организации материала для студентов с различными особенностями психического развития и типологическими чертами характера. При этом распределение часов в таких группах остается одинаковым при различном объеме содержания и требований к отдельным видам речевой деятельности, владению грамматическими и лексическими навыками. Отбор грамматического материала ведется в соответствии с объемом учебного материала данной ступени обучения. Однако, если студенты более сильной группы овладевают этим объемом активно, то для студентов более слабой группы требуется его рецептивное усвоение. На этапе ознакомления и первичного закрепления, тренировки, а также применения используются универсальные компьютерные средства, предназначенные для выполнения целого комплекса функций и решения ряда лингводидактиче-, , функций и решений узких конкретных задач обучения, а также вспомогатель-, -дентам в процессе обучения.
При составлении индивидуальной траектории обучения студентов работа по овладению грамматической стороной речи, как и любым другим аспектом языка или видом речевой деятельности, может быть вынесена за рамки аудиторной системы и реализовываться в рамках факультативов и спецкурсов с использованием всего потенциала информационно-коммуникационных технологий.
В практике неязыковых вузов, где преподавание ведется дифференци-,
только по итогам учебного года, но также в рамках одного семестра по результатам промежуточного контроля, рекомендаций преподавателя и желания студентов. Таким образом, учебный процесс становится более гибким, создаются благоприятные условия для обучения и развития личности студента.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что использование дифференцированного подхода в обучении иностранным языкам призвано повысить мо-
тивацию обучающегося, эффективность учебного процесса, а значит, и его .
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI Века. - М., 1997. - 608 с.
2. Машбиц ЕЛ. Психологические основы управления учебной деятельностью. - Киев, 1987.
3. Пол am Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 1999. - 270 с.
4. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 344 с.
5. . . :
методики. - М.: 1974. - 112 с.
Краснощекова Галина Алексеевна
Технологический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.
E-mail: [email protected].
347900, г. Таганрог, ул. Р. Люксембург 44, кв. 13.
Тел.: 8(8634)31-53-80; 8(8634)613-161.
Кафедра иностранных языков.
.
Krasnoshchekova Galina Alekseevna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.
E-mail: [email protected].
13, sq., 44, R. Lyuksemburg street, Taganrog, 347900, Russia.
Phone: 8(8634)31-53-80; 8(8634)613-161.
Department Chair of foreign languages.
Head of the Department.
658.012.2
..
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
Рассматриваются особенности и различия индустриальной и постинду-. -деляются основные направления социальных инвестиций на предприятии.
; ;
.