Научная статья на тему 'Роль информационно-коммуникационных технологий в формировании межкультурной компетенции студентов'

Роль информационно-коммуникационных технологий в формировании межкультурной компетенции студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1893
402
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / COMPETENCES / INFORMATION AND COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES / INTERCULTURAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беликова Екатерина Олеговна

Предпринята попытка осмысления роли информационно-коммуникативных технологий в педагогическом аспекте. Предлагается интерпретация категорий «инфомационно-коммуникативная технология», «межкультурная компетенция».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль информационно-коммуникационных технологий в формировании межкультурной компетенции студентов»

© Беликова Е.О., 2012

УДК 651 ББК 60.884р30

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ

Е.О. Беликова

Предпринята попытка осмысления роли информационно-коммуникативных технологий в педагогическом аспекте. Предлагается интерпретация категорий «инфомационно-коммуника-тивная технология», «межкультурная компетенция».

Ключевые слова: компетенции, информационно-коммуникативные технологии, межкультурная коммуникация.

Проблема повышения качества российского образования в последние годы получает новый ракурс рассмотрения. В Основных принципах образовательной политики России, определенных в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. [3], подчеркивается, что образовательная политика России учитывает общие тенденции мирового развития. Современная система российского образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности; формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений. В связи с этим особое значение для современного гуманитарного образования в основных образовательных программах имеет межкультурная компетентность, так как всем выпускникам Волгоградского государственного университета предстоит не только осуществлять межкультурную ком-

муникацию в профессиональной сфере, но и решать задачи по формированию и развитию меж-культурной компетентности в своей будущей профессиональной деятельности. Это обусловлено и спецификой Волгоградской области, как пограничного поликультурного и многонационального региона. В условиях тенденций глобализации современное образование призвано решать задачи по воспитанию в том числе и толерантной личности, а также обеспечить готовность выпускников вузов к взаимодействию с другими людьми в процессе обмена культурными ценностями, знаниями, продуктами деятельности.

Межкультурная компетентность будущего специалиста - это способность успешно общаться с представителями других культур. Эта способность может появиться с молодых лет или может быть развита [1]. В структуру меж-культурной компетенции входят:

1. Общекультурологические и культурноспецифические знания.

2. Умения практического общения.

3. Межкультурная психологическая восприимчивость.

Межкультурная компетентность пронизывает все составные части профессиональной компетентности, в структуре которой выделены межкультурные аспекты.

На основе изучения работ по проблеме формирования и развития межкультурной компетентности определена структура межкуль-турной компетентности, которая состоит из

мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностно-поведенческого, аффективного, рефлексивного компонентов. Мотивационноценностный компонент предполагает становление ценностной и социальной готовности к межкультурной коммуникации. Когнитивный компонент представляет собой межкультур-ные знания. Деятельностно-поведенческий компонент включает способности решать задачи межкультурного взаимодействия в своей будущей профессиональной деятельности, овладение универсальными поведенческими образцами проявления межкультурной компетентности. Аффективный компонент предполагает становление «эмоциональной культуры», межкультурную чуткость, отзывчивость, эмпатию, положительное отношение к другим культурам. Рефлексивный компонент включает способность осознавать и пересматривать свой опыт межкультурной коммуникации, стереотипы, предрассудки, осознание поликультурности мира, своей культурной идентичности. В логике компетентностного подхода для формирования и развития определенного вида компетентности необходима деятельность. В решении проблем развития межкультурной компетентности большим потенциалом обладают современные информационные технологии, так как они позволяют построить образовательный процесс как межкультурную деятельность, организация которой может рассматриваться как перспективная среда обучения, формирования и развития межкультурной компетентности студентов [4].

Анализ свойств образовательной среды вузов позволяет подчеркнуть признаки данной среды, наиболее существенные для процесса развития межкультурной компетентности студентов: активность, гибкость, открытость учебной архитектуры, гуманитаризация, дидактическая динамичность, мультимедий-ность, мультикультурность, социальный и коммуникативный характер, и др.

Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов. ИКТ - это сетевые технологии, использующие глобальную сеть Интернет в синхронном и асинхронном режимах времени для развития межкультурной компе-

тентности [2]. Это один из прогрессивных методов обучения студентов. Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку более успешно адаптироваться к происходящим социальным изменениям.

В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором обновления системы образования в соответствии с требованиями современного общества.

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые пси-холого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, С.Л. Рубинштейном, Ю.К. Бабанским, Н.Ф. Талызиной и др. Отечественные и зарубежные исследования по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе убедительно доказывают возможность и целесообразность задействования ИКТ в развитии речи, интеллекта и в целом личности обучающегося (И.Г. Захарова, В.Г. Беспалько, С. Пейперт, Г. К. Селевко и др.); рассматривают психологические аспекты применения компьютера в процессе обучения (Е.И. Виштынец-кий, А.О. Кривошеев, Е. С. Полат и др.), роль и место ИКТ в системе гуманитарного обучения (Б.С. Гершунский, И.Г. Захарова и др.).

Современные ИКТ предоставляют дополнительные возможности для формирования и развития не только языковой и информационной, но и межкультурной компетенций студента. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения включать ИКТ в систему обучения, создавая положительную мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию речевых и неречевых умений и навыков, а также предоставляя свободу выбора форм и средств деятельности. ИКТ принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в преподавании филологических дисциплин, так как способствуют активизации мышления студентов, позволяют работать наиболее продуктивно и усилива-

ют взаимосвязь студента и преподавателя. Их внедрение в учебный процесс обеспечивает:

- систематизацию и интеграцию информационных потоков в образовательном пространстве;

- формирование субъектной позиции студентов на основе освоения ИКТ;

- проектирование и мониторинг личностных достижений студента в освоении общих и профессиональных компетенций. Использование ИКТ в образовательном

процессе рассматривается как целенаправленный процесс компьютерной организации образовательной среды, коммуникации, направленный на более эффективное решение задач развития межкультурной компетентности студентов. Наиболее часто в образовательном процессе используются: электронная почта, дискуссионные группы (телеконференции, Википедии, списки рассылки, веб-форумы), Интернет-конференции, электронные журналы, электронные библиотеки, чаты, служба мгновенной почты, многопользовательские миры, веб-сайты, или Всемирная паутина.

ИКТ являются технологической основой международного информационного обмена, они создают дидактические условия для развития личности, для развития информационной, коммуникативной, межкультурной компетентности. Обучение на основе использования ИКТ развивает аналитическое мышление, интеллектуальные и творческие способности, самостоятельность в конструировании собственных знаний, приводит к формированию нового уровня мышления - общепланетарного, глобального. ИКТ предоставляют возможность построения процесса обучения как «диалога культур», формируют деятельностную основу обучения, они задают социокультурный контекст и контекст будущей профессиональной деятельности. Информационно-коммуникационные технологии образуют межкультур-ное пространство, в котором развиваются эмоции, чувства, личностные качества. Использование ИКТ в образовательном процессе вузов культуры и искусств приводит к развитию всех компонентов межкультурной компетентности. Однако все это может произойти только при методически грамотном и целесообразном использовании ИКТ и при соблюдении комплекса педагогических условий.

Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, анализ общих условий функционирования любой образовательной системы в соответствии с закономерностями и принципами обучения, образовательная практика в вузе, а также сущностные особенности исследуемого феномена позволили нам выделить следующие педагогические условия развития межкультурной компетентности студентов на основе использования информационно-коммуникационных технологий:

- построение образовательного процесса в вузе на основе культурологического и аксиологического подходов и с учетом социокультурного контекста и контекста будущей профессиональной деятельности; методическое обеспечение образовательного процесса модульными программами, направленными на актуализацию деятельности, значимой для развития межкультурной компетентности (содержательный аспект);

- разработка модели педагогических сценариев встраивания информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс вуза для проектирования среды межкультурного общения и деятельности; использование активных методов обучения, новых педагогических технологий в образовательном процессе; подготовленность преподавателей вуза к целенаправленному использованию телекоммуникационных технологий для развития межкультурной компетентности студентов (организационно-технологический аспект);

- реализация идей личностно-деятельностного, конструктивистского подходов; учет индивидуальных особенностей, уровня развития межкультурной компетентности; актуализация субъектного опыта студентов; создание ситуаций успеха в образовательном процессе вуза (личностный аспект).

Использование ИКТ для решения задач

развития межкультурной компетентности будет эффективным, если реализовать культурологический и аксиологический подходы при построении содержания обучения и процесса меж-культурной деятельности в глобальной сети Интернет. Аксиологический подход к развитию

межкультурной компетентности позволит решить проблемы ориентаций студентов в мире ценностей своей и другой культуры, проблемы становления и развития ценностных ориентаций будущего библиотечного специалиста, которые он будет использовать для решения профессиональных задач в условиях межкультур-ного взаимодействия. Механизм присвоения ценностей культур личностью студента можно представить следующим образом: познавательная деятельность студента в глобальной сети Интернет, связанная с его ориентацией в мире ценностей своей и других культур ^ интерио-ризация ценностей культур ^ рефлексия ^ трансформация ценностей культур в мотивы действий личности. В русле культурологического, аксиологического и контекстного подходов определяющим становится диалог. Образовательный процесс предстает как личностное взаимодействие, как диалог, результатом которого является понимание, осознание, сопереживание, открытие миру. Принцип диалога позволяет соединять в мышлении и деятельности людей различные культуры, формы деятельности, поведения, ценностные ориентации. Процесс развития межкультурной компетентности студентов будет эффективным, если будут учтены индивидуальные качества и уровень развития межкультурной компетентности, а также субъектный опыт. Актуализация субъектного опыта на основе рефлексии выступает механизмом развития самосознания студентов, позволяет критически осмысливать имеющиеся ценностные ориентации, стереотипы и предрассудки, перестраивать свою деятельность, общение и свое поведение. Опыт межкультурной деятельности можно приобрести в ситуациях виртуальной межкультурной коммуникации, которые бы требовали оценки, рецензирования, высказывания личного мнения, пересмотра взглядов и стереотипов; ситуации, которые бы стимулировали студентов к обоснованию своей точки зрения, к пробуждению интереса и уважению другой точки зрения, к признанию существования полифоничности мира и множества истин [5].

В ходе обучения на основе использования ИКТ студенты, как показали наблюдения и результаты диагностики, становятся более восприимчивы и открыты новой культуре, способны осознать свои стереотипы и предрассудки и изменить их, они меняют свое неприятие культурных различий на позитивное отношение к ним, улучшается характер взаимоотношений между студентами разных национальностей, происходит возрастание эмпати-ческого и толерантного отношения к другим культурам и народам, возрастает способность осознавать свою культурную идентичность. Использование ИКТ приводит к увеличению объема новых знаний и к развитию критического анализа информации, развивается способность эффективно взаимодействовать в виртуальной и реальной межкультурной коммуникации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грушевицкая, Т. Г Основы межкультурной коммуникации : учеб. для вузов / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин ; под ред. А. П. Садохина. -Электрон. текстовые дан. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352 с. - Режим доступа: http://www.countries.ru /ИЬгагуЛйегсиШтккЙт. - Загл. с экрана.

2. Комарова, И. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования / И. Комарова // Народное образование. - 2006. - №> 2. - С. 157-159.

3. Национальная доктрина образования в

Российской Федерации. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://sinncom.ru/content/reforma

/index5.htm. - Загл. с экрана.

4. Новикова, Л. А. Интернет в межкультурном общении : учеб.-метод. пособие / Л. А. Новикова ; Федер. агентство по образованию, Омск. гос. пед. ун-т. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2006.

5. Новикова, Л. А. Межкультурная компетенция в процессе становления единой глобальной системы образования человека / Л. А. Новикова // Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе : Материалы 6-й межрегиональной межотраслевой науч.-практ. конф. / отв. ред. А. А. Макареня, Н. Н. Суртаева, С. В. Кривых. - СПб. : 2005. - С. 57-58.

E. O. Belikova

Attempt of judgment of a role of information and communicative technologies in pedagogical aspect is undertaken. Interpretation of categories “infomatsionno-communicative technology”, “intercultural competence” is offered.

^y words: competences, information and communicative technologies, intercultural communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.