УДК 371.3 ББК 14.35.09
Раздобарова Марина Николаевна
преподаватель кафедра иностранных языков Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова
г. Саратов Капичникова Ольга Борисовна кандидат педагогических наук, профессор кафедра педагогики
Саратовский государственный университет им .Н.Г. Чернышевского
г. Саратов Razdobarova Marina Nikolaevna Lecturer Chair of Foreign Languages Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov
Saratov
Kapichnikova Olga Borisovna
Candidate of Pedagogics, Professor Chair of Pedagogics Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky
Saratov
Инновации формирования межкультурной коммуникативной
компетенции студентов Educational Innovations of Students' Intercultural Communicative Competence
Formation
Статья посвящена вопросу формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов средствами инновационных педагогических технологий. Рассматриваются сущностные характеристики понятий «новшество», «педагогическая инновация», «инновационный процесс». Представлены методы, способствующие наиболее эффективному формированию межкультурной коммуникативной компетенции студентов.
The article highlights the problem of students' intercultural communicative competence forming with the help of educational innovations. The main essence of such concepts as novelty, pedagogical innovations, innovation process is described. The main methods, making the process of the students' intercultural competence forming more effective are introduced.
Ключевые слова: новшество, инновация, инновационный процесс, инновационные технологии, межкультурная коммуникативная компетенция.
Key words: novelty, innovation, innovation process, innovation technologies, intercultural communicative competence.
В условиях новой парадигмы направленности учебного процесса на формирование, прежде всего, компетентного специалиста, а впоследствии профессионала, способного к эффективной деятельности на уровне мировых стандартов, образование должно носить особый, инновационный характер развития.
Данный вектор развития определяется острой необходимостью в реформировании системы профессионального образования, где наблюдается разрыв между изменившимися условиями жизни и образовательной системой. Основополагающий нормативный документ «Концепция - 2020: развитие образования», призванный решить вопросы становления новой системы образования, также ставит задачи его инновационного развития [1].
Одним из способов модернизации образования является применение современных педагогических технологий в процессе обучения. Это означает, что традиционную технологию профессионального обучения следует дополнить новыми способами, методами взаимодействия преподавателей и студентов, основанными на закономерностях познавательной деятельности и обеспечивающими эффективное достижение результатов обучения.
Применительно к педагогическому процессу инновации стали предметом изучения зарубежных ученых в середине прошлого столетия. Освещением этой проблемы в разные годы занимались Э. Роджерс, М. Барер, В. Браун, К. Пэвитт, У.Уолкер, К. Ангеловски, А. Николс, Дж. Т. Футс и др.
В отечественной литературе сущность инноваций в течение длительного времени рассматривалась в контексте построения оснований научно-технического прогресса. Со временем назрела необходимость в определении сущностных характеристик инновационных процессов во всех сферах человеческой деятельности, включая образование. Самое пристальное внимание к вопросам педагогической инноватики в России ученые начали уделять в 80-е годы ХХ в., когда возникло движение учителей-новаторов (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Н.Н. Дубинин, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др.).
В последние десятилетия проблемами нововведений занимались многие педагоги и психологи, вследствие чего возникли различные направления иссле-
дований инноваций: общие и специфические особенности этой деятельности рассмотрены в работах Ф.Н. Гоноболина, В.И. Загвязинского, В.А. Канн -Калика, А. К. Марковой, Н.Д. Никандрова, Ю.А. Лобейко и др.; основы педагогической инноватики представлены в трудах В.И. Андреева, М.В. Кларина, В.С. Лазарева, В.М. Полонского, С.Д. Полякова, А.И. Пригожина, В.А. Сластенина, Н.Р. Юсуфбековой, А.В. Хуторского и др.; проблемы внедрения в практику достижений педагогической науки исследованы в работах Ю.К. Бабанского, Н.В. Кухарева, М.М. Поташника, М. Н. Скаткина, Л.М. Фридмана и др.
С развитием педагогической инноватики в нашей стране связано наличие противоречия между возросшим спросом на качество образования и неумением педагогов его обеспечить, консерватизмом сферы образования и её недостаточной адаптированностью к изменяющимся потребностям общества. В этой связи возникает острая потребность в осмыслении таких понятий как «нововведение», «инновация», «инновационный процесс».
Термин «инновация» в переводе с латинского означает «обновление, изменение, ввод чего-то нового, введение новизны». Словарь иностранных слов даёт следующее определение этого понятия: «инновация- деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменения системы из одного состояния в другое.»[8, с.364].
Под педагогическими инновациями чаще всего подразумевается процесс обновления, реформирования образования, системное изменение определенного педагогического объекта (школа, учебное занятие, курс, программа, методика и т.д.), как отбор наиболее приемлемого и наиболее приспособленного (адаптированного) к современным условиям [2,4].
Педагогические инновации также определяются как нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса [4, 7]. Некоторые исследователи отмечают, что категория новизны не всегда характеризует термин «нововведение». Основным
понятием здесь является улучшение чего-либо в современной ситуации, становление более передовым и актуальным [5].
Изучению структуры инновационных процессов посвящены работы таких учёных как Н.И. Лапин, Б.В. Сазонов, А.И. Пригожин, В.С. Толстой, А.Г. Кругликов, А.С. Ахнезер, Н.П. Степанов и др. Авторы рассматривают сущность инновационных процессов на микроуровне ( предметно- феноменологической или предметно- технологической на уровне индивидуального новшества) и макроуровне (взаимодействие отдельных нововведений). В первом случае рассматривается структура инновационного процесса, его составляющие, например, некое новшество, превращаемое в жизнь. Второй подход анализирует взаимодействие нововведений, их сочетаемость и последовательность.
В контексте данной статьи представляет значительный интерес мысль авторов о структуре инновационного процесса. Ученые отмечают, что на любом из уровней новшество проходит следующие этапы: зарождение новой идеи, изобретения (создание новшества), нововведение (реализация полученного новшества на практике), самостоятельное существование новшества (его масштабное внедрение), «господство» новшества в той или иной области, замена новшества более эффективным новым продуктом.
Таким образом, нововведение можно также охарактеризовать как динамическую систему, которой присущи, во-первых, внутренняя логика - инновационный процесс, во-вторых, поэтапное развитие в процессе её взаимодействия с окружающей средой - жизненный цикл.
Рассмотрев сущность нововведений и инновационного процесса как способа достижения основного результата - создание и использование новшеств, перейдём к анализу содержания и классификации инноваций.
Так как предметом исследования являются инновации формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов, то особый интерес представляют инновации, связанные с внесением изменений в цели, содержание, методы и технологии их обучения. К ним относятся, прежде всего, инновационные образовательные технологии, а именно, применение инфокоммуни-
кационных технологий и современные педагогические технологии. Рассмотрим подробнее данные инновации.
В контексте данного вопроса значительный интерес вызывают инновации на технологическом уровне, связанные с изменениями в образовательном процессе, направленные на решение актуальных педагогических проблем, не решаемых старыми средствами (М.Н. Гуслова, А.П.Панфилова,Т.В. Хасия). В логике компетентностного подхода с целью развития межкультурной компетентности наиболее актуальным является включение инновационных методов на основе современных информационных технологий, позволяющих построить образовательный процесс как межкультурную деятельность, организация которой может выступать в качестве перспективной среды обучения, формирования и развития межкультурной коммуникативной компетентности студентов. В рамках проводимого исследования наибольшую привлекательность представляет определение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Л.А. Новиковой: это сетевые технологии, использующие глобальную сеть Интернет в синхронном и асинхронном режимах времени. То есть использование ИКТ в образовательном процессе можно представить как процесс компьютерной организации образовательной среды, направленный на более оптимальное достижение целей развития межкультурной коммуникации [6].
В настоящее время все больше внимания уделяется разработке виртуальных образовательных сред для высших учебных заведений. Разрабатываются все новые программные оболочки, ориентированные на то, чтобы стать основой подобных средств в различных учебных заведениях.
Важную роль виртуальная образовательная среда играет и в неязыковом вузе, а точнее один из её компонентов- виртуальная мультимедийная среда обучения, которая может быть эффективно реализована для формирования межкультурной коммуникации.
Основными модулями локальной разновидности такой среды в современном университете могут стать следующие: виртуальная медиатека с мультимедийными курсами обучения межкультурной коммуникации; виртуальная фоно-
тека с аутентичными аудиоматериалами на изучаемых языках; виртуальная ви-деотека, содержащая художественные, документальные, мультипликационные фильмы стран изучаемого языка и учебные фильмы в формате DVD; виртуальная библиотека электронных учебных пособий и проектов; виртуальная библиотека электронных портфолио студентов. Формированию межкультурной коммуникативной компетенции у студентов высших образовательных учреждений также способствует применение ресурсов сети Интернет на занятиях. Можно выделить несколько форм организации занятий с использованием ин-фокоммуникационных технологий:
1. Экскурсии по сайтам www-серверов (например, галереи художественных музеев мира при изучении темы «Искусство»); включение аутентичных материалов сети (текстовых, звуковых) в содержание занятия. Все Интернет-ресурсы, применяемые для формирования и развития межкультурной компетенции студентов, можно классифицировать по следующим категориям:
- электронные энциклопедии и справочники ("Wikipedia", "Britannica"), включающие в себя информацию общекультурного характера;
- официальные порталы учебных и правительственных учреждений (например, сайты университетов, известных во всём мире, - Оксфорда, Кембриджа, Гарварда), порталы королевской семьи Великобритании, библиотеки Сената, которые дают возможность ознакомиться с аутентичным страноведческим материалом;
- электронные версии средств массовой информации (сайты газет, телевизионных и радио каналов), которые являются источником как деловой, так и научной информации, охватывающей широкий круг проблем, волнующих общество на современном этапе.
2. Видео-, телеконференции, позволяющие представить своё мнение по определённой теме, узнать точку зрения сверстников из различных стран мира.
3. Чаты, используемые в основном для получения информации о мнении представителей различных стран мира по обсуждаемой проблеме за короткий промежуток времени.
4. Проектные занятия. Студенты под руководством преподавателя создают электронные проекты, которые, как правило, представляют собой презентации в программе Power Point по проблемам межкультурной коммуникации на английском языке. К примеру, у студентов первых курсов вызывает значительный интерес работа над проектами, направленными на изучение других культур («Шок в процессе освоения чужой культуры», «Англоязычный мир и его культурные особенности»).
5. Фрагментарное включение Интернет- ресурсов в структуру занятия.
Достаточно часто в процессе обучения также используются: электронная
почта, дискуссионные группы (Википедии, веб-форумы), многопользовательские миры.
Обучение на основе применения ИКТ развивает аналитическое мышление, интеллектуальные и творческие способности, формирует способность самостоятельно находить и анализировать нужную информацию, выводит мышление на новый, глобальный, уровень, что в значительной мере способствует формированию межкультурной компетенции студентов. С помощью ИКТ образовательный процесс может осуществляться в русле «диалога культур», вследствие чего образуется межкультурное пространство, в котором развиваются эмоции, чувства, личностные качества и происходит переосмысление роли и места своей культуры. А.А. Леонтьев считает, что «чужая культура усваивается только в процессе какой- либо деятельности: учебной, практической или любой другой... происходит осознание усваиваемых фрагментов чужой культуры, «переформулирование» чужой культуры в терминах своего лингвокультурного опыта. Таким же образом познается не только чужая культура, но и ранее неизвестные фрагменты своей культуры»[3, с. 17]. В этом отношении материалы, взятые из сети Интернет стимулируют диалогическое взаимодействие между обучаемыми, усвоение различных диалогических структур. Создание ситуаций,
максимально приближенных к естественным (реализация принципа аутентичности общения),- один из способов заинтересовать студентов, стимулировать изучение материала, активизировать знания типических особенностей диалогического общения, выработать адекватное поведение.
Таким образом, можно сказать, что использование инновационных методов на основе ИКТ приводит не только к тому, что человек начинает овладевать новыми колоссальными объемами информации, но и к тому, что они коренным образом меняют социальный, культурный статус и способствуют формированию межкультурной коммуникативной компетенции студентов.
Библиографический список
Балыхин Г.А. Федеральная целевая программа развития образования: новаторские решения на перспективу.// Профессиональное образование, 2006.-№4.
Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ заруб. опыта)/ М.В. Кларин.- Рига: НПЦ «Эксперимент», 1998.- 180 с.
Леонтьев А.А. Национально-культурная специфика речевого поведе-ния./А.А. Леонтьев.М.: Наука.-1977.-352 с.
Ляудис, В.Я. Инновационное обучение и наука/ В.Я. Ляудис.- М.: РАН ИНИОН, 1992.- 50 с.
Мельникова Н. Готовим педагога-инноватора: (Из опыта работы Московского областного колледжа по подготовке педагогов-исследователей, г. Серпухов)/ Н.Мельникова, Н.Морева// Народное образование.-1996.- №4-5.-с. 56-58.
Новикова Л.А. Интернет как среда межкультурного общения в образовательном процессе вуза./ Л.А. Новикова.// Омский научный вестник. -Омск.- 2006.- №5.- с. 167-170.
Полонский, В.М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образовании./ В.М. Полонский.- 2007.- № 3. Словарь иностранных слов. М: Дрофа. 2009.-832 с.
Bibliography
1. Balykhin, G. A. Federal Target Program of Educational Development: Innovative Decisions for Future // Professional Education. - 2006. - №4.
2. Dictionary of Foreign Words. - М.: Drofa, 2009. - 832 p.
3. Klarin, M.V. Innovations in World Pedagogics: Training on the Basis of Research, Games and Discussions (Analysis of Foreign Experience) / M. V. Klarin. - Riga: SPC "Experiment", 1998. - 180 p.
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
4. Leontyev, A.A. National and Cultural Specifics of Speech Habits / A.A. Leontyev. - M.: Science, 1977. - 352 p.
5. Lyaudis, V. Ya. Innovative Training and Science / V. Ya. Lyaudis. - M.: The Russian Academy of Sciences INION, 1992. - 50 p.
6. Melnikova, N. We Train Teacher and Innovator: (From the Experience of the Moscow Regional College of Research Teachers' Training, Serpukhov) / N. Melnikova, N. Moreva // National Education. - 1996. - No. 4-5. - P. 56-58.
7. Novikova, L.A. The Internet As the Environment of Intercultural Communication in Educational Process of Higher Educational Establishment / L.A. Novikova // Omsk Scientific Collection. - Omsk. - 2006. - No. 5. - P. 167170.
8. Polonsky, V.M. Innovations in Education (Methodological Analysis) // Innovations in Education / V. M. Polonsky. - 2007. - No. 3.