Научная статья на тему 'Роль и значение вспомогательных форм политического контроля в Советской России в 1917-1922 гг'

Роль и значение вспомогательных форм политического контроля в Советской России в 1917-1922 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
317
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АГЕНТУРА / ПЕРЛЮСТРАЦИЯ / НАРУЖНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ КОМИССИЯ / POLITICAL CONTROL / STATE SECURITY / AGENCY / PERLUSTRATION / EXTERNAL SUPERVISION / EXTRAORDINARY COMMISSION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Майшев Сергей Евгеньевич

В статье освещаются вопросы осуществления вспомогательных форм политического контроля, таких как перлюстрация и наружное наблюдение органами государственной безопасности Советской России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role and value of auxiliary forms of political control in the Soviet Russia in 1917-1922

In article questions of implementation of auxiliary forms of political control, such as perlustration and external supervision by the state security agencies of the Soviet Russia are taken up.

Текст научной работы на тему «Роль и значение вспомогательных форм политического контроля в Советской России в 1917-1922 гг»

Так же схожие функции выполняла Центральная Контрольная Комиссия ЦК РКП (б). Не случайно в 1923 г. произошло их слияние, так как через аппарат РКИ осуществлялся прямой контроль над администрацией.

Что же касается органов ВЧК, то данная проблема решалась путем широкого обращения к опыту вчерашних противников - Департамента полиции. Это проявлялось в заимствовании наработок в области работы с агентурной сетью, принятии на вооружение инструкций Департамента, привлечении его бывших кадров. Тем самым устанавливалась преемственность с политическим сыском Российской Империи не только конца XIX- начала XX вв., осуществлялась эволюция всей системы политического контроля, начиная с XVIII в.

3. Демократические начала, на основе которых формировалось Советское государство, были в условиях крайне нестабильного внутриполитического положения крайне сужены и в значительной степени деформированы. Это не только не соответствовало ранее выработанным взглядам партии на характер социалистического государства, но и находилось с ними в противоречии.

Широкий спектр полномочий органов политического сыска и неограниченные возможности подавления инакомыслия, еще объяснимые условиями войны, по ее окончании были несовместимы с принципом контроля народа за действиями власти. Следствием являлось нарушение законности органами ВЧК-ГПУ, неуважение прав и свобод граждан.

Таким образом, система политического контроля Советского государства соответствовала внутриполитическому курсу и развитию политического строя в условиях гражданской войны и нестабильности молодого государства. Кроме того, негативные тенденции в развитии органов политического сыска, еще

объяснимые данными факторами, были сохранены и с наступлением мира. С другой стороны, стремление рассматривать проблемы теоретического базиса системы политического контроля как можно объективнее заставляет нас признать, что, не смотря на определенные трудности, государство сумело построить ту систему контроля, которая адекватно отвечала его требованиям и обладала возможностью охранять интересы государственной безопасности с достаточно большой степенью эффективности.

Главная заслуга в подобном положении вещей принадлежит в первую очередь правительству Советской России, которое смогло привести теоретические основы контроля в соответствии с реалиями развития страны. Но поскольку история политического контроля и политического сыска показывает определенную цикличность их эволюции, то в конце 1980-х гг. как бы отразится ситуация 1917 г., когда данные институты не смогли спасти государство, их породившие.

Примечания:

1. Рассказов Л.П. ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД в механизме формирования и функционирования политической системы советского общества: 1917-1941.: дис...док. ист. наук. - СПб.,1994.

2. Ленин В.И. ПСС. - Т. 33.-91 с.

3. Ленин В.И.- ПСС.-Т.40.-117 с.

4. Ленин В.И. - ПСС. - Т.39. - 133-114 с.

5. Петров М.Н. Формирование и деятельность органов ВЧК-ГПУ. 1917 - сер.1920-х гг.: на материалах Северо-Запада России: автореф. дис.док. ист. наук. - СПб.,1995. - 16 с.

6. Девятов C.B. Единовластие в России. Возникновение и становление (1922-1927 гг.) / C.B. Девятов - М., 2000. - 158 с.

7. Олех Г.Л. Кровные узы РКП (б) и ЧК-ГПУ в первой половине 1920-х годов. Механизм взаимоотношений / Г.Л. Олех - Новосибирск, 1999.

8. Петров М.Н. Формирование и деятельность органов ВЧК-ГПУ. 1917 - сер.1920-х гг.: на материалах Северо-Запада России: автореф. дис.док. ист. наук. - СПб.,1995. - 16 с.

9. Там же.

IN

4L

! st

■ Он

I

е

63

ROLE AND VALUE OF AUXILIARY FORMS OF POLITICAL CONTROL IN THE SOVIET RUSSIA IN 1917-1922 Mayshev Sergey Evgenyevich, PhDofHistorical sciences, Associate Professor, Chair ofCivil and Criminal Law, branch ofRussian State Social University, Pyatigorsk E-mail: [email protected]

In article questions of implementation of auxiliary forms of political control, such asperlustration and external supervision by the state security agencies of the Soviet Russia are taken up.

Keywords: political control; state security; agency; perlustration; external supervision; Extraordinary commission.

РОЛЬ ИЗНА ЧЕНИЕ ВСПОМОГА ТЕЛЬНЫХФОРМ УДК 930

ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ В 1917-1922 гг.

В статье освещаются вопросы осуществления вспомогательныхформ полити- © Майшев С.Е., 2014 ческого контроля, такихкакперлюстрация и наружное наблюдение органами государственной безопасности Советской России.

Г\

Ш&М

Ключевые слова: политический контроль; государственная безопасность; агентура; перлюстрация; наружное наблюдение; Чрезвычайная комиссия.

[Г—_

□Н

64

МАЙШЕВ Сергей Евгеньевич, кандидат исторических наук, доцент, кафедра Гоажданского и уголовного права, филиал Российского государственного университета, Пятигорск [email protected]

Масштабы политического контроля в Советской России резко превосходили аналогичные формы до 1917 г., что, на наш взгляд, привело к определенному смещению акцентов в деятельности органов государственной безопасности. Охватить довольно большой круг объектов контроля только лишь секретными осведомителями было достаточно трудно, что обусловило возрастание значение вспомогательных средств политического контроля, таких как перлюстрация и наружное наблюдение.

Однако полный охват всех объектов политического контроля был возможен лишь при включении в его систему представителей различных категорий населения в качестве вспомогательной агентуры. В этой связи, руководство партии всячески способствовало подчинению задачам контроля как государственных институтов, так и саму основу политического строя - Коммунистическую партию. Анализ документов показывает, что члены партии должны были стать активными помощниками политического сыска. II Всероссийская конференция ЧК, проходившая 25-28 ноября 1918 г., в одной из резолюций отмечала: "принимая ... во внимание необходимость иметь сведения из густонаселенных волостей, конференция постановляет поручить уездчрезкомам для этой работы в селах и деревнях заручиться надежными партийными товарищами, которые бы давали сведения о ... агитации кулаков и буржуазии среди беднейшего населения" [1, С. 63].

Еще более прямо настаивало на сотрудничестве в плане постановки информации между органами ЧК и членами партии циркулярное письмо ВЧК от 14 октября 1919 г. "О поддержке коммунистами органов ЧК в их работе". В нем говорилось: "Результаты ЧК могли быть еще гораздо ощутительнее, если бы со стороны партийных товарищей с самого начала было бы другое отношение к ним. Чрезвычайные комиссии одни не в силах усмотреть за всем контрреволюционным элементом. Здесь должен каждый коммунист приложить свои силы, дабы везде - на улицах и площадях, в базарах и хвостах, на фабриках и заводах - были свои уши и свои глаза. Вы, товарищи, должны на это обратить внимание всех членов партии и сочувствующих, и обязать их осведомлять ЧК о всем, что ими замечено контрреволюционного" [2].

Еще более категоричным являлся приказ ВЧК № 50 от 10 марта 1920 г. "О содействии армейских коммунистов Особотделам", излагавший циркулярное письмо ЦК РКП(б) от 2 марта того же года. В нем отмечалось, что"... Для более быстрого и радикального уничтожения контрреволюции в данной области ЦК,..., вменяет в обязанность всем комиссарам и коммунистам, работающим в армии, быть постоянными осведомителями Особотделов" [3]. Данный приказ ЦК партии ВЧК еще более конкретизировало, напомнив Особым отделам, что "альфой и омегой нашей работы является информация". Следовательно, ".а) каждый коммунист .обязан прислушиваться к ведущимся вокруг него разговорам, сообщая подозрительное Особому отделу; б) на месте своей службы каждый коммунист должен наблюдать за подозрительными лицами, информируя Особый отдел; в) каждый коммунист обязан доставлять Особому отделу сведения об общем настроении учереждения, или части войск, где он служит; г) ни один коммунист не имеет права отказаться от поручения

познакомиться с той или иной личностью по указанию Особотдела, ходить в указанный дом и сообщать, что там говорилось" [4, С. 72]. В июле 1920 г. Президиум ВЧК обратился в ЦК с просьбой обязать быть осведомителями транспортных отделов ЧК в частности и ВЧК вообще всех коммунистов, работающих в транспорте.

Поскольку данные приказы обязывали тысячи коммунистов быть информаторами политического сыска, то руководство ими предлагалось следующее: "Сбор сведений от членов РКП надлежит производить как с общим кадром осведомителей, т. е., сохраняя тайну поручения, и организуя приемы на конспиративных квартирах" [5, С. 72].

Однако, учитывая отсутствие специальных навыков, инструкция Секретного отдела ВЧК от 11 июня 1921 г. закрепила следующую установку: "использование коммунистов-осведомителей для слежки или технических агентурных целей недопустимо, т. к. это, безусловно, приведет к провалу дела" [6, С. 72].

Таким образом, коммунисты-информаторы не попадали под классификацию агентуры, введенной приказом ГПУ № 291 от 14 ноября 1922 г. Следовательно, на наш взгляд, они представляли собой вспомогательных информаторов, обязанных сотрудничать с органами политического сыска в силу партийной дисциплины. Значение их информации представляется как одно из средств освещения объектов политического контроля с целью проверки информации, поступающей из других источников.

Тенденция подозрительности по отношению к населению диктовала необходимость усиления и развития не только кадров секретной агентуры и вспомогательных информаторов, но и традиционных форм политического сыска: наружного наблюдения и перлюстрации.

Вопросы организации наружного наблюдения регулировала Инструкция об организации и работе местных органов ЧК от 15 февраля 1920 г., особенно в части "Организация Секретно-Оперативного отдела ГубЧК" [7]. Ее анализ во многом выдает генетическое родство с формами и методами политического сыска Российской Империи.

В его задачу входило установление надзора за лицами и организациями, указанными осведомителями. Рекомендовалось устанавливать через филеров их личность, образ действий, адреса, связи с другими лицами и организациями. Руководитель филерской службы должен был работать вне помещения ЧК, но поддерживать с ней постоянную связь. Аген-

ты наружного наблюдения, ему подчиняющиеся, должны были быть разбиты на группы, и помещаться на секретных квартирах. Предписывалось для создания благоприятных условий деятельности филеров создавать соответствующий хозяйственный аппарат с парикмахерской и гардеробом. Тем самым прослеживается очевидная связь с организацией службы наружного наблюдения Департамента полиции, вплоть до рекомендации привлекать женщин к данной работе [8].

Что же касается перлюстрации, то следует отметить, что перлюстрационная деятельность практически без изменений перешла в качестве формы политического контроля в политический сыск Советской России. В декабре 1918 г. в Московском военно-почтово-теле-графном контрольном бюро из 119 работников 47,9% начинали службу в перлюстрации до ноября 1917 г., в том числе в отделе учета 100%. Иностранными языками владело 91,6% сотрудников. Более 20 сотрудников владели каждый от 4 до 7 языков [9, С. 54].

Тем самым, профессионалы перлюстрации перешли в новое ведомство, что лишь подчеркивает значимость политического контроля для государства, готовность ради получения адекватной объективной информации поступиться в определенной мере идеологическими постулатами.

К примеру, 22 июня 1918 г. из Управления делами Совета Народных Комиссаров Управлению военного контроля, осуществлявшего перлюстрацию до 1920 г., поступил следующий документ:"... имею честь по поручению Председателя Совета Народных Комиссаров Владимира Ильича Ульянова просить Вас энергично продолжать Вашу деятельность по содействию в борьбе со спекуляцией, шпионажем и контрреволюцией и доставлять соответствующие сведения секретными пакетами на мое имя, а также широко информировать и завязать отношения с Всероссийской Чрезвычайной Комиссией. Секретарь Совета Народных Комиссаров Н. Горбунов" [10, С. 45].

Таким образом, отрицание и возмущение перлюстрацией, господствовавшее в обществе, в том числе и в партии большевиков до 1917 г., в 1918 г. повернулось на 180 градусов. Ее признание во многом обуславливалось тем, что перлюстрация регулярно имела в своем распоряжении значительное количество довольно беспристрастных данных, получаемых из просматриваемой корреспонденции. Позволяя представлять общее мнение по самым разнообразным вопросам, перлюстрация оказа-

1 4

■ Ом

I

Ё

65

IP—

о

I-

o

X

IF— О r r

CD I-

o

CD

CD I-

o 66

лась действенным каналом политического контроля.

Несмотря на то, что речь идет о Советской России, вполне уместно привести высказывание А.Х. Бенкендорфа, которое в чем-то объясняет актуальность ее существования, вне зависимости от идеологических доктрин: "перлюстрация - это есть одно из главнейших средств к открытию истины: представляя, таким образом, способ к пресечению зла в самом его начале, она служит также указателем мнений и образа мыслей публики о современных происшествиях и разных правительственных мерах и распоряжениях" [11 ].

В силу этого, подобная деятельность в Советской России активно поощрялась, более того, повсеместно увеличивалась. Как уже отмечалось, только в Москве перлюстрацией занималось 119 человек, тогда как до 1917 г. данную деятельность осуществляло 43 человека по всей России. Тем не менее, подобная активность во многом объясняется своей производ-ностью от политики государства, поскольку оно определяет формы и методы политического контроля, его цели и задачи.

Таким образом, довольно значимые масштабы политического контроля привели к активным попыткам превратить население, особенно членов партии, в вспомогательных информаторов органов ВЧК-ГПУ. В этой связи специальные средства осуществления политического контроля являлись его своеобразной сердцевиной, сочетаясь с различными источниками поступления сведений. Наряду с актив-

ной деятельностью по созданию агентурной сети органы ВЧК-ГПУ применяли, по аналогии с Департаментом, методы наружного наблюдения и перлюстрации в целях перекрестной проверки тех или иных данных и получения разнообразной информации. При этом данные каналы получения сведений были заимствованы из опыта Департамента полиции напрямую, вплоть до совпадений в инструкциях и кадрового состава, особенно в деятельности перлюстрации.

В итоге подобная система политического контроля позволяла эффективно обеспечивать государственную безопасность при несоизмеримо больших, нежели в Российской Империи, масштабах контроля.

Примечания:

1. Измозик B.C. Глаза и уши режима. Государственный политический контроль за населением Советской России в 1918— 1928 гг. / B.C. Измозик - СПб.,1995. - 63 с.

2. ГА РФ.- Ф. Р-9401. - Оп. 2. - Д. 511.

3. ГА РФ.- Ф. Р-9401.- Оп. 2. - Д. 513.

4. Измозик B.C. Глаза и уши режима. Государственный политический контроль за населением Советской России в 19181928 гг. / B.C. Измозик - СПб.,1995. - 72 с.

5. Там же.

6. Там же.

7. ГА РФ.- Ф. Р-9401.- Оп.2. - Д.513.

8. ГА РФ.- Ф. Р-9401.- Оп.2.- Д.511.

9. Измозик B.C. Глаза и уши режима. Государственный политический контроль за населением Советской России в 19181928 гг. / B.C. Измозик - СПб.,1995. - 54 с.

10. Там же. - 45 с.

11. ГАРФ. - Ф.109. Оп.2.- Д.75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.