ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
ГАСАНОВМ.А.
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОТРАСЛЕВОГО РЕСУРСА В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
В работе рассмотрены вопросы формирования и перспективы развития инфраструктуры с учетом использования отраслевого ресурса. При этом основное внимание уделено организационно-управленческим проблемам устойчивого развития экономики региона. Приводится анализ функционирования видов инфраструктурного комплекса Республики Дагестан. Исследованы приоритеты и особенности структурных преобразований в данной сфере экономики региона.
ИАБАКОУ М.А.
ROLE AND IMPORTANCE OF SECTOR IN SUSTAINABLE REGIONAL
ECONOMIC DEVELOPMENT
The paper discusses the issues of formation and development prospects of infrastructure with regard to the use of industry resources. The main attention is paid to organizational and managerial issues of sustainable economic development in the region. The analysis of the functioning of a complex infrastructure of the Republic of Dagestan. Investigated the priorities and characteristics of the structural changes the economy of the region.
Ключевые слова: рациональная структура, перспективы развития, значение отраслевого ресурса; расширение спектра услуг, системы управления, ключевые приоритеты устойчивого развития.
Keywords: rational structure, development prospects, the value of the resource industry, expanding the range of services, control systems, Klyucharev chevye sustainable development priorities.
B современных условиях инфраструктурная проблема является одной из приоритетных в числе макроэкономических вопросов и сферой региональных интересов. В условиях модернизации гражданского общества, перехода экономики в фазу роста, усиления интеграционных процессов возрастает роль производственной инфраструктуры, комплексного развития с учетом геоэкономического потенциала и взаимодействия подотраслей инфраструктуры, а также во взаимосвязи с другими составляющими экономики региона.
Развитие отраслей экономики приводит к увеличению спроса на все виды инфраструктурных услуг, а это способствует развитию всей инфраструктуры. Предприятия Дагестана могут устойчиво функционировать только при условии своевременной и сохранной доставки продукции с учетом использования от-
раслевого ресурса. Для республики, учитывая ее геоэкономическое положение, развитие всех видов производственной инфраструктуры - это не только экономическая задача, а прежде всего, задача обеспечения единства СевероКавказского федерального округа и страны.
Учитывая важное значение геоинфраструктурного потенциала в сфере функционирования и развития отраслей инфраструктуры, широкомасштабной и непротиворечивой целью её развития является формирование комплексной инфраструктурной системы региона, которая обеспечивала бы потребности общества качественными и конкурентоспособными услугами при минимизации нагрузки на окружающую среду.
Предлагаемая система может обеспечить максимальную коммуникационную способность гражданского общества. Достичь этого можно только при активной пропускной способности инфраструктурных сетей и максимальной провозной способности инфраструктурных средств всех его видов. Ни один из видов производственной инфраструктуры самостоятельно с этой стратегической проблемой не справится. Нужен комплексный подход с учетом геоэкономического ресурса к решению проблемы. Такая цель развития экономики отраслей инфраструктуры сформулирована впервые и удовлетворяет потребности всего общества, а не отдельных групп, представляющих интересы определенного вида инфраструктуры.
Рассмотрим концептуальную комплексную схему построения как организацию системной формы взаимодействия всех видов производственной инфраструктуры, наиболее эффективное использование геоэкономического и отраслевого ресурса за счет совместных инфраструктурных операций с наиболее рациональными вариантами структурно-поточных схем направления, обеспечивая качества инфраструктурных услуг. Основная особенность построения системы заключается в том, что она не стремится к монополизации, давая возможность развивать каждому виду производственной инфраструктуры свое поле деятельности в инфраструктурном комплексе региона.
В числе новых подходов особо следует выделить такие направления, которые фактически являются основным стержнем формирования стратегии развития отрасли инфраструктуры в новых экономических условиях на значительный период с учетом многопланарности региональной производственной инфраструктуры и стремления эффективного использования всех имеющихся ресурсов страны и ее регионов.
Одним из первоочередных направлений развития инфраструктуры является рациональная структурная организация отрасли, которая обеспечивала бы единство ее управления, координации и регулирования всех составных факторов, то есть определение такого структурного построения отрасли, которое позволяет с наименьшими затратами формировать рынок инфраструктурных услуг с учетом геоэкономического потенциала. Место производственной инфраструктуры в экономике региона можно представить следующим образом (см. рис. 1).
В современных условиях принципиально новой проблемой развития отрасли является формирование модели рынка сферы услуг на основе инфра-
структурного баланса. Следующим принципиально новым для отрасли концептуальным направлением развития является рациональное взаимодействие всех видов производственной инфраструктуры с целью использования преимущества того или иного вида, обеспечивая комплексное обслуживание отраслей экономики региона. Новым направлением для отрасли также является выработка характеристик и технологий, направленных на формирование высокого качества инфраструктурных услуг с использованием геоинфраструктурного ресурса, определяющего их конкурентоспособность, а также обеспечение минимизации нагрузки на окружающую среду от хозяйственной деятельности.
Рис. 1. Место производственной инфраструктуры в экономике региона
Вместе с тем необходимо осуществление принципиально нового подхода к безопасности инфраструктурной деятельности как интегральной характеристики, оценивающей все составляющие её компоненты. Новые организации и техническая программа должны быть использованы при построении интегральной геоинформационной системы и ресурса для отрасли в целом, обеспечивающих единство представления и восприятия всей информации о функцио-
нировании производственной инфраструктуры, что в настоящее время практически отсутствует.
Таким образом, отмеченные принципиально новые направления для развития региональной отрасли инфраструктуры с учетом геоэкономического потенциала требуют максимальной концентрации усилий на решении новых фундаментальных проблем. В первую очередь, реализация научно обоснованной стратегии развития инфраструктурных отраслей требует проведения комплекса исследований в виде программы фундаментальных и поисковых работ, которые позволяют им занимать лидирующие позиции в мировом и всероссийском пространстве инфраструктурных услуг.
Приоритетной задачей государственной политики в области производственной и социальной инфраструктуры становится создание и развитие рациональной инфраструктуры, позволяющей решать задачи повышения конкурентоспособности региональной экономики и качества жизни населения, удовлетворения растущих потребностей экономики и населения в инфраструктурных услугах региона, соответствующих мировому уровню качества в условиях огромного дефицита отечественных инфраструктурных ресурсов.
В отраслях экономики инфраструктуры региона это связано с разрешением сложной и важной проблемы взаимодействия различных отраслей производственной сферы. В данном случае необходима совокупность правовых и законодательных норм по определенному кругу взаимных отношений, образующих «институт согласия» между всеми видами инфраструктуры, участвующими в производственном процессе. Это позволит более рационально использовать перевозочную способность инфраструктурных средств и повысить качество представляемых услуг с учетом геоэкономического потенциала.
Одной из первоочередных проблем направленного устойчивого развития отрасли является поиск научно-обоснованной структурной организации рационального построения системы управления отраслью - это сложнейшая фундаментальная проблема теории организации больших систем. При этом необходимо пользоваться принципом обеспечения рационального взаимодействия различных видов производственной инфраструктуры с использованием геоэкономического потенциала.
В настоящее время формируются принципиально новые положения общей теории безопасности отраслевых инфраструктурных систем, позволяющие определять интегральные критерии оценки обобщенной безопасности, включающие в себя все составляющие факторы, определяющие функционирование инфраструктуры (экономические, технологические, экологические, эргономические), то есть определяющие качество инфраструктурных услуг. Это направление также должно быть выделено в стратегии. Научно обоснованная организация инфраструктурных направлений, использование их в интересах государства позволит принципиально изменить эффективность работы геоинфраструктурного ресурса страны и ее регионов.
Из этого следует, что формирование качественного и конкурентоспособного рынка производственных услуг, полностью удовлетворяющего потребностям общества при условии минимизации нагрузки на окружающую среду,
также является генеральным стратегическим направлением развития и повышения эффективной деятельности отрасли.
Известно, что качество услуг обеспечивается необходимыми постоянными целенаправленными комплексными исследованиями по разработке новых технологий, по внедрению инноваций. Поэтому направленное развитие инфраструктурного комплекса экономики страны, СКФО и республики с использованием геоэкономического потенциала требует опережающего проведения широкомасштабных исследований для решения крупных научно-практических проблем, фактически определяющих успех в достижении цели - формировании и эффективном функционировании отраслей инфраструктуры. Именно поэтому Россия и её регионы определили в числе шести гражданских приоритетов государственной научной политики производственные системы инфраструктуры.
На современном этапе для формирования таких систем необходимо предварительно определить их перспективный и прогнозный облик (инфраструктурные и геоэкономические ресурсы, грузо- и пассажиропотоки и т.д.) на имитационных моделях с учетом внешних и внутренних условий функционирования отрасли, а также принципов и приоритетов развития региональной и отечественной экономики в целом. Для этого необходима специализированная государственная комплексная программа фундаментальных и прикладных исследований в интересах развития инфраструктурного комплекса страны, СКФО и РД, позволяющая реализовать первоочередные проблемы стратегии развития отрасли научно обоснованными методами. В программе должны найти отражение важнейшие стратегические направления развития отрасли, а именно: рациональное развитие инфраструктурных отраслей в соответствии с потребностями экономики и общества с учетом геоинфраструктурного ресурса.
Важное значение имеет формирование модели рынка производственного обеспечения, основывающейся на постоянном изучении потребностей общества, выработке четких представлений не только о количественных, но и качественных потребностях заказчика. Исследования стандартов на основные виды услуг, предусмотрев в них научно обоснованные требования к условиям обслуживания, позволяют обеспечить совершенствование форм и методов контроля качества представляемых услуг. Особое внимание следует уделить разработке и реализации новых информационных технологий, разработке новых принципов снижения влияния деструктивных факторов естественного и искусственного происхождения на основе построения модели рынка инфраструктурных услуг и с учетом геоэкономического потенциала.
Пути решения системы управления инфраструктурой должна базироваться на принципах, обеспечивающих единство управления отраслью и устойчивость ее развития. В связи с этим важнейшей задачей развития системы управления инфраструктурой представляется разработка принципов построения и методов реализации управления, обеспечивающего целостность, безопасность и эффективность её функционирования, баланс интересов и координацию взаимоотношений собственников и менеджмента производственных компаний всех форм собственности между собой и другими заинтересованными сторонами. Ключевым приоритетом создания такой системы управления инфраструктурой
является автоматизация и интеллектуализация на основе инновационных решений новых информационных технологий, включая различные виды обеспечения автоматизированных систем: организационное, методическое, информационное, математическое, программное, техническое, лингвистическое.
Огромные возможности содержатся в использовании потенциала производственной системы инфраструктуры региона. Пути решения проблемы предполагают реализацию инфраструктурного потенциала региона, который целесообразно строить на основе методологии формирования инфраструктурных коридоров, развивая формы и методы организации грузо- и пассажиропотоков таким образом, чтобы реализовать принципы «от двери до двери», «точно в срок». Первоочередную роль в этих процессах должны сыграть формирование современной системы экспедирования, переход на новый уровень качества рынка операторских услуг в основных отраслях производственной инфраструктуры. Важное значение приобретают улучшение качественных показателей и снижение их ресурсоемкое™, а также расширение спектра предоставляемых инфраструктурных услуг с учетом использования отраслевого ресурса. Динамика грузооборота подотраслей инфраструктурного комплекса РД характеризуются следующими данными (см. табл. 1).
Таблица 1
Динамика грузооборота по видам подвижного состава1
Виды Годы 2010г. в 2010г. в
транспорта 2000 2005 2008 2009 2010 % к % к
2005г. 2000г.
Транспорт 8732,8 14028,3 15136,0 140926 13257,4 94,5 151,8
в т.ч. по видам:
автомобильный 3520,0 5406,4 6274,0 67132 6928,0 128,1 196,8
железнодорожный 2080,2 3528,3 4977,9 4210,7 3960,0 112,2 190,4
воздушный 15,3 26,1 53,9 44,2 64,7 247,8 422,8
морской 184,7 1605,5 1527,0 1263,1 464,7 28,9 251,6
газопроводный 2932,6 3462,0 2303,2 1861,4 1840,0 53,1 62,7
Названные выше задачи ближайшей перспективы предполагается решать, прежде всего, путем продолжения институциональных преобразований, отвечающих общим направлениям проводимых в стране экономических реформ, совершенствования с учетом условий хозяйствования законодательно-правовой и нормативной базы, повышения управляемости производственной инфраструктуры.
Надо иметь в виду и такой важный фактор как формирование единого информационного пространства, организация эффективного электронного документооборота путём унификации и стандартизации соответствующего документооборота, визуализации информации о функционировании объектов инфраструктуры на компьютерной географической карте свободно изменяемого масштаба. Это предполагает также внедрение принципа интеграции телекоммуникационных технологий связи и передачи данных с информационными (источниками и потребителями информации), что ведет к необходимости построения инфотелекоммуникаций, обеспечивающих оптимальное функционирование
1 Источник: Статистический сборник Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан
единого информационного пространства. При этом глобализация и интеграция инфотелекоммуникаций определяют общее целенаправленное развитие информационного пространства. Средством решения указанных проблем являются также новейшие компьютерные технологии, внедренные на основе современных математических методов и моделей, позволяющих успешно решать комплекс задач логистики, функционирования и взаимодействия различных видов производственной инфраструктуры использованием отраслевого ресурса. Важное значение в формировании единого пространства должны иметь глобальные системы связи.
Особое внимание должно уделяться совершенствованию тарифной политики и ценообразования. Проблему либерализации тарифов и адекватного ценообразования целесообразно решать в условиях появления достаточно зрелых конкурентных сегментов рынка инфраструктурных услуг. Необходимо определить рациональное соотношение тарифной составляющей к цене представляемой услуги. Это самостоятельная социально-экономическая проблема.
В целях повышения скорости перевозок продукции и пассажиров, для организации скоростного движения необходимо решить целый ряд социально-экономических проблем, а именно: провести реконструкцию производственных сетей, искусственных сооружений и систем связи, автоматики, телемеханики и электроснабжения; совершенствовать систему обслуживания отраслей инфраструктуры; также важно обеспечить безопасность инфраструктурных услуг путём: строительства ограждающих и защитных сооружений и устройств в жилых зонах, на переездах и пешеходных переходах; возведения шумозащитных экранов; оборудования опасных участков звуковой и световой сигнализацией; переустройства узких и низких пассажирских платформ. Вместе с тем целесообразно совершенствовать организацию и управление перевозочным процессом в грузовом и пассажирском движении и повышение качества предоставляемых инфраструктурных услуг.
Решение этих проблем возможно благодаря проведению комплекса научно-практических исследований, объединенных единой целью, затрагивающих различные отрасли производственной инфраструктуры, а также создания и эксплуатации современных объектов инфраструктуры, электроснабжения, сигнализации и связи, экономики и финансов, управления перевозочным процессом, подготовки кадров, управления безопасностью движения в современных условиях.
Выполненный научно-практический анализ показал, что необходима координация для формирования новой научной технологии, позволяющей на основе передового мирового и отечественного опыта обеспечивать концентрацию ресурсов научных организаций инфраструктурного комплекса, Российской академии наук и высших учебных заведений, в том числе и региональных, на следующих стратегических направлениях: научные основы прогнозирования и развития инфраструктурных сетей страны и ее регионов; теория управления системами производственной инфраструктуры; проблемы организации инфраструктурных процессов; энергетика производственно-транспортных систем; теория безопасности отраслевых систем и технологий; информационные техно-
логии на производственной сфере; экологические аспекты инфраструктурных систем отраслей экономики.
Следует иметь в виду, что внедрение инноваций - это применение новых знаний. В современных условиях рынка огромное значение для обеспечения высокого качества представляемых услуг имеет создание эффективной, постоянно действующей и развивающейся системы внедрения инноваций. Для формирования такой системы целесообразно определить содержание и оценить потенциал ее важнейших ключевых элементов.
Следовательно, предлагаемая программа исследований с учетом геоэкономического потенциала позволит обеспечить научное обоснование и реализацию мероприятий, целью которых является формирование комплексной инфраструктурной системы страны и ее регионов, позволяющей оказывать высококачественные конкурентоспособные услуги в глобальном масштабе. Указанные исследования на основе рационального использования геоинфраструктурного ресурса могут быть выполнены в системе академии наук в кооперации с другими научными организациями региона.
_Литература_
1. Послание Президента Республики Дагестан Народному Собранию Республики Дагестан. - Махачкала, 2010.
2. Абалкин Л.И. От экономической теории до концепции долгосрочной стратегии // Вопросы экономики, 2010, №6.
3. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2010 году. Российская газета, №54, 16.03.2011г.
4. Социально-экономическое положение Республики Дагестан за январь-декабрь 2010г. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан. - Махачкала, 2010.