Гасанов Модернизация и «обеление экономики» Магомед производственной инфраструктуры региона
Алиевич Аннотация: В статье рассмотрены основные направления системной мо-д.э.н., профессор, дернизации экономики производственной инфраструктуры в рамках реа-в.н.с. ИСЭИ ДНЦ РАН лизации приоритетного проекта «Обеление экономики» региона. Отмеча-г. Махачкала ется повышение эффективности и комплексное развитие производственной инфраструктуры должны способствовать «Обеление экономики» и формированию эффективной системы управления в данной отрасли. Ключевые слова: системная модернизация, «обеление экономики», производственная инфраструктура, регион, приоритетные направления, управление, эффективность функционирования, коммуникация, прогнозирование, проект, выявление резервов, развитие.
Gasanov M. A. Modernization and "economy whitewash" of production infrastructure of the region Abstract: The article describes the main directions of the system of economic modernization of production infrastructure in the framework of the priority project "whitewashing of the economy" in the region. Marked increase in efficiency and integrated development of industrial infrastructure should contribute to "whitewash the economy" and the formation of an effective management system in the industry.
Keywords: systemic modernization, "whitewashing economy", industrial infrastructure, region, priorities, management, operation efficiency, communication, forecasting, project identification reserve development.
Ближайшее время важное значение придается структурным экономическим преобразованиям инфраструктурной системы, повышению их результативности. В связи с этим в сложившихся условиях в целях реализациях приоритетного проекта «Обеление экономики» необходимо ускорить разработку законодательно-правовой базы и усовершенствовать в соответствии с новыми хозяйственными условиями эффективный механизм и структуру управления производственной инфраструктуры с учетом геоэкономического ресурса региона.
Реализовать направления развития инфраструктурного комплекса с учетом использования геоэкономического ресурса в рамках приоритетного проекта «Обеление экономики» позволит разумная инвестиционная политика, предусматривающая участие государства в финансировании в первую очередь тех инфраструктурных объектов, которые имеют государственную значимость. При этом важную роль играет и повышение инвестиционного потенциала за счет самих предприятий и объектов, а также и частных инвесторов.
Проблемы геоэкономического потенциала и системная модернизация как фактора устойчивого развития инфраструктурного комплекса могут быть решены путем совершенствования организации управления его объектами. Это имеет значение для всех уровней хозяйственной иерархии, но особенно на региональном уровне, где реально происходит стыковка федеральных и региональных интересов. При совершенствовании организации управления инфраструктурой с учетом использования геэкономического ресурса в рамках реализации приоритетного проекта «Обеление экономики» необходимо шире использовать положительный опыт экономики развитых стран. Так, анализ опыта показал, что в промышленно развитых районах европейской части страны основная задача развития производственной базы инфраструктуры заключается в повышении технического уровня существующей магистральной и местной инфраструктурной сети.
Прогнозирование производственной инфраструктуры с учетом геоэкономического потенциала в Республике Дагестан необходимо осуществлять системно, как одно целое, имеющее единое функционально-целевое назначение, которое включает развитие всех составляющих инфраструктуры и смежных производств. Именно на это нацелена Программа экономического и социального развития СКФО на период до 2020 года.
Результаты исследования свидетельствуют о необходимости в рамках реализации приоритетного проекта «Обеление экономики» увеличения объемов капвложений в развитие производственной инфраструктуры на территории Северного Кавказа с целью выравнивания уровней развития и обеспеченности основными фондами инфраструктуры.
Данные сравнительного анализа полезны региональным органам управления для разработки и реализации инвестиционных программ «Обеление экономики» инфраструктуры с учетом геоэконо-
мического ресурса, как в производственной, так и в социальной сферах экономики в условиях развития рыночных механизмов. Они важны для разработки основных положений концепции социально-экономического развития территориальных подразделений СКФО в XXI веке.
Приоритетным направлением системной модернизации инфраструктуры с учётом использования геоэкономического ресурса является усиление комплексности, переход к взаимосвязанной системе прогнозных расчетов. Это станет основой и инструментом разработки и реализации программы развития комплекса производственной инфраструктуры в целом. Дальнейшее существование этой отрасли экономики зависит от того, насколько быстро будут реализованы меры для обеспечения условий использования геоэкономического ресурса «Обеление экономики» как фактора устойчивого функционирования производственной инфраструктуры.
Развивающиеся рыночные механизмы должны сыграть существенную роль в структурной перестройке экономики производственной инфраструктуры региона, в результате которых в складывающихся постиндустриальных структурах составляющие производственной инфраструктуры наряду с прочими вторичными и третичными секторами экономики (обрабатывающая промышленность, строительство, интеллектуальная деятельность) займут одну из ведущих позиций в народнохозяйственном комплексе региона по реализации приоритетного проекта развития Республики Дагестан «Обеление экономики».
В исследовании отмечается, что непременным условием рационального использования геэко-номического ресурса как фактора системного развития производственной инфраструктуры в экономическом развитии региона должны стать научные исследования, которые обеспечивают высокий уровень эффективности функционирования инфраструктурных составляющих Республики Дагестан и всего Северного Кавказа.
Повышение организационно-технического уровня управления производственной инфраструктурой непременно потребует создания специального фонда для финансирования актуальных научных исследований и разработок государственной поддержки для развития научного потенциала и проведения фундаментальных исследований в регионе по проблеме реализации приоритетного проекта «Обеление экономики».
Содержащиеся в работе основные выводы могут быть использованы при формировании и реализации региональной инфраструктурной политики, совершенствовании законодательной базы в этой области, разработке федеральных и региональных целевых программ по развитию производственной инфраструктуры с учетом использования геоэкономического ресурса, так как это связано с решением социально-экономических проблем и структурными преобразованиями в экономике региона.
При исследовании проблем развития производственной инфраструктуры, прежде всего, сделан акцент на то, чтобы она работала на внутрирегиональные нужды по «Обеление экономики». Ввиду невозможности решения целого ряда насущных проблем инфраструктуры в рамках традиционных методов управления целесообразна разработка и реализация региональных проблем развития отдельных ее составляющих с учетом герэкономического потенциала. Наряду с этим необходима разработка и реализация программы развития комплекса производственной инфраструктуры в экономическом развитии с учётом особенностей каждого субъекта СКФО.
Практическое использование концепции автора по «Обеление экономики» будет способствовать ускорению рыночных преобразований в отраслям производственной инфраструктуры, созданию благоприятных условий для развития бизнеса, производства, и экспорта инфраструктурных услуг; сбалансированному развитию различных видов инфраструктуры, оптимальному распределению геоэкономических ресурсов между ними, предотвращению «отраслевого лоббирования»; максимальному отражению особенностей региона в развитии инфраструктурной системы; формированию и приоритетному развитию рационального использования геоэкономического потенциала национальной производственной инфраструктуры; обеспечению ее, эффективного функционирования; эффективной интеграции региона в мировую инфраструктурную систему; содействию реализации экспортного потенциала национальной инфраструктурной отрасли; надежному и эффективному инфраструктурному обеспечению геоэкономических связей со странами СНГ, ближневосточного рынка и гарантированному использованию их инфраструктуры для транзита региональных внешнеторговых потоков.
Важным направлением эффективного функционирования инфраструктуры является создание специализированных организаций по ремонту машин и оборудования, что позволит существенно повысить эффективность производства всего народного хозяйства региона. То же самое можно сказать и о создании специализированных служб по оказанию деловых услуг.
В целях повышения адекватности оценки эффективности мероприятий по развитию производственной инфраструктуры расчет должен производиться с учетом как прямого, так и набора основных, и косвенных эффектов от проведения данного мероприятия.
Эффективность инфраструктуры на региональном уровне проявляется создании условии рационального использования трудовых ресурсов на данной территорий, в комплексном наборе обслуживающих производств в рамках данного региона.
Говоря о реализации приоритетного проекта «Обеление экономики» и системной модернизации, имеющей первостепенное значение для развития производственной базы инфраструктуры и улучшения её функционирования, можно выделить три группы структур, различающихся (в ходе экономической реформы инфраструктуры) уровнем развития и степенью конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.
Первая группа - предприятия, обладающие достаточным технико-экономическим потенциалом, способным развиваться и совершенствоваться самостоятельно, за счет собственных средств. При этом задача состоит в том, чтобы создать условия для укрепления финансовой базы без прямого участия государства, внести изменения в налоговую систему, пересмотреть амортизационную политику, усилить стимулирование перевозчиков и экспедиторов, работающих на внешнем рынке инфраструктурных услуг.
Вторая группа - структуры федерального значения, обеспечивающие безопасность движения, судоходства и полетов, эксплуатационную надежность объектов инфраструктуры, а также функционирующие как единый производственно-эксплуатационный комплекс на территории региона и всей страны. Она должна поддерживаться государством и бюджетным финансированием расходов на содержание и безопасное функционирование систем и объектов инфраструктурного комплекса: внутренних водных путей и гидросооружений на них; систем навигации и организации воздушного движения; инфраструктуры железнодорожного транспорта; .поисковых аварийно-спасательных и других специальных служб инфраструктуры.
Третья группа - структуры, обеспечивающие социально-значимые перевозки. Она предполагает упорядочение системы льгот по проезду на общественном транспорте. При этом задача состоит: в обеспечении доступности инфраструктурных услуг малообеспеченным слоям населения путем оказания адресной государственной поддержки; в выделении предприятиям и объектам инфраструктуры на контрактной основе бюджетных дотаций на покрытие расходов на сообщениях, не возмещаемых установленными тарифами.
Приоритетные направления совершенствования и повышения эффективности, комплексного развития производственной инфраструктуры должны способствовать формированию эффективной системы управления отрасли, отвечающего закономерностям и требованиям современной рыночной экономики с учетом геоэкономического потенциала региона. Одновременно они создают условия для повышения эффективности функционирования производственной инфраструктуры. Решение этих проблем возможно только на основе реализации приоритетного проекта развития Республики Дагестан «Обеление экономики» и системной модернизации производственной инфраструктуры, совершенствования системы управления и рационального использования геоэкономического ресурса.
В совокупное развитие инфраструктуры особое внимание должно быть обращено на концентрацию и целевое использование капитальных вложений. Важно направлять их в первую очередь на сооружение главных объектов строительства и создание условий снижения затрат по всему фронту работу. В этой связи необходимо ускорить разработку и освоение прогрессивных технологий сооружения.
Таким образом, основными путями по реализации приоритетного проекта «Обеление экономики» и системной модернизации социальной среды и экономики производственной инфраструктуры являются: повышение устойчивости функционирования действующих инфраструктурных коммуникаций на основе активизации социальных услуг; совершенствование форм обеспечения потребителей; внедрение новой экономически эффективной техники, механизации и автоматизации производственных процессов, составляющей инфраструктурного комплекса РД; реконструкция основных
50
фондов, обеспечивающая повышение производительности аппаратуры, оборудования и систем коммуникации; соблюдение правил технической эксплуатации, сроков проведения ремонтов и их качества; ликвидация простоев дорожно-транспортной техники вследствие их неисправностей; систематический анализ использования основных фондов с целью выявления резервов производства в рамках реализации приоритетного проекта «Обеление экономики» региона.
Литература.
1. Ахмедуев А.Ш., Иляшенко С.В. Теневая экономика Дагестана: проблемы и пути легализации // Региональные проблемы преобразования экономики. № 1, 2013. С. 120-127.
2. Багомедов М.А. Формирование социально-экономической политики в проблемных регионах в условиях модернизации общественных отношений // Вопросы структуризации экономики, № 1, 2014. С. 184-188.
3. Сагидов Ю.Н. «Уход государства из экономики» - методологический посыл для коллизии в основах преобразований в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 9. С. 12-18.
4. Сагидов Ю.Н. Факторы торможения экономического созидания: видение из региона // Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2011. № 43. С. 128-133.
5. Гасанов М.А., Курбанов К.К. Материально-техническая база как основа устойчивого развития агропроизвод-ства в регионе // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 2 (36). С. 187-193.
6. Курбанов К.К. Агропромышленный комплекс Северо-Кавказского федерального округа: тенденции и перспективы развития // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 3. С. 130-138.
7. Магомедова Н.А. Проблемы и перспективы сбалансированного развития южного региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2010. № 1. С. 28.
8. Магомедова Н.А. Концепция развития возобновляемой энергетики республики дагестан как составная часть инновационной экономической политики // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 38. С. 2025.
9. Юнусова П.С. Инновационное развитие апк как инструмент мобилизации ресурсного потенциала // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 3 (37). С. 170-173.
10. Гордеев О.И. Инновационная политика в свете структурных преобразований экономики региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 2. С. 141-150.
11. Абдулаев Ш.С.О., Садыкова А.М. О региональной экономической политике // Региональные проблемы преобразования экономики. 2008. № 4. С. 2.
12. Балиянц К.М. Маркетинговые проблемы регионального апк в условиях вступления РФ в ВТО // Вопросы структуризации экономики. 2012. № 2. с. 94-96
13. Идзиев Г.И. Инновационное развитие промышленности региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 2. С. 151-158.
14. Даудова П.А., Дандамаева Р.Г. Обеспечение занятости - важнейшее содержание социально-экономической политики в трудоизбыточном регионе // Вопросы структуризации экономики. 2006. № 3. С. 50-51.