Zabolotny Galina Ivanovna, Kashirina Marianna Valerievna HE ROLE AND IMPORTANCE OF TAX SYSTEM ...
economic sceinces
UDC 330.322
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ КАК РЕГУЛЯТОРА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
© 2019
Заболотни Галина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» Каширина Марианна Валерьевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» Самарский государственный технический университет, филиал в Новокуйбышевске (446200, Россия, Новокуйбышевск, улица Миронова, дом 5, e-mail:[email protected])
Аннотация. В статье раскрываются роль и значение налоговой системы, выявлены недостатки в системе налогообложения, предлагаются меры по повышению эффективности налоговой системы, отвечающие требованиям финансовой стабильности и экономического роста страны. Несовершенство налоговой системы, нестабильность налогового законодательства являются одним из препятствующих развитию экономики факторов. Налоговая система страны призвана создавать благоприятные условия для повышения эффективности производства, устранения диспропорции в экономике, повышения роли малого и среднего предпринимательства в формировании доходов бюджетов, способствовать росту жизненного уровня населения. Вместе с тем налоговая система не может быть застывшей, она должна учитывать и своевременно реагировать на происходящие изменения. Существующая в России система налогообложения нуждается в дальнейшем совершенствовании, основные направления которого состоит в стимулировании мер направленных на увеличения дохода, переход к новым принципам взимания налогов, расширение прав налогового законодательства, улучшение системы реформирования, а так же в разработке мер по предотвращению уклонений от уплаты налогов.
Ключевые слова: налоговое регулирование, налоги, система налогообложения, налоговое законодательство, налоговая политика, экономический рост, государство, рыночная экономика.
HE ROLE AND IMPORTANCE OF TAX SYSTEM AS THE REGULATOR OF THE MARKET ECONOMY
© 2019
Zabolotny Galina Ivanovna, candidate of economic Sciences, associate Professor of Department "Economics and management» Kashirina Marianna Valerievna, PhD in sociology, associate Professor of the Department of Economics and management» Samara state technical University, branch in Novokuibyshevsk (446200, Russia, Novokuibyshevsk, Mironov's street, the house 5, e-mail: [email protected])
Abstract. The article reveals the role and importance of the tax system, identifies shortcomings in the tax system, proposes measures to improve the efficiency of the tax system that meet the requirements of financial stability and economic growth. Imperfection of the tax system, instability of tax legislation are one of the factors hindering the development of the economy. The tax system of the country is designed to create favorable conditions for improving the efficiency of production, eliminating imbalances in the economy, increasing the role of small and medium-sized businesses in the formation of budget revenues, to contribute to the growth of the living standard of the population. However, the tax system can not be frozen, it must take into account and respond in a timely manner to changes. The existing system of taxation in Russia needs further improvement, the main directions of which are to stimulate measures aimed at increasing income, the transition to new principles of tax collection, the expansion of the rights of tax legislation, the improvement of the reform system, as well as the development of measures to prevent tax evasion.
Keywords: tax regulation, taxes, tax system, tax legislation, tax policy, economic growth, state, market economy.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Налоги это необходимый элемент механизма государственного регулирования рыночной экономики, без которого немыслимо ее целенаправленное развитие с учетом интересов общества. Современное состояние российской экономики в условиях спада производства, кризисных явлений, санкций со стороны Запада, снижения цен на нефть и т.п. требует поиска принципиально новых подходов к управлению ею. Как известно, среди множества экономических рычагов, с помощью которых государство воздействует на экономику, важное место занимают налоги. Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Научно-теоретической основой работы являются труды российских и зарубежных учёных по теоретическим и практическим вопросам налоговой системы государства. Особый интерес представляют работы И.В. Горского, А.С Волкова, А.Ю. Мордовцева [1], В.С. Карагод, Я.В. Коженко [2; 3, с. 288-290; 4; 5, с. С. 78-81], В.В. Попова [6, с. 315- 318.] и д.р. [7-12]. Анализ научной литературы и практики показывает, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей налогоплательщики несут юридическую ответственность в соответствии с законодательством РФ. Налоги являются
главным источником пополнения правительственного бюджета [13, 14]. В настоящее время налоговая концепция РФ совсем не соответствует потребностям в инновационном формировании государства.
Существующая в России система налогообложения нуждается в дальнейшем совершенствовании, основные направления которого состоит в стимулировании мер направленных на увеличения дохода, переход к новым принципам взимания налогов, расширение прав налогового законодательства, улучшение системы реформирования, а так же в разработке мер по предотвращению уклонений от уплаты налогов [15-22].
Формирование целей статьи (постановка задания). Основной целью данной статьи является раскрытие роли и значения налоговой системы, выявление недостатков в системе налогообложения, предлагаются меры по повышению эффективности налоговой системы, отвечающие требованиям финансовой стабильности и экономического роста страны.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Из ряда существующих на сегодняшний день способов воздействия государства на экономические процессы, осуществляемые в стране, приоритет многими экономистами отдается налоговой системе. Такое положение вещей во многом объясняется не только возможностью воздействия на экономические субъекты как на феде-
икономически науки
Заболотни Галина Ивановна, Каширина Марианна Валерьевна РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ...
ральном, так и на региональном уровнях, но тем обстоятельством, что за счет именно налогов обеспечивается наполнение бюджета страны, а значит и возможность расходов государства на различные экономические и социальные проекты.
В современной экономике налоговое регулирование выступает одним из важнейших финансовых инструментов, а так же составной частью государственного регулирования экономики. Роль налогового регулирования в современной экономике существенно возросла, видоизменилась и усложнилась. Этому способствовало воздействие процессов глобализации, макроэкономической нестабильности и западных санкций в отношении России [23].
Налоговую систему можно, пожалуй, назвать одной из наиболее используемых и признаваемых в мире систем управления экономическими процессами, оказывающими влияние на всех без исключения участников экономических процессов. В условиях функционирования рыночных отношений, не предусматривающих возможность постоянного и прямого воздействия на участников экономических процессов налоги являются и будут являться основным инструментом в руках государства. Весь арсенал используемых государством средств налогового воздействия на участников рынка можно назвать обобщенно налоговой политикой государства. Простота, глубина и направления налоговой политики государства во многом определяют перспективы и эффективность функционирования экономической системы страны, ее будущее взаимодействие как с внутренними, так и с внешними экономическими партнерами. Недоучет органами власти данного обстоятельства может отрицательно повлиять на функционирующие в стране хозяйствующие субъекты. Например, завышение налоговых ставок может привести к снижению деловой активности или даже к сворачиванию экономическими агентами своей деятельности. Однако применение различного налогового инструментария, такого как различного вида льгот и скидок может привести как раз к обратному эффекту - увеличению деловой активности, расширению географии функционирования бизнеса, увеличению объема реализации товаров предприятий как ключевых, так и смежных отраслей, повышению их инвестиционной привлекательности. Налоговую систему государства можно по праву назвать основным экономическим способом взаимодействия государства и бизнеса, так как именно через налоговую систему государство осуществляет взаимодействие с коммерческими интересами предпринимателей и сотрудниками предприятий, организаций независимо от ведомственной подчиненности, применяемой предприятиями форм собственности на средства производства. Также какого-либо влияния на перспективы использования налогов и налоговой политики в отношении хозяйствующего субъекта не оказывает и организационно-правовая форма предприятия. Через налоги опосредственным образом осуществляются и по многом даже определяются взаимоотношения частных предпринимателей, руководства предприятий всех форм собственности и органов государственной власти на различных уровнях. Подобные взаимоотношения можно проследить через примеры экономического взаимодействия хозяйствующих субъектов с бюджетами государства всех уровней, с представителями банковского сектора и целевыми фондами. Через применение именно налоговой политики на местах осуществляется регулирование и настройка осуществляемых экономическими субъектами рыночной деятельности, определяется экономическая эффективность производственной, инвестиционной и социально-ориентированной деятельности. Только через применение системы налогов государство может получить требуемые ресурсы, необходимые для реализации заявленных им социальных, политических и экономических задач.
Актуальность работы обусловлена усилением роли
и значения налоговой системы в качестве регулятора рыночной экономики, а также в качестве инструмента поощрения и активизации развития приоритетных отраслей отечественной экономики. Особенно данное обстоятельство стало заметно в условиях утвержденной Правительством РФ политики импортозамещения. Также, именно посредством грамотного использования налоговой политики и с помощью гибких налоговых ставок органы государственной власти могут более энергично осуществлять запланированную государственную деятельность в наиболее востребованной на сегодняшний день области экономики - а именно в сфере развития наукоемких производств, различного рода инноваций и перспективных прорывных технологий. Именно налоговая система является именно тем предметом дискуссии, что остается актуальным весь период рыночных преобразований российской экономики. И сегодня продолжаются непрерываемые споры о перспективности и эффективности применяемых методах и способах реформирования экономической системы государства.
Налоги представляют собой те обязательные платежи, что взимаются государственными институтами с субъектов экономической деятельности, граждан Российской Федерации в целях пополнения бюджетов различных уровней. Как правило, больший объем бюджета позволяет власти осуществить большую часть своих расходов, в большей степени выполнить имеющиеся у государства социальные гарантии.
Государственные службы, осуществляющие разработку налоговой политики и контроль за ее осуществлением, на наш взгляд, должны руководствоваться, прежде всего, интересами экономических субъектов Российской Федерации, так как именно от их экономического прогресса можно ожидать решение тех экономических проблем, что тормозят развитие страны в условиях конкуренции с товарами зарубежных производителей. Именно двигаясь таким путем, государство получает возможность оправдать надежды населения, выражающееся в реализации на практике насущных потребностей общества. Например, в таких сферах деятельности государства как в разработке и реализации социальной, экономической, экологической и демографической политики. Перечисленные направления государственной деятельности требуют соответствующего финансирования, что, в свою очередь, предъявляет жесткие требования в объемам бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях. В основном, бюджет государства формируется именно на базе налоговых поступлений в бюджет, а также через аккумулирование финансовых средств на счетах соответствующих внебюджетных фондов. Наполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов осуществляется на базе соответствующих нормативных актов, законах о бюджете и на главном документе в области налогообложения физических и юридических лиц, осуществляющих свою экономическую деятельность на территории Российской Федерации -налоговом кодексе Российской Федерации. Государство, в целях реализации процессов взимания налогов, имеет право осуществлять действия по принуждению физических и юридических лиц всеми, разрешенными законодательством страны способами. С учетом непостоянства и изменчивости экономических процессов, особенно в условиях переменчивости рыночной конъюнктуры, государство должно иметь возможность своевременных ответов на возникающие экономические вызовы, что должно подразумевать гибкость экономической политики государства и обширный инструментарий по обеспечению возможности наполнения бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами в требуемых объемах. Помимо этого, государство обязано осуществлять регулирование темпов и направлений экономической жизни хозяйствующих субъектов в целях достижения поставленных перед государством экономических целей. Рыночная экономика характеризуется наличием вероятности по-
Zabolotny Galina Ivanovna, Kashirina Marianna Valerievna economic
HE ROLE AND IMPORTANCE OF TAX SYSTEM ... sceinces
явления различных кризисов, к основным из которых можно отнести кризисы недопроизводства и перепроизводства. Кризис перепроизводства характеризуется излишней экономической активностью хозяйствующих субъектов, забывших о необходимости своевременного анализа объемов потребительского рынка и не отличающихся глубиной стратегического анализа экономических процессов. Кризис недопроизводства, напротив, отмечается недостаточным желанием, по тем или иным причинам, осуществлять данный вид экономической деятельности, что приводит к превалированию спроса над предложением на рынках конкретных товаров. Следует отметить, что налоги как раз и являются тем редким по степени гибкости экономическим инструментом в руках государства, что позволяет осуществлять эффективное воздействие на находящиеся в состоянии кризиса перепроизводства, либо недопроизводства хозяйствующие субъекты. Помимо этого налоги, как гибкий инструмент влияния на экономическую активность юридических и физических лиц, позволяют достаточно своевременно оказывать воздействие на экономические процессы в целях увеличения доходов государства и предприятий, организаций ключевых отраслей национальной экономики, стимулировать экономическую активность малого и среднего бизнеса. Дополнительной ролью налогов можно назвать балансировку спроса предложения на отдельные группы товаров. Помимо, этого с помощью соответствующей налоговой политики, государство может осуществлять управление финансовыми рынками.
Не утихают споры о количестве налогов, применяемых государством для формирования бюджетов всех уровней. С одной стороны, большое количество малых по величине налогов экономическим субъектам платить легче с точки зрения психологии налогоплательщика. Однако возникает сложность с учетом большого количества налогов и подсчетом собранных сумм. С другой стороны, малое количество налогов приводит к простоте их восприятия со стороны налогоплательщиков. При этом снижается гибкость налоговой системы, так как одни и те же налоги распространяются на налогоплательщиков, осуществляющих различные виды экономической деятельности.
Необходимо отметить, что налоговое регулирования является не самостоятельным направлением государственной политики (как это в настоящее время сложилось в России), а одним из важных и действенных инструментов практической реализации государственной политики. Поэтому цель налогового регулирования двояка: с одной стороны, наиболее эффективно содействовать реализации стратегических целей развития страны; а с другой стороны, обеспечивать оптимальный баланс частных и общественных интересов хозяйствующих субъектов - налогоплательщиков [24].
Основными недостатками российской налоговой системы являются:
• большое количество изменений, их хаотичный характер, отсутствие системности, что усложняет практическое применение налогового законодательства налогоплательщиками, налоговое администрирование налоговыми органами;
• отсутствие стимулов для развития регионов и муниципальных образований, что связано с преобладанием в их бюджетах доли межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
• в бюджетной системе страны преобладает распределение (перераспределение) финансовых средств, выравнивание территорий с его помощью уровня бюджетной обеспеченности регионов;
• действующая налоговая система привела к резкой дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, а также населения по величине реальных доходов, увеличению удельного веса населения, имеющего реальные доходы ниже прожиточного минимума;
• выстроенная модель федеральных отношений с регионами является недостаточно эффективной для решения задач социального и экономического развития территорий.
Для государства не целесообразно повышать налого-вою нагрузку для еще больших пополнений бюджета в ущерб населению, так как это может привести к развитию теневой экономики, а так же спровоцировать социальные напряжения [25].
Развитие промышленного предприятия напрямую зависит от той налоговой политики, что избрана государством. Показателем оценки влияния налоговой системы государства на экономические субъекты является рост, либо снижение деловой активности хозяйствующих субъектов. В идеале, предприятия должны облагаться такими налогами, при которых поощряется инвестиционная деятельность, а изымаемые государством средства не играют значительной роли в экономической активности предприятия.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, для того чтобы, налоговое регулирование максимально стало эффективным, оно должно осуществляться по следующим принципам:
- интересы государства должны совпадать с интересами населения;
- при определении налогов необходимо, чтобы учитывалось материальное состояние налогоплательщика;
- налоги не должны носить дискриминационный характер;
- нормативные акты, которые связаны с налогообложением должны быть составлены предельно точно и не допускать двойственных значений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Мордовцев А.Ю., Коженко Я.В. Теория государства и права. Конспект лекций / [Мордовцев А. Ю., Коженко Я. В.]; М - во образования и науки Российской Федерации, НОУ ВПО «Таганрогский ин
- т упр. и экономики», Каф. теории и истории государства и права. Таганрог, 2009.
2. Коженко Я.В. Институционально - правовые формы лоббистской деятельности в современной России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Ростовский юридический институт МВД Российской Федерации. Ростов - на - Дону, 2007
3. Коженко Я.В. Правовые основы сервисной деятельности государственно - частных партнерств в России //Евразийский юридический журнал. 2015. № 10 (89). С. 288 - 290.
4. Коженко Я.В., Катаев А.В., Катаева Т.М., Лихолетова Н.В., Макарова Е.Л., Шаронина Л.В. Современные тренды инновационного развития экономики. Коллективная монография / Под ред. Я.В. Коженко. Уфа, 2016.
5. Коженко Я.В. Научно - исследовательский опыт изучения правового регулирования государственно - частного партнерства: теоретико - концептуальный анализ //Аграрное и земельное право. 2016. № 12 (144). С. 78 - 81.
6. Попов В.В., Музыка О.А., Коженко Я.В. Социальные трансформации в правовых отношениях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 3 - 2. С. 315 - 318.
7. Пиканина Г.Т., Сухорукова С.О. Исследование систем налогообложения развитых стран с целью выявления возможности совершенствования налоговой системы России //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 335-340.
8. Коростелёва Л.А. Особенности налоговой политики зарубежных стран в развитии малого бизнеса // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 3 (8). С. 42-44.
9. Водопьянова В.А., Петрова В.С. Влияние изменений налогового законодательства на поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 39-42.
10. Светличкина О.Ю. Современный подход к управлению налоговыми рисками // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 3 (8). С. 93-95.
11. Быкова Н.Н., Колачева Н.В. Применение отдельных инструментов налогового бенчмаркинга для снижения налоговых рисков // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 55-58.
12. Троянская М.А. Горизонтальный налоговый мониторинг как инструмент совершенствования налогового администрирования // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 347-350.
13. Волков, А.С. Упрощенная система налогообложения: Выбор упрощенки, порядок и особенности применения, формы документов / А.С. Волков. - М.: РИОР, 2017. С. 847c.
14. Быкова Н.Н. Риски налогоплательщиков и их оценка // Вестник НГИЭИ. 2015. № 3 (46). С. 24-27._
икономически науки
15. Ахмадеев Р.Г., Быканова О.А., Агапова А.А. Увеличение с 2019 года ставки по НДС: влияние на политику ценообразования налогоплательщика // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 23-26.
16. Шестакова Е.В. Неисполнение законов или решений налоговым органом // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3 (35). С. 266-271.
17. Быкова Н.Н. Классификация форм и методов налогового контроля в Российской Федерации // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 141-144.
18. Ахмадеев Р.Г., Быканова О.А., Агапова А.А. Применение патентной системы налогообложения: фактор стабильности экономики //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 31-34.
19. Бондаренко Т.Н., Войнова Е.Л. Патентная система налогообложения: плюсы и минусы для индивидуальных предпринимателей // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 64-66.
20. Водопьянова В.А., Соколова А.И. НДС: спорные вопросы при применении упрощенной системы налогообложения // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 303306.
21. Чинахова С.Е. Оценка эффективности применения различных систем налогообложения на примере коммерческой организации // Карельский научный журнал. 2014. № 3 (8). С. 107-110.
22. Самарина Н.С., Коваленко Н.А. Системы налогообложения: преимущество перехода на патент // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 137-141.
23. Арсеньева В.А., Ямпольская Е.А. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики: анализ подходов, оценок и методов экономического управления // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. № 4. 7-16 с.
24. Малецкий А.А. Роль и механизм налогового регулирования в современной экономике // Международный бухгалтерский учет. 2013. №33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-mehanizm-nalogovogo--regulirovaniya-v-sovremennoy-ekonomike.
25. Черноусова, К.С. Анализ влияния экономической ситуации на налоговую систему России в 2016 г. / К.С. Черноусова, Д.Г. Деманова /Наука XXI века: актуальные направления развития. — 2016. №1-1. — С. 595-599.
Заболотни Галина Ивановна, Каширина Марианна Валерьевна РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ...