34
-Economy and Business-
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИСТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
С.М. Щебетеева, студент М.К. Айрапетян, студент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)
Аннотация. В статье характеризуется роль и значение логистики в современных экономических процессах. В работе рассматриваются вопросы логистического управления и проблемы логистики в сфере производства, а так же о координации работ в данной области. Выделены и проанализированы основные этапы развития логистических систем.
Ключевые слова: логистика, предприятие, логистическая система, логистический анализ, логистические операции, производство.
Логистика - важная деятельность, которая открывает широкие возможности для применения человеческих и материальных ресурсов, влияющие на национальное хозяйство. Логистическое управление в значительной мере оказывает воздействие на состояние финансовоэкономического и правового обеспечения в условиях рыночной экономики. Это, прежде всего, следует отнести к рынку транспортных услуг, организации и функционированию складского хозяйства, развитию транспортных служб в посреднических организациях и на предприятиях [1, с. 25]. Однако, деятельность в сфере логистики не ограничивается только данными направлениями, она более многогранна. Она также включает управление кадрами, коммерческую деятельность, организацию информационных систем и многое другое. Особая новизна логистического подхода -ограниченная взаимосвязь, соединение всех указанных областей деятельности с целью создания товаропроводящих систем, гармонично организованных, легко управляемых и высокоэффективных [2, с. 14]. Опыт экономически развитых стран и ведущих российских компаний демонстрирует, что логистике
принадлежит стратегически важная роль в современных бизнес-процессах.
Эффективность развития различных бизнес-систем, их конкурентоспособность на внешних и внутреннем рынках во многом определяется созданной
логистической системой бизнеса и эффективностью логистического
менеджмента [3, с. 8].
Логистика является частью процесса цепи поставок, где результативное планирование, осуществление и контроль над её основными этапами, включает в себя хранение и передвижение продукции, а также направление связанных с этим услуг и потоков информации от точки поставки до конечного пользователя для выполнения требований клиента.
Как правило, при решении определенных проблем, которые связаны с логистикой, необходимо исходить из конкретной производственной
деятельности предприятия. Для это руководством, логистика, как объект управления, может рассматриваться с разных сторон:
1. Логистика, как оперативная деятельность - транспорт, склады, оборудование, маркетинг, бухгалтерский учет и обмен информацией, обслуживание клиентов.
2. Логистика, как деятельность, которая связана с управлением предприятия предоставляет все возможности для результативного совместного управления и обеспечивает гибкость в условиях конкуренции.
3. Логистика, как способ мышления, дает возможность рассматривать различные логистические процессы в совокупности, имеющее взаимные причинно-следственные связи.
Journal of Economy and Business, vol.4
-Economy and Business-
35
4. Логистика, как область науки, изучает различные методы, используя функционирование логистических
процессов и связанных с ними явлений.
Логистика, является в первую очередь управлением стратегического характера, при помощи которого можно улучшить стратегическое положения предприятия и повысить его конкурентоспособность. Логистика выступает образом мышления, который включает все сферы деятельности и уровни предприятия, а также направлением действий, который поддерживает независимые
подразделения. Когда в предприятии открывается отдел, в котором осуществляется вся деятельность, связанная с логистикой, то этот отдел должен рассматриваться как
занимающийся координацией действий, связанных с логистикой.
Предприятие может организовать свою работу, которая связана с логистикой, следующим образом:
- создать свой собственный отдел, который организует действия, связанные с логистикой;
- купить отдельные логистические
услуги у сторонней организации, предоставляющей логистические услуги (транспортировка, хранение и
грузопереработка и др.).
- купить логистические услуги,
применяя долгосрочные контракты. В этом случае рождаются стратегические альянсы, стороны, связанные с доставкой (отправитель и получатель товара) договариваются об использовании общей фирмы, которая предоставляет
логистические услуги, то есть об использовании так называемые третьей стороны.
Компания, предоставляющая
логистические услуги, отвечает за организацию, координацию и интеграцию всей сети.
При организации производственного процесса можно использовать два принципа построения логистической цепи, которые определяют всю систему движения товарно-материальных
ценностей. Это «толкающая»
производственная система (производство на склад) и «тянущая» (производство в соответствии с полученными заказами; проектирование в соответствии с полученными заказами).
Планируемый уровень информационнотехнологических решении зависит от уровня указанных процессов, но в то же время зависит от конкурентов. Рост применения интернета, благодаря расширению бизнес-деятельности, как правило определен изменениями в условиях конкуренции, которые характеризуются глобальным
экономическим ростом, смещением акцентов в сторону постиндустриального информационного общества и развития новых цифровых технологий [4, с. 112].
Следует признать, что данные внеорганизационные и
внутриорганизационные факторы влияют на изменения в бизнес-модели конкурирующих фирм и создают особую среду для формирования определенного сегмента рынка. В частности, стратегическое планирование,
исследования и разработки, которые предшествуют организации продаж, находятся под очень сильным влиянием окружающей среды. Для демонстрации этого воздействия часто используются предложенная М. Портером так называемая модель пяти сил, которая характеризует различные влияния,
действующие на рынках. Этими пятью анализирующими силами являются:
потребитель (клиент); поставщики; конкуренты; заменяющие продукты;
преграды выхода на рынок [5, с. 87-88].
Анализ ведущих промышленных компаний позволил выявить четыре последовательных этапа развития
логистических систем. На первом этапе компании работают на основе выполнения смено-суточных плановых заданий, при этом форма управления логистикой
наименее совершенна. Логистическая система обычно воздействует на хранение готовой продукции и транспортировку. Система действует на устранение сбоев
Journal of Economy and Business, vol. 4
36
-Economy and Business-
плановых заданий. Работа системы оценивается величиной доли затрат на транспортировку и распределение продукции в общей сумме выручки от продажи.
Для логистических систем второго этапа развития, характерно управление материальным потоком от производства до конечного потребителя. Контроль системы распространяется на обработку заказов, хранение продукции, планирование, управление запасами, обслуживание клиента. При этом информационная система, которая обеспечивает эти процессы не имеет сложной архитектуры. Расходы на логистические операции должны реализовываться в рамках смет.
Системы логистики третьего этапа развития координируют логистические операции от закупки сырья до обслуживания конечного потребителя. Единственная область не контролируемая менеджером по логистике - это повседневное управление предприятием. Деятельность менеджера по логистике обычно осуществляется на основе годового плана. Работа системы оценивается в сравнении со стандартами качества обслуживания. При этом компании стремятся повысить производительность системы, а не сократить затраты, как это характерно для систем второго уровня. Управление основано не на реагировании системы на отклонения, а на предупреждении таких воздействий [6, с. 97].
Число компаний, использующих логистические системы четвертого этапа развития, пока еще невелико. Область действий логистических функций здесь в основном аналогична той, что характерна для систем логистики третьей стадии развития, но с одним важным исключением. Такие компании интегрируют процессы планирования и контроля операций логистики с операциями маркетинга, сбыта, производства и финансов. Интеграция способствует увязке часто противоречивых целей различных подразделений компании. Управление
планирования. оценивается с международных Осуществляют
системой реализуется на основе долговременного (более одного года)
Работа системы
учетом требований стандартов. компании свою
деятельность, как правило, на глобальном уровне, а не только на национальном или региональном. Они производят продукцию для мирового рынка и управляют частью мировых систем производства и распределения, предусматривая
оптимизацию расходов и удовлетворение требований заказчиков.
Управление функциями глобального распределения, а также потоком информации и материалов предъявляет новые, повышенные требования к менеджерам логистики и их профессиональному уровню. Например, стратегия организации материальнотехнического снабжения и хранения продукции на складах требует знания законодательных основ, налоговых систем, особенностей правительственного
регулирования. Стратегия управления запасами связана с определенными требованиями к упаковке и маркировке, причем должны учитываться языковые различия. Эффективность обслуживания заказчика определяется эффективностью подготовки и обработки сложной документации, а также результатами действий по устранению таможенных барьеров. Кроме того, менеджер по вопросам логистики должен обладать хорошими навыками в сфере информационных технологий, уметь применять в своей деятельности телекоммуникационные возможности нового времени. Усиливается потребность в привлечении других фирм к участию в логистических процессах,
распространяется применение аутсорсинга [7, с. 26-27].
Тем не менее, в настоящее время на передовых предприятиях традиционные функциональные области логистики: управление закупками и запасами, транспортировка, производственное планирование, складирование, сбыт и т.д.
Journal of Economy and Business, vol.4
-Economy and Business-
37
бизнеса позволяет предприятиям существенно сократить товарные запасы, ускорить оборачиваемость оборотных средств, снизить себестоимость продукции и логистические издержки, обеспечить удовлетворение потребителей в качестве продукции и сопутствующем сервисе.
интегрировались на базе общей программно-информационной платформы и формируют основу корпоративной информационной системы.
Информационные технологии - это ключевой ресурс всякой интеграции.
Таким образом, внедрение методов логистического менеджмента в практику
Библиографический список
1. Плоткин Б.К. Основы предпринимательской логистики : учеб.пособие / Б.К. Плоткин, Д.Ю. Гогин. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.
2. Бауэрсокс Доналд Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. / Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. - 2-е изд./ Пер.с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005.
3. Губин Е.П. Логистика: учеб. пособие / Е.П.Губин; Томский политехнический университет. Томск: Изд-во Томского политехнического университета. - 2012. - С. 8.
4. Линдерс М.Р. Управление снабжением и запасами. Логистика: пер. с англ. / М.Р.Линдерс, Х.Е.Фирон. - СПб., 2012.
5. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов. -М.: Альпина Паблишер, 2011.
6. Аникин А.Г. Логистика: учеб.пособие / А.Г. Аникин. М.: «Инфра-М», 2004.
7. Кузнецова М. Логистические затраты: теоретический и практический аспекты // Пробл. теории и практики управления. 2009. N 2.
8. Гелета И.В., Калинская Е.С., Кофанов А.А. Экономика организации (предприятия): учебное пособие. М.: Магистр, 2007. - 303 с.
THE ROLE AND IMPORTANCE OF LOGISTICS IN THE ENTERPRISE
Schebeteeva SM, student Hayrapetyan MK, student Kuban state university (Russia, Krasnodar)
Abstract. The article characterizes the role and importance of logistics in modern economic processes. This article addresses the issues of logistics management and logistics challenges in the production and coordination of work in this area. Identified and analyzed the main stages in the development of logical systems.
Keywords: logistics, enterprise, logistics system, logical analysis, logistics operations, production.
Journal of Economy and Business, vol. 4