УДК 378.14
Каримов М.Ф.
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Гареева И.Л.
учитель английского языка гимназии с. Чекмагуш с. Чекмагуш, Российская Федерация
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В УЧЕБНОМ ПОЗНАНИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКАМИ
Аннотация
Выделены роль и значение индивидуального подхода к обучению подрастающего поколения при учебном познании природной, технической и социальной реальности учащимися средней общеобразовательной школы.
Ключевые слова
Принципы обучения, индивидуальное обучение школьников.
Известно, что учебная и научная деятельность людей в области познания и преобразования природной, технической и социальной действительности зависит от того, кто действует (субъект), на что или кого она направлена (объект) и на основе каких принципов она проектируется и реализуется [1].
Принцип индивидуальности обучения школьников и студентов [2] ориентирует учителей и преподавателей на изучение подрастающим поколением одних и тех же учебных тем с различной полнотой и глубиной в зависимости от здоровья и подготовленности учащихся, их индивидуальных склонностей и темпов работы, интересов и способностей к учебной деятельности.
В статье 41 «Охрана здоровья обучающихся» и статье 66 «Начальное общее, основное общее и среднее общее образование» Федерального закона № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3] выделено, что для детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, образовательными организациями может быть организовано обучение на дому или в медицинских организациях.
Организация обучения естественно-математическим [4], общетехническим [5] и социально-гуманитарным [6] дисциплинам средней общеобразовательной школы её ученика осуществляется на основании медицинского заключения и заявления родителей ребенка или его законных представителей.
Академическими, установленными на уровне федерального закона, правами обучающегося на дому являются:
1. Бесплатное предоставление средней общеобразовательной школой своему ученику учебно-справочной литературы;
2. Оказание ему методической и консультационной помощи, необходимой ученику для освоения общеобразовательных программ;
3. Осуществление учителями средней общеобразовательной школы промежуточной и итоговой аттестации реализующего на дому учебную деятельность школьника.
4. Выдача прошедшему итоговую аттестацию ученику школой документа государственного образца о соответствующем образовании.
Организаторы и исполнители индивидуального обучения детей на дому выделяют следующие достоинства проектирования и реализации данного вида учебного процесса для особых детей.
1. Возможность учителя средней общеобразовательной школы адаптировать содержательную часть внеаудиторного образования согласно потребностям, склонностям и способностям ребенка.
2. Вариация способов подачи учебного материала учителем в зависимости от возможностей и потребностей ученика.
3. Своевременное корректирование преподавательских действий учителя и учебной деятельности ученика в зависимости от складывающейся педагогической ситуации.
К недостаткам, сопровождающим индивидуальное обучение ученика на дому, относятся:
1. Низкий уровень социализации индивидуально обучаемого ребенка, вызванный отсутствием общения и работы в ученическом коллективе;
2. Отсутствие у домашнего ученика выступлений на публике, необходимых для отстаивания собственного мнения перед сверстниками;
3. Опасность возникновения у индивидуально обучаемого школьника сложностей в будущем с адаптацией к дальнейшей учебе и работе.
В связи с этим дидактическая деятельность учителя, проектирующего и реализующего индивидуальное обучение учащихся средней общеобразовательной школы, ориентирована на усиление его положительных сторон и на минимизацию недостатков выделенной формы учебной деятельности детей школьного возраста.
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что узаконенная на федеральном уровне форма индивидуального обучения учащихся средней общеобразовательной школы естественно-математическим, общетехническим и социально-гуманитарным дисциплинам находится на уровне дидактического развития и требует от организаторов и исполнителей системы непрерывного образования творческого подхода к постановке и решению его задач. Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т.15. - № 3. - С. 133 - 136.
2. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.
3. Закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Сфера, - 2016. - 192 с.
4. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. - 2017. - № 5(10). - С. 124 - 125.
5. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.
6. Каримов М.Ф., Закирова С.И. Учебное информационное моделирование в междисциплинарной связи естествознания, обществознания и языкознания // Инновационное развитие. - 2018. - № 2(19). - С. 99 - 100.
© Каримов М.Ф., Гареева И.Л., 2018
УДК 372.3/.4
И.В.Меньшов
канд. пед.наук г.Чита, РФ E-mail: men2472@mail. ru
ЗДОРОВЬЕОБУЧАЮЩИЕ ИГРУШКИ «ВОСЕМЬ ПРАВИЛ И ВОСЕМЬ ДРУЗЕЙ ЗДОРОВЬЯ» -ИННОВАЦИОННОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ С РАННЕГО ДЕТСТВА.
Аннотация
В современных условиях развития российского общества одним из приоритетных направлений государственной политики является формирование здорового образа жизни среди детей с раннего возраста.
~ 166 ~