РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРМЯНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДИАСПОРЫ
Карине Ходжаян
Ключевые слова: Европарламент, Армянский вопрос, ЕС, Диаспора, Турция
Намечается, что 2015 год станет знаменательной датой для армянских организаций Диаспоры: они в основном сформированы из потомков жертв Геноцида и достижение признания Геноцида армян стало для них своеобразным консолидирующим фактором, некой идеологической подпиткой, предопределяющей деятельность армянских организаций и общин в целом. Уже несколько десятилетий параллельно с лоббистской деятельностью на внутригосударственном уровне она охватывает и общеевропейские масштабы. Первым и важным событием на этом пути стало принятие Европейским парламентом резолюции «О политическом решении Армянского вопроса» от 18 июня 1987г., в котором, в числе прочего, отмечается, что «армянский вопрос, так же как и вопрос национальных меньшинств Турции, должен рассматриваться в рамках взаимоотношений между Турцией и Европейским экономическим сообществом»* 1.
' Кандидат политических наук.
1 Resolution on a political solution to the Armenian question, 18 June 1987. Doc. A2-0033/87, art.1 http://www.ena.lu/european_parliament_resolution_political_solution_armenian_question _18_june_1987-2-19785.
69
К.Ходжаян
21-й ВЕК», № 1 (30) 2014г.
Пожалуй, это была первая резолюция подобного рода, в которой вопрос признания Геноцида армян непосредственно связывался со вступлением Турции в ЕС, и, фактически, наряду с курдским, кипрским вопросами и проблемой решения спорных территорий с Грецией, Армянский вопрос становится непосредственным требованием для вступления Турции в ЕЭС. Более того, впервые международная организация в лице парламента Европейского союза приняла резолюцию, в которой преступление младотурецкого правительства квалифицируется как геноцид со ссылкой на конвенцию ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, которая на сегодняшний день пока еще не распространяется на действия турецких властей начала ХХ столетия.
Армянские организации Европы твердо уверены в том, что наиболее реальным способом признания геноцида самой Турцией станет включение этого вопроса в список необходимых критериев для вступления Турции в Европейский союз, куда она стремится уже более полвека. Подтверждением тому - заявление председателя комиссии «Ай Дат Европы», сделанное еще в 2003г.: «Мы сегодня работаем с Европарламентом в направлении недопущения вступления Турции в ЕС до тех пор, пока она не признает геноцид армянского народа» [1, էջ 28-29].
Далеко не случайно для лоббистской работы из всех институций ЕС был выбран именно Европарламент, так как, согласно законодательству, как до, так и после принятия Лиссабонского соглашения в конце переговоров Комиссия попросит парламент дать свое окончательное согласие на вступление нового члена, в данном случае Турции, в ЕС1. В то же время Европарламент является единственным органом ЕС, в выборах которого может непосредственно принимать уча-
1 The Single European Act//European Commission official site, Luxembourg, 17 February 1986, art. 8,9, http://ec.europa.eu/economy_finance/emu_history/documents/treaties/ singleuropeanact.pdf.
70
«21-й ВЕК», № 1 (30) 2014г.
К.Ходжаян
стие население государств-членов Союза, что, в свою очередь, превращает его в хорошую платформу для деятельности работающих в нем лоббистских организаций. Стоит также учитывать, что за Европарламентом стоит контроль финансовых средств, предоставленных странам -претендентам ЕС, что, в свою очередь, является немаловажным рычагом давления на Турцию, особенно на ее политику отказа принятия исторического прошлого. Не секрет, что он не раз накладывал вето на предоставление финансирования Турции, как это было, например, в 1987, 1988, 1996гг. [2, р. 44]. Более того, Европарламент пошел на открытую конфронтацию с Еврокомиссией в вопросе предоставления Турции финансовых средств из фонда MEDA - одной из программ финансовой поддержки ЕС двенадцати странам Средиземноморья, участвующим в платформе Евро-средиземноморского партнерства, которая была осуществлена в 1999-2001гг. [2].
Исходя из этих соображений, можно объяснить то, что вопрос признания Турцией Геноцида армян периодически поднимается именно со стороны Европарламента и каждый раз активизируется в преддверии принятия решений по Турции, в то время как само признание не является обязательным предусловием для вступления в ЕС.
Среди армянских организаций и ассоциаций Европы, проводящих активную лоббистскую деятельность в высших органах политического правления ЕС, в первую очередь, следует выделить Союз армянских ассоциаций Европы (Union of Armenian Associations of Europe), переименованный в Европейско-армянский союз за справедливость и демократию» (European-Armenian Union for Justice and Democracy -EAFJD), со своими представительствами в девяти странах ЕС; Форум армянских ассоциаций Европы (Forum of Armenian Associations of Europe); Комитет защиты Армянского вопроса Франции (Le Comite de Defense de la Cause Armenienne (CDCA)); Координационный совет ар-
71
К.Ходжаян
<21-й ВЕК», № 1 (30) 2014г.
мянских организаций Франции (Conseil de Coordination des organisations Armeniennes de France) (бывший Комитет «24 апреля»), а также ряд других организаций и ассоциаций, которые иногда отдельно, однако в большинстве случаев совместно с вышеперечисленными активно вовлечены в борьбу за справедливое решение Армянского вопроса.
Важно отметить, что армянские организации Европы, проводящие лоббистскую деятельность в Европарламенте, прибегают к методам как прямого, так и косвенного лоббинга. Одним из наиболее эффективных методов лоббистской деятельности является ее осуществление во время выборов в Европарламент. Например, в ряде регионов Франции армянская община, обладающая активным избирательным правом, представлена весьма репрезентативно и вполне может оказать влияние на ход выборов в Европарламент, избираемый непосредственно гражданами государств-членов ЕС. То же самое можно сказать и о других странах ЕС.
В подавляющем большинстве случаев армянские организации Диаспоры ведут лоббистскую деятельность через ту партию, от имени которой тот или иной кандидат представлен в Европарламенте. В этом контексте наибольшую активность проявляют парламентарии, избранные из Франции. Это обстоятельство, несомненно, также связанно с активной деятельностью местной армянской общины, в первую очередь с установленными тесными контактами с правящими и оппозиционными кругами Франции. Вспомним случай с Филиппом Морийо-ном - французским парламентарием от UDF (Union pour la Ddmocratie Frangaise (Союз за французскую демократию)) из группы Европейской народный партии (European People’s Party (EPP)), когда 14 ноября 2000г., выступая с докладом о критериях, которым должна соответствовать Турция для вступления в ЕС, он отказал включить в них признание Геноцида армян, что вызвало крайнее недовольство армянских
72
«21-й ВЕК», № 1 (30) 2014г.
К.Ходжаян
организаций, в частности CDCA, который обратился к президенту UDF Франсуа Бейру с просьбой прояснить позицию партии и получил поддержку последнего. Очень скоро Европарламент принял поправки со ссылкой на геноцид. В частности, Европарламент обратился к правительству и Большому национальному собранию Турции, призывая последних публично признать Геноцид армян «во благо создания современного государства в Турции» [3, рр. 12-13]. Ранее, в редакторской колонке газеты “Le Monde’’ от 8 ноября 2000г. появилась информация, что турецкому лобби помогли изначально не включить в число условий признание Геноцида посол Франции в Анкаре Бернер Фарели и министр по европейским делам Пьер Московичи. После эта информация опровергалась самим Московичи [3].
Ранее, еще в 1999г., в Европарламенте француз Хартин Рур в числе прочих препятствий на пути вступления Турции в ЕС отметил «отказ правительства Турции признать Геноцид армян» [4, р. 3]. 5 декабря 1999г., за считанные дни до начала Хельсинского саммита Комитет защиты Армянского вопроса Франции (CDCA) отправил совместное коммюнике высшим должностным лицам Франции. Оно было подписано также CDCA Германии, Австрии, Великобритании, Бельгии, Франции, Греции, Италии, Нидерландов и Швеции. Последние призывали эти страны через своих представителей в Европарламенте внести требование признания Геноцида армян со стороны Турции в соответствии с резолюцией Европейского парламента от 18 июня 1987г., а также требование снятия блокады Армении в качестве необходимых условий переговоров для вступления Турции в ЕС [5, р. 14].
15 декабря 2004г., накануне Брюссельского саммита глав-государств ЕС, на суд Европарламента был представлен доклад Камиела Эрлингса, который призывал Турцию признать Геноцид армян, ссылаясь на резолюции Европарламента, принятые 18 июня 1987г. и, что
73
К.Ходжаян
<21-й ВЕК», № 1 (30) 2014г.
важно, призывал Еврокомиссию и Совет ЕС официально потребовать от турецких властей и открытия границы с Арменией1.
28 сентября 2005г., буквально за считанные дни до начала переговоров с Турцией о вступлении в ЕС, Европарламент подавляющим большинством голосов принял резолюцию, «призывающую Турцию признать Геноцид армян, полагая, что она станет предусловием для вступления в Европейский союз»1 2 и давая Турции понять, что старт переговоров не является гарантией их успешного завершения. Более того, спустя год после начала переговоров с Турцией, в сентябре 2006г., подавляющим большинством голосов Комиссия по международным делам, а затем и Генеральная ассамблея Европарламента проголосовали за принятие доклада о прогрессе Турции, в котором отмечается, что, несмотря на то, что признание Геноцида армян не входит в список копенгагенских критериев, для государства, стремящегося стать членом ЕС, признание своего прошлого является обязательным3.
Немаловажное значение при принятии Европарламентом этих резолюций имел и существующий политический климат отношений с Турцией, когда европейская сторона в лице Европарламента дала Турции четко понять, что выполнение установленных в 1993г. в Копенгагене критериев может явиться далеко не окончательным требованием для полноправного членства в ЕС и, фактически, старт переговоров еще ничего не означает, а процесс вступления может длиться бесконечно долго.
1 European Parliament resolution on 2004 regular report and the recommendation of the European Commission on Turkey's progress towards accession (COM(2004)0656 – C6-0148/2004 – 2004/2182(INI))// Repporteur: Camiel Eurlings, 15 December 2004, articles 39, 40, 41, http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=TA&reference=P6-TA-2004-0096&language=EN.
2 European Parliament resolution on the opening of negotiations with Turkey// Europen Union Parliament Official site, art. 5, http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP// TEXT+TA+P6-TA-2005-0350+0+DOC+XML+V0//EN.
3 Report on Turkey’s progress towards accession// European Union Parliament Official site, INI/2006/2118, http://www.europarl.europa.eu/oeil/file.jsp?id=5347852.
74
«21-й ВЕК», № 1 (30) 2014г.
К.Ходжаян
Таким образом, череду принятых резолюций и решений Европарламента после 2004г. можно рассматривать как часть той «панъевропейской политической стратегии, направленной против вступления Турции в ЕС», о разработке которой заявил президент АРФ «Дашнакцутюн» в Западной Европе сразу после того, как ЕС принял решение начать переговоры с Турцией о вступлении в Европейский союз [6].
В деятельности армянских организации в Европарламенте немаловажная роль принадлежит международной неправительственной организации «Европейские друзья Армении», заседающей в Брюсселе и имеющей представительства в девяти странах ЕС. Примечательно, что в уставе организации написано, что она непосредственно финансируется со стороны армянских организаций Диаспоры. В рамках организации действует Европейско-армянский консультативный совет, в который входят как бывшие, так и нынешние члены Европарламента, парламентов национальных государств-членов ЕС1, что позволяет непосредственно использовать методы прямого лоббинга (direct lobbying) путем vis-a-vis контактов.
Армянские организации Европы периодически проводят также конференции и совещания при участии европейских парламентариев, и, что очень символично, в большинстве случаев они проходят в здании Европейского парламента в Брюсселе, как это было, например, на последнем, третьем по счету совещании Европейских армян (первые два были в 2004 и 2007гг. соответственно) при участии 180 представителей из двадцати стран мира. Немаловажно, что наряду с ведущими представителями академических и дипломатических кругов с докладами выступали и члены Европарламента. Более того, подобные мероприятия в Европарламенте проводят и ассирийские организации и институты, призывающие оказать политическое давление на Турцию с
1 Members of Europe-Armenia Advisory Council// http://www.eufoa.org/uploads/EAAC_EN.pdf.
75
КХоджаян
21-й ВЕК», № 1 (30), 2014г.
целью признания геноцида ассирийского, армянского и греческого народов1. Примечательно, что претензии и требования ассирийских организаций в этом контексте полностью совпадают с армянскими. Закономерно, что армянские организации Европы зачастую сотрудничают с разными ассирийскими и греческими организациями, преследующими единую цель. Нельзя не согласиться, что подобное сотрудничество, хотя пока еще вне рамок Европарламента, дало результаты: в мае 2013г. Верхняя палата парламента австралийского штата Новый Южный Уэльс единогласно приняла акт о признании геноцида ассирийцев, греков и армян, что стало плодом успешного сотрудничества Ассирийского всеобщего альянса, Австралийского греческого совета и офиса «Ай Дат»1 2.
Армянские организации Европы, в частности Европейско-армянский союз за справедливость и демократию (EAFJD), сами выступают на разных конференциях в роли докладчиков, представляя свою цель и задачи. Это именно та организация, которая в основном действует внутри европейских политических институтов, доводя до этих инстанций требования армянской диаспоры. И во многом благодаря стараниям EAF/Вв 2013г. в Европарламенте была создана группа дружбы Ар-мения-ЕС, состоящая из 40 парламентариев. Создание группы стало чрезвычайно важным событием для армянской стороны в контексте проведения лоббистской деятельности и противостояния турецкоазербайджанскому лоббингу.
Важно отметить, что, помимо установления тесных контактов с европарламентариями, представители армянской общины предприняли некоторые попытки принять участие в выборах Европарламента, на
1 EU Conference Calls on Turkey to Recognize Assyrian Genocide//Assyrian International News Agency/, April 3, 2007, http://www.aina.org/releases/20070403104508.htm.
2 В парламенте Нового Южного Уэльса принят акт о признании геноцидов армян, ассирийцев и греков. 8 май, 2013, http://armenpress.am/rus/news/718167/.
76
«21-й ВЕК», № 1 (30) 2014г.
К.Ходжаян
этот раз уже в качестве пассивных избирателей. Так, в 2004г. Алекси Говчян занял 3-е место в списке UDF в выборах в Юго-восточном регионе Франции1 (из всего региона прошли 2 человека, возглавляющие первые 2 места в списке). В том же 2004г. партия «Дашнакцутюн» также собиралась участвовать в выборах, выдвинув своего кандидата в списке Социалистической партии Франции [7, р. 8].
В то же время на сегодняшний день в Европарламенте представлены 4 депутата с турецкими корнями: Филиз Хакаева Хюсменова и Метин Казак из Болгарии, Исмаил Эртух из Германии, а также Эмине Бозкурт из Нидерландов1 2 [8, էջ 116]. А действующая в Европарламенте группа «Друзья Турции» почти вдвое больше группы дружбы ЕС-Армения3.
Более того, действующие в ЕС турецкие лоббистские организации напрямую зависят от Diyanet Isleri Tiirk I§gi Birlikleri (DITIB, Союз турецких работников Диянета4) - трансъевропейской организации, которая находится под непосредственным контролем министра по делам религии Турции. Большинство из них получает субсидирование из органов государственной власти Турецкой Республики. Они получают финансирование также от разных индивидов и частных организаций.
Кроме того, не секрет, что, помимо государственных структур, лоббистскую деятельность в Европе турецкая сторона курирует через свою сеть организаций и ассоциаций экономического толка. Турецкие лоббистские организации Европы в основном представлены в бизнесе и стараются через него повлиять на решения европейских органов правления, в частности Европейского парламента. Наиболее крупными из них
1 Elements de reponse d 'Alexis Govciyan a l'interview de Marie Marcelin pour PRESSE PAR-LEMENTAIRE, http://www.alexis-govciyan.com/engagement.html.
2 Members of the European Parliament// http://www.europarl.europa.eu/meps/en/full-list.html.
3 Friends of Turkey in the European Parliament/Members/ http://www.friendsofturkey.eu/index.php/members.html.
4 Диянет - Высший совет по делам религии.
77
К.Ходжаян
<21-й ВЕК», № 1 (30) 2014г.
являются Турецкая ассоциация производителей и предпринимателей (TUSAID), Ассоциация молодых бизнесменов Турции (TUGIAD), Турецкая конфедерация бизнесменов и производителей (TUSKON) и т.д. Большинство из них имеют постоянные представительства в Брюсселе. Некоторые из них активно вовлечены в европейские структуры, через которые и осуществляют лоббистскую деятельность.
Например, TUSAID и TISK (Турецкая конфедерация ассоциаций работодателей) являются членами Евробизнеса – организации, координирующей интересы европейских бизнес-структур с решениями институтов ЕС. И не секрет, что как Европарламент, так и Еврокомиссия, в процессе принятия решений прислушиваются к мнению Евробизнеса1. Более того, он наделен правом инициировать законодательные акты ЕС в сфере социальной политики и политики занятости, тем самым эти две организации уже становятся непосредственными участниками процесса разработки политики ЕС. А председатель Союза торговых палат и бирж Турции (TOBB), в свою очередь, был избран заместителем председателя Европалаты – ассоциации торгово-промышленных палат европейских стран1 2.
А такие профсоюзные организации, как TURK-IS (конфедерация турецких профсоюзов), HAK-IS (конфедерация турецких реальных профсоюзов), KESK (конфедерация профсоюзов государственных служащих) и DISK (конфедерация прогрессивных профсоюзов Турции) являются членами Конфедерации европейских профсоюзов3.
Влияние этих организаций на протурецки настроенные силы в ЕС достаточно ощутимо. Особенно это касается тех стран, в которых
1 Official site of Eurobusiness//Members// http://www.businesseurope.eu/content/default.asp? pageid=600#TR.
2 Turkish lobbyists in Brussels assisting Turkey in its EU bid//Today’s Zaman// 7 February 2010, http://www.todayszaman.com/newsDetail_getNewsById.action;jsessionid=31F85267374E25 BF91D1843E0CC7037C?newsId=200832.
3 Official site of European Trade Unions Confederation//Members// http://www.etuc.org/a/82.
78
«21-й ВЕК», № 1 (30) 2014г.
К.Ходжаян
турецкая община наиболее многочисленна и активна. Невозможно не считаться с тем обстоятельством, что уже в Германии более 100.000 турецких предпринимателей являются работодателями 400.000 немцев1. Параллельно с ростом безработицы в странах ЕС продолжает расти число турецких налогоплательщиков, соответственно и воздействие этих организаций и ассоциаций.
Немаловажно также отметить, что европейские структуры, помимо требования признания Геноцида, как в своих ежегодных докладах о прогрессе Турции, так и в заявлениях, стали очень часто ссылаться на закрытие границ Армении, призывая Турцию снять экономическую и политическую блокаду Армении. Так, об этом еще в 2000г. говорила депутат Европарламента от Франции Мари-Анн Бегин (группа Зеленых), потребовав, помимо принятия Геноцида армян, внести в список обязательных требований переговоров с Анкарой снятие блокады Армении [9, р. 10]. Далее об этом заговорил депутат Европарламента, швед Пер Гартогн, который призывал Анкару снять блокаду Армении, напоминая
0 принятой Европарламентом резолюции от 18 июня 1987г. [10, р. 14].
В этом контексте особого внимания заслуживает заявление бывшего комиссара ЕС по расширению Олли Рейна, сделанное накануне установления деталей переговоров с Турцией: «Турция должна открыть границу с Арменией, должна решить свои разногласия с армянами по вопросу геноцида». При этом он отметил, что «власти Турции испытывают определенные трудности в принятии исторической справедливости» [11, էջ 18]. Эту позицию Европейского парламента огласил в Ереване и нынешний еврокомиссар по вопросам расширения Штефан Фюле1 2.
1 “Turkish entrepreneurs provide jobs in Germany, business group says”, Hurriyet Daily News, 01.09.2010, http://www.hurriyetdailynews.com/n.php?n=turkish-entrepreneurs-provide-employment-in-germany-musuad-chief-2010-09-01.
2 Штефан Фюле: «Если будет доверие, можно многого достичь». Радиостанция «Азатутюн», http://www.azatutyun.am/content/article/25108072.html.
79
К.Ходжаян
21-й ВЕК», № 1 (30) 2014г.
Исходя из высказываний высших должностных лиц ЕС, а также из контекста принятых докладов и высказанных заявлений, можно сделать предположение, что в качестве «очередного» необходимого условия для вступления в ЕС, помимо признания Геноцида армян, ЕС потенциально может выдвинуть требование Турции о снятии блокады Армении. В противовес вышесказанному можно утверждать, что снятие блокады Армении можно рассматривать как уже существующее условие, предъявленное Турции в контексте требования стран ЕС установить добрососедские отношения с приграничными государствами. Стоит, однако, отметить, что Кипр также является приграничным Турции государством, и решение Кипрской проблемы особо выделяется, обособляется со стороны государств ЕС. Его не всегда рассматривают как некое «производное» требование в рамках установления отношений с соседями. Следовательно, вопрос разблокирования Армении со ссылкой еврочиновников на его рассмотрение в рамках призыва установления добрососедских отношений с приграничными странами является лишь поводом уклонения от ответа.
Таким образом, проводимая официальными властями Турции политика отрицания геноцида европейской части армянской диаспоры дает понять, что на сегодняшний день наиболее оптимальным и реальным вариантом достижения справедливого решения Армянского вопроса является его превращение в необходимое условие для Турции на ее пути вступления в ЕС. В этом направлении армянские организации внедряют немало усилий и ресурсов. Представители армянской общины разных стран Европы активно участвуют в выборах Европарламента, в референдумах. Во время каждого саммита глав-государств ЕС, в ходе которого должен обсуждаться вопрос Турции, армяне во всех концах Европы проводят многотысячные митинги для того, чтобы в очередной раз во всеуслышание огласить свои требования, прово-
80
«21-й ВЕК», № 1 (30) 2014г.
КХоджаян
дят лоббистскую деятельность - как внутри государства своего проживания, так и на общеевропейском масштабе.
Значение первостепенной важности в этом процессе принадлежит средствам массовой информации. В этом контексте следует особо выделить издававший в Париже «Институтом Чопанян» журнал «Европа и Восток» (L’Europe et Orient), в котором с аналитическими статьями выступают признанные специалисты по актуальным проблемам регионов и который раздается политическим деятелям и депутатам Европарламента1. Турецкое лобби противопоставляет «Институту Чопанян» «Институт Босфор», в редакторский совет которого, по аналогии с «Институтом Чопанян», входят видные бывшие и нынешние политические деятели.
Подтверждением тому, что на сегодня деятельность европейской части армянской диаспоры (в первую очередь речь идет об армянской общине Франции в силу ее активности и многочисленности) превратилась в преграду, затрудняющую путь Турции в ЕС, служит заявление, сделанное тогда еще заместителем премьер-министра и министром иностранных дел Турции Абдуллой Гюлем перед парламентом страны: «В 2005 году нужно бороться против армян Диаспоры с целью предотвращения ожидаемых шагов со стороны новых государств в вопросе признания Геноцида армян. Турецкое государство объявило и решило, что борьба против армян Диаспоры стала одной из приоритетных целей турецкого правительства» [12, էջ 19]. Это заявление может свидетельствовать не только о проведении Турцией на государственном уровне спланированной политики против насчитывающей нескольких сот тысяч человек армянской диаспоры в странах ЕС (приблизительно 800 тысяч1 2, но в данном случае цифры не настолько важны), но и о
1 Խաչատրյան Մ, Եվրոպա և Արևելք, 19.10.2013// http://www.noravank.am/arm/articles/ detail.php?ELEMENT_ID=6680. (ХачатрянМ, Европа и Восток (на арм. яз.)).
2 Сколько Армян живет в мире и где?!,http://www.hayreniq.ru/diaspora/100_armyan/2533-skolko-armyan-zhivut-v-mire-i-gde.html.
81
К.Ходжаян
21 й ВЕК», № 1 (30), 2014г.
включении этого решения в список приоритетных направлений своей политики. Примечательно, что заявление было сделано сразу после Брюссельского саммита глав государств ЕС 2004г., итоги которого, однозначно, можно считать удачными для турецкой стороны. А президент Азербайджана на заседании правительства заявил, что для Азербайджана враг номер один - армянское лобби1.
В качестве примера можно отметить, что наряду со справедливым требованием армянской диаспоры о признании и осуждении Геноцида армян и осуществлением работы в этом направлении желательно было и периодическое оглашение вопроса о необходимости разблокирования Армении. Это становится более реальным, если учитывать, что определенные предпосылки уже есть: во многих заявлениях еврочиновники ссылались на этот вопрос, о нем говорится также в ежегодных докладах
0 прогрессе Турции. Стоит проводить более интенсивную работу в этом направлении, ибо она потенциально может стать весьма эффективной платформой сотрудничества между Республикой Армения и Диаспорой, звеном, объединяющим интересы обеих сторон.
В ближайшие годы, накануне 100-летней годовщины первого геноцида ХХ века намечается очередная волна активизации процесса международного признания Армянского вопроса, а значит, и контрактивность турецких лоббистов. Более того, 22-25 мая 2014г. пройдут выборы в Европарламент, следовательно, борьба за конфигурацию политических сил в Европарламенте создаст еще одно «поле боя» для армянских и турецких лоббистский организаций.
В целом, деятельность армянских лоббистов в Европарламенте можно назвать плодотворной и весьма успешной. В то же время лестно, что сравнительно малочисленная армянская диаспора Европы
1 “Հայկական լոբբին մեր թիվ 1 թշնամին է”, ասել է Իլհամ Ալիևը. 19.04.2012// http://www.mediamax.am/am/news/karabakh/4692/. («Армянское лобби - наш враг номер один», – заявил Ильхам Алиев (на арм. яз.).
82
«21-й ВЕК», № 1 (30) 2014г.
КХоджаян
столь деятельна и на высших инстанциях ЕС способна так успешно бороться и создавать угрозы не только возрастающему турецко-азербайджанскому лоббингу, но и самим этим государствам.
Июль, 2013г.
Источники и литература
1. Չերչեաե Է., Ճաևաչումէև աևձիև // France-Armenie, №231, April 2003 (Черчян Э., Узнают личность // France-Armenie, №231, Avril 2003, на арм.яз.).
2. Erdogdu E, Turkey and Europe: undivided but not united//Middle East Review of International Affairs, Vol. 6, No. 2, June 2002.
3. Yeramian A.M., Reconnaitre le genocide avant d’adherer a l’UE // France-Armenie, №205, Novembre 2000.
4. Diremszian Ch., Attention, Turquie en vue // France-Armenie, №194, Novembre
1999.
5. Achkhen S., La Turquie dans l’Europe: danger // France-Armenie, №196, Janvier
2000.
6. Sarkissian V., Mourad Papazyan: “La Turquie a mange son pain blanc” // France-Armenie, № 250, Janvier 2005, pp. 14-16.
7. Pourquoi les Dachnaks se lancent dans la cause aux europeennes // France-Armenie, №235, Septembre 2003.
8. Նահապեւռյաե Հ, Թուրք-ադրբեջաևակաև կառույցների հակահայ գործունեությունը, Եր.,Նորավաևք ԳԿՀ, 2010 (Наапетян А. Антиармянская деятельность турецко-азербайджанских структур. - Ер.: НОФ «Нораванк», 2010, на арм.яз.).
9. Mouradian AM, L’adhension turque et le genocide armenien // France-Armenie, №198, Mars 2000.
10. Demirszian Ch., Europe: stabiliser le Caucase du Sud // France-Armenie, №219, Fevrier 2002.
11. Գաբրիէլեաև Ч, Աևկեղծ խորհրդակցութիւև Թուրքիս] Եվրոպա մուտքիև հարցով // France-Armenie № 258, du 18 juillet au 31 aout 2005 (Габриэлян В., Откровенное совещание по вопросу вступления Турции в Европу, // France-Armenie № 258, du 18 juillet au 31 aout 2005, на арм.яз.).
12. Գաբրիէեաև Ч, 90-ամեակի տարիև' Թուրքիա-Սփիւռքահայութիւև դէմ յաև-դիմաև // France-Armenie, № 251, Fevrier 2005 (ГабриэлянВ, Год 90-летия: Турция-Диаспора визави // France-Armenie, № 251, Fevrier 2005, на арм.яз.).
83
К.Ходжаян
21-й ВЕК», № 1 (30) 2014г.
ԵՎՐԱԽՈՐՀՐԴԱՐԱՆԻ ԴԵՐՆ ՈՒ ՆՇԱՆԱԿՈՒԹՅՈՒՆԸ ՍՓՅՈՒՌՔԻ ՀԱՅԿԱԿԱՆ ԿԱԶՄԱԿԵՐՊՈՒԹՅՈՒՆՆԵՐԻ ԳՈՐԾՈՒՆԵՈՒԹՅՈՒՆՈՒՄ
Կարիեե Խռջայան
Ամփոփագիր
Հոդվածում անդրադարձ է կատարվում Եվրախորհրդարանում Սփյուռքի հայկական կազմակերպությունների գործունեությանը, որը մեկնարկել է 1987թ., երբ հուլիսի 18-ին Եվրախորհրդարանը բանաձև ընդունեց Հայկական հարցի քաղաքական լուծման վերաբերյալ: Նմանօրինակ բանաձևերի ընդունման գործընթացը շարունակվում է ցայսօր: Սփյուռքի հայկական կազմակերպությունները պահանջում են Թուրքիայի կողմից հայերի Ցեղասպանության ճանաչման հարցի ներառումը որպես նախապայման ԵՄ-ին Թուրքիայի անդամակցության ճանապարհին: Վերջին տարիներին, բացի Ցեղասպանության ճանաչման պահանջներից, Եվրախորհրդարանն ընդունել է մի շարք բանաձևեր և զեկույցներ, որոնք կոչ են անում Թուրքիային ապաշրջա-փակել Հայաստանի սահմանները: Սա համեմատաբար նոր միտում է, որը կարող է թույլ տալ կառուցելու համագործակցության նոր հենակետ Հայաստանի Հանրապետության և հայկական Սփյուռքի միջև:
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРМЯНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДИАСПОРЫ
Карине Ходжаян
Резюме
В статье рассматривается деятельность армянских организаций Диаспоры в Европейском парламенте, которая стартовала в 1987г., когда 18 июля Европарламент принял резолюцию по политическому решению
84
«21-й ВЕК», № 1 (30) 2014г.
К.Ходжаян
Армянского вопроса. Процесс принятия аналогичных резолюций продолжается по сей день. Армянские организации Диаспоры настаивают на включении вопроса признания Геноцида армян в качестве предварительного условия на пути Турции к ЕС. В последние годы, помимо требований по признанию Геноцида, Европарламент принял целый ряд резолюций и докладов, призывающих Турцию разблокировать границы Армении. Это сравнительно новая тенденция, которая может позволить построить новую платформу сотрудничества между Республикой Армения и армянской диаспорой.
THE ROLE AND SIGNIFICANCE OF THE EUROPEAN PARLIAMENT IN THE ACTIVITIES OF ARMENIAN ORGANIZATIONS OF DIASPORA
Karine Khojayan
Resume
The article covers the activities of the Armenian organizations of Diaspora in the European Parliament that started after July 18, 1987, when the EU Parliament adopted the Resolution on a political solution to the Armenian question. Since then, a wave of similar resolutions was set off. Armenian organizations of Diaspora decisively insist on inclusion of recognition of the Armenian Genocide by Turkey as a precondition for its path to the EU. In the last years in addition to the demand of the Genocide recognition, a set of resolutions and reports has been adopted by the EU parliament, calling Turkey to stop the blockade of Armenia. This is a relatively new trend, which may allow building a new platform of cooperation between the Republic of Armenia and the Armenian Diaspora.
85