УДК 94(479.25+44)
Акопян Эдуард Гагикович
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
h-edo@mail.ru
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ АРМЯНО-ФРАНЦУЗСКИХ ОТНОШЕНИЙ 1998-2008 гг.
Политические изменения, произошедшие в новой независимой Армении в 1998 г., существенным образом не повлияли на внешнюю политику республики. Избрание Роберта Кочаряна на должность президента Республики Армения было рассмотрено во Франции как возможность вывести страну из тупика. Инициативы, которые быгли выдвинуты новыми властями по вопросу Геноцида, свидетельствовали о том, что власть в Армении действительно изменилась, и что некоторые проявления внешней политики новых властей своей активностью отличались от политики прежних. Взаимопонимание, установившиеся в 1998-2008 гг. между высшим руководством Республики Армения и Французской Республики способствовало тому, что тесные и частые контакты стали традиционными.
Особое значение для укрепления армяно-французских межгосударственных связей имел государственный визит президента Ж. Ширака в Армению 29 сентября -1 октября 2006 года. В ходе встреч с президентом Республики Армения были обсуждены вопросы, представляющие взаимный интерес, а также проблемы международного значения, проблема переговорного процесса по урегулированию Карабахского конфликта.
Подобная активная политика принесла свои плоды: 29 мая 1998 г. НС Франции принял закон о публичном признании Геноцида армян 1915 г. Законопроект быт представлен социалистической партией Франции, что вытекало из предвыборного обещания премьер-министра Лионеля Жоспена. Франция стала первым в мире государством, которое признало Геноцид армян на уровне закона.
Ключевые слова: армяно-французские отношения, динамика, парламентского сотрудничества, двусторонние отношения, органы местного самоуправления.
Армяно-французские отношения построены не столько на факторе общего настроя высшего политического руководства двух стран, сколько на взаимовыгодных связях между двумя народами (фактор Диаспоры), общности национальных интересов и исторических традициях. Не случайно, что процесс смены власти в обеих странах не привел к значительным сдвигам в отношениях, они сохранили характер добрососедского сотрудничества.
Политические изменения, произошедшие в новой независимой Армении в 1998 г., тоже существенным образом не повлияли на внешнюю политику республики. «Избрание Роберта Кочаряна на должность президента Республики Армения было рассмотрено во Франции как возможность вывести Армению из тупика, поскольку невозможность применения вариантов решения карабахского конфликта, отраженных в позиции Тер-Петросяна, была очевидна. Французские власти, будучи знакомы с более радикальной позицией Кочаряна по вопросу урегулирования конфликта, в его лице видели того человека, который в состоянии реализовать мирное соглашение» [1].
Обе инициативы, в вопросе НК и Геноцида, которые были выдвинуты новыми властями, свидетельствовали о том, что власть в Армении действительно изменилась, и что некоторые проявления внешней политики новых властей своей активностью отличались от политики прежних. Речь идет о следующих особенностях:
1. Визит сопредседателей Минской группы, в ходе которого Армения отвергла вариант поэтапного урегулирования Карабахского конфликта и выразила ясную позицию Республики Армении о возобновлении переговоров, включает следующие вопросы:
- Начало всесторонних переговоров по урегулированию конфликта без предварительных условий.
- Выдвижение варианта «ни автономия, ни независимость» [2].
2. Активная позиция властей Республики Армения в вопросе международного признания Геноцида армян 1915 г., которая значительно отличалась от позиции прежней администрации.
Подобная активная политика принесла свои плоды: 29 мая 1998 г. НС Франции принял закон о публичном признании Геноцида армян 1915 г. [3]. Законопроект был представлен социалистической партией Франции, что вытекало из предвыборного обещания премьер-министра Лионеля Жоспена. Франция стала первым в мире государством, которое признало Геноцид армян на уровне закона [3].
Конечно, на начальном этапе существовали определенные сложности, которые были обусловлены позицией исполнительной власти и президента. Исполнительная власть мотивировала это, с одной стороны, тем отрицательным влиянием, которое может иметь признание Геноцида на французско-турецкие отношения и на роль Франции в регионе, с другой стороны, тем обстоятельством, что Франция является сопредседателем Минской группы ОБСЕ и должна избегать предвзятой позиции в регионе. После того как в Сенате вопрос о внесении закона на повестку два раза был отвергнут: 2 февраля и 24 марта 2000 г., 18 января он был утвержден в НС, а спустя несколько дней подписан президентом Ж. Шираком [3]. Но, несмотря на это, через год в экономических отношениях между Францией и Турцией наметился значительный рост. Франция, будучи основным поставщиком Турции целого ряда товаров и услуг, рассматривала вопрос Геноцида армян как угрозу экономическим интересам Турции.
© Акопян Э.Г., 2015
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ¿V- № 4, 2015
57
Именно в этот период 16 марта 1999 г. Чрезвычайным и Полномочным Послом РА во Франции был назначен Эд. Налбандян, который проработал в этой должности до 2008 г. [3], а затем стал министром иностранных дел Республики Армения.
Важной традицией стали также визиты во Францию представителей властей НКР, очередной из которых состоялся в марте 1999 г. Во Францию отправились президент НКР А. Гукасян и министр иностранных дел Н. Мелкумян, которые встретились с французскими политическими и государственными деятелями и представителями армянской диаспоры [3].
Со времени приобретения Арменией независимости в обеих палатах парламента Франции постоянно и активно действовали группы французско-армянской дружбы.
Стимулированию армяно-французского парламентского сотрудничества способствуют двусторонние визиты руководителей законодательной власти двух стран. В рамках двустороннего парламентского сотрудничества Францию посетили с армянской стороны председатели Национального Собрания Армении Хосров Арутюнян (с 30 марта по 3 апреля 1999 г.), Артур Багдасарян (12-19 января 2004 г.).
По приглашению председателя НС РА Карена Демирчяна 20 июля 1999 г [4] делегация Сената Франции во главе с председателем К. Понсле совершила официальный визит в Армению. По инициативе К. Понсле в Версале 14-16 декабря 1999 г. состоялись трехсторонние встречи президентов трех республик Южного Кавказа, которые были посвящены сотрудничеству в южнокавказском регионе.
Армяно-французские визиты на высоком межгосударственном уровне свидетельствовали о существующих интересах в двусторонних отношениях. Спустя несколько месяцев (7-8 сентября 1999 г.) в Армению прибыла делегация МИД Франции во главе с главным советником министра иностранных дел Мишелем Фуше. В Ереване прошли встречи со вторым президентом Республики Армения Робертом Кочаряном, председателем НС Кареном Демирчяном, премьер-министром Вазгеном Сарг-сяном и министром иностранных дел Варданом Осканяном. Среди обсуждаемых вопросов особое место занимали варианты урегулирования вопроса НК, а также вопросы, связанные с визитом высокопоставленной делегации из Франции.
27 октября 1999 г. в НС Республики Армения был совершен террористический акт, среди жертв которого были премьер-министр Республики Армения и председатель Национального Собрания. Французские власти, высшие политические круги и самые разные слои населения сразу отреагировали на эту трагедию, выразив соболезнование и поддержку Армении [5]. Уже 27 октября 1999 г. заседание НС Франции, на котором присутство-
вали члены правительства, было прервано в знак уважения жертв трагедии. В последующие дни с обращениями к руководству и народу Армении выступили президент Ж. Ширак, премьер-министр Л. Жоспен, председатели Сената и НС К. Понсле и Л. Фабиус, министр иностранных дел Ю. Ведрин.
Для уточнения некоторых вопросов, которые остались за рамками той встречи, 16-22 апреля 2001 г. в Армению прибыла делегация НС Франции во главе с руководителем группы армяно-французской дружбы, депутатом-социалистом Жан-Полем Бретом.
30 июля 2000 г. второй президент Республики Армения Роберт Кочарян с рабочим визитом побывал во Франции, затем 12-16 февраля 2001 г. по приглашению президента Ж. Ширак посетил Францию с государственным визитом. По личной инициативе и при непосредственном участии Ж. Ширака в Париже были организованы встречи между президентом Армении Робертом Кочаряном и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Достигнутые в результате встреч предварительные договоренности в историю переговорного процесса вошли под названием «Парижские принципы».
20-24 сентября 2001 г. в рамках межпарламентского сотрудничества между Францией и Арменией для участия в торжествах, посвященных 1700-летию принятия Арменией христианства в качестве государственной религии, для вручения писем президента Ж. Ширака президенту Республики Армения Р. Кочаряну и Католикосу Всех Армян Его Святейшеству Гарегину II в Армении побывал руководитель группы армяно-французской дружбы Жак Уден. Его сопровождали сенатор Элен Люк и администратор Сената Верони Боке [5].
Важнейшим направлением двусторонних политических отношений считается формирование и развитие сотрудничества между органами местного самоуправления. В рамках этого сотрудничества 25-28 октября 2001 г. в Армении побывала делегация во главе с мэром Марселя Жан Клодом Годеном. С мэром Еревана Робертом Назаряном были обсуждены перспективы бизнес-связей, а также возможность городов стать побратимами. 10-13 февраля 2002 г. в Армении побывала делегация, возглавляемая председателем верховного совета департамента Буш-дю-Рон Жаном-Ноэлем Герини [5]. Фактически на уровне местных властей также шло активное сотрудничество.
Новый посол Франции в Армении Анри Кюни в январе 2002 г. вручил верительные грамоты президенту Республики Армения Р. Кочаряну.
21 апреля и 5 мая 2002 г. во Франции прошли два этапа президентских выборов, на которых победу одержал действующий президент Ж. Ширак [6]. Он набрал 82% голосов избирателей. Это был самый высокий показатель, зафиксированный в истории Пятой Республики.
58
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2015
В ходе южнокавказского визита 3-5 октября 2002 г. в Армении побывала делегация во главе с госсекретарем МИД Франции Рено Мюзелье [6]. Перед МИД Франции и госсекретарем стояла сложная задача: обеспечение за рубежом единого присутствия французской администрации.
Во французском городе Кламар 31 мая 2003 г. было подписано соглашение о том, чтобы Арташат и Кламар [6] стали городами-побратимами. Оно должно было способствовать гарантии экономических и культурных связей, созданию французских компаний с зарубежными инвестициями.
Во время встречи президентов Ж. Ширака и Р. Кочаряна в Париже в 2004 г. было принято решение провести в 2006-2007 гг. год Франции в Армении. Воля двух президентов гарантировала успех этого ответственного предприятия. В Армении была создана Правительственная комиссия под председательством премьер-министра Армении, в состав которой входили министры и руководители ведомств.
Особое значение для укрепления армяно-французских межгосударственных связей имел государственный визит президента Ж. Ширака в Армению 29 сентября - 1 октября 2006 г. [8]. В ходе встреч с президентом Республики Армения были обсуждены вопросы, представляющие взаимный интерес, а также проблемы международного значения, проблема переговорного процесса по урегулированию Карабахского конфликта. Визит президента Франции имел исключительное значение как с точки зрения дальнейшего развития двусторонних отношений, так и в плане углубления сотрудничества между ЕС и Арменией и повышения авторитета Армении на международной арене. Ж. Ширак был единственным из руководителей стран ЕС, который публично высказался о необходимости признания Турцией Геноцида армян как условии вступления в ЕС [9]. Эта точка зрения была вновь озвучена в Ереване в ходе совместной пресс-конференции с президентом РА [9].
Год Армении во Франции начался 21 сентября 2006 г., в День независимости Армении, и завершился 14 июля 2007 г., в День взятия Бастилии. В рамках года Армении во Франции в 165 городах прошло 850 культурных, экономических и благотворительных мероприятий. Президент Франции Ж. Ширак, министр внутренних дел и будущий кандидат правых на президентских выборах Н. Саркози осудили убийство в Стамбуле 19 января 2006 г. редактора армянской газеты «Акос» Гранта Динка и направили свои соболезнования родственникам убитого [10].
Проведение в 2006-2007 гг. года Армении во Франции выявило новый потенциал и перспективы развития многосторонних отношений между двумя странами. Значение визита президента Франции Жака Ширака в Армению с 29 сентября по 1 ок-
тября было исключительным как для дальнейшего развития двусторонних отношений, так и углубления отношений Армении с ЕС, а также в плане повышения международного авторитета Армении.
Второй президент Республики Армения Р. Ко-чарян 6 сентября 2007 г. принял делегацию, возглавляемую первым секретарем Социалистической партии Франции Франсуа Оландом (депутаты Рене Руке, Бруно Ле Рун, сторонник партии Карим Пакзад, члены западноевропейского комитета АРП Мурад Папазян и Ришар Ананян) [11], которые посетили Армению с ознакомительным визитом по приглашению армянской коалиционной партии АРП. В ходе визита были обсуждены вопросы армяно-французского сотрудничества. Президент Кочарян приветствовал также установление связей между армянскими и французскими политическими силами в лице Армянской революционной партии Дашнакцуцюн и Социалистической партии Франции.
Благодаря усилиям Социалистической партии и лично Франсуа Оланда, в октябре 2006 г. НС принял закон, устанавливающий уголовную ответственность за отрицание Геноцида армян. Закон был принят 127 голосами, против проголосовало 19 депутатов. Он предусматривал штраф в размере 45.000 € и тюремное заключение сроком до года [12].
17 октября 2007 г. в Армении с трехдневным визитом побывал мэр Марселя - Жан-Клод Годен, которого принял президент Р. Кочарян [13]. Мэр сообщил, что вместе с ним в Армению прибыла представительная делегация французских предпринимателей с целью стимулировать экономическое сотрудничество и активизировать работу французско-армянской торговой палаты. Отметим, что Жан-Клод Годен одним из первых поднял в Сенате Франции вопрос о Геноциде армян, и что его роль велика в вопросе признания последнего.
С конца марта 2006 г. французская компания Air France стала совершать регулярные авиаперевозки по маршруту Париж - Ереван - Париж. В сентябре 2006 г. одна из крупнейших французских компаний «Credit Agricole» стала самым крупным акционером банка «ACBA», и банк был переименован в ЗАО «БАНК АКБА-КРЕДИТ АГРИКОЛЬ».
В ноябре 2006 г. в Торгово-промышленной палате Парижа был проведен армяно-французский экономический форум, в котором участвовала правительственная делегация из Армении под руководством министра торговли и экономического развития РА Карена Чшмаритяна.
В марте 2007 г. Армения впервые в статусе почетного гостя приняла участие в 44-ой Парижской сельскохозяйственной ярмарке.
27 мая 2008 г. между правительствами Армении и Франции было подписано финансовое соглашение, согласно которому Армении будет предостав-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2015
59
лено 24.9 млн. евро на осуществление программы по усовершенствованию системы питьевой воды в Ереване [13].
7 октября 2008 г. в результате конкурса второго оператора сотовой связи Франс Телеком был признан победителем, предложив 51,5 млн. евро предварительных инвестиций и получив предварительную лицензию «Оранж Армения» в 2009 г., сделав дополнительные инвестиции в размере 70 млн. долларов США, с целью осуществлять деятельность не только в Ереване, но и в районах страны, вовлекая как можно больше населения [13].
Взаимопонимание, установившееся в 19982008 гг. между высшим руководством Республики Армения и руководством Французской Республики, тесные и частые контакты стали традиционными. Особое место занимает сотрудничество между представителями парламентов, органов местного самоуправления, что является редким не только для европейских стран. В лице Франции Армения приобрела в Европе партнера, который способствует развитию отношений Армении с европейскими структурами. В частности, речь идет о полезной вовлеченности Франции в рамках деятельности Минской группы ОБСЕ по урегулированию Карабахского конфликта.
Сегодня между 30 французскими и армянскими городами и административными единицами установлены тесные связи. Следует отметить, что на децентрализованном уровне взаимовыгодное сотрудничество продолжается и сейчас, оно включает все новые сферы муниципального управления, становясь все более эффективным.
Высокий уровень армяно-французского сотрудничества пока не в достаточной мере подкреплен сотрудничеством в других (например, военно-политических) сферах, а контакты на уровне представителей правительств двух стран происходят редко.
Библиографический список
1. Абраамян Г. История армянского народа: с древнейших времен до наших дней. - Ереван: ЕГУ, 2004. - 195 с.
2. Архив Национального Собрания Республики Армения: сводка отношений Армении и Франции 1998-2009 гг. - Ереван, 2012.
3. Историко-дипломатический архив МИД РА. - Ф. 5. - Д. 22.
4. Историко-дипломатический архив МИД РА. - Ф. 9. - Д. 47.
5. Информационный сайт Республики Армения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.news.am (дата обращения 23.07.2015).
6. Официальный сайт МИД РА. Информация об отношениях с Францией. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.mfa.am (дата обращения 24.07.2015).
7. Официальный сайт Министерства обороны Республики Армения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mil.am/1298097191 (дата обращения 21.07.2015).
8. «Проблема Нагорного Карабаха»: пути урегулирования. Парламентские слушания 29-30 марта 2005 г. - Ереван: 2006. - 470 с.
9. Сайт газеты «Аравот». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aravot.am (дата обращения 21.07.2015).
10. Сайт газеты «Собеседник». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sobesednik.ru (дата обращения 21.07.2015).
11. Текущий архив Министерства экономики РА. Справка об армяно-французских торгово-экономических отношениях. - Ереван, 2010.
12. La France et l'Armenie. Relations politiques. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-geo833/ armenie 456/france-armenie 1020/presentation 4410/ index.html#so 1)
13. Nikolay Hovhannisyan. The Armenian Genocide. - Yerevan, 2002. -570 р.
60
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ¿j- № 4, 2015