Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
В настоящее время в России предпринимаются определенные шаги по внедрению CALS-технологий, которые рассматриваются как инструмент организации и информационной поддержки всех участников создания, производства и использования на всех стадиях жизненного цикла продукции, сокращения издержек в процессах производства и эксплуатации и повышения уровня сервиса. Эффективное применение этого инструментария возможно на базе интегрированной логистической поддержки (ИЛП), являющейся «ядром» концепции CALS-технологий.
Интегрированный процесс поставок обеспечивает выбор комплектующих, кодирование изделий и запчастей, планирование закупок (поставок) и оперативный контроль за выполнением заказов. Система ИЛП обеспечивает предприятия оперативной и аналитической информацией в электронной среде, что делает межотраслевое взаимодействие участников авиационного рынка более эффективным и надежным. При этом решаются основные вопросы построения логистической системы поставок: определение структуры и состава процедур в системе поставок; выбор организационной формы и информационной технологии функционирования сети поставщиков и их взаимодействия с головным координационным центром; разработка механизма отбора и оценки функционирования поставщиков с учетом уровня организации производства, качества и стоимости поставок, наличия систем качества и современной инфраструктуры товародвижения.
Построение интегрированных логистических цепочек, объединенных в сеть, охватывает процессы от
проектирования изделий, закупок сырья и комплектующих, до поставок запчастей и агрегатов. Ведущей формой организации становится сетевая распределенная структура, ориентированная на логистические технологии. Экономической основой этого процесса становится стремление к снижению общих издержек и необходимость концентрации на предприятиях только профильных технологий и ресурсов [4].
Например, в случае с авиализингом логистический информационный центр будет являться инструментом управления системой поставки авиационной техники и запчастей к ней, обеспечивая «прозрачность» финансовых потоков и мониторинг за эксплуатацией воздушных судов в авиакомпаниях.
Таким образом, анализ и оценка эксплуатационных ресурсов позволит решать не только задачи по снижению затрат, но и создать современную технологическую базу по поддержанию летной годности воздушных судов, и повышению безопасности полетов.
Библиографические ссылки
1. «ROMB Consulting» : клуб закупщиков, информационный портал. URL: http://www.rombcons.ru/
2. «Adviss logistics» : портал по логистике. URL: http://www.adviss.ru/
3. «LogLink.ru» : логистический портал. URL: http://www.loglink.ru/
4. Управление запасами в цепях поставок : учебник. М. : Инфра-М, 2008.
© Солонцова Т. В., Казанцева М. Ю., Широченко Н. В., 2011
УДК 658
Н. С. Чернякова Научный руководитель - Н. Е. Гильц Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
РОЛЬ И СОСТАВ ЗАТРАТ, СВЯЗАННЫХ С ЗАПАСАМИ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК В АЭРОКОСМИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ
Проанализированы основные статьи затрат, связанные с запасами в цепях поставок в аэрокосмическом комплексе.
Аэрокосмический комплекс - это группа предприятий машиностроения, имеющая общей целью обеспечение аэрокосмической отрасли продукцией, необходимой для ее функционирования и развития. Таким образом, основным объектом рассмотрения является машиностроительное предприятие. Данное предприятие с точки зрения системного подхода является зачастую толкающей системой, работающей по заранее составленному жесткому плану производства. Недостатки такой системы в большей своей части связаны с запасами. Это такие, как: обязательное создание страховых запасов, которые предотвращают сбои в производстве в результате изменения спроса; замедление оборачиваемости оборотных средств в результате хранения запасов [3].
Так как запасы представляют собой материальную продукцию, ожидающую вступления в процесс про-
изводственного потребления или в процесс продажи, то они оказывают отрицательное влияние на деятельность предприятия:
- замораживают значительные финансовые ресурсы, которые могли бы быть использованы на другие цели;
- тормозят улучшение качества, так как организация всегда заинтересована в реализации имеющихся запасов, что сдерживает закупки новых;
- изолируют звенья логистической цепи и стадии бизнес-процесса;
- являются причиной расходов на содержание специально оборудованных помещений, а также оплату труда специального персонала;
- создают постоянный риск потерь в связи с возможной порчей или хищением продукции [1].
Секция «Современнее логистические технологии в развитии аэрокосмического комплекса»
Для того, чтобы избежать данного влияния необходимо определение затрат, связанных с запасами, играющих важную роль в управлении запасами. Эта процедура позволяет определить значения ключевых составляющих критерия оптимизации уровня запасов. Затраты, связанные с запасами, в своем стоимостном выражении представляют собой часть логистических издержек и составляют от 12% до 40% совокупных логистических затрат [2].
В учебной литературе затраты, связанные с запасами, включают:
- Затраты на закупку,
- Затраты на пополнение запаса,
- Затраты на содержание запаса [2].
Затраты на закупку запаса — расходы финансовых ресурсов на непосредственную закупку товарно-материальных ценностей запаса у поставщика.
Затраты на пополнение запаса представляют собой расходы материальных, финансовых, информационных, трудовых и других видов ресурсов, необходимых для обеспечения пополнения запаса. Они включают затраты при планировании, осуществлении и контроле закупки. Затраты на выполнение одного заказа включают постоянные затраты на подготовку, размещение, контроль исполнения и приемку одного заказа.
В состав затрат на выполнение одного заказа входят, например, затраты на следующие виды работ: на подготовку заказа; на анализ статистической информации по движению запаса; на поиск поставщика; на ведение переговоров; представительские расходы; на определение нужного объема заказа; на оформление заказа; на пополнение запаса; на передачу заказа; на контроль выполнения; на приемку заказа; на отслеживание процесса транспортировки заказа; на контроль качества поставки; на оформление претензий по качеству при необходимости; на регистрацию полученного заказа в компьютерной системе и пр.
Затраты на содержание запаса представляют собой расходы материальных, финансовых, информационных, трудовых и других видов ресурсов, необходимых для обеспечения сохранности и поддержания качества товарно-материальных ценностей, находящихся в запасе на определенной территории или на транспортном средстве.
К затратам на содержание единицы запаса могут быть отнесены:
1. Затраты на содержание склада: амортизационные отчисления на машины, оборудование и техниче-
ские средства; основная и дополнительная заработная плата работников склада и отдела снабжения, связанных с работой склада; стоимость аренды складского помещения; коммунальные платежи; расходы на оплату управленческого персонала; затраты на регламентные работы с хранимыми товарно-материальными ценностями; затраты на инвентаризацию запаса и пр.
2. Затраты на обеспечение движения запаса: оплата труда работников, задействованных в приемке; стоимость израсходованных при приемке материалов; расходы на подачу транспорта; расходы на погрузо-разгрузочные работы; затраты на транспортировку из зоны приемки к месту хранения; затраты на упаковку и затаривание; оплата труда работников, задействованных в отгрузке запаса со склада, и пр.
3. Расходы на обслуживание запаса: стоимость страхования; процент за полученные кредиты; налоги и пр.
4. Стоимость рисков, связанных с содержанием запаса: порча товарно-материальных ценностей в результате хранения; потери от естественной убыли; моральное старение; кражи.
5. Альтернативные затраты - финансовые затраты, замороженные в приобретенных товарно-материальных ценностях [2].
Таким образом, общие затраты на запасы будут представлять собой сумму всех вышеперечисленных затрат с определением точного списка работ для каждого подразделения, что способствует подробному анализу рассматриваемого вопроса, а значит и его применимости. Определение точного состава затрат, связанных с запасами, поможет в поиске дальнейшего пути сокращения затрат или уменьшения самих запасов, что, в свою очередь, освободит финансовые ресурсы, которые можно вложить в развитие деятельности предприятия.
Библиографические ссылки
1. Гаджинский А. М. Управление запасами в логистике // Справочник экономиста. 2008. № 2.
2. Стерлигова А. Н. Управление запасами в цепях поставок : учебник. М. : Инфра-М, 2008.
3. Теория логистики, методы решения задач по логистике. URL: http://log-lessons.ru/index.php/2009/ 11/push-and-pull-systems/
© Чернякова Н. С., Гильц Н. Е., 2011