Научная статья на тему 'Роль и место темперамента в процессе общения'

Роль и место темперамента в процессе общения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4098
447
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бекетова Ирина Владимировна

В статье рассматривается значение и оценка темперамента в учебном процессе студентов, в ходе их общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND PLACE OF TEMPERAMENT DURING THE PROCESS OF COMMUNICATION

The importance and estimation of temperament in the students' studying process during their communication is considered in the article.

Текст научной работы на тему «Роль и место темперамента в процессе общения»

2009

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Студенческая наука

№ 150

УДК 159.924.4:159.923.2

РОЛЬ И МЕСТО ТЕМПЕРАМЕНТА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ

И.В. БЕКЕТОВА

Статья представлена доктором философских наук, профессором Г араниной О.Д.

Статья подготовлена под руководством кандидата педагогических наук, доцента Агафонова А.В.

В статье рассматривается значение и оценка темперамента в учебном процессе студентов, в ходе их общения.

В ходе практических занятий по дисциплине «Психология и педагогика», изучаемой на первом курсе, составлялась индивидуально-психологическая характеристика личности, выяснилось, что среди двух групп студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью», имеет место соотношение типов темпераментов, показанное в табл. 1.

Таблица 1

Тип темперамента Число студентов в первой группе, относящихся к данному типу темперамента Число студентов во второй группе, относящихся к данному типу темперамента

1. Сангвиник 11 8

2. Холерик 12 3

3. Флегматик 1 1

4. Меланхолик 1 1

Как видно среди студентов первого курса данной специальности встречаются все 4 типа темперамента. Следовательно, попытавшись понять, какую роль играет темперамент в общении этих людей между собой, можно получить представление о роли и месте темперамента в ходе общения в целом. Эти сведения являются важными уже потому, что темперамент - это психическое свойство личности, которое отражает динамику поведения человека; свойство, которое остается постоянным у студента в течение всех пяти лет учебы в Университете и в дальнейшей жизни.

Из табл. 1. следует, что из 38 студентов 34 (89 %) - экстравертированные личности и только 4 студента (11 %) - интровертированные личности. Если провести анализ по типам темперамента, то сангвиников - 19 человек (50 %), холериков - 15 человек (39 %), а флегматиков и меланхоликов - по 2 человека, что в совокупности составляет 11 %.

Рассмотрим, как приведенное соотношение отражается на общении в нашей среде - среде студентов второго курса специальности «Связи с общественностью». Итак, первым рассмотрим сангвинический тип темперамента. Человеку с сангвиническим темпераментом присущи такие положительные качества, как целеустремлённость и настойчивость, большая подвижность и умение чётко и уверенно действовать в сложных условиях. Его отличают высокая продуктивность при динамической работе, оптимизм и склонность к юмору, общительность - сангвиник быстро сходится с людьми. Ему свойственны коллективизм, жизнерадостность, умение быстро найти контакт с окружающими. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными чувствами.

Анализ поведения студентов показал, что этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, всё время поддерживается новизна и

интерес впечатлений, то у сангвиника создаётся состояние активного возбуждения, и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется скука. Подтверждением этому являются, с одной стороны, написанные студентами, относящимися к данному типу темперамента, научноисследовательские работы, а с другой стороны - иногда несколько легкомысленное отношение этих же студентов к своим обязанностям при потере интереса к учёбе.

Таким образом, деятельность человека, относящегося к сангвиническому типу темперамента максимально эффективна тогда, когда он будет занят новыми интересными проектами, держащими его в напряжении.

Людям же холерического типа темперамента присущи быстрота реакции, подвижность и энергичность в деятельности. Чувства человека холерического темперамента сильные, быстро возникают и ярко проявляются; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко сказывается и в его деятельности: он с увлечением и даже страстью берётся за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъёмом, преодолевая трудности. В сложных условиях действует смело, самоотверженно, любит рисковать и преодолевать опасность. В общественной работе проявляет большую активность, критичность, инициативность, самостоятельность. Холерик весьма общителен, легко устанавливает эмоциональные связи, настойчиво стремится к лидерству, чрезвычайно чувствителен к общественному мнению и оценкам подчиненных.

При анализе поведения студентов, относящихся к данному типу темперамента, нельзя не отметить, что холерик - это, прежде всего, работоспособный и инициативный человек. Он выдвигает подчас фантастические идеи, азартно преодолевает трудности. Подтверждением тому является активное участие студентов, относящихся к данному типу темперамента в жизни университета. Но эта часть студентов одновременно является и наиболее конфликтной.

Флегматик же - человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне. В отношениях с другими людьми он спокоен, устойчив в своих эмоциях. Человек этого типа темперамента не будет спорить, в любой дискуссии он ограничится подведением итогов, причём мастерски учтёт мнение каждой из сторон. В то же время он не способен одновременно решать несколько задач, быстро переключаться с одного задания на другое.

При наблюдении за людьми этого типа темперамента нельзя не отметить проявления в их деятельности основательности, продуманности, упорства. Такой человек, как правило, доводит начатое до конца. В частности, одна из студенток, относящихся к данному типу темперамента, написала прекрасную научно-исследовательскую работу. Кроме того, флегматику свойственны надёжность в работе, уверенность и самообладание, упорство и настойчивость, умение терпеть и безропотно переносить тяготы и лишения, желание оказать любую помощь.

Что же касается меланхолика, то он чаще всего погружен в себя, предпочитает спокойную, хорошо знакомую ему обстановку. Одной из основных черт этого типа темперамента является глубина и постоянство чувств, которые хотя и возникают медленно, но отличаются большой силой и длительностью. Меланхолик легко уязвим, тяжело переносит обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у него выражаются слабо. Представитель меланхолического темперамента склонен к замкнутости и одиночеству, избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущается, проявляет большую неловкость в новой обстановке. Меланхолик испытывает неуверенность и даже страх пред старшим, волнуется перед получением нового задания, с большим трудом его выполняет. Но, несмотря на все это, необходимо отметить, что если организовать меланхолику спокойное рабочее место, то его работоспособность может поразить. При поддержке и размеренном ритме работы он способен творить чудеса.

Так, студентка, относящаяся именно к меланхолическому типу темперамента, является одной из лучших на нашем курсе. Кроме того, тонко чувствующий меланхолик очень восприим-

чив и наблюдателен, что делает его просто незаменимым в работе. Вместе с тем, меланхолик является самым надежным другом: повезло тому, у кого есть друг-меланхолик. В заключение необходимо отметить, что, проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства и недостатки.

Люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, легко и быстро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато к концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса. Напротив, те, кому свойствен темперамент меланхолического типа, отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. В целом же производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.

Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели.

Таким образом, тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к указанным динамическим особенностям деятельности. Однако необходимо отметить, что свойства темперамента существуют и проявляются не сами по себе, а в поступках человека в различных социально значимых ситуациях. Темперамент человека определенно влияет на формирование его характера, но сам характер выражает человека не столько как физическое, сколько как духовное существо. И все же знание типа темперамента и умение определить тип у конкретного человека или группы людей помогает человеку найти подход к конкретному человеку и лучше построить отношения с ним и в коллективе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агафонов А.В. Психология и педагогика: Тексты лекций. - М.: МГТУ ГА, 2004.

2. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента - к характеру и типологии личности. - М. : Владос, 2000

3. Белоус В.В. Темперамент и деятельность: Учебное пособие. - Пятигорск: ПГПИИЯ, 1990.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.

5. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - М. : НОРМА - ИНФРА, 2000

6. Маклаков А.Г. Общая психология. - М.: Просвещение, 1968.

7. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. - М.: Просвещение, 1964.

8. Немов Р.С. Практическая психология: Учебное пособие. - М.: Владос, 2002.

9. Петровский А.В. Общая психология. - М.: Просвещение, 1978.

10. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. - М.: Наука, 1984.

11. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М. : Прогресс, 1982.

THE ROLE AND PLACE OF TEMPERAMENT DURING THE PROCESS OF COMMUNICATION

Beketova I.V.

The importance and estimation of temperament in the students’ studying process during their communication is considered in the article.

Сведения об авторе

Бекетова Ирина Владимировна, студентка факультета менеджмента и общественных коммуникаций МГТУ ГА, область научных интересов — психология и педагогика, связи с общественностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.