Научная статья на тему 'О влиянии профильного обучения на формирование профессиональной направленности сельских старшеклассников'

О влиянии профильного обучения на формирование профессиональной направленности сельских старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ИНТЕРЕС / СКЛОННОСТЬ / НАМЕРЕНИЕ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / БАЗОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ / ПРОФИЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОФИЛЬНАЯ ГРУППА / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таньков Николай Николаевич

В статье рассматривается профессиональная направленность как одна из характеристик личности школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О влиянии профильного обучения на формирование профессиональной направленности сельских старшеклассников»

УДК 371

Танъков Николай Николаевич

Преподаватель кафедры романо-германской филологии Пензенского государственного университета, [email protected], Пенза

О ВЛИЯНИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СЕЛЬСКИХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Tankov Nikolai Nikolayevich

Is a teacher of the department ofRomance and Germanic philology at Penza State University, [email protected]. ru, Penza

ON THE INFLUENCE OF PROFILE EDUCATION ON VILLAGE SENIOR PUPILS’ VOCATIONAL PERSONALITY TREND

DEVELOPMENT

Развитие Российского общества, появление новых технологий, усиление конкуренции на рынке труда и, как следствие, возрастание требований к специалисту обуславливают необходимость формирования личностно-про-фессиональных компетенций уже на старшей ступени общего образования в процессе профильного обучения, возникновение которого является ответом на изменившийся социальный заказ к системе образования, когда от школы требуется создать условия для эффективного формирования профессиональной направленности старшеклассников. Поэтому уже в 9-х классах школы в рамках предпрофильной подготовки осуществляется профориентационная работа, направленная на формирование готовности учащихся 9-х классов к выбору профиля обучения. Однако, практика показывает, что даже в 10-11-х классах на этапе уже профильного обучения профориентационная работа часто носит случайный характер, что, на наш взгляд, обусловлено отсутствием учебно-методических пособий, целью которых являлось бы продолжение профориентационной работы, начатой в 9-м классе. Это приводит к тому, что старшеклассники, не определившиеся в отношении своего профессионального будущего, и, следовательно, нуждающиеся в профориентационной помощи, оказываются в ситуации, когда на их выбор, как правило, влияют родители, а в школе лишь изредка осуществляются разрозненные педагогические действия, оказывающие внешнее влияние на личность ученика. Всё это снижает эффективность формирования профессиональной направленности старшеклассников.

Формируемая в процессе профильного обучения профессиональная направленность старшеклассника рассматривается как одна из личностных характеристик школьника, выражающаяся в интересах, склонностях, мотивах выбора профессии и устойчивых намерениях на будущее, обусловливающая целенаправленную деятельность по подготовке к выбору профес-

сиональной сферы деятельности или пути получения дальнейшего образования [16] и характеризующаяся наличием у учащегося определённых знаний, умений и навыков.

Возможности профильного обучения для формирования профессиональной направленности сельских старшеклассников выявляются при анализе структуры профильного обучения и различных подходов к его организации.

Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования и федеральному базисному учебному плану - 2004 [5, с. 17], структура профильного обучения представлена тремя типами учебных предметов: базовыми общеобразовательными, профильными общеобразовательными, элективными курсами.

Анализ ряда работ, посвящённых исследованию проблем профильного обучения [2; 3; 6 и др.], а также особенностей каждого компонента структуры профильного обучения, позволяет сделать следующие выводы:

- предметы базового уровня предоставляют возможность формирования у учащихся ценностных ориентаций и стремления к самостоятельному добыванию и углублению знаний; обеспечивают широту восприятия учащимися различных направлений трудовой деятельности человека, способствуют формированию личностных качеств, необходимых для успешного профессионального обучения и дальнейшей трудовой деятельности;

- предметы профильного уровня и элективные курсы предоставляют возможность формирования у старшеклассников углубленных знаний и связанных с ними навыков и умений, необходимых для овладения желаемыми специальностями определенной профессиональной сферы; устойчивого интереса к профессии; стремления к самостоятельному добыванию и углублению знаний по интересующим предметам. Кроме того, они позволяют развить познавательные способности учащихся; познакомить их с профессиями современного производства, на которые ориентирован профиль обучения; способствуют удовлетворению их интересов и осознанию возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути. Таким образом, они позволяют сформировать индивидуальную траекторию развития школьников, учитывающую их личностные особенности, интересы и склонности, уточнить выбор сферы профессиональной деятельности;

- для успешной реализации возможностей профильных предметов и элективных курсов необходимо в содержание каждого профильного предмета и элективного курса ввести информацию о мире труда и профессий, особенностях профессиональной деятельности в определённой профессиональной сфере [3].

В результате принятия Правительством РФ Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования перед сельскими малокомплектными школами встаёт проблема полноценной профильной подготовки учащихся, что обусловливает необходимость разработки новых подходов к организации профильного обучения сельских школьников.

Результаты эксперимента по разработке и апробации моделей средних сельских школ (проводимого в соответствии с Концепцией реструктуриза-328

О ВЛИЯНИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ..

ции сети школ, расположенных в сельской местности) свидетельствуют о том, что многие регионы, как правило, стремятся к осуществлению сетевой организации профильного обучения, предложенной в Концепции профильного обучения [7; 8; 9; 10; 15]. Однако сдерживающим фактором для данного варианта организации профильного обучения может стать специфика дорожно-транспортной сети, которая во многом определяет стратегию про-филизации образования в сельской местности.

Учитывая реалии современного села, некоторые исследователи предлагают варианты обеспечения процесса профильного обучения в сельских малочисленных школах на основе:

- обучения каждого учащегося по индивидуальной образовательной программе с использованием индивидуального учебного плана;

- создания в классе профильных групп;

- открытия в школе профильного класса;

- самостоятельной работы (дифференцированной учебной деятельности учащихся на уроках, а также в домашних условиях, без непосредственного участия, но под руководством педагогов);

- очно-заочных или заочных форм обучения с использованием Интернета и соответствующих профилю компьютерных программ [1; 11; 18].

При наличии необходимых условий и возможностей в сельской школе могут быть реализованы любые из перечисленных вариантов организации профильного обучения. Организовать профильное обучение на основе последнего варианта, на наш взгляд, возможно посредством заключения договора с интернет-школами типа ПРОСВЕЩЕНИЕ. 1Ш (Ьир:/Л\г\у\у.т1ете1-school.ru/).

Однако анализ практики показывает, что наиболее приемлемой для сельского района, где нет школы-ресурсного центра или невозможно осуществлять подвоз учащихся, является организация профильного обучения на основе создания в классе профильных групп. Этот вариант организации профильного обучения сочетает возможности внешней дифференциации (создание профильных классов и элективных курсов) и внутренней дифференциации (учёт индивидуальных особенностей; использование индивидуальных учебных планов; изучение дополнительного учебного материала из профильного компонента учебного предмета).

Сущность рассматриваемого подхода, выделенная И. В. Фроловым [18], заключается в том, что в старших классах сельской школы выделяются профильные группы учащихся. Обучение в каждой из групп происходит по учебным планам и программам соответствующего профиля. При проектировании процесса обучения в таком классе для каждого учебного предмета предусматривается учебное время для раздельных занятий в профильных группах (в данном случае с учащимися каждой профильной группы проводится отдельный урок) и учебное время для совместных занятий (для этого профильные группы объединяются, и с ними проводится урок). На совместных занятиях в профильных группах применяется внутренняя диф-

ференциация, и в разные моменты урока одна из профильных групп (или несколько групп) изучает дополнительный учебный материал из профильного компонента учебного предмета.

Объединение возможностей внешней и внутренней дифференциации, по нашему мнению, может создать условия, способствующие формированию профессиональной направленности сельских старшеклассников.

Эффективность этого подхода к организации профильного обучения подтверждают результаты эксперимента по формированию профессиональной направленности старшеклассников в процессе профильного обучения в общеобразовательных сельских школах Пензенской области и мониторинга сформированности профессиональной направленности учащихся 10-х классов, проведённого в рамках эксперимента.

Целью констатирующего этапа эксперимента являлось определение исходного уровня сформированности профессиональной направленности сельских старшеклассников у учащихся в контрольной группе (далее - КГ) и экспериментальной группе (далее - ЭГ).

Проведённое на этом этапе комплексное диагностическое исследование позволило сделать ряд выводов необходимых для дальнейшей организации формирующего этапа исследования (в процессе диагностики использовались методики А. Г. Грецова [4] (семь качеств личности), Е. А. Климова (ДДО-20) [14], Г. В. Резапкиной (опросник профессиональных склонностей; опросник типа мышления) [13], Л. Ф. Шеховцовой (анкетирование) [19]).

1. Число неопределившихся с выбором профессии было незначительным (15,6% в КГ и 12,5% в ЭГ). В то же время среди определившихся существовало достаточное число учащихся, у которых не было запасного варианта выбора (25,9% в КГ и 20% в ЭГ), а среди определившихся и имевших запасной вариант выбора, лишь у 30% в КГ и 40,1% в ЭГ он соотносился с основным, что свидетельствовало о недостаточном уровне информированности учащихся об альтернативных вариантах выбора профессии.

2. В ЭГ у большинства учащихся отмечался средний и высокий уровни сформированности интереса к предметным областям: «человек-техника» (20% и 52% соответственно), «человек-человек» (64% и 20% соответственно), «человек-знаковая система» (52% и 32% соответственно).

3. В ЭГ у большинства учащихся отмечались слабо выраженные и выраженные склонности к: работе с людьми (52,2% и 21,7% соответственно), работе на производстве (52,2% и 17,4% соответственно), экстремальным видам деятельности (30,4% и 34,8% соответственно) и планово-экономическим видам деятельности (52,2% и 4,3% соответственно).

4. У большинства учащихся отмечался средний уровень сформированности профессиональных интересов (42,1% в КГ и 45,6% в ЭГ) и не выраженные профессиональные склонности (46,1 % в КГ и 46,4% в ЭГ соответственно).

5. У учащихся в ЭГ в основном преобладает предметно-действенное (95,8%), словесно-логическое (66,7%) и наглядно-образное (79,2%) мышление; также им присуща креативность мышления (87,5%).

330

6. 57,1% испытуемых в ЭГ успешно реализовали бы себя в профессиях, подразумевающих как работу в одиночестве, так и интенсивные межличностные контакты, работу в команде. 85,7% респондентов могли бы продуктивно работать как в ситуациях внешнего управления, так и в условиях повышенного риска. 84% тестируемых могли бы работать и там, где работник должен быть всегда вежлив, невозмутим, беспристрастен, и там, где потребуется творчество. 85,7% учащихся смогли бы комфортно чувствовать себя как в ситуациях, связанных с повышенной ответственностью, так и на более спокойной работе, где не требуется незамедлительно принимать решения.

7. К сожалению, 95% старшеклассников не связывают профессиональную карьеру, профессиональную успешность с жизнью на селе. Среди выбранных ребятами специальностей сельскохозяйственные профессии практически отсутствовали.

8. Типичными психологическими проблемами, связанными с профессиональным самоопределением, у сельских школьников, являются: рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии; несоответствие представлений о своих личностных качествах качествам и ценностям, обеспечивающим успех в конкретной профессиональной деятельности.

Обозначенные проблемы связаны с:

- незнанием школьниками своих способностей, возможностей, интересов и склонностей;

- отсутствием готовности к самостоятельному осознанному выбору профессии и планированию своей жизни;

- недостатком мотивации к профессиональной деятельности;

- отсутствием информации об альтернативных путях выбора профессии или продолжения образования;

- отсутствием информации о региональных потребностях в кадрах.

Исследование выявило необходимость проведения профориентационной

работы в 9-11-х классах сельской школы не только в процессе предпрофиль-ной подготовки (9 класс), но и в ходе профильного обучения (10-11 класс).

Выводы, сделанные в результате диагностики на констатирующем этапе эксперимента, свидетельствовали о недостаточном уровне сформированное™ профессиональной направленности старшеклассников сельских школ и поставили исследовательскую задачу - определить комплекс педагогических средств, способствующих формированию профессиональной направленности старшеклассников в процессе профильного обучения в общеобразовательной сельской школе.

На формирующем этапе эксперимента контрольная группа десятиклассников обучалась в соответствии с учебным планом информационно-технологического профиля [17]. В экспериментальной группе было организовано профильное обучение с выделением профильных групп.

В отличие от КГ, в ЭГ на основании выводов, сделанных в ходе констатирующего этапа эксперимента, были выделены следующие профильные группы учащихся:

- профильная группа 1, обучающаяся в соответствии с учебным планом социально-гуманитарного профиля (базовые учебные предметы: иностранный язык - 3 часа в неделю (далее - ч), математика -5 ч, естествознание - 3 ч, обществознание -2 ч, мировая художественная культура (МХК) - 1 ч, история -2 ч, география - 1 ч, основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) -1ч, физическая культура - Зч; профильные учебные предметы: русский язык - 3 ч, литература -5 ч, обществоведение - 3 ч);

- профильная группа 2, обучающаяся в соответствии с учебным планом информационно-технологического профиля (базовые учебные предметы: русский язык - 1 ч, литература - 3 ч, иностранный язык - 3 ч, история -2 ч, обществознание -2 ч, естествознание - 3 ч, физика -2 ч, ОБЖ - 1 ч, география - 1 ч, физическая культура - 3 ч; профильные учебные предметы: математика - 6ч, информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - 4ч);

- профильная группа испытуемых 3, обучавшихся по индивидуальным образовательным программам. Для каждого учащегося данной группы при активном его участии был составлен индивидуальный учебный план (ИУП) профильного обучения (базовые учебные предметы: русский язык -1ч, литература - 3 ч, иностранный язык - 3 ч, естествознание - 3 ч, обществознание -2 ч, история -2 ч, география - 1 ч; профильные учебные предметы: математика -6 ч, обществоведение - 3 ч).

При изучении предметов, содержание которых и количество отводимых на их изучение часов оказались одинаковыми для всех профильных групп, класс объединялся (иностранный язык, история, обществознание, естествознание, география, физическая культура, ОБЖ).

При изучении предметов, на изучение которых был выделен различный как минимум для 2-х групп объём учебных часов (русский язык, литература, обществоведение, математика, информатика и ИКТ, физика, МХК), группы обучались либо совместно (в одном учебном помещении), либо раздельно (в различных учебных помещениях). На совместных уроках профильных групп 1,2 и 3 изучалось содержание учебных предметов, являющееся общим для данных групп (русский язык, литература, математика). На совместных уроках профильных групп 2 и 3 изучалось содержание учебного предмета «математика» на профильном уровне. На совместных уроках профильных групп 1 и 3 изучалось содержание учебного предмета «обществоведение». На раздельных уроках профильные группы 1 и 2 осваивали содержание учебных предметов, являющееся различным для учащихся, входящих в их состав (профильная группа 1: русский язык, литература, МХК; профильная группа 2: информатика и ИКТ, физика).

В процессе преподавания профильных предметов и элективных курсов в ЭГ применялись различные формы организации учебного процесса (уроки-лекции, уроки-семинары, лабораторно-практические работы, творческие домашние задания) и методы обучения (исследовательский метод, метод проектов, учебные игры, дискуссии). Все перечисленные формы и методы

применялись с учётом включения в содержание профильных предметов и элективных курсов информации о мире труда и профессий, особенностях профессиональной деятельности в определённой профессиональной сфере, что позволило сделать процесс формирования профессиональной направленности более эффективным.

Эффективному формированию профессиональной направленности десятиклассников, входящих в ЭГ, также способствовала реализация элективного профориентационного курса «Основы выбора профессии», целью которого было формирование ценностно-мотивационной сферы личности сельских старшеклассников. На занятиях по данному курсу использовались различные профориентационные методы [12]: информационно-справочные, методы профессиональной психодиагностики, методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения, методы морально-эмоциональной поддержки.

На основе анализа динамики формирования интересов, склонностей и намерений учащихся, входящих в КГ и ЭГ, был сделан ряд выводов (в процессе мониторинга использовались методики Е. А. Климова (ДДО-20) [14], Г. В. Резапкиной (опросник профессиональных склонностей) [13], JI. Ф. Шеховцовой [19] и М. П. Гурьяновой (анкетирование) [11]).

1. В ЭГ вырос процент учащихся со средним и высоким уровнями сформированное™ интереса к различным предметным областям (с 45,6% и 27,2% до 53,8% и 36,2% соответственно), и снизился процент учащихся с низким уровнем сформированности интереса (с 27,2% до 10%). Вместе с тем, в КГ незначительно увеличился процент испытуемых с низким и средним уровнями сформированности интереса (с 27,9% и 42,1% до 29,6% и 44,3% соответственно), и уменьшился процент учащихся с высоким уровнем сформированности интереса (с 30% до 26,1%).

2. На заключительном этапе эксперимента в ЭГ увеличился процент учащихся с выраженными склонностями (с 14,5% до 23,1%), а в КГ данный показатель изменился незначительно (с 15% до 12,9%). При этом, и в КГ, и в ЭГ увеличился процент учащихся со слабой степенью выраженности склонностей (с 37,8% и 37,7% до 43,9% и 52,7% соответственно).

3. На конец эксперимента в ЭГ увеличился процент учащихся, определившихся с выбором профессии (с 87,5% до 93%). При этом в процентном отношении в КГ по данному показателю учащихся меньше чем в ЭГ (61,1% и 93% соответственно). И в КГ и в ЭГ вырос процент учащихся, имеющих запасной вариант выбора профессии (с 74,1% и 80% до 81,8% и 88,9% соответственно). В ЭГ значительно увеличился процент учащихся, у которых запасной вариант выбора соотносится с основным (с 40,1% до 75%), а в КГ данный показатель изменился незначительно (с 30% до 33,3%).

Результаты формирующего этапа эксперимента позволили сделать вывод о том, что уровень сформированности профессиональной направленности сельских старшеклассников повышается, если:

- осуществляется организация профильного обучения на основе выделения профильных групп;

- в процессе преподавания профильных предметов и элективных курсов проводится работа по ознакомлению учащихся с информацией о мире труда и профессий, особенностях профессиональной деятельности в определённой профессиональной сфере;

- организована реализация элективного профориентационного курса, нацеленного на формирование ценностно-мотивационной сферы личности сельских старшеклассников.

Библиографический список

1. Афонина, М. В. Формирование готовности старшеклассников к самостоятельной деятельности при профильном обучении [Текст]: дис. ... канд. пед. наук:

13.00.01 / Афонина Мария Владимировна. - Ижевск, 2006. - 170 с. - Библиогр.: с. 129-148.

2. Вербичева, Е. А. Организационно-педагогические условия перехода сельских школ на профильное дифференцированное обучение [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Вербичева Елена Александровна. - Новокузнецк, 2004.-237 с. ил. - Библиогр.: С. 117-128.

3. Гапоненко, А. В. Педагогические условия профессионального самоопределения старшеклассников в профильном обучении [Текст]: дис. ... канд. пед. наук:

13.00.01 / Гапоненко Альбина Вячеславовна. - Москва, 2003. - 203 с. ил - Библиогр.: с. 145-159.

4. Грецов, А. Г. Выбираем профессию: Советы практического психолога [Текст]/ А. Г. Грецов. - М: Питер, 2007. - 224 с.

5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. (Приложение к приказу Минобразования России от 18.07.2002 № 2783) [Текст]// Официальные документы в образовании. - 2002. -№ 27. - С. 13-33.

6. Кравцов, С. С. Профильное обучение в современной России: Теория и практика [Текст]/ С. С. Кравцов. - М.: Готика, 2007. - 296 с.

7. Модель «Ассоциация образовательных учреждений» (опыт работы Управления образованием администрации Красноярского края). [Текст] - М.: АПКиПРО, 2004. - 68 с. - (Эксперимент по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности).

8. Модель «Базовая опорная школа с сетью филиалов» (опыт работы Главного управления образованием администрации Псковской области). [Текст] - М.: АПКиПРО, 2004. -61 с.- (Эксперимент по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности).

9. Модель «Сельская профильная школа» (опыт работы Управления образованием администрации Новосибирской области). [Текст]- М.: АПКиПРО, 2004. -32 с. - (Эксперимент по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности).

10. Опыт работы Чувашской республики по апробации модели реструктуризации сети сельских школ. [Текст]- М.: АПКиПРО, 2004. - 36 с. - (Эксперимент по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности).

11. Профильное обучение в сельской школе России [Текст]: методическое пособие / Под ред. М. П. Гурьяновой. - М.: ИСПС РАО, 2005. - 240 с.

12.Пряжникова, Е. Ю. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/ Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 496 с.

13. Резапкина, Г. В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.

- 2-е издание [Текст]/ Г. В. Резапкина. - М.: Генезис, 2007. - 140 с. - (Психология для жизни).

14. Савченко, М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам: 9-11 классы [Текст]/ М. Ю. Савченко. - М.: ВАКО, 2008. - 240 с.

- (Педагогика. Психология. Управление).

15. Сельская школа как социокультурный центр села: нижегородский опыт реструктуризации сельской школы [Текст]/М-во образования и науки Нижегородской обл., Нижегор. Ин-т развития образования. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004. - 232 с.

16. Темербекова, А. А. Формирование профессиональной направленности личности школьника в условиях дифференцированного обучения: Пособие для учителей [Текст]/ А. А. Темербекова. - Барнаул: Изд-во АГУ, 2001. - 165 с.

17. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312) [Текст]// Официальные документы в образовании. -2004.-№ 16.-С. 3-38.

18. Фролов, И. В. Профильное обучение в сельской школе: Монография [Текст]/ И. В. Фролов. - Н. Новгород: НГПУ, 2006. - 297 с.

19. Шеховцова, Л. Ф. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе [Текст]: учебное пособие / Л. Ф. Шеховцова, О. В. Шеховцов. - СПб.: ООО Издательство «Северо-Запад»; Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 2006. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.