1. Бабков В. Ф. Дорожные условия и безопасность движения. - М.: Транспорт, 1988.
2. Волошин Г. Я., Мартынов В. П., Романов А .Г. Анализ дорожно-транспортных происшествий. - М.: Транспорт, 1987.
3. Оценка психофизиологического состояния организма человека («Статус ПФ») [Электронный ресурс] / В. И. Иванов, Н. А. Литвинова, М. Г. Березина и др. - Электрон. дан. и прогр. - Кемерово: КемГУ, 2001. -№ гос. регистрации 2001б10233.
4. Основы профессионального и психофизиологиче-
ского отбора / Н. В. Макаренко [и др.].- Киев: Наука думка, 1987. - 244 с.
5. Мишурин Б. М., Романов А. Н. Надежность водителей и безопасность движения. - М.: Транспорт, 1990.
6. Романов А. Н. Автотранспортная психология. - М.: Академия, 2002.
7. Хейккила В. М. Метод определения индивидуально-психологических предпосылок водительской деятельности // Вопросы психологии. - 1995. - № 6. - С. 113.
8. Широкая М. Ю. Новорожденный водитель. - М.: Интертест, 1997.
УДК/UDC 377.1 О. Ю. Ужан
O. Uzhan
РОЛЬ И МЕСТО ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
INTEGRATED LESSONS IN THE FORMATION OF ABILITIES OF STUDENS
В статье рассматривается проблема активизации учебно-познавательной творческой деятельности обучающихся за счет преодоления противоречия искусственного расчленения по предметному признаку, что вызывает потребность современного общества в использовании в процессе обучения интегрированных уроков. В результате реализации возможностей интегрированных уроков формируются творческие способности обучающихся, что способствует целостному восприятию картины мира.
In article the problem of activization of educational and informative creative activity of pupils at the expense of overcoming of a contradiction of an artificial partition on a subject sign that causes need of modern society for use in the course of training of the integrated lessons is considered. As a result of realization of opportunities of the integrated lessons creative abilities of students that promotes complete perception of a picture of the world are formed.
Ключевые слова, интеграция, интегрированный урок, творческие способности, творческая познавательная деятельность, разностороннее развитие личности, целостная картина мира.
Keywords: integration, integrated lesson, creative abilities, creative cognitive activity, versatile personality development, a complete picture of the world.
Современная система образования направлена на формирование высокообразо-
ванной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину, способной в постоянно меняющихся условиях проявить наиболее содержательную трудовую деятельность. Для профессионального образования наибольшее значение имеют связи между объектами, рассматриваемыми в разных учебных предметах по методам исследования и практическим действиям обучающихся; связи, объединяющие законы отдельных наук в более общие философские понятия; связи расчетно-измерительного характера; связи научных знаний с производственным процессом; связи между трудовыми функциями рабочих и специалистов в рамках профессий и специальностей.
Однако предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Практика работы показывает, что нередко одно и то же понятие в рамках конкретного учебного предмета определяется по-разному, такая многозначность научных терминов затрудняет восприятие учебного материала. Несогласованность учебных программ приводит к тому, что одна и та же учебная информация из разных дисциплин изучается в разное учебное время.
Таким образом, разобщенность предметов, их слабая связь друг с другом порождают
серьезные трудности в формировании у обучающихся понимания целостности картины мира. Вопрос об активизации учебно-познавательной творческой деятельности учащихся, о преодолении противоречия искусственного расчленения по предметному признаку вызывает потребность современного общества в использовании в процессе обучения интегрированных уроков.
Концептуальные основы целостности педагогического процесса были заложены А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинским, С. Т. Шацким. Именно в 20-50-е годы прошлого столетия данными педагогами на практике была раскрыта сущность единства и взаимосвязи процессов обучения учащихся. Они исходили из концептуальной позиции о необходимости целостного развития личности. По мнению А. С. Макаренко, личность не развивается по частям, но создается синтетически всей суммой влияний, которым она подвергается. Однако целостность развития личности предполагала прежде всего соединение образования с жизнью, с социальной средой.
Как показал практический опыт данных педагогов, именно интеграция учебных занятий способствовала созданию полноценных условий для совместной работы педагогов и обучающихся, обеспечивающих формирование у последних творческих способностей, содействовала саморазвитию личности.
Для определения роли и места интегрированных уроков в формировании творческих способностей обучающихся прежде всего выясним сущность интегрированных уроков и опыт их использования в образовании. При этом мы опираемся на теоретические и практические исследования в педагогике и наш опыт организации и проведения интегрированных уроков.
Наше исследование показало, что интегрированные уроки начали разрабатываться в образовании в середине 80-х годов XX века. Их возникновение связано с развитием интегрированного обучения и использованием интегративного подхода к обучению.
Интегрированный урок впервые был рассмотрен в трудах исследователей проблем образования В. С. Безруковой, М. Н. Берулавы,
О. М. Егорченко, Г. И. Ибрагимова, М. И. Махму-това, Н. М. Таланчука, Ю. С. Тюнникова и др. Появление интегрированного урока в образовании было следствием поиска исследователями и практиками форм организации обучения, способствующих осуществлению межпредметных связей, взаимосвязи учебных предметов. При
этом одни авторы (В. С. Безрукова, М. Н. Бе-рулава, О. М. Егорченко) причисляют интегрированный урок к одному из типов урока, другие (Н. М. Таланчук, Э. В. Попова) - считают интегрированный урок формой организации нового вида обучения: совмещенного (или бинарного), под которым понимается такая организация учебного процесса, которая включает в себя одновременное овладение теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками.
Т. Г. Браже [1], Н. В. Лямина [2], И. П. Подла-сый [3] и др. толкуют интегрированный урок как урок, в котором вокруг одной стержневой темы объединяется информация нескольких предметов. Иными словами, на интегрированном уроке изучается материал нескольких учебных предметов. Каждый предмет имеет свои цели и задачи, которые связывают воедино эти предметы.
Трудно не согласиться с мнением вышеназванных авторов, которые считают, что такой урок имеет ряд преимуществ: за счет объединения учебных дисциплин в единую взаимосвязанную систему научной информации интегрированный урок способствует информационному обогащению содержания обучения за счет включения интересного взаимодополняемого материала, который позволяет с различных сторон познавать обучающимся явление или предмет изучения в целом.
М. И. Махмутов, Г. Д. Кириллова, В. А. Они-щук, И. А. Халиуллин под интегрированным уроком понимают вариативную форму организации процесса целенаправленного взаимодействия преподавателей и учащихся, ориентированную на решение комплексных задач освоения информационной деятельности [4].
В данном определении интегрированный урок представляет собой взаимодействие преподавателей и обучающихся, направленное на взаимосвязь теоретических и практических действий. Объединение теоретического и практического обучения, смена видов деятельности, нацеленные на решение комплексных (системных, взаимосвязанных) задач, несомненно, поддерживают положительный эмоциональный настрой учащихся, обогащают содержание учебно-познавательной работы, снимают перегрузку. Признак взаимодействия преподавателей и обучающихся отражает существующую современную практику проведения интегрированных уроков. Такое определение понятия «интегративный урок» дает представление об уроке не как о статичной форме обучения, а как о вариативной и постоянно развивающейся форме организации процесса целенаправлен-
ного взаимодействия преподавателя и обучающихся.
По нашим наблюдениям, совместное творчество (преподаватель - студент) помогает обогатить процесс обучения глубокими знаниями об изучаемых явлениях, вызывает желание поделиться своими умениями, принести пользу в учебный процесс. Преподаватель и студент используют различные методы работы при изучении материала (поисково-исследовательский, проблемный, научный), включая опыт творческой деятельности обучающегося, делая акцент на субъективный, личностный смысл. Таким образом, интегрированные уроки перестраивают традиционную практику обучения и обеспечивают создание сотрудничества в принятии решений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса, формируют у студентов их способности к творчеству.
По мнению М. Н. Берулавы [5], на интегрированном уроке происходит синтез знаний различных учебных предметов, в результате которого образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое.
Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у обучающихся, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.
Таким образом, интегрированный урок -это урок, на котором осуществляются синтез и систематизация знаний различных дисциплин в единое целое, творческое взаимодействие преподавателя и обучающихся, в результате которых у обучающихся формируется целостная картина мира.
При подготовке интегрированного урока следует учитывать, что интеграция - это не простое соединение, а взаимопроникновение двух или более предметов, ведущее к единому целому. Отличие интегрированного урока от обычного состоит прежде всего в специфике учебного материала, на нем изучаемого. Чаще всего предметом изучения выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. Необходимо уметь находить точки соприкосновения между предметами.
Ю. А. Первин роль интегрированных уроков видит в развитии у обучающихся творческого стиля мышления. Творческий стиль мышления автор рассматривает как совокупность фундаментальных навыков и умений в виде планирования структуры действий, поиска информации, структурирования общения, построения проектов, моделей [6]. Творческий стиль мышления, по мнению Ю. А. Перви-
на, эффективно содействует формированию творческих способностей обучающихся. Способности, формирующиеся на интегрированных уроках, как отмечает автор, проявляются на протяжении всего процесса обучения (например, разнообразие идей, умения поиска и анализа, обобщения и систематизации информации, смекалка, способность достигать цели, нестандартное решение).
Задачи формирования творческих способностей обучаемого и интегрированное содержание уроков влияют на тематический отбор материала, на основе которого строится весь интегрированный урок. В ходе наблюдения за проведением интегрированных уроков нами выявлены следующие принципы интегрированного обучения:
• принцип формирования творческих способностей обучающихся на основе учета его индивидуальных особенностей;
• принцип целостности содержания обучения;
• принцип ассоциативных связей;
• принцип новизны.
Охарактеризуем указанные принципы.
1. Принцип формирования творческих способностей обучаемого на основе учета его индивидуальных особенностей. Формирование творческих способностей обучающихся базируется на формировании опыта творческой деятельности как интегративном целостном образовании, рассматриваемом как процесс и результат деятельности, обеспечивающей включение обучающихся в создание субъективно нового на основе применения усвоенных знаний, практических умений и актуализации личностных функций в различных ситуациях. Формирование творческих способностей обучающихся понимается как постоянно поддерживаемое на интегрированных уроках проявление комплекса умений, связанных с творческой работой с разными источниками информации, с работой в сотрудничестве, с самостоятельной работой, понимаемой не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию. Соблюдение этого принципа позволяет сформировать важнейшие умения: отбирать полезные и необходимые знания для жизни и учебы, использовать знания в нестандартных жизненных ситуациях и вызывать у учащегося потребность в овладении новыми знаниями и навыками, в создании новых схем решений и новых способов действий с целью применения их в практической профессиональной деятельности.
Опыт творческой деятельности обеспечи-
вает готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности, к развитию творческих способностей обучающихся. Последнее предполагает:
• самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
• видение новой проблемы в знакомой ситуации;
• видение новой функции объекта;
• самостоятельное комбинирование известных способов деятельности и новых;
• видение структуры объекта;
• альтернативное мышление, то есть видение возможных решений данной проблемы;
• нахождение принципиально нового оригинального способа решения, отличного от известных.
2. Принцип целостности содержания обучения, сущность которого заключается в организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, направленной на решение системы взаимосвязанных внутри- и межпредметных учебных проблем, понимание условности строгого деления общеобразовательных и спецдисциплин на отдельные образовательные области, стремление к формированию у обучающихся представления о целостной картине мира.
Само слово «целостный» предполагает взаимодействие в педагогическом процессе основных видов деятельности (репродуктивной, продуктивной и творческой). Целостность процесса обучения как комплексность его задач и средств их реализации находит выражение в определении взаимосвязанного соотношения знаний, умений и навыков, в согласовании процесса обучения и развития, в объединении знаний, умений и навыков в единую систему представлений о мире и способах его изменения. Принцип целостности содержания обучения проявляется в объединении, синтезе, взаимодополнении знаниями из смежных областей в рамках одного учебного предмета. Смысл данного принципа состоит в обеспечении единства подхода к построению каждого учебного предмета и ко всем учебным материалам.
Обучение как целостная система содержит в себе множество взаимосвязанных элементов: цель, учебную информацию, средства педагогической коммуникации педагога и обучающихся, формы их деятельности и способы осуществления педагогического руководства учебой и другими видами деятельности и поведения учащихся. Системообразующим понятием процесса обучения как системы выступают цель обучения, деятельность учителя (препо-
давание), деятельность учащихся (учение) и результат. Переменными составляющими этого процесса выступают средства обучения, методы обучения, материальные средства обучения (наглядные, технические, учебные пособия и др.). Основанием единства всех этих элементов является предметная совместная деятельность преподавания и учения. Благодаря их единству множественность и разнотипность разнокачественных элементов и связей образуют целостную систему обучения.
3. Принцип ассоциативных связей. Ассоциативная связь - это связь, возникающая в процессе мышления обучающегося между элементами его психики, в результате которой появление одного элемента в определенных условиях вызывает образ другого, связанного с ним; субъективный образ объективной связи между элементами, предметами или явлениями. В сущности принципа ассоциативных связей лежит кратковременная, условная генерация психических связей, отвечающих за предметное сходство. Основа мыслительного процесса сводится к операции анализа-синтеза, условных взаимосвязей. К примеру, мы видим предмет, подсознание его анализирует, а воображение синтезирует нечто подобное (в целом анализирует предмет, обстоятельства), встречавшееся ранее. Богатством и разнообразием, а также подвижностью ассоциаций, которыми обладает та или иная личность, определяются ее творческий потенциал, способность к усвоению и порождению новых знаний, гибкость, беглость мышления и другие творческие способности.
В связи с этим при разработке методики интегрированных уроков мы особое внимание уделяем проблеме развития и обогащения ассоциативных связей, формирования способности у обучающихся воспринимать и продуцировать на их основе новое знание. При построении ассоциативной связи, когда каждое понятие ассоциативно связано с предыдущим, студент переключается с одного предмета, явления или понятия на другой, имеющий с первым какую-либо точку соприкосновения. Это переключение обусловлено его личным опытом творческой деятельности, складом интеллекта, способностью определять сходство и различие явлений.
4. Принцип новизны предполагает использование на занятиях нового материала с целью поддержания интереса и мотивации обучения. Новизна материала для обучающихся может быть нулевой (материал обучающимся хорошо известен), относительной (материал для студентов представляет собой соединение ново-
го с уже известным) и абсолютной (материал для обучающихся совершенно новый). Новизна проявляется в различных компонентах интегрированного урока. Это прежде всего новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнера, условий общения и т. д.). Это и новизна используемого материала (его информативность), и новизна организации урока (его видов, форм), и разнообразие приемов работы.
Данный принцип подразумевает самостоятельность в деятельности обучающихся: возможность самим конструировать творческий проект, что приучает обучаемых творчески мыслить. Студенты самостоятельно планируют свои действия, активно общаются друг с другом, расширяют свои знания, совершенствуют свои умения и навыки творческой деятельности. В ходе интегрированного обучения обучающиеся воспринимают на каждом интегрированном уроке новую информацию о процессах, явлениях из разных учебных предметов, взаимосвязанную между собой в единое целое, в результате которого образуется новое качество знаний. Принцип новизны помогает обучающимся использовать ранее известную информацию в новых ситуациях и новых действиях.
Выделенные нами принципы соотнесены с образовательными и развивающими задачами, поставленными перед интегрированными уроками. Данные принципы расширяют содержание, средства и способы обучения, благодаря чему появляется возможность активизации учебно-познавательной деятельности студентов, ведущей к формированию их творческих способностей. Обобщенность знаний повышает творческий потенциал обучающихся и усиливает познавательную мотивацию процесса обучения, особенно при решении творческих задач (И. Д. Зверев, В. Н. Максимова). Интегрированное обучение, как полагают ученые, способствует развитию учебно-познавательной, творческой деятельности обучающихся на интегрированных уроках, содержание которых направлено на систематизацию знаний, отражающих связанность отдельных частей мира как единое целое, где все элементы взаимосвязаны [6].
На интегрированных уроках формируются творческие способности, которые проявляются на протяжении всего процесса обучения (например, разнообразие идей, умения поиска и анализа, обобщения и систематизации информации, смекалка, способность достигать цели, нестандартное оригинальное решение).
Анализ научно-педагогических исследо-
ваний и наши наблюдения определили следующие особенности интегрированных уроков:
• предметом анализа в интегрированном уроке выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах, в процессе изучения которой формируется целостная картина мира;
• содержание интегрированных уроков включает в себя не только основной изучаемый материал из разных дисциплин, но и новую реальность, то новое содержание, которое создается на основе осмысления этого материала обучающимися. Материал таких уроков показывает единство процессов в окружающем мире, позволяет учащимся видеть взаимосвязь разных наук;
• интегрированный урок выстраивается на объединении, систематизации, глубоком анализе и межпредметном синтезе нескольких учебных предметов вокруг определенной стержневой темы или главных понятий;
• конечной целью интегрированного урока является применение знаний в незнакомой, нестандартной ситуации, выдвижение новых гипотез и реализация теоретических знаний на практике, в ходе чего формируются творческие способности обучающихся и происходит осмысление целостности окружающего мира.
Единство мира во всех его проявлениях, разностороннее развитие целостной личности, формирование ее творческих способностей говорит о необходимости использования интегрированных уроков в обучении. Поскольку в интегрированном обучении рассматриваются разнообразные междисциплинарные проблемы, расширяющие рамки действующих программ и учебников, то следует подчеркнуть, что в ходе интегрированного урока происходит формирование творческих способностей обучающихся за счет систематизации знаний и создания единого целостного представления об изучаемом объекте из содержания разных дисциплин.
1. Браже Т. Г. Интеграция предметов в современной школе // Литература в школе. - 1996. - № 5. - С. І50-154.
2. Лямина Н. В. Интегрированные уроки - одно из средств привития интереса к учебным предметам // Начальная школа. - 1995. - № 11. - С. 21-25.
3. Подласый И. П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1996. - 631с.
4. Махмутов М. И. Современный урок. Вопросы теории. - М., 1981. - 192 с.
5. Берулава М. Н. Интеграция содержания образования. - М.: Совершенство, 1998. - 192 с.
6. Пак М. Теоретические основы интегративного подхода в процессе химической подготовки учащихся ПТУ: дис... докт. пед. наук. - М., 1991. - 308 с.