ское образование и наука. - 2010. - № 10. - С. 4-6.
6. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.
7. Кукушин В. С. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие. - Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2010. - 256 с.
8. Сластенин В. А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры //Управление со-
временной школы. Завуч. - 2009. - № 6. - С. 79.
9. Сластенин В. А. Педагогика: уч. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шия-нов. — М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.
УДК/ UDC: 371.31 О. Ю. Ужан,
преподаватель ГОУ НПО “ПЛ № 70”, г. Новокузнецк, аспирант Кузбасской педагогической академии, г. Новокузнецк, Кемеровская обл., Россия, profi70.70@mail.ru
Olga Uzhan,
teacher at the Primary Vocational College № 70 of Novokuznetsk, postgraduate student of Kuzbass Pedagogical Academy, Novokuznetsk, Kemerovo region, Russia, profi70.70@mail.ru
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СЛЕДСТВИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ INTEGRATED EDUCATION AS A RESULT OF MODERNIZATION OF EDUCATION
Модернизация образования предполагает не только обновление его содержания, но и активное использование инновационных технологий. Развитие познавательных творческих способностей обучающихся - традиционный объект педагогического исследования. В этом спектре инноваций выделяется интегрированное обучение. В результате реализации образовательных возможностей интегрированных уроков достигается целостное восприятие действительности, что способствует формированию научной картины мира.
Modernization of education involves not only updating its content, but also active use of innovative technologies. Cognitive development of creative abilities of students, is a traditional object of pedagogical research. In this spectrum of innovation stands out integrated education. As a result of realizing educational opportunities for integrated lessons a holistic perception of reality is achieved, which contributes to the scientific world picture.
Ключевые слова: интеграция, интегрированный урок, интегрированное обучение, интегративный подход, творчество, творческая познавательная деятельность, творческие способности, разностороннее развитие
личности, целостная картина мира.
Keywords: integration, integrated lesson, integrated education, integrated approach, creativity, creative cognitive activity, creative abilities, versatile personality development, a complete picture of the world.
Происходящие в обществе социальноэкономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии подготовки кадров в общеобразовательных учреждениях. Инновационная направленность деятельности преподавателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических нововведений, выступает средством обновления образовательной политики в системе начального профессионального образования.
Усиление интеграции содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин и введение новых учебных предметов требует постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения.
Интеграция учебных предметов приводит к более заинтересованному, лично
значимому и осмысленному восприятию знаний, что усиливает мотивацию, позволяет более эффективно использовать учебное время за счет исключения дублирования и повторов, неизбежных при преподавании разнообразных учебных предметов. Систематическое и органическое подкрепление понятий и навыков на новом предметном материале приводит к формированию у обучающихся умений использовать ранее полученные знания.
Реформирование системы образования, на наш взгляд, требует нового методологического подхода к его организации и содержанию, ключевая идея которого заключается в том, чтобы интегрировать учебный материал, уплотнить его, установить зависимости и межпредметные связи. Интеграция выступает как ведущая форма организации содержания образования на основе целостности восприятия обучающимися окружающего мира. Интеграцию как объединение разнородных ранее частей в единое целое на основе установления межпредметных связей между частями представляет интегративный подход.
По мнению Б. М. Кедрова, интегративный подход является комплексным методом, основными чертами которого выступают целостное рассмотрение, выделение главного фактора и группировки вокруг него остальных, выявление высшей степени развития данного объекта и ее соотношений с низшими ступенями, раскрытие взаимосвязи внутренней и внешней сторон объекта, нерасторжимость общего и частного при движении от общего к частному и от частного к общему [5, с. 141].
М. Н. Берулава, Д. И. Зверев, Ю. И. Дик, Г. Ф. Федорец, исследуя интеграционные процессы, отмечают, что интегративный подход к обучению обеспечивает интенсивный обмен информацией между темами различных учебных дисциплин [2, с. 42]. Это ведет в свою очередь к переконструированию имеющихся и образованию качественно новых знаний, характеризующихся высокой степенью обобщения вокруг ведущих положений, тем и идей учебного предмета, высокой степенью осмысления знаний, подвижностью применения их в новых ситуациях, переносу на новые изучаемые
объекты, явления и процессы, подвижностью свертывания знаний, повышения их деятельности и системности.
Н. Ю. Борисова под интегративным подходом рассматривает стратегию исследования интегративных процессов и синтез условий. В интегративном подходе к обучению автор не только видит процесс объединения, взаимосвязи, взаимопроникновения и синтеза компонентов содержания, но и отмечает роль интенсивных методик обучения в соответствии со специфическими условиями, задачами учебного заведения.
По мнению В. И. Загвязинского [4, с. 53], интегративный подход к обучению опирается на идею целостности обучения, выражающую единство целей, содержания, средств, форм и методов обучения.
М. Пак считает, что интегративный подход является методологическим подходом со своеобразной «призмой видения» всего учебно-воспитательного процесса, в основе которого - интеграция содержания и методов обучения [8, с. 7]. Д. И. Зверев, М. Пак отмечают, что интегративный подход обеспечивает целесообразное объединение и синтез компонентов содержания обучения внутри- и межпредметного характера, их обобщение на уровне фактов, понятий, теорий, идей, формирование целостной системы обобщенных знаний, способов и видов деятельности.
По мнению В. С. Леднева, интегративный подход означает реализацию принципа интеграции как одного из дидактических принципов обучения, взаимодействующего с каждым из них (принципами научности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, наглядности, связи теории с практикой, доступности и прочности знаний, учета индивидуальных особенностей обучающихся), требует создания педагогических условий для осуществления интеграции: от общетеоретического обоснования необходимости интеграции конкретных учебных дисциплин, определения оптимального уровня и формы интеграции предметов, точек сопряжения учебного материала, его ведущих идей, до координирования программ учебных предметов, использования соответствующих методов и приемов, средств обучения с целью
формировать целостные знания школьников о мире. Интегративные характеристики в значительной мере зависят от деятельности учителя, который и создает названные педагогические условия, реализуя интегративный подход к обучению [7, с. 22].
Структурные элементы интегративного подхода тесно взаимосвязаны между собой, но каждая из сторон имеет свои особенности, специфику. Связь между ними не означает растворение каждой из сторон в системе остальных.
Интегративный подход к обучению -это реальное воплощение интегративного принципа в процессе обучения: совокупность задач, содержания, форм, методов, приемов, средств в изучении взаимосвязанного материала родственных дисциплин для создания системных знаний школьников в данной области, влияющих на формирование целостного мировоззрения учащихся [4, с. 29].
Понятие «интегративный подход» раскрывается прежде всего через ряд признаков: целостность, многосторонность и единая образовательно-мировоззренческая направленность всех приемов и методов обучения, преемственность и последовательность в содержании, планомерность и согласованность в организации. Интегративный подход к обучению означает не односторонний, однолинейный, а многосторонний, многоплановый подход к делу. С точки зрения содержания и форм организации интегративность проявляется через единство всех этапов обучения - четкого и полного определения целей, задач, способов их реализации и анализа эффективности конечных результатов.
Интегративный подход позволяет комплексно реализовать идеи интеграции науки, культуры и образования. Концепция интегративного подхода направлена на преодоление разрыва между знаниями из разных учебных дисциплин, между теоретическими и практическими знаниями.
В соответствии с этим изучение дисциплин в режиме интегрированного обучения (под которым мы понимаем специально организованный процесс формирования целостной картины мира ученика за счет упорядочения, согласования, взаимодо-
полнения содержания научными знаниями различных учебных предметов на основе интеграции) предполагает создание соответствующей ориентировочной основы, позволяющей обучающимся выполнять новые действия с привлечением ранее усвоенных навыков. Обобщенное знание о предмете, в свою очередь, позволяет в любой момент исключить одни связи и мысленно включить его в новые связи в соответствии с заданной целью, то есть творчески мыслить.
Для эффективной реализации интегративного подхода в условиях начального профессионального образования необходимо создание специальной интегрированной программы обучения, отражающей основные аспекты, идеи, раскрывающие положения, понятия, факты и межпредметные познавательные задачи, активизирующие познавательную деятельность обучающихся. Интегративный подход обеспечит системность в организации учебно-воспитательного процесса, в предметной системе обучения, во взаимодействии разных видов дидактических связей между учебными темами, предметами.
Интегрированное обучение, может выражаться в виде интегрированных предметов и программ, основанных на знаниях и умениях из различных учебных дисциплин.
Цели интегрированного обучения достигаются по мере решения следующих задач в их единстве:
• обобщать межпредметные знания, способствующие повышению эффективности учебно-познавательной деятельности учеников;
• формировать творческие способности (умение анализировать, сравнивать, обобщать, переносить знания в новую ситуацию и т. д.);
• расширять познавательный диапазон научных представлений ученика о целостной картине мира;
• формировать разносторонне развитую личность.
Интегрированное обучение создает новые условия деятельности учителей и учащихся, являясь предпосылкой для развития творческой деятельности, помогающей погрузиться в проблемы смежных наук. Интегрированное обучение требует разно-
образия форм обучения, обеспечивающих эффективность восприятия обучающимися учебного материала.
Интегрированное обучение предполагает качественно новую форму обучения и характеризуется органичной целостностью на уровнях:
• содержательном, основой которого является единство диалектических связей, явлений, процессов, фактов, законов, однородность трактовок понятий, категорий;
• технологическом, обусловленном единством методов познания (диалектических, логических), опытом творческой деятельности учащихся;
• структурно-логическом, связанном с реконструкцией содержания базовых учебных дисциплин;
• функциональном, проявляющемся в направленности формирования целостной картины мира на основе ценностной ориентированности учащихся в процессе познания.
Наша точка зрения сводится к следующему: интегрированное обучение построено на усилении взаимосвязей всех компонентов содержания разных предметных областей (разделов программы), отражающего в той или иной степени целостную картину мира в его естественных взаимосвязях и взаимозависимостях и направленного на формирование знаний, умений и навыков, способствующих разностороннему развитию личности обучающихся.
Приведем несколько примеров интегрированных уроков, которые, по нашему мнению, способствовали эффективному формированию творческих способностей старших школьников: «Белое море», «Природный комплекс озера Байкал», «Человек и окружающая среда» - уроки истории, географии и биологии; «Экологический суд над химической промышленностью» - урок обществознания и химии; «Вас приглашает Северная Америка» - урок истории, географии и иностранного языка; «Остров Розовый в море Белом» - урок - экологический совет (география, биология); «Тихая моя родина...» - урок литературы и истории; «Путешествие в Африку» - урок английского языка и истории; «К 100-летию Государственной Думы» - урок истории и информа-
тики; «Происхождение Вселенной и жизни на Земле» - урок-«экскурсия» на передний край научной мысли (история, астрономия, физика, биология) и другие.
Проводя подобные уроки, мы убедились, что творчество учащихся активизируется даже в период подготовки к уроку. Материал усваивается глубже, поскольку установлены связи между процессами и явлениями. Знания приобретают осознанность, гибкость. Развиваются исследовательские навыки, школьники учатся принимать самостоятельные решения, активно участвуя в обсуждении проблемы.
Активизируется познавательная деятельность учащихся, так как большинство интегрированных уроков включает в себя элементы проблемного обучения. Считается, что проблемный характер обучения формирует у ученика противоречие между знанием и незнанием и вызывает у него потребность в активном восприятии и осмыслении нового учебного материала. Проблемное обучение является эффективным способом повышения интереса учащихся к урокам.
Важнейшим требованием к обучению является осознанность знаний. Это качество выражается в понимании учащимися связей между знаниями, в умении выделять существенные и несущественные связи, в познании способов и принципов получения знаний.
Исходя из анализа проведенных уроков, мы считаем, что критериями эффективности интегрированных уроков являются:
• активизация познавательной творческой деятельности учащихся, развитие познавательного интереса через проблемное обучение;
• вовлечение учащихся в самостоятельную практическую деятельность;
• развитие исследовательских навыков и умения принимать самостоятельное решение;
• формирование у учащихся современных представлений о целостности окружающего мира;
• формирование системного мышления и глубокое осознанное усвоение понятий;
• формирование творческих способностей обучающихся.
Практика показывает, что передача готовых знаний не всегда побуждает человека к стремлению выявлять и анализировать проблемы, определять пути их решения. Задача формирования у учащегося готовности к непрерывному самообразованию требует включения самообразования в учебный процесс как объективно необходимого для ученика занятия. Изменяется характер учебного процесса: сокращается доля готовой информации, получаемой учащимися от преподавателя, и возрастает удельный вес их самостоятельной работы, причем для приобретения новых знаний, а не только для закрепления имеющихся. Меняются и критерии оценки знаний учащихся. Высококачественными признаются ответы, в которых проявляется творческий подход к изучению материала, требующий владения приемами самостоятельной работы [6, с. 67].
Учащиеся на интегрированных уроках являются активными участниками учебного процесса, пытаются сами анализировать информацию при подготовке к уроку и во время его, выявляют проблемы, вырабатывают возможные пути решения поставленных задач. Остановимся на примере интегрированного урока на I курсе обучения по предметам физика и информатика (по теме: «Алгоритмические конструкции и программирование типовых задач. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»), проходившего в форме физической лаборатории.
На уроке учащиеся работали в группах - читали тексты параграфа, вычленяли основные алгоритмические конструкции, на их основе составляли блок-схемы, из дополнительной литературы находили методы определения ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока, изучали теорию эксперимента, разрабатывали методику проведения опыта. На уроке в ходе эксперимента были определены параметры источника тока, проведен сравнительный анализ методов, составлены линейные программы для решения типовых задач. На основе отчетов групп был составлен опорный конспект «Методы определения ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». Члены групп имели возможность в полной мере проявить свою индивидуаль-
ность: эрудицию в области информатики и физики, литературные, оформительские, ораторские способности при подготовке, проведении и анализе эксперимента.
Мы считаем, что для творческой учебной деятельности учащимся необходимо овладеть рядом сложных умений: анализировать исходную ситуацию, выделять проблему, выдвигать гипотезу, делать выводы. Умение самостоятельно обнаружить проблему позволяет глубже проникать в сущность явлений. Перечисленные умения необходимо последовательно развивать, широкие возможности для этого предоставляют интегрированные уроки.
Интегрированные уроки повышают уровень знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук; повышают уровень интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущих идей, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами; повышают познавательный интерес учащихся, проявляемый в желании активной и самостоятельной работы на уроке; включают учащихся в творческую деятельность, результатом которой является формирование их творческих способностей.
1. Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности. - М.: Знание, 1981. -192 с.
2. Берулава М. Н. Интеграция содержания образования. - М.: Совершенство, 1998. - 192 с.
3. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.
4. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. - М.: Педагогика, 1987. - 159 с.
5. Кедров Б. М. Взаимодействие наук. - М.: Наука, 1984. - 320 с.
6. Колесина К. Ю. построение процесса обучения на интегративной основе: дис....канд. пед. наук. -Ростов-на-Дону, 1995. -197 с.
7. Леднев В. С. Содержание образования. Проблемы структуры. - М.: Высшая школа, 1989. - 360 с.
8. Пак М. Теоретические основы интегративного подхода в процессе химической подготовки учащихся ПТУ: дис....докт. пед. наук. - М., 1991. -308 с.