Научная статья на тему 'РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В ИНТЕГРАЦИИ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КАВКАЗА В СОСТАВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ'

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В ИНТЕГРАЦИИ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КАВКАЗА В СОСТАВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
изобразительное искусство / живопись / русская литература / интеграция / Северо-Восточный Кавказ / Российская империя / fine arts / painting / Russian literature / integration / North-East Caucasus / Russian Empire

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абдулаева Мадина Изамутдиновна

В статье рассматривается художественное творчество, в частности, изобразительное искусство русских художников XIX в., как одна из мирных форм интеграции Кавказа в состав Российской империи. Многожанровое искусство мастеров кисти этого периода стало основой для формирования русско-кавказских связей в области изобразительного творчества. Позитивный опыт прошлого в области духовной культуры востребован сегодня, что придает актуальность подобным исследованиям. Изобразительное искусство русских художников на Северо-Восточном Кавказе несло идеи гуманизма и отражало историческую реальность периода Кавказской войны, а также являлось одной из форм мирной интеграции региона в состав Российской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ARTISTIC CREATIVITY IN THE INTEGRATION OF THE NORTH-EASTERN CAUCASUS INTO THE RUSSIAN EMPIRE

The article examines artistic creativity, in particular, the fine art of Russian artists of the 19th century as one of the peaceful forms of integration of the Caucasus into the Russian Empire. The multi-genre art of the brush masters of this period became the basis for the formation of Russian-Caucasian ties in the field of fine art. The positive experience of the past in the field of spiritual culture is in demand today, which makes such research relevant. The fine art of Russian artists in the North-Eastern Caucasus carried the ideas of humanism and reflected the historical reality of the period of the Caucasian War, and was also one of the forms of peaceful integration of the region into the Russian Empire.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В ИНТЕГРАЦИИ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КАВКАЗА В СОСТАВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ»

их по домам кубинских жителей, а тех, кого разместить не смог, отправил в Дербент. Жители обязаны были кормить постояльцев и угождать им. Это длилось в течение полугода» [2, с. 266]. Это взято у А.-К. Бакиханова, который дополнил картину еще одной интересной деталью: «Выдав из кубинских доходов определенную награду восьми тысячам лезгин, Шейх Али-хан остальные две тысячи привел в Дербент, чтобы удовлетворить из их тамошних доходов. Дербентцы, испытав подобно кубинцам притеснения, в течение двух дней подняли всеобщее восстание». Восстановив всех дербентцев против себя, Шихали-хан покинул город и уехал в Кубу, хотя Бакинский Мухаммед-хан II успокоил дербентцев, обещав устами «Шейх Али-хана в том, что лезгины сразу же покинут их» [2, с. 182].

Шихали-хан все же не смог смириться с потерей Дербента и поэтому, «поддержанный ширванским, шекинским и бакинским ханами, а также шамхалом и Акушинским обществом с обеих сторон окружили Дербент... После двенадцатидневной безуспешной осады Шейх Али-хан возвратился в Кубу» [1, с. 95].

Таким образом, присоединив Грузию, Россия не могла ограничиться тем, что соседние горные общества Дагестана все еще оставались не присоединенными. Поэтому политика присоединения новых территорий Кавказа продолжалась и после присоединения Грузии, и она набирала все большую силу и становилась активнее. Российское правительство стремилось ускорить процесс вступления союзов сельских обществ Нагорного Дагестана в ее подданство, так как от этого во многом зависела политическая ситуация и в покорной ей Грузии, вступившей в ее подданство уже в 1801 году. Не случайно Россия при налаживании отношений с горными обществами ставила перед ними единственное условие для этого - не нападать на соседнюю с ними Грузию, о чем сказано во многих письмах военных деятелей, находившихся на Кавказе, разным горным обществам, желавшим вступить в подданство России.

Литература и источники

1. Алкадари Г. Асари-Дагестан. Исторические сведения о Дагестане. - Махачкала: Юпитер, 1994.

2. БакихановА.-К. Гюлистан-и Ирам. - Баку: Изд-во «Элм», 1991.

3. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа, с 1722 по 1803 год. - СПб.,: Тип. Имп. Акад. наук, 1869.

4. ГаджиевВ.Г. Роль России в истории Дагестана. - М.: Наука, 1965.

5. Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. Т.3. - СПб., 1886.

6. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. - 1917 г.). Т. 2. - М.: Наука, 1988.

7. Мамаев М.И. Политические образования Нагорного Дагестана и их отношение с Россией в XVIII - начале XIX века. -Махачкала: Юпитер, 2004.

8. Русско-дагестанские отношения в XVIII - начале XIX в. Сборник документов. - М.: Наука, 1988.

References and Sources

1. Alkadari G. Asari-Dagestan. Istoricheskie svedeniya o Dagestane. - Mahachkala: Yupiter, 1994.

2. Bakihanov A.-K. Gyulistan-i Iram. - Baku: Izd-vo «Elm», 1991.

3. Butkov P.G. Materialy dlya novoj istorii Kavkaza, s 1722 po 1803 god. - SPb.,: Tip. Imp. Akad. nauk, 1869.

4. Gadzhiev V.G. Rol' Rossii v istorii Dagestana. - M.: Nauka, 1965.

5. Dubrovin N. Istoriya vojny i vladychestva russkih na Kavkaze. T.3. - SPb., 1886.

6. Istoriya narodov Severnogo Kavkaza (konec XVIII v. - 1917 g.). T. 2. - M.: Nauka, 1988.

7. Mamaev M.I. Politicheskie obrazovaniya Nagornogo Dagestana i ih otnoshenie s Rossiej v XVIII - nachale XIX veka. - Mahachkala: Yupiter, 2004.

8. Russko-dagestanskie otnosheniya v XVIII - nachale XIX v. Sbornik dokumentov. - M.: Nauka, 1988.

МАГОМЕДОВ НАЗИМ АБДУРАХМАНОВИЧ - доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник, Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН, г. Махачкала

MAGOMEDOV, NAZIM A. - Doctor of History, Professor, Chief Researcher, Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, Makhachkala.

УДК.94(47).07:75«18» Б01: 10.24412/2308-264Х-2024-6-32-37

АБДУЛАЕВА М.И. РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В ИНТЕГРАЦИИ СЕВЕРОВОСТОЧНОГО КАВКАЗА В СОСТАВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Ключевые слова: изобразительное искусство, живопись, русская литература, интеграция, Северо-Восточный Кавказ, Российская империя.

В статье рассматривается художественное творчество, в частности, изобразительное искусство русских художников XIX в., как одна из мирных форм интеграции Кавказа в состав Российской империи. Многожанровое искусство мастеров кисти этого периода стало основой для формирования русско-кавказских связей в области изобразительного творчества. Позитивный опыт прошлого в области духовной культуры востребован сегодня, что придает актуальность подобным исследованиям. Изобразительное искусство русских художников на Северо-

Восточном Кавказе несло идеи гуманизма и отражало историческую реальность периода Кавказской войны, а также являлось одной из форм мирной интеграции региона в состав Российской империи.

ABDULAEVA, M.I.

THE ROLE OF ARTISTIC CREATIVITY IN THE INTEGRATION OF THE NORTH-EASTERN

CAUCASUS INTO THE RUSSIAN EMPIRE

Key words: fine arts, painting, Russian literature, integration, North-East Caucasus, Russian Empire.

The article examines artistic creativity, in particular, the fine art of Russian artists of the 19th century as one of the peaceful forms of integration of the Caucasus into the Russian Empire. The multi-genre art of the brush masters of this period became the basis for the formation of Russian-Caucasian ties in the field of fine art. The positive experience of the past in the field of spiritual culture is in demand today, which makes such research relevant. The fine art of Russian artists in the North-Eastern Caucasus carried the ideas of humanism and reflected the historical reality of the period of the Caucasian War, and was also one of the forms of peaceful integration of the region into the Russian Empire.

Интеграция Северо-Восточного Кавказа в состав Российской империи была длительным и противоречивым процессом, завершающим этапом которого стала Кавказская война. Не заостряя внимание на военной составляющей, нам бы хотелось остановиться на формировании мирных скреп, позволивших сократить культурную дистанцию между двумя совершенно разными цивилизациями.

Очевидно, что роль культуртрегеров в этом процессе играли поэты, писатели, путешественники, художники, не только формирующие образ Кавказа для российского общества, но и способствовавшие установлению русско-кавказских культурных связей.

В начале XIX в. Кавказ для культурного российского общества, по сути, представлял собой terra incognita, несмотря на то, что уже известны были оды М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, посвященные Персидскому походу Петра I и походу графа В.А. Зубова в Прикаспийские провинции.

Интерес к Кавказу со стороны писателей, поэтов, художников мотивировался как историческим, так и эстетическим факторами. В начале XIX в. в русской литературе формировался романтизм, который наложил свой отпечаток на восприятие великолепной природы Кавказа и мужественной борьбы горцев за свою независимость. Именно в этом, романтическом ключе были написаны первые произведения о Кавказе вообще, о его населении, о войне, которую вели горцы. В данном контексте русские писатели А.А. Шишков, А.С. Грибоедов, А.И. Полежаев, А.А. Бестужев-Марлинский создавали в своих произведениях реалистические картины истории и быта горских народов. А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов становятся подлинными «певцами» Кавказа.

Кавказская война диктовала свои сюжеты как литературе, так и изобразительному искусству. Одним из самых популярных в литературе, в частности, стал мотив пленения. Вспомним «Плен у Шамиля» Е.П. Вердеревского, «Кавказский пленник» А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого. Этот же сюжет прослеживается и в творчестве А. Шишкова, А. Шидловского и других. Наряду с этим, в данных произведениях читатель попутно знакомился с бытом, образом жизни кавказских народов, с этнографическими особенностями. Публикации на страницах журналов «Современник», «Отечественные записки», «Пчела», «Полярная звезда», «Москвитянин» и других еще более популяризировали кавказскую тему в русском обществе, где в это время рос интерес к Востоку.

Большой вклад в решение проблемы культурного освоения нового пространств внесли русские художники, многие из которых были прикомандированы к военным частям во время Кавказской войны в качестве летописцев. В XIX в. на Кавказе побывало более 150 художников. Наиболее известные из них - Г.Г. Гагарин, И.М. Бабаев, Ф.А. Рубо, Е.Е. Лансере, П.Н. Грузинский, Ф.Ф. Горшельт, И.К. Айвазовский, В.Ф. Тимм и др. Среди них были и художники европейского происхождения, однако их искусство было проникнуто русским духом, они писали на сюжеты из русской истории и некоторые из них считали себя русскими. По этому поводу совершенно справедливо замечание искусствоведа Л.Г. Гейбатовой: «Следует признать, что определение «русские художники» в отечественной науке имеет более широкое и условное значение, находящееся вне прямой зависимости от этнической принадлежности и в большей степени связанное с самоидентификацией творческой личности, ее ментальностью и общественным

признанием профессиональных достижений художника, его вклада в развитие русского искусства» [1, с. 6].

Многостороннее творчество мастеров кисти: батальная и портретная живопись, кавказские пейзажи, национальный костюм горцев Северо-Восточного Кавказа - все это способствовало знакомству русского общества с кавказской культурой и, следовательно, приводило к развитию русско-кавказских культурных связей. Важно отметить, что творчество многих русских художников пришлось на период ожесточенных боевых действий Кавказской войны. Именно в это время, как подчеркивает известный кавказовед В.В. Дегоев, происходили революционные изменения, обусловленные «вторжением в местную традиционную, патриархальную среду русско-европейской цивилизации - динамичной, агрессивной искусительной» [2, с. 246].

Творчество русских художников XIX в., на наш взгляд, является одной из форм «мирной» интеграции региона в состав Российской империи.

Впервые соприкоснувшись с Кавказом они писали в приподнятом, романтическом ключе картины дивной природы и делали этнографические зарисовки горского быта и самих горцев.

Показательно в этом плане творчество князя Григория Григорьевича Гагарина (1810-1893), служившего в течении 10 лет на Кавказе, участвовавшего в сражениях, автора ряда батальных картин. Изучая мирную действительность, Г. Гагарин перенес на холст типажи практически всех народов и этнических групп Северо-Восточного Кавказа, о чем свидетельствует перечень его картин: «Горец из Аварии», «Девушка из Унцукуля», «Женщина из Темир-Хан-Шуры», «Чеченка» и др. [3, с. 170]. В частности, кисти Г. Гагарина принадлежит портрет знаменитого наиба Шамиля Хаджи-Мурата, созданный после бегства последнего к русским. Это единственный прижизненный портрет Хаджи-Мурата, который дает правдивое представление о его внешности.

В картинах Г.Г. Гагарина широко представлены также сцены мирной жизни горцев СевероВосточного Кавказа, где превалируют портреты простых людей. Не обошел стороной художник и представителей различных социальных слоев - от линейных казаков и заканчивая ханами и шамхалами.

В целом, картины Г.Г. Гагарина проникнуты чувством гуманизма и сострадания к горцам. Более того, будучи человеком широких взглядов, художник предложил в письме к военному министру князю А.И. Чернышову целую программу действий для будущего благоденствия горских народов, которая включала в себя строительство путей сообщения для развития торговли, организацию промышленного производства, которое позволяло занять население с выплатой достойной заработной платы и т.д. Лейтмотивом идей Г.Г. Гагарина стала фраза: «Надо, чтобы кавказец находил для себя столько же пользы принадлежать нам, сколько и мы в его удержании» [4, с. 212].

В столице Дагестанской области Темир-Хан-Шуре по эскизам Г.Г. Гагарина был сооружен великолепный Андреевский собор, прекрасно расписанный художником. По его же проекту был сооружен православный храм в честь Святого Георгия Победоносца в Дербенте [5, с. 61].

Уже после своего отъезда, Г.Г. Гагарин издал альбомы «Живописный Кавказ» и «Костюмы Кавказа», ставшие известными в России и за ее пределами. «Живописный Кавказ» - альбом, состоящий из 80 литографий, сопровождавшихся текстом графа Штакельберга на французском языке.

Спустя десятилетия, эти альбомы донесли до нас этнографические особенности костюмов наших предков, что не теряет своей актуальности сегодня. В произведениях Г.Г. Гагарина чувствуется глубокая внутренняя симпатия автора к горцам, в них нет противопоставления по принципу «свой» - «чужой». В силу этих причин создается ощущение некоторой приукрашенности, романтизации образов.

Среди тех, кто своим творчеством способствовал знакомству русской общественности с культурой народов Северо-Восточного Кавказа был Георг Вильгельм Тимм (1820-1895). Вильгельм Тимм родился в дачном местечке Зоргенфрей («свободный от забот») в семье рижского бургомистра, обрусевшего немца Фридриха Вильгельма Тимма. С 1835 по 1839 гг. В. Тимм учился в качестве вольноприходящего в батально-живописном классе Петербургской Академии художеств, под руководством Александра Зауервейда.

В 40-х годах, будучи уже известным художником, В. Тимм приехал на Кавказ. В официальном прошении на имя властей В. Тимм изъявил желание попасть в действующую

кавказскую армию для сбора материала [1, с. 55]. За свое недолгое пребывание на Кавказе В. Тимм собрал много впечатлений, воплотившихся в творчестве художника. Вернувшись с Кавказа, В. Тимм в 1851 г. стал издавать «Русский художественный листок», по мнению автора, призванный стать летописью России. «Листок» выходил три раза в месяц и содержал, в основном, литографические картинки, сопровождаемые текстом. В своем издании В. Тимм помещал также рисунки «превосходных рисовальщиков» какими являлись Г.Г. Гагарин, А.Ф. Чернышов, М.О. Микешин, К.Н. Филиппов, Ф.Ф. Горшельт, М. Зичи, Адольф и Иосиф Шарлемань и др. [6, с. 120].

Большое место на страницах «Листка» занимала дагестанская тема: исторические памятники древнего Дербента, пребывание Петра I в Дербенте, землянка Петра Великого, много сюжетов, посвященных Кавказской войне: портреты русских генералов, эпизоды сражений, виды аулов, потреты Шамиля и Хаджи-Мурата, портрет правителя Кази-Кумуха Агалар-бека и наиба Махти-Лая, образы простых солдат и казаков. Как отмечает искусствовед М.И. Магомедова-Чалабова: «Во всех работах художника бросается в глаза пристальная, серьезная, с большим чувством любви и уважения и к самому краю и к его жителям заинтересованность художника. В них нет ни тени пренебрежения, превосходства над изображенными, скорее всего превалируют чувства удивления и восхищения не только красотой края, но и ... его древней культурой, народным искусством, и, самое главное, самими людьми» [7, с. 75].

Особое место в издании В. Тимма отведено личности предводителя горцев СевероВосточного Кавказа имаму Шамилю. Знакомство В. Тимма с Шамилем произошло в сентябре 1859 г. в Санкт-Петербурге, куда пленный имам прибыл по приглашению Александра II. В течение 10 дней В. Тимм сопровождал Шамиля во время прогулок по городу, в театре, в Публичной библиотеке, в карете с сыном, в гостях у известного профессора Казем-бека, в 1 -м кадетском корпусе, где воспитывался старший сын Шамиля Джамалудин, взятый аманатом в битве при Ахульго [8, с. 299]. В. Тимму выпало написать портрет Шамиля, который впоследствии был также опубликован в «Русском художественном листке». Во время сеанса имам читал «нараспев, вполголоса книги духовного содержания» [8, с. 289].

Благодаря публикациям в «Листке», в русском обществе формировалось правильное представление о Кавказе, об истории и этнографии края, об обычаях горцев. Особый интерес вызвала подборка публикаций об имаме Шамиле, который предстал не только воином, но и духовно развитой личностью, что вызывало неподдельное внимание к его фигуре. По мнению Н.Ф. Мусаевой: «этот интерес отражал умонастроение русской общественности, которой были небезразличны даже автографы, сделанные на арабском языке в книге почетных посетителей Публичной библиотеки Шамилем и его сыном Кази-Магомедом. Четкая и красивая вязь арабского текста, оставленная ими, свидетельствует об уровне их восточной образованности» [6, с. 136-137].

Надо отметить, что В. Тимм был вторым после Теодора Горшельта, кто рисовал Шамиля с натуры. На его портрете имам изображен в полный рост, в непринужденной позе, при этом «полным внутренней силы и достоинства» [9, с. 84]. В. Тимм знакомил русского читателя с семейством Шамиля, с его жизнью в Калуге; на страницах «Русского художественного листка» были помещены литографии, посвященные смерти невестки Шамиля Каримат, изображен похоронный обряд в Дагестане. Еще ранее были опубликованы виды аулов Дагестана периода Кавказской войны. По мнению Н.Ф. Мусаевой: «В. Тимм в «Листке» как раз и старался раскрыть глаза обывателям и рассеять их невежество во взглядах на Кавказскую войну» [6, с. 128].

В данном случае речь идет об общих представлениях, характерных для отечественной читающей публики, которые претерпевают определенные метаморфозы, благодаря просветительской деятельности русских художников. Они создавали батальные полотна, посвященные значимым событием Кавказской войны, отражали «мирную» действительность, виды аулов, занятия населения, изображали горцев в их национальных костюмах. После «Русского художественного листка», много сделавшего в деле популяризации кавказской темы эту миссию продолжил еженедельный журнал искусства, литературы и общественно-политической жизни «Пчела», издававшийся в Санкт-Петербурге в 1875-1878 гг.

На страницах «Пчелы», в частности, публиковались письма и записки немецкого художника Теодора Горшельта - выдающегося баталиста и портретиста. Кавказ - заветная страна, окутанная дымкой мифологии, была предметом юношеских грез Т. Горшельта. Он начал рисовать ее еще в детстве, не видя воочию. После поездки в Алжир художник продал свою знаменитую

коллекцию картин и отправился на Кавказ. В 1858 г. он оказался в Тифлисе, где познакомился с грузинской культурой, нашедшей отражение в целом ряде его картин, а затем попадал в действующую армию - в Дагестан. Нужно отметить, что Т. Горшельт принимал участие в экспедиции барона И.А. Вревского против «лезгин», наравне с солдатами, за что получил орден Станислава 3-й степени. Эти события, в том числе благодаря меценатской деятельности Ю. Вревской, стали сюжетом для его картин: «Штурм аула Китури на Лезгинской линии, во время которого был смертельно ранен генерал Ипполит Вревский», «Перенесение по горам раненого ген. Вревского», «Бегство лезгинских всадников под русскими выстрелами» и др.

Художник принимал также участие и в экспедиции генерала Н.И. Евдокимова в Чечне против Шамиля, при штурме Ведено, а затем в походе князя А.И. Барятинского на Гуниб, ставшим заключительным аккордом Кавказской войны.

Кисти Т. Горшельта принадлежит знаменитая картина, отразившая во всей полноте и исторической достоверности, пленение имама Дагестана и Чечни Шамиля. На ней - в березовой роще, на большом валуне изображен фельдмаршал А.И. Барятинский в окружении военных чинов Кавказской армии, за ним унтер-офицер держит штандарт князя с родовым гербом. Всего на картине 40 портретов, включая самого художника. В центре композиции - имам Шамиль, при оружии, правая рука на поясе. Рядом с имамом очень колоритная фигура его верного мюрида Юнуса из Чиркея, с закатанными рукавами, готового в любой момент броситься на защиту своего имама. Картина с фотографической точностью отображает историческое событие. Вместе с тем, в ней чувствуется внутренняя экспрессия, которая пробивается сквозь застывшую тишину, повисшую над березовой рощей и отражается на бледном лице имама.

Картина «Пленный Шамиль перед главнокомандующим князем Барятинским 25 августа 1859 года» была написана в 1865 году. Выставленная художником в Мюнхене, она произвела сильное впечатление на современников [7, с. 73].

Теодор Горшельт является создателем большого «Кавказского военного цикла» из картин, акварелей и рисунков, который в полной мере и с присущим ему талантом отражает историю Кавказской войны, делая ее достоянием широкой общественности. За свое художественное творчество в 1860 г. Т. Горшельт был признан академиком, членом Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.

За картину «Штурм аула Гуниб 25 августа 1859 года», выставленную в 1867 г. на Парижской Всемирной выставке, художник был удостоен Большой золотой медали. Через два года, в 1869 г. в Мюнхене Т. Горшельт получил Почетную золотую медаль за картину «Казаки, возвращающиеся с пленными после набега» и рисунок «Русская артиллерия в Чечне». Другой рисунок - «Бегство лезгинских всадников с возвышенности» вызвал восхищение у лондонских любителей-коллекционеров [8, с. 223].

Таким образом, слава баварского художника Т. Горшельта перешагнула далеко за пределы Российской империи. Кавказская тема, помимо картин батального жанра, в его творчестве широко представлена образами горцев в графическом изображении («Лезгины», «Ногаец», «Тавлинец» и др.). Эти рисунки дают полноценное представление о типажах горцев Северо-Восточного Кавказа, с выраженными этнонациональными особенностями каждого, включая костюм. Безусловный интерес для широкой аудитории представляет повседневная жизнь населения Кавказа, строительство дорог в Дагестане и т.д.

Теодор Горшельт поднял на новую высоту художественное творчество баталистов, которое, по мнению известного искусствоведа Я. Тугенхольда, в России совсем отсутствовало, за исключением эпохи Николая Павловича [10, с. 146]. Искусство Т. Горшельта обогатило русско-кавказские отношения новой эстетикой, оно формировало у русского человека адекватное представление о борьбе горцев, об их культуре.

Русский художник Полидор Иванович Бабаев (1813-1870) служил в чине подпоручика артиллерии в Тифлисе. Его картина «Штурм укрепления Ахты в 1848 г.» является одним из первых батальных полотен на тему Кавказской войны и отражает драматические события, связанные с осадой и штурмом Ахтынской крепости войсками Шамиля. Художник не был свидетелем событий, картина написана год спустя. Однако П. Бабаев проделал огромную исследовательскую работу, беседуя с очевидцами событий и знакомясь с планом крепости, изучал местность. На

картине изображен один из фрагментов энергичного штурма крепости толпами горцев под флагом имама Шамиля.

Изображение защитников крепости отличается достоверностью, это реальные, исторические фигуры. История коменданта Ахтынской крепости полковника Рота и других защитников крепости вызвала живой интерес в России. Через несколько лет после этих событий, на сцене Императорского цирка в Санкт-Петербурге была поставлена пантомима П. Мердера «Блокада Ахты», которая пользовалась большим успехом у зрителей.

Знакомству русской публики с Кавказом способствовало и творчество известного художника Н.А. Ярошенко (1846-1898) - одного из художников-передвижников. Его кавказские этюды экспонировались на Передвижных выставках (XI и XVII) в 1883 и 1889 гг. под названием «Путевые заметки из путешествия по Кавказу» [7, с. 77].

Переосмысливая иную культуру, русские художники привнесли на Кавказ европейскую эстетику. Это нашло свое отражение в полотнах П.Н. Грузинского, Ф.А. Рубо, И.К. Айвазовского, И.Ф. Александровского, В.В. Верещагина и др.

Творчество русских художников, их полотна «позволили нам проследить, как менялось в русской художественной среде изображение быта и культуры другого народа, как от романтичности, поверхностного этнографизма художники постепенно переходят к реалистическому воспроизведению действительности» [7, с. 79]. Благодаря этому происходила трансплантация на Кавказ новых культурных ценностей.

Несмотря на войну, которая по идее должна формировать образ врага и делать отношения непримиримыми, русское искусство несет идеи гуманизма, сочувствуя борьбе горцев за независимость. Нам еще предстоит изучать процесс взаимодействия и взаимообогащения двух разных культур, памятуя о справедливых словах Я. Гордина: «Влияние Кавказа на русскую культуру в самом широком смысле еще не исследовано и не осознано» [11, с. 427].

Литература и источники

1. Гейбатова Л.Г. Дагестан в творчестве русских и европейских художников середины XIX - начала ХХ вв. - Махачкала,

2014.

2. Дегоев В.В. Большая игра на Кавказе: история и современность. - М., 2003.

3. Великая Е.В., Великая Н.Н. Мирные формы интеграции Северо-Восточного Кавказа в состав Российской империи (18011859 гг.). - Армавир, 2015. С..

4. Князь Г.Г. Гагарин о политике России на Кавказе. 1844. // Исторический архив. - 2004. - № 1.

5. Сергеев А.Ю. К истории создания церквей на территории Дагестана по проектам князя Г.Г. Гагарина. // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. - 2012. - № 183.

6. Мусаева Н.Ф. Дагестан в печатной графике русских периодических изданий середины и второй половины XIX века. // Вопросы дагестанской культурологии и религиоведения. Сборник научных статей. - Махачкала, 2006.

7. Магомедова-Чалабова М.И. Дагестанская тематика в творчестве русских художников XIX в. // Художественная культура Дагестана XIX века. - Махачкала, 1898.

8. ДоногоХ.М. Победит тот, кто владеет Кавказом. Миниатюры Кавказской войны 1817-1864. - М., 2005.

9. Коркмасов М.М. К иконографии портретов имама Шамиля. // Художественная культура Дагестана XIX века. - Махачкала, 1989.

10. ТугенхольдЯ. Проблема войны в мировом искусстве. - М., 1916.

11. Гордин Я. Кавказская Атлантида. 300 лет войны. - М., 2014.

References and Sources

1. Gejbatova L.G. Dagestan v tvorchestve russkih i evropejskih hudozhnikov serediny XIX - nachala HH vv. - Mahachkala, 2014.

2. Degoev V.V. Bol'shaya igra na Kavkaze: istoriya i sovremennost'. - M., 2003.

3. Velikaya E.V., Velikaya N.N. Mirnye formy integracii Severo-Vostochnogo Kavkaza v sostav Rossijskoj imperii (1801-1859 gg.). - Armavir,

2015. S..

4. Knyaz' G.G. Gagarin o politike Rossii na Kavkaze. 1844. // Istoricheskij arhiv. - 2004. - № 1.

5. Sergeev A.Yu. K istorii sozdaniya cerkvej na territorii Dagestana po proektam knyazya G.G. Gagarina. // Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2012. - № 183.

6. Musaeva N.F. Dagestan v pechatnoj grafike russkih periodicheskih izdanij serediny i vtoroj poloviny XIX veka. // Voprosy dagestanskoj kul'turologii i religiovedeniya. Sbornik nauchnyh statej. - Mahachkala, 2006.

7. Magomedova-Chalabova M.I. Dagestanskaya tematika v tvorchestve russkih hudozhnikov XIX v. // Hudozhestvennaya kul'tura Dagestana XIX veka. - Mahachkala, 1898.

8. Donogo H.M. Pobedit tot, kto vladeet Kavkazom. Miniatyury Kavkazskoj vojny 1817-1864. - M., 2005.

9. Korkmasov M.M. K ikonografii portretov imama Shamilya. // Hudozhestvennaya kul'tura Dagestana XIX veka. - Mahachkala, 1989.

10. Tugenhol'd Ya. Problema vojny v mirovom iskusstve. - M., 1916.

11. Gordin Ya. Kavkazskaya Atlantida. 300 let vojny. - M., 2014.

АБДУЛАЕВА МАДИНА ИЗАМУТДИНОВНА - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Дагестанский федеральный исследовательский центр Российской академии наук ([email protected]).

ABDULAEVA, MADINA I. - Ph.D. in History, Senior Researcher, Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences ([email protected]).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.