Научная статья на тему 'Северный Кавказ в литературе и искусстве России второй половины XIX века'

Северный Кавказ в литературе и искусстве России второй половины XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4640
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наследие веков
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / NORTH CAUCASUS / ДАГЕСТАН / DAGESTAN / РУССКАЯ КУЛЬТУРА / RUSSIAN CULTURE / РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / RUSSIAN CLASSICAL LITERATURE / ЖИВОПИСЬ / PAINTING / А. С. ПУШКИН / ALEXANDER PUSHKIN / М. Ю. ЛЕРМОНТОВ / MIKHAIL LERMONTOV / Л. Н. ТОЛСТОЙ / LEO TOLSTOY / В. А. СОЛЛОГУБ / VLADIMIR SOLLOGUB / В. Ф. ТИММ / VASSILY TIMM / Н. Я. ЯРОШЕНКО / NIKOLAY YAROSHENKO / Ф. А. РУБО / FRANZ ROUBAUD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джабаева Тахмина Чарагановна

Статья посвящена анализу проблемы отражения кавказских мотивов в произведениях русских писателей, поэтов и художников, посетивших Северный Кавказ во второй половине XIX в. Автор акцентирует внимание на исторических связях народов Северного Кавказа с русским народом, возникавшим в том числе и благодаря творчеству деятелей русской культуры. Исполненные художественного реализма и жизненной правды произведения, связанные с Кавказом, создали А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, писатели и поэты «серебряного века» русской культуры и представители советской литературы. Автор затрагивает ряд вопросов, связанных с творчеством русских художников, находивших в эстетике северокавказских ландшафтов уникальную основу для своих творений. Делается вывод о том, что кавказская тема в русской культуре выступала в качестве мерила таланта, объективности и нравственных убеждений художника, поэта или писателя показывал их гражданское сознание, приверженность к общечеловеческим идеалам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

North Caucasus in the Russian Literature and Art in the Second Half of the 19th Century

Thу article devoted to the analysis of the problems of reflection of the Caucasian motives in the works of Russian writers, poets and artists who visited the North Caucasus in the second half of the 19th century. The author focuses on the historical ties between the peoples of the North Caucasus and the Russian people, arisen in particular due to creative figures of Russian culture. Literary works associated with Caucasus were created by Alexander Pushkin, Mikhail Lermontov, Leo Tolstoy, writers and poets of the "Silver Age" of Russian culture as well as the representatives of Soviet literature. Those works are full of artistic realism and truth of life. The author raises a number of issues related to the work of Russian artists, who found unique basis for their creations in the aesthetics of the North Caucasus landscapes. It is concluded that the Caucasian theme of Russian culture acted as a measure of talent, objectivity and moral convictions of the artist, poet or writer, showing their civic consciousness, commitment to universal ideals.

Текст научной работы на тему «Северный Кавказ в литературе и искусстве России второй половины XIX века»

ДЖАБАЕВА Тахмина Чарагановна

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России с древнейших времен до конца XIX века Дагестанского государственного университета

г. Махачкала, Россия Takhmina Ch. DZHABAYEVA Cand. Sci. (National History) Assoc. Prof., Department of History of Russia since the Ancient Times to the End of the 19th Century

Dagestan State University, Makhachkala, Russia [email protected]

Северный Кавказ в литературе и искусстве России второй половины XIX века

North Caucasus in the Russian Literature and Art in the Second Half of the 19th Century

Статья посвящена анализу проблемы отражения кавказских мотивов в произведениях русских писателей, поэтов и художников, посетивших Северный Кавказ во второй половине XIX в. Автор акцентирует внимание на исторических связях народов Северного Кавказа с русским народом, возникавшим в том числе и благодаря творчеству деятелей русской культуры. Исполненные художественного реализма и жизненной правды произведения, связанные с Кавказом, создали А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, писатели и поэты «серебряного века» русской культуры и представители советской литературы. Автор затрагивает ряд вопросов, связанных с творчеством русских художников, находивших в эстетике северокавказских ландшафтов уникальную основу для своих творений. Делается вывод о том, что кавказская тема в русской культуре выступала в качестве мерила таланта, объективности и нравственных убеждений художника, поэта или писателя показывал их гражданское сознание, приверженность к общечеловеческим идеалам.

Ключевые слова: Северный Кавказ, Дагестан, русская культура, русская классическая литература, живопись, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, В. А. Соллогуб, В. Ф. Тимм, Н. Я. Ярошенко, Ф. А. Рубо.

Thy article devoted to the analysis of the problems of reflection of the Caucasian motives in the works of Russian writers, poets and artists who visited the North Caucasus in the second half of the 19th century. The author focuses on the historical ties between the peoples of the North Caucasus and the Russian people, arisen in particular due to creative figures of Russian culture. Literary works associated with Caucasus were created by Alexander Pushkin, Mikhail Lermontov, Leo Tolstoy, writers and poets of the «Silver Age» of Russian culture as well as the representatives of Soviet literature. Those works are full of artistic realism and truth of life. The author raises a number of issues related to the work of Russian artists, who found unique basis for their creations in the aesthetics of the North Caucasus landscapes. It is concluded that the Caucasian theme of Russian culture acted as a measure of talent, objectivity and moral convictions of the artist, poet or writer, showing their civic consciousness, commitment to universal ideals.

Keywords: North Caucasus, Dagestan, Russian culture, Russian classical literature, painting, Alexander Pushkin, Mikhail Lermontov, Leo Tolstoy, Vladimir Sollogub, Vassily Timm, Nikolay Yaroshenko, Franz Roubaud.

Во второй половине XIX в. в русской литературе значительно увеличилось число реалистических произведений о Кавказе, в частности о Дагестане. Одновременно повы-

силось внимание к изображению реального Кавказа и быта его народов. Таковы гениальные произведения Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Г. Успенского, М. Е. Салтыкова-Ще-

Наследие веков

2015 № 4

дрина, великих русских революционеров А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского и многих других писателей и поэтов России.

Значительное внимание Дагестану и его народам уделяли русские революционные демократы А. Герцен, Н. Добролюбов, Н. Чернышевский. А. Герцен в своих статьях критиковал антидемократические политические тенденции официозных произведений и высоко отзывался о горцах. Н. Г. Чернышевский посвятил движению горцев под предводительством Шамиля два произведения, это: повесть «Кормило кормчему» и рассказ «Знамение на кровле». В них в противовес официозной прессе, представлявшей политику царизма в розовых тонах, Чернышевский проявил глубокое знание того, что в это время происходило на Северном Кавказе. Он сумел воссоздать правдивые образы горцев, вскрыл социально - политическую причину, приведшие к поражению движения в горцев Дагестана и Чечни. [1, с. 122]

Конечно же, особого внимания к себе заслуживает творческая деятельность великого русского писателя Л. Н. Толстого на Кавказе. На Кавказе он находился с мая 1851 по 1854 гг. До приезда на Кавказ писатель знал об этих местах из книг и рассказов своего брата Николая. По приезду в край, во Льве Николаевиче вспыхнул к нему особый интерес, особенно к Дагестану. Толстой побывал во многих городах и аулах Северного Кавказа [2, с. 190].

Выдающийся ученый Ю. А. Жданов писал: «Творческое развитие великого гения Толстого как бы заключено в гигантскую кавказскую раму: в его начале - поэтические «Казаки», в его конце - страстный «Хаджи-Мурат».

1855 г. - Толстой написал «Рубку леса», в 1856 - «Кавказские воспоминания», в 1852 -повесть «Казаки», в 1872 - «Кавказский пленник», в 1904 г. - свой шедевр «Хаджи-Мурат», над которым проработал 20 лет. Толстой внимательно ознакомился с работой дагестанского этнографа А. Омарова «Воспоминания мута-лима» и факты из нее в «Хаджи-Мурат».

В «кавказских» произведениях Толстого красной нитью проходит мысль о том, что война противоестественна человеческой сущности. Будучи великим гуманистом Толстой, счи-

тал самым гуманным народное творчество, отсюда был его интерес к дагестанскому фольклору. В 1875 г. Толстой прислал подстрочника горских песен поэту А. А. Фету, в собственном переводе. Через Толстого горская тема проникла и вдохновила классическую русскую литературу и поэзию. Благодаря таланту Толстого, российский читатель все же имел хоть какую - то возможность узнать правду о жизни горного края.

Такую же возможность давали читателю работы В. И. Немировича- Данченко. В его произведениях «Кавказские богатыри», «Дагестанские захолустья» и др., написанных под влиянием романтических повестей А. А. Бестужева-Марлинского, дана правдивая картина быта, обрядов, религиозных представлений горцев. Одновременно творчество российских литераторов влияло на формирование дагестанской русскоязычной художественной интеллигенции. Отдельные местные авторы становились пионерами в таких жанрах как повесть, драма, роман. По мнению видного дагестанского литературоведа Гу-сейнаева А. Г. Омаров стал одним из основоположников дагестанской русскоязычной литературы». Даже в стихах поэтов, творивших на родных языках, таких как С. Стальский, О. Батырай, появляются русские слова, технические термины, образные выражения. К примеру, С. Габиев перевел стихи Лермонтова, Некрасова, басни Крылова. Кумык З. Батыр-мурзаев перевел повесть Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

Конечно же, было и другое, отрицательное влияние, российской литературы на становление местного художественного русскоязычного творчества. Такого рода литература была пропитана воинствующим шовинизмом. Одним из идеологов такой литературы был В. А. Соллогуб, чиновник по особым поручениям у наместника Воронцова. В 185556 гг. в Петербурге были опубликованы его сочинения в 5-ти томах; 5-й том целиком был посвящен Кавказу. Здесь можно было обнаружить целый «букет» оскорблений в адрес горцев. Соллогуб писал, что горцы похожи «скорее на орангутангов, нежели на людей... они не должны возбуждать ничего, кроме отвращения». Не отставал от Соллогуба и Е. И. Вердеревский, который несколько

Т. ч. Джябяевя • северный кявкяз в литературе и искусстве России...

лет был редактором газеты «Кавказ». В его памфлете «Шамиль в Париже и Шамиль поближе» есть такая фраза:«...народная масса состоит из жаждущих добычи извергов». В «Плену у Шамиля» этого же автора - целый набор фальсификаций, нелепостей, искажений и прямых оскорблений» [2, с. 233].

В одном ряду с такими авторами стоят В. Савинов - «Ших Мансур», «Два года в плену у горцев», М. Ливенцов «Михайло и Нина», М. Николаевич. В подобной литературе установился какой-то трафарет сочинять о горцах Северного Кавказа «неистовые повести», полные приключений с убийствами и резней, откровенно клевещущие на горцев. Однако такого рода очерки, повести и рассказы, как правило, подвергались резкой критике на страницах ведущих журналов и газет страны [1, с. 134].

Не обошли своим вниманием горный край и художники. Многокрасочность и красота Кавказа влекли к себе живописцев. Художники прибывали на Кавказ по разным причинам, с различными целями, при разных обстоятельствах, но, как правило, это происходило по доброй воле. По данным З. А. Гейбато-вой-Шолоховой на Кавказе за весь XIX в. побывало до 160 русских художников, из них более 60 в Дагестане. В произведениях многих этих художников Дагестан предстает «Кавказской Швейцарией», покоряющей своей красотою природы. На этих полотнах наряду с величественной красотой гор показаны фрагменты героической борьбы дагестанцев за свою свободу и независимость.

Свой след в истории Дагестана за XIX в. оставили такие художники как Г. Г. Гагарин, И. Ф. Александров, И. Н. Занковский, Т. Ф. Горшельд, И. К. Айвазовский, И. М. Бабаев, П. Н. Грузинский, Ф. А. Рубо, А. А. Шамиши-нов, Е. Е. Лансере, В. Ф. Тимм, В. В. Верищагин, Н. Я. Ярошенко, И. Александровский, Н. Г. Че-ренцов и др. [2, с. 247]

С 1858-1869 гг. в Дагестане жил и работал баварский немец Горшельд, ставшим единственным художником свидетелем пленения Шамиля в Гунибе. Он же оказался первым художником, написавшим портрет Шамиля с натуры. В 1865 г. его картина «Пленение Шамиля» была выставлена в Париже. 1868 г. - картина «Штурм Гуниба» получила

большую золотую медаль в Париже, а автор удостоился звания академика Петербургской Академии художеств за цикл живописных работ о Дагестане.

Известный критик 70-х гг. XIX в. А. Пра-хов пишет о впечатлении, произведенном картиной «Пленение Шамиля» на родине художника: «Энергичным реализмом в замысле и исполнении, как бы летописной точностью и простотой в композиции эта картина поразила германских художников... [3, с. 74]

Участником кавказских событий был художник В. Ф. Тимм, который пробыл в Дагестане с 1849 по 1850 г. Яркие впечатления от Кавказа направили деятельность В. Тимма на главное дело его жизни - издание журнала «Русский художественный листок». Тимм издавал свой «листок» в течение 11 лет, с 1851 г. по 13 номеров в год, [3, с. 75] там же публиковалось много рисунков посвященных Дагестану. Среди них были «Вид из окна Дербентской крепости», «Вид из аула Ахты», «Вид аула Ку-мух» и др. Более того, ему удалось встретиться с Шамилем в Петербурге. Художник провел с имамом немало времени, в результате появились такие рисунки, как «Прогулка Шамиля по Царскосельскому саду», «Шамиль у профессора Мирзы Казембека», «Прогулка Шамиля по улицам Петербурга», «Шамиль с сыном и мюридами в театре», «Посещение Шамилем императорской публичной библиотеки».

Последним из русских художников-современников Кавказской войны, отразившим ее в своих произведениях был П. Н. Грузинский (1837-1919). В 1862 г. была присуждена Большая золотая медаль академии художеств за картину «Последний штурм Гуниба». Отметим, что в этой работе молодого Грузинского нет ни исторических личностей, ни отдельных героев, здесь герой - это солдаты и горцы.

В 1872 г. художник закончил картину «Оставление горцами аула», за которую был удостоен звания академика. Это полотно экспонировалось на Всемирной выставке в Лондоне, а в 1873 г. на Всемирной выставке в Вене. Тему Шамиля развил и Верещагин. Он изобразил имама в белой черкеске на фоне гор.

Одной из жемчужин И. К. Айвазовского стала картина «Аул Гуниб», ставшая результатом его поездки по Кавказу и Дагестану в 1868 г. На панорамный уровень эту тему вы-

вел Ф. А. Рубо. В ряду Севастопольской и Бородинской панорам встала панорама «Штурм Ахульго». Это произведение действительно, было монументальным, демонстрирующим вершинный уровень развития искусства художника. Панорама имела в окружности 100 м., высоту 16 м. Ф. А. Рубо впервые написал панораму не на заказ, а по собственной инициативе. За это творение Ф. А. Рубо был избран профессором Баварской Академии художеств [3, с. 76].

Не раз побывал в Дагестане и выдающийся художник-реалист Н. Я. Ярошенко. Его кавказские этюды были экспонированы на XI Передвижной выставке 1883 г. под общим названием «Путевые заметки из путешествия по Кавказу». В конце 80-х гг. художник перехо-

дит от этюдов-портретов местности: «Гуниб», «Хунзах», «Чемодан - гора», «Облака в горах» к поискам пейзажа, который как бы синтезировал в себе его представления о природе Кавказа - «В горах Кавказа» (1888), «Среди облаков» - 1889 г. Выйдя в отставку Ярошенко, поселился на Кавказе, в Кисловодске [3, с. 77].

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что российский художественный взгляд на Кавказ на уровне живописи, поэзии и прозы был явлением в истории России. Кавказ при этом выступал катализатором, мерилом таланта, объективности и нравственных убеждений того или иного художника, поэта или писателя показывал их гражданское сознание, приверженность к общечеловеческим идеалам.

Использованная литература:

1. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. - 1917 г.) / под ред. А. Л. Нарочницкого. М.: Наука,

1988.

2. Рамазанов А. Х. Международные экономические связи и культурное развитие Дагестана в составе России в XIX - начале XX вв. Махачкала: Юпитер, 1997.

3. Художественная культура Дагестана в XIX в. / под ред. Д. М. Магомедова. Махачкала: Дагкнигиздат,

1989.

References:

1. Istoriya narodov Severnogo Kavkaza (konets XVIII veka - 1917 god) (The History of the Peoples of the North Caucasus (The End of the 18th Century - 1917)), Narochnitskiy, A. L., Ed., Moscow: Nauka, 1988.

2. Ramazanov, A. Kh., Mezhdunarodnye ekonomicheskie svyazi i kul'turnoe razvitie Dagestana v sostave Rossii v XIX - nachale XX veka (International Economic Relations and Cultural Development of Dagestan as a Part of Russia in the 19th - the Early 20th Centuries.), Makhachkala: Yupiter, 1997.

3. Khudozhestvennaya kul'tura Dagestana v XIX veke (Art Culture in the 19th Century), Magomedov, D. M., Ed., Makhachkala: Dagknigizdat, 1989.

Полная библиографическая ссылка на статью:

Джабаева, T. Ч. Северный Кавказ в литературе и искусстве России второй половины XIX в. [Электронный ресурс] / Т. Ч. Джабаева // Наследие веков. - 2015. - № 4. - С. 83-86. URL: http://heritage-magazine.com/wp-content/ uploads/2015/12/2015_4_Dzhabaeva.pdf (дата обращения дд.мм.гг).

Full bibliographic reference to the article:

Dzhabaeva, T. Ch., Severnyy Kavkaz v literature i iskusstve Rossii vtoroy poloviy XIX veka (North Caucasus in the Russian Literature and Art in the Second Half of the 19th Century), Nasledie Vekov, 2015, no. 4, pp. 83-86. http://heritage-magazine. com/wp-content/uploads/2015/12/2015_4_Dzhabaeva.pdf. Accessed Month DD, YYYY.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.