Н. А. Буданова
РОЛЬ ГУМАНИТАРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ
СТУДЕНТОВ ВУЗА
Работа представлена кафедрой социальных систем и регионального прогнозирования Читинского государственного университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор М. Ю. Швецов В статье рассмотрены вопросы, касающиеся роли гуманитарной технологии проектирования в процессе формирования профессиональной готовности студентов вуза на примере деятельности студенческой общественной организации (студенческой Юридической приемной) внутри вуза, что, по мнению автора, напрямую связано с подготовкой в вузе специалистов, получающих образование, которое должно отвечать современным требованиям социально-экономической ситуации в стране, давать возможность для развития личностных качеств и профессиональных компетенций у студентов.
Ключевые слова: гуманитарная технология проектирования, общественная организация, профессиональные компетенции.
N. Budanova
ROLE OF THE HUMANITARIAN PROJECTION TECHNOLOGY IN STUDENTS’ PROFESSIONAL PREPAREDNESS FORMING AT HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT
The paper views the role of the humanitarian projection technology by the example of a student public organisation s activity in a higher educational establishment. From the author’s point of view, this question is closely connected with young specialists ’ training, which must meet the requirements of the social and economical situation in our country nowadays, must give an opportunity for students ’personal and professional development.
Key words: humanitarian projection technology, public organisation, professional qualities.
Воспитание студенчества в настоящее время происходит в обстановке идеологического демократизма, расширения свободы действий, увеличения возможностей для проявления
самостоятельности и инициативы. Современное образование, с нашей точки зрения, необходимо рассматривать как совокупность равных составляющих: воспитания, обучения
и социализации личности. Развитие современного общества и системы образования предъявляют все более высокие требования к качеству подготовки выпускников вузов. Социокультурная среда вуза является интегративным фактором личностного становления студентов, влияние которого опосредуется через включение студентов в различные ее сферы. В связи с этим актуальны и исследования сфер социокультурной среды вуза, в нашем случае студенческой общественной организации - студенческой Юридической приемной Первичной профсоюзной организации студентов Читинского государственного университета, исследование тех возможностей и условий, которые эти сферы могут обеспечить для развития личностных и профессионально-компетентностных качеств студентов. Современный специалист по окончании вуза должен владеть не только специальными знаниями в соответствии с профилем работы, но и системой научного знания, методологией исследования, методологическим, творческим мышлением. Применяя в образовательной деятельности гуманитарные технологии и обучая владению ими на практике, мы имеем все предпосылки подготовки конкурентоспособного специалиста на современном рынке труда, а возможно, и лидера. Исходя из этого, можно сказать, что исследования в области применения гуманитарных технологий и, в частности, технологии гуманитарного проектирования, в современном образовании весьма актуальны и своевременны. Актуальность этой темы обусловлена и тем, что на сегодняшний день одно из важных требований к современному образованию - вооружить продуктивными способами, мнениями, научить приобретать, применять на практике, преобразовывать и вырабатывать самостоятельно новые научные знания в любой сфере будущей профессиональной деятельности. Именно поэтому обучение студентов приемам рефлексии, умениям делать соответствующие выводы по корректировке своих проектов должно занять гораздо большее место в образовательном процессе высшей школы.
Впервые о применении технологии (в общем смысле этого слова) в концепте образовательного процесса упоминает известный
всему миру Я. А. Коменский. Далее в эпоху индустриального, а затем и постиндустриального, общества, распространившиеся такие философские направления, как: прагматизм, сциентизм, бихевиоризм, позитивизм - дали главный толчок к развитию идеи гуманитарных технологий и дальнейшему их применению в различных сферах человеческой жизнедеятельности (в том числе и в сфере образования). Занимались изучением данной проблемы Д. Белл, Х. Фейер, Л. Моррис, Б. Скиннер, М. Уикс, М. Кастельс, Ф. Уэбстер, Г. П. Щедровицкий, Н. Г. Алексеев, П. Г. Щед-ровицкий, Ю. В. Громыко, А. П. Зинченко, В. И. Слободчиков, О. И. Генисаретский, В. М. Розин, А. С. Москаева, М. Г. Меерович,
B. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов, Е. С. Заир-Бек, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, ,М. В. Рац, О. В. Чуракова, И. С. Фишман, Н. О. Яковлева, В. А. Подорога, В. В. Мац-кевич, В. И. Загвязинский, С. Б. Савелова,
C. А. Крупник, В. В. Гура и многие другие. В настоящее время педагогические технологии современными авторами рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента, а также как гуманитарные технологии.
Учитывая современные политические, экономические, социальные условия в нашей стране, возникает необходимость говорить о том, что в системе высшего образования Российской Федерации необходимы новые концептуальные идеи развития, связанные с подготовкой молодых специалистов, получивших образование, которое отвечает современным требованиям социально-экономической ситуации на рынке труда, где востребованными, безусловно, окажутся специалисты с определенным набором личностных качеств, таких как компетентность, инициативность, коммуникабельность, толерантность, креативность, адаптивность и т. д. Управление воспитательной и общественной работой в вузе предусматривает большой и сложный специальный комплекс согласованных и скоординированных действий и процедур. В данную систему управления входят административно-управленческий аппарат вуза
и активные представители студенческого сообщества, которые ведут инициативную, отчасти самостоятельную, общественную деятельность по решению жизненно важных вопросов в организации обучения, быта, досуга, развитию социальной активности, поддержке социальных инициатив студенческой молодежи. Консолидация сил администрации и инициативного студенчества в вузах, с нашей точки зрения, в немалой степени сосредоточена в деятельности Первичных профсоюзных организаций студентов, так как именно здесь созданы все условия для конструктивного диалога в решении общих проблем и задач. Именно Первичные профсоюзные организации студентов наделены определенными правами и полномочиями, и именно здесь осуществляется разработка, принятие и реализация мер по координации деятельности общественных студенческих формирований, действующих в образовательном учреждении и не только. На наш взгляд, Первичные профсоюзные организации студентов вносят определенный весомый педагогический вклад в образовательный процесс вуза. Ставя перед собой цели в информационном обеспечении студентов, оказании юридической помощи, оказании материальной помощи, подготовке нормативной правовой базы с целью оказания помощи незащищенной категории студентов, организации трудоустройства студентов во внеучебное время, в получении студентами практических профессиональных навыков в областях права, социологии и т. д., навыков общения, в удовлетворении студентами потребностей в самореализации, саморазвитии, успешной социализации, Первичная профсоюзная организация ЧитГУ разработала проект студенческой Юридической приемной «Ваше право - наше дело». Затем данный проект был успешно претворен в жизнь и действует в ЧитГУ уже три года. Основные виды деятельности данной общественной организации - разработка проектов нормативноправовых документов по социальной защите студентов, принимаемых в университете, и практическое оказание юридической помощи в виде консультаций, семинаров и т. д. Развитие
и внедрение проекта Юридической приемной создало условия для получения молодежью минимума юридических знаний, первичной юридической помощи и, что немаловажно, условия для разработки дальнейших проектов уже в самой Юридической приемной на основе гуманитарного проектирования. Осуществление этого возможно через использование потенциала студентов-юристов и студентов других гуманитарных специальностей, которые нуждаются в прохождении практики. Этим самым в двухстороннем порядке решается еще одна проблема - становление качественно нового поколения юристов и специалистов-гуманитариев, соответствующих запросам подлинно демократического правового общества, получения ими опыта практической работы и навыков профессиональной деятельности. Студенты успешно проходят через процесс социализации, получая определенные навыки коммуникации и общения, что обусловливает их дальнейшую успешную социализацию в новых сферах деятельности после окончания университета.
Выступая в роли проектировщиков, разработчиков новых проектов Юридической приемной «Ваше право - наше дело» Читинского государственного университета, ее участники не только учатся работать в коллективе, но и развивают методологическое, творческое мышление, учатся технологии работы с «будущим», овладевают техниками управления, менеджмента и планирования деятельности организации, своей деятельности. Таким образом, на наш взгляд, нынешние участники Юридической приемной - это также в перспективе будущие менеджеры, лидеры и руководители в различных сферах деятельности. А руководитель Юридической приемной, в лице председателя Первичной профсоюзной организации студентов, с нашей точки зрения, в данном случае принимает на себя ответственность тьютора-педагога, становится генератором идей проектов, инициатором ситуаций мыследействования (термин Г. П. Щедровицкого) и координатора группы студентов-проектировщиков.