УДК 37
НА. Буданова
ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ (ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ)
В статье рассмотрены вопросы актуальности применения гуманитарных технологий в концепте системы образования в условиях современного постиндустриального общества, также описана модель интегрированной гуманитарной технологии и опыт ее использования в условиях студенческой общественной организации (на базе ЧитГУ). Статья может представлять интерес для преподавателей и представителей административного аппарата вузов.
Ключевые слова: гуманитарные технологии, эффективность образовательного процесса, профессионализация, педагогический менеджмент, модель интегрированной гуманитарной технологии.
NA. Budanova
THE HUMANITARIAN TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL SYSTEM: THE CONCEPT ASPECT (ZABAIKALSKIY REGION)
The article is devoted to the questions of actual use of the humanitarian technologies in the concept of educational system in conditions of post-industrial society, also the integrative model of humanitarian technology and the experience of its’ application in conditions of students’ community organization (on the base of ChitSU) are described. It interesting for teachers and managers of high education.
Key words: humanitarian technologies, effectiveness of educational process, professionalism, pedagogical management, model of integrative humanitarian technologies.
Профессиональное образование получается студенчеством в настоящее время в обстановке идеологического демократизма, расширения свободы действий, увеличения возможностей для проявления самостоятельности и инициативы. Всё это соответственно требует создания определенных условий. Современного студента необходимо вовлекать, а не обязывать, заинтересовывать, а не настаивать. Современное образование, по мнению многих, необходимо рассматривать как совокупность равных составляющих: воспитания, обучения и социализации личности. Развитие современного общества и системы образования предъявляет все более высокие требования к качеству подготовки выпускников вузов. Особую роль в повышении качества образования призвана сыграть его технологизация, понимаемая не как простое представление учебной информации в виде алгоритма, а как создание педагогически спроектированной информационно-образовательной среды учебного заведения, подключенной к мировому образовательному пространству и удовлетворяющей культурно-образовательные потребности современного молодого человека. На сегодняшний день в условиях кризиса в стране и сокращения кадров в системе образования перед администрациями и профессорско-преподавательскими составами высших учебных заведений встает вопрос эффективного педагогического менеджмента, что дает возможность современному студенту получить качественные знания при использовании минимума кадрового, материального и временного ресурса. Рассматривая педагогический менеджмент, мы берем за основу определение Л.И. Петровой. Педагогический менеджмент -комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, который способствует повышению эффективности последнего. Также данный вид менеджмента рассматривается как специфическая деятельность человека, базирующаяся на принципах научного управления, при этом под эффективностью управления образовательным процессом можно подразумевать определенный результат, выраженный определенными показателями. Хороший менеджер видит организацию как систему зависящих друг от друга элементов, результативность функционирования которых зависит от непрерывного развития и движения этой системы. Основными критериями эффективного управления является определенная множественность показателей, характеризующих результативность работающих организационных систем и подсистем [1].
Рассматривая управление как системное образование, можно выделить подход, в основе которого лежит построение иерархии взаимоотношений субъектов управления, выявление управляющей и управляемой подсистем управления. Наличие взаимообусловленных связей внутри системы делает ее саморазвивающейся. Системный подход в педагогическом менеджменте предполагает взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов системы. На сегодняшний день в практике и теории высшего профессионального образования сложилась неординарная ситуация, обусловленная как социально-экономическими, так и нормативно-правовыми факторами. Выход из сложившейся ситуации видится в более эффективной и корректной работе с информацией, технологиями. Необходимо постоянно учитывать взаимосвязь и взаимовлияние множества, казалось бы, разрозненных фактов, явлений, событий, т.е. выходить на системное видение предмета деятельности [3, с. 220]. Ю.А. Конаржевский, Н.С. Сунцов, В.А. Якунин и др. выделяют следующие функции управления: постановка цели, планирование или принятие управленческих решений, организация, контроль, регулирование (или коррекция) [1, с. 23], что, с нашей точки зрения, вполне может быть реализовано через применение гуманитарных технологий в образовательном процессе. Более того, в процессе применения технологий консультирования, проектирования, моделирования и как сопутствующих им технологий планирования и программирования.
Вопросы, связанные с профессиональным становлением студента, не являются новыми для современной педагогической науки. Особенно остро они встают сегодня, когда в педагогике высшей школы реализуется парадигма личностно-ориентированного образования. Трудно не согласиться с тем, что на становление личности студента влияет социокультурная среда вуза. В связи с этим встает вопрос системного подхода к изучению факторов, влияющих на становление личности студентов в высшем учебном заведении, и актуализируется проблема преобразования различных факторов в педагогические, впоследствии оказывающих скоординированное воздействие на развитие личности студента. Под становлением личности студента мы понимаем непрерывный процесс качественного самоизменения, самосовершенствования, в рамках которого под воздействием внутренних и внешних факторов формируются субъектная позиция учащегося в деятельности и общении, потребность в саморазвитии, самоутверждении. Социокультурная среда вуза является интегративным фактором личностного становления студентов, влияние которого опосредуется через включение студентов в различные ее сферы. Сегодня актуальны и исследования сфер социокультурной среды вуза (к примеру, студенческой общественной организации). На современном этапе фундаментализация обучения должна обеспечить условия для развития у студентов системного, целостного теоретико-методологического знания, научного, исследовательского, творческого стиля мышления, деятельности, общения. Проблема фундаментализации высшего образования приобретает сегодня одно из первостепенных значений. Это обусловлено, прежде всего, особенностями профессиональной деятельности выпускника вуза, которая является в значительной степени наукоемкой, интеллектуальной, творческой. Современный специалист по окончании вуза должен владеть не только специальными знаниями в соответствии с профилем работы, но и системой научного знания, методологией исследования, методологическим, творческим мышлением. В этом плане большую значимость имеют интеграция и целостность их естественнонаучной, гуманитарной, специальной и культурологической подготовки. Анализ современных педагогических исследований показывает, что значительное повышение эффективности фундаментализации обучения может быть обеспечено, если оно реализуется с применением современных образовательных, а именно гуманитарных, технологий. Применяя в образовательной деятельности гуманитарные технологии и обучая владению ими на практике, мы имеем все предпосылки подготовки конкурентоспособного на современном рынке труда специалиста а возможно и лидера. При этом «фундаментали-зация» и «профессионализация» в нашем понимании находятся в неразрывной связи, обеспечивают системность образовательного процесса высшей школы и тем самым предоставляют возможность выйти на уровень корректной формализации образовательного процесса и как следствие на количественно измеряемые показатели эффективности. Высшее образование, на наш взгляд, должно представлять целостную систему формирования человека, в которую вписывается как составляющая подготовка к профессиональной самореализации. Проблема формирования профессиональной готовности студентов вуза, с нашей точки зрения, заключается в том, что достижение вышеперечисленного, основываясь на идеях гуманизма, личностно-
ориентированного и системного подхода в образовательном процессе, требует четких алгоритмов действий и деятельности в работе со студентами. По мнению многих исследователей, в качестве алгоритмов действий и деятельности могут выступить гуманитарные технологии проектирования, консультирования, моделирование и их сочетание в формах работы общественной студенческой организации. Ибо еще Даниел Белл, представитель сциентистско-технократического направления социальной философии, высказал мысль о том, что технологии как инструментальные способы рационального действия являются главным детерминантом общественного развития. В настоящее время педагогические технологии современными авторами рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента, а также гуманитарные технологии. Непосредственное осуществление педагогического процесса связано с организацией взаимодействия педагогов и воспитанников. Характер этого взаимодействия определяется качеством осуществления педагогом относительно самостоятельной внешне проявляющейся организаторской деятельности.
Анализ понятия «технология» свидетельствует о том, что если на первых порах оно ассоциировалось в основном с производственной сферой деятельности человека, то в последнее время стало предметом многих психолого-педагогических исследований [2].
Управление воспитательной и общественной работой в вузе предусматривает большой и сложный специальный комплекс согласованных и скоординированных действий и процедур. В данную систему управления входят административно-управленческий аппарат (ректорат, руководители функциональных подразделений и служб, деканы факультетов, директоры институтов, филиалов) и активные представители студенческого сообщества, которые ведут инициативную, отчасти самостоятельную, общественную деятельность по решению жизненно важных вопросов в организации обучения, быта, досуга, развитию социальной активности, поддержке социальных инициатив студенческой молодежи. Консолидация сил администрации и инициативного студенчества, с нашей точки зрения, сосредоточена в деятельности различных студенческих общественных организаций. Одной из основных площадок для нашего исследования функционирования гуманитарных технологий в концепте образовательного процесса высшей школы послужила первичная профсоюзная организация студентов Читинского государственного университета, которая решает задачи по созданию оптимальной социокультурной среды, направленной на профессионализацию студентов вуза, творческое и профессиональное самовыражение, самореализацию и саморазвитие студентов. Ставя перед собой цели в получении студентами практических профессиональных навыков в областях права, социологии и т.д., навыков общения, в удовлетворении студентами потребностей в самореализации, саморазвитии, успешной социализации, первичная профсоюзная организация ЧитГУ разработала проект студенческой юридической приемной «Ваше право - наше дело». Затем данный проект был успешно претворен в жизнь. С нашей точки зрения, в процессе реализации гуманитарных технологий в деятельности данной студенческой общественной организации создаются все предпосылки для формирования профессиональной готовности студентов гуманитарных специальностей в вузе. Причем, деятельность такой организации мы расцениваем как внеучебную, направленную на профессионализацию студентов. Внеучебная деятельность, трактует О.Н. Бурлакова, — это неотъемлемая часть процесса качественной подготовки специалистов, целостной динамической системой учреждения высшего профессионального образования. Системообразующим фактором является цель - развитие активности личности студента, реализуемая во взаимодействии его с вузовским сообществом, окружающей социальной средой, в оказании поддержки и помощи студенту в профессиональной самореализации и творчестве, готовности отстаивать независимость, в становлении способности решать самостоятельно проблемы, в формировании готовности к будущей профессиональной деятельности, в умении работать в коллективе. Под профессиональной готовностью многие авторы рассматривают комплекс из сформированных компетенций в профессиональном направлении, навыков работы в коллективе, коммуникативных навыков, навыков работы в сфере делопроизводства, способности к рефлексии, сформированного методологического и творческого мышления, определенных личностных качеств студентов вуза, необходимых для будущей профессиональной деятельности молодого специалиста. Под профессиональной компетенцией в психолого-педагогической литературе понимается интегральная характеристика личности специалиста, отражающая степень владения знаниями,
умениями и навыками в той или иной области профессиональной деятельности, способность решать профессиональные задачи в реальной практической ситуации, умение человека жить и эффективно действовать в обществе. Во многом мы опирались на принципы и идеи опережающего образования, в основании которого лежит построение «живого знания». Гуманитарные технологии послужили опорной точкой экспериментальной части нашего исследования. В ходе формирующего эксперимента, длившегося более 3 лет и в котором приняли участие более 800 человек (представители профессорско-преподавательского состава, администрации ЧитГУ, различных структур и общественных организаций, студенты гуманитарных специальностей ЧитГУ, студенты вузов г. Читы), мы опирались на разработанную нами модель интегрированной гуманитарной технологии, которую можно представить в виде следующей схемы
Модель интегрированной технологии формирования готовности:
Данная технология при работе педагога с группой студентов - членов общественной студенческой организации - базируется на трех основных гуманитарных технологиях: консультирование, проектирование, моделирование («ядра» скомпилированной технологии). Технологии программирования и планирования рассматриваются нами лишь как сопутствующие им. Первая ступень - этап консультирования, является в своем роде подготовкой и антиципацией ко второй ступени - проектированию. В условиях гуманистической парадигмы образования одними из наиболее ценных для организации педагогического консультирования являются идеи, лежащие в основе гуманистических моделей консультирования. Педагогическое консультирование имеет двойственную природу: с одной стороны, оно является одной из функций педагогической деятельности в целом (субъектом являются преподаватели, воспитатели, администрация учебного заведения), а с другой - специфическим видом профессиональной деятельности отдельных специалистов (субъектами являются педагоги-консультанты, методисты, модераторы, супервизоры). В нашем исследовании мы склоняемся к мнению, что в сравнении с индивидуальной формой групповая супервизия как технология педагогического консультирования имеет ряд преимуществ. Во-первых, преимущество групповой супервизии состоит в возможности получения обратной связи. Как отмечает К. Рудестам, в процессе происходящих в группе взаимодействий осознается ценность других людей и потребность в них [3].
Под понятием «проектирование» мы подразумеваем деятельность, под которой в предельно сжатой характеристике понимается осмысление того, что должно быть. Этапами разработки гуманитарного проекта являются: 1) вычленение и формулирование проблемы, определение проектной идеи; 2) последовательная разработка проектного замысла; 3) собственно проект и его реализация. Результатами, которые достигаются и диагностируются в этих видах компетенций, являются саморазвитие, самосознание, саморегуляция, саморефлексия, самоопределение и самоконтроль, т.е. самосовершенствование личности.
Таким образом, при использовании гуманитарных технологий в образовательном пространстве мы имеем возможность реализовать предложенный нами замысел: развивать способность; анализировать информацию и знания, которыми будущий специалист будет пользоваться для принятия решений; самосовершенствоваться и саморазвиваться. С нашей точки зрения, подобная деятельность студентов в условиях общественной организации, основанная на технологиях консультирования, проектирования и моделирования, отвечает не только запросам времени и общества, но и потребностям личности в самореализации, самоутверждении, самовыражении и реальным условиям организации учебно-познавательной, в то же время творческой и мыслительной деятельности в вузе.
Литература
1. Петрова Л.И. Основы управления педагогическими системами: учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 349 с.
2. Сластенин В.А. Педагогика. - М.: Академия, 2007. - 370 с.
3. Сластенин В.А. Педагогическое консультирование. - М.: Академия, 2006. - 320 с.
4. Швецов М.Ю. Теоретические основы системно-информационного анализа работы высшей школы. - Чита; М.: Экспресс-изд-во, 2001. - 220 с.
Буданова Наталья Александровна, ассистент кафедры языкознания и культурологи зарубежных стран Читинского государственного университета. E-mail: [email protected].
Budanova Nataliya Aleksandrovna, assistant of department of language and culture studies of foreign countries, Chita State University. E-mail: [email protected]
УДК 37.013.32
О.Н Гринвальд
СПОСОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ
ЮРИСТОВ
В статье рассмотрены способы педагогической деятельности в области юридического образования, нацеленные на формирование социально-этической компетентности студентов - будущих юристов: введение дополнительного содержания образования, использование интерактивных методов и технология портфолио.
Ключевые слова: социально-этическая компетентность, содержание образования, кейс метод, имитационные игры, технология портфолио.
O.N. Greenva/d
THE WAYS OF EDUCATIONAL ACTIVITY ON THE DEVELOPMENT OF SOCIAL-ETHICAL COMPETENCE OF STUDENTS OF LAW
The article is devoted to the ways of educational activity in sphere of legal education, aimed at the development of social-ethical competence of students of law: introduction of additional educational content, use of interactive methods and portfolio technology.
Key words: social-ethical competence, educational content, case method, imitation games, portfolio technology.
Качество подготовки специалистов в системе высшего образования определяется степенью соответствия его личностных и профессиональных характеристик определенным социально значимым требованиям. К профессиональной юридической деятельности в обществе предъявляются повышенные этические требования. Это прежде всего связано с тем, что юридическая деятельность носит государственный характер, т.к. юрист в большинстве случаев является должностным лицом, представителем власти, осуществляет властные полномочия. Наличие у специалиста в области права требуемых юридической этикой знаний, умений, навыков, мотивационно-ценностных ориентаций и морально-волевых качеств является одним из непременных условий формирования правового государства и доверия общества к органам власти и правосудия, веры в их справедливость, является важнейшим гарантом законности.
Большинство нормативных документов, регулирующих деятельность правоприменителя, -федеральный закон “О прокуратуре РФ”, Кодекс судейской этики, Кодекс адвокатской этики, Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, иные нормативные акты, а также квалификационные требования ГОСа ВПО по специальности “Юриспруденция” - содержат морально-этические требования к его деятельности и личности [1]. Отступление от этих требований рассматривается как показатель низкого уровня квалификации специалиста.
Современное высшее профессиональное образование в России предполагает как конечный результат образования формирование компетентности выпускника. Необходимость представ-