Научная статья на тему 'Роль гуманитарного сотрудничества в развитии интеграции приграничных регионов стран «Славянского треугольника» СНГ'

Роль гуманитарного сотрудничества в развитии интеграции приграничных регионов стран «Славянского треугольника» СНГ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
320
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНЫЕ СВЯЗИ / ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Верхутина Марина Вячеславовна

Автор актуализирует внимание на особой значимости гуманитарного приграничного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Верхутина Марина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль гуманитарного сотрудничества в развитии интеграции приграничных регионов стран «Славянского треугольника» СНГ»

УДК 327(470+476+477)

Верхутина М.В. Роль гуманитарного

сотрудничества в развитии интеграции приграничных регионов стран «славянского треугольника» СНГ

Автор актуализирует внимание на особой значимости гуманитарного приграничного сотрудничества.

Ключевые слова: гуманитарные связи, проблемы гуманитарных отношений.

Verhutina M.V. The author pays attention to

the special importance of the humanitarian frontier cooperation

Key words: humanitarian communications, problems of humanitarian relationships.

Вступление человечества в XXI век не сократило количества проблем, стоящих перед мировым сообществом. Вызовы глобализации, политическая нестабильность, международные и этно-конфес-сиональные конфликты, изменения, происходящие на политической карте мира, придают особую актуальность гуманитарной составляющей международных отношений. Развитие сотрудничества в области культуры, образования, науки, массовой информации, здравоохранения, миграции и социально-трудовых отношений оказывает непосредственное влияние на создание атмосферы взаимопонимания и дружбы между народами. Роль и место государства на международной арене в настоящее время зависят не только от его военно-политической мощи и уровня экономического развития, но и от его культурного и интеллектуального потенциала.

Особая значимость гуманитарного сотрудничества заключается в том, что его развитие зачастую продолжается даже тогда, когда отношения между государствами в политической сфере осложняются конфликтами, а иногда оно может способствовать даже решению политических проблем.

Основополагающие принципы международных гуманитарных отношений были заложены в деятельности международных организаций во второй половине прошлого столетия. Одним из первых документов, который содержал специальный раздел, посвященный гуманитарному сотрудничеству как особой области международных отношений, стал Заключительный акт Общеевропейского совещания в Хельсинки в 1975 г Принятая в Хельсинки программа гуманитарных связей отличалась исключительным разнообразием форм и направлений. Впервые в международный документ был вклю-

Марина Вячеславовна Верхутина - соискатель кафедры геополитики и внешнеполитической деятельности Орловской региональной академии государственной службы.

90

№ 3 (8) 2008 Г.

чен раздел о контактах между людьми, в котором выражалось намерение участников совещания поощрять связи и обмены между организациями (молодежными, спортивными и др.) и отдельными гражданами, способствовать дальнейшему развитию контактов на основе семейных связей, в том числе помогать воссоединению семей, члены которых оказались в разных странах.

Геополитические изменения, происходящие на постсоветском пространстве на протяжении последних десятилетий, вызывают необходимость активизации внешнеполитической деятельности России в области гуманитарных связей.

Сотрудничество Российской Федерации со странами СНГ в гуманитарной сфере проходит в рамках многосторонних и двусторонних соглашений между правительствами, на уровне ведомств, между отдельными субъектами и общественными объединениями. Проблемы углубления интеграционного взаимодействия в данной области занимают важное место в практической деятельности всех органов СНГ и отраслевого сотрудничества.

Развитию интеграционных процессов на постсоветском пространстве способствует разработка нормативной базы формирования единого информационного и единого образовательного пространств, а также реализация мероприятий по развитию межгосударственных отношений в сфере культуры.

Важным этапом для расширения масштабов взаимодействия государств в гуманитарной сфере явилось подписание в мае 2005 года по инициативе Российской Федерации главами стран СНГ Декларации о гуманитарном сотрудничестве, в которой, в частности, отмечено, что страны Содружества намерены уделять приоритетное внимание вопросам сотрудничества в области культуры, национальных традиций, языков, науки, образования, спорта, туризма, активно содействуя формированию общего гуманитарного пространства.

Дальнейшее закрепление намерения получили в подписанном в августе 2005 г на заседании Совета глав государств в Казани Соглашении о гуманитарном сотрудничестве стран СНГ, в котором определены соответствующие механизмы взаимодействия1. Координация многосторонних связей государств-участников СНГ в гума-

нитарной сфере, а также решение концептуальных и практических вопросов гуманитарного сотрудничества возложены на Совет по гуманитарному сотрудничеству. Активизации гуманитарных связей должно также способствовать создание Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств.

Важным этапом в развитии гуманитарных отношений на постсоветском пространстве стало проведение в год 15-летия образования Содружества Первого Форума творческой и научной интеллигенции стран СНГ Одной из главных целей проведения форума, несомненно, явился поиск путей формирования и укрепления общего гуманитарного пространства.

Вместе с тем следует признать, что реализация принятых документов по развитию гуманитарных связей между государствами-участниками СНГ, к сожалению, недостаточно эффективна. Некогда единое в политическом, экономическом и культурном планах пространство все больше и больше дезинтегрируется, и этот процесс во многом носит необратимый характер.

Формирование национальных систем государств Содружества сопровождается нарастанием расхождений в реализуемых образовательных политиках. Сокращаются возможности для создания общего информационного пространства. Уменьшается ареал распространения и использования русского языка. Все это требует от России активизации деятельности в сфере международного гуманитарного сотрудничества.

Приоритетность сотрудничества России с Украиной и Беларусью обусловлена, безусловно, целым рядом факторов культурно-исторического и социокультурного плана. Взаимодействие на уровне культурных пластов славянских народов обозначено стремлением содействовать достижению диалога на гуманитарном уровне.

Особое место в формировании межгосударственных отношений занимает приграничное сотрудничество стран «славянского треугольника». Установление государственных границ между бывшими советскими республиками привело к резкому затруднению хозяйственных и этнокультурных связей, следствием которого стал экономический спад и

падение уровня жизни населения сопредельных территорий. Развитие приграничного сотрудничества помогает смягчить проблемные вопросы межгосударственных отношений, в том числе и те, решение которых на более высоком уровне на данный момент затруднительно или невозможно. Поэтому современное приграничное сотрудничество можно определить как «использование выгод соседства для решения проблем повседневной жизни и перспективного социально-экономического развития каждого из регионов»2.

Историческиеусловия становления границ оказывают влияние на создание территориальных сообществ, степень интегриро-ванности приграничныхтерриторий,характер связей между соседями. До настоящего времени на отдельных участках российско-украинского и российско-белорусского приграничья этнокультурные границы не всегда совпадают с государственными. Особенности формирования этнокультурного пограничного сообщества, безусловно, накладывает свой отпечаток на характер сотрудничества сопредельных регионов «славянского треугольника».

Вхождение данных территорий в состав ранее единого пространства способствовало накоплению потенциала сотрудничества в различных сферах, в том числе в области образования, науки и культуры. Поэтому, решая возникшие проблемы, приграничные субъекты стремятся использовать имеющийся опыт в строительстве отношений, по-новому осмыслить его, перевести сложившиеся связи на новое нормативно-правовое основание.

Развивая сотрудничество в области образования и науки, приграничные регионы используют как традиционно сложившиеся прямые контакты учебных заведений, так и новые формы взаимодействий между ними, наиболее перспективными из которых в настоящее время могут стать различные образовательные ассоциации и консорциумы.

В 2000 году по инициативе вузов России, Беларуси и Украины была учреждена Международная Ассоциация вузов славянских государств, целью которой является сохранение и развитие в новых условиях «исторически сложившихся научных, образовательных и культурных связей между родственными по направлениям деятельности учебными заведениями»3.

Дальнейшему сближению образовательных систем России и Республики Беларусь в рамках Союзного государства должно способствовать создание Ассоциации вузов приграничных областей Беларуси и России.

Приграничный белорусско-российско-украинский университетский консорциум объединил наиболее влиятельные и совместимые высшие учебные заведения - классические университеты. Научная деятельность участников консорциума направлена на разработку трансграничных научных исследований, проведение межрегиональных и международных научных конференций, организацию совместных диссертационных советов, создание Ассоциации научных студенческих обществ и др.4.

Особый интерес представляет создание на базе Могилевского государственного технического университета Государственного учреждения высшего профессионального образования «Белорусско-Российский университет», обучение в котором осуществляется по белорусским и российским образовательным стандартам.

Развитие сотрудничества в образовательной сфере охватывает не только систему высшего образования приграничных областей, но также образовательные учреждения среднего звена, систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров.

Не менее важной областью гуманитарного сотрудничества является формирование единого культурно-информационного пространства, которое может стать основой для дальнейшего духовного сближения славянских народов и развития общих интеграционных процессов. Для достижения этих целей используются культурные обмены, проведение фестивалей искусств и Дней культуры, выставок, конкурсов, мастер-классов и другие формы культурного сотрудничества.

Наиболее значимым событием,объединяющим приграничные регионы трех славянских государств, стал ежегодный международный фестиваль у монумента Дружбы на границе России, Белоруссии и Украины.

Особая роль в сохранении культурной самобытности народов, проживающих на приграничных территориях, изучении и сохранении историко-культурного наследия принадлежит музеям и библиотекам.

92

№ 3 (8) 2008 г.

Региональным центром сохранения и распространения ценностей общеславянской культуры, изучения и популяризации истории славянства, пропаганды культурных достижений славянских народов должна стать специализированная славянская библиотека в г. Гомеле5.

На сайте Брянской областной библиотеки в рамках реализации программы «Библиотека - центр диалога культур» размещен полнотекстовый указатель литературы «Живая вода дружбы» с участием библиотек Гомельской и Черниговской областей.

Границы, разрезавшие ранее единое пространство, создали проблему разделенных семей, ограничили контакты между людьми, внесли изменение в распределение трудовых ресурсов. Поэтому особую актуальность приобретают вопросы получения вида на жительство и гражданства, трудоустройства на сопредельной территории, выплаты пенсий и социальных пособий, медицинского обслуживания. Не вызывает сомнения, что жители приграничных регионов России и Белоруссии в решении данных проблем находятся в более выгодном положении.

Реализуя потенциал традиционных форм и механизмов сотрудничества, приграничные области Российской Федерации, Украины и Республики Беларусь выходят на новый уровень интеграционных взаимодействий, посредством использования европейского опыта создания еврорегионов.

В 2003 г. на стыке границ России, Белоруссии и Украины было образовано приграничное сообщество-еврорегион «Днепр», включающее территории соответственно Брянской, Гомельской и Черниговской областей. В том же году интеграционный проект «Слобожанщина» был создан на базе Харьковской области Украины и Белгородской области России. В 2007 году на территории Курской области Российской Федерации и Сумской области Украины образован еврорегион «Ярославна».

Сотрудничество в рамках еврорегио-нов предполагает прежде всего реализацию совместных проектов, представляющих взаимный интерес для приграничных сообществ, реализуемых в области экономики и занятости населения,транспорта и связи, культуры и образования, туризма, здравоохранения. В деятельности евроре-гионов немаловажен аспект, связанный с

реализацией на их территории идеи «культурного сообщества», в основе которой -сохранение и развитие самобытных национальных культур при их взаимовлиянии на основе общечеловеческих ценностей.

Особое внимание уделяется экологической тематике, в т.ч. вопросам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и проектам в области оздоровления трансграничных рек.

Однако нельзя не согласиться с мнением исследователей, что в настоящее время еврорегионы на российской границе в большей степени представляют собой институциональную рамку, которую еще необходимо наполнить содержанием. В процессе ев-рорегионального строительства возникает множество проблем, требующих решения на межгосударственном уровне, в частности приграничное сотрудничество в значительной степени зависит от отношений между государствами и волеизъявления руководителей областных и местных администраций; не развит предпринимательский интерес со стороны малого и среднего бизнеса6.

Тем не менее внедрение в практику сотрудничества приграничных субъектов новых форм и моделей взаимодействия может в дальнейшем послужить образцом для выстраивания отношений между соседними государствами.

1 Соглашение о гуманитарном сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых государств до 2010 г. / Казахстанско-россий-ские отношения 2005: Сборник документов и материалов. М., 2006. С. 104-110.

2 Вендина О.И., Колосов В.А. Партнерство в обход барьеров // Россия в глобальной политике. 2007. № 5. С. 142-143.

3 Аверченков В.И., Лагерев А.В. Международное межвузовское сотрудничество как элемент единого образовательного пространства // Единое образовательное пространство славянских государств в XXI веке: проблемы и перспективы: Материалы II Международной науч.-практ. конференции (5-6 апр.2006 г., г. Брянск) / Под ред. В.И. Аверченкова. Брянск: БГТУ С. 2006. С. 30.

4 Дятченко Л. Вместе учиться легче. И интереснее // Европа - Центр. № 4. Сентябрь 2004. С. 66-67.

5 Воробьев К.И. Роль библиотек в сохранении и развитии культурной самобытности народов, проживающих на приграничных территориях / Невичерпне джерело знань. Материали науково-практично1 конференцИ, присвячено1 125-р1ччю з часу заснування ЧернИвсьюо ОУНБ ¡м. В.Г. Короленка. ЧернИв, 2004. С. 28.

6 Вендина О.И., Колосов В.А. Там же. С. 142-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.