Научная статья на тему 'Реалии перспектив гуманитарного сотрудничества приграничных областей России, Беларуси и Украины'

Реалии перспектив гуманитарного сотрудничества приграничных областей России, Беларуси и Украины Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
817
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРИГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН / ЕВРОРЕГИОНЫ / ЕДИНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Огнева Валентина Васильевна, Верхутина Марина Вячеславовна

В статье анализируются актуальные проблемы взаимодействия приграничных регионов России, Беларуси и Украины в гуманитарной сфере, рассматриваются пути оптимизации сотрудничества в данной области, взаимодействия двух стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реалии перспектив гуманитарного сотрудничества приграничных областей России, Беларуси и Украины»

УДК 327(470+476477)

ОГНЕВА В.В., Реалии перспектив гуманитарного ВЕРХУТИНА М.В. сотрудничества приграничных

областей России, Беларуси и Украины

В статье анализируются актуальные проблемы взаимодействия приграничных регионов России, Беларуси и Украины в гуманитарной сфере, рассматриваются пути оптимизации сотрудничества в данной области, взаимодействия двух стран.

Ключевые слова: гуманитарное сотрудничество, приграничный регион, еврорегио-ны, единое гуманитарное пространство.

На современном этапе развития мировой политической системы гуманитарный фактор международных отношений становится одним из наиболее эффективных средств развития межцивили-зационного взаимодействия, оказывающим непосредственное влияние на создание атмосферы дружбы и взаимопонимания между народами.

Вопросы гуманитарного сотрудничества нашли отражение в договорах о дружбе и сотрудничестве, заключенных Россией со странами СНГ Проблемы углубления интеграционного взаимодействия в гуманитарной сфере занимают важное место в практической деятельности всех органов Содружества и отраслевом сотрудничестве.

Поиск путей укрепления общности гуманитарного пространства явился основной целью проведения трех форумов творческой и научной интеллигенции государств - участников СНГ, а сотрудничество в гуманитарной сфере было определено как одно из важнейших направлений реального реформирования Содружества. Основной темой III Форума, прошедшего в сентябре 2008 года в Душанбе, стало развитие диалога культур в Содружестве Независимых Государств как одного из базовых факторов развития межгосударственных отношений, эффективного средства укрепления культуры мира и воспитания подрастающего поколения в духе гуманизма, а также противодействия нетерпимости, ксенофобии и экстремизму1.

Основанные на общности культурно-исторического развития интеграционные

связи России, Украины и Беларуси на постсоветском пространстве обладают, безусловно, наибольшим потенциалом. Вместе с тем именно во взаимодействии этих стран дезинтеграционные процессы проявляются наиболее отчетливо. Показательными в этом отношении стали результаты социологических опросов, проводимых Аналитическим Центром Юрия Левады (г. Москва) и Киевским международным институтом социологии (КМИС).

Итоги опросов, посвященных российско-украинским отношениям, например, интересны тем, что фиксируют проявляющуюся в последние годы тенденцию: россияне стали хуже относиться к Украине, чем украинцы к России. "Хорошо" или "в основном хорошо" об Украине думают 29% россиян (год назад - 55%), "плохо" или "в основном плохо" - 62% (год назад -33%). В Украине к России положительно относятся 91% (год назад - 88%), а отрицательно - 5% (год назад - 7%) соответственно2. Данные факты показывают всю сложность отношений, складывающихся между ближайшими соседями.

Очевидно, что наиболее остро проблемы разрыва единого гуманитарного пространства сказались на развитии приграничных областей данных государств.

Граница породила целый ряд проблем, среди которых - сокращение или разрыв экономических и торговых связей между приграничными регионами, затруднение контактов населения, ограничение возможностей трудоустройства на соседних территориях, получения медицинских и образовательных услуг. Вследствие этого

развитие приграничных территорий Российской Федерации,воссоздание старых связей и поиск новых форм построения отношений с сопредельными территориями соседних государств по-прежнему остаются одними из самых актуальных задач внешней и внутренней политики Российского государства.

Процессы регионализации, протекающие в современном мировом сообществе, инициируют повышение роли регионов в системе международных связей. Прямое сотрудничество регионов, имеющее большое экономическое, политическое, социальное и культурное значение, выступает консолидирующим фактором на постсоветском пространстве.

Среди различных форм межрегионального сотрудничества в условиях развития интеграционных процессов, безусловно, особое место занимает приграничное сотрудничество, поскольку в приграничном взаимодействии непосредственно пересекаются жизненно важные проблемы, включая внешнеполитические, экономические, социальные, гуманитарные и другие.

Это обусловлено исторически сложившимися экономическими и гуманитарными связями, уникальными трансграничными коммуникациями, а также этнокультурной близостью восточнославянских народов. Исторические условия становления границ оказывают влияние на создание территориальных сообществ, степень ин-тегрированности приграничных территорий, характер связей между соседями.

Среди многообразия межрегиональных связей, которые реализуют приграничные субъекты Российской Федерации, гуманитарное сотрудничество, включающее вопросы культуры, образования, науки, массовой информации, молодежной политики, здравоохранения, миграции и социально-трудовых отношений, занимает особое место.

За истекший период была сформирована определенная институциональная основа развития приграничных связей: приняты законодательные акты, регулирующие международную деятельность субъектов Федерации, подписаны договоры и соглашения о взаимодействии приграничных регионов в самых различных областях. Созданы также и соответствующие органы, осуществляющие выработку стратегии взаимодействия сопредельных территорий.

Вместе с тем правовое регулирование данных отношений требует заметного совершенствования. Приграничный статус региона диктует прежде всего необходимость использования федерального законодательства, поскольку режим Государственной границы, таможенное регулирование, основы миграционной политики и т.п. являются вопросами, отнесенными исключительно к ведению Российской Федерации. Однако принятые на федеральном уровне законодательные акты, регламентирующие международную и внешнеэкономическую деятельность субъектов, не всегда учитывают специфику приграничных взаимодействий.

Нет достаточной ясности в разграничении полномочий федеральных, региональных органов власти и органов местного самоуправления в данной сфере международных отношений. До настоящего времени в федеральном законодательстве не определены такие понятия, как "приграничное сотрудничество", "участники приграничного сотрудничества", "территория приграничного сотрудничества" и т.п.3

Основным документом, регулирующим международную деятельность приграничных субъектов Российской Федерации, по-прежнему остаётся принятая в 2001 г. Концепция приграничного сотрудничества, определяющая цели, принципы и приоритеты в деятельности органов власти различных уровней по развитию приграничного сотрудничества, основные задачи, связанные с реализацией государственной политики в этом направлении4.

Отсутствие закона о приграничном сотрудничестве в Российской Федерации не позволяет полностью реализовать потенциал приграничных регионов. В законодательстве почти не отражены права и обязанности органов местного самоуправления по осуществлению приграничного сотрудничества. Действующие федеральные законы не содержат прямых запретов на участие муниципальных образований в международных отношениях, однако и не включают положения, непосредственно регулирующие этот процесс. Они лишь называют органы местного самоуправления в качестве субъектов международной деятельности. В связи с этим многие проблемы приграничных территорий решаются на

региональном или местном уровне в частном порядке вне правового поля.

Выносились два законопроекта по этому вопросу, однако до настоящего времени решение по его принятию вынесено не было. Сложность подготовки и принятия закона обусловливается тем, что он затрагивает интересы многих структур и ведомств. Поэтому итоговый документ, без сомнения, должен стать результатом компромисса.

Требуется внесение поправок и дополнений в целый ряд законодательных актов, определяющих полномочия участников данной сферы международных отношений. Отсутствуют нормативные акты, регулирующие создание и механизмы функционирования новых форм и моделей сотрудничества, в частности еврорегионов. Не в достаточной мере сформировано и региональное законодательство, регулирующее эту область отношений. В данном контексте, на наш взгляд, необходим пересмотр основных законодательных актов приграничных субъектов - конституций и уставов - с позиции отражения в них приграничного статуса, поскольку эта особенность оказывает реальное влияние на ситуацию в регионе.

Дальнейшее решение конкретных проблем приграничного сотрудничества видится в плоскости принятия региональных концепций приграничного сотрудничества, которые должны учитывать как специфику региона, так и особенности развития сопредельных территорий. Реализация данных концепций вполне может осуществляться через принятие региональных программ, которые, в свою очередь, могут стать подпрограммами общефедеральной целевой программы.

С начала 1990-х годов приграничными областями РФ был заключен целый ряд договоров и соглашений с сопредельными областями Украины и Республики Беларусь о сотрудничестве в различных сферах. Вместе с тем, как правило, содержание этих документов носит рамочный характер и представляет собой, скорее, протокол о намерениях. Их реализация на практике ограничивается несовпадением круга полномочий региональных властей соседних стран. Далеко не все подписанные документы приняты к реализации. Все это требует внимательного пересмотра существующих правовых норм, в том числе и по причине истечения срока их действия.

Российско-белорусское приграничное сотрудничество развивается в условиях Союзного государства, единого экономического пространства. Однако можно согласиться с мнением авторов, полагающих, что до настоящего времени "приграничное сотрудничество на белорусско-российском приграничье не стало активным элементом интеграционной политики двух стран в области формирования Союзного государства"5.

Правовую базу приграничного сотрудничества Российской Федерации и Республики Беларусь составляют нормативно-правовые акты национального законодательства двух стран, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность и определяющие компетенцию региональных органов управления в сфере международных отношений, а также различные межправительственные соглашения, определяющие различные направления сотрудничества. Для последующей интенсификации интеграционных процессов большое значение имела бы разработка концептуального подхода к развитию сотрудничества приграничных территорий, в том числе в гуманитарной области.

Вопросы формирования оптимальной модели интеграционных процессов на белорусско-российском приграничье активно обсуждаются на уровне заседаний Межпарламентской комиссии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по межрегиональному сотрудничеству.

Большое внимание Межпарламентская комиссия обращает на проблемы сотрудничества в гуманитарной сфере. В принятом в 2007 г. в г Брянске на пятом заседании Межпарламентской комиссии по межрегиональному сотрудничеству решении "О сотрудничестве регионов России и Беларуси в гуманитарной сфере" было определено, что треть соглашений, заключенных субъектами Российской Федерации с областями Республики Беларусь, предусматривают долговременное гуманитарное сотрудничество. Обращалось внимание на финансирование из средств бюджета Союзного государства, национальных бюджетов и бюджетов субъектов двух государств значимых культурных мероприятий и акций, совместной деятельности образовательных учреждений, средств массовых коммуникаций. Ко-

миссия посчитала целесообразным вменить в обязанность Постоянным рабочим группам Межпарламентской комиссии по содействию развития социального и гуманитарного сотрудничества и по законодательному обеспечению межрегионального и приграничного сотрудничества принимать участие в значимых мероприятиях, проводимых в рамках гуманитарного сотрудничества, содействовать укреплению нормативно-правовой базы межгосударственного взаимодействия стран Содружества и Союзного государства, а также сближению национального законодательства, регулирующего деятельность в гуманитарной сфере6.

К сожалению, приграничное сотрудничество России и Украины в значительной степени зависит от конъюнктуры отношений между обеими странами, от позиции руководителей областных и местных администраций. При этом законодательная база приграничного сотрудничества в Украине более подготовлена к внедрению новых моделей развития отношений. Украина стала первым государством в Содружестве Независимых Государств, принявшим национальный закон в данной сфере приграничных отношений7.

Количество заключенных нормативных актов между Украиной и Россией, а также их отдельными регионами приводит к необходимости провести своего рода "инвентаризацию" торгово-экономических, гуманитарных и культурных связей, соответствующих соглашений по приграничному и межрегиональному сотрудничеству в этих областях, посмотреть, в какой мере они отвечают современным реалиям, возможностям и потребностям сторон.

Стратегия, цели и задачи дальнейшего развития сотрудничества сопредельных регионов двух стран определяются в Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества Украины и Российской Федерации8.

Наиболее актуальной проблемой на российско-украинской границе стала проблема упрощения ее пересечения. В 2006 г. Правительство Украины утвердило с Правительством Российской Федерации соглашение об упрощенном порядке пересечения украинско-российской государственной границы постоянными жителями пограничных территорий. К сожалению, до

настоящего времени между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины не подписан Протокол о содействии нормальному жизнеобеспечению на приграничных территориях.

Создание Союзного государства России и Беларуси сгладило ряд проблемных моментов во взаимодействиях на российско-белорусском приграничье,но и здесь сохраняется достаточное количество вопросов, требующих своего разрешения.

Многообразие приграничных взаимодействий и сложности, возникающие в ходе их реализации, обусловливают внимание к проблемам приграничья на различных уровнях: межгосударственном и внутригосударственном, межведомственном, региональном, на уровне муниципальных образований и др.

В качестве органа, координирующего развитие приграничных межрегиональных связей, стал Совет руководителей приграничных областей Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины. С целью содействия углублению делового, научно-образовательного и культурного сотрудничества на межрегиональном уровне образовано постоянно действующее Совещание руководителей российских и украинских областей "Содружество регионов". Важным инструментом развития межрегионального сотрудничества должно стать создание Украинско-Российской межгосударственной комиссии, в структуру которой была включена комиссия по региональному и приграничному сотрудничеству.

К сожалению, следует признать, что в настоящее время деятельность данных органов не отличается высокой результативностью. Среди факторов, тормозящих развитие взаимодействия на межгосударственном и межрегиональном уровнях, можно выделить политический фактор взаимоотношений России и Украины, отсутствие консенсуса по ряду ключевых направлений в работе, внутриполитическую нестабильность на Украине и несогласованность в подходах между представителями сторон.

Следует сказать, что использование концепции еврорегиона полностью отвечает интеграционным устремлениям России и одновременно позволяет примирить обычно противопоставляемые российский и европейский векторы политической ори-

ентации Украины. Данная модель открывает возможности подключения к европейским программам приграничного сотруд-ничества9, создает благоприятные перспективы для дальнейшего развития взаимоотношений между двумя государствами.

Для Беларуси же весьма актуальной является проблематика, связанная с повышением роли структур регионального самоуправления, поэтому еврорегионы можно рассматривать и как механизм приобщения органов местной власти к европейскому опыту10.

С 2003 г. на стыке границ России, Беларуси и Украины функционируют еврорегионы "Днепр", "Слобожанщина" и "Ярославна". Основные направления их деятельности охватывают сферы экономики и занятости населения, транспорта и связи, культуры и образования, туризма, здравоохранения и защиты окружающей среды.

В процессе еврорегионального строительства возникает множество проблем, в частности, приграничное сотрудничество в значительной степени зависит от отношений между государствами и волеизъявления руководителей областных и местных администраций, недостаточны финансовые ресурсы для реализации программ еврорегиона, не развит предпринимательский интерес со стороны бизнеса, практически отсутствует информационное сопровождение деятельности этих институтов.

Следует отметить, что из перечисленных еврорегионов на сегодняшний день наиболее успешным проектом можно назвать ев-рорегион "Слобожанщина", в 2007 ставший полноправным членом Ассоциации европейских приграничных регионов. С целью управления проектами и программами еврорегиона в Харькове была создана некоммерческая организация с тем же названием. Развитие интеграционных взаимодействий в инновационной модели "Слобожанщины" обеспечивается за счет создания приграничных специализированных комплексов - выставочного, индустриального и экспортно-транспортного, пространственно распределенных внутри региона11.

Дальнейшей активизации деятельности еврорегионов могут способствовать изучение и применение опыта еврорегионов, созданных на границах Европейского союза, усиление информационной составляющей,

включающей регулярное освещение их деятельности в средствах массовой информации, создание Интернет-сайтов еврорегионов, привлечение финансовых средств из региональных бюджетов и от бизнес-сообщества для реализации совместных конкретных проектов, в том числе и в области образования и науки, культуры и туризма, экологии и др.

Последовательное развитие сотрудничества между приграничными областями России, Украины и Беларуси может способствовать решению проблем повышения качества и уровня жизни населения, выравниванию социально-экономического развития сопредельных территорий, что, в конечном счете должно привести к формированию реально интегрированного социально-экономического пространства трех славянских государств. Еврорегионы могут стать весьма существенным механизмом интенсификации человеческих контактов, задействования человеческого ресурса для взаимообогащения культур, реализации образовательных и просветительских программ, развития спорта и туризма.

Гуманитарные связи приграничных областей Российской Федерации с сопредельными областями Республики Беларусь и Украины носят многоуровневый характер и развиваются по различным направлениям.

Взаимодействие на уровне властных структур различных уровней будет наиболее эффективным, как представляется, в сочетании с использованием механизмов народной дипломатии, обладающей множеством ресурсов для развития межкультурного диалога.

Особую значимость в контексте формирования единого гуманитарного пространства приобретает развитие отношений в области образования, науки и культуры, поскольку именно эти направления являются приоритетными в деле сохранения культурно-исторической общности и духовного единства восточнославянских народов.

Общее образовательное пространство СНГ - это пространство, характеризуемое общностью принципов государственной политики в сфере образования, согласованием государственных образовательных стандартов, программ, уровней образования, нормативных сроков обучения, уровней образования, положений и требо-

ваний по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров, равными возможностями и свободой реализации прав граждан на получение образования в государственном образовательном учреждении на территории любого государства - участника СНГ12.

Мировые тенденции конца ХХ-начала XXI века вызвали необходимость активизации совместных усилий по созданию конкурентоспособной системы образования, соответствующей требованиям прогресса. Ориентация на европейскую образовательную систему превратилась в достаточно устойчивую тенденцию, заключающуюся в реорганизации национальных образовательных систем стран Содружества с учетом положений Болонской декларации. Учитывая тот факт, что Российская Федерация, Украина и Беларусь уже присоединились в Болонской декларации, можно говорить о единой методологической основе, которая делает возможным проведение интеграции образовательных систем славянских государств, при этом одновременно подготавливая вхождение в единое образовательное пространство европейских стран.

Решая проблемы, связанные с формированием национальных образовательных систем независимых государств и разделением образовательного пространства, выражающиеся в несогласованности образовательных политик, снижении академической мобильности студентов, уменьшении возможностей обмена опытом и совместного использования научно-педагогического потенциала, приграничные регионы стремятся, используя имеющийся опыт в строительстве отношений, перевести сложившиеся связи на новое нормативно-правовое основание.

В настоящее время интеграционные процессы в сфере образования развиваются в различных формах и на различных институциональных уровнях: как региональном, в рамках принятых соглашений о сотрудничестве, так и в форме прямых связей учебных заведений.

В соответствии с заключенными на государственном и региональном уровнях договорами и соглашениями между органами управления образованием идет об-

мен информацией, разработка и согласование планов, программ, отдельных мероприятий, проведение совместных совещаний, конференций. Российские вузы развивают научные, гуманитарные и культурные связи со многими учебными и научными заведениями Украины и Республики Беларусь. Одним из наиболее перспективных направлений сотрудничества вузов приграничных областей этих республик является работа над реализацией совместных научных проектов.

Основой для научных исследований студентов и преподавателей в области археологии, этнографии и истории может стать разработка тем, связанных с изучением явлений и событий, общих для сопредельных регионов славянских республик, таких как история и культура старообрядчества, Слободской Украины, Чер-нигово-Северских земель и др.

В современную практику деятельности образовательных заведений приграничных регионов постепенно входят новые модели взаимодействий в виде создания интеграционных объединений вузов - ассоциаций и консорциумов. Примером этому служит создание Международной ассоциации вузов приграничных областей Беларуси и России и Приграничного белорусско-российско-украинского университетского консорциума.

Более высокой формой интеграционного взаимодействия приграничных вузов в рамках Союзного государства стало создание на базе Могилевского государственного технического университета Государственного учреждения высшего профессионального образования "Белорусско-Российский университет", подготовка специалистов в котором осуществляется по белорусским и российским образовательным стандартам.

Развитие сотрудничества в образовательной сфере охватывает не только систему высшего образования приграничных областей, но также образовательные учреждения среднего звена, систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров. Одной из проблем в формировании экономических и гуманитарных взаимоотношений между приграничными областями трех государств является недостаток

квалифицированных специалистов, в том числе управленческих кадров разных уровней, обладающих знаниями в области международного сотрудничества и имеющих представление о специфике развития сопредельных регионов. Решение данной проблемы может заключаться, с одной стороны, в реализации в ряде приграничных вузов образовательных программ по направлениям "Международные отношения" и "Регионоведение", а также во внедрении в учебный процесс дисциплин регионального и вузовского компонента, посвященных приграничной проблематике, с другой стороны, в подготовке соответствующих специалистов через систему дополнительного профессионального образования.

Не менее важной областью гуманитарного сотрудничества стало формирование единого культурно-информационного пространства. Для достижения этих целей используются культурные обмены, проведение фестивалей искусств и Дней культуры, выставок, конкурсов, мастер-классов и другие формы культурного сотрудничества. Культурные связи между приграничными областями Российской Федерации и сопредельными регионами Украины и Республики Беларусь основываются на принципе взаимообогащения культур и направлены на сохранение и развитие этнической, культурной и языковой самобытности славянских этносов, имеющих общие корни и общую историю.

Приграничные области России, Беларуси и Украины обладают значительным потенциалом для формирования и развития трансграничных туристических маршрутов, связанных с общим историческим прошлым. Большой интерес в приграничном сообществе имеет инициатива Брянской области по созданию туристического "Славянского кольца", включающего посещение музеев и центров православной культуры приграничных областей трех республик13.

Особая роль в гуманитарном общении принадлежит библиотекам, реализующим свою миссию совместно с музеями, архивами, просветительскими и научными учреждениями. В рамках утвержденной в 2003 году концепции "Библиотеки - центры межкультурного общения" в качестве

основных функций библиотек, работающих в полиэтнической среде, были определены: обслуживание многонационального населения с учетом расселения этнических групп; формирование библиотечных фондов национальной литературой; создание совместных электронных ресурсов, отражающих культуру народов евразийского региона, электронных библиотек и информационных центров стран СНГ; разработка научных программ по проблемам укрепления общего библиотечного пространства и его интеграции в мировое пространство; развитие корпоративных форм деятельности (совместные издания, выставки, базы данных) и др.14

Важное место в формировании информационного пространства славянских государств играют средства массовой информации, т.к. именно они создают определенный информационный фон в регионе, способствуют формированию общественного мнения.

К сожалению, в последние годы наблюдается тенденция к сокращению взаимодействия в информационной сфере между редакциями СМИ приграничных районов. К числу проблем следует также отнести ограничение вещания русскоязычных теле- и радиоканалов на территории Украины, в том числе и в ее приграничных регионах.

Символом сотрудничества приграничных областей трех республик стал Международный фестиваль "Славянское единство", который ежегодно проводится у Монумента Дружбы на границе России, Беларуси и Украины.

Важность форума подчеркивается не только разнообразием мероприятий, проводимых в рамках фестиваля, но и участием в его работе представителей региональных властей, лидеров государств и рядовых граждан, что очень немаловажно. Сопровождает проведение фестиваля молодежный форум - Международный лагерь славянской молодежи, включающий проведение "круглых столов", заседаний клубов по интересам, дискуссий по проблемам, актуальным для молодых людей трех республик, а также спортивные состязания и национальные концертные программы.

Динамичное сотрудничество приграничных регионов напрямую зависит от со-

здания приграничной инфраструктуры, обустройства пунктов пропуска через государственную границу, строительства трансграничных магистралей. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения российско-украинского приграничья и поддержания исторически сложившихся связей и контактов особое значение приобретает реализация соглашений об упрощенном пересечении границы.

Не вызывает сомнения, что дальнейшее развитие гуманитарных отношений приграничных областей восточнославянских государств должно строиться на оптимальном сочетании традиционных форм сотрудничества с внедрением в практику новых форм международных связей, основанных прежде всего на реализации совместных проектов.

В качестве тем для совместных проектных разработок в рамках сотрудничества в сфере науки, образования и культуры могут послужить проблемы историко-куль-турологического характера, связанные с изучением событий и явлений, общих для приграничья трех государств.

Перспективной представляется также и совместная деятельность в области экологического сотрудничества, в частности реализации проектов по защите трансграничных рек, лесных и земельных ресурсов, решение вопросов, связанных с минимизацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В целом опыт приграничных областей Российской Федерации, Республики Беларусь и Украины в случае успешной реализации новых моделей и механизмов сотрудничества в контексте формирования единого гуманитарного пространства впоследствии может быть распространен на всё приграничное пространство Содружества Независимых Государств.

1 Материалы III Форума творческой и научной интеллигенции государств-участников СНГ [Электронный ресурс]. URL: http://www/ mfgs-sng.org/ftini

2 Результаты социологического опроса "Россияне об Украине, украинцы о России". 25.02.2009. [Электронный ресурс]. URL: http:/ /www.levada.ru/press/2009022501.html

3 Приграничное сотрудничество в Российской Федерации: Проблемы законодательно-

го обеспечения / Сборник документов и материалов Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых государств. Выпуск II. М., 2006. С. 5.

4 Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2001 г. № 196-Р // Собрание законодательства РФ. 19.02.2001. № 8. Ст. 764.

5 Никитенко П., Вертинская Т. Белорусско-российское приграничное сотрудничество как фактор формирования Союзного государства Беларуси и России //Общество и экономика. 2006. № 3. С. 86.

6 Решение пятого заседания Межпарламентской комиссии Совета Федераций Федерального Собрания Российской Федерации Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по межрегиональному сотрудничеству [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации Брянской области. URL: http: //www/bryanskobl.ru/news/ 2007/06/14/5869

7 Закон Украины "О трансграничном сотрудничестве" от 24.06.2004 № 1861-IV // Голос УкраУни. 2004. 24 июля.

8 Состояние и перспективы правового обеспечения приграничного сотрудничества между Российской Федерацией и Украиной // Приграничное сотрудничество в Российской Федерации: Проблемы законодательного обеспечения / Сборник документов и материалов, разработанных в Комитете Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств в 1998-2004 гг. М., 2004. С. 117-118.

9 Вендина О.И., Колосов В.А. Партнерство в обход барьеров //Россия в глобальной политике 2007. № 5. С. 146.

10 Масюков М. ЕС накануне расширения. Ев-рорегионы как перспективная форма сотрудничества Европейского союза и Республики Беларусь // Беларусь в мире. 2004. № 1. С. 16.

11 Кирюхин А. От взаимного интереса - к общему успеху //Европа-Центр. 2005. № 3. С. 103.

12 Пшенко К.А. Содружество Независимых Государств: формирование общего культурного и образовательного пространства. СПб.: Изд-во СПб РТУ, 2001. С. 6-7.

13 Приграничное сотрудничество: опыт, проблемы, решения. Инициатива регионов поможет укрепить дружбу стран-соседей // Аргументы и факты. Брянск. 2008. 28 октября.

14 Райкова Г.А. Роль библиотек приграничных областей в создании единого культурного пространства стран СНГ / Г.А. Райкова, Н.П. Игумнова // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. 2007. № 2. С. 26-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.