ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
УДК 378 С.А. Довбыш,
Г.В. Оствальд, Н.А. Невинская
РОЛЬ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА АПК
Волна инновационных процессов в России разрушила единообразие обучения и воспитания в высшей школе. В начале 90-х годов, в один из самых кризисных периодов существования страны, наметилась новая тенденция в области образования: сближение и даже интеграция естественно-научного и гуманитарного образования, пересмотр ценностей гуманитарного и естественнонаучного планов.
Концепция модернизации российского образования в период с 2000 до 2010 г. развивает основные принципы образовательной политики в России. Один из разделов Концепции рассматривает новые социальные требования к системе образования, а именно: требования к личности, у которой должны быть сформированы новые жизненные установки и требования к системе, когда образование рассматривается как мощная движущая сила экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, как фактор благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Ориентированность образования не просто на трансляцию знаний, а формирование активных, самодеятельных личностей, способных производить, творить собственную жизнь и жизнь общую, требует своего педагогического поиска и творения.
Функция развития человека, всех его сфер составляет основную функцию образования. Обучение и воспитание человека — процесс сугубо индивидуальный, поскольку каждый человек неповторим. Но в разумно
устроенном обществе, заботящемся о своем процветании и о своем будущем, содействие образованию является обязанностью государства. Являясь условием выживания каждого, образование является условием выживания общества в целом.
Обратимся к целям современного образования. Главная их задача — коррекция недочетов общества. Происходящее сейчас в высшей школе (и образовании в целом) является воплощением отступления негативного в общественно-образовательной жизни и бурного роста его противоположности. Одна из особенностей представления целей образования в настоящее время состоит в разработке двух ступеней его содержания:
а) базового содержания, составляющего ядро и допускающего достижение основных целей всеми;
б) расширенного общего образования на почве дифференцированного обучения с целью повышения его уровня и развития способностей студентов.
Содержание образования в базовой части должно быть общедоступным и усвоено в меру сил всеми. Дифференцированная часть предназначена для проявления наклонностей каждого, поощрения выделяющихся своими задатками, данными, способностями, повышения общего интеллектуального потенциала страны.
Другая особенность состоит в приобщении учащихся к глобальным проблемам человечества как основе раскрытия возможностей активного участия в их решении, а
также приобретения системы решающих в жизни общества и индивида ценностей. Образование всегда футурологично по своей природе. В остром конфликте человека и природы это положение может стать одной из основ содержания образования: от того, как решится этот конфликт, целиком зависит судьба планеты. Затронутые проблемы показывают, насколько сложна и многогранна эта задача, требующая комплексного подхода и участия специалистов различного профиля. Экологическое содержание должно пронизывать все образование, связать его с повседневным опытом человека, выработать чувство ответственности за судьбу окружающей среды. Имеются в виду не столько технологические аспекты экологии, сколько составляющие культуры и нравственности. Следовательно, от того, насколько общекультурным будет человечество, насколько образование будет ориентировано на общечеловеческие ценности, зависит судьба планеты в целом (России в частности) [1].
Существенно, что формирование новых подходов к образованию идет встречным курсом: сверху — от переосмысления роли высшей школы, образования в жизни общества и человека, от понимания значения и функции отдельного предмета в системе образования. По сути речь идет о гуманитаризации образования. Под гуманитаризацией образования понимается введение индивида в культуру как системное целое, в котором выделяются составляющие его блоки:
• культура организации и реализации деятельности;
• культура мышления;
• филологическая культура (языковая, риторическая и др.);
• этическая культура;
• политическая культура;
• эстетико-художественная культура;
• психологическая культура;
• физическая культура.
Следовательно, в высшем образовании
на первый план выступает не схоластический объект изучения, а способы познания многообразия мира. В одних курсах на первый план выступает человеческая деятельность, в других — объект познания — природа и особенности ее освоения.
В условиях информатизации подготовка рабочей силы, в традиционном ее понимании, перестает быть доминирующей задачей образования. Основной упор переносится на общую гуманитарную подготовку и формирование последовательного естественнонаучного представления об окружающем мире.
Гуманитаризация как одна из ведущих тенденций развития естественнонаучного образования во всем мире проявляется в связи данного цикла учебных предметов с развитием общества и личности. В естественных науках, традиционно ориентированных на исследование природы самой по себе, как правило, гуманитарные аспекты, оценки исключались из структуры научного знания. Подобное представление сказалось на содержании соответствующих учебных предметов и практике обучения во всех звеньях образовательного процесса.
Производной, но имеющей самостоятельное значение целью является необходимость становления в каждом человеке рефлексирующей, саморазвивающейся, самовоспитывающейся и самореализующейся личности. Развитие творческой личности, инициативной и активной, — одна из главных задач современного образования. При этом данные черты должны быть одновременно направлены и обращены на удовлетворение личных потребностей. Одно без другого не обеспечивает ни одну из целей.
Образование призвано заложить основы интеллектуальной, нравственной, физически развитой личности, обладающей широкими духовными потребностями, готовой к реализации основных социальных функций, умеющей сочетать личные и общественные интересы. Оно должно способствовать самовоспитанию, самообразованию и саморазвитию учащихся, объективной оценке ими своих социальных притязаний и обоснованности выбора профессиональной подготовки.
В этой связи среди многочисленных проблем современного сельскохозяйственного образования особую актуальность приобретает проблема формирования гуманистической направленности личности студента аграрного вуза. Сельскохозяйственное образование — это система подготовки специалистов высшей, средней квалификации, а также научных и педагогических кадров для сельского хозяйства.
Высшая школа в ситуации экономического спада должна формировать кадры для будущего состояния экономики с ее структурными, технологическими, социальными и иными новациями, а также служить как бы социальным амортизатором для нарастающей безработицы молодежи и, конечно, выполнять функции сохранения культурнообразовательного и научного потенциала нации. В современных условиях развития сельского хозяйства его технологическая база является основой, и именно она определяет место в мировом сообществе и на мировых рынках. А в создании и поддержке технологической базы на должном уровне,
как это подтверждает мировой опыт, главную роль играют наука и образование. В подготовке кадров сельскохозяйственными вузами важное место начинает занимать формирование научных школ, обучение по перспективным направлениям развития отрасли, таким, как механизация переработки сельскохозяйственной продукции; машины и оборудование природоустройства и защиты окружающей среды; обустройство крестьянских хозяйств; природоохранное обустройство территорий, технология сельскохозяйственного производства; агроэкология, комплексное использование и охрана водных ресурсов; технология хранения и переработки растительной продукции; земельный кадастр; городской кадастр и др.
В данном перечне специальностей появились и экологические дисциплины. До некоторых пор экологией и природосберегающими технологиями в вузах страны практически не занимались. Но ведь естественная природа, по утверждению экологически мыслящих экономистов мира, — это фундаментальная система жизнеобеспечения человека и всей биосферы. К новому направлению в работе высшей сельскохозяйственной школы можно отнести и переход на подготовку специалистов широкого профиля, что дает возможность рационально распределять общенаучные, общепрофессиональные, социальные дисциплины и практическую подготовку студентов. Активизировались в вузах процессы гуманитаризации инженерного и естественного образования и технизация гуманитарного.
Основная задача, над которой работают сельскохозяйственные вузы, — это повышение качества и эффективности учебновоспитательной работы, выявление талантливых студентов и подготовка их к исследовательской работе уже в процессе обучения в высшей школе.
Сегодня в учебных планах высшей школы введено деление учебных дисциплин на обязательные и по выбору. Такой подход, как показывает международный опыт, позволяет быстрее реагировать на запросы рынка труда и способствует реализации принципа индии-видуального обучения, профессионально-личностного развития будущего специалиста АПК. Ключевой результат образования человека — уровень развития его культуры. Именно это определяет наличие или отсутствие способности к гармоническим отношениям с другими людьми, стимулов к развитию и самосовершенствованию. Процессы демократизации и гуманизации, протекающие в обществе, вызывают адекватные изменения целей образования: развитие личности студента становится основным приоритетом высшей школы.
Современная подготовка специалиста в вузе не ставит, к сожалению, своей прямой целью приобщить будущего специалиста сельского хозяйства к духовным общечеловеческим ценностям. В ее основе лежит выпуск специалиста: агронома, зооинженера, экономиста, но недостаточное внимание уделяется формированию личностных качеств студента, его представлений о действительных морально-нравственных и этических ценностях. В итоге аграрно-промышленный комплекс получает специалиста, который недостаточно понимает свое высокое предназначение и ответственность — важные категории в новых условиях развития общества.
За учебной деятельностью из поля зрения преподавателей нередко уходит аксиологический аспект образования. При этом теряется одна из важнейших функций образования — трансляция культуры.
Общечеловеческая культура способствует развитию личности только в том случае, если она активизирует личностные качества, мотивирует студента к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее профессионально значимая деятельность будущего специалиста АПК, тем эффективнее происходит овладение им общечеловеческой и профессиональной культурой.
Десятилетия игнорирования воспитания как части образовательного процесса, агрессия потребительских ценностей, прагматизм, стремительно распространяющийся в обществе, привели к тому, что у значительной части молодых людей России наблюдается отставание в развитии общей культуры от образованности, недостаточность и неразвитость культурных потребностей, упрощенность и заниженность нравственных требований и критериев в оценке своего поведения и поведения других членов общества. Узкий кругозор студентов, отсутствие гибкости мышления, непредсказуемое поведение, низкая культура речи, неумение четко, грамотно сформулировать свои мысли, работать с научной литературой, слабое развитие способности к самокритике, потребность в самообразовании и самовоспитании — все это в конечном итоге отражается на уровне профессиональной культуры будущего специалиста. Поскольку Россия юридически вступила в Болонский процесс, в ближайшие годы будет пересматриваться система отношений субъектов образовательного процесса. И тогда студент станет чрезвычайно ответственным лицом, имеющим право на выбор, право на ошибку, несущим ответственность за все плюсы и минусы своей индивидуальной деятельности [2].
Библиографический список
1. Шабунина В.А. Педагогические проблемы гуманизации процесса воспитания студентов сельскохозяйственного вуза / В.А. Шабунина. М.: АНО. Изд-во МсхА, 2001. 225 с.
2. Проблемы и перспективы интеграции российской и европейской систем образования: матер. Междунар. семинара.
г. Санкт-Петербург. 28 июня-2 июля 2004 г. / ГОУ ВПО СПбГУАП, СПб., 2004. 238 с.
+ + +
УДК 37.015.3:619 В.М. Жуков
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА МОДЕЛИ СОЗНАНИЯ ВЕТЕРИНАРНОГО ВРАЧА
Актуальность. Профессиональная деятельность ветеринарного врача включает в себя постоянные контакты с владельцами животных, руководством, коллегами. Недостаточность гуманитарной подготовки, ее неструктурированность способствуют возникновению проблем во взаимоотношениях. Невозможность сознательно отрефлекси-ровать, отрегулировать и скорректировать поведение животных приводит к внутренней напряженности, дисгармонии, психосоматическим заболеваниям, саморазрушению. Отклонения в поведении обусловлены своеобразным бодризмом — чрезмерным оптимизмом, пессимизмом и другими проявлениями неадекватных чувств.
Недостаточно четко в сознании выделены направления развития личностных, сущностных (социальных) и духовных структур на различных уровнях социальной реальности. Возможности создания мысленных коммуникаций не используются в полной мере при разработке позитивной стратегии, ведущей к терапевтическому сотрудничеству ветврача и владельца животного.
Методология работы. Исследования последних лет выявили новые тенденции в развитии психологии. Так, Н.И. Чуприкова (2004) считает предметом психологии построение внутренней, ненаблюдаемой картины мира в психике человека на основании внешнего (наблюдаемого) поведения. Предлагаемая нами вербализация такого поведения позволит выявлять существующие структуры сознания в форме понятийного аппарата.
Явления психики и деятельность мозга протекают синхронно. Каждый объект и каждая ситуация отражаются специфической конфигурацией активированных и заторможенных нейронов. При участии ней-
ронов-детекторов, определяющих свойства среды и пластических единиц, представляющих сложные их гештальты, происходит преобразование внешней среды во внутренний образ объекта и ситуации. Нейроны сознания в коре мозга участвуют в нервных процессах построения информационных моделей мира и различных внутренних состояний. Нейрохимические механизмы нейронов сознания определяются
экспрессией специфических генов генома. Внутринейронная система микротрубочек цитоскелета обеспечивает генерацию когерентных вибрирующих излучений (Соколов Е.Н., 2003, 2004; Renrose R., 1994).
Э. Кендел считает все психические процессы по своей сути биологическими, т.е. имеющими органическую основу. Коррекция поведения при психотерапии обусловлена стойкими изменениями в мозговой деятельности. Открытие влияния активности нейронов на направленную экспрессию генов во многом объясняет механизм действия факторов среды, в том числе социальной, на организм (Kandel E.R., 1998). При достаточном количестве накопленной генетической информации человек строит собственное мировоззрение и преломляет своим восприятием все внешние воздействия. При недостаточном количестве такой информации необходимо ее поступление извне в различных ситуациях.
Тщательно подобранные слова, состоящие из буквенных звуков, будут изменять деятельность определенных групп нейронов и поведение при саморегуляции, а если этого не происходит, нужны соответствующие внешние воздействия.
Открытие в мозге взрослых птиц, обезьян и у человека явления нейрогенеза существенно расширило возможности коррекции