РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛА
В. А. Цвык
Кафедра социологии
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10, 117198, Москва, Россия
В процессе духовного и социального развития личности, формирования ее мировоззрения и активной социальной позиции велика роль социально-гуманитарного знания. Интеллектуальный компонент в структуре профессионального сознания личности информационной цивилизации должен быть подвижным и динамичным. Новый стиль мышления в современных социально-гуманитарных науках включает в себя изменение характера познавательной деятельности: единство процессов и методов научного познания, гибкость и многогранность мышления, взаимосвязь интуитивного, эмоционально-чувственного, наглядно-образного и логического мышления. Только специалист с активным и творческим профессиональным мышлением способен к осуществлению профессиональной деятельности, соответствующей высокому уровню развития социальных отношений в современном обществе.
С момента формирования социально-гуманитарных наук их целью провозглашалось не только познание общества, но и участие в его регуляции и преобразовании. Исследовались как общество в целом, так и отдельные его сферы, ставилась задача найти определенные технологии управления социальными процессами. Методологические проблемы социального познания стали активно разрабатываться в рамках системы «наук о культуре» с опорой на те или иные фи-лософско-методологические представления.
Краткий ретроспективный взгляд на зарождение и становление социально-гуманитарных наук показывает, что в первый период их развития существенным образом проявлялось определенное давление со стороны математического естествознания, особенно механики. Вплоть до конца XIX в. господствующей тенденцией в методологии гуманитарных наук был натурализм - универсализация принципов и методов естественных наук при решении проблем социального познания: «Со времени Просвещения и, в частности, со времени Канта физические науки рассматривались в качестве парадигмы познания, на которую должна равняться вся остальная культура» [9; с. 238].
Однако к концу XIX - началу ХХ вв. стало очевидным, что социально-гуманитарные науки должны иметь свой собственный концептуально-методологический фундамент, отличный от фундамента естествознания. Это положение особенно активно отстаивали представители философии жизни в лице В. Дильтея и баденская школа неокантианства. Так, Риккерт, определяя социально-гуманитарные науки как науки о культуре и анализируя их специфику, указывал следующие их основные особенности:
- предмет социально-гуманитарных наук - не природа, а культура как совокупность фактически общепризнанных ценностей в их содержании и систематической связи;
- непосредственные объекты исследования социально-гуманитарных наук - индивидуализированные явления культуры с их отнесением к ценностям;
- конечный результат социально-гуманитарных наук - не открытие законов, а описание индивидуального культурного события на основе письменных источников, текстов, материальных остатков прошлого;
- главный метод социально-гуманитарных наук - идиографический, его сущность состоит в описании особенностей существенных исторических фактов.
При этом Риккерт обращает внимание на то, что культура как духовное формообразование не может быть подчинена исключительно господству естественных наук, скорее естественнонаучная точка зрения должна подчиняться культурно-исторической, так как естествознание - исторический продукт культуры. Риккерт признает, что, поскольку социально-культурная жизнь не поддается строгой системе, то у наук о культуре не может быть основной науки, аналогичной, например, классической механике в естествознании. Но это не означает, что у них отсутствует возможность объединения: такую возможность обеспечивает им понятие культуры. «Итак, единство и объективность наук о культуре обусловлены единством и объективностью нашего понятия культуры, а последняя, в свою очередь - единством и объективностью ценностей, оцениваемых нами» [8; с. 97].
Со времени написания Риккертом своего труда, посвященного определению предмета и методологии «наук о культуре», прошло более века, однако задача создания специализированной методологии социально-гуманитарных наук остается по-прежнему важнейшей в современной социально-гуманитарной мысли. Усиление динамизма, целостности и в то же время противоречивости современной социальной действительности в условиях становящегося информационного общества приводит к изменению предмета исследования социально-гуманитарных наук. Выдвигается проект «глобальной электронной цивилизации», компьютерная революция постепенно приводит к замене традиционной печати электронными книгами, изменяет науку, культуру, образование, а главное - духовный мир человека.
В современных условиях неизмеримо возрастает значение фундаментальной подготовки специалиста. Это обусловлено динамизмом и масштабностью задач, решать которые человечество должно по мере своего развития. Возрастание целостности мира, повышение взаимосвязи различных сторон жизни предполагает введение в повседневный оборот информации о сложных процессах глобального характера. Чтобы адекватно ориентироваться, а тем более осознанно участвовать в этих процессах, личность должна быть всесторонне развита и хорошо образованна.
Современный профессионал должен уметь творчески мыслить, самостоятельно решать сложные проблемы в конкретном виде деятельности. Кроме того, ему необходимо постоянно адаптироваться к новым знаниям и технологиям, совершенствовать свою квалификацию. Систематическое повышение квалификации, профессиональное и личностное совершенствование становятся обязательными условиями успешной работы любого человека, занятого профессиональной деятельностью. Важнейшим проявлением профессионализма как высшей ступени профессионализации личности является способность к свободной творческой деятельности, к практическому переустройству мира. Эта способность в большой степени обусловлена формированием и развитием интеллектуальной профессиональной культуры личности как способности к профессио-
нальному росту, получению нового знания, к решению сложных профессиональных задач в условиях динамично развивающегося социума.
В основе профессионального и социального развития личности лежит знание. В знании человек овладевает объектом своей творческой деятельности, идеально преобразует его. Уже в 1971 г. Д. Белл утверждал: «Понятие «постиндустриальное общество» делает упор на центральную роль теоретического знания как оси, вокруг которой выстраивается новая технология, экономический рост и новая стратификация общества» [15; с. 20]. Социологические исследования неизменно показывают взаимосвязь уровня образования и психологических, а также социальных характеристик личности. Согласно прогнозам экспертов, в XXI в. интеллектуализация труда станет главным фактором глобальной конкуренции. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации производства в развитых странах приходится 70-85% прироста ВВП [1; с. 108].
Внедрение новых технологий, информатизация и автоматизация производства вносят такие изменения в профессиональный труд, для осуществления которых необходимо развитие многосторонних и универсальных способностей. В рамках постиндустриального общества на смену «специализму» приходит универсализм и профессионализм. Становление и формирование личности профессионала, главным образом, происходит в институте высшего образования, особая роль которого состоит в том, что он призван превратить общечеловеческие ценности в систему духовных профессиональных качеств личности.
В ходе первичной профессионализации через систему общего и профессионального образования человек приобретает знания, развивает свой интеллект. Способность человека к труду зависит от уровня и качества общих и профессиональных знаний. Именно эти показатели определяют интеллектуальный и профессиональный потенциал личности. Знание законов развития природы и общества, широкий кругозор в единстве с профессиональной подготовкой являются основой для формирования профессионального потенциала индивида.
Интеллектуальный кругозор создает основу для творческой, подлинно профессиональной деятельности. Однако профессионализм включает в себя не только общеобразовательную подготовку. Образование закладывает основы профессионального мышления, формирует рациональный компонент профессионального сознания личности и тем самым создает интеллектуальную основу профессионализма. Но сумма определенных знаний, как и наличие необходимых профессиональных навыков и умений, сами по себе не гарантируют профессионализм. Профессионализм формируется, в конечном счете, всем образом жизни человека, он серьезно зависит от личностных качеств.
Все возрастающую роль в становлении профессионализма играет самообразование. Развитие и интенсификация производства, научно-технический прогресс, изменение самого характера профессиональной деятельности требуют от профессионала постоянного пополнения знаний как в сфере материального производства, так и в духовной области. В последнее время в качестве важнейшей функции системы образования выделяют становление интеллектуальной культуры личности: в процессе образования человек должен не просто получить некоторую сумму знаний, а научиться самостоятельно и нестандартно мыслить, творить, брать на себя ответственность за принятые решения. «Одной из важнейших функций образования является раскрытие и развитие природных потенциальных способностей (и возможностей) человека к непрерывному, опережающему базисное состояние, активному приращению знаний, развитию на
этой основе самого себя как личности, к целенаправленному, инновационному, прогоностически ориентированному на основе полученных знаний формированию среды (сред) своей жизнедеятельности с одновременным повышением степени индивидуальной готовности к динамической и творческой поведенческой адаптации в меняющихся условиях среды, в том числе, производственной» [7; с. 99].
Создание в современном российском обществе системы непрерывного образования, соответствующая корректировка и модернизация общего и профессионального образования с сохранением его традиционных форм, гуманизация, гуманитаризация и «социализация» образования - это необходимые шаги на пути к формированию профессионально компетентной личности - работника XXI в., профессионала. Важнейшим направлением реформирования российской высшей школы становится расширение фундаментальной составляющей высшего образования не только в качестве основы для целостного восприятия мира, но и как непременного условия для последующего пожизненного образования [12; с. 8].
Однако можно констатировать тот факт, что нередко в литературе и в обыденном восприятии профессионализм понимается только как овладение какой-либо узкой специальностью, преуспевание в одной отрасли трудовой и профессиональной деятельности. Все чаще воспроизводится мнение о том, что те знания и умения, которые не входят в перечень необходимых для овладения профессией (т.е. не составляют ядро будущей профессиональной деятельности личности), человеку не нужны. Так, к примеру, будущему физику не нужна литература, математику - история, литературоведу - химия и т.д. В этом коренится одно из глубочайших заблуждений сегодняшнего отношения к профессионализму, основанное на одностороннем и узком его понимании.
Многие исследователи проблем современного российского профессионального образования отмечают, что профессиональная высшая школа не обеспечивает достаточной широты и глубины профессионального образования в целом. «Все большее признание получает понимание, согласно которому, в первую очередь, необходимо осваивать формы, способы действия, а не теории, принципы и методы. Более того, имеет место тенденция к выделению обучения, ориентированного не на формирование личности, а на подготовку функционера-профессионала с операциональным мышлением» [10; с. 57-58]. Очевидно, что понятие «функционер-профессионал» используется здесь в своем узком значении, именно как «специалист», частично развитый работник, обладающий профессиональными знаниями и навыками, позволяющими ему осуществлять конкретные технологические операции, но недостаточными для полноценной и творческой профессиональной деятельности.
В современной исследовательской литературе констатируется реальный перекос в сторону узкой специальной подготовки. Во многих вузах доминирует «предметное» (информационно-репродуктивное), а не методологическое (инте-гративное) образование, обеспечивающее целостный подход к обучению будущей профессиональной деятельности. Закрепилась тенденция на профилизацию общенаучных дисциплин, выведение теоретического материала на уровень инструментальной практики. С этим процессом столкнулись многие преподаватели гуманитарных дисциплин высшей школы в начале 90-х годов, когда «непрофильные» предметы буквально изгонялись из негуманитарных вузов - сокращалось число учебных часов, многие курсы переводились в разряд необязательных и т. д.
Эта проблема характерна не только для российского высшего образования. «Специализация» профессионального образования, направленность студента на получение узкоспециальных знаний в ущерб личностному и мировоззренческому развитию породила весьма актуальную и сегодня во многих индустриально развитых странах проблему «частичной» личности. В большинстве индустриально развитых стран мира акцент делается на специальном образовании в ущерб целостному видению мира: «Сейчас наше образование сочетает детальное изучение ограниченного числа абстракций с поверхностным изучением большого числа абстракций. Мы страдаем книжностью в нашей школьной рутине» [11; с. 260]. В данной ситуации существенно актуализируется проблема соотношения специального и общекультурного образования, поскольку специальное образование, направленное на изучение конкретных явлений, выступает основой технологического развития в широком смысле этого слова, тогда как общее образование формирует ядро мировоззренческой культуры личности.
Систематический анализ истоков и оснований этой проблемы свидетельствует, что она укоренилась в европейской культуре в эпоху индустриального общества и была связана со становлением нового индустриального, массового человека, узкопрофессионального работника. Промышленный и технологический прогресс развитых стран, их достижения в области материального благополучия и освоения мира были тесно связаны с концентрацией внимания на изучении деталей, с накоплением знаний о конкретных процессах, с узкой профессиональной специализацией, понимаемой как наличие специальных навыков. Получение специального образования, профессиональное овладение каким-либо конкретным видом труда становится общественно выгодным и социально значимым. Специальное образование в этих условиях превращается в приоритетную ценность. Тем самым образование не только подчиняется потребностям производства, но и в определенной мере само влияет на формирование общественных потребностей и ценностей.
Специализация образования сама по себе не является угрозой всестороннему развитию личности, напротив, специальное образование представляет собой необходимый и значимый компонент первичной профессионализации, важнейший этап превращения человека в профессионала. Проблема заключается в том, что подчас специальные знания оказываются наиболее социально значимыми и вытесняют другие общечеловеческие ценности. Нравственные, эстетические ценности становятся второстепенными и подчиняются специальным знаниям, а социально-гуманитарное образование личности объявляется лишним.
Следствием чрезмерной специализации профессионального образования становится, по выражению Н. Чебышева и В. Кагана, феномен «разрывности» мышления: «Студенты не могут использовать научные знания как фундамент мотивации, глубокого понимания своей деятельности. Студентов не учат использовать потенциал фундаментальных дисциплин для целостного, системного решения познавательных и профессиональных задач» [13; с. 50]. Подобные процессы происходят практически во всех странах эпохи индустриальной цивилизации.
Выступая на конференции, посвященной гуманитарной подготовке студентов негуманитарных вузов, ректор Московского физико-технического института Н.В. Карлов отмечал: «Молодые люди, 17-18-летние, после трех лет напряженной работы в физике, математике, становятся практически профессионалами... они понимают суть, природу вещей, они понимают, что такое математика, что такое математическая модель, они кожей и нутром своим чувствуют и глу-
боко в том убеждены, что любая предметная наука может быть сведена к совокупности здравого смысла и математики.... Но живя в мире, окружающем их, они немедленно приобретают склонность опрокидывать свое высокое профессиональное знание природы вещей на социальное, на человеческое, на межличностное. Но социальное много сложнее естественнонаучного. Этого-то они и не знают, не понимают» [2; с. 14].
Подобная ситуация присуща индустриальной модели цивилизации в целом. Редукция социально-гуманитарного к естественнонаучному стала мировоззренческой установкой европейской культуры под влиянием естественных наук, особенно классической механики, затем физики. Существенным недостатком образовательных систем индустриальных стран является также недооценка нравственной составляющей воспитания, вторичность нравственного начала по отношению к таким ценностям, как разум, право, экономика. Развитие промышленности, массовое производство, требовавшее подготовки конкретных специалистов, привели к деиндивидуализации и дегуманизации профессионального образования, вытеснению духовных компонентов на периферию личности. Между тем еще М. Шелер отмечал, что «образование - это не «учебная подготовка к чему-то», к профессии, специальности, ко всякого рода производительности, и уже тем более образование существует не ради такой учебной подготовки» [14; с. 31].
Наступающая постиндустриальная, информационная цивилизация требует новой модели общего и профессионального образования, готовящего не массовых и стандартизированных людей, а творчески мыслящих, способных к новаторству и постоянному совершенствованию всесторонне развитых личностей. В последние годы растет понимание необходимости общекультурной и гуманитарной подготовки специалистов в области технических наук и естественнонаучного знания.
В современном мире все большую роль играют не только вертикальные срезы профессионально-трудовой деятельности, но и широкие горизонтальные социально-культурные связи специалистов. Сегодня профессионал не может состояться без овладения основными социально-культурными мировоззренческими ценностями, широким «опытом общества». В понятие профессионализма, таким образом, включается гармоничное сочетание трудовых навыков и умений с широким мировоззренческим горизонтом, способностью оценивать ситуацию и увязывать собственные профессиональные задачи с требованиями современности. В этом плане профессионализм становится не только важной составной частью трудовой и профессиональной деятельности человека, но и одной из основных характеристик нравственного облика человеческой личности.
Важной предпосылкой становления и развития профессионализма личности в современном обществе становится гуманизация образования. Этот процесс ориентирует всех участников образования на уважение к личности, формирование у человека самостоятельности, установление гуманных и нравственных отношений между преподавателями и студентами. Гуманизация образования базируется на демократическом стиле отношений участников педагогического процесса с непременным соблюдением принципа уважения к личности (как студента, так и преподавателя) и учетом в содержании образования ее духовного и нравственного потенциала путем приобщения к человеческой культуре: «В наибольшей степени соответствует установкам гуманистического мышления концепция содержания образования как педагогически адаптированного социального опыта, включающего помимо «готовых» знаний и опыта осуществления из-
вестных способов деятельности также и опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений» [5; с. 26].
Сегодня особо остро стоит задача выдвижения на первый план при подготовке будущих профессионалов гуманистических идей и ориентиров, основанных на системном, высоконравственном восприятии мира. Высшая школа должна не только давать узкоспециальную подготовку, но и формировать высококультурную, гуманную и нравственную личность, развивать гражданские качества, учить цивилизованным формам общения, умению жить в быстроменяющемся мире в духе терпимости и согласия. В формировании мировоззренческой, социально-культурной стороны профессионализма в любой сфере профессиональной деятельности большую роль играет социально-гуманитарное знание.
В настоящее время в России осуществляется обновление гуманитарного образования, важной составляющей которого является переориентация его на культурное развитие каждой отдельной личности, на удовлетворение духовных запросов и потребностей людей. В соответствии с модернизацией образования высшее образование в нашей стране нацелено на освоение мирового социально-гуманитарного знания. Под социальным знанием понимают знание человечества как об обществе в целом, так и об отдельных его аспектах и компонентах. В систему социальных наук включают экономику, социологию, политологию, психологию, управленческие дисциплины, теории решений и т.д.
Социальные науки порождают особый взгляд на мир, особый способ видения окружающей среды. Так, мировосприятие человека, знакомого с предметным полем и методикой социологии, регулируется категориальной структурой социологического мышления, что дает возможность создания цельного представления о существующих в обществе социальных связях и взаимодействиях. Формирование способности особым образом схватывать, воспринимать и анализировать социальные процессы является одной из основных целей изучения социологии. Изучение социологии студентами вузов, в том числе негуманитарных, имеет своей целью также формирование у студентов социального мышления, понимания социальных проблем, источников их возникновения и возможных путей разрешения, что является необходимым компонентом системы знаний будущих специалистов-профессионалов.
В процессе мировоззренческого развития личности большую роль играет и политология, своими средствами и методами позволяющая выяснить объективно-исторические основы конкретной политики и власти, раскрыть и прояснить суть деятельности политической элиты, лидеров, партий, политического поведения отдельных групп и классов общества. Важнейший аспект современной политологии - выявление сущности политической деятельности. Гуманитарная функция политологии проявляется не только в распространении научных знаний, но и в содействии социализации личности, формированию ее гражданской позиций. Политическое образование является одним из способов формирования политической культуры личности, условием её превращения в коллективный субъект политики. Поскольку политика оказывает важное влияние на жизнь отдельных людей и целых народов, политические знания и культура требуются любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности. Обладание политическими знаниями, владение методологией оценки политических событий и действий, политическая грамотность - качества, необходимые современному профессионалу.
В последнее десятилетие в России в связи с радикальной сменой вектора экономического развития, проникновением в жизнь новых экономических и со-
циальных явлений существенно возросла роль экономической науки, управленческих дисциплин. Подлинный профессионализм работника в современном обществе, независимо от сферы его деятельности, подразумевает глубокое знание и понимание экономических процессов, законов становления, развития и функционирования системы социальных отношений во взаимосвязи с экономикой.
Гуманитарная составляющая социально-гуманитарного знания представлена циклом мировоззренческих дисциплин, направленных на изучение истории и теории человека как особого духовного существа. Изучение в ходе вузовской профессиональной подготовки наряду со специальными дисциплинами истории, культурологии, религиоведения, разнообразных философских наук - истории и теории философии, этики, эстетики, антропологии, логики и т.д. - призваны способствовать интеллектуальному, нравственному и эстетическому развитию личности будущих профессионалов. Философские знания входят в состав методологического обеспечения не только научных исследований, но и многих видов профессиональной деятельности, они необходимы для теоретических построений и прикладных исследований.
Современный профессионал должен обладать качествами духовно богатого человека. В российской высшей школе в последние годы наращиваются демократические традиции, совершенствуются условия для развития личности на основе использования многообразия культуры, ее общечеловеческого и национального богатства, что представлено в гуманитарном цикле всех учебных дисциплин, превращающих ценности общемировой культуры из предмета изучения в содержательную основу образования и жизнедеятельности человека. Гуманитаризация образовательно-культурного процесса в системе высшего образования имеет своей целью ориентацию на подготовку специалиста как просвещенного человека, профессиональная подготовленность которого является лишь гранью его целостного бытия.
Здесь необходимо отметить, что только гармоничное сочетание в образовательном процессе специальных, естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин является залогом успешной профессионализации личности. Современный, сложный, динамичный мир есть результат взаимодействия человека и природы, поэтому понимание происходящих в мире процессов предполагает определенную общую культуру, включающую в себя не только социально-гуманитарную составляющую, но и естественнонаучный аспект. Как справедливо отметил Н.В. Карлов, «без знания основных законов природы гуманитарий, особенно профессиональный гуманитарий, особенно в области юриспруденции, экономики, становится так же опасен для общества, как опасен чистый, голый, циничный технократ» [2; с. 15].
Итак, подлинный профессионализм в начале XXI в. предполагает две необходимые интеллектуальные составляющие:
- формирование интеллектуального кругозора, приобретение определенной системы знаний, включающей в себя как широкое общеобразовательное знание о законах природы и общества, так и специальные знания, необходимые для успешной профессиональной деятельности. Решающую роль в этом процессе играет профессиональное образование, необходимым компонентом которого является общая гуманитарная подготовка, способствующая духовному и нравственному развитию личности;
- формирование культуры мышления, способности творчески мыслить и самостоятельно решать сложные профессиональные и социальные проблемы. Главным элементом интеллектуального развития профессионала в современном
мире становится способность к постоянному развитию и самосовершенствованию, к творческому поиску и модернизации.
Новая информационная цивилизация требует новой модели образования, готовящей всесторонне развитых специалистов, творческих личностей, обладающих высокой общей и профессиональной культурой. Важнейшими сущностными чертами информационного общества в научной и образовательной сфере являются изменение статуса науки, приобретение ею новой интегративной функции, гуманитаризация, преодоление узкой дисциплинарности, сближение естественнонаучного и гуманитарного знания за счет повышения значимости эмоциональной сферы.
В последние годы в России все большее внимание привлекает концепция социального развития на основе приоритетного использования научных знаний. В то же время непрерывный рост требований рынка труда к уровню подготовки специалистов заставляет постоянно совершенствовать систему профессионального обучения. Профессиональное образование развивается на базе широкодоступной сети знаний, внедряются новые информационные и коммуникационные технологии [6; с. 130-135]. Стратегия модернизации современного российского образования направлена на достижение качества образования для всех, расширение его доступности и массовости, создание системы непрерывного образования [3; с. 3-5]. На этом пути достигнуты несомненные успехи. Россия интегрируется в мировое образовательное пространство, образование остается сферой государственных интересов, в общественном сознании сохраняется отношение к высшему образованию как к национальному достоянию.
В процессе духовного и социального развития личности, формирования ее мировоззрения и активной социальной позиции велика роль социально-гуманитарного знания. Результатом гуманитаризации процесса образования должно стать гармоничное сочетание в нем общеобразовательных знаний, специальных знаний и духовных компонентов (нравственных, эстетических и социальных ценностей). Социальные и гуманитарные науки воспитывают в человеке способность к широкому, но в то же время глубокому, «сущностному» видению профессиональных проблем. Только широко мыслящий человек, оценивающий собственную деятельность как с позиции профессиональной целесообразности, так и с точки зрения общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты, может стать настоящим профессионалом.
Основные черты новой, формирующейся в начале XXI в. парадигмы социально-гуманитарного знания можно определить следующим образом. Происходит сближение естествознания и социально-гуманитарных наук на базе усиления аксиологической составляющей научного творчества. Широкое внедрение аппарата герменевтики вызывает сближение объяснения и интерпретации: такие схемы сочетают элементы естественных наук с интерпретирующими методами и ценностными подходами социально-гуманитарного знания. Усиливается и углубляется разработка и совершенствование методов и принципов собственно социального познания, непосредственно соответствующих своему предмету, а также формируются новые методики, в частности, основанные на синергетиче-ском понимании реальности [4; с. 533-536]. Повышается внимание к субъективным, личностным аспектам предмета исследования социально-гуманитарных наук. Все чаще центр тяжести познавательного интереса представителей социально-гуманитарного знания переносится на субъекта деятельности.
Расширяется представление о профессионализме в сфере социально-гуманитарных наук, растет понимание тесной связи профессионализма с нравст-
венным обликом личности. Все чаще профессионализм в социально-гуманитарных науках предполагает знание и выполнение требований профессиональной этики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Bell D. The Post-Industrial Society: The Evolution of an Idea. The Coming of Post-Industrial Society, Social Forecasting. - New York, 1973.
2. Глазьев С. Экономическая теория технического развития. - М., 1990.
3. Карлов Н.В. Синтез гуманитарного и естественнонаучного // Гуманитарная подготовка студентов негуманитарных вузов и специалистов гуманитарного профиля. Материалы Всероссийской конференции 2-3 апреля 1992 г. - М., 1992.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. - М., 2002.
5. Кохановский В.П. Социально-гуманитарные науки // Основы философии науки. - Ростов-на-Дону, 2004.
6. Краевский В.В. Философия образования в системе научного знания // Вестник РУДН. Серия: «Философия». - 2003. - №2.
7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Вестник МАН ВШ. - 2000. - №3 (13).
8. Новиков П.Н., Зуев В.М. Опережающее профессиональное образование: Научно-практическое пособие. - М., 2000.
9. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. ХХ век. Антология. - М., 1995.
10. Ротри Р. Философии и зеркало природы. - Новосибирск, 1997.
11. Талалова Л.Н. Интеграционные процессы в образовании: контекст противоречий. - М., 2003.
12. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. - М., 1990.
13. Филиппов В.М., Чистохвалов В.Н. Российское высшее образование: На пути перемен // Вестник РУДН. Серия: «Философия». - 2003. - №2.
14. Чебышев Н., Каган В. Терапия феномена «разрывности» мышления // Высшее образование в России. - 1999. - №1.
15. ШелерМ. Избранные произведения. - М., 1994.
THE ROLE OF SOCIAL-HUMANITARIAN KNOWLEDGE IN PROFESSIONAL EDUCATION
V. A. Zvyk
The Department of Sociology
Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklay str., 6, 117198, Moscow, Russia
Social-humanitarian knowledge has a major role in the course of spiritual and social development of an individual, the consolidation of his Weltanschauung and obtaining active social position. The intellectual component in structure of professional consciousness of the individual of an Informational Age should be agile and dynamical. New style of thinking in the modern social-humanities includes the inevitable change of cognitive activity patterns: it requires unity of processes and methods of scientific knowledge, flexibility and multidimensional nature of thinking, interrelation of intuitive, emotional, sensual and logic thinking. Only the expert with creative professional thinking pattern is capable to act accordingly to the level of modern society.