ДЕКАБРЬ №12 (237) ЗНифО
9
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА И СОЗДАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Л.Г. Захарченко1, А.А. Домаева2, А.А. Шашкова1
THE ROLE OF THE STATE AGENCIES IN THE REALIZATION OF ACTIONS
OF FORMING E-GOVERNMENT AND THE CREATION OF THE INFORMATION-
ORIENTED SOCIETY IN RUSSIAN FEDERATION (BY WAY OF EXAMPLE
OF THE FEDERAL SERVICE FOR SUPERVISION OF CONSUMER RIGHTS
PROTECTION AND HUMAN WELFARE IN OREL REGION)
L.G. Zakharchenko, A.A. Domaeva, A.A. Shashkova
'Управление информационных технологий и связи Орловской области; ^Управление Роспотребнадзора по Орловской области Отражены основные направления совершенствования информационно-телекоммуникационного обеспечения деятельности органов государственного управления на примере Управления Роспотребнадзора по Орловской области. Рассмотрен комплекс проводимых мероприятий в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, организации межведомственного взаимодействия органов власти всех уровней.
Ключевые слова: информационное общество, электронное правительство, государственные и муниципальные услуги.
This article represents the main directions of the improvement of the information and telecommunication support of the state agencies activities on the example of Rospotrebnadzor in Orel Region. The set of the events which were hold in the sphere of providing state and municipal services in electronic form, organization of interagency cooperation authorities at all levels is considered.
Keywords: information-oriented society, e-government, state and municipal services.
Социально-экономическое развитие Российской Федерации ориентировано на повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности страны на мировой арене, разви-
тие экономической, политической и социально-культурной сфер жизни общества и на современном этапе потребовало проведения существенных преобразований в системе государственного и муни-
10
ЗНиСО ДЕКАБРЬ №12 (237)
ципального управления, в т. ч. на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий [4].
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области (далее — Управление) при реализации мероприятий по внедрению информационно-телекоммуникационных технологий руководствуется социально-ориентированными принципами, т. е. направленными на повышение качества жизни граждан, открытость, доступность и достоверность информации о деятельности Управления, оптимизацию процесса предоставления услуг. Акцент сделан на обеспечение интерактивного взаимодействия с гражданами, хозяйствующими субъектами, органами государственного и муниципального управления (функциональное совершенствование официального сайта Управления, обеспечение межведомственного взаимодействия, внедрение системы внутриведомственного электронного документооборота, переход на предоставление государственных услуг в электронном виде).
Информационное наполнение официального сайта Управления соответствует требованиям законодательства о доступе к информации, связанной с деятельностью государственных органов, в т. ч. размещаемой в сети Интернет [5].
Одним из наиболее востребованных электронных сервисов, созданных на сайте Управления, является модуль приема обращений граждан. В 2012 г. в Управление поступило 213 обращений в электронном виде (25 % от общего количества поданных обращений).
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» с 01 октября 2011 г. обеспечен переход на межведомственное электронное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти при предоставлении государственных услуг. Оптимизирован перечень документов, представляемых при обращении за услугами Управления. Теперь для получения указанных услуг заявитель может не представлять сведения из Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, сведения о постановке на учет в налоговом органе юридического лица или индивидуального предпринимателя, свидетельство о праве собственности и на право оперативного управления [6].
Представители Управления, как и представители иных территориальных органов исполнительной власти федерального уровня, органов государственной власти Орловской области и органов местного самоуправления, входят в состав рабочей группы по реализации в Орловской области комплекса мероприятий в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям в электронном виде, организации межведомственного взаимодействия.
В настоящее время, согласно Федеральному закону от 27 июля 2012 г. № 210-ФЗ и в соответствии с рекомендациями Правительственной комиссии по внедрению информационных тех-
нологий в деятельность государственных органов —р и органов местного самоуправления в Орловской ^ области осуществлено создание собственной региональной системы электронного взаимо- з= действия и её подключение к федеральному узлу. 1— Было осуществлено подключение к региональной системе межведомственного электронного ^ взаимодействия государственных информационных систем Орловской области («Региональный ^ реестр государственных и муниципальных услуг ^^ (функций) Орловской области», «Региональный сэ портал государственных и муниципальных услуг (функций) Орловской области», «Портал доступа к системе межведомственного электронного взаимодействия»), позволяющей органам испол- ^ нительной государственной власти и местного самоуправления получить доступ к федеральным электронным сервисам предоставления сведений, ^ а также обеспечить подключение и исполнение региональных электронных сервисов по предо- — ставлению сведений (документов), имеющихся в распоряжении органов исполнительной госу- 5? дарственной власти и местного самоуправления = Орловской области. Межведомственное взаимо- ^ действие при осуществлении государственных функций происходит на основании соглашений об информационном взаимодействии между ведомствами различного уровня.
Другое ключевое направление формирования электронного правительства - переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. № 1555-р и от 17 декабря 2009 г. № 1993-р утверждены планы перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти, а также первоочередных государственных услуг субъектов Российской Федерации и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде. Установлены сроки и этапы перевода в электронный вид каждой конкретной услуги [2; 3]. Роспотребнадзор является органом, ответственным за перевод в электронный вид государственной услуги по приему уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
В настоящее время на Едином портале размещена информация о данной услуге (I этап перехода), формы заявлений и иных документов, необходимых для ее предоставления, и доступ для их копирования и заполнения в электронном виде (II этап перехода). Кроме того, заявители имеют возможность представить необходимые для услуги документы в электронном виде с помощью Единого портала.
Популяризация сервисов электронного правительства, повышение уровня информационной грамотности населения, формирование доверия к внедряемым электронным сервисам — одни из задач, стоящих перед органами государственного и муниципального управления сегодня.
Еще одно направление формирования электронного правительства — организация предостав-
ДЕКАБРЬ №12 (237) ЗНифО
11
ления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров по оказанию государственных и муниципальных услуг.
Особенности предоставления услуг в многофункциональных центрах определены в главе IV Федерального закона от 27 июля 2012 г. № 210-ФЗ, а также в постановлении Правительства Российской Федерации от 3 октября 2009 г. № 796 «О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг» [1; 6]. Многофункциональный центр в Орловской области (г. Орел) начал работать с середины 2011 г. Сейчас на его базе оказывается более 200 услуг. На основании Соглашения о взаимодействии Управлением организовано предоставление следующих услуг: лицензирование отдельных видов деятельности; государственная регистрация подконтрольной продукции; выдача санитарно-эпидемиологических заключений; прием уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности. Механизм взаимодействия Управления Роспотребнадзора по Орловской области с Многофункциональным центром включает в себя предоставление исчерпывающей информации, необходимой для получения заявителями государственных услуг.
В цели формирования электронного правительства в Российской Федерации (кроме сервисных) включены и другие направления: повышение качества административно-управленческих процессов; совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного и муниципального управления, обеспечение оперативности, полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти и требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании.
Организация внутренней работы государственного органа — это некий базовый блок, необходимый для эффективного взаимодействия в системе «государство-общество», «государство-бизнес».
Управление проводит мероприятия по развитию системы внутриведомственного электронного документооборота, внедрены средства электронной цифровой подписи, сформирована корпоративная сеть, обеспечивающая одновременную работу с информационными базами в многопользовательском режиме. В установленном порядке осуществляется наполнение информационных систем Роспотребнадзора.
Таким образом, процесс внедрения информационно- телекоммуникационных технологий в современном российском обществе проходит один из самых активных этапов: сформулированы цели и задачи, определены направления формирования электронного правительства и развития информационного общества в Российской Федерации, организована работа на всех уровнях.
При этом существует ряд обстоятельств, ограничивающих достижение поставленных целей в установленные сроки. Например, неразвитость информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в сельской местности; обилие коллизионных норм в законодательстве, регулирующем отношения в сфере развития информационного общества и формирования электронного правительства; засекречивание отдельных видов информации; наличие законодательных ограничений для предоставления отдельных государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», в т. ч. на базе многофункциональных центров, не снятых Федеральным законом от 28 июля 2012 г. № 133-Ф3.
Решение данных проблем лежит в организации тесного взаимодействия государства, бизнеса и граждан, создании комфортных условий компаниям-провайдерам для развития широкополосного доступа на всей территории России, а также популяризации создаваемых сервисов электронного правительства среди населения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг: Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2009 г. № 796 // Российская газета. 2009. № 194, с. 18.
2. О плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. № 1555-р // Собрание законодательства РФ. 2009. № 43, ст. 51—55.
3. Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р // Российская газета. 2009. № 247. С. 16.
4. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года № Пр-212 // Российская газета. 2008. № 34. С. 16.
5. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ // Российская газета. 2009. № 25, с. 12.
6. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ // Российская газета. 2010. № 168, с. 14.
Контактная информация:
Захарченко Леонид Геннадьевич, тел.: 8 (4862) 54-28-00, 8 (4862) 54-28-01
Contact information:
Zakharchenko Leonid,
phone: 8 (4862) 54-28-00, 8 (4862) 54-28-01