Синников Ю.В.,
соискатель
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИИ В МЕХАНИЗМЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ И МОДЕРНИЗАЦИЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
В статье рассматривается история возникновения и становления такой формы собственности, как государственная корпорация, а также современное состояние и проблемы развития этого института как инструмента для реализации инновационной политики государства.
В принципе, госкорпорации создаются там и тогда, когда проблема кажется
для бизнеса рискованной, а ее необходимо решать. А. ЗЕЛЬДНЕР, доктор экономических наук, профессор
(Институт экономики РАН) страхованию вкладов является прообразом аналогичной организации, вот уже более 70 лет успешно работающей на рынке банковских услуг США.
В России государственная корпорация -это новая форма некоммерческой организации, которая не была предусмотрена ни Гражданским кодексом РФ, ни Федеральным законом «О некоммерческих организациях» вплоть до внесения в него в 1999 г. дополнений в виде ст. 7.1 «Государственная корпорация». В соответствии с этой статьей государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для исполнения социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
В рамках исследования исторического аспекта необходимо отметить, что общепризнанными первыми
предшественниками и прототипами современных акционерных обществ -корпораций являются английская Ост-Индская компания (1600 г.) и голландская Ост-Индская компания (1602 г.) [2].
Значительный капитал, востребованный заморской торговлей, обуславливался несколькими факторами:
• ревнивым отношением правительства Испании к купцам других государств,
Последние десятилетия XX в. стали временем перехода многих стран Запада на инновационный путь развития, от сырьевой экономики к «экономике знаний», где основным фактором успеха становятся конкурентные преимущества в области уникальных, недоступных другим знаний, создание на их основе принципиально новых, инновационных продуктов, процессов и технологий и введение их в общественный оборот [1].
В последнее время РФ, выделяя приоритетные направления и
концентрируясь на их развитии, одновременно предпринимает попытки позиций эффективного по аналогии с бизнес-создавая под каждое отдельную проектную форме государственной корпорации. В рамках такой политики и была предпринята попытка прорыва в различных областях экономики страны путем создания отдельных
государственных корпораций. Стоит отметить, что такая форма собственности, как корпорация, - это не исконно российское изобретение, поскольку аналогичные формы государственных предприятий существовали, к примеру, в Великобритании с конца 1940-х до середины 1980-х гг. в основном в сфере промышленных производств, а российская государственная корпорация Агентство по
выступать с собственника, процессами, направление компанию в
заставлявшим купцов объединяться для противопоставления силе;
• враждебностью туземцев, которая заставляла обеспечивать торговлю военной силой;
• дороговизной морских судов и их вооружения;
• рискованностью торговли, место
деятельности которой было весьма
отдалено от хозяев и отрезано от
постоянного с ними общения.
С начала XVII века в Голландии и Англии, а потом и во Франции образуется ряд акционерных корпораций, под именами Ост-Индской, Вест-Индской, Суринамской, Канадской и т.п. Эти
корпорации возникали не иначе, как с разрешения правительства в каждом отдельном случае. Проникнутые
административным надзором, преследуя политические цели расширения
государственной территории, они носили публичный характер, являлись как бы отраслями государственного хозяйства [3].
В России истоки акционерной формы относят к ХУП-ХУШ вв. Но впервые интерес к акционерному движению появлялся в России еще при Алексее Михайловиче Тишайшем (династия Романовых), которому был представлен проект организации крупной корпорации для производства китоловного промысла и добывания сала.
Первой акционерной корпорацией в древней Руси, можно считать учрежденную 24 февраля 1757 г. «Российскую в Константинополе торгующую компанию». В современной же России первой стала госкорпорация «Агентство по
реструктуризации кредитных
организаций», созданная в 1999 году в соответствии с законом о
реструктуризации кредитных организаций, а вторая в конце 2003 году, когда был принят закон о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации. Всплеск появления
госкорпораций пришелся на 2007 год, когда в стране появились значительные резервные фонды.
Созданные в 2007 году государственные корпорации глубоко различны по своим
задачам, функциям, базовым принципам деятельности и могут быть условно разбиты на три основные группы[4]:
1. Внешэконобанк - компенсация «провалов» как рынка, так и государственной системы управления, формирование финансовых институтов развития в виде госкорпораций.
2. Фонд содействия реформированию
ЖКХ, «Олимпстрой» - повышение эффективности и гибкости
административной системы, «аутсорсинг» отдельных функций государственных
органов управления на уровень госкорпораций.
3. «Росатом», «Ростехнологии» -
повышение конкурентоспособности
отдельных стратегических секторов (отраслей), обеспечение национальной
безопасности, реструктуризация и консолидация соответствующей
государственных активов.
4. «Роснано» - обеспечение
коммерциализации разработок
наноиндустрии и координация
инновационной деятельности в сфере наноиндустрии.
Гендиректор государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов»
Александр Турбанов в свое время определил одну из основных причин создания государственных корпораций: «Есть сферы, где рыночные институты не могут и не стремятся работать, где деятельность, по сути, неприбыльна, а конкуренция отсутствует. И в этих сферах государству для реализации определенных целей своей политики
оказались нужны специальные организации».
В мировой практике госкорпоративная поддержка наблюдалась в основном в телекоммуникациях, энергетике,
машиностроении и сетевых сегментах.
Госкорпорации создаются под текущие, масштабные экономические задачи и по своей концепции представляют собой более эффективную форму управления активами, чем Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП), а в чем-то и акционерные общества (АО), поскольку
извлечение прибыли не является для них основной целью, и они реинвестируют в собственное развитие.
До 2001-2005 года были в основном статусы ФГУП и ОАО. Рассматривая их в качестве одной их форм хозяйствования, можно отметить следующие преимущества и недостатки. К преимущественной стороне ФГУП относится: тотальный
контроль над активами, возможность не публиковать отчетность, к недостаткам: высокий уровень контроля со стороны правительства, проверки Счетной палаты, ответственность по обязательствам РФ, санкции со стороны иностранных государств. Наиболее известные примеры -«Рособоронэкспорт», «Почта России». К преимуществам же ОАО отнесем: относительную автономию от
правительства, возможность проводить операции на фондовом рынке (выход на 1РО, обмен акциями с партнерами). Недостатки: наличие обязательств перед миноритариями, необходимость
публикации отчетов, внешнего аудита, риск банкротства, контроль со стороны государственных органов (ФНС, Генпрокуратура, Следственный комитет МВД). Наиболее известные и крупнейшие такие организации в России, имеющие высокую социальную ответственность и обязательства, как Газпром, Роснефть, РЖД, Транснефть, Аэрофлот.
Форма госкорпораций, по нашему мнению, совмещает преимущества ОАО и ФГУП. Статус некоммерческой
организации позволяет обходить заградительные барьеры на внутренних и внешних рынках (использование территорий дипмиссий, ограниченность публичности, право собственности на находящееся в управлении имущество). Госкорпорации не подпадают под надзор Счетной палаты и под действие закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Для всестороннего освещения темы данной статьи обратимся к опыту зарубежных стран, где понятие «государственная корпорация» существует в целом ряде государств, включая такие страны, как Великобритания, Канада, Италия, Индия, Корея и пр. При этом общим принципом является то, что государственные корпорации создаются на основании законодательных актов,
принимаемых парламентами государств, их советы директоров формируются правительством/парламентом, и они подотчетны парламенту или президенту страны. Например, США давно «идут не по рыночному пути», там более 200 лет уже используется такая форма. Один из ярких примеров - Федеральная корпорация страхования депозитов, созданная для преодоления последствий Великой депрессии. Существует несколько типов федеральных государственных
корпораций, находящихся в полной федеральной собственности, например Корпорация по кредитованию
сельхозпроизводителей федеральное
правительство владеет 100% капитала и имеет 100% голосов в совете директоров. В федеральных корпорациях со смешанным владением, США может владеть частью капитала или вообще не участвовать в капитале. Частная федеральная корпорация формально несколько отличается от корпорации, создаваемой государством, хотя она может иметь назначенных государством членов совета директоров и налоговые льготы, а его обязательства могут неявно гарантироваться
федеральным правительством.
Большое число государственных корпораций, как общенационального уровня, так и на уровне отдельных штатов, создано в Индии. Все они находятся в собственности правительства (страны или штата) и подконтрольны ему. Среди наиболее известных государственных корпораций можно назвать радио- и телевещательную корпорацию Индии, Индийскую корпорацию по страхованию жизни, Индийскую корпорацию по развитию электроники, региональные электротехнические корпорации и пр.
В Италии успешно функционируют национальная нефтегазовая корпорация, радиотелевизионная корпорация, созданная при Министерстве внешней торговли и коммерции и занимающаяся поддержкой деятельности итальянских компаний на зарубежных рынках. Значительное число государственных корпораций создано и функционирует в Малайзии, на Филиппинах, в Японии, Финляндии, Норвегии, Австралии.
По своему статусу наиболее близка к российским государственным корпорациям британская железнодорожная Network Rail - государственная «бесприбыльная корпорация без акционеров». В отношении контроля, осуществляемого за
деятельностью Network Rail, стоит отметить, что Министерство транспорта
Великобритании устанавливает набор показателей и их значения, которые должны быть достигнуты за счет выделяемых бюджетных ассигнований.
Контроль над деятельностью корпорации осуществляется на основе представления корпорацией отчетности в соответствии со статьей специального федерального закона. Состав такой отчетности вызывает ряд вопросов, которые на сегодняшний день остаются нерешенными. Не является секретом и тот факт, что возникающие трудности и сбои в деятельности госкорпораций являются следствием того, что только консолидация активов и наделение корпораций столь огромными средствами не решают автоматически проблему перехода к инновационному росту, это лишь самое начало процесса перестройки технологического базиса российской экономики, попытка вывода отраслей обрабатывающей промышленности из состояния деградации и застоя [5].
Практическая реализация целей,
поставленных перед корпорациями, трансформация предоставленных им материальных, финансовых и правовых возможностей в действительные технологические сдвиги будет зависеть от качества законодательной базы,
регулирующей деятельность корпораций, и качества управления предоставленным в их распоряжение финансовым и
материальным потенциалом.
Общегосударственные задачи, для выполнения которых они созданы,
решаются государственными
корпорациями главным образом экономическими методами. Одним из наиболее очевидных примеров разумного сочетания публично-правовых и частноправовых приемов воздействия на общественные отношения является деятельность государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов». Но внедрение данной организационной формы допустимо и даже необходимо лишь на определенный промежуток времени (примерно 10-15 лет)[6]. В дальнейшем, исходя из ситуационной оценки экономической целесообразности,
госкорпорации должны последовательно продаваться частному бизнесу. Ведь, как известно еще из шумпетерианских изысканий, чрезмерная «атомизация» товаропроизводителей блокирует
принципиальные технологические
нововведения, поскольку в ее условиях потенциальные инноваторы не могут рассчитывать на прибыль от априори высокозатратных инноваций. Не секрет, однако, и то, что при уровне концентрации производства, подрывающем саму основу конкуренции, ослабляются и стимулы к нововведениям.
Конечно, госкорпорации нельзя идеализировать, и шансы на то, что именно их развертывание обеспечит прорыв России на лидирующие позиции в мирохозяйственном развитии, не стоит преувеличивать. Однако априорное отнесение такого рода структур к вторичной категории, явно
противоречащее международному опыту, лишь снижает эти шансы. Творческий же поиск адекватного возможностям госкорпораций места для них в системе совершенствуемых общественных
институтов представляется, безусловно, полезным и необходимым.
ЛИТЕРАТУРА
1. Безрукова О., Елизаров В. Механизмы финансирования инновационной деятельности: возможности использования в России [электронный ресурс] / Электрон. текст. дан. - Режим доступа: - Ц^: http://www.clj.ru/discussion/state/52494/
2. Гущин В.В., Порошкина Ю.О., Сердюк Е.Б. Корпоративное право: учебник для юридических вузов. - М.: Эксмо, 2006.
3. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. - По изд. 1914 г. - М.: Спарк, 1994.
4. Симачев Ю.В., Кузык М.Г. Государственные корпорации: проблемы и новые возможности
[электронный ресурс] / Электрон. текст. дан. - Режим доступа: - Ц^:
www.asv.org.ru/agency/methodological/007
5. Зельднер А.Г. Госкорпорации в стратегии развития России// Вестник Института экономики РАН. - 2008. -К 4.
6. Курбатов А.Я. Обеспечение целевого использования имущества государственными корпорациями [электронный ресурс] / Электрон. текст. дан. - Режим доступа: иЯЪ: http://hse.ru/data/