4) бизнес-процессы поддерживающей деятельности:
- обеспечение деятельности органов управления банковской корпорации;
- обеспечение деятельности комитетов (экспертных советов);
- административно-кадровое обеспечение;
- материально-техническое и хозяйственно-эксплуатационное обеспечение;
- документационное обеспечение;
- обеспечение экономической безопасности банковской корпорации;
- информационно-технологическое обеспечение и др.
Модель бизнес-процессов банковской корпорации позволяет
перейти к описанию системы бизнес-процессов и организационной структуры «как надо» с учетом сложившейся и прогнозируемой ситуации и разработать программу перехода из ситуации «как есть» к ситуации «как надо».
Анализ модели бизнес-процессов и информации, представленной в открытых публикациях, в том числе в сети Интернет на сайтах крупнейших банков России (Сбербанк России, Банк ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, Банк Москвы, Альфа-Банк, ВТБ24 и др.), позволяет привести один из вариантов обобщенной модели организационной структуры банковской корпорации (рис.1).
На рис. 1 в целях сравнительного анализа приведены определения банковской группы и банковского холдинга в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (ред. от 28 апреля 2009 г.) «О банках и банковской деятельности», а также определение холдинговой компании в соответствии с Указом Президента РФ от 16 апреля 1998 г. № 396 (ред. от 15 сентября 2008 г.) «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий».
Детализация модели организационной структуры банковской корпорации проводится обычно по аналогии с детализацией структур ряда технических систем, т.е. от структурной схемы переходят к функциональной, а от нее - к принципиальной. В зависимости от
особенностей банковской корпорации вариант модели организационной структуры детализируют до уровня самостоятельных структурных подразделений (функциональная схема). Организационную структуру самостоятельных структурных подразделений детализируют до отделов и групп (принципиальная схема). Построение моделей организационных структур на базе моделей бизнес-процессов позволяет ответить на ключевые вопросы: кто, что, где, когда и как делает работу для достижения целей банковской корпорации.
Таким образом, термин «корпорация» в России может быть применим к хозяйственным обществам (акционерным обществам, обществам с ограниченной и дополнительной ответственностью). Термин «государственная корпорация» используют для определения организационно-правовой формы, предназначенной для решения конкретных государственных задач современного этапа развития государства. Термин «холдинг» в российском законодательстве используется в различных словосочетаниях (банковский холдинг; управляющая компания банковского холдинга; финансовая холдинговая компания; холдинговая компания), сущность каждого из которых определена соответствующим нормативным правовым актом.
Трансформация сущности терминов «корпорация» и «холдинг» в банковскую сферу привела к использованию в российском законодательстве терминов «банковская группа», «банковский холдинг». Однако процессы интеграции капиталов кредитных организаций обусловили объективную потребность объединить крупные кредитные организации в один термин - «банковская корпорация» в целях разработки обобщенной модели организационной структуры с единых позиций системно-процессного подхода к управлению. Результатом изложенного является трансформация терминов «корпорация» и «холдинг» в термин «банковская корпорация», укрупненные модели бизнес-процессов и организационной структуры банковской корпорации, построенные на основе системно-процессного подхода к управлению.
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Новичкова О.Е., соискатель Московского государственного областного университета
Рассматривается роль государственных и муниципальных закупок в развитии российской экономики. Определяются условия использования закупок на макроэкономическом и микроэкономическом уровне управления. Раскрываются особенности ресурсного обеспечения государственных и муниципальных закупок и определяется необходимость построения их системы.
Ключевые слова: государственные и муниципальные закупки, управление, ресурсное обеспечение, система.
THE ROLE OF PUBLIC PROCUREMENT IN THE DEVELOPMENT OF RUSSIA’S ECONOMY
Novichkova O., Moscow State Regional University, the applicant
The role of the state and municipal purchases in development of the Russian economy is considered. Use conditions of purchases on macroeconomic and a management microeconomic level are advanced. Features of resource maintenance of the state and municipal purchases reveal and necessity of construction of their system is advanced.
Keywords: state and municipal procurement, management, resourcing of the system.
Государственные и муниципальные закупки являются важнейшей правительственной (как для государства, так и для муниципальных образований) функцией и инструментом, позволяющим удовлетворять потребности государства и муниципалитетов, то есть обеспечивать выполнение их социально-экономических функций. Закупочная деятельность является важнейшей частью процесса бюджетирования, определяющей его результативность, экономичность и эффективность, а также стимулирующей социально-значимые отрасли российской экономики.
Необходимо отметить, что реформа федеративных отношений, когда жесткое разграничение расходных обязательств между уровнями бюджетной системы значительно увеличило нагрузку на региональные и местные бюджеты повышает политическую и экономическую значимость государственных и муниципальных заказов, поскольку осуществление их по единым правилам и процедурам позволяет уменьшать различия функционирования бюджетных си-
стем разных уровней, обеспечивает прозрачность, подотчетность и сравнимость бюджетных систем. Тем самым повышается в целом социально-экономическая результативность бюджетных расходов и общая эффективность развития российской экономики.
Решение задач закупочной деятельности позволяет поддерживать развитие субъектов малого предпринимательства, организаций инвалидов и иных организаций социальной сферы. Несмотря на то, что государственные приоритеты по размещению заказов снижают эффективность конкретной закупки, такая поддержка государства в определенных границах может способствовать экономическому росту социальных организаций и объектов рыночной инфраструктуры российской экономики.
Реализация с помощью закупочной деятельности федеральных, региональных и местных целевых программ позволяет опережающими темпами развивать индустриальное, социальное и экономические пространство страны, формируя не только насущные, но и
долгосрочные перспективы развития и потребности государства, муниципалитетов и общества. Эффективность закупок в рамках этих программ определяет в целом эффективность и перспективы развития российской экономики.
Все страны мира используют государственные закупки как основной механизм преодоления «провала» рынка и стабилизации развития российской экономики. На макроэкономическом уровне это достигается за счет: принятия и внедрения антимонопольных законодательства и механизмов расширения конкурентоспособности поставщиков; четкой регламентации закупочной деятельности, предполагающей прозрачность проведения закупочных процедур; антикоррупционных мер; стимулирования малого и среднего рынка поставщиков для государственных и муниципальных нужд. На микроэкономическом уровне это достигается за счет формирования эффективной конкурентной среды: проведения конкурентных закупок (торги, котировки); создание условий, позволяющих всем участникам равноправно и эффективно участвовать в состязании за контракт.
Достигается создание таких условий применением поощрительных, «репрессивных» и процедурных мер закупающей организации по отношению к персоналу, участвующему в закупочной деятельности, при согласовании интересов структурных подразделений и отдельных работников заказчика (уполномоченного на размещение заказа органа исполнительной власти).
Поощрительные меры применяются для материальной и моральной стимуляции персонала, занимающегося закупками, качественно формировать, размещать заказы, администрировать (управлять) контракты. Эти меры должны способствовать повышению компетенции персонала, осознанию значимости своего места в закупочном процессе, устойчивости к внутреннему и внешнему давлению на персонал, включая недобросовестные действия поставщиков.
«Репрессивные» меры должны приниматься как в обязательном превентивном порядке, так и по факту недобросовестных действий персонала. С одной стороны, каждый имеющий отношение к закупкам должен знать меру своей ответственности за некомпетентные и недобросовестные действия в области государственных и муниципальных закупок, с другой стороны, просчеты и проступки персонала заказчиков и уполномоченных органов должны быть оценены, исправлены и возмещены по нанесенному ущербу, а также, что наиболее важно для предотвращения повторения подобных случаев, приданы гласности.
Процедурные меры применяются для минимизации зависимости организации или органа власти от добросовестности и квалификации отдельных исполнителей. Реализация процедурных мер осуществляется путем принятия свода правил и инструкций, полностью регламентирующих действия отдельных специалистов, что позволяет минимизировать возможные ошибки и «побочную» деятельность персонала, осуществить более действенный контроль за реализацией процедур закупок. Правила и инструкции определяют полномочия работников и использование определенных процедур проведения закупочной деятельности, сроки проведения, последовательность действий и выбор между которыми тоже строго регламентирован.
Правила и инструкции разрабатываются и применяются ко всему закупочному циклу и охватывают: исследование и планирование потребности; анализ рынка по удовлетворению потребности; действия в целях справедливой конкуренции при формировании документации и в тендерный период, включая позиционирование закупки, выбор оптимального закупочного способа, расчет оптимальной цены; справедливый выбор наилучшего предложения (по соотношению выгод и рисков) по заранее определенным и оглашенным критериям; администрирование контракта; приемку товаров, работ, услуг; отсроченный мониторинг конечной эффективности закупленных товаров, работ, услуг.
Применение процедурных, поощрительных и «репрессивных» мер по отношению к субъектам, управляющим государственными и муниципальными закупками возможны только при сформированной нормативной базе, разработанных, утвержденных и доведенных до сведения каждого сотрудника матриц полномочий (прав и обязанностей) и ответственности. Формирование нормативной базы и определение полномочий и ответственности являются важнейшими управляющими процессами закупочной деятельности.
Однако без реализации двух других управляющих процессов
— постоянного мониторинга формирования, размещения и испол-
нения заказов и внутреннего аудита действенность процессов управления будет нивелироваться, что негативно скажется на общем развитии российской экономики.
Процессы формирования, размещения государственных и муниципальных заказов должны обеспечиваться необходимыми ресурсами (организационными, кадровыми, финансовыми, материально-техническими, методическими и информационными). Исходя из потребности в тех или иных организационных решениях построения закупочной системы, обеспечения этого организационного решения кадрами, включая внутренние ресурсы и возможность закупки операторских, курьерских, тиражирования, консультационных, экспертных услуг (аутсорсинг); наличном и требуемом материально-техническом обеспечении, наличия методической и информационной базы определяется необходимый финансовый ресурс. Он включает все трансакционные издержки, сопровождающие формирование, размещение и исполнение заказов (издержки сбора и обработки информации, проведения процедур и принятия решений, издержки мониторинга, контроля и юридической защиты выполнения контракта).
Организационный ресурс зависит от схемы реализации государственных и муниципальных закупок, выбранной тем или иным заказчиком (уполномоченным на размещение заказов органом): внутренняя (централизованная), смешанная, внешняя (децентрализованная). При применении внутренней схемы реализации государственных и муниципальных закупок используются только внутренние ресурсы при проведении всех процессов и входящих в них процедур. При использовании внешней схемы организации — используются (закупаются) услуги специализированных организаций, экспертов, консультантов (аутсорсинг). Смешанная предполагает использование как внешних, так и внутренних ресурсов. Новое российской законодательство о закупках позволяет использовать из указанных трех моделей (схем) только две: внутреннюю и смешанную, поскольку законодательство не предусматривает передачу всех полномочий заказчика ни специализированной организации, ни уполномоченному органу, ни иным юридическим или физическим лицам, и не предусматривает передачу какой-либо ответственности третьим лицам (специализированным организациям, экспертам).
Необходимо помнить, что применение любой модели в соответствии с действующим российским законодательством подразумевает централизацию или распределение только части обязанностей закупочной деятельности и не предполагает распределение прав и ответственности. Подобный подход позволяет существенно повысить эффективность развития российской экономики за счет частичной регламентации объектов ее инфраструктуры и стабилизации предоставления минимально необходимого перечня социальных услуг населению страны.
Обеспечение кадровым ресурсом должно включать выделение штатных единиц для закупочной деятельности, целенаправленный подбор кадров, постоянное рост компетенций персонала за счет наработки опыта, переподготовки, повышения квалификации; периодическая аттестация персонала на соответствие занимаемой должности, моральные и материальные поощрения персонала, повышение мотивации за счет ротации, квалификационного роста и продвижения по службе.
Методическое обеспечение должно предусматривать постоянное пополнение, оптимизацию имеющихся, закупку и разработку новых методических ресурсов по формированию заказов: планирование, исследование рынка, бюджетирование закупки, в том числе определение начальной цены контракта, методы разработки нейтральных спецификаций, технического задания в целом, определения лучших условий контракта и в целом требований документации о размещении заказов, методы определения лучшего предложения, победителя торгов, включая различные способы и критерии оценки, методы экспертизы заявок, методы приемки товаров, работ, услуг по контракту, методы мониторинга исполнения контракта и гарантийного периода, методы внутреннего аудита, методы документооборота, методы оценки удовлетворенности потребителя товаров, работ, услуг и другие.
Информационное обеспечение закупок строго регламентируется законодательством и позволяет обеспечить их транспарентность и справедливость.
Таким образом, закупочная деятельность является частью экономической, политической и социальной сферы российской экономики и представляет собой целостную систему, имеющую свои
цели, задачи и механизмы их реализации. Сточки зрения процессного подхода, система государственных и муниципальных закупок
— это совокупность согласованных, учитывающих общие требования эффективности системы (безопасности, надежности, среды, информационной открытости и контроля): целей; организационной структуры; процессов и входящих в них процедур, регламентированных правилами, указаниями, ограничениями, инструкциями; методов проведения процедур; ресурсов, обеспечивающих процессы.
Осуществление закупок как система целей, структур и процессов, включая процедуры, практические методы и приемы использует исходя из принципов закупочной деятельности три основных критерия ее качества:
- результативность закупки — степень достижения поставленной при закупке цели;
- эффективность — полное удовлетворение потребности при наименьшей цене достижения цели (включая конечный эффект закупки и ее экономичность (наименьшая цена объекта закупки и
трансакционных издержек), оперативность удовлетворения потребности);
- удовлетворенность результатами закупочной деятельности, включая отсутствие рекламаций (жалоб) на объект закупки и вовлеченность в продолжение процесса этих же или аналогичных закупок.
Таким образом, формирование рациональной системы государственных и муниципальных закупок это определение целей и задач закупочной деятельности, построение системы управляющих и центральных процессов (включая правила, указания, ограничения, инструкции методы проведения процедур), выделение необходимых ресурсов (финансовых, материально-технических, кадровых, методических, информационных) и определение организационной структуры. Результатом разработки и внедрения подобной системы будет являться построение действенного механизма, обеспечивающего население минимально необходимым уровнем услуг социального характера и оказывающего таким образом позитивное влияние на процесс развития российской экономики.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕШАЮЩИХ ПРОБЛЕМУ ВРЕМЕННОЙ ЗАНЯТОСТИ
Зызыкин П.Б., заместитель директора Московского городского центра инноваций и высоких технологий
Представлена разработка алгоритма моделирования инновационной деятельности предприятий, решающих проблему временной занятости, и прогнозирования ее результатов. Предложена система критериев эффективности инновационной деятельности предприятий, решающих проблему временной занятости.
Ключевые слова: методы, анализ, моделирование, прогнозирование, инвестиционная деятельность предприятий, проблема временной занятости.
IMPROVED MODELING AND FORECASTING OF INNOVATION ACTIVITIES OF ENTERPRISES, SOLVING THE PROBLEM OF TEMPORARY EMPLOYMENT
Zazikin P., Deputy Director of the Moscow city center of innovation and high technology
Working out of algorithm of modelling of innovative activity of the enterprises solving a problem of time employment, and forecasting of its results is presented. The system of criteria of efficiency of innovative activity of the enterprises solving a problem of time employment is offered.
Keywords: мethods, the analysis, modelling, forecasting, investment activity of the enterprises, a problem of time employment.
Практическое решение проблемы временной занятости, осуществляемое предприятиями различных масштабов и направленности деятельности, во многом сопряжено с вопросами развития инновационной деятельности. В отличии от предприятий, решающих проблему полной занятости, предприятия решающие проблему временной занятости должны не только заполнить новые нарождающиеся рыночные ниши на рынке продукции (товаров, работ, услуг), но и продемонстрировать инновационные преимущества для работников, привлекаемых на условиях временной занятости.
Для эффективного осуществления инновационной деятельности в экономических системах, решающих проблему временной занятости, необходимо иметь четкую программу развития, базирующуюся на понимании динамики внедрения инноваций в хозяйственную деятельность и получения отдачи от инноваций. Такую программу невозможно создать без соответствующего инструментария анализа и прогнозирования инновационной деятельности.
При совершенствовании инвестиционной деятельности предприятий, решающих проблему временной занятости, на первом этапе была осуществлена разработка алгоритма моделирования инновационной деятельности предприятий, решающих проблему временной занятости, и прогнозирования ее результатов. Схема предлагаемого алгоритма приведена в табл.1.
При анализе спроса на инновационные услуги целесообразно использовать статистические данные об объемах и динамике предоставления услуг, включая услуги-заменители, а также ценах на них. Для анализа целях целесообразно использовать как готовые маркетинговые исследования, так и оценки дилерам, дистрибьюторов, поставщиков и сотрудников, занятых сбытом услуг, дающих экспертный прогноз уровня спроса. Большое значение приобретают опросы потребителей, позволяющие выяснить какой объем ус-
луг они готовы приобрести при различных уровнях цен.
При мотивации персонала к созданию и реализации инноваций необходимо четко сформулировать цель, поставить задачу каждому из сотрудников с учетом факторов, способных обеспечить конкурентные преимущества, а также определить стимулы для сотрудников, обеспечивающие максимальное стремление к выполнению поставленных задач.
При оценке инновационного потенциала предприятия отправной точкой является описание нормативной модели состояния его инновационного потенциала. На основе установленных требований к состоянию инновационного потенциала по всем анализируемым блокам устанавливается фактическое состояние инновационного потенциала предприятия путем оценки отклонения фактических показателей от нормативных. Особое внимание при развитии инновационного потенциала предприятия уделяется слабым составляющим инновационного потенциала.
Схема наращивания инновационного потенциала предприятий, решающих проблему временной занятости, на основе прогнозных оценок приведена на рис.1.
Для создания конкурентных преимуществ предприятиями, решающими проблему временной занятости, необходимо:
- определить состав перспективных инновационных изменений предприятия сферы услуг, включая расширение ассортимента услуг, их модификацию, совершенствование технологий предоставления и т.д.;
- предложить сотрудникам, привлекаемым на условиях временной занятости, принять активное участие в инновационных изысканиях предоставления услуг, определив для сотрудников меры стимулирования;
- адаптировать организационную структуру и производствен-