Вестник Института экономики Российской академии наук
1/2016
И.И. СМОТРИЦКАЯ доктор экономических наук, заведующая сектором Института экономики РАН, профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова
О.В. САГИНОВА
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой РЭУ
им. Г.В. Плеханова
кандидат экономических наук, доцент кафедры РЭУ им. Г.В. Плеханова
В статье исследуются проблемы развития института малого и среднего предпринимательства в сфере общественных закупок. Рассматривается институциональная основа привлечения субъектов малого и среднего бизнеса к участию в закупках для обеспечения общественных потребностей. На основе обобщения практики государственных закупок и закупок организаций государственного сектора экономики авторы анализируют ключевые проблемы и исследуют возможные инструменты стимулирования субъектов МСП. Особое внимание уделено механизмам развития кооперации компаний-заказчиков с субъектами малого и среднего бизнеса для выполнения контрактов на закупку товаров, работ, услуг.
Ключевые слова: субъекты малого и среднего предпринимательства, общественные закупки, контрактная система закупок, закупки юридических лиц с государственным участием, закупки естественных монополий, антикризисные меры.
1БЬ: Н11, Н57, Ъ39, М20.
На современном этапе российская экономика находится в рецессии. По данным Росстата в первом полугодии 2015 г. экономика России сократилась на 3,4% по сравнению с первым полугодием 2014 г., сокращение ВВП во II квартале ускорилось - 4,6% (в I квартале 2,2%). Сокращение инвестиций в основной капитал за первое полугодие 2015 г. составило 5,6%. Приоритетная стратегическая цель, стоящая перед нашей страной, - добиться стабилизации и динамичного экономического роста.
В январе 2015 г. распоряжением Правительства РФ был утвержден План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого
И.В. ШАРОВА
ИНСТИТУТ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
развития экономики и социальной стабильности в 2015 г., действие которых пролонгировано и на 2016 г. (далее План Правительства)1. Мероприятия, предусмотренные в этом документе, нацелены на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры, вызванной экономическими санкциями, турбулентностью на валютном рынке, снижением цен на нефть. План Правительства также содержит перечень мероприятий, направленных на реализацию ряда ключевых задач, в том числе на стимулирование развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в российской экономике.
Как показывает мировой опыт, МСП обладает значительным потенциалом для роста экономики. Например, в первые годы выхода Польши из советского блока ВВП страны упал почти на 20%. Однако Польше достаточно быстро удалось стабилизировать экономику и перейти к экономическому росту. За последние 20 лет в стране ни разу не был зафиксирован отрицательный рост ВВП. Одним из основополагающих факторов роста является фокусирование на развитие малого и среднего бизнеса. В результате почти 50% экономики в Польше создают малые и средние предприятия. В целом в 38-миллионной Польше зарегистрировано около 4 млн предпринимателей, из них реально работают 2 млн юрлиц [1].
В настоящее время, по оценке экспертов ОЭСР, в среднем около 50% работоспособного населения стран, входящих в организацию, занято на малых и средних предприятиях. В России только 30% работоспособного населения занято в данном секторе и только 5% взрослого населения участвует в «запуске» или работе нового бизнеса. При этом данный показатель по «запуску» нового бизнеса в Китае составляет 16%, а в Бразилии - 18% [2}.
В свою очередь исследование, проведенное Oxford Economics (исследовательским агентством в партнерстве с Оксфордским университетом) в странах БРИКС, свидетельствует о том, что малые и средние предприятия инвестируют в новые технологии и готовы конкурировать на мировых рынках с более крупными организациями. Около 70% участников опроса считают, что использование современных технологий и производство инновационных продуктов является гарантией конкурентоспособности МСП. Из новых технологий наиболее важными являются информационные технологии, так 61% представителей МСП из Китая и Индии считают обязательным использование управ-
1 План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г.$ утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации № 98-р от 27 января 2015 г.
ленческого программного обеспечения. В России 56% опрошенных предпринимателей разделяют данную позицию, что выше среднемирового показателя (50%). Таким образом, МСП быстрее реагируют на новые потребности и спрос, лучше приспосабливаясь к изменениям на рынке [3]. В результате развитие МСП выступает как драйвер экономического роста. Именно поэтому эффективная деятельность в сфере малого и среднего предпринимательства указана в качестве одной из целей организации в итоговой декларации саммита БРИКС в Бразилии (2014 г.).
Однако в нашей стране «Индекс Опоры К5Б1»2 фиксирует спад деловой активности у предпринимателей малого и среднего бизнеса. Так, в третьем квартале 2015 г. он составлял 42,8 против 44,6 в предыдущем квартале, снизившись на 1,8 пункта (п.). Отрицательная динамика в третьем квартале 2015 г. наиболее заметно отразилась на снижении индекса продаж (43,5; снижение на 4,6 п.) и на «Готовности к инвестициям» (37,7; снижение на 3,2 п.). По показателю размера бизнеса в лидерах падения малый бизнес (42,8, снижение на 3п.). У среднего бизнеса, традиционно имеющего наибольшее значение индекса, в третьем квартале 2015 г. снижение на 1,8 п. - до 44,53.
Данная проблема находится в фокусе внимания российских властей и экономического сообщества. В соответствии с Указом Президента РФ от 05.06.2015 г. № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» создана Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП), объединившая два института развития. Это Агентство кредитных гарантий, заработавшее только в 2014 г., и МСП-банк, давно действующий в качестве института поддержки МСП. Как отмечает Президент РФ В.В. Путин: «Мы со своей стороны предпринимаем усилия по развитию этого сектора, но они пока явно недостаточны. Структура, которая создана ...призвана интенсифицировать эту работу»4.
2 Индекс RSBI (Russia Small Business Index) рассчитан на основе данных ежеквартального опроса руководителей компаний в сегменте МСБ. Индекс отражает настроения и ожидания российского бизнеса на временном отрезке в 3 месяца (квартал) по 4 основным показателям. Каждый показатель имеет индивидуальный вес в сводном Индексе: продажи - 0,3, кадры - 0,2, доступность финансирования - 0,25, инвестиции -0,25. Дополнительно рассматриваются также другие компоненты: бизнес-ожидания (условия ведения бизнеса в целом), прибыль, количество клиентов/покупателей, цены реализации товаров и услуг, себестоимость производства/оказания услуг, баланс запасов продукции (не применяется для сферы услуг). Они не участвуют в расчете индекса, но дают дополнительную информацию о состоянии МСБ.
3 Эксперт. 2015. 16-22 ноября. С. 5.
4 Встреча Президента РФ В.В. Путина и главы корпорации МСП А. Бравермана 18 ноября 2015 г. Режим доступа: kremlin.ru, дата обращения: 10.12.2015 г.
Корпорация МСП будет осуществлять свою деятельность в качестве института развития в целях координации оказания помощи субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе в сфере общественных закупок5. В соответствии с Указом среди приоритетных задач Корпорации выступают:
- организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупок (в годовом объеме) товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает 50% (и дочерними хозяйственными обществами, более 50% уставного капитала которых принадлежит указанным юридическим лицам) у субъектов малого и среднего предпринимательства;
- осуществление оценки соответствия закупок товаров, работ, услуг требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающего участие субъектов малого и среднего предпринимательства в общественных закупках.
Для реализации данных задач необходимо создать соответствующую нормативно-правовую основу и разработать модели эффективного взаимодействия малого и среднего предпринимательства с субъектами рынка общественных закупок.
Институциональная основа участия предприятий
малого и среднего бизнеса в обеспечении общественных
потребностей
В настоящее время общественные закупки регулируются разными законами: один, более жесткий и детальный, «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 5.05.2013 г., регулирует государственные и муниципальные закупки для обеспечения государственных (общественных) нужд. Другой более свободный и «рамочный», «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 223-ФЗ от 18.07.2011г., - закупки юридических лиц с государственным участием и закупки естественных монополий, то есть закупки предприятий государственного сектора экономики. Если объем государственных и муниципальных закупок (по 44-ФЗ) в российской экономике составлял в 2014 г. и 2015 г. около 6 трлн руб.
5 В данной работе под общественными закупками мы понимаем государственные и муниципальные закупки для обеспечения общественных нужд, а также законодательно регулируемые закупки юридических лиц с государственным участием и закупки естественных монополий.
ежегодно, то объем закупок по 223 -ФЗ вырос с 17,7 трлн руб. в 2014г. до 20 трлн руб. в 2015 г. Таким образом, в целом объем общественных закупок составляет более трети ВВП страны6.
К настоящему времени Правительством РФ принят ряд ключевых документов, которые регламентируют нормативно-правовые принципы, стратегические цели и задачи взаимодействия предприятий малого и среднего бизнеса с экономическими субъектами рынка общественных закупок. В первую очередь следует отметить утвержденную в мае 2013 г. распоряжением Правительства РФ Дорожную карту «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием» («Закупки МСП»). Реализация «дорожной карты» (2013-2018 гг.) должна снять административные, финансовые и информационные барьеры для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также облегчить доступ бизнеса к закупкам и сделать закупочные процедуры более простыми, прозрачными и эффективными. Основными целями «дорожной карты» являются:
- увеличение доли закупок заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок заказчиков;
- увеличение доли прямых закупок заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок заказчиков;
- увеличение доли закупок инновационной продукции и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок заказчиков.
Дорожной картой установлены «пороговые» значения для привлечения МСП к реализации контрактов (заказов) для обеспечения общественных нужд. Так, предусматривается увеличение доли закупок заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок с 10 до 25% (к 2018 г.). В свою очередь доля прямых закупок (договоров) заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок должна возрасти с 2 до 10%. Предусматривается и стимулирование закупок инновационной продукции (товаров, работ, услуг) у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с «дорожной картой» на 2015 г. была установлена квота не менее 10% годового объема для прямых договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства, по экспертным оцен-
6 Данные официального сайта закупок, режим доступа: zakupki. gov.ru, дата обращения: 12.12.2015.
кам это должно составить более 1,7 млрд руб., что будет способствовать формированию возможностей для «резкого рывка для малого
Мероприятия «дорожной карты» распространяются только на заказчиков, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%, в том числе на заказчиков, указанных в специальных перечнях, утвержденных распоряжением Правительства РФ. В настоящее время утверждены списки из 35 крупнейших компаний с государственным участием, чьи закупки подлежат государственному контролю, доля прямых закупок в которых на сектор МСП должна составлять не менее 10%. В первую очередь речь идет о предприятиях, производящих высокотехнологичную продукцию. Заказчик обязан разработать, утвердить и опубликовать в единой информационной системе перечень товаров, работ и услуг, закупки которых ведутся только у субъектов малого и среднего предпринимательства. Этот перечень должен охватывать не менее 10% от совокупного годового объема закупок заказчика (в стоимостном выражении).
Дорожной картой предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на разработку и «запуск» в компаниях пилотных проектов сотрудничества с МСП. В числе первоочередных задач - создание маркетинговых навигаторов, с помощью которых представители малого и среднего бизнеса смогут получать информацию о потенциальных рынках сбыта продукции и поставщиках, а также организация мониторинга закупок госкомпаний и малого бизнеса.
В свою очередь ключевые механизмы и элементы взаимодействия малого и среднего предпринимательства с предприятиями государственного сектора экономики на рынке общественных закупок регламентированы Постановлением Правительства РФ «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 1352 от 11.12.2014 г. Действие настоящего Положения распространяется на юридические лиц, суммарный объем выручки которых от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также от прочих доходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 1 млрд руб.
Данным нормативным актом предусмотрено проведение специальных торгов (иных способов закупки), участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, регламентируются порядок и особенности соответствующих процедур.
7 Встреча Президента РФ В.В. Путина и главы корпорации МСП А. Бравермана 18 ноября 2015 г. kremlin.ru (дата обращения: 10.12.2015 г.).
и среднего бизнеса»7.
При регламентации особенностей проведения данных торгов (или иных способов закупок) установлены общие требования к заказчикам. В том случае, если начальная (максимальная) цена договора (цена лота) на поставку товаров (работ, услуг) не превышает 50 млн руб., заказчик обязан осуществить закупки товаров( работ, услуг) у субъектов малого и среднего предпринимательства. А если начальная (максимальная) цена договора (цена лота) превышает 50 млн руб., но не превышает 200 млн руб., заказчик вправе осуществить закупки таких товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В качестве возможной модели взаимодействия рассматриваются и специальные программы партнерства с субъектами МСП. Для этого заказчик должен утвердить документ, описывающий комплекс мероприятий, направленных на формирование реестра (перечня) субъектов малого и среднего предпринимательства, поставляющих товары (работы, услуги) по договорам, заключенным с заказчиком. Для включения в реестр субъекты МСП должны соответствовать установленным требованиям и хорошо себя зарекомендовать как исполнителей не менее двух договоров. При заключении договора с субъектами малого и среднего предпринимательства - участниками программы партнерства заказчиком могут быть установлены более благоприятные финансовые условия. Утвержденная заказчиком программа партнерства, а также требования, предъявляемые к субъектам малого и среднего предпринимательства для участия в такой программе, в обязательном порядке размещаются на сайте заказчика в сети «Интернет».
Новые «антикризисные» меры в рамках реализации «дорожной карты» предписывают таким компаниям как «Газпром», РЖД, «Рос-сети» и ГК «Автодор» разработать партнерские программы с малыми и средними предприятиями, предусматривающие прозрачные критерии аккредитации МСП в качестве поставщиков и подрядчиков. Пилотные программы с субъектами малого и среднего предпринимательства утверждены, в том числе следующими крупными заказчиками: ОАО «Зарубежнефть», АК «Транснефть», ОАО «РусГидро», ОАО «СО ЕЭС» и др.
Пилотные проекты стартовали в 2015 г. Среди рекомендаций госкорпорациям - выплата МСП не менее 30% аванса от заказа. Объем дополнительных средств, которые благодаря такому нововведению можно будет направить на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса, оценивается экспертами Минэкономразвития не менее чем в 1 трлн руб.8
8 Оценка Минэкономразвития, режим доступа::шшш.есопоту^оу.ги.
Малое и среднее предпринимательство в контрактной
системе закупок
При разработке рассмотренного выше комплекса мер для привлечения малых и средних предприятий к закупкам юридических лиц с государственным участием и закупок естественных монополий использовались принципы контрактной системы государственных и муниципальных закупок. Однако существенное отличие преференций для малого бизнеса в сфере государственных закупок состоит в том, что они установлены непосредственно Законом № 44-ФЗ и на субъекты среднего предпринимательства не распространяются9.
В целом Закон о КС расширил поддержку субъектов малого предпринимательства. Законодательно увеличена обязательная квота (с 10 до 15%) на размещение контрактов у субъектов малого предпринимательства. Как и в рассмотренном выше комплексе мер поддержки малого бизнеса, государственный заказчик может проводить специальные торги, в которых участвуют только малые предприятия, или устанавливать в закупочной документации условие о привлечении малого бизнеса в качестве субподрядчика. Проведение специальных торгов (закупок) у малого предпринимательства возможно лишь при условии, когда начальная (максимальная) цена контракта не превышает 20 млн руб.10 В свою очередь для участия малого бизнеса как субподрядчика при исполнении контрактов заказчик в качестве условия размещения заказа вправе устанавливать обязательное привлечение субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Следует отметить, что в соответствии со статьей 96 Закона №44-ФЗ любой государственный и муниципальный контракт заключается при обязательном представлении финансового обеспечения контракта. Обеспечение контракта выступает преградой для участия в закупках лиц, которые финансово несостоятельны, то есть не могут представить банковскую гарантию или внести денежные средства на счет заказчика. Таким образом, финансовое обеспечение контракта рассматривается и как определенная «гарантия» для качественного исполнения поставщиками и подрядчиками контрактных обязательств. Однако в современных экономических условиях получение банковской гарантии или внесение денежных средств на счет заказчика становится проблематичным. Резкое подорожание банковских гарантий и увеличение кредитных ставок банков для хозяйствующих субъектов делает
9 Статья 30 ч. 1 Закона № 44-ФЗ.
10 В настоящее время рассматривается предложение об увеличении этого порога до 120 млн руб. для стимулирования участия в закупках малого бизнеса.
процесс обеспечения контракта малодоступным, а исполнение многих контрактов - нерентабельным.
В зоне наивысшего риска оказались именно субъекты малого и среднего предпринимательства, так как для них фактически получение займов превратилось в непосильную задачу: финансовые учреждения ужесточили требования к залоговому обеспечению, снизили суммы и уменьшили сроки кредитов. По нашему мнению, необходимо разработать дополнительные меры поддержки кредитования малого бизнеса. Данный вопрос сейчас рассматривается ЦБ и Минфином, в частности, обсуждается предложение об уменьшении коэффициентов риска по таким кредитам, введению секьюритизации микрозаймов.
В свою очередь Планом Правительства в 2015 г. было предусмотрено право заказчиков не устанавливать требование об обеспечении контракта при проведении конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
При этом законодательно закреплена обязанность заказчиков осуществлять взаиморасчеты с предпринимателями в течение 30 дней. Эта норма устраняет одно из основных препятствий, из-за которого ранее малый бизнес не мог участвовать в государственных закупках, - длительные сроки оплаты контрактов. В квоту не входят закупки, на которые не пришел ни один участник, как это было ранее. Тем самым снижаются риски так называемой «виртуальной поддержки малого бизнеса».
В то же время серьезным ограничением для привлечения МСП является современный начальный этап организации и развития контрактной системы закупок. Так, опрос поставщиков, проведенный специалистами ВШЭ, показал, что 27,4% опрошенных назвали свои затраты на участие в закупках высокими, для 68% опрошенных бизнесменов участие в закупках по новым правилам усложнилось. Больше всего денег и времени участники закупок тратят на получение банковских гарантий (40,3%), на подготовку заявок для участия в процедурах (26,3%), регистрацию на электронной площадке и получение электронной подписи (23%). При этом в 2014 г. доля наиболее коррупциогенного вида закупок (у единственного поставщика) осталась высокой: 64,3% от общей стоимости контрактов при государственном заказе, и 62,3 % - при муниципальном11.
Таким образом, повышение прозрачности и эффективности деятельности контрактной системы закупок является базовым условием для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к реализации государственных и муниципальных контрактов.
11 Госзакупки не поддаются реформе // Ведомости.29.05.2015. vedomosti.ru/economics/ аг^с1ес/2015/05/29/594247.
Ключевые направления развития МСП
в сфере общественных закупок
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. №156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предусмотрены санкции за невыполнение установленных требований по объему привлечения субъектов МСП к общественным закупкам. В контексте реализации положений данного закона на Федеральную корпорацию по развитию малого и среднего предпринимательства возложены полномочия по проведению мониторинга участия субъектов малого и среднего предпринимательства в общественных закупках. По результатам мониторинга Корпорация МСП будет формировать сводный отчет, которой должен стать основой для подготовки предложений по совершенствованию участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках.
Обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что на современном этапе созданы институциональные предпосылки и финансовые механизмы для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства на рынок общественных закупок. Принят комплекс нормативно-правовых мер, направленных на формирование и стимулирование спроса на товары, работы, услуги МСП в сфере общественных закупок.
Однако, как следует из результатов опроса предпринимателей, проведенного Агентством стратегических инициатив (АСИ), заявленное в «дорожной карте» снижение барьеров доступа к закупкам госкомпаний не в полной мере реализуется на практике. Так, 36% предпринимателей отметили, что с начала 2015 г. список требований к потенциальным участникам не изменился, а 51% считают, что ситуация ухудшилась. Из 47 госкомпаний и госкорпораций, зарегистрированных на федеральном сайте поддержки и развития малого и среднего бизнеса, лишь у ряда компаний (РЖД, «Россети» «Зарубежнефть» «Алрос» и др.) есть специальные регламенты проведения закупок инновационной продукции, в том числе у малых компаний12.
С другой стороны, возникают риски, что спрос на товары, работы, услуги малых и средних предприятий не будет обеспечен соответствующим реальным предложением. Как справедливо отмечает генеральный директор НАИЗ С. Габестро, принятие единой для всех нормы привлечения (участия) субъектов МСП создает риски «что для выполнения плана госкомпании станут попросту выделять из основного бизнеса непрофильные виды деятельности — от столовых до бухгал-
12 Инвестклимат запутался в «дорожных картах» // Коммерсант. 23.09.2015. С. 2.
терии» [4]. То есть требования по закупке продукции МСП в установленном объеме могут не выполняться или выполняться формально, так как для эффективного участия в закупках необходимо, чтобы продукция МСП соответствовала заявленному ассортименту и качеству, особенно это важно для закупок высокотехнологичной или инновационной продукции.
Одним из возможных решений данной проблемы является кооперация компаний-заказчиков с субъектами малого и среднего бизнеса для выполнения определенных контрактов на закупку товаров, работ, услуг. Данная кооперация предполагает консолидацию заказов, помощь в организации производства, необходимое профессиональное обучение и контроль качества продукции, производимой МСП. При этом для практической поддержки МСП со стороны предприятий недостаточно просто установить требование тратить какую-то часть бюджета на закупку продукции МСП - нужна системная работа на основе взаимовыгодного сотрудничества[5] .
В этих целях экспертами «Открытого правительства» и АСИ в рамках специальных программ предполагается разработка методических подходов и принципов использования кластерного подхода для развития партнерства между МСП и субъектами рынка общественных закупок. Для повышения профессионального уровня малых и средних предпринимателей формируется концепция корпоративного университета «Бизнес-партнерство», имеющая целью всестороннее развитие субъектов МСП и достижение ими квалификации, необходимой для участия в закупочных процедурах.
В современной сложной экономической ситуации государство, размещая заказы и заключая соответствующие контракты, может способствовать выполнению комплекса задач: поддерживать платежеспособный спрос и занятость, стимулировать развитие малого и среднего бизнеса для сохранения социальной стабильности в стране. В тоже время на сегодняшний день «все заинтересованные в развитии МСП игроки имеют разрозненную систему действий и не могут похвастаться единым кредитно-гарантийным продуктом»13. Разработка рассмотренных программ направлена на объединение и концентрацию усилий в рамках приоритетных направлений для развития института малого и среднего предпринимательства в системе общественных закупок. Достижение этой стратегической цели возможно только при практической реализации комплекса мер для обеспечения стабилизации финансово-экономических условий их деятельности.
13 Браверман А. Выступление на VII съезде «Опоры России» // Эксперт. № 50. 7-13 декабря 2015. С. 55.
Литература
1. Очепка М. Польша - это не только яблоки// Эксперт. 2015. 16-22 ноября. С. 34-35.
2. Russian Federation: Key Issues and Policies. Доклад ОЭСР Берлинский центр 2015. oecd-ilibrary.org/industry-and-services/russian- federation.
3. The Oxford Handbook of the Russian Economy /Под общей ред.:5. Weber, M. V. Alexeev. Oxford: Oxford University Press, 2013. oxfordeconomics.com.
4. Малый бизнес не пускают в госсектор // Коммерсантъ. № 77. 5.05.2015. С. 2.
5. Закупки в оборонно-промышленном комплексе. Материалы третьей Всероссийской конференции 17.11.2015. zakupki-opk.ru.
6. О системе закупок. Доклад ВШЭ. М., 2015.
7. Пегесова Т.Н. Поддержка малого и среднего предпринимательства при проведении закупок по Закону №223-ФЗ. М.: Институт госзакупок, 2015.
SMOTRITSKAYA I.I.
Dr.Sc. head of Sector of the contract relations in innovation in innovation economy of the Institute of economics RAS, Prof. Entrepreneurship and Logistics Department, Plejhanov Russian University of Economics irinasmot@yandex.ru
SAGINOVA O.V.
Dr.Sc., Prof., Head of Entrepreneurship and Logistics Department, Plekhanov Russian
University of Economics
saginova.ov@rea.ru
SHAROVA I.V.
Ph.D., Ass. Prof. Entrepreneurship and Logistics Department, Plejhanov Russian University
of Economics
ivsharova@bk.ru
NSTITUTE OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS PUBLIC PROCUREMENT The article examines the problems of the Institute of small and medium entrepreneurship in the field of public procurement. The authors consider the institutional framework to attract small and medium-sized businesses to participate in the procurement for public needs. On the basis of generalization of public procurement and purchasing organizations in the public sector of the economy, the authors analyze the key issues and explore possible instruments to stimulate SMEs. Particular attention is paid to the development of cooperation mechanisms companies - customers with small and medium-sized businesses for the execution of contracts for the purchase of goods, works and services.
Keywords: small and medium-sized businesses, public procurement, contract procurement system, procurement of legal entities with state participation, anti-crisis measures.
JEL: H11, H57, L39, M20.