УДК 33.2964 JEL D04
Сагафф Бой Мустуафа
аспирант, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», г. Москва e-mail: [email protected]
Sagaffe Boy Moustoifa
Postgraduate student, RUDN University, Moscow
e-mail: [email protected]
DOI10.26425/1816-42 77-2018- 7-16-22
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ В РАЗВИТИИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА КОМОРСКИХ ОСТРОВАХ
Аннотация. В настоящее время важность малых предприятий в процессе экономического развития Коморских Островов неоспорима. Динамизм малых предприятий является импульсом для экономического развития страны и фактором улучшения жизни коморского населения. Для поддержки этого сектора экономики и его активного роста государство Коморских Островов должно разработать стратегии, нацеленные на развитие малых предприятий. В статье освещена проблематика нынешней экономической ситуации на Коморских островах и возможные варианты улучшения делового климата в регионе. Изучено влияние государственной политики на развитие предпринимательства. Проанализирована взаимосвязь исполнения законов с динамикой устойчивого развития в экономическом секторе, что, в свою очередь, дает понимание, какую политику стоит проводить для благосостояния населения.
Ключевые слова: государственная стратегия, конкурентоспособность малых предприятий, малое предприятие, стратегия развития, предприятие на Коморских Островах.
THE ROLE OF THE STATE STRATEGY IN THE DEVELOPMENT OF SMALL ENTERPRISES IN THE COMOROS
Abstract. At present time, the importance of small enterprises in the economic development of the Comoros is undeniable. The dynamism of small enterprises is an impetus for the economic development of the country and a factor in improving the life of the population of the Comoros Islands. To support this sector of the economy and its active growth, the State of Comoros has to develop strategies aimed at the development of small enterprises. The article covers the problems of the current economic situation in the Comoros and possible options for improving the business climate in the region. The influence of state policy on the development of entrepreneurship was studied. Also, the relationship between the implementation of laws and the dynamics of sustainable development in the economic sector is analyzed; which in turn gives an understanding of what kind of policy is worth pursuing for the welfare of the population.
Keywords: state strategy, competitiveness of small enterprise, small enterprises, development strategy, enterprise of the Comoros Islands.
В настоящее время важность малых предприятий в процессе экономического развития Коморских Островов неоспорима. Динамизм малых предприятий является импульсом для экономического развития страны и фактором улучшения жизни коморского населения. Рассмотрим этапы становления малых предприятий на Коморских островах и основные проблемы их развития.
Глобализация лежит в основе политических дебатов и, в частности, дебатов по экономической политике. «В Коморских Островах вопрос заключается в том, как заложить начало и поддержать страны в динамике устойчивого развития и развитии малого бизнеса, в частности. Основная цель этих исследований заключается в изучении роли правительства в развитии малого бизнеса в организационной стратегии и технологических инновациях для обеспечения эффективного и стабильного развития малого бизнеса» [8]. Сегодня некоторые экономические надежды состоят в том, что частный сектор должен стать движущей силой процесса развития экономики посредством эффективной интеграции малых предприятий.
Рассмотрим определение понятия «малые предприятия» Мишеля Марчеснея, одного из ведущих экономистов мира. Он утверждает, что к малому бизнесу принято относить предприятия с ограниченной численностью работающих: в промышленности и строительстве - до 100 чел.; в научно-технических и сельхозпредприятиях -до 60 чел.; для организаций оптовой торговли - не более 50 чел.; розничной торговли - до 30 чел. [6].
© Сагафф Б.М., 2018
На Коморских островах частное предпринимательство занимает незначительный процент от всей производственной деятельности, что обусловлено социально-экономическими особенностями региона. Первоначально прототипом малого бизнеса были кооперативы. Их число из года в год увеличивалось. Это подтверждают объемы производства, продажи товаров и услуг. Кооперативный сегмент во многом зависел от государственного сектора и развился на его основе.
Период с 1990 г. по 1995 г. можно считать первым шагом в истории развития внутреннего предпринимательства. Он характеризуется деятельностью центров научно-технического творчества, временными творческими коллективами научных и общественных организаций, распространением командного контракта, небольшим количеством участников бизнеса и его экспериментальным характером.
Согласно Henni А. «сфера деятельности малого предприятия распространяется на второй этап, когда он развивается в основном в форме частных предпринимателей. Количество людей, которые участвовали, увеличилось. Они в основном работали на внутренние производственные нужды. Именно с развитием сотрудничества возлагаются большие надежды на восстановление рынка потребительских товаров и услуг» [16, с. 120]. Одним из серьезных препятствий для развития малого бизнеса были незаконные действия (рэкет, взятки и т. д.).
Третий этап — принятие законодательных актов, направленных на активизацию малого бизнеса. В результате выросли сферы коммерческой деятельности предпринимательских людей, номенклатура организационных форм предпринимательства диверсифицировалась, произошло интенсивное развитие арендных отношений. К 2000 г. доля малых предприятий в валовом внутреннем продукте неуклонно возрастала. Малые предприятия привлекают все большее число государственных служащих, замедляя рост безработицы. Увеличение числа малых предприятий привело к конкуренции между предпринимателями, которая требует навыков, базовых знаний об основах рыночной экономики, маркетинга, управления и т. д.
В настоящее время в Коморских Островах наблюдается быстрый рост малых предприятий в различных организационно-правовых формах (рис. 1).
1-Строительство. 2-Обрабатывающие производства. З-Добыча полезных ископаемых: производство и распределение электроэнергии, газа и воды. 4-Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; рыболовство, рыбоводство. 5-Альтернативные виды деятельности. 6-Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг. 7-Транспорт и связь. 8-Оптовая и розничная торговля: ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.
Источник: [13]
Рис. 1. Число малых предприятий по видам экономической деятельности в 2010 г.
Проанализируем государственную стратегию развития малого бизнеса на Коморских Островах. Важность малых предприятий заключается, в частности, в политических и экономических преимуществах, которые важны с точки зрения их вклада в развитие страны, в политическую сферу. Существующее малое предприятие в Коморских Островах выступает за рождение поколения предпринимателей. Это также позволяет запускать и консолидировать экономическую структуру, адаптированную к потребностям Коморских Островов. Это значение также распространяется на экономику: «малые предприятия способствуют росту национальных ресурсов путем создания других видов деятельности: сельского хозяйства для торговли продуктами питания, кустарного сектора для производственных компаний и т. д. Создание малых предприятий способствует промышленной диверсификации и использованию новых ресурсов. Поэтому малые предприятия облегчают производство для импорта, но также способствуют росту других секторов, что ведет к быстрому и комплексному развитию экономики Коморских Островов» [4].
Однако поскольку рыночная экономика не является идеальным механизмом управления и координации экономической деятельности, практически все правительства в Коморских Островах разрабатывают и осуществляют государственную политику для оптимизации распределения скудных ресурсов. Одним из направлений стратегии правительства Коморских Островах является поощрение предпринимательства, которое может быть достигнуто только путем развертывания малых предприятий.
Необходимыми стратегическими мерами, отмеченными правительством коморских стран, являются следующие:
1. Улучшение обучения предпринимательству, чтобы будущие предприниматели могли овладеть основными инструментами управления. Предпринимательство должно быть введено в школьную программу, как это делается в Канаде в рамках программы «Молодежный проект для молодежи в Квебеке», целью которой является содействие развитию предпринимательской культуры среди молодежи Квебек. В университете студенты учатся предпринимательству в качестве основной дисциплины [9]. Преподаватели также участвуют в процессе обучения, поскольку они являются ключевыми игроками в инновационных проектах. Для этого министерство высшего образования Коморских островов должно создать степень магистра в области предпринимательства в каждом университете.
2. Обобщение тенденций по модернизации малого бизнеса, не ограничиваясь государственными программами. Это может сопровождаться созданием аудиовизуального канала или телевизионных программ, посвященных обучению предпринимателей управлению, маркетингу, управлению персоналом и другим дисциплинам управления. Обучение в университетах или учебных центрах должно осуществляться бесплатно и финансироваться из государственного бюджета.
3. Борьба с коррупцией посредством ужесточения законодательства путем обязательной передачи всеми чиновниками декларации о доходах и богатстве до вступления в должность и по ее завершении. Еще одним конкретным шагом в борьбе с коррупцией должно стать денонсирование коррупционеров.
4. Борьба с клиентелизмом и административной бюрократией за счет большей децентрализации. Это потребует упрощения процедур для подрядчика и большей ясности в миссии децентрализованной администрации. Это также должно сопровождаться хорошей практикой государственных финансов, которая предполагает четкое определение обязанностей, полный доступ общественности к информации, подготовку, реализацию и прозрачную бюджетную информацию, и гарантированную целостность данных, проверенных независимым учреждением.
5. «Повышение доступности промышленных земель, чтобы избежать спекуляций и утечки путем создания региональной базы данных. Выделение земли должно проводиться в соответствии с процедурами концессии в течение ограниченного периода времени, возобновляемого по высокой цене. Любое использование, отличное от рекомендованного в спецификациях, должно систематически отменять договор концессии» [3].
6. Развитие качества предложения рабочей силы в целях сокращения структурной безработицы путем улучшения обучения за счет повышения вознаграждения и поддержки учителей. Желательна зарубежная экспертиза из развитых стран.
7. Провести частичную приватизацию государственных банков. Либо провести диверсификацию акционеров, либо уступку руководства организациям с международной репутацией.
8. Борьба с пиратством и другим нелегальным контентом в целях поощрения конкуренции. Для этого нужно бороться с формами продаж без счетов путем компьютеризации и организации налоговых проверок, а также строгой криминализации такого поведения.
9. «Разработка законодательства, без ошибок и противоречий, которое признает рыночную экономику как приобретенную для сохранения и развития. Для этого Гражданский кодекс и его производные (Кодекс торговли и др.) должны быть подкреплены законами, защищающими предпринимателей» [5].
10. Содействовать возникновению более гибкого и более быстрого правосудия, позволяющего урегулировать конфликты в разумные сроки. Это требует упрощения Гражданского процессуального кодекса, увеличения числа судов и магистратов и переподготовки бывших магистратов, привыкших к старым методам.
11.Улучшение применимости законов путем обновления специализированных пакетов программного обеспечения в судах, а также принятие более сильных законов в этой области. Разработка показателя правоприменения позволила бы со временем определить меру улучшения исполнения законов.
«Так, например, в Алжире на рынке товаров и услуг можно бесплатно арендовать торговые места для реализации своей продукции согласно указу № 03-04 от 19.07.2003 г.» [10]. Тем не менее развитие малых предприятий сталкивается со многими ограничениями, институциональными или организационными. Именно здесь вмешательство государства в пользу малого бизнеса очень важно для их процветания.
Развитие малых предприятий сегодня является стратегическим приоритетом государственной экономической политики на Коморских Островах. Государственные органы отходят от патерналистской политики и поощряют частную инициативу. Создание этих малых предприятий, несомненно, является признаком жизнеспособности коморсканского народа и их способностью адаптироваться к новым реалиям экономики. «Многие люди находят средства для открытия малых предприятий. Необходимо, чтобы коморские государства, участвующие в экономической жизни, содействовали развитию малых предприятий на Коморских Островах. Эти малые предприятия являются незаменимыми для стабилизации экономической ситуации в Коморских Островах, поскольку именно они в дальнейшем позволят нашему государству играть важную роль в мировой экономике», — сказал президент Коморсканского союза на экономическом совещании [15, с. 20]. Государство должно поддерживать развитие частных инициатив среди женщин Коморских Островов, которые возглавляют малые и средние предприятия.
Также особое внимание в государственной программе по развитию малого и среднего бизнеса должно уделяться кредитованию. Малый сектор предприятий составляет значительную долю производства и занятости, но получает лишь относительно небольшую долю банковских кредитов. Однако мелкие предприятия могут вносить значительный вклад в развитие частного сектора в целом и частных инвестиций. Кредитование малых предприятий также затрудняется такими факторами, как отсутствие залогового обеспечения, ограниченные управленческие навыки среди предпринимателей, высокая изменчивость в потоках доходов и высокий уровень риска в бизнесе, особенно в сельском хозяйстве. Традиционный формальный банковский сектор не удовлетворяет потребностям в кредитах на этих условиях.
Финансовые учреждения также должны найти новые способы разработки, оплаты и возврата кредитов для малого бизнеса. В частности, процедура оценки аккредитованного банка или кредитоспособности малых предприятий должна быть более гибкой с точки зрения требований обеспечения и стоит больше акцентировать внимание на перспективах будущих доходов. Кроме того, условия погашения должны быть адаптированы к потокам доходов заемщиков. Таким образом, для фирм, чья деятельность генерирует высокие потоки доходов, но с определенной периодичностью, условия погашения кредита должны быть разработаны таким образом, чтобы погашение было синхронизировано с потоками доходов. Правительствам Коморских Островов следует изучить эту возможность для расширения доступа к кредитам для малых предприятий. Они также должны изучить возможность поощрения банков к использованию денежных переводов мигрантов в качестве обеспечения для заимствований малыми и средними предприятиями для финансирования своих инвестиций.
«Африканский банк развития ... в последнее время активизировал свои усилия по улучшению доступа малых и средних предприятий к финансированию. В июне 2012 г. он объявил об официальном запуске Африканского гарантийного фонда, финансируемого в партнерстве с правительствами Франции и Испании» [7]. Фонд призван помочь банкам удовлетворять финансовые потребности малых и средних предприятий, увеличить кредитование этих компаний и повысить их способность оценивать кредитоспособность малых и средних предприятий. «Он начал функционировать в 2017 г. с капиталом в 50 млн долл. США, финансируемым АБР и правительствами Китая и Японии. Ожидается, что его акционерный капитал увеличится до 500 млн долл. США, в течение следующих нескольких лет благодаря вкладу частных
инвесторов, учреждений по финансированию развития и других двусторонних доноров. Фонд предоставляет частичные финансовые гарантии кредитным учреждениям и поддержку в создании потенциала для этих учреждений, а также для малых и средних предприятий. Он зарегистрирован на Маврикии как компания с ограниченной ответственностью» [12].
В течение последнего десятилетия XXI века Коморские Острова пережили сильный и устойчивый экономический рост, что, по мнению аналитиков, стало поворотным моментом в развитии страны, который будет играть большую роль в региональной экономике XXI века. Эту роль можно наблюдать в странах-импортерах нефти в Африке и в экономическом развитии некоторых африканских стран, таких как Ботсвана, Марокко, ЮАР и Намибия. «Среднегодовые темпы роста реального производства выросли с 1,8 % в период между 1980 г. и 1989 г. до 2,6 % в период между 1990 г. и 2000 г. и 5,3 % в период с 2000 г. по 2010 г. Четыре страны: Ганна, Ангола, Нигерия, Марокко отметили более высокие средние темпы роста по средним темпам развивающихся стран, которые на период 2000-2010 гг. составляли 6,1 %, а две страны: Ангола и Экваториальная Гвинея отмечали одинаковые темпы роста. Вопреки ситуации 1980-1990-х гг., средние темпы роста в Коморских Островах после нового тысячелетия были выше средних темпов роста региональной экономики» [14, с. 43]. Внутренние и внешние факторы развития способствовали относительно внушительному росту экономики Коморских Островов за последнее два десятилетия XXI века. Улучшение макроэкономического управления, высокий внутренний спрос и относительно стабильный политический климат являются одними из внутренних факторов, которые способствовали экономическому росту на Коморских Островах.
«Коморские Острова добились прогресса в достижении целей, поставленных в программах и инициативах в области экономического развития, к их числу относятся: Ангола, Нигерия, Марокко, однако острова по-прежнему далеки от достижения высоких результатов, изложенных в этих инициативах» [1].
Так, например, малые предприятия сталкиваются с неблагоприятными условиями, которые сдерживают их развитие. Это состояние характеризуется формированием заниженных нерыночных цен и препятствий для конкуренции, а также для свободного предпринимательства. Рыночная экономика как механизм управления и координации экономической деятельности неэффективна, что требует государственной политики для поддержки национальной экономики. В этом контексте представляется, что государственная политика по содействию внедрению инноваций на Коморских Островах не очень эффективна. Благоприятное развитие малых предприятий в Коморских Островах является источником экономической стабильности в краткосрочной и долгосрочной перспективе. В краткосрочной перспективе речь идет об улучшении координации между различными государственными учреждениями, управлением и финансированием малых и средних предприятий. Государственное управление должно обеспечить условия для экономического роста.
Долгосрочные меры носят стратегический характер и касаются совершенствования подготовки предпринимателей и лиц, ищущих работу, наличия промышленных земель и применимости законов.
«Экономическое развитие неизбежно связано с развитием его малых предприятий. Эти малые предприятия, которые остаются в эмбриональном состоянии, испытывают трудности с их созданием и эксплуатацией. Они страдают от нескольких недостатков, в частности недостаточность государственной и донорской помощи, неэффективное управление финансами и редкое использование кредитов. Этот последний недостаток объясняется тем, что коморский предприниматель предпочитает финансировать сам себя, рискуя ограничивать развитие своей компании, чем прибегать к банковскому кредиту. Несмотря на то, что предприниматель хочет взять кредит, кредитные учреждения представлены в стране всего двумя организациями. Мало того, что их условия кредитования ограничены, их процентные ставки также остаются очень высокими» [11].
Признавая проблемы нынешней модели роста, правительства Коморских Островов возобновили свою политическую приверженность экономическим преобразованиям. На региональном уровне эта трансформация является одной из приоритетных тем проекта стратегического государственного плана, «Повестка дня 2063» [2]. Это также один из приоритетных вопросов, определенных на Коморских Островах в рамках общей позиции африканских стран в области развития после 2020 г.
Библиографический список
1. Гражданский Кодекс Коморских островов (Общая часть) от 29.12.2011 г.: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.droit-afrique.com/upload/comores/Comores-Code-2011-marches-publics (дата обращения: 21.04.2018).
2. Закон Коморских островов «Об индивидуальном предпринимательстве» от 05.06.1986 г. № 84-108: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ilo.org/dyn/travail/docs/Comores travail (дата обращения: 16.05.2018).
3. Конституция Коморских островов от 23.12.2001 г. № 11: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aceproject. org/ero-en/regions/africa/comores-constitution.23-decembre-2001 (дата обращения: 02.04.2018).
4. Коморские острова «Национальный доклад по целям развития тысячелетия развитие». - 2005 (Министерство экономики публикует в Морони): [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.undp.org/content/dam/undp/MDG (дата обращения: 05.05.2018).
5. Лебале, Н. Структурные преобразования и устойчивое развитие в Африке. - М.: Экономика, 2012. - C. 70.
6. Осакве, П. Внутриафриканская торговля: развязывание динамизма частного сектора // Технический анализ и журнал трейдинга. - 2013. - № 39. - C. 120.
7. Африканский банк развития: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bankunionafr.ru (дата обращения: 10.06.2018).
8. Коммерсантъ журнал: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru (дата обращения: 10.05.2018).
9. Инвестиционная стратегия для малых и средних предприятий: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. invest-in-med.eu/fr (дата обращения: 16.05.2018).
10. Официальный сайт Европейской комиссии: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/enterprise/policies/ sme/best-practices/europeanenterprise-awards/index_fr.htm (дата обращения: 14.04.2018).
11. Официальный сайт информационного агентства «РИА Новости»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru (дата обращения: 10.04.2018).
12. Экономика Коморских островов: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.comores economie.com (дата обращения: 06.03.2018).
13. Doing Business Middle East & North Africa: [Электронный ресурс] Rapport de la Banque mondiale, World Bank, 2008, P. 37. - Режим доступа: www.bankmondial.ru (дата обращения: 02.05.2018).
14. Marché du travail et emploi. Rapport de l'Organisation internationale du travail. Édition Bureau del'OIT, 2003, P. 43.: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.org.int.trail.ru (дата обращения: 10.03.2018).
15. Notesur «Le rôle des petites et moyennes entreprise dans le bassin méditerranéen» préparée par le «Aston Centre for Europe» pour les membres de la Commission ECOTER de l'ARLEM, 2012, P. 20.: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. europentreprise.com (дата обращения: 20.05.2018).
16. Henni, A. Économie parallèle ou société parallèle? : De la survie au contrôle du pouvoir monétaire// Politique Africaine, № 60, 1999, P. 162.
References
1. Grazhdanskij Kodeks Komorskie ostrova (Obshhaya chast') ot 29.12.2011 [Civil Code of the Comoros (General part) dated 29 December 2011]. Available at: www.droit-afrique.com/upload/comores/Comores-Code-2011-marches-publics (accessed 21.04.2018).
2. Zakon Kodeks Komorskie ostrova «ОЬ individuaTnom predprinimateFstve» ot 05.06.1986 №°84-108 [Law of the Code of the Comoros on «Individual Entrepreneurship» dated June 05, 1986 № 84-108]. Available at: www.ilo.org/dyn/travail/docs/Comores travail ( accessed 16.05.2018).
3. Konstituciya Kodeks Komorskie ostrova 23.12.2001 №°11 [Constitution of the Codex Comoros dated 23 December 2001 № 11]. Available at: Www.aceproject.org/ero-en/regions/africa/comores-constitution.23-decembre-2001 (accessed 02.04.2018).
4. Komorskie ostrova «Nacional'ny'j doklad po celyam razvitiya ty'syacheletiya razvitie» 2005-207 s. (Ministerstvo e'konomiki publikuet v Moroni) [Comoros «National report on the Millennium Development Goals» Krom Publ, 2005-207p. (Ministry of Economy publishes in Moroni)]. Available at: www.undp.org/content/dam/undp/MDG (accessed 05.05.2018).
5. Leballe, N. Strukturny'e preobrazovaniya i ustojchivoe razvitie v Afrike [Structural transformation and sustainable development in Africa]. M.: Economics, 2012, pp. 68-70.
6. Osakwe, P. Vnutri afrikanskaya torgovlya: razvyazy'vanie dinamizma chastnogo sektora [Inside African trade: unleashing the dynamism of the private sector] // Texnicheskij analiz i zhurnal trejdinga [Technical analysis and trading journal], 2013, № 39, p. 120.
7. Afrikanskij bank razvitiya [African Development Bank]. Available at: http://www.bankunionafr.ru (accessed 10.06.2018).
8. Kommersant' zhurnal [Kommersant Journal]. Available at: http://www.kommersant.ru (accessed 10.05.2018).
BecmuuK yuueepcumema № 7, 2018
9. Investicionnaya strategiya dlya malyx i srednix predpriyatij [Investment strategy for small and medium-sized enterprises]. Available at: http://www.invest-in-med.eu/fr (accessed 16.05.2018).
10. Organizovannaya Evropejskoj komissiej [Organized by the European Commission]. Available at: http://ec.europa.eu/enterprise/ policies/sme/best-practices/europeanenterprise-awards/index_fr.htm (accessed 14.04.2018).
11. Oficialnyj sajt informacionnogo agentstva «RIA Novosti» [7he official website of the news agency RIA Novosti]. Available at: https://ria.ru (accessed 10.04.2018).
12. Ekonomika Komorskix ostrovov [Economy of the Comoros]. Available at: http://www.comoreseconomie.com (accessed 06.03.2018).
13. Doing Business Middle East & North Africa. Rapport de la Banque mondiale, World Bank, 2008, P. 37. Available at: www. bankmondial.ru (accessed 02.05.2018).
14. Marché du travail et emploi. Rapport de l'Organisation internationale du travail. Édition Bureau del'OIT, 2003, P. 43. Available at: www.org.int.trail.ru (accessed 10.03.2018).
15. Notesur «Le rôle des petites et moyennes entreprise dans le bassin méditerranéen». Préparée par le «Aston Centre for Europe» pour les membres de la Commission ECOTER de l'ARLEM, 2012, P. 20. Available at: www.europentreprise.com (accessed 20.05.2018).
16. Henni, A. Économie parallèle ou société parallèle?: De la survie au contrôle du pouvoir monétaire // Politique Africaine, 1999, I 60 , P. 162.