ждый показатель определённой группы. Для этого мы берем интервал между минимально и максимально возможными значениями суммы бинарных показателей и разбиваем средним значением на две равные части, каждая из которых также разбивается средним значением на две составляющие. Таким образом, мы получаем четыре составляющие интервала между минимально и максимально возможными значениями. Возникает необходимость в определении конечного результата проведенного исследования - к какому же именно кластеру относится предприятие (табл. 2).
Установив идентификацию предприятия, необходимо представить качественную характеристику, исходя из описания характеристики кластера. Так, мы можем говорить о высоком ("А"), среднем ("В"), низком ("С") или критическом ("О") уровне его инвестиционного потенциала, инвестиционного риска, инвестиционной активности и количественной оценки финансового состояния. Таким образом, предложенная нами кластерная модель оценки инвестиционной среды предприятий с иностранными инвестициями будет способствовать развитию отрасли сельского хозяйства в регионе, усиливая тем самым конкурентоспособность функционирующих предприятий и выступая их интеграционной формой организации инновационной деятельности.
Таблица 2. Матрица определения принадлежности сельскохозяйственного предприятия с иностранными инвестициями к определённому кластеру с учётом всех четырёх групп показателей
ІР ІА кг
ки* ВЦ В12 В1з В14
К1_2 В21 В22 В23 В24
К1_3 Вз1 В32 Взз В34
К1_4 В41 В42 В43 В44
* В зависимости от суммы ац КІІ (І = 1 * 4) могут принимать значения "А", "В", "С", "й", где а• • - характеристика І-
У
того кластера (І = 1 * 4) Ц-той группы показателей ( = 1 * 4) сельскохозяйственного предприятия с иностранными
инвестициями, (а11...а44); КЬІ - 1-тый (І = 1 * 4) кластер
сельскохозяйственного предприятия с иностранными инвестициями, (КІ1...КІ2).
Источник
1. Клєцова Н. В. Прогнозування змін в інвестиційному забезпеченні аграрного сектору економіки Сумської області / Н. В. Клєцова // Агросвіт. - 2009. - № 17. - С. 31 -38.
РОЛЬ государственной политики поддержки и стимулирования экспорта в обеспечении конкурентоспособности продукции агропродовольственного сектора
И.М. Волкова, к.э.н., ст. преп. Житомирского национального агроэкологического университета
Государственная политика играет важную роль в процессах активизации экспортной деятельности и наращивании объемов экспорта аграрной продукции отечественных производителей. Развитие экспортной деятельности субъектов хозяйствования Украины способствует интегрированию национальной экономики в мировое экономическое пространство, повышению конкурентоспособности отечественной продукции на внешних рынках, наращиванию технического уровня производства, рациональному использованию ресурсов, повышению уровня жизни населения. Государство в лице уполномоченных органов непосредственно влияет на экспортную деятельность аграрных предприятий Украины, используя преимущественно методы прямого и непрямого стимулирования экспорта, а в исключительных случаях, - меры по его ограничению, в частности, экспортные пошлины и нетарифные ограничения.
Целью исследования является изучение влияния государственной политики на экспортную деятельность аграрных предприятий. Объект исследования - процесс разработки и применения методов государственной поддержки и стимулирования экспорта аграрной продукции в Украине.
В соответствии с поставленной целью в статье разрешаются такие задачи: исследовать методы государственной политики поддержки и стимулирования экспорта аграрной продукции; изучить принципы данной политики в странах с развитой рыночной экономикой, определить степень влияния экспортной политики государства на обеспечение конкурентоспособности продукции агропродовольст-венного сектора.
Методологической и теоретической основой данного исследования являются диалектический
метод познания и системный подход к изучению фундаментальных положений экономической науки касательно экспортной деятельности субъектов хозяйствования.
Экспортная политика какой-либо страны с рыночной экономикой неразрывно связана с широким спектром регулирующих мер, применяемых в аграрном секторе. Такая политика предусматривает использование комплекса соответствующих инструментов и методов влияния с целью ориентации отечественной аграрной продукции на экспорт. Стратегической целью такой политики является обеспечение оптимальных условий производства конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции аграрного сектора экономики за счет сравнительно низкой себестоимости и высоких качественных показателей, способствующих реализации данной продукции на рынках иностранных государств.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что именно за счет поддержки и стимулирования государством экспорта отечественной продукции, в том числе аграрной, им удается поддерживать стабильную динамику развития экономической системы. Такая экспортная политика государства способствует укреплению позиций национальной агропродовольственной продукции на внешних рынках.
Сегодня существуют два основные группы торгово-политических методов расширения экспорта, которые используют промышленно развитые страны. Первая группа методов предусматривает финансовую поддержку экспорта в разных формах с целью увеличения объемов сбыта товаров. К этой группе относятся экспортные кредиты, государственная система гарантий экспортных кредитов, государственное финансирование вывоза товаров в
рамках программ помощи иностранным государствам. Вторая группа методов предусматривает экспорт товаров по ценам, ниже мировых, иными словами, - по демпинговым ценам.
Рассмотрим основные принципы и методы стимулирования экспорта отечественной аграрной продукции, используемые странами с развитой рыночной экономикой. Так, в США Министерство торговли разрабатывает и внедряет комплексные программы с целью повышения эффективности формирования и реализации экспортного потенциала национальной экономики. Правительство также проводит политику стимулирования экспортной деятельности фермерских хозяйств за счет бюджетных средств [1]. Фермерам предоставляются экспортные субсидии в виде компенсации части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, удобрений, семян, запасных частей, финансирования государственных работ по улучшению качества земель, в частности, повышению их плодородия.
В Великобритании также проводится активная государственная политика поддержки и стимулирования национальных экспортеров. Главными мероприятиями поддержки экспортеров являются оказание помощи в получении своевременной и достоверной информации касательно деятельности конкурентов, конъюнктуры внешних рынков агро-
продовольственной продукции, а также содействие в проведении международных выставок и ярмарок. Специально созданный Департамент гарантий экспортных кредитов (ECGD - Export Credits Guarantee Department) выдает гарантии под банковские заемы экспортерам и обеспечивает страхование экспортных кредитов.
Во Франции помощь экспортерам оказывают государственная администрация, банки, страховые компании и информационные службы. Для повышения оперативности поиска ринков сбыта аграрной продукции национальных производителей созданы специальные учреждения. Ведущее место занимает Служба поддержки и содействия внешнеэкономической деятельности, которая бесплатно предоставляет такие услуги, как анализ экономического потенциала фирмы, изучение конъюнктуры рынка. Широко используется система страхования кредитов.
В Украине с целью увеличения объемов и расширения географии экспорта продукции агро-продовольственного сектора применяются методы прямого и непрямого стимулирования экспорта данной продукции. Классификация методов государственной политики поддержки и стимулирования экспорта аграрной продукции в Украине представлена на рис. 1.
Рисунок 1. Методы государственной политики поддержки и стимулирования экспорта аграрной продукции
Система непрямых методов поддержки и стимулирования экспорта отечественной аграрной продукции включает в себя всестороннее содействие научно-техническому прогрессу, приближение отечественных систем управления качеством к международным, информационно-консультационное
обеспечение экспортеров аграрной продукции. Стратегической целью такой политики является повышение качественных показателей продукции отечественных производителей, иными словами, обеспечение её конкурентоспособности на внешних рынках по показателям качества.
Прямое стимулирование предусматривает вмешательство государства в процессы финансирования экспортного производства и направлено на снижение себестоимости аграрной продукции, что в
конечном итоге обеспечит снижение её цены на внешнем рынке и увеличение объемов реализации. Таким образом, данная группа методов способствует повышению конкурентоспособности отечественной аграрной продукции по ценовому параметру. Основными инструментами такого влияния являются государственное кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов, предоставление экспортных субсидий и налоговых льгот.
Таким образом, в современных условиях эффективное развитие экспорта аграрной продукции является важным элементом долгосрочной государственной стратегии рыночного реформирования. Целью государственной политики поддержки и стимулирования экспорта является внедрение прогрессивных структурных изменений в экономике, содействие устойчивому
развитию агропродовольственного сектора, создание благоприятных условий для полноправного участия Украины в мировом экономической пространстве. Основой стимулирования государством экспорта агропро-довольственной продукции выступают принципы обес-
печения экономической безопасности государства и адекватности её национальным интересам, а также формирование современной модели внешнеэкономического развития, ориентированной на развитие и усиление международных интеграционных процессов.
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫМИ АГРАРНЫМИ ФОРМИРОВАНИЯМИ К РЫНОЧНЫМ ТРАНСФОРМАЦИЯМ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ
И.М. Зелиско, к.э.н., доц. Национального университета биоресурсов и природопользования Украины (Национальный аграрный университет)
Современные условия хозяйствования требуют новых подходов в управлении как небольшими сельскохозяйственными предприятиями, так и интеграционными аграрными формированиями. Способность агарарного формирования достичь успехов на рынке определяется эффективностью системы управления ним. Правильно организованное управление, учитывающее многогранность аспектов внутренней и внешней финансовой среды интеграционного аграрного формирования - необходимая составляющая успешного функционирования в условиях жесткой деловой конкуренции.
Исследованию вопросов развития интеграционных процессов аграрно-промышленного производства уделяется внимание многими учеными. Заслуживают внимания весомые научные исследования как украинских учених - В.Г. Андрийчука, Ю.С. Коваленко, Н.И. Малика, П.Т. Саблука, так и российских учених -Е.Ф.Злобина, С.О.Сиптиц. Однако, вопросы адаптации управления интеграционными аграрными формированиями к современным рыночным трансформациям экономики Украины требуют дальнейшего осмысления и изучения.
Объективная необходимость адаптации управления интеграционными аграрными формированиями к рыночним условиям вызвана:
- существенными особенностями экономической системы современного цивилизованного рынка по сравнению с демонтированной в результате экономичесной реформы централизованной регулируемой (административно - командной) системы;
- приобретением внутренней средой современных интеграционных аграрных формирований новых качеств и свойств, вызваных отношениями собственности;
- недостаточностью мер макроэкономического реформирования (создание финансовой и рыночной инфраструктуры, формирование земельного рынка и робочей силы) для обеспечения устойчивых темпов наращивания объемов производства сельскохозяйственной продукции, повышения рентабельности аграрных предприятий и уровня оплаты труда их работников;
- динамичным характером рыночной среды;
- низкой доходностью основной части сельскохозяйственных предприятий и ослаблением экономической работы как неотъемлемой составляющей управления предприятием;
- динамичным характером разме-
ров,структуры и организационно-правового статуса аграрных формирований и их составляющих, который определяется отношениями аренды земли и имущества.
Целесообразно выделить следующие адаптационные меры:
1) внешние адаптацинные меры (внешняя адаптация), которые направлены на обеспечение приспособления управления интеграционным аграрным фо-
рмированием к качественным изменениям и динамичному характеру внешней экономической среды на последовательно предпринимательских основах;
2) внутренние адаптацинные меры (внутренняя адаптация), которые направлены на приспособление управления участниками интеграционных аграрных формирований к рыночным , преимущественно предпринимательским основам осуществления производственно-сбытовой деятельности.
Формами внешней адаптации могут быть:
а) пассивная адаптация - разработка совершенной маркетинговой стратегии интеграционного аграрного формирования на основе долгосрочного прогноза рыночной конъюнктуры ресурсных и продовольственных рынков. Пассивная внешняя адаптация обеспечивается осуществлением таких мер:
- определением организационного варианта подготовки долгосрочного прогноза конъюнктуры продовольственных рынков;
- информационным обеспечением подготовки долгосрочного прогноза;
- оброботкой и уточнением прогнозов спроса и предложения, ресурсных рисков;
- оброботкой и уточнением прогноза доходности и рентабельности сельскохозяйственной продукции;
- составлением организационного бизнес-плана интеграционного аграрного формирования с детализированным финансовым и маркетинговым планами и определением дифференцированной ценовой политики.
б) активная адаптация - создание совершенной системной интеграционной стратегии интеграционного аграрного формирования как средства сознательной организации и целеустремленного управления сельскохозяйственным рынком и его продуктовыми секторами, перехода от стихийного к организованному аграрному рынку. Для активной адаптации необходимо провести анализ и оценить горизонтальные и вертикальные интеграционные связи интеграционного аграрного формирования, обосновать организационные формы и объемы интеграции, инициировать создание отраслевых и межотраслевых профессиональных объединений производителей и разработку соответствующей нормативно-правовой базы.
Аналогичные формы может иметь и внутренняя адаптация:
а) пассивная адаптация - перестройка внутренней организационно - управленческой структуры интеграционного аграрного формирования на основе предоставления его участникам функций и делегирования полномочий центров ответственности, дифференциации среди участников делегированных управленческих полномочий, объема экономической ответственности (центры затрат , центры выручки, центры прибыли, центры управления);