Научная статья на тему 'Роль государственной инновационной политики в развитии современной экономики'

Роль государственной инновационной политики в развитии современной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1496
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / STATE / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INNOVATIVE POLICY OF STATE / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ЭКОНОМИКА. / ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондаренко Наталия Евгеньевна

В статье рассматриваются качественные сдвиги в современной экономике, характеризующие факт значительной перегруппировки факторов и источников, определяющих экономическое развитие. Отражены положения, показывающие, что в новой экономике не только рыночные механизмы, но и целенаправленная государственная политика являются движущей силой инновационных процессов на всех уровнях и во всех отраслях. Рассмотрены цели научно-технической и инновационной политики государства, определяющие эффективные направления в экономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бондаренко Наталия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with quality shifts in modern economy which show dramatic regrouping of factors and sources fostering economic development. The author underlines the idea that in new economy not only market mechanisms but also determined state policy can promote innovative processes at all levels and in all spheres. He identifies the goals of scientific, technical and innovative policy of state that demonstrates the most effective directions in economic activity.

Текст научной работы на тему «Роль государственной инновационной политики в развитии современной экономики»

Н. Е. Бондаренко

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

В статье рассматриваются качественные сдвиги в современной экономике, характеризующие факт значительной перегруппировки факторов и источников, определяющих экономическое развитие. Отраженыг положения, показыг-вающие, что в новой экономике не только рыночные меха-низмыг, но и целенаправленная государственная политика являются движущей силой инновационные процессов на всех уровнях и во всех отраслях. Рассмотреныг цели научно-технической и инновационной политики государства, определяющие эффективные направления в экономической деятельности.

Ключевые слова и словосочетания: государство, инновации, государственная инновационная политика, развитие, экономика.

На рубеже веков в ведущих странах мира сформировался фундамент новой экономики, базирующейся на знаниях. Основой происходящих изменений являются инновационная деятельность, ускорение темпов инвестирования в знания государством и частным сектором1.

Понятие «инновации» распространяется на нововведения в разных отраслях и сферах деятельности, включая не только производство, но и распределение, обмен, потребление производимого продукта. Инновационный процесс из точечного экономического явления постепенно превратился в доминанту экономического развития. Инновационность стала существенной особенностью развитых экономических систем, где началось активное формирование экономики знаний.

Овладение новыми знаниями, приобщение к опыту предыдущих поколений приводили к изобретениям и открытиям, распространению более совершенных методов освоения природных богатств, механизации и автоматизации труда, замены ручного труда машинным, внедрению ресурсосберегающих технологий. Тем самым инновации легли в основу как научно-технического прогресса, так и проведения курса на

1 См.: Любимцева С. Инновационная трансформация экономической системы // Экономист. -2008. - № 9.

рациональное использование ресурсов, получение максимально возможного в данных условиях результата.

Эффективное использование инновационного и научно-технического потенциала бышо бы невозможно без формирования в стране комплексной инновационной политики и законодательной основы для ее реализации.

Государственная инновационная политика формируется и реализуется исходя из признания приоритетности инновационной деятельности для повышения конкурентоспособности отечественной продукции, повышения уровня и качества жизни населения, обеспечения устойчивого экономического роста, оборонной, технологической и экологической безопасности страны.

Поскольку инновационная деятельность сопряжена, как правило, с необходимостью совместных действий науки и промышленности, государственная инновационная политика в этой области затрагивает обе сферы деятельности.

Государство принимает участие в организации, финансировании и оценке ключевых направлений научно-технического развития и роста национального инновационного потенциала, создает инновационный климат в промышленности, способствующий инновационной деятельности. Необходимость государственной поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) вызвана, с одной стороны, важной ролью технологического прогресса в обеспечении экономического роста, а с другой - тем, что частный сектор далеко не всегда готов финансировать необходимые для поддержания конкурентоспособности НИОКР в полном объеме.

Комплекс средств государственного стимулирования инновационной деятельности разнороден. Главный экономический инструмент научно-технической инновационной политики - прямое финансирование исследований и разработок из средств государственного бюджета.

Существуют три основных механизма реализации государственной бюджетной политики в направлении финансирования инновационного развития:

1. Организация крупных научных комплексов, институтов, лабораторий, технопарков и других форм инфраструктуры, находящихся на бюджетном финансировании, являющихся государственной собственностью и бесплатно предоставляющих полученные результаты широкому кругу потенциальных пользователей.

2. Финансирование государством исследований и разработок (ИР) в лабораториях или научных центрах частного сектора по контрактам. Наиболее яркий пример этих работ - создание систем вооружений или космической техники. Финансирование исследований и разработок в

тех областях, которые традиционно считаются зонами государственной ответственности, осуществляется в форме целевых программ, ответственность за которые несут одно или несколько ведомств.

В этом случае на государство возлагается ответственность отбора таких программ инновационного развития, которые в максимальной степени способствовали бы распространению технологий, использующихся в разных отраслях экономики, а также технологий двойного назначения, созданных для военного сектора.

3. Непосредственное участие государства в инициализации исследований и разработок - предоставление грантов (субсидий) на проведение фундаментальных научных исследований ученым или научным коллективам.

Меры прямой государственной финансовой поддержки в промышленности сегодня, как правило, носят адресный характер. Они в большей степени ориентированы на достижение определенных целей и приоритетов государства. Кроме того, такие меры дают больше возможностей для контроля за бюджетными финансовыми потоками со стороны правительства. Однако наряду с этим для них характерны более высокая степень сопутствующего риска и более высокие административные расходы.

На протяжении последних лет возрастало значение мер косвенного стимулирования инноваций со стороны государства за счет обеспечения благоприятного инновационного климата в стране. Косвенное стимулирование используется при установлении правил взаимодействия государства и бизнеса и включает механизмы как бюджетной политики, так и инновационной деятельности, в том числе законодательной, патентной, прогностической и др. В развитых странах взаимоотношения государства и бизнеса в инновационной деятельности основываются на соглашении, определяющем принципы раздела интеллектуальной собственности для работ, выполняемых совместно государством и частными организациями. Государство обязано также сформировать правила, по которым осуществляется трансфер технологий, созданных на государственные средства или на долевой основе, в частности, правила распределения интеллектуальной собственности. Кроме того, государство создает патентную систему, обеспечивающую возможность легального трансфера технологий.

Инструментом государственной бюджетной политики, который обеспечивает косвенное стимулирование инновационной деятельности, являются налоговые льготы и кредиты, ускоренная амортизация затрат на наукоемкие проекты для частного бизнеса, вкладывающего средства в ИР.

В российской экономике наблюдается возрастающая потребность в переходе на инновационный путь развития. Становится все более очевидным, что без опоры на инновации не удастся преодолеть проблемы в экономической и технологической сферах, повысить конкурентоспособность на мировых рынках.

Несмотря на достижения российской экономики в повышении ее устойчивости и обеспечении высоких темпов роста, сохраняется отставание отечественного производства от мирового уровня технико-технологического прогресса. Экспортная ориентация отечественной экономики на природное сырье обусловлена не только его богатыми запасами и высокими мировыми ценами. Малочисленность изготовляемых в России видов конкурентоспособной продукции машиностроения, приборостроения, а также продуктов глубокой переработки добываемого в стране углеводородного сырья, удовлетворяющих по показателям качества требованиям мировых стандартов, служит главным препятствием полноценного проникновения страны на внешние рынки. Исключением являются отдельные образцы оборонной техники.

В настоящее время годовой объем мирового рынка продукции наукоемких секторов промышленности составляет около 2,5-3 трлн. долларов. Россия присутствует на нем в сегментах, представленных в основном ядерными технологиями, вооружением и военной техникой, производством ракетных двигателей, коммерческими запусками ракет-носителей, оборудованных для телекоммуникационной и навигационной инфраструктур. При этом на долю нашей страны, по разным оценкам, приходится всего 0,3-0,5% этого рынка1.

Одной из весомых причин наблюдаемой ситуации является недостаточное внимание к поиску эффективных путей решения проблемы повышения инновационной активности со стороны органов государственного управления экономикой. Реальные институты и инструменты государственного регулирования инновационных процессов используются слабо. Также недостаточна направленность бюджетного распределения финансовых ресурсов, федеральных и региональных целевых программ, кредитно-банковской и налоговой систем, государственных преференций на развитие технико-технологического прогресса, производственных и управленческих инноваций. Кроме того, остается невысоким научно-методическое обеспечение государственного управления инновационными процессами в условиях, отражающих специфику функционирования национальной экономики.

1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2020 гг. // www.youngscience.ru/753/820/978/index.shtml

Целостная, системная концепция государственного управления производственными нововведениями с использованием экономических механизмов и инструментов, современных информационных технологий, методов и средств регулирования рыночных отношений на сегодняшний день полностью не создана.

Анализ степени и результативности государственного воздействия на активизацию инновационной деятельности и придание инновационной направленности производственно-экономическим системам и процессам в России позволяет выделить следующие актуальные направления государственной инновационной политики:

- возрождение государственной или государственно поддерживаемой автономной научно-исследовательской инфраструктуры, инициирующей и генерирующей продуктивные научные идеи, способствующие их воплощению в инновационные проекты;

- формирование спроса и государственного заказа на инновационные товары и технологии широкого применения, в том числе двойного назначения, используемые в оборонных и гражданских отраслях;

- создание благоприятного инвестиционного, налогового климата, патентной среды, способствующих притоку инвестиций в инновации;

- организация государственной или поддерживаемой государством системы страхования рисков инвестиционно-инновационной деятельности;

- государственное кредитование либо поддерживаемое государственными гарантиями банковское кредитование инновационных процессов.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2020 гг. указаны четыре основных направления реализации перехода страны на инновационный путь развития.

Первое направление - обеспечение использования глобальных конкурентных преимуществ России в сферах энергетики, транспорта, аграрного сектора, прежде всего обеспечение стабильности энергетического снабжения крупнейших мировых потребителей энергоресурсов и использование транспортного (транзитного) потенциала российской экономики.

Второе направление - формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего глобальную специализацию России на высокотехнологичных рынках: достижение и поддержание лидерства в научных исследованиях и технологиях по ряду приоритетных направлений (нанотехнологии, ядерная энергетика, авиация, судостроение, космос, программное обеспечение). Следует отметить, что среди

приоритетных направлений нет биотехнологий, новых систем связи, новой медицины, производства новых материалов, хотя в России есть уникальные разработки в этих областях.

Третье направление - структурная диверсификация экономики на основе повышения конкурентоспособности перерабатывающей промышленности, высокотехнологичных отраслей и экономики знаний. Сюда входит улучшение условий предпринимательской деятельности, создание благоприятного инвестиционного климата и механизмов обеспечения инновационной активности компаний и т. д.

Четвертое направление - развитие демократии и обеспечение защиты прав и свобод личности, создание экономических и социальных условий для реализации творческого потенциала человека.

Вместе с тем в Концепции не отмечено, что одна из проблем в инновационном процессе России - это избыток бюрократии, коррупция, сопротивление изменениям в чиновническом аппарате. Первый шаг в этом направлении уже сделан. В декабре 2008 г. президент РФ Д. Медведев подписал Закон о борьбе с коррупцией. Сюда же относится Стратегия развития информационного общества, одной из целей которой является введение в действие системы электронного правительства для снижения бюрократического давления.

В документе ничего не говорится о том, как решить кадровый вопрос для стратегии инновационного прорыва. До 2020 г. осталось 10 лет, а на то, чтобы воспитать творческого человека, способного создать что-то новое, обладающего глобальным мышлением и социальной ответственностью, нужно несколько десятков лет. В июле 2008 г. постановлением правительства была утверждена федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры России» на период 2009-2013 гг. с целью создания условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий.

В Концепции отмечена необходимость формирования эффективной национальной инновационной системы (НИС). В программе МЭРТ присутствуют многие компоненты НИС, присущие западным странам: система прогнозирования, гранты, единство академической науки и промышленности, кластеры, технопарки, бизнес-инкубаторы, система защиты интеллектуальной собственности. Кроме того, подчеркивается необходимость создания системы технологического обеспечения общенациональных приоритетов развития, базирующейся на крупных инновационных проектах, реализуемых на основе государственно-частного партнерства.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2030 г. разработана в порядке реализации Основ политики

РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Базой для создания Стратегии стали интересы России в долгосрочной перспективе, закономерности цикличной динамики науки, техники и технологий, партнерство государства, бизнеса и науки в инновационном развитии, инновационно-технологическая интеграция со странами СНГ и всего мира. При ее разработке учтен прогноз инновационного развития России на период до 2050 г. с учетом мировых тенденций, разработанный Отделением исследования циклов и прогнозирования Российской академии естественных наук и Институтом экономических стратегий Отделения общественных наук РАН.

Таким образом, Стратегия инновационного развития нашла отражение во многих документах. Изложенные в них принципы являются приоритетными в условиях формирования постиндустриального общества, основанного на знаниях, т. е. инновационного по своему характеру. Именно такой характер приобретает экономика XXI в.

Ведущие страны Запада и Япония уже давно вступили в постиндустриальную эпоху. В экономике этих стран стремительно увеличивается доля услуг и инноваций, оттесняя промышленность на второй план. Россия остается страной сырьевого экспорта. Великобритания, например, экспортирует главным образом финансовые услуги, Германия - продукцию средних технологий высокого качества, Китай - трудоемкую продукцию среднего качества. 2/3 российского экспорта приходится на сырье, в то время как в США этот показатель составляет 1/12, в Швейцарии - 1/301.

В связи с этим удержание экономики России на траектории устойчивого роста настоятельно требует, чтобы государственная инновационная политика стала основой концепции долгосрочного социально-экономического развития страны. Эта политика должна быть активной и устремляться на модернизацию индустриального комплекса, преимущественное развитие его гражданского направления, работающего на производственный и потребительский секторы рынка, ресурсосбережение и энергосбережение, сохранение и приумножение научно-технического и интеллектуального потенциала, создание инновационного партнерства между государственным, научным и предпринимательским секторами экономики в целях получения синергетического эффекта в инновационной деятельности.

Необходимо правильно выбрать стратегию и приоритеты развития инновационной сферы. Для России, на наш взгляд, должна быть наиболее перспективной смешанная стратегия развития инноваций. В тех на-

1 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2030 года. - М. : ИНЭС, 2004.

правлениях, где российский научно-промышленный комплекс имеет конкурентные преимущества (отдельные виды нанооборудования, на-номатериалов и нанопокрытий, лазерные технологии, атомная, ракетно-космическая, авиационная промышленность), возможно применение стратегии лидерства, ориентированной на опережающее освоение соответствующих ниш мирового рынка. В направлениях, где допущено значительное отставание (наноэлектроника, нанобиотехнологии, судо- и автомобилестроение), необходимо реализовать стратегию догоняющего развития через покупку патентов и лицензий. В сферах, где конкурентные преимущества сочетаются с небольшим отставанием (нанофотони-ка, большая часть наноматериалов и нанооборудования, электротехническая промышленность), необходима стратегия динамического наверстывания и опережающей коммерциализации результатов НИОКР.

Ядром государственной инновационной политики должна стать эффективная система мер регулирования инновационной сферы, обеспечивающих прогрессивные структурно-технологические сдвиги в российской экономике, позволяющих создавать наукоемкие отрасли, конкурентоспособную отечественную продукцию и услуги.

Список литературы

1. Балышева А. В., Балдин К. В., Голов Р. С., Передеряев И. И. Инновации. - М., 2008.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2020 гг. // www.youngscience.ru/753/ 820/978/Мех^т1

3. Кузык Б. Н. Россия в цивилизационном измерении: фундаментальные основы стратегии инновационного развития. - М. : Институт экономических стратегий, 2008.

4. Любимцева С. Инновационная трансформация экономической системы // Экономист. - 2008. - № 9.

5. Прогноз инновационного развития России на период до 2050 года с учетом мировых тенденций. - М. : ИНЭС, 2004.

6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2030 года. - М. : ИНЭС, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.