УДК 330.8
А. З. Хуснутдинов
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОГО МЕХАНИЗМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Ключевые слова: инновации, инвестиции, государство, инновационно - инвестиционный механизм,
саморегулируемые организации.
Рассматриваются отдельные аспекты государственной инновационной политики в рыночной экономике. Автором раскрыты различные функции государственных органов по регулированию инноваций, исследуются их особенности в отечественной и зарубежной практике.
Keywords: innovations, investments, the state, innovative - investment mechanism, self-regulated organizations.
In article are considered separate aspects of the state innovative policy in market economy. The author reveals various functions of state structures on regulation of innovations, their features in domestic and foreign practice are investigated.
В Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года среди основных задач государственной научно-технической и инновационной политики были названы задачи создания эффективной инновационной системы и развития институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок, имеющих прямое, непосредственное отношение к сфере интеллектуальной собственности.
Несмотря на заявленные цели, в практическом плане за последние годы пока не удалось переломить ситуацию и сделать нашу экономику восприимчивой к инновациям.
Для достижения этого инновации должны стать ведущим фактором экономического роста во всех секторах экономики.
Так, доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40 - 50% (по данным Федеральной службы государственной статистики, на 1.01.2009 по РФ эта величина составляла 9,6%), доля инновационной продукции в объеме выпуска - до 25 - 35% (по данным Федеральной службы государственной статистики, на 1.01.2009 по РФ эта величина составляла 5,1%), а внутренние затраты на исследования и разработки должны составлять 2,5 - 3% валового внутреннего продукта (по данным Федеральной службы государственной статистики, на 1.01.2009г по РФ эта величина составила 1,2%), при кардинальном повышении результативности фундаментальных и прикладных исследований и разработок [1].
Потребление результатов интеллектуальной деятельности в нашей стране в 100 раз ниже, чем в развитых странах, а закрепление прав на технологии - в 1000 раз [2].
В последнее время упор сделан на создание так называемой инновационной инфраструктуры: технопарки, бизнес-инкубаторы, электронные биржи, венчурные фонды и организации и т.п. К сожалению, только от этого экономика инновационной также не стала. Бизнес-инкубаторы в основном сегодня используются под сдачу в аренду своих площадей для предприятий и организаций малого и среднего бизнеса. Из 15 млрд. руб., выделенных в 2007 г. из федерального бюджета на венчурное инвестирование, на 1 октября 2007 г. освоена под эгидой Минэкономразвития России только 1/4 часть этих средств. Причина - отсутствие портфеля проектов, готовых для освоения инвестиций, т.е. опять же отсутствие "товарного вида" для технологий, содержащихся в научно-технической документации, полученной по итогам НИОКР при бюджетном финансировании [3].
Одним из основных компонентов инновационно - инвестиционного механизма выступает правовое и методическое обеспечение и регулирование, представляющее собой институциональные рамки, регламентирующие инновационно - инвестиционную
300
деятельность. Этот компонент предполагает непосредственное участие государства в его создании и развитии и включает:
• внутреннее устройство, состоящее из институциональных (правовых,
организационных, политических, этических и др.) норм и установок ведения инновационно -инвестиционной деятельности;
• режимы функционирования инновационно - инвестиционного механизма, в
частности режимы расчетов между субъектами механизма, режим совместимости инноваций, степень государственного регулирования и вмешательства в процесс инновационного инвестирования;
• возможность воздействия субъектами инновационно - инвестиционной
деятельности на состояние и ход экономических событий за счет вырабатываемой линии поведения и целей, уровень предпринимательских свобод новаторов и инвесторов.
Именно этот компонент определяет по большей своей части состояние инвестиционного климата на территории при вложении в инновации.
Функции государственных органов по регулированию инноваций определяются экономической и социальной ролью государства и соответствующими механизмами регулирования в современном обществе [4]. Наиболее важные из них следующие:
1. Аккумулирование средств для финансирования исследований и инноваций. Необходимый задел ресурсов может достигаться как за счет действия бюджетных механизмов, так и за счет создания специальных фондов. Государство может формировать как фонды денежных средств, так и требуемые для осуществления инновационных вложений интеллектуальные, кадровые, материально-технические, технологические ресурсы.
2. Координация инновационно - инвестиционной деятельности. Перед государством стоит задача определения общих значимых ориентиров процесса инвестирования в инновации. Государственные структуры должны формировать единое технологическое пространство, обеспечивающее совместимость инноваций.
3. Стимулирование инноваций. Среди основных рычагов здесь необходимо выделить: поощрение конкуренции, а также различные бюджетные субсидии и льготы. Также большое значение имеет косвенное стимулирование, например, государственное страхование инновационных рисков, также в ряде случаев государство способно оказывать так называемое "инновационное давление" на хозяйствующие субъекты через установление санкций за выпуск устаревшей продукции или использование устаревших технологий.
4. Создание законодательно базы инновационно - инвестиционных процессов. Предполагается формирование соответствующего законодательства, сочетающего надежность и своевременный пересмотр в случае общественных и технологических изменений, а также формирование реально действующих механизмов, обеспечивающих соблюдение данного законодательства. Особое место принадлежит государственной защите прав авторов -изобретателей образцов продукции и инноваторов - охране прав интеллектуальной и промышленной собственности.
5. Кадровое обеспечение инновационно - инвестиционной деятельности. Программы обучения в государственных учебных заведениях должны раскрывать творческий потенциал генераторов инноваций и способствовать развитию восприимчивости к инновациям.
6. Формирование научно-инновационной инфраструктуры. Государственные структуры должны оказывать как инноваторам, так и потенциальным инвесторам в инновации, следующие услуги: юридические, деловые, консультационные и другие.
7. Институциональное обеспечение инновационно - инвестиционных процессов. Здесь, прежде всего, выделяется создание государственных учреждений и подразделений, как непосредственно выполняющих НИОКР так и занимающихся внедрением инноваций в отраслях с преобладающей долей госсобственности (оборона, здравоохранение, образование).
8. Поддержание социально- и экологически значимых инновационных инвестиций. С одной стороны, государство призвано оказывать особую поддержку инновациям,
обеспечивающим социальную стабильность, поддержание экологического равновесия. С другой стороны, необходимо осознавать и то, что только на государственном уровне возможны предотвращение и нейтрализация отрицательных последствий, связанных с научнотехническим прогрессом в обществе.
9. Повышение общественного статуса инновационно - инвестиционной деятельности. Государство организует продвижение, распространение результатов научно-технических исследований и инноваций, моральное поощрение инноваторов, обеспечивает их социальную защиту и т. п.
10. Регулирование международных аспектов инновационно - инвестиционных процессов. Государство, учитывая избранную общеэкономическую, инвестиционную и инновационную стратегии способствует международной научно - технической и инновационной кооперации, а также регулирует международное перемещение и обмен инновациями.
Не менее важным элементом инновационно - инвестиционного механизма выступает и организационное обеспечение инвестиционной деятельности, которое включает в себя создание необходимых организационных структур, обеспечивающих действия по инициированию, развитию и контролю за достижением поставленных целей.
Сюда относится в первую очередь создание соответствующих подразделений, входящих в систему государственных органов. Эти органы призваны осуществлять стратегическое планирование инновационных инвестиций на микро - и макроуровне, мониторинг инновационных инвестиций в экономике, разработку и прямую финансовую поддержку инновационных национальных проектов, преследуя в качестве цели получение не столько коммерческого, сколько положительного социального либо экологического эффекта.
Во-вторых, в число элементов организационного обеспечения инновационного инвестирования входит аппарат рынка инновационных инвестиций. Он отражает спрос и предложение и цены ресурсов различных субъектов, вкладываемых в объекты инновационного инвестирования преимущественно с целью извлечения коммерческой выгоды в виде прибыли. Данный сегмент экономики должен находиться под вниманием государства, поскольку характер спроса и предложения может регулироваться в необходимом русле. Основными участниками рынка инновационного инвестирования выступают: консорциумы, холдинги, управляющие компании, технологические и научно - образовательные альянсы, финансовые институты, выделяющие часть средств на национальные программы и проекты,
— общегосударственные и региональные инновационно - инвестиционные фонды, венчурные фонды, банковские корпорации и альянсы, образовательные учреждения, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, необходимых для реализации конкретных инновационных программ и проектов, а также госслужащих, занимающихся регулированием инновационного процесса.
Итак, сторонами, обеспечивающими функционирование инновационно -инвестиционного механизма являются:
• инвесторы;
• инвестиционные посредники;
• получатели (реципиенты) инвестиций;
• государство и его отдельные регионы;
• местные органы самоуправления.
Перечисленные стороны действуют на различных этапах инвестиционного процесса, преследуют различающиеся цели и отражают собственные специфические интересы, что обусловливает многомерность инновационно - инвестиционного процесса.
Основным движущим мотивом целенаправленной деятельности сторон, участвующих в данном инвестиционном процессе, в рыночных условиях является возможность увеличения совокупной стоимости и получения субъектами инвестиционной деятельности на этой основе предпринимательских результатов в своих конкретно-прикладных сферах деятельности.
Так, например, инвесторы, как правило, заинтересованы в росте инвестируемого капитала, получатели инвестиций — в повышении эффективности производства и, соответственно, в получении за счет этого дополнительного объема прибыли.
Интересы государства и его институтов заключаются в расширении налогооблагаемой базы и получении больших финансовых средств для решения государственных задач, получении положительного социального экологического и прочего эффекта.
В систему государственных органов входят органы государственного управления наукой и инновациями: правительство, министерства и ведомства, система органов контроля. В РФ Правительство закрепило создание условий для активизации инновационной деятельности в качестве цели за такими регулирующими органами, как:
- Министерство образования и науки (и входящие в него Департамент государственной научно-технической и инновационной политики, Департамент международного сотрудничества в образовании и науке, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, а также Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, и т. д.),
- Министерство экономического развития РФ (и входящие в него Департамент инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства, Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений, Департамент особых экономических зон и проектного финансирования, Департамент развития малого и среднего предпринимательства и т. д.),
- Министерство промышленности и торговли РФ (и входящие в него Департамент корпоративного управления и федеральных целевых программ, Департаменты отраслей промышленности и торговли и т.д.),
- Федеральные органы исполнительной власти и т. п.
Инициирующая и регулирующая функции реализуются посредством использования механизмов бюджетно-налоговой политики. Государство стимулирует хозяйствующих субъектов на осуществление инновационного процесса, предстает также в статусе заказчика и потребителя инновационного продукта, задающего актуальные направления инновационной деятельности и обеспечивающего выход на внутренний и внешний рынки сбыта.
При всем многообразии форм и методов стимулирования инновационной активности со стороны государства во всех промышленно развитых странах прослеживается, нечто общее, дающее возможность определить инновационную политику как специфический элемент системы государственного регулирования.
Инновационная политика отмечается своей согласованностью со всеми компонентами государственной экономической политики в целом; что проявляется в применении единых инструментов государственного воздействия в соответствии с избранным экономическим курсом. Для инновационной политики характерна широта воздействия: оно ориентируется на предложение инновационных идей, является инициатором начального спроса на результаты инновационных процессов, способствует привлечению в инновационную сферу финансовокредитных и информационных ресурсов, формирует благоприятный для инноваций экономический и политический климат.
В условиях жесткой конкуренции успех инновационного развития государства как макроэкономической системы во многом зависит от того, насколько поддерживают и стимулируют свою инновационную активность регионы [5].
В соответствии с действующим законодательством РФ, например, субъекты, содействующие инновационной деятельности, вправе создавать саморегулируемые организации в инновационном инвестировании (подобные существуют на рынке инвестиций в ценные бумаги, на строительном рынке и т. д.).
В РФ уже существуют такие организации, например, Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ - создана в 2006 году в рамках президентской программы поддержки инноваций в России, объединяет более 1400
инновационных компаний и творческих коллективов со всей страны), Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ - создана в 17 января 2002г., членами (около 90 участников) являются крупнейшие отечественные и мировые компании в области программного обеспечения, производства компьютеров и оборудования, ведущие отечественные дистрибуторы, системные интеграторы, российские производители и разработчики).
За рубежом практика саморегулирования на рынке инноваций широко распространена, например, такие организации в ряде случаев могут иметь функцией выдачу свидетельств об аккредитации компаниям, работающим в сфере информационных технологий. В РФ же они пока ограничиваются проведением экспертиз, решением задач обеспечения кадровой и информационной составляющей инновационно - инвестиционного процесса, защиты прав субъектов инновационного процесса и т.п.
В условиях саморегулирования заказчики при проведении конкурсных торгов основываются на результатах оценки соответствия предприятий требованиям внутренних стандартов и правил саморегулируемых организаций (СРО), которые, в свою очередь, несут ответственность за данные результаты и осуществляют последующий контроль за соблюдением членами установленных во внутренних стандартах требований. За государством остается общий надзор за отраслевыми СРО, а основную контрольную функцию осуществляет именно СРО, что значительно снижает степень административного давления на бизнес.
Таким образом, только при совпадении в долгосрочной перспективе интересов всех субъектов инновационно - инвестиционной деятельности возможно оживление инвестиционных процессов.
Литература
1. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р "Об утверждении концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года// Источник: Федеральный центр образовательного законодательства. Ресурс: http://lexed.ru. (дата обращения: 21.11.2010).
2. Федоров, Е. Монополия или развитие /Е. Федоров // Парламентская газета, № 038(2380) .17.07.2009.
3. Лопатин, В.Н. Государство и интеллектуальная собственность: переход к инновационной экономике. Актуальные проблемы теории и практики, Т. 1 / Под ред. В.Н. Лопатина. - М.: Изд-во "Юрайт", 2008. - С. 16.
4. Тверитнева, Н.Н. Экономическая оценка эффективности инвестиций в инновационную деятельность, направленную на улучшение экологии мегаполисов: Дис. ... канд. экон. наук / Н.Н. Тверитнева. - М., 2002. -С. 47.
5. Липлянина, Е.В. Инновационное развитие промышленного комплекса: системообразующие элементы межсекторальных инноваций / Е.В. Липлянина, А.И.Шинкевич // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2009. - № 5 .
© А. З. Хуснутдинов - канд. экон. наук, нач. отд. ОАО «Казанькомпрессормаш», [email protected].