Т.А. Потикян
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АРМЕНИИ
Аннотация: в статье рассматриваются принципы и формы государственного вмешательства в сектор малого и среднего бизнеса, особенности развития малого и среднего предпринимательства в современной рыночной экономике, раскрывается понятие «предпринимательство».
Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, государственная поддержка, государственное регулирование, рыночная экономика.
Большинство стран с развитой экономической системой осознали, что эффективная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса на государственном уровне является необходимым системным направлением социально-экономической политики страны. Основой для политики государственного регулирования данной сферы служит создание необходимых условий и формирование благоприятного предпринимательского климата, способствующего развитию сектора малого бизнеса. Необходимо сделать акцент на развитии данного сектора в тех отраслях национальной экономики, которые являются наиболее значимыми для социально-экономического прогресса.
Многие страны Центральной и Восточной Европы к середине 70-х годов ХХ века столкнулись с рядом фундаментальных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства. Можно выделить следующие основные проблемы: низкий уровень экспортного потенциала (слабая, недоработанная внешнеторговая политика), запоздалое начало нового этапа научно-технического прогресса, усугубившее отсутствие модернизации технической промышленности. Для решения этих проблем многие страны стали постепенно увеличивать масштабы вовлеченности малого бизнеса во всех видах и формах индивидуального производства.
Важнейшей предпосылкой для активного развития сферы малого предпринимательства в мире в рассматриваемый период является изменение парадигмы развития экономики. Акцент делается в большей степени на улучшение качественных показателей, характеризующих сам продукт, услугу, новшество. Таким образом, крупные корпорации и промышленные гиганты начинают уступать мелким, гибким предприятиями, способным быстро и оперативно адаптироваться и перестраиваться под малейшие изменения конъюнктуры потребительского спроса, что, в свою очередь, позволяет им завоевывать и увеличивать свою долю в определенных сегментах рынка и наращивать клиентскую базу. Изменения, совершаемые под влиянием современных тенденций и потребительского настроения, происходят гораздо быстрее в сфере малого и среднего предпринимательства, в то время как для осознания необходимых изменений крупным компаниям порой требуются месяцы, если не годы.
Сегодня понятие «предпринимательство» толкуется довольно широко. В качестве исходного пункта наиболее приемлемым является понимание предпринимательства как деятельности, осуществляющей организационную инновацию в целях привлечения прибыли (другого дополнительного дохода). Предпринимательство, таким образом, констатирует три необходимых элемента: организационное действие, инициирование изменений и денежный доход как цель и критерий успеха. Предпринимателя отличает активное формирование но-
© Потикян Т.А., 2013
вых организационных структур, в том числе создание совершенно новых предприятий и преобразование существующих.
Предпринимательство в масштабах малого предприятия обладает рядом особенностей, главным из которых является правовая независимость, относительно небольшие риски ресурсов и сбыта, типично использование собственных средств и «неформального рынка капитала», полная ответственность за результаты своей деятельности, личностный характер отношений между хозяином и работником и проч. [2]. Сущность малого предпринимательства можно определить как такой вид экономической (хозяйственной) деятельности, которая направлена на постоянное получение дохода (прибыли) путем вложения средств в какое-либо дело и свободной продажи результатов. Постоянное, а не разовое или случайное получение прибыли, т.е. прирост денежных средств над затратами, является главным социально-экономическим признаком предпринимательской деятельности. Исторически и логически предпринимателем имеет все основания называться только тот хозяйствующий субъект, который вкладывает средства (ресурсы) с целью их увеличения на основе комбинаций субъективных и объективных факторов. Для уяснения роли малого и среднего бизнеса в экономике разных стран целесообразно рассмотреть принципы и формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса [3].
В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизма регулирования.
Основной целью государственного регулирования сферы малого и среднего бизнеса является обеспечение благоприятного предпринимательского климата и условий для стабильного функционирования экономики как в стране, так и на международном уровне. Конечная цель данного процесса - получение стабильной выгоды.
Социально-экономическая ситуация во всех странах различна, и, учитывая определенные обстоятельства, государство применяет конкретные механизмы регулирования, которые достаточно хорошо отработаны, но могут различаться в зависимости от поставленной задачи.
Объектом нашего исследования является Республика Армения, которая до 1991 года находилась в составе СССР и работала по принципу государственного регулирования и развития территорий. С выходом Армении из состава СССР были потеряны многие хозяйственные связи, началось закрытие многих градообразующих предприятий, массовая безработица и как следствие, увеличение миграционного потока из Армении в другие страны. Произошло тотальное обнищание населения, снижение качества жизни и, следовательно, снизилась покупательная способность населения. Эти обстоятельства привели к закрытию предприятий малого и среднего бизнеса. Нестабильность обстановки в Армении привела практически к уничтожению туристической деятельности на территории страны, что также отрицательно повлияло на развитие сферы малого и среднего предпринимательства. Сегодня для разрешения этой ситуации требуется разработка принципиально новой концепции развития и поддержки малого и среднего бизнеса, которая связаны с возрождением градообразующих объектов на базе создания предприятий по принципу государственно-частного партнерства и создание акционерных обществ, объединяющих предпринимателей по одному направлению деятельности, а также развитие технопарков и бизнес инкубаторов. Возрождение сельского хозяйства, делая упор на развитии особенностей Республики Армения, развитие народных
промыслов, организация местных сообществ и поднятие сельскохозяйственной промышленности.
Для поддержки малого и среднего бизнеса необходим достаточно большой инвестиционный капитал. В качестве решения данной проблемы можно предложить создание предприятий с участием иностранного капитала и привлечение инвестором из других стран.
Можно без преувеличения сказать, что стабильное функционирования сферы малого и среднего бизнеса является важнейшим звеном, от уровня развитости которого зависит процесс обеспечения устойчивого развития экономической системы страны, и в связи с этим государство, в первую очередь, должно быть заинтересовано в создании необходимых условий для развития сферы малого и среднего предпринимательства. Изучение мировой практики показывает: обеспечение устойчивого и стабильного развития невозможно без включения программ стимулирования малого и среднего бизнеса в социально-экономическую политику страны [4]. Международный опыт показывает, что при положении сектора, когда развитие осуществляется лишь «невидимой рукой» без участия государственных органов, достижение положительного результата ограничено, в то время как сектор малого и среднего бизнеса может показать несравненно более высокие показатели роста при непосредственном государственном вмешательстве. Это определяет жизненно важную роль государственного регулирования малого и среднего предпринимательства. Полноценное развитие сферы малого и среднего бизнеса зависит от ряда факторов, формирование которых зависит от непосредственного государственного вмешательства. Это обусловлено тем, что большинство этих факторов зависят от политических решений на уровне руководства страны.
Лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 года Дж. Стиглиц характеризует необходимость государственной поддержки малого и среднего бизнеса тем, что «успехи рыночной экономики нельзя понимать лишь в понятиях узких экономических рамок. Правовые нормы, общественные институты, социальный капитал и доверие играют ключевую роль» [1]. Таким образом, из высказывания Стиглица можно сделать вывод, что государственное вмешательство или непосредственное участие напрямую влияют на формирование данных факторов.
В результате становится очевидным, что государственная поддержка, в отличие от государственного регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства, включает организационные аспекты стимулирования развития малых предприятий, в том числе помощь в организации производственной и инновационной деятельности, научно-методическое и кадровое обеспечение, физическую безопасность работников, создание системы общественной поддержки и др. Малое и среднее предпринимательство в целом, а также малые и средние предприятия промышленности, выступая субъектом предпринимательской деятельности в частности, объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Они способствуют социально-экономическому развитию и обеспечению социальной и политической стабильности, смягчают негативные последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в развитие территории. Социальная роль малого и среднего предпринимательства в обществе определяется созданием новых рабочих мест и снижением уровня системных рисков в экономике. В развитых странах малые предприятия обеспечивают работой значительную часть трудоспособного населения. Значение малого и среднего предпринимательства в рыночной экономике объясняется тем, что оно заполняет ниши неудовлетворенного спроса конечных потребителей.
Вместе с тем, анализ мировой практики развития малого и среднего предпринимательства указывает на потребность в системной поддержке со стороны государства. Особое
значение поддержка государства имеет для малых предприятий промышленности. Их государственная поддержка представляет собой систему стимулирования развития на основе применения комплекса макро- и микроэкономических инструментов и формирования организационных структур, включающих органы государственного и общественного управления для решения конкретных социально-экономических задач. При этом различают базовую модель гарантированной поддержки, под которой понимается минимальный набор гарантированных макро- и микроэкономических инструментов государственного стимулирования развития. Важным аспектом государственной поддержки является ее эффективность как результат действий, направленных на удовлетворение интересов всего общества, а не отдельных социальных групп. При этом основу государственной поддержки составляет формирование экономической, законодательной и социальной среды, способствующей созданию условий для саморазвития малых предприятий.
В зарубежных странах малое и среднее предпринимательство рассматривается через призму гармонизации социальных отношений. В этих случаях присутствуют и опека государства, и протекционизм крупных корпораций, и участие общественности. Например, в США малый бизнес институционально организован и инструментирован в государственные структуры через специальные комитеты конгресса, администрацию по делам малого бизнеса, систему региональных ассоциаций, инкубаторов, малого и среднего бизнеса. Государственную опеку над малым и средним бизнесом в США осуществляет Администрация мелкого бизнеса, задачи которой заключаются в оказании финансовой и консультативной помощи малым и средним предприятиям, содействии получению правительственных заказов, заключении контрактов с крупными корпорациями, обучении начинающих предпринимателей.
Библиографический список
1. Осадчая И. Миф и «Новый монетаризм» Стиглица // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - № 12.
2. You J.-I. Small firms in economic theory // Cambridge Journal of Economics. 2011. 19, 3:441-462.
3. Кутепова Н. Поддержка малого бизнеса как способ решения социальных проблем // Человек и труд. - 2007. - № 9. - С. 65-70.
4. Алиев Б.Х. Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса в условиях кризиса // Финансы и кредит. - 2010. - № 32. - С. 16-23.
И.Д. Элякова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) КАК ИНСТРУМЕНТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация: предложен метод тарифного регулирования на электрическую энергию в Республике Саха (Якутия) на долгосрочную перспективу, как одного из инструментов организационно-экономического механизма обеспечения электроэнергетической безопасности северного региона, учитывающий существование механизма перекрестного субсидирования потребителей региона, и заключающийся в установлении дифференцированной стоимости экономически обоснованных расходов на производство электроэнергии по энергорайонам, но в сохранении для них усредненных тарифов. Таким образом, сохраняя принцип перекрестно-
© Элякова И.Д., 2013