Т.А. Потикян
УДК 338.012
ОБЗОР МИРОВОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Аннотация. В статье рассматриваются особенности государственной поддержки малого и среднего бизнеса в странах ОЭСР, проведен краткий обзор наилучшего мирового опыта поддержки предпринимательства.
Tigran Potikyan
Keywords: Entrepreneurship, small and medium business, state support, state regulation, market economy.
Малые и средние предприятия обычно считаются основой экономики и занятости, а также движущей силой для инноваций и производства в странах с развитой экономикой. Конкурентоспособность субъектов малого и среднего бизнеса и стимулирование появления стартапов в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), являются залогом будущей экономической эффективности и предварительным условием для здоровых структурных изменений, в процессе которых традиционные секторы экономики теряют свою долю и уступают место наукоемким секторам [2].
В течение последних десятилетий страны-члены ОЭСР разработали и применили множество программ государственной поддержки в целях укрепления роли малых и средних предприятий в экономике страны. Были протестированы множество механизмов, инструментов и стимулирующих подходов для достижения вышеуказанной цели. За годы исследований общепринятым является следующий вывод: существует множество методов и механизмов поддержки малого и среднего бизнеса, но они не могут быть эффективны, если их не адаптировать под локальные характеристики и национальные социально-экономические особенности. Не существует ни одного универсального метода для решения данной задачи. Некоторые страны получали положительный эффект от децентрализованных стратегий поддержки малого и среднего бизнеса, некоторые же, особенно малые страны, наоборот, смогли осуществить поддержку малого и среднего бизнеса с помощью централизованных подходов. Некоторые страны сфокусировали свои программы на поддержку крупного бизнеса, в результате которого более мелкие предприятия становились последователями, а не лидерами роста. Другие же сосредотачивались главным образом на адресной поддержке субъектов малого и среднего бизнеса и создание конкурентоспособного класса предпринимателей (например, «Mittelstand» в Германии, субъекты малого и среднего бизнеса, ориентированные на внешнеторговую деятельность). Несмотря на все различия в стратегиях поддержки субъектов МСП, существуют также общие критерии успеха, вытекающие из опыта изучения государственных программ поддержки МСП в разных странах [3].
Начиная с 80-х годов, государственная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса стала одной из наиболее важных отраслей в политике развития частного сектора среди стран, членов ОЭСР. Все больше и больше уделяется внимание развитию промышленных районов и кластеров, например в Италии, и возрастает роль наукоемких и ориентированных на рост малых и средних компаний. Экономическая политика во многих индустриализированных странах в 70-ые - 80-ые была направлена на поддержку крупных предприятий, а субъекты малого и среднего бизнеса получали более изолированную и индивидуальную поддержку со стороны государства. Либерализация экономики, начавшаяся в 90-ых годах в странах Восточной Европы и Латинской Америки, способствовала международной осведомленности в вопросе необходимости развития малого и среднего предпринимательства в процессе нахождения новых бизнес возможностей, стимулирования инноваций, решения проблем занятости населения и производства новых продуктов.
© Потикян Т. А., 2014
Раздел I. Государственное управление и политика
С тех пор было проведено множество исследований и опубликованы отчеты по странам по теме развития малого и среднего предпринимательства. Многие из разработанных концепций и программ были протестированы, и результаты данных исследований нашли широкое применение в разных странах. Но до сих пор экономисты и ученые не нашли консенсус в вопросе являются ли малые и средние предприятия двигателем экономического роса или же его результатом в индустриализированных странах.
В первую очередь необходимо понимать различие между видами малых и средних предприятий. Некоторые из них действительно являются двигателями роста, некоторые последователями. В отличие от большинства международных подходов, которые во многом направлены на нахождение универсальной формулы решения проблемы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, необходимо понимать разницу между видами предприятий, например между высокотехнологичными и инновационными предприятиями и, так называемыми «скрытыми чемпионами», между ориентированными на производство продукции предприятиями и компаниями, занимающимися торговлей. И также необходимо понимать данные различия в процессе анализа успешных программ и стратегий. Требуются различные механизмы и инструменты для решения проблем конкретных видов предприятий [1].
В странах ОЭСР 99% всех предприятий составляют субъекты малого и среднего бизнеса, и они генерируют от 50 до 75% всей добавленной стоимости. Субъекты малого и среднего бизнеса также играют важную роль в вопросе занятости населения и аккумулируют от 40 до 80% (в зависимости от стран и статистических отчетов) всей рабочей силы. В странах ОЭСР основными аргументами государственной поддержки малого и среднего бизнеса являются:
• способность субъектов МСП обеспечить рабочим местом сотрудников, попавших под сокращение штата в крупных предприятиях;
• инновационный потенциал, вытекающий из узкой специализации;
• гибкость субъектов МСП и их способность адаптироваться под рыночные изменение, особенно в период структурных изменений в экономике;
• потенциал субъектов МСП для формирования новых инновационных отраслей с радикальными тенденциями (например, компания Apple или Microsoft в 70-х годах);
• способность субъектов МСП выявлять и осваивать новые рынки, опираясь на их экспортный потенциал.
В конце 80-х годов многие исследования были сосредоточены на анализе индустриальных районов, особенно в Италии, и показали конкурентные преимущества создания кластеров и технопарков с большим количеством субъектов МСП. Термин «малое прекрасно» (Шумахер, 1989 год), стал широко используемой фразой, означающей потенциал гибкости в субъектах МСП, способных оперативно реагировать на рыночные изменения и менять процесс производства. Данная фраза также стала синонимом любого вида поддержки малого и среднего предпринимательства. Субъекты МСП во многих странах ОЭСР рассматриваются как проводники инновационных перемен, отвечающие за внедрение новых продуктов и реагирующие на новые производственные процессы и требования рынка в период глобализации экономики. В начале 90-х годов стало также ясно, что необходимо различать проблемы и возможности для субъектов МСП в развивающихся странах, странах с переходной экономикой и развитых странах. Недавние исследования в странах ОЭСР показывают, что субъекты малого и среднего бизнеса не являются генераторами инноваций сами по себе, они способствуют развитию инноваций, но не больше чем крупные компании. Инновационный потенциал субъектов МСП сконцентрирован в некоторых наукоемких предприятиях, включая новые компании с высокими темпами роста. Согласно анализам, проведенным в 11 странах ОЭСР, среди предприятий с числом сотрудников более 10, доля компаний с высокими темпами роста составляет от 2 до 8%, в то время как среди предприятий с числом сотрудников менее 10, доля предприятий с высокими темпами роста составляет лишь 1%. Данные цифры показывают, что остальные субъекты МСП либо не участвуют, либо участвуют в меньшей степени в инновационных процессах.
В целом, необходимо отличать различные типы малых и средних предприятий и их потенциал к инновациям. Ниже перечислены типы субъектов МСП в странах ОЭСР:
• малые и средние предприятия с высоким потенциалом в наукоемких отраслях, например в области биотехнологий, информационно-коммуникационных технологии и т.д.;
• «скрытые чемпионы», например в Германии, малые и средние предприятия, специализирующиеся на экспорте продукции, например в электротехнической или автомобильной отрасли;
• средние промышленные предприятия, производящие определенные продукты для поставщиков или конечные продукты для местного и национального рынка, например, в текстильной и швейной промышленности или в различных областях производства;
• локальные компании и ремесленные предприятия, такие как, например, супермаркеты, магазины, производители ковров и т.д., которые удовлетворяют местный и национальный потребительский спрос на повседневную продукцию.
Вышеперечисленные различия между типами малых и средних предприятий могут быть также внедрены в развивающихся странах, несмотря на то, что пробелы конкурентоспособности гораздо больше. Такие пробелы вызваны гораздо более слабыми условиями для малых и средних предприятий в отношении доступа к знаниям, образованию, доступа к рынкам и финансам. Также следует уделять большое внимание институциональной и физической инфраструктуре, политическим и социальным особенностям. Данные обстоятельства и особенности также влияют на возможности роста для субъектов МСП. В контексте определения типа компании и из классификации, следует также отметить, что в развивающихся странах есть тип предприятий, которые условно можно назвать выживающими. Многие из таких предприятий образовались, не исходя из бизнес логики, а по стечению обстоятельств. Многие производители и частные предприниматели, вовлеченные в производство и предоставление услуг, могут быть определены как выживающие предприниматели. У таких предприятий или физических лиц отсутствуют какие-либо активы, бизнес ориентация и возможности. Они также не имеют никакой предпосылки для росы ввиду отсутствия бизнес навыков, управленческих способностей и стратегии развития. Такие предприятия очень редко трансформируются в конкурентоспособные компании. Тем не менее, таким предприятиям необходимо предоставить бизнес среду, которая защищала бы их экономическое положение. Такие меры включают в себя не только доступ к финансовым ресурсам, но и стимулирование создания новых рабочих мест, развитие предпринимательских навыков, а также предоставление рыночной информации. Очевидно одно: для стимулирования роста малых и средних предприятий необходимы разные подходы, разработанные с учетом всех вышеперечисленных особенностей.
Таким образом, следует отметить, что большинство стран с развитой или развивающейся экономикой уже осознали, что развитие субъектов МСП является ключевым фактором в экономической политике страны. Тем не менее, за последние 20 лет стало очевидно, что лишь принятие программ развития малого и среднего бизнеса не является достаточной мерой для решения проблем в данной сфере. Гораздо более важное значение следует придавать здоровому сочетанию различных подходов, таких как развитие кластеров и стимулирование инноваций, селективные промышленные инициативы и т. д.
Библиографический список
1. EU 2007: Small and medium-sized enterprises (SMEs) Models to reduce the disproportionate regulatory burden on SMEs, European Commission Enterprise and Industry Department Information Website [Электр. ресурс]: http://ec.europa.eu/enterprise/policies/ sme/business-environment/administrative-burdens/index_en.htm.
2. EUROSTAT 2010: Science, Technology and Innovation Europe [Электр. ресурс]: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KS-32-10-225/EN/KS-32-10-225-EN.PDF.
3. World Bank 2011: Doing Business in a more transparent world, Report 2012.