УДК 332.14:331.105
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РАЗВИТИИ ПРОМЫШЛЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ В РЕГИОНЕ
THE ROLE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL-EDUCATIONAL CLUSTERS IN THE REGION
Р.Н. Великанский, Н.А. Силкина R.N. Velikanskiy, N.A. Silkina
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат», Россия, 398040, г. Липецк, пл. Металлургов, 2 Belgorod State National Research University, 85, Victory St., Belgorod, 308015, Russia OJSC «Novolipetsk steel», Metallurgov square, 2, Lipetsk, 398040, Russia E-mail: [email protected], [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается проблема дефицита человеческого капитала в регионе, которая может быть решена на основе повышения уровня партнерства субъектов хозяйствования в промышленности и образовании. Проводится теоретический анализ концепций государственно-частного партнерства, рассматривается промышленно-образовательный кластер как одна из возможных форм. Авторы на примере Липецкой области с доминирующей специализацией в отрасли металлургии разрабатывают модель взаимодействия стейкхолдеров промышленно-образовательного кластера в регионе. Исследуется практика развития промыш-ленно-образовательного кластера региона при целевой поддержке государства, структура его финансирования.
Resume. The article considers the problem of shortage of human capital in the region. Negative trends in the functioning of the Russian economy, the need to improve production efficiency through the introduction of new technologies and modernization of production motivate the business community to address issues of professional education. In the context of solving this problem in the regions is actively undergoing the process of clustering industries and education.
The aim of the study is the analysis of practice of development of industrial education cluster in the region using opportunities for public-private partnerships.
On the basis of scientific methods all components of the shortage of human capital in the region. Performed theoretical analysis of public-private partnerships, industrial education cluster. The authors on the example of Lipetsk region with a dominant specialization in the field of metallurgy to develop a model of interaction between stakeholders in industrial education cluster in the region. The conclusion is made about the prospects of such a public-private partnership, as it is fully capable to solve a wide range of human, socio-economic and educational problems.
Ключевые слова: промышленно-образовательный кластер, государственно-частное партнерство, стейкхолдер, этапы формирования кластера, структура финансирования кластера, модель взаимодействия участников промышленно-образовательного кластера.
Key words: a cluster of industrial-educational, public-private partnerships, stakeholder, stages of formation of the cluster, the financing structure of the cluster model of interaction between participants of educational-industrial cluster.
Введение
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определяет в качестве одной из ключевых проблем, с которой сталкивается экономика как в целом в России, так и в отдельных регионах, дефицит человеческого капитала как основы экономического развития. Негативные тенденции функционирования экономики РФ, отмечающиеся в последние годы, и необходимость повышения эффективности производства за счет внедрения новых технологий и модернизации производства мотивируют представителей бизнес-сообществ включаться в решение вопросов профессионального образования. Основными составляющими данной проблемы являются: возрастание потребности в квалифицированных работниках, способных решать сложные производственные задачи промышленных предприятий; несоответствие характера и уровня подготовки выпускников профессиональным требованиям, предъявляе-
мым работодателями; недостаточное сочетание в образовательном процессе теоретических знаний с глубоким пониманием производственных процессов и действующих технологий; неспособность системы профессионального образования успешно решать данные проблемы без активного участия работодателей. Это подтверждают, как результаты экспертных опросов руководителей кадровых служб и производственных подразделений, проведенных в различных регионах на предприятиях металлургического сектора экономики [7], так и результаты исследований, организованных в других отраслях промышленности [4].
Опыт стран - лидеров мировой экономики указывает России на перспективные способы решения данных проблем, среди которых можно выделить развитие в регионах государственно-частного партнерства. Приоритетным драйвером такого партнерства является взаимная заинтересованность стейкхолдеров данного процесса (государство, образовательные организации, бизнес и общество) в подготовке профессиональных кадров, чьи знания, навыки, профессиональные и управленческие компетенции соответствуют требованиям современной инновационной экономики.
Согласно определению, данному Организацией экономического сотрудничества и развития, «партнерство» - это системы сотрудничества, основанные на открытых соглашениях между различными институтами, подразумевающих понимание совместно принятых планов и совместную работу [8]. Наиболее точным и полным определением партнерства в системе профессионального образования, на наш взгляд, является определение, данное Задориной М.А. и Тесленко И.В.: «взаимодействие предприятий (работодателей), общественных организаций, государственных органов власти (в сфере образования, труда и занятости), учреждений профессионального образования, профессионально-педагогического сообщества и граждан, которые намереваются получить, получают или уже получили профессиональное образование (обучающиеся образовательных учреждений, их родители, работники), действующих на основе консенсуса и взаимного учета интересов и потребностей в целях повышения эффективности профессионального образования и удовлетворения спроса на профессиональные компетенции рабочей силы на рынке труда» [2].
Виды деятельности, необходимые для партнерства в профессиональном образовании: анализ потребностей в обучении; разработка содержания обучения; организация производственной практики студентов; участие работников предприятия в проведении семинаров и занятий в учебных заведениях; трудоустройство выпускников; участие работодателей в определении требований к выпускникам в части умений и компетенций и в итоговой оценке качества выпускников; стажировка преподавателей на предприятиях; предоставление материалов и оборудования учебным заведениям; профориентация и консультирование [5].
Каждый из участников партнерства имеет свои прагматичные интересы и цели. Государство заинтересовано в исполнении бюджета путем налоговых поступлений и сохранении рабочих мест для общества; учреждения профессионального образования нацелены на подготовку студентов в соответствии с образовательными стандартами и выпуск на рынок труда рабочих и специалистов, соответствующих требованиям бизнеса; бизнес - в высокой капитализации компании путем квалифицированных действий персонала; обществу необходима возможность трудоустройства, достойная оплата труда, профессиональное и карьерное развитие.
Основной принцип, заложенный в программах, реализуемых в настоящее время в системе профессионального образования, состоит в том, что заказчиком образовательных услуг являются общество и работодатели как конечные потребители данных услуг. Сегодня представители бизнес-сообществ активно привлекаются к созданию образовательных стандартов, обновлению инфраструктуры и содержания обучения в учреждениях среднего профессионального и высшего образования, развитию научного потенциала. На наш взгляд, успешным примером сотрудничества государства и бизнес-сообществ в регионах стала Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы [6]. Ее целью является приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда, в рамках реализации которой предусмотрены следующие мероприятия:
- разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации;
- поддержка развития объединений образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов;
- улучшение материально-технической базы сферы профессионального образования.
Данная программа направлена на развитие центров профессионального образования более
чем в 30 регионах России. Выбор направления (отрасли) развития центров профессионального об-
Результаты исследований
Серия Экономика. Информатика. 2016. №2 (223). Выпуск 37
разования в каждом регионе зависит от специфики, особенностей кластеризации региональной экономики.
Следует отметить, что в последнее время усиливается интерес к кластерному подходу со стороны академических и прикладных исследователей. В качестве систем региональной экономической активности кластеры интенсивно развиваются, пользуясь преимуществом географической близости входящих в него участников, возможностью совместного использования имеющихся ресурсов. В настоящее время в такие конгломерации активно включаются не только представители бизнес-сообществ, объединенные едиными экономическими интересами и производственным циклом, но и учреждения системы профессионального образования, представители органов государственной власти. Эффективные кластеры опираются на региональные особенности, которые превращаются в источник конкурентных преимуществ региона.
В Липецкой области, являющейся одним из ведущих промышленных регионов России, на территории которой расположено ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат», входящее в холдинговую металлургическую структуру с вертикальной интеграцией - компанию НЛМК, реализуется региональная программа развития профессионального образования, направленная на модернизацию системы профессионального образования в области металлургии. Сегодня в регионе создан промышленно-образовательный кластер, в который наряду с Администрацией Липецкой области, учреждениями высшего и среднего профессионального образования - Липецкий государственный технический университет (далее ЛГТУ), Липецкий металлургический колледж (далее ЛМК), Липецкий политехнический техникум (далее ЛПТ), входит ведущий работодатель региона -ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат».
Практика реализации проектов государственно-частного партнерства не нова для ОАО «НЛМК» и учреждений профессионального образования. В 2007 г. совместно с Липецким политехническим техникумом внедрена инновационная образовательная программа в рамках приоритетного национального проекта «Образование» - «Рабочие кадры металлургии». В 2009 г. право участия в нацпроекте «Образование» при активной поддержке Новолипецкого металлургического комбината выиграл Липецкий металлургический колледж. Вложения ОАО «НЛМК» в рамках реализации данных проектов составили более 138 млн руб., такой же объем средств был выделен из федерального бюджета. Все средства были направлены на совершенствование и модернизацию учебного процесса, внедрение новых обучающих технологий, закупку современных учебно-методических комплексов и ремонт помещений.
Модель взаимодействия участников металлургического промышленно-образовательного кластера Липецкой области (рис. 1) ориентирована на совместное участие всех стейкхолдеров. Залогом успешного функционирования модели промышленно-образовательного кластера является эффективное участие всех элементов, которое должно обеспечиваться за счет:
- формирования социального заказа;
- разработки и экспертизы образовательных программ;
- создания центра сертификации выпускников.
При формировании социального заказа необходимо под руководством координационного совета осуществлять мониторинг среднесрочных и долгосрочных потребностей металлургической отрасли и региона в профессиональных кадрах и на его основе осуществлять комплексное планирование объема и структуры подготовки кадров, определять контрольные цифры приема на бюджетные места в учреждения профессионального образования.
Для разработки и экспертизы образовательных программ профессионального образования всех уровней необходимо прямое участие работодателя. Это позволит, опираясь на действующие корпоративные профессиональные стандарты ОАО «НЛМК», компетентностный подход и модульную систему образования, разработать программы, отвечающие требованиям работодателя.
На базе региональных ресурсных центров профессионального образования Липецкой области целесообразно создать центр независимой сертификации выпускников всех уровней профессионального образования.
Реализация модели металлургического промышленно-образовательного кластера в Липецкой области предусматривает привлечение средств работодателей в объеме более 250 млн рублей, в том числе на выполнение мероприятий, связанных с модернизацией учебно-материальной базы образовательных учреждений, создание условий для проведения производственной практики студентов, стажировки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, мастеров производственного обучения, участие в разработке и экспертизе основных профессиональных образовательных программ, реализацию профориентационной работы в школах региона. 220 млн рублей выделено на создание промышленно-образовательного кластера из средств федерального и регионального бюджетов.
Рис. 1. Модель взаимодействия участников металлургического промышленно-образовательного
кластера Липецкой области Fig. 1. The model of interaction of participants of the metallurgical industrial-educational cluster in the
Lipetsk region
Анализ классификаций экономических кластерных образований представили в статьях российские исследователи ЮЛ. Владимиров, В.П. Третьяк [l], О.А. Ломовцева, С.Ю. Соболева, А.В. Соболев [3]. Наибольший интерес для нас представляет подход, согласно которому в качестве основания классификации рассматривают стадию жизненного цикла кластера. Данная классификация во многом коррелирует с представленными на рисунке 2 этапами в контексте реализации структуры финансирования промышленно-образовательного кластера в Липецкой области.
Затраты на предварительном этапе (стадия pro-кластера) включают комплекс мероприятий на выполнение работ по первичному отбору, оценке, разработке полной проектной документации. Сумма данных затрат составляет от 10% общего объема финансирования проекта. Разделение рисков по финансированию данных работ мотивирует компанию к дальнейшему участию в проекте и повышает качество разрабатываемой документации.
Сгадви жизнен, цикла прол ы шл ен I ici -образовательного кластера
H иды затрат по про иншленно-( >Г) раж > ват. кластеру
Источники финансирования п ром 10 щленно-образовательного кластера
О = <
о., и W
~ С
Э Ц
2 о
Z3
S =
_ о
5 LO = О Ы
е-
1 Разработка первичных доку:атен-тои: затраты предприятия
Предел рительны ft этап \ \ Затраты на
/ .^разработку проекта Разработка полной документации- на условиях софинансир.
Модерн и эация учрежден ни профобразования
Реализация образовательного процесса
Знтр(|ты на Л!ОДер Е1И-
зацию оборудования, ойразовател ьного ' процесса
Ьи1дж^гаыё ср^ДСГна — на
уклони я х соф™ на нем [юпаиин
Основные средства — инвестиции предприятия
Теку Ш1 ie затраты
Бюджетные сродства в виде прямых расходов на профобраз.
Средства предприятия на реализацию образаватешлш и
[] |н)фирн (Î Е IT; П ^ИОННЫХ II]Kïrpil M M
Рис. 2. Структура финансирования промышленно-образовательного кластера Липецкой области Fig. 2. The structure of financing of the industrial-educational cluster in the Lipetsk region
На стадии собственно кластера осуществляется второй пул затрат, направленный на модернизацию учреждений профессионального образования. Он включает в себя средства на реконструкцию и модернизацию зданий, закупку современного оборудования, разработку образовательных программ в соответствии с принятыми корпоративными профессиональными стандартами, создание центра независимой сертификации выпускников учреждений профессионального образования, внедрение дуальной системы обучения, повышение квалификации и стажировку профессорско-преподавательского состава учреждений профессионального образования, направленную на
знакомство с современными образовательными технологиями, внедряемыми на металлургическом производстве в компании. Объем затрат на данной стадии жизненного цикла кластера составляет почти 70%.
На следующей стадии рсз1:-кластера реализуется третий пул затрат, который связан с текущими затратами. Он включает затраты на реализацию профориентационной работы в школах и учреждениях профессионального образования, стипендиальные программы для студентов, обучающихся по приоритетным для компании профессиям и направлениям подготовки, программы дополнительного профессионального обучения студентов на действующем производстве, стимулирующие выплаты выпускникам учреждений профессионального образования, трудоустроившихся в компанию, материальную поддержку молодых работников и т.д. Данная стадия, согласно рассматриваемой классификации кластеров является завершающей, но уже сегодня можно смело сказать, что по итогам реализации целевой программы развития образования, взаимодействие ведущего работодателя региона и учреждений профессионального образования будет продолжено. Ежегодный объем средств, выделяемый ОАО «НЛМК» на реализацию образовательных проектов системы профессионального образования региона, составляет более 50 млн рублей.
Таким образом, основными направлениями партнерства администрации Липецкой области, предприятия и учреждений профессионального образования являются:
- совместная разработка программ обучения студентов с целью качественной подготовки будущих работников ОАО «НЛМК»;
- совместное финансирование развития учебно-материальной базы;
- организация всех видов практики студентов;
- реализация программ дополнительного образования;
- материальная поддержка преподавателей в виде выплаты грантов по результатам ежегодной оценки их деятельности (успеваемость студентов, методическая работа, повышение квалификации и т.д.);
- участие руководителей предприятия в качестве председателей и членов Государственных аттестационных комиссий образовательных учреждений;
- реализация стипендиальных программ;
- профориентационная работа по повышению престижа технического образования и повышению конкурса в учебные заведения.
Выводы
Подобные практики реализации государственно-частного партнерства ведущего работодателя региона и учреждений профессионального образования позволяют создать единую промыш-ленно-образовательную среду, в основе которой заложен принцип приоритетов и инициатив, транслируемый в конкретные действия по профессиональной подготовке специалистов, отвечающих требованиям работодателя.
Данный проект является, на наш взгляд, одним из самых перспективных на сегодняшний день, его можно отнести к межотраслевому государственно-частному партнерству. Следует отметить, что этот вид партнерства одновременно является и наиболее капиталоемким. В тоже время, учитывая его условную бессрочность в стратегической перспективе, такой проект является наиболее эффективным, способным максимально полно решать широкий спектр кадровых, социально-экономических и образовательных задач.
Список литературы References
1. Владимиров Ю.Л., Третьяк В.П. О классификациях кластеров предприятий. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.riep.ru/lib/getfile.php?t=p&n=05000146 (accessed 3 January 2015).
Vladimirov Ju.L., Tret'jak V.P. O klassifikacijah klasterov predprijatij [On classifications of clusters of firms]. [Electronic resource]. - URL: http://www.riep.ru/lib/getfile.php?t=p&n=05000146 (accessed
3 January 2015). (in Russian)
2. Задорина М.А., Тесленко И.В. 2013. Изучение социального партнерства в профессиональном образовании на региональном уровне. Мониторинг общественного мнения: социальные и экономические перемены. 117 (5): 67-70. _
Zadorina M.A., Teslenko I.V. 2013. Izuchenie social'nogo partnerstva v professional'nom obrazovanii na re-gional'nom urovne. Monitoring obshhestvennogo mnenija: social'nye i jekonomicheskie peremeny [Monitoring public opinion: economic and social change]. 117 (5): 67-70. (in Russian)
3. Ломовцева О.А., Соболева С.Ю., Соболев А.В. 2015. К вопросу о классификации экономических кластеров. Научные ведомости Белгородского государственного университета. 198 (1): 55-60.
Lomovtseva OA., Soboleva S.Ju., Sobolev A.V. 2015. K voprosu o klassifikacii jekonomicheskih klasterov. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta [To the question of the classification of economic clusters Scientific statements of Belgorod state University]. 198 (1): 55-60. (in Russian)
4. Макеева Т.Е, Егоршева О.И. 2008. Регулирование взаимодействия рынков труда и образовательных услуг: барьеры и принципы их преодоления. Успехи современного естествознания. 10: 95-97.
Makeeva T.E, Egorsheva O.I. 2008. Regulirovanie vzaimodejstvija rynkov truda i obrazovatel'nyh uslug: bar'ery i principy ih preodolenija. Uspehi sovremennogo estestvoznanija [The successes of modern science]. 10: 95-97. (in Russian)
5. Олейникова О.Н. 2005. Социальное партнерство в профессиональном образовании. М., Центр изучения проблем проф. образования, 82.
Olejnikova O.N. 2005. Social'noe partnerstvo v professional'nom obrazovanii [Social partnership in vocational education]. Moscow, Centr izuchenija problem prof. obrazovanija, 82. (in Russian)
6. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/#ixzz3y0Fmmfp6 (8 декабря 2015).
Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 7 fevralja 2011 g. № 163-r «O Koncepcii Federal'noj celevoj programmy razvitija obrazovanija na 2011 - 2015 gody» [On the Concept of the Federal target program of education development for 2011 - 2015 years]. [Electronic resource]. - URL:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/#ixzz3y0Fmmfp6 (accessed 8 December 2015). (in Russin).
7. Силкина Н.А. 2014. Организация профориентационной работы с учащейся молодежью на промышленных металлургических предприятиях: проектный подход. Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Белгород, 21.
Silkina N.A. 2014. Organizacija proforientacionnoj raboty s uchashhejsja molodezh'ju na promyshlennyh met-allurgicheskih predprijatijah: proektnyj podhod. [Organization of professional orientation work with students on the industrial metallurgical enterprises: the project approach]. Abstract. dis. ... kand. sociol. sciences. Belgorod, 21. (in Russian)
8. The Organisation for Economic Cooperation and Development (OECD). Available at: http://www.oecd.org (accessed 18 November 2015).