НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Экономика. Информатика.
5
РЕГИОНАЛЬНАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 332.14:658.114.2
ПРИОРИТЕТЫ И МЕХАНИЗМЫ ГЧП В ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЕМКОГО ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
РЕГИОНА
PRIORITIES AND MECHANISMS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN FORMATION OF INNOVATSION INDUSTRIAL COMPLEX REGIONS
О.А. Ломовцева, О.А. Герасименко
O.A. Lomovceva, O.A. Gerasimenko
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85 Belgorod State National Research University, 85, Victory St., Belgorod, 308015, Russia
E-mail: [email protected], [email protected]
Аннотация. Развитие эффективного механизма взаимодействия государства и бизнеса является одним из важных условий формирования эффективной промышленной политики, повышения роли инновационной активности, развития экономической и социальной инфраструктуры региона. В статье исследован опыт использования кластерного подхода в ГЧП по межрегиональному сотрудничеству в сфере фармации.
Resume. The development of an effective mechanism of interaction between government and business is one of the important conditions for the formation of an effective industrial policy, increasing the role of innovative activity, the development of economic and social infrastructure in the region. In the article is represented the experience of using the cluster approach to the public-private partnerships (PPP) on interregional cooperation in the field of pharmacy.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, промышленная политика, кластер, проект, регион.
Key words: public-private partnership, industrial policy, cluster, project, region.
Введение
Конструктивное взаимодействие бизнеса и структур государственной власти является неотъемлемым условием нормального функционирования рыночной экономики. Характер этого взаимодействия, методы и конкретные формы могут существенно различаться в зависимости от зрелости, а также национальных моделей рыночных отношений. Однако при этом государство всегда отвечает за выполнение социально-ответственных функций, связанных с общенациональными интересами, а бизнес всегда остается источником и основной движущей силой развития и приращения общественного богатства.
В современных условиях принципы государственно-частного партнерства (ГЧП) являются основой разнообразных механизмов реализации стратегий социально-экономического развития как России в целом, так и ее регионов и отраслей. В частности, реализация проектов ГЧП во многом определяет успешность проведения региональной промышленной политики.
6
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Экономика. Информатика. 2015 № 13 (210). Выпуск 35/1
Результаты исследований
Промышленная политика является обязательным инструментом государственного регулирования векторов и темпов экономического развития любой страны. Однако формы и методы такого участия государства чрезвычайно многообразны. Они определяются не только стадией цивилизационного развития общества, социально-экономическим уровнем конкретной страны, но и спецификой институциональной среды, структурными характеристиками экономики и т.д. В отечественной экономике промышленная политика давно уже является предметом активных дискуссий, в результате чего многократно менялись применяемые подходы и модели, что имело своим следствием противоречивые результаты.
Успешность проведения промышленной политики во многом определяется продуманным механизмом ее реализации. Механизм реализации промышленной политики в современном мире всегда основан на принятии комплексных решений, взаимодействии разных органов власти - и по уровням, и по сферам деятельности и пр. Выработанные в результате такого взаимодействия современные приоритеты, реализуемые промышленной политикой, можно разбить на три группы:
• обеспечение условий эффективного промышленного развития, устойчивого экономического роста, что определяет уровень благосостояния, занятости, развития требуемой инфраструктуры;
• регулирование социально-экономической жизни, меры антикризисного воздействия на экономику, обеспечение социальной справедливости (тарифная, ценовая, налоговая, социальная политика);
• поддержание на высоком уровне науки, исследований и образования, подготовки кадров, развитие НИОКР и эффективная инновационная политика.
Можно отметить, что механизм реализации промышленной политики, так же как и само ее понятие, претерпел значительные изменения. Еще в 90-е годы прошлого столетия основная модель реализации промышленной политики в нашей стране была ориентирована на развитие наукоемких отраслей, реструктуризацию традиционных отраслей и компенсационные воздействия. Последний был призван не только снизить негативные социальные последствия процесса трансформации промышленного комплекса территории, но и решить проблемы, являющиеся общими как для традиционных, так и для наукоемких отраслей (проблемы структурной безработицы, инфраструктурного обеспечения структурной перестройки промышленности, повышения «инновационноемкости» промышленного комплекса и т.д. Изменившиеся условия и новые требования к современной промышленной политике предопределяют необходимость новых способов ее реализации. Среди них необходимо отметить, прежде всего, ГЧП, федеральные и региональные институты развития, проектный и кластерный подходы. Конечно, эти способы во многом дополняют друг друга, используются в сочетании. В данной статье основное внимание уделяется формированию кластеров в региональной экономике, ибо здесь в полной мере задействованы принципы ГЧП.
Кластеры не являются абсолютной новацией в хозяйственной практике, но лишь в последние десятилетия они становятся частью и инструментом государственной промышленной политики. Такой подход позволяет реализовать новую роль частного сектора, государства, сбытовых ассоциаций, исследовательских и образовательных учреждений, прежде всего, с точки зрения их участия в инновационном процессе.
Построение кластера связано с организацией процессов технодинамики однотипных технологических систем в рамках нового, формирующегося в России технологического уклада на основе преобразования и замещения новыми технологическими решениями значительных массивов отечественных промышленных производств. Поэтому одной из основных задач формирования кластера является доведение ряда принципиально новых лабораторных технологий, основанных на новых физических принципах, до новых систем практической деятельности, что позволит перевооружить отрасли предшествующих технологических укладов. Именно кластеры являются для России реальным шансом создания системы современных промышленных платформ с учетом специфических отечественных цивилизационных оснований. В рамках кластера становится реальным продвижение от фундаментальных научных заделов к новым типам технологий и техники, на основе которых реально создание новых типов продуктов и услуг, имеющих гарантированный спрос на основе процедур системного маркетинга.
Кластерный подход в ГЧП — это не только средство достижения таких целей промышленной политики, как структурные изменения, модернизация экономики, повышение ее конкурентоспособности, усиление инновационной направленности, но и мощный инструмент регионального развития. При этом необходимо учитывать, что, поддерживая развитие кластеров
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Экономика. Информатика. 2015. №13 (210). Выпуск 35/1
7
в рамках региональной промышленной политики, невозможно копировать то, что есть в других регионах. Эффективные кластеры строятся на региональных особенностях, которые превращаются в источники конкурентных преимуществ. Кластеры как институционально-экономическая форма организации нового технологического и социо-культурного уклада являются своеобразным связующим звеном, увязывающим развитие государства и отдельных регионов. Именно кластер позволяет включать стратегические региональные решения в масштабные российские проекты.
В качестве примера приведем тот факт, что в Российской Федерации в 2009 году приказом Минпромторга утверждена Стратегия развития фармацевтической промышленности на период до 2020 года. Основной целью данной Стратегии является повышение внутренней и внешней конкурентоспособности отечественной промышленности, что должно привести к росту обеспеченности населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами отечественного производства. Амбициозная цель довести долю отечественных фармпрепаратов к 2020 году до 50% должна быть реализована путем перехода на инновационную модель развития фармацевтической промышленности, основным инструментом осуществления которой является создание на территории страны нескольких фармацевтических кластеров [Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года]. Одним из примеров реализации кластерного подхода с применением ГЧП является проект по созданию современного производства готовых лекарственных препаратов, отвечающих правилам качества производства Good Manufacturing Practice (GMP) Европейского Союза и России, требованиям Всемирной организации здравоохранения и Росздравнадзора, в рамках Соглашения о сотрудничестве, заключенном между Правительством Белгородской области и ООО «Эдванс Трейдинг».
Задачи Стратегии социально-экономического развития Белгородской области, связанные с реализацией данного проекта, заключаются в следующем:
• обеспечение перехода к инновационно-активной экономике, развитие инновационного потенциала региона;
• улучшение качества жизни населения (создание условий для благополучия и здоровья человека);
• развитие здравоохранения, физической культуры и спорта.
Для сравнения скажем, что объём рынка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) в 2012 году оценивался в 255,6 млрд. рублей и включал 563 позиции лекарственных препаратов.
Согласно ФЦП «ФАРМА 2020», к 2020 г. планируется достичь следующих показателей:
S доля лекарств российского производства в списке стратегически значимых лекарственных средств (СЛС) и ЖНВЛП должна составить 90%;
S доля отечественных лекарственных препаратов на фармацевтическом рынке в денежном выражении - 50%.
Создаваемое в регионе интегрированное Предприятие должно обеспечить к 2016 году бесперебойный выпуск фармацевтических субстанций и готовых лекарственных форм 140 медицинских препаратов, входящих в перечень важнейших лекарственных препаратов. К концу 2016 года планируется в Белгородской области организовать производство готовых лекарственных средств и субстанций в объеме 680 условных единиц и 50 т соответственно. Завод по производству фармацевтических субстанций и готовых лекарственных форм с общей ежегодной проектной мощностью не менее 680 условных единиц готовых лекарственных средств и 50 т субстанций будет построен на территории Терновского сельского поселения Яковлевского района [Соглашение №50 от 29 декабря 2012 г. «О сотрудничестве между Правительством Белгородской области и обществом с ограниченной ответственностью «Эдванс Трейдинг»].
В Стратегии помимо этого определен ряд регионов, в которых планируется создание кластеров фармацевтической промышленности, среди них, в частности, Волгоградская область. Таким образом, формирование фармацевтических кластеров в Российской Федерации является процессом, инициированным государством и реализуемым при участии и под контролем местных (региональных) и федеральных властей. Успешность данного процесса зависит от стартовых условий - присутствия в регионе фундаментальной науки, развития промышленного производства, наличия учебных заведений, систем дистрибуции и др.
8
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Экономика. Информатика. 2015 № 13 (210). Выпуск 35/1
Рис. 1. Схема взаимодействия участников проекта Fig. 1. Scheme of interaction of participants of the project
Волгоградская область имеет все необходимые предпосылки для реализации столь масштабного проекта. Научной базой для фармацевтической отрасли является Волгоградский государственный медицинский университет, объединяющий для фармакологических и фармацевтических исследований потенциал научных учреждений региона - НИИ Фармакологии Волгоградского государственного медицинского университета, Волгоградский исследовательский медицинский центр Администрации Волгоградской области, Научно-исследовательский институт гигиены, токсикологии и профпатологии, Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт Роспотребнадзора. Волгоградский государственный медицинский университет, кроме того, является ведущим учебным заведением региона, обеспечивающим профессиональными кадрами лечебные и фармацевтические учреждения.
Рис.2. Общая схема координации деятельности участников фармацевтического кластера в
Волгоградской области
Fig.2. The General scheme of coordination of activity of participants of the pharmaceutical cluster
in the Volgagrad region
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Экономика. Информатика. 2015. №13 (210). Выпуск 35/1
9
Волгоградская область - один из важнейших промышленно-ориентированных регионов Юга России. Здесь химическая отрасль является одной из ведущих и представлена такими предприятиями, как ОАО «Каустик», ВОАО «Химпром», ОАО «Волжский оргсинтез» и другими. Несмотря на экономические и другие проблемы нынешнего дня, в регионе имеется исторически сложившаяся промышленная база для дальнейшего развития и роста. Существующая в Волгоградской области фармацевтическая компания ГУП «Волгофарм», обладающая развитой и известной у населения сетью аптек, позволяет на ее базе развить сеть дистрибуции. Таким образом, условия Волгоградского региона в значительной степени способствуют успешной реализации проекта по созданию здесь фармацевтического кластера. Бесспорно, наличие всех ключевых элементов чрезвычайно важно, однако успешная реализация и развитие фармацевтического кластера зависит также от правильного построения системы управления.
Одной из слабых сторон искусственно создаваемого, в отличие от стихийного кластера, является нескоординированность действий участников, что может быть скорректировано грамотным менеджментом, повышающим эффективность взаимодействия, и построением правильной архитектоники кластера. Сложность архитектоники кластера как системы организации скоординированной деятельности разноплановых предприятий не должно приводить к усложнению его органов управления (см. рис.2). При этом должна обеспечиваться объективность принятия управленческих решений. На наш взгляд, ядром фармацевтических кластеров могут выступать присутствующие в регионах научно-исследовательские учреждения, обеспечивающие инновационный компонент кластера. А центром координации усилий участников фармацевтических кластеров должны стать специальные управленческие структуры. Данная задача является на сегодняшний момент наиболее сложной, нерешенной и актуальной.
Систему управления кластером можно рассматривать как операционную систему, которая ответственна за распределение заданий, ресурсов, коммуникаций, сроков выполнения заданий и их критериальной оценки, предполагая, однако, что определенное количество проектов может реализовываться параллельно [Соболев, 2102].
Описанный кластерный механизм является не только мощным инструментом для стимулирования межрегионального взаимодействия по производству лекарственных препаратов, но и средством достижения целей региональной промышленной политики (структурных изменений, повышения конкурентоспособности, усиления инновационной направленности и пр.). Формирование межрегионального фармацевтического кластера позволит создать в России новую высокотехнологичную отрасль промышленности, что будет способствовать модернизации экономики страны в целом.
Список литературы References
Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный режим]. - Режим доступа: http://www.pharm-medexpert.ru/pharma2020.php.
The strategy of development of the pharmaceutical industry of the Russian Federation for the period to 2020 [Electronic resource]. - Access mode: http://www.pharm-medexpert.ru/pharma2020.php.
Соболев А.В. 2012. Основные характеристики, особенности формирования региональных кластеров фармацевтической отрасли. Научные ведомости Белгородского государственного университета, № 19(138), вып.24/1: 67-68.
Sobolev A.V. 2012. Basic characteristics, formation of regional clusters pharmaceutical industry. Belgorod State University Scientific Bulletin, № 19(138), 24/1.: З67-68.
Соглашение №50 от 29 декабря 2012 г. «О сотрудничестве между Правительством Белгородской области и обществом с ограниченной ответственностью «Эдванс Трейдинг».
Agreement #50 29.12.2012 «Cooperation between the government of the Belgorod region and company «Advans Traiding»».