Научная статья на тему 'Роль государства в трансформации частно-хозяйственных интересов'

Роль государства в трансформации частно-хозяйственных интересов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЫНОК / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЧАСТНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / STATE REGULATION / NATIONAL ECONOMY / ENTREPRENEURSHIP / MARKET / TRANSFORMATION / ECONOMIC POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьева О. А.

В статье анализируются этапы становления и проблемы развития национального предпринимательства. Рассмотрен процесс трансформации частно-хозяйственных интересов бизнеса в национальную экономическую систему. Показано, что деятельность государственного регулирования находится в прямой зависимости от трансформации частно-хозяйственных интересов предпринимательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the state in transformation of private economic interests (Russia, Chelyabinsk)

The article focuses on the question of national entrepreneurship, its formation and the stages of its development. The author discusses transformation of private economic interests into the national economic system, and shows that this transformation produces a direct impact upon the process of state regulation

Текст научной работы на тему «Роль государства в трансформации частно-хозяйственных интересов»

«институт организационной культуры» с его теориями развития, доверия, трансакционных издержек и др.

Заключая, отметим следующее.

1. Институт организационной культуры — это такое благо, которое используется для организации взаимодействия совместно всеми экономическими агентами. Его назначение — снижать трансакционные издержки предпринимательской деятельности для достижения делового успеха.

2. Института организационной культуры развивается с учетом зарубежного опыта как эволюционным, так и революционным путем.

3. Основным фактором, влияющим на успех импорта института организационной культуры является характер (степень) конгруэнтности господствующих в стране норм, на основе которых функционирует данный институт. Именно от этого зависит, каким будет его развитие — эволюционным, стабильным (позитивным или негативным).

4. Под институционализмом понимается наставление, указание, образ действия. Именно со всем этим и связано предлагаемое введение в научный оборот понятие «институт организационной культуры», о путях развития которого шла речь выше.

Литература

1. Ахиезер А. Россия: критика исторического опыта. Т. 1. — М.: Философское общество СССР, 1991. — с. 71.

2. Веблен Т. Теория праздного класса. Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1984. — с. 202.

3. Войтехович Е.Н. От ресурсного подхода к ресурсной теории // Вестник инжэкона. — 2012. — № 3. — с. 38-45.

4. Минаев Д.В. Современное состояние методологии моделирования инструментов бизнеса // Вестник инжэкона. — 2012. — № 3. — С. 183-189.

5. Олейник А.Н. Институциональная экономика. Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 416 с.

6. Попов А.Н., Виноградова Н.П. Институциональная теория организационного культуростроения. — Костанай: КСТУ, 2012. — 414 с.

7. Силкина Л.Г. Экономическая теория. Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2003. — 448 с.

8. Andreff W. La crise des economies socialistes. La rupture d’un sys^me. Gränoble: PUG, 1993. — P. 12.

9. Crawford S., Ostrom E. A Grammar of Institutions // American Political Science Review. 1995. Vol. 83. № 3. P. 582-583.

10. Denzau A., North D. Shared Mental Models: Ideologies and Institutions // Kyklos. 1994. Vol. 47. № 1. P 23.

11. Kreps D. Corporate Culture and Economic Theory / Perspectives on Positive Political Economy. Ed. By Y. Alt, K. Shepsle. — Cambridge: Cambridge University Press, 1990. — P 126.

12. North D. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. — Cambridge: Cambridge University Press, 1990. — P. 93.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ТРАНСФОРМАЦИИ ЧАСТНО-ХОЗЯйСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ

О.А. Соловьева,

доцент кафедры экономико-правовых основ управления Челябинского государственного университета, кандидат экономических наук [email protected]

В статье анализируются этапы становления и проблемы развития национального предпринимательства. Рассмотрен процесс трансформации частно-хозяйственных интересов бизнеса в национальную экономическую систему. Показано, что деятельность государственного регулирования находится в прямой зависимости от трансформации частно-хозяйственных интересов предпринимательства.

Ключевые слова: государственное регулирование, национальная экономика, предпринимательство, рынок, трансформация, частно-хозяйственные интересы, экономическая политика.

УДК 330.190.2 ББК У202-21

Предпринимательское сообщество представляет собой систему взаимодействия неопределенной множественности субъектов и разнообразия связей, способных претерпевать огромное число трансформаций. Процесс формирования и развития данного общественно-экономического явления характеризуется некоторой устойчивостью, либо ее отсутствием из-за периодических изменений, происходящих в общественных отношениях. При этом соотношение между устойчивостью и неустойчивостью определяет порог устойчивости предпринимательского сообщества в целом. В глобальном плане взаимодействие между представителями бизнеса и общества, включая их правовое регулирование, является достаточно эффективным. Предпринимательское сообщество, как и иное сообщество, является объединением субъектов, имеющих общие цели, где происходит обучение и развитие специалистов, создаются альянсы, находятся новые решения для развития отрасли, формируются компании и т.д. Существенным в определении его характеристики является степень профессионализма, т.е. способности и возможности освоения предпринимательства через способ ведения хозяйства. Обеспечение условий плодотворного функционирования националь-86

ного предпринимательства должно осуществляться в процессе государственного регулирования.

«Государственное регулирования экономики» как в экономических информационных источниках, так и в общественном обиходе стали соотносить с суждениями: «государственное регулирование предпринимательства» и «государственно-частное партнерство». При этом особенности взаимодействия государственного регулирования экономики и государственного регулирования предпринимательства сопоставляются как родовое и видовое. В соответствии с этим отметим следующую зависимость между инструментарием регулирования предпринимательства и уровнем регулирующего воздействия государства на экономику в целом.

Понятие «регулирование» исключительно емкое и сфера его использования поистине неограниченна. Можно говорить о регулировании отдельным технологическим процессом, предприятием, отраслью, национальным хозяйством, процессом общественного воспроизводства, а также обществом в целом. Столь широкое употребление этого понятия предполагает более четкую его дифференциацию при определении в качестве экономической категории. Методологические аспекты сложной и многогранной кате-

гории регулирования трактуется неодинаково. Достаточно часто противопоставляются понятия «регулирование» и «руководство». Одни экономисты считают, что «регулирование» более широкое понятие, чем «руководство», другие — наоборот.

Исходя из смыслового различия понятий «руководство» и «регулирование» в процессе их применения, следует рассматривать их как специфические способы воздействия субъекта регулирования на объект регулирования. Процесс государственного регулирования можно рассматривать как опосредованное руководство субъектом хозяйствования.

В ходе анализа рассмотрим регулирование в широком и в узкоспециализированном смысле. Регулирование можно представить как сложный, во многом неопределенный, трансформируемый процесс, ибо его результативность зависит от множественного взаимодействия объективных и субъективных факторов, внешней и внутренней среды. Вследствие этого, регулированию как процессу свойственен вероятностный характер в реализации мероприятий. Эта «вероятность» тем выше, чем восприимчивее к воздействию сам объект регулирования. Вследствие этого, регулирование, являясь составной частью управления, определяет специфику его операций и последующих изменений в целях достижения оптимального результата. Так же регулированию свойственен доминирующий характер в определённый временной промежуток, будь это текущая или оперативная деятельность. Регулировать — значит дифференцировать и устанавливать приоритеты значимости в управлении.

Регулирование как процесс государственного воздействия на предпринимательство неразрывно связан с такими процессами в экономике как адаптация и конкуренция. Адаптационные процессы можно рассматривать как регулирующие при учете воздействия фактора времени. В условиях адаптации к новому периоду в национальной экономике предприниматели остро нуждаются в средствах поддержки. На адаптационный потенциал предпринимательской деятельности формирующее влияние оказывает конкуренция, которая, по словам Ф. Хайека, играет роль безличного принуждения, заставляющего хозяйствующих субъектов перестраиваться, то есть адаптироваться к вновь возникшим обстоятельствам [1]. Условия адаптации предпринимательства в конкурентных условиях постоянно меняются в соответствии с новым периодом экономического развития. Государство строит «новую экономику», а конкуренция, как катализатор, не только ускоряет данный процесс, но и содействует в селекции институтов власти, выбирая наиболее соответствующие новому периоду. При этом конкуренция, выступая фактором экономического отбора, служит источником трансформационных изменений в национальной экономике. Конкуренция и адаптация являются определяющими обстоятельствами при выборе направлений функционирования системы государственного регулирования. Происходит трансформация условий экономической среды, так как меняются социальная и политическая система ценностей, виды потребностей и средства их удовлетворения. Аналогичные трансформационные процессы совершаются и в области идеологии, культуры, науки, что приводят к смене парадигм. Следует согласиться с мнением У. Баумоля, что уровень благосостояния общества в большей степени зависит от выбора траектории предпринимательской активности, чем от общего числа предпринимателей. Однако необходимо уточнить, что траектория, устанавливается не только запросами предпринимательского сообщества, она так же обусловлена и приоритетами государственной экономической политики [2].

Необходимость в государственном регулировании бизнеса в целом определяется взаимодействием двух факторов: уровнем развития научного экономического знания и искусством государства использовать эти знания. При рассмотрении вопроса о целесообразном уровне вмешательства государства в предпринимательскую деятельность необходимо воспользоваться результатами научного анализа факторов, которые и определят интенсивность государственной интервенции в хозяйственную жизнь предпринимателя. К их числу можно отнести:

— модель экономической системы, действующую в стране;

— концепция государственного регулирования предпринимательства;

— конъюнктура внутреннего и внешнего рынка;

— выдвигаемые в качестве приоритетных микро- и макроэкономические цели;

— экономическая политика правительства.

Наличие предпринимательства, как особого сектора экономики может обеспечить необходимые экономические результаты

путем трансформации частно-хозяйственных интересов бизнеса в национальную экономическую политику. Стратегической проблемой на современном этапе развития экономической теории, является определение оптимального соотношения между масштабами вмешательства государства в деятельность бизнеса и уровнем эффективности государственного регулирования предпринимательства в конкретных исторических обстоятельствах. Государственную экономическую политику в области предпринимательства можно рассматривать как алгоритм общественноэкономических отношений с целью создания, преобразования и использования национальных ресурсов для модернизации всех сфер жизнедеятельности людей на основе сбалансированного подхода к их интересам и запросам. При тесном взаимодействии интересов государства и бизнес-сообществ возможно эффективно и результативно осуществить государственное регулирование предпринимательства. В этом случае государство выступает гарантом прав хозяйствующих субъектов и главным распорядителем всех видов ресурсов.

Государственное вмешательство тем эффективнее, чем более универсальную форму и методы оно использует. В основу государственной интервенции должны быть заложены знания законов рыночной экономики и аналитическая информация о социальной заинтересованности.

Отметим принципы, способствующие рационализации процесса государственного регулирования предпринимательства:

— системность — соблюдение логической последовательности и непрерывности мероприятий по достижению целостности результата;

— рациональность — движение к цели наиболее эффективными методами;

— аналитичность — ориентация на объективную информацию;

— транспарентность — процедура принятия резолюций согласно регламенту.

Государственное регулирование предпринимательства можно представить как процесс государственного перераспределения материальных и нематериальных ресурсов между хозяйствующими субъектами, реализуемый на принципах системности, рациональности, транспарентности с целью достижения эффективности предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность — неотъемлемая часть экономических процессов, поэтому задача государства —создать оптимальные условия для функционирования всех видов бизнеса. Для успешного развития предпринимательства необходимо сформировать у людей потребность к самостоятельной экономической деятельности, то есть мотивацию. Способы воздействия на интересы людей, с помощью которых обеспечивается их участие в производстве или иной общественно-экономической деятельности разнообразны. Среди них можно выделить внеэкономическое принуждение, экономическое воздействие, побуждающее к трудовой активности. Данные способы всегда сочетаются друг с другом. В зависимости от господствующих форм собственности, способы воздействия становятся преобладающим или образуют специфический комплекс воздействия. Мотивация это процесс, который направлен на побуждение человека к деятельности. Результатом данного побуждения является достижение личной, коллективной или общественной цели, последняя из которых, в реальных экономических условиях определяется как важнейшая составляющая организации современного предпринимательства. Многие экономисты считали прибыль в качестве главенствующего экономического мотива предпринимательской деятельности. Однако, Й. Шумпетер одним из первых обосновал значимость иной мотивации и представил развернутую трактовку неэкономических мотивов предпринимательства, разделив их на три группы [3]:

— устремление иметь «свою империю», то есть быть полновластным господином на собственном предприятии;

— желание быть победителем, которое определяется как возможность в границах собственного проекта доказать профессиональную состоятельность в условиях свободной конкуренции и самореализоваться как личность;

— возможность творить и быть новатором, то есть использовать индивидуальный потенциал в соответствие с собственными возможностями и потребностями, принося при этом пользу обществу.

Другими побудительными мотивами, обуславливающими стремление человека к хозяйственной деятельности, являются экономические интересы. Экономическую мотивацию, следует

рассматривать, как фактор, побуждающий предпринимательское сообщество к эволюционным изменениям.

В современных условиях среди целой совокупности факторов, определяющих мотивацию предпринимательской деятельности, выделяются инновационные:

— использование более совершенной техники;

— применение материалов, сохраняющих экологию;

— интеграцию нанотехнологий в организацию производства, способствующих интенсификации труда;

— инвестиционные вложения;

— усовершенствованная нормативно-правовая база.

При любых реформах в России должна сохраняться высокая степень участия государства в регулировании национальной экономики и бизнеса. История эволюции экономики показывает, что увеличение экономических свобод и ограничение государственной деятельности сами по себе не являются гарантией благосостояния нации. Государственную деятельность в сфере регулирования предпринимательства следует рассматривать как необходимый синтез экономической свободы и экономического принуждения. Одним из ведущих направлений, в современной экономической политики России, является курс на устойчивое развитие «базиса рыночной экономики», т.е. предпринимательства. Стратегия устойчивого развития предпринимательства связывают с прогрессом в сфере хозяйствования и с формированием у граждан потребности в реализации самостоятельной хозяйственной деятельности.

В истории современного российского предпринимательства целесообразно выделить несколько этапов в его развитии. Первый этап связан с советской экономикой периода 1985 г. по 1987 г., правовой основой которой был закон «Об индивидуальной правовой деятельности граждан в СССР» от 1978 г. В это время возникли коммерческие структуры посреднического толка, модифицирующиеся под предпринимательские артели, комсомольские центры молодежного товарищества и др.

Второй этап обусловлен развитием перестройки в стране и имеет временные границы с 1987 г. по 1991 г., который следует рассматривать как правовое признание предпринимательской деятельности в СССР. (Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 1986 г. «О мерах по дальнейшему повышению роли

и усилению ответственности Советов народных депутатов за ускорение социально-экономического развития»).

Третий этап — организация и становление аутентичного предпринимательства — относится к первой половине 90-х годов. На экономическом пространстве России появляются все виды собственности. В России этого периода вопросу функционирования предпринимательства практически не уделялось государственного внимания. Дело ограничивалось в основном политическими заявлениями и изданием плохо действовавших законодательных актов. Вследствие этого данный этап можно определить, как кризисный в условиях «дикого рынка» и ослабления государственной власти.

Часть трудностей и препятствий на пути становления и развития российского предпринимательства определялась за рамками самой сферы предпринимательства. Принятые федеральные Законы от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», от 4 декабря 1995 г. № 1184 «О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства», от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» не «заработали» в полной мере. Государство, доказывая основы своей деятельности, было вынуждено опираться на формы административного принуждения.

Современный этап в истории развития национальной экономики многими учеными экономистами характеризуется, как период начала формирования «новой экономики» и предпринимательства. К негативным последствиям предшествующего периода относится:

— полное разрушение производства, которое было создано советской экономической системой;

— отсутствие научной базы при организации новой экономики, что привело к нерациональному использованию ресурсов и урону экологической безопасности страны;

— наличие дисбаланса в применении экстенсивного и интенсивного подходов при функционировании производств;

— негативные изменения в структуре занятости.

Для формирования российского предпринимателя нового типа государственные институты власти должны создать стимулы для активизации национального предпринимательства.

Литература

1. Агапова И.И. История экономической мысли. — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во ЭКМОС, 1998. — 248 с.

2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2-х т. / Общ. ред. В.М. Гальперина. — СПб.: Экономическая школа. 2006. Т. 1. 352 с.

3. Шумпетер Й. Теория экономического развития / Пер. с нем. В.С. Автономова, М.С. Любского, А.Ю. Чепуренко. — М.: Прогресс, 1982. — 456 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.